что означает ель рукавом мне тропинку завесила
Стихотворение и анализ «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты
Краткое содержание
И. Шишкин. Ель. 1870-е
Мы видим лирического героя, идущего по тропинке осеннего леса. Мы наблюдаем за миром природы его взглядом. Героя одолевают сложные чувства, которые ему непросто выразить: «Шумно и жутко… – я ничего не пойму».
Состояние окружающего мира близко переживаниям поэта: шквалистый ветер отражает его душевные порывы. Неожиданно до него доносится «тонко взывающий рог». В душе сразу светлеет, он сообщает: «Сладостен звон мне глашатая медного…». Поэт, забыв о мрачных раздумьях, предчувствует скорую встречу с возлюбленной.
История создания
Поэт написал стихотворение в ноябре 1891 г., за год до своей кончины. Ему исполнилось семьдесят лет. Но, несмотря на столь почтенный возраст, произведение пронизано силой и свежестью эмоциональных переживаний. В стихотворении нет прямого упоминания о Марии Лазич, возлюбленной поэта, погибшей при пожаре, но эмоциональная отсылка к любовному переживанию присутствует в последних строках произведения.
Жанр, направление, размер
Произведение представляет собою жанр поэтической миниатюры. Это ёмкое пейзажное описание, словно запечатлённое на художественном полотне посредством кисти и красок. Объёмные образы природы усиливают сходство с картиной: создаётся впечатление, будто мы воочию видим завешенную рукавом ели тропинку путника.
Произведение написано разностопным дактилем: четырёхстопные строчки сменяют двустопные, усиливая художественное впечатление. Такое чередование создаёт ощущение налетающих порывов ветра, что соответствует общему стихотворному настроению.
Композиция
По семантическому наполнению произведение состоит из двух частей: повествование об ощущениях поэта, находящегося в лесу и повествование о звучании рога, который слышится герою. Произведение включает три катрена, продолжающих друг-друга:
Первый катрен – передаётся состояние безысходного смятения. Герой находится в лесу. Он запутывается в своих переживаниях, словно в лесных дебрях.
Второй катрен – он, хотя и передаёт чувство безысходности, но герой уже слышит звучание рога.
Третий катрен – передаёт полную смену настроения героя. Поэт использует восклицательные предложения: это радостная часть. Душевное состояние героя улучшается, так как он видит надежду. Прошлые эмоции кажутся беспочвенными: «Мёртвые что мне листья!»
Образы и символы
В произведении присутствуют четыре основных образа, способствующих раскрытию темы:
Темы и настроение
Тема произведения – это триада: одиночество, человек, природа. Окружающий мир мы видим глазами лирического героя. Тот обнаруживает тропинку, закрытую рукавом ели. Мы узнаём, что герой находится в лесу совершенно один. Одиночество вызывает у него тяжёлые переживания, в которых сложно разобраться.
Основная идея
Основной идеей произведения является мысль о том, что в любой, даже самой непростой ситуации, не стоит сдаваться и опускать руки. Поэт уверен: надежда есть всегда. Звук рога в произведении – это символ света в конце туннеля, на который заблудившийся путник идёт. Он должен найти нужную ему тропинку в лесу и вернуться к жизни.
Средства выразительности
Фет описывает окружающий мир и душевное состояние героя с помощью следующих средств выразительности:
Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета
Всего получено оценок: 72.
Всего получено оценок: 72.
Пейзажная лирика занимает в творчестве А. Фета почетное место. Поэт видел не просто оболочку природы, он ощущал её душу. В стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила» автор передаёт красоту мгновения в картине природы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ель рукавом мне тропинку завесила» по плану, который пригодится для урока литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ель рукавом мне тропинку завесила.
История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».
Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.
Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые продолжают друг друга.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – разностопный дактиль (двух-, трёх-, четырёхстопный), рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые, что мне листы».
Эпитеты – «странник бедный», «нежно приветствуешь».
История создания
«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблён в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться из-за тяжелого материального положения. О своём решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.
А. Фет всю жизнь хранил тёплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта. В стихотворении тоже есть намёк на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Стихотворение было напечатано в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был ещё жив.
Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной лирике.
В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подаёт лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесу один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых трудно разобраться.
Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: « всё гудёт и колышется ».
Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и « мёртвые листы » уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника, « глашатая медного ». Под образом странника, может быть, и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор ещё надеялся встретиться с ней снова.
Композиция
Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, звук рога и связанные с ним переживания лирического героя. Смысловые части одинаковые по объёму, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутреннее состояние лирического героя.
Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль чередуется с трёх- и двустопным дактилем. Рифмовка в тексте перекрёстная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
В произведении отражены чувства и переживания лирического героя, его взгляд на мир и природу. Всё это говорит о том, что перед нами лирическое стихотворение.
Средства выразительности
Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета
Афанасий Фет – русский поэт девятнадцатого века, создатель такого поэтического жанра как лирическая миниатюра. Его творчество не отличается разнообразием тем – его не интересовали вопросы общества, только “чистая поэзия”. Главной для Фета остаётся красота, включающая в себя природу и любовь. Творчество поэта ярко выражает его лиричность, выразительные образы, мелодичная и красивая речь.
Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» поэт написал осенью 1891 года, примерно за год до своей смерти. Несмотря на то, что Фету в то время было уже семьдесят лет, стихотворение удивительно свежо и поражает читателя лёгкостью и открытостью эмоциональных переживаний, испытываемых поэтом.
В этом произведении поэт передаёт эмоциональное состояние лирического героя через изображение окружающего его мира. Фет передаёт своё душевное волнение и ощущение грядущих изменений, помещая героя в осенний лес, в центр ветряной бури, оставляя его запутанным собственными смутными ощущениями:
“Шумно, и жутко, и грустно, и весело, – Я ничего не пойму.”
Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть изображает картину окружающей героя природы, которая передаёт его душевное состояние. Рассказчик понимает, что не может разобраться в той буре, что царит в его душе, но основным в ней является предчувствие чего-то грядущего. Во второй же части произведения герой слышит “тонко взвывающий рог”, то, чего он ожидал. Он воспринимает это как приветствие себе, “страннику бедному”, и его настроение меняется, ему уже не страшен шумный, бушующий лес:
“Сладостен зов мне глашатая медного!” “Мертвые что мне листы!”
Стихотворение является лирической зарисовкой с яркими образами “мертвых листов”, “глашатая медного”. Поочередная смена коротких и длинных строк создаёт рванную, порывистую ритмику стихотворения, его особую музыкальность. Главным образом в произведении является бушующий ветер, передающий душевное смятение героя и задающий тон описанию.
Стихотворение становится ясно для восприятия, если знать биографию поэта, в которой присутствовала трагически окончившаяся любовь, чей зов он слышит в осеннем лесу. Поэт открывает перед нами душу, показывая царящее там смятение и надежду на встречу с милым другом, которую ему подаёт “зов … глашатая медного”. Изображение лирического героя в момент максимального эмоционального и душевного напряжения на фоне прекрасного мгновения позволяет нам прочувствовать те переживания, которые терзали Фета.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ель рукавом мне тропинку завесила.
История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».
Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.
Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою. Формально стихотворение состоит из трех катренов, которые продолжают друг друга.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырех- и двустопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы».
Эпитеты – «странник бедный», «нежно приветствуешь».
Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых великих поэтов девятнадцатого века и за всю историю в целом. Работал Фет в основном над лирической поэзией, всегда показывая в своих стихах любовь с природой, всё это он передавал своим читателям. Именно к такому жанру поэзий и относится это стихотворение.
Данное стихотворение Афанасий Афанасьевич написал в 1891 году и как считают критики, оно посвящено любимой женщине Фета – Марии Лазич. Хоть Фет и был инициатором разрыва отношения с девушкой, он не мог простить себя за потерянную любовь и показывал всю свою печаль в стихах. И это подтверждается в последней строфе стихотворения: « Нежно приветствуешь ты».
Фет использовал довольно сложный вид рифмовки – перекрестную рифмовку, что придавало стиху особое звучание, свою собственную атмосферу. В этом стихе он повествует об осени, о всех её чудесах, о всех её красках, об эмоциях, которые появляются при виде осени.
