что означает глас народа
Глас народа – глас божий (Vox populi – vox dei)
(Vox populi – vox dei) (значение) – нужно прислушиваться к тому, что говорят (требуют) люди (народ) (русская пословица).
Выражение было известно в древнем Риме (латынь) – Vox populi – vox dei (вокс попули – вокс дэи)
Серов В.В. в книге «Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений», 2003 пишет, что вероятный первоисточник – сочинение «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода (VIII – VII вв. до н. э.), где он писал: «Молва – это сам Бог».
Фраза упоминается в письме английского богослова Алкуина (735 – 804), направленное им в 800 г. императору Карлу Великому (742 – 814).
✍ Примеры
«Бесы» (1872 г.) ч. 3 гл. 3, 2:
«То есть еще вовсе нет, и, признаюсь, я ровно ничего не слыхал, но ведь с народом что поделаешь, особенно с погорелыми: Vox populi vox dei. Долго ли глупейший слух по ветру пустить. «
«Если невѣжественная чернь неистовствуетъ безсмысленно какъ звѣрь, разъяренный всякимъ сопротивленіемъ и препоною, если толпа, повторяя слѣпо и глухо восклицанія глашатаевъ, которые кричатъ для того только чтобы ихъ слышали, требуетъ безсмыслицы, то я не вѣрю поговоркѣ: гласъ народа, гласъ Божій; а держусь тогда другой: мужикъ уменъ, да міръ дуракъ. Тоже сказалъ, помнится, гдѣ-то Шиллеръ: Einzeln ist jeder der Herrn leidlich gescheidt und vernunftig; sind sie beisammen, gleich wird auch ein Dumkopf daraus! Но я вѣрю преданіямъ, повѣрьямъ, обычаямъ, иногда и суевѣрьямъ; я вѣрю имъ столько, что не рѣшусь осмѣять ни одного, не изслѣдовавши его, не дошедши, по крайнему разумѣнію своему, до начала и корня, до смысла и значенія его. Не вѣрьте, если вамъ кто скажетъ, что въ народныхъ бредняхъ нѣтъ смысла и значенія; по крайней мѣрѣ изо ста повѣрьевъ найдется, на первый случай, не болѣе пяти, шести, въ которыхъ мы не въ состояніи добиться до смыслу, да и тутъ еще спрашивается, гдѣ вина: искажено ли повѣрье временемъ и случаемъ, такъ что его нельзя узнать въ лицо, основано ли на утраченныхъ обычаяхъ и забытыхъ обстоятельствахъ, или просто мы слишкомъ удалены отъ понятій того сословія, которое держится повѣрья. Всѣ другія заключаютъ въ себѣ толкъ, иносказательный, или прямой; даже обычай не класть хлѣба на круглую корку, грѣшно, означаетъ, другими словами вѣроятно вотъ что: положи свѣжій хлѣбъ на круглую корку, то она отстанетъ, а потомъ плѣсень вскорѣ сядетъ и угнѣздится между мякишемъ и коркой.»
«Когда так, то пусть будет так. Я слуга вашей воли. Уж дело известное, и по писанью известно, что глас народа — глас божий. Уж умнее того нельзя выдумать, что весь народ выдумал.»
Глас народа
Глас наро́да (лат. Vox populi ) — разработанное Евгением Киселёвым популярное ток-шоу, выходившее на НТВ (1999-2001), ТВ-6 (2001-2002) и Эхо Москвы (2002). Ведущей c 7 июля 2000 года была Светлана Сорокина.
Программы похожего формата с Сорокиной выходили позже на Эхо Москвы (Разговорчики в строю), ТВС (Ничего личного) и Первом канале (Основной инстинкт). На НТВ выходила программа Свобода слова с Савиком Шустером.
