что означает головной вуз
Филиалы московских вузов в регионах России
Учиться в престижном московском вузе — мечта каждого российского школьника. Поступить в столичные университеты и институты непросто, но есть выход: можно попытать счастья в филиалах московских вузов.
Зачем подавать документы в филиалы?
Причины, по которым абитуриенты решают поступить в филиал, а не в головной вуз, варьируются. Мы выделили три основных:
1. В столице очень дорогая жизнь
Студенту из регионов приходится тратить деньги не только на обучение и дорогу, но и на жилье и питание. Конечно, вузы часто предлагают студентам снимать комнаты в общежитиях, и в таком случае цены намного ниже. Однако количество мест в общежитиях ограничено, и многим приходится арендовать комнату или квартиру — а это намного дороже.
Варианты подешевле найти можно, но обычно такое жилье находится не в столице, а в городках Московской области вокруг столицы. Добираться до вуза оттуда очень долго и дорого.
Многие студенты из регионов, приезжающие в Москву учиться, вынуждены много работать, чтобы обеспечить себя. В результате чего время на учебу резко сокращается. Как правило, качество образования из-за этого ухудшается.
2. Не хочется уезжать из родного города
Московская жизнь насыщенная и быстрая; в столице живет много людей, хуже экология. Не каждый абитуриент готов жить в таком ритме и в таких условиях.
3. Невысокие баллы ЕГЭ
Если Единый государственный экзамен сдан не очень хорошо, но абитуриент хочет учиться именно в вузе Москвы и не терять год на подготовку и пересдачу, то можно подать документы в филиал московского вуза. Шансы поступить увеличатся.
Филиалы московских вузов в регионах России
Плюсы обучения в филиалах
У учебы в филиале московского вуза есть немало положительных сторон:
Минусы обучения в филиалах
Но есть и отрицательные стороны:
Список филиалов московских вузов
Мы сделали для вас таблицу с филиалами самых известных государственных московских вузов:
Название вуза
Где филиалы?
1. НИУ ВШЭ (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)
2. МГИМО (Московский государственный институт международных отношений)
3. РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ)
Всего 54, включая филиалы в:
(Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова)
Всего 15 филиалов (еще 5 — за рубежом), включая:
Всего 17 филиалов, включая:
6. МГТУ им. Баумана (Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана)
7. Губкинский университет (РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина)
8. ВГУЮ (Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России))
Всего 15 филиалов, включая:
9. РГУП (Российский государственный университет правосудия)
Всего 11 филиалов, включая:
Важно: обязательно смотрите, действительна ли образовательная лицензия филиала и есть ли у него государственная аккредитация!
Проверить это можно на сайте вуза:
Раздел «Документы», Санкт-Петербургский филиал Российского государственного университета правосудия
Цены и проходные баллы
Мы уже писали, что цены на обучение в филиалах, как и проходные баллы, обычно ниже, чем в головном вузе. Уточнить все данные можно на страницах филиалов московских вузов.
Так, например, выглядит приемная кампания Одинцовского филиала МГИМО в 2020 году:
Сравните: в Волгоградском филиале РАНХиГС в 2020/2021 учебном году первокурсники заплатят 115 200 рублей за первый год (направление «Экономика», очная форма обучения). В Москве по тому же направлению и за тот же период — от 300 000 рублей в зависимости от специфики образовательной программы.
Не забывайте про архивы приемных кампаний: в этом разделе вы сможете узнать проходные баллы прошлых лет.
Подумайте о том, чтобы учиться в филиалах московских вузах. Место, конечно, играет важную роль. Но если в дипломе оно указано не будет, то ничего катастрофичного в том, что вы закончили университет в регионе, а не в столице, все же нет.
Идея для тех, кто ещё не определился с вузом: запишитесь на бесплатную консультацию с экспертом по поступлению. Вдруг именно этого вам и не хватало?
Что означает головной вуз
от 25 апреля 2005 года N 126
О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией
(с изменениями на 25 ноября 2005 года)
Документ с изменениями, внесенными:
2. Установить, что вузы-координаторы осуществляют координацию и взаимодействие вузов, расположенных в федеральных округах Российской Федерации, по реализации целей Болонской декларации, обеспечивают среди них организацию обмена опытом.