Как и в большинстве других стихотворениях, Фет использует четырёхстопный хорей, полные и неполные предложения чередуются, используются междометия, а восклицание в конце передаёт полное настроение поэта. Именно его он пытается передать читателям в своих строках, желая, чтобы они вместе с ним окунулись в эту атмосферу и увидели всю красоту, которая происходит вокруг них.
В первой строфе Фет раскрыл свое сердце, а именно показал все одиночество, что царило в нем. Во второй строфе поэт далёкими звуками выражает обеспокоенность. Ну а в последней строфе он показывает желание воссоединиться со своей любимой, которая уже покинула этот мир.
Если внимательно посмотреть на строение первой части, то можно заметить, что автор использует только олицетворение, не используя метафоры с эпитетами. Чего не скажешь о второй части, которая богата и на метафоры, и на эпитеты. Хоть автор и ярко описывает, придавая очень много красок стихотворению, оно является грустным, ведь четко отслеживается желание героя убежать от одиночества и холода.
История создания
«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться, из-за тяжелого материального положения. О своем решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.
А. Фет всю жизнь хранил теплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта. В стихотворении тоже есть намек на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Этим и объясняется, что стих был напечатан в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был еще жив.
Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной поэзии.
Вариант 4
Весь заключительный период литературного творчества Афанасия Фета связан с одним единственным человеком – Марией Лазич, которая являлась польской красавицей, ранее он был влюблен в нее. Но он не захотел связывать с ней свою жизнь из-за материального положения, потому что мечтал, что брак поможет восстановить ему доброе имя и имущество, которого его лишили в 16 лет. Молодой человек разорвал отношение с несостоятельной девушкой, но потом серьезно жалел о собственном выборе, который дался ему совсем не просто. Мария Лазич скончалась через некоторое время при достаточно трагичных условиях, а сам Афанасий Фет всегда будет винить себя в совершенном.
Если стихи, которые были написаны в раннем творчество были легкими и наивными, фактически в каждой строчке автор восторгался происходящим в окружающем его мире. Стихотворение, которое получило название «Если ель рукавом мне тропинку завесила…», было создано в 1891 году, и не стало исключением. Оно появляется на свет после того, как автор уже посвятил возлюбленной целый цикл произведений, а теперь снова вернулся к описанию пейзажей. Но он пропускает все описания через собственную душу, поэтому они теряют легкость, и становятся грустными и тоскливыми.
За это время Афанасий Фет в полной мере осознал, что такое горечь потери, а очевидцы утверждают, что на фоне горя он поврежден рассудком, не может грамотно формулировать мысли и описывать происходящее, он полностью замыкается в себе и не может рассказать окружающим о собственном горе. Никто не мог разгадать странности поведения поэта, который отказывался публиковать стихотворения, посвященные Марии Лазич, которые будут опубликованы только после его гибели, благодаря супруге, нашедшей его заметки и дневники.
Но стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» было опубликовано еще до его смерти, оно было опубликовано в сборнике, получившим название «Вечерние огни».
В самом произведении содержится косвенный намек на чувства к Марии Лазич, но человеку, которые не посвящен в его личные тайны, не сможет отыскать этого намека. Со стороны может показаться, что Афанасий Фет серьезно увлекся философской тематикой, но на самом деле стихотворение содержит больше интимных тем, которые близки автору.
Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку завесила по плану
«Ель рукавом мне тропинку завесила…» Афанасий Фет
Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело,- Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудёт и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты.
В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подает лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесе один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых тяжело разобраться.
Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: «все гудёт и колышется».
Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и «мертвые листы» уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника так же нежно, как «глашатай медный». Под образом странника и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор еще надеялся встретиться с ней снова.
Жанр и стихотворный размер
Стихотворение написано в жанре элегии: это эмоциональный результат философского размышления над серьёзными проблемами жизни. Ранние стихи Фета отличаются лёгкостью, наивностью и восторженностью, поздние же, наоборот, затрагивают вопросы философии, а образ его погибшей возлюбленной незримо присутствует даже в пейзажной лирике.
Произведение также можно отнести к излюбленной Фетом поэтической миниатюре: это небольшая зарисовка пейзажа, словно запечатлённая в картине художника. Яркие образы природы только добавляют сходства с творением живописи: кажется, что при чтении читатель так и видит, как рукав ели завешивает человеку тропинку.