Ссылки
Статьи
Полезное
Смотреть что такое «Глас народа» в других словарях:
глас народа, глас Божий — (народа, а не толпы) Ср. Глас народа говорит пословица глас Божий. Во всякой сплетне есть всегда тень правды. Писемский. Тысяча душ. 2, 6. Ср. Volkesstimme ist Gottes Stimme. Ср. Gehorche Der Stimme des Volks, sie ist die Stimme Gottes. Слушайся… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Глас народа — глас Бога — С латинского: Voxpopuli vox dei (вокс попули вокс дэи). Из письма английского богослова Алкуина (735 804), направленное им в 800 г. императору Карлу Великому (742 814). Вероятный первоисточник сочинение «Труды и дни» древнегреческого поэта… … Словарь крылатых слов и выражений
Глас народа (значения) — Глас народа: Глас народа телевизионная программа со Светланой Сорокиной, выходившая на каналах НТВ [1] и ТВ 6 [2], а также на радио Эхо Москвы [3]. Vox populi vox Dei латинская поговорка. Vox Populi служба изучения общественного … Википедия
Глас народа Христа предал. — (распял). См. НАРОД МИР … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Глас народа, глас Божий — Гласъ народа, гласъ Божій (народа, а не толпы). Ср. Гласъ народа говоритъ пословица гласъ Божій. Во всякой сплетнѣ есть всегда тѣнь правды. Писемскій. Тысяча душъ. 2, 6. Ср. Volkesstimme ist Gottes Stimme. Ср. Gehorche Der Stimme des Volks, sie… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ГЛАС — муж. голос, во всех ·знач. взывания, звук, звон, шум и пр. | Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований,… … Толковый словарь Даля
глас — а, м. 1. трад. поэт. Голос (в 1, 4 и 6 знач.). Глас народа. □ Раздался звучный глас Петра: За дело, с богом! Пушкин, Полтава. И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон. А мы тем часом Свою в виду держали даль. И… … Малый академический словарь
глас — а; м. 1) высок. = голос 1), 4), 6) Раздался трубный глас. Услышать глас народа. Мирный глас страны. Глас вопиющего в пустыне (книжн.; ; о призыве, остающемся без ответа, без внимания) Ни гласа ни воздыхания (книжн.; ; о полном молчании,… … Словарь многих выражений
Vox populi не есть vox dei
Особенно громко народный голос звучал во время вооружённых возмущений, которые в случае поражения именовались кровавыми мятежами, а в случае победы народными восстаниями и великими революциями. Что касается всеобщих приветствий и единодушного одобрения, — пожалуй, самые громкие, всепотрясающие народные крики раздавались в тридцатых годах прошлого столетия: в Германии народные массы неистово славили Гитлера, в Советской России с таким же воодушевлением прославлялся Сталин. И опять, если исходить из расхожего мнения, что в народном гласе — голос самого Бога, то, трудно даже такое выговорить, Бог был за Гитлера или за Сталина?
Нам скажут: но это старинная народная мудрость, ещё древние философы и поэты так говорили, про это даже в Библии есть. Речение не такое уж старинное, по крайней мере, из древних греков никто ничего подобного не говорил, и я не вижу здесь мудрости: здесь только хитрое желание для оправдания своих действий приписать себе поддержку высшего судьи, чьё мнение неоспоримо. Насчёт Библии — в Библии такого не могли написать. Иегова высказывался только через избранных, общался с народом через пророков.
Если говорить о народной мудрости, есть речение, которое в точности соответствует событиям, изложенным в Новом завете: «Глас народа Христа распял». Как написано в Евангелие от Марка: «И народ начал кричать и просить Пилата Пилат отвечая опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его!» (Марк 15:8–13). Обратите внимание, здесь написано народ, а не толпа. На вопрос римского прокуратора люди, собравшиеся на площади перед его дворцом, громогласно потребовали казни для Христа.
Заглянув в сборник крылатых выражений, хот старый, хоть новый, мы видим, что речение глас народа — глас Божий объясняется положительно, как давняя, проверенная временем мудрость. Например, в «Словаре русских пословиц и поговорок» составитель, В. П. Жуков, пишет следующее: «Глас народа — глас божий. Устар. Высказанное народом мнение неоспоримо, с ним надо считаться». И здесь, и в других сборниках упоминается, что речение идёт от латинского v ox populi vox d ei.
Итак, мнение народа неоспоримо. Значит, когда народ через голосование или своей шумной поддержкой ставит над собой тирана или казнокрада, то разумному человеку и возмущаться не следует, ибо здесь народный глас, подразумевающий глас Божий! Человеку разумному нужно просто смириться с неоспоримыммнением большинства — даже если он не считает это мнение разумным.
А откуда всё-таки взялось это — про голос народа, якобы созвучный божественному гласу? Ну, как же, в сборниках с афоризмами, с народными речениями и литературными изречениями написано, что ещё Гомер, ещё Гесиод, ещё Сенека писали о божественностинародной молвы. Нас знакомят со списком авторов, которые употребляли vox populi vox dei в своих статьях и художественных произведениях, и среди них А. С. Пушкин, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский. Один этот список и приведённые цитаты вольно или невольно укрепляют нас во мнении, что глас народа глас Божий — мудрое и неоспоримо верное суждение.
Иногда в списке значится и англосаксонский богослов Алькуин. Ему даже приписывают авторство: он, вроде бы, первый сказал vox populi vox dei. Алькуин, действительно, высказался как-то по поводу означенного речения, только он в сильных выражениях опровергал его. Если богослов разумный, он не может не высказаться против ложной мудрости. А утверждение vox populi vox dei — именно ложная мудрость, которая возносит народ, что бы он ни творил, до божественного уровня, или, по иному, которая умаляет верховное божество до уровня людей со всеми их метаниями и сменой настроения. В иные времена за такое умаление обвинили бы в богохульстве, а то и в железа заковали, да и бросили в узилище.
Но ведь не обвиняли и не заковывали. Почему? Потому что многие и раньше, и сейчас пребывают в неуверенности: поговорка, похоже, библейская, и за то, что сказано в Библии, вроде как нельзя наказывать.
У поговорки, действительно, библейское звучание. Нам подбрасывают в качестве доказательства цитату, в которой вроде бы тот же смысл: «послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе» (1 Цар 8:7). Но не следует выхватывать слова из текста и переиначивать смысл, лишь бы доказать божественностьнародного гласа. На самом деле Иегова предлагал пророку Самуилу выслушать людей, которые требовали от него: «дай нам царя, чтобы он судил нас». Народ, выражаясь современным языком, требовал смены власти: были у нас во главе судьи, а пусть будут лучше над нами цари! Иегова объяснил Самуилу суть того, что происходит: «не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними». Так что пусть Самуил даст им царя, и пусть будет царское правление — как наказаниежестоковыйному народу.
Среди авторов, упоминаемых в связи с поговоркой глас народа глас Божий, обратим внимание на Фаддея Францевича Зелинского: его упоминают, но, по-моему, мало кто удосужился выслушать, а что именно он сказал. Зелинский, знаток античной культуры, писал в работе «Древний мир и мы» (1905) о злоупотреблении поговоркой vox populi vox dei.
Отстаивая свою точку зрения, — по вопросу не богословскому, а учебному, — он пишет, что в полемике один человек оказывается неправ, если совокупность общества придерживается иного мнения. То есть, кого больше, те и правы. Просто потому что их больше. Зелинский приводит доводы со стороны большинства: Разве можно допустить, чтобы общество ошибалось в решении таких насущных, так близко его касающихся вопросов? Не даром же и в пословице сказано: vox populi — vox Dei!»