Стихотворный размер — четырёх- и двустопный дактиль. Рифмовка — перекрёстная АВАВ, присутствуют мужские и женские рифмы. Поэт использует разностопные строки и чередует их. Именно благодаря чередованию коротких и длинных строк создаётся удивительная рваная и порывистая ритмика произведения, за счёт которой можно провести ассоциацию с порывами ветра, сбившимся шагом путника в лесу и его прерывистым от волнения дыханием. Как и другие стихотворения Фета, этот стих очень музыкален и имеет свою особую мелодию, передающую взаимодействие человека с природой.
Средства выразительности
Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор: «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы». Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует.
Основная мысль и композиция
Композиционно произведение делится на 3 четверостишия, которые связаны между собой по содержанию и продолжают друг друга:
По смыслу стихотворение сюжетно делится на 2 части. В первой описывается природа, блуждание человека и его внутренний мир, во второй — рассказывается о звуке рога и об эмоциях, которые он вызвал. Эти две сюжетные части одинаковы по объёму и не переплетаются между собой. Такое разделение очень удобно и позволяет автору уделить внимание и пейзажной зарисовке, и состоянию души лирического героя.
Идеей произведения может стать мысль, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации, не стоит опускать руки. Всегда есть надежда и выход из сложившегося положения. Звук рожка в стихотворении — как свет в конце туннеля, на который заплутавший странник идёт, чтобы выйти на нужную лесную тропинку и вернуться к жизни.
Однако, зная биографию автора и историю о его трагически ушедшей любви, можно интерпретировать смысл произведения по-другому. Долгий жизненный путь представляется ему как бесцельное блуждание по лесу, не принесшее ему долгожданного счастья. На склоне лет он устал от этого пути и окончательно запутался. «Зов глашатая медного» — это призыв его любимой из иного мира, которая ждёт его, приветствует и хочет скорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боится смерти, верит в реальность загробного мира и надеется, что там сможет увидеть ту, кто изначально была предназначена ему судьбой, и искупить свою вину перед ней.
Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета
Всего получено оценок: 74.
Всего получено оценок: 74.
Пейзажная лирика занимает в творчестве А. Фета почетное место. Поэт видел не просто оболочку природы, он ощущал её душу. В стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила» автор передаёт красоту мгновения в картине природы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ель рукавом мне тропинку завесила» по плану, который пригодится для урока литературы в 6 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ель рукавом мне тропинку завесила.
История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».
Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.
Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые продолжают друг друга.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – разностопный дактиль (двух-, трёх-, четырёхстопный), рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые, что мне листы».
Эпитеты – «странник бедный», «нежно приветствуешь».
Краткий анализ стиха «Ель рукавом мне тропинку завесила»
Вариант 1
Один из величайших русских поэтов девятнадцатого столетия – Фет Афанасий Афанасьевич, среди работ которого много лирической поэзии. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» тоже принадлежит к жанру лирики.
Оно было написано в 1891 году, и по мнению многих критиков относится к циклу стихотворений о любви поэта к Марии Лазич. Несмотря на то, что Фет сам прервал отношения с Лазич, он очень долго жалел об этом, выражая тоску по потерянной любви в своих стихах. На то, что стихотворение посвящено именно ей, намекают последние строчки.
Стихотворение написано четырехстопным хореем, который присущ стихам Фета. Многочисленные повторения, чередование полных и неполных предложений, употребление междометий и восклицаний создают уникальный ритм, который в точности отражает настроение лирика.
В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная, что ее уже нет в живых.
Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.
Это интересно: Роман «Отцы и дети» читать Тургенева в кратком содержании.
Вариант 2
Стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (1891 г.) на первый взгляд относится к традиционному для поэта жанру пейзажной лирики. Однако многие исследователи его творчества считают, что в нем содержится скрытое указание на главную трагедию в жизни Фета.
В молодости он был страстно влюблен в М. Лазич, но предпочел любви благосостояние, женившись на богатой невесте. Обеспеченная жизнь не доставляла поэту счастья, что было причиной его постоянного душевного конфликта. Его возлюбленная трагически погибла, и Фет до конца жизни винил себя в ее смерти. Многие неопубликованные при жизни произведения он посвятил своей первой любви. Поэтому это стихотворение многие критики относят к любовной лирике Фета.