Но уместно ли применять пословицу? — спрашивает Зелинский. И отвечает: «Я всё-таки не могу согласиться, чтобы вы к этой действительной или мнимой совокупности применяли пословицу о vox populi, так как против этого применения громогласно протестует история всех времён. Вспомните о том, как римское общество требовало на арену первых христиан, вспомните об остервенении общества против еретиков в Испании или против ведьм в Германии, вспомните о той единодушной поддержке, которую долгое время находили в обществе такие институты, как рабство негров в Америке или крепостное право у нас, — и вы согласитесь, что очень часто vox populi бывает поистине vox diaboli, а не Dei
К этому перечню мы добавим исторические события, свидетелем которых Зелинский не был: остервенение русского общества против монархии и аристократов, охота на врагов народа в советском обществе, повальная травля евреев при Гитлере, единодушная поддержка коммунизма в Советском Союзе и нацизма в Германии.
Зелинский также подсказывал, где искать глас Божий: «Не в оглушительном крике, который так часто бывает выражением взбудораженных страстей, должны мы признать глас Божий, а в том тихом и бесстрастно повелительном голосе таинственной воли, который указывает человечеству пути его культурного развития».
Итак, Зелинский высказывался в том смысле, что в народных криках подчас звучит голос дьявола, а не Бога. И это смелое заявление. Потому что, даже если разумный человек в прошлом или настоящем не верит популярному речению, он, повторяю, сомневается и боится: стоит ли говорить что-то против, ибо в означенном речении — о Боге, и в нём — о народе, здесь оба понятия святые, и считается, что народ всегда прав, и лучшие люди отдавали свою жизнь за народ.
И я тоже не против народа. Я против того, чтобы голос народа уподобляли гласу Божьему. Вернусь к своему утверждению: ложная мудрость vox populi vox dei имеет некоторое отношение к Библии, но выражение это псевдо-библейское.
На полях указанного обращения есть помета — на какое место в Библии ссылалась взбудораженная толпа, приспосабливая его к своим требованиям. Я впервые увидел чёткую и однозначную ссылку на первоисточник речения, которое стало популярной поговоркой, и которое, по-моему, как-то чрезмерно полюбилось именно в России. Так вот: следуя ссылке, открываем Ветхий завет и читаем указанный стих в Книге пророка Исаии: «Глас вопля от града, глас от храма, глас господа воздающаго воздаяние сопротивящимся» (Ис 66:6).
В любом случае, кому бы ни принадлежал глас вопля от града, горожанам или Иегове, у пророка Исаии нет даже намёка на то, что глас народа есть глас Божий.
Что нас всё-таки смущает? Нас смущает вот что: в прочитанном стихе из Исаии прописано глас Господа, но в нём не прописано глас народа. Может быть, нужно ещё поискать — в других книгах Библии, в других богословских трудах? Может, всё-таки существует некое святое писание, где про народный голос буквально сказано: глас народа — глас Божий. Как-то не хочется расставаться с приятным заблуждением о том, что, собравшись толпой, мы будет кричать, вопить и своего требовать, а за нашими воплями, как это приятно, — воля Всевышнего!
И что? Даже при таком своевольном изменении текста глас народа не приравнивается к голосу Господа. Как объяснить, что такое приравнивание произошло? Объяснение простое. На протяжении веков и в наши дни какие-то люди выхватывают из известных писаний и авторов слова, фразы и отрывки, которые нужны им для подтверждения своих теорий или достижения своих целей. В это же время другие люди выхватывают цитаты из тех же произведений для опровержения каких-либо теорий. Очень давно кто-то из маломысленных, а то и зломысленных выдернул из шестого стиха в последней главе Исаии слова vox populi и слепил со словами vox Domini из того же стиха, создав новую поговорку. Сия поговорка полюбилась, она вошла в обиход, её стали применять — в частности, для сведения счётов со своими политическими врагами. В 1327 году в Англии, во время междоусобиц и борьбы за трон, архиепископ Кентерберийский, зная о шумных выступлениях лондонцев против тогдашнего короля Эдварда II, произнёс зажигательную проповедь, в которой доказывал, что глас вопля на лондонских улицах является, по известному библейскому выражению vox populi vox dei, голосом Всевышнего, который требует лишить Эдварда королевской короны. А в другие времена претенденты на власть давали избирателям хоть какие обещания, а потом, когда оказывалось, что обещанное благополучие не наступает, недовольному народу напоминали: вы сами этого хотели, вы сами сделали выбор, вы сказали своё неоспоримое слово, в котором — высшая справедливость мира.