Лирический герой находится один в глубоком лесу. Его душа испытывает множество противоречивых чувств («и грустно, и весело»). Автор сам не может разобраться, какое из них является преобладающим. Природа живет своей жизнью, не обращая на героя никакого внимания: поднимается ветер, колеблется листва под ногами.
Внезапно ситуация меняется. Лирический герой слышит громкий звук, резко нарушающий его одиночество. Можно предположить, что автор изобразил заблудившегося в лесу путника, которые еще не осознал до конца серьезность своего положения. Звук рога выводит его из задумчивости. Герой понимает, что он приносит ему спасение от возможной гибели в одиночестве.
К концу жизни Фет все чаще задумывался над смыслом и значением прожитых лет. Отвержение М. Лазич он считал своей главной ошибкой, кардинально изменившей судьбу обоих влюбленных. С учетом этого можно предположить, что в образе путника в дремучем лесу автор представлял себя на склоне лет.
Долгая жизнь подобна бесцельным скитаниям. Она быстро пролетела и не принесла долгожданного счастья. В образе «зова глашатая медного» Фет представляет призыв своей давней возлюбленной из другого мира.
Она приветствует «странника бедного» и желает поскорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боялся смерти, он многое познал в своей жизни, но так и не достиг идеала. Жизнь уже не может принести ему ничего нового. Бессильная старость доставит только боль и страдания.
Фет надеется на существование загробного мира в любой форме, лишь бы в нем он смог наконец-то встретиться с той девушкой, которая была предназначена ему судьбой. Вина в ее преждевременной гибели до сих пор тяготит поэта, поэтому он считает, что своей смертью сможет искупить тяжелый грех.
История создания
«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблён в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться из-за тяжелого материального положения. О своём решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.
А. Фет всю жизнь хранил тёплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта. В стихотворении тоже есть намёк на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Стихотворение было напечатано в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был ещё жив.
Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной лирике.
Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось.
Фет сам предложил расстаться, из-за тяжелого материального положения. О своем решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.
А. Фет всю жизнь хранил теплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта. В стихотворении тоже есть намек на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Этим и объясняется, что стих был напечатан в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был еще жив.
Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной поэзии.
Тема
В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подает лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесе один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых тяжело разобраться.
Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: «все гудёт и колышется».
Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и «мертвые листы» уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника так же нежно, как «глашатай медный». Под образом странника и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор еще надеялся встретиться с ней снова.
Композиция
Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, рассказ звуке рога. Смысловые части одинаковые по объему, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутренне состояние лирического героя.
Жанр
Грустное настроение и плавное повествование характерны для стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила». Это свидетельствует о том, что стихи написаны в жанре элегии. Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер – четырех- и двустопный дактиль. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор: «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы».
Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует.
В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подаёт лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесу один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых трудно разобраться.
Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: «всё гудёт и колышется».
Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и «мёртвые листы» уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника, «глашатая медного». Под образом странника, может быть, и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор ещё надеялся встретиться с ней снова.
Тема произведения
В стихотворении автор затрагивает традиционные для русской литературы темы:
В центре событий находится лирический герой, который один идёт по осеннему лесу: его глазами читатель видит окружающую природу. Из-за одиночества он пребывает в сложных и неоднозначных чувствах, которые ему и самому трудно интерпретировать: «Шумно, и жутко, и грустно, и весело, — я ничего не пойму». Сам он называет себя «странником бедным». Настроение природы тонко перекликается с его собственными внутренними переживаниями: шквалы ветра отражают его внутренние душевные порывы.
Как показывает анализ стихотворения, лес Фета — это ещё один самостоятельный «герой», который обладает собственным характером и особенностями. Осенний лес мрачный и жуткий, старающийся напугать странника или вогнать его в тяжкие думы. Он встречает человека недобрым шумом и гулом. Ещё одним «персонажем» произведения является ветер: чтобы усилить впечатления, автор использует повторы односоставного предложения, состоящего из одного только слова «Ветер» в первом и втором четверостишии. Не уточняется, сильный ветер или слабый, но о его силе можно догадаться по тому, что он кружит мёртвые листья у ног, а всё вокруг «гудет и колышется».