В 798 году богослов Алькуин, которого, судя по всему, раздражало маломысленное и напрасное затаскивание имени Божьего, в письме к Карлу Великому наставлял его: «Не слушайте тех, кто твердит, будто голос народа — голос Бога. » Кстати, с поучением Алькуина произошло то, о чём мы только что говорили: из него выдернули vox populi vox Dei, и до сих пор в некоторых английских и русских источниках утверждается, будто Алькуин первый отождествил глас народа с голосом Бога.
Привожу полностью высказывание Алькуина, дабы устранить употребление и распространение оной лжемудрости. Алькуин пишет : «Populus iuxta sanctiones divinas ducendus est, non sequendus: et ad testimonium persone magis eliguntur honeste. Nec audiendi qui solent dicere: Vox populi, vox Dei, quum tumultuositas vulgi semper insaniae proxima sit» (4, 199 ). Что в переводе: «Согласно божественным заповедям, должно вести за собой, а не следовать за народом, и больше полагаться на свидетельства людей благородных. И не следует слушать тех, кто повторяет, будто голос народа — голос Бога, ибо шумливость толпы всегда сродни безумию».
Вместо vox Domini, как в латинской Библии, у богослова vox D ei. Что не меняет смысл его высказывания.
Есть множество осмысленных и остроумных речений, к ним и следует обращаться для украшения своей речи и своих литературных опытов, но, как сказал бы библейский автор: удерживайте язык свой от утверждения, будто глас народный — это глас Божий. Ибо слишком много берёт на себя человек со своей мудройпоговоркой, приравнивая свой голос к голосу того, кого почитает своим создателем.
1. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991. – 534 с.
3. Monumenta Germaniae Historica, Die Briefe der Deutschen Kaiserzeit, II Band (Die Briefsammlung Gerberts von Reims). Weimar, 1966. – S. 286.
4. Monumenta Germaniae Historica, Epistolarum tomus 4 (Epistolae Karolini aevi). Berlin, 1895. – S. 639.
Источник: журнал « Credo New », № 2 (82), 2015, сс. 153-161.
Откуда фразеологизм «Глас народа — глас божий»?
Глас народа — глас божий
Так поступай: от ужасной молвы человеческой бегай.
Слава худая мгновенно приходит, поднять ее людям
Очень легко, но нести тяжеленько и сбросить непросто.
И никогда не исчезнет бесследно молва, что в народе
Ходит о ком-нибудь: как там никак, и Молва ведь богиня
«Труды и дни» были написаны Гесиодом в VIII веке до н. э. Поэма условно делится на две части. В первой автор абстрактно размышляет о человеческих достоинствах, недостатках, судьбе, в ней обилие моральных сентенций. Во второй дает практические советы по земледелию, мореходству. Поэма была очень популярна в Древней Греции. Её даже изучали в школе.
Употребление фразеологизма «Глас народа — глас божий»
— «И людям не должно прислушиваться к тем, кто говорит, что глас народа является гласом Божиим, ибо необузданность толпы всегда граничит с безумием (Nec audiendi qui solent dicere, Vox populi, vox Dei, quum tumultuositas vulgi semper insaniae proxima sit)» (из письма ученого VIII века Алкуина Карлу Великому)
— «Посреди полемики, раздирающей бедную нашу словесность, Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин более десяти лет подают утешительный пример согласия…
5) Что пословица: vox populi — vox dei есть пословица латинская, и что оная есть истинная причина французской революции» (Пушкин «Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфимович Орлов»)
— «Вот он vox populi, теперь только я понимаю, что не покориться ему нельзя» (Салтыков-Щедрин)
— «Прибывшему Куницыну он сказал, что ныне, по благополучном исходе войны, в которой русский народ доказал свое достоинство, приступлено будет к созванию депутатов, что, жаль, птенцы лицейские не готовы, а впрочем, тем временем подрастут. Глас народа – глас божий» (Тынянов «Пушкин»)
— «Верь мне, священна речь народа (Crede mihi, sacra populi lingua est)» (Сенека Старший «Контроверсии»)
— «Франция высказалась!» — говорят они. Vox populi, vox Dei. Народ проголосовал. Плебисцит покрывает все. Это голосование? Это плебисцит? Можно только плюнуть — и пройти мимо» (Виктор Гюго «Наполеон малый»)
— «Бетховен вместе с Генделем были истинными певцами идеального народа, более великого, более зрелого, чем современный, народа грядущего, — это не мешало Бетховену держаться на редкость смело и независимо по отношению к публике: «Я не пишу для толпы!»… И в 1827 г., незадолго до смерти: «Говорят — «Глас народа — глас божий». Я этому никогда не верил» (Ромен Ролан «Бетховен»)
— «Вот историк живописует сцену на Девичьем поле, последовавшую на утро за торжественными словами Патриарха Иова: «Глас народа есть глас Божий» (А. Архангельский «Александр I»)
Аналоги поговорки «Глас народа — глас божий»
«Народ хочет разобраться»
Глас народа
Смотреть что такое «Глас народа» в других словарях:
Глас народа — У этого термина существуют и другие значения, см. Глас народа (значения). Глас народа (лат. Vox populi) разработанное Евгением Киселёвым популярное ток шоу, выходившее на НТВ (1999 2001), ТВ 6 (2001 2002) и Эхо Москвы (2002). Ведущей c … Википедия
глас народа, глас Божий — (народа, а не толпы) Ср. Глас народа говорит пословица глас Божий. Во всякой сплетне есть всегда тень правды. Писемский. Тысяча душ. 2, 6. Ср. Volkesstimme ist Gottes Stimme. Ср. Gehorche Der Stimme des Volks, sie ist die Stimme Gottes. Слушайся… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Глас народа — глас Бога — С латинского: Voxpopuli vox dei (вокс попули вокс дэи). Из письма английского богослова Алкуина (735 804), направленное им в 800 г. императору Карлу Великому (742 814). Вероятный первоисточник сочинение «Труды и дни» древнегреческого поэта… … Словарь крылатых слов и выражений
Глас народа (значения) — Глас народа: Глас народа телевизионная программа со Светланой Сорокиной, выходившая на каналах НТВ [1] и ТВ 6 [2], а также на радио Эхо Москвы [3]. Vox populi vox Dei латинская поговорка. Vox Populi служба изучения общественного … Википедия
Глас народа Христа предал. — (распял). См. НАРОД МИР … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Глас народа, глас Божий — Гласъ народа, гласъ Божій (народа, а не толпы). Ср. Гласъ народа говоритъ пословица гласъ Божій. Во всякой сплетнѣ есть всегда тѣнь правды. Писемскій. Тысяча душъ. 2, 6. Ср. Volkesstimme ist Gottes Stimme. Ср. Gehorche Der Stimme des Volks, sie… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ГЛАС — муж. голос, во всех ·знач. взывания, звук, звон, шум и пр. | Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований,… … Толковый словарь Даля
глас — а, м. 1. трад. поэт. Голос (в 1, 4 и 6 знач.). Глас народа. □ Раздался звучный глас Петра: За дело, с богом! Пушкин, Полтава. И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон. А мы тем часом Свою в виду держали даль. И… … Малый академический словарь
глас — а; м. 1) высок. = голос 1), 4), 6) Раздался трубный глас. Услышать глас народа. Мирный глас страны. Глас вопиющего в пустыне (книжн.; ; о призыве, остающемся без ответа, без внимания) Ни гласа ни воздыхания (книжн.; ; о полном молчании,… … Словарь многих выражений