Но описание природы и блуждание лирического героя резко прерывается, когда вдали он слышит тонкий звук рога, мгновенно вырвавший его из раздумий. Он понимает, что он больше не один в лесу, а «мёртвые листы» под ногами больше не угнетают его дух. Когда же ему кажется, что издалека его нежно приветствует возлюбленная, он спешит на встречу с ней.
Композиция
Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, звук рога и связанные с ним переживания лирического героя. Смысловые части одинаковые по объёму, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутреннее состояние лирического героя.
Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль чередуется с трёх- и двустопным дактилем. Рифмовка в тексте перекрёстная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Жанр и стихотворный размер
Стихотворение написано в жанре элегии: это эмоциональный результат философского размышления над серьёзными проблемами жизни. Ранние стихи Фета отличаются лёгкостью, наивностью и восторженностью, поздние же, наоборот, затрагивают вопросы философии, а образ его погибшей возлюбленной незримо присутствует даже в пейзажной лирике.
Произведение также можно отнести к излюбленной Фетом поэтической миниатюре: это небольшая зарисовка пейзажа, словно запечатлённая в картине художника. Яркие образы природы только добавляют сходства с творением живописи: кажется, что при чтении читатель так и видит, как рукав ели завешивает человеку тропинку.
Стихотворный размер — четырёх- и двустопный дактиль. Рифмовка — перекрёстная АВАВ, присутствуют мужские и женские рифмы. Поэт использует разностопные строки и чередует их. Именно благодаря чередованию коротких и длинных строк создаётся удивительная рваная и порывистая ритмика произведения, за счёт которой можно провести ассоциацию с порывами ветра, сбившимся шагом путника в лесу и его прерывистым от волнения дыханием. Как и другие стихотворения Фета, этот стих очень музыкален и имеет свою особую мелодию, передающую взаимодействие человека с природой.
Средства выразительности
Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор: «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые, что мне листы». Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь».
Основная мысль и композиция
Композиционно произведение делится на 3 четверостишия, которые связаны между собой по содержанию и продолжают друг друга:
По смыслу стихотворение сюжетно делится на 2 части. В первой описывается природа, блуждание человека и его внутренний мир, во второй — рассказывается о звуке рога и об эмоциях, которые он вызвал. Эти две сюжетные части одинаковы по объёму и не переплетаются между собой. Такое разделение очень удобно и позволяет автору уделить внимание и пейзажной зарисовке, и состоянию души лирического героя.
Идеей произведения может стать мысль, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации, не стоит опускать руки. Всегда есть надежда и выход из сложившегося положения. Звук рожка в стихотворении — как свет в конце туннеля, на который заплутавший странник идёт, чтобы выйти на нужную лесную тропинку и вернуться к жизни.
Однако, зная биографию автора и историю о его трагически ушедшей любви, можно интерпретировать смысл произведения по-другому. Долгий жизненный путь представляется ему как бесцельное блуждание по лесу, не принесшее ему долгожданного счастья. На склоне лет он устал от этого пути и окончательно запутался. «Зов глашатая медного» — это призыв его любимой из иного мира, которая ждёт его, приветствует и хочет скорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боится смерти, верит в реальность загробного мира и надеется, что там сможет увидеть ту, кто изначально была предназначена ему судьбой, и искупить свою вину перед ней.
Композиция и жанр
Настроение стихотворения печальное. В нем также присутствует сюжет. За счет этого стихотворение относится к элегии.
Фет написал произведение при помощи двух- и четырехстопного дактиля. Поэт чередовал разностопные строки. Рифмовка перекрестная по типу АВАВ, с использованием женской и мужской рифмы.
Композиционно произведение состоит из трех катренов. Строфы объединяются по смыслу и каждое последующее четверостишие продолжает повествование предыдущего.
Поэзия Афанасия Афанасиевича идейно поделена на 2 части. Каждая из них имеет одинаковый объем, они следуют одна за другой не переплетаясь:
Зов, который услышал поэт в осеннем лесу, скорее всего, принадлежал его любимой женщине, ведь он так хотел бы ее увидеть снова.
Разделение на 2 смысловые части позволяет Афанасию Афанасьевичу точно и ярко описать природу и внутренние переживания лирического героя.