3. Головным вузам и организациям, вузам-координаторам:
— представлять в Национальный фонд подготовки кадров список вузов и организаций Российской Федерации, а также зарубежных партнеров, с которыми они будут осуществлять деятельность по реализации целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией, и план работы на текущий календарный год;
— ежегодно до 20 ноября направлять информацию о выполнении Плана мероприятий и Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.) и Федеральное агентство по образованию (Балыхину Г.А.) для ее обобщения и представления в Департамент государственной политики в образовании (Калине И.И.);
— ежеквартально направлять информацию о своей деятельности в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.) и Федеральное агентство по образованию (Балыхину Г.А.) для размещения ее через средства массовой информации и на Web-сайтах.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Приложение 1
к приказу Минобрнауки России
от 25 апреля 2005 года N 126
Перечень
головных вузов и организаций в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией
(с изменениями на 25 ноября 2005 года)
Цели развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией
Наименование вуза или организации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-
Петербургский государственный университет»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет им.Н.Э.Баумана»;
базовые вузы учебно-методических объединений
Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) как инструмента академическом мобильности
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов»
Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement), как инструмента академической мобильности
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-
Петербургский государственный политехнический университет»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-
Петербургский государственный политехнический университет»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный политехнический университет»;
федеральное государственное научное учреждение «Главный государственный экспертный центр оценки образования»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровский государственный технический университет»;
исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет)»
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет»
Проблема качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования
Федеральное государственное учреждение «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-
Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им.В.И.Ульянова (Ленина)»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный политехнический университет»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный медико-
стоматологический университет» (по согласованию);
исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет)»
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет»
Приложение 2
к приказу Минобрнауки России
от 25 апреля 2005 года N 126
ПЕРЕЧЕНЬ
вузов, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования а соответствии с Болонской декларацией
(с изменениями на 25 ноября 2005 года)
Наименование федерального округа
Северо-Западный федеральный округ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-
Петербургский государственный университет»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-
Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им.В.И.Ульянова (Ленина)»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет»
Центральный федеральный округ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имМ.В.Ломоносова»;
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Московский государственный технический
университет им.Н.Э.Баумана»
Южный федеральный округ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Таганрогский государственный радиотехнический университет»
Уральский федеральный округ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-
Уральский государственный университет»
Приволжский федеральный округ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет»
Сибирский федеральный округ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный университет»
Дальневосточный федеральный округ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет путей сообщения»
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»
Вниманию абитуриентов
В приемной комиссии интересующего Вас высшего учебного заведения внимательно изучите следующие документы:
Лицензия должна быть вывешена в приемной комиссии в доступном для обозрения месте. Копия лицензии должна выдаваться по первому требованию абитуриента или его родителей.
. У мошенников такая лицензия отсутствует, и, как правило, вместо нее используется лицензия какого-либо столичного ВУЗа, от имени которого действуют эти люди.
ЛИЦЕНЗИЯ ВУЗА ИЛИ ФИЛИАЛА ДОЛЖНА ИМЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ
В приложениях к лицензии указываются все специальности, по которым вуз или филиал имеет право вести подготовку специалистов.
. Если специальности, на которую объявлен прием студентов, нет в приложении, значит, обучение студентов этой специальности является незаконным.
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
Свидетельство о государственной аккредитации ВУЗа подтверждает уровень реализуемых образовательных программ (высшее профессионально образование), соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования, т. е. постоянный контроль за качеством образовательных услуг законодательно обеспечен только в аккредитованных ВУЗах (ст. 33, 12-ФЗ). ВУЗы аккредитуются на срок не более 5 лет. В приложении к свидетельству указываются аккредитованные программы всех уровней образования, реализуемые вузом, а также ступени образования, квалификации (степени), которые будут присваиваться выпускникам, наименование и местонахождение филиалов, перечень аккредитованных программ, реализуемых в каждом филиале.
СВИДЕТЕЛЬСТВО БЕЗ ПРИЛОЖЕНИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНО
. Обратите внимание на то, что процедуру государственной аккредитации обязаны проходить и государственные вузы.
Ознакомление абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или факт отсутствия указанного свидетельства фиксируются в приемных документах и заверяются личной подписью абитуриента.
В соответствии с Законом «Об образовании», право на ведение образовательной деятельности образовательное учреждение получает с момента выдачи ему государственным органом управления образования или органом местного самоуправления, наделённым соответствующими полномочиями, лицензии (разрешения на право ведения образовательной деятельности).
Государственный статус образовательное учреждение (уже имеющее лицензию!) приобретает только после его государственной аккредитации, которая проводится федеральным органом управления высшим профессиональным образованием и подтверждается свидетельством. С этого момента образовательное учреждение приобретает право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем образовании с государственной символикой Российской Федерации.
А негосударственные и муниципальные ВУЗы, не имеющие государственной аккредитации, выдают документ о высшем образовании, который государственным не является.
Негосударственные ВУЗы обязаны ставить в известность поступающих о наличии лицензии и государственной аккредитации. Но! Как известно, обязанности не всегда выполняются. Поэтому абитуриенты сами должны проявлять инициативу и интересоваться наличием лицензии и аккредитации в выбранных ВУЗах.
Особое внимание следует проявить к лицензионным документам филиала вуза.
. К сожалению, существуют учебные заведения, рекламирующие себя как филиалы столичных вузов, но не имеющие собственных именных лицензий. Вместо них абитуриентам и их родителям предъявляют лицензии головных (московских, санкт-петербургских и др.) вузов, что является незаконным. Согласно российскому законодательству, филиалы проходят самостоятельно лицензирование и аттестацию своей деятельности независимо от вузов, подразделением которых они являются (ст.8 Закона РФ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”). Образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность без лицензии, в том числе и филиалы, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.39 “Положения о лицензировании образовательной деятельности”).
СВИДЕТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
В приемной комиссии вуза свидетельство о государственной аккредитации должно находиться на видном месте, а его копия должна выдаваться абитуриентам или их родителям по первому требованию.
Свидетельство о государственной аккредитации имеет приложения. С приложениями обязательно следует ознакомиться.
В приложениях должны быть указаны все специальности, по которым выдается диплом государственного образца. Если выбранная Вами специальность отсутствует в приложениях к свидетельству об аккредитации, то вуз по данной специальности диплом государственного образца выпускнику выдавать не имеет права.
Филиалу высшего учебного заведения не требуется отдельное для филиала свидетельство об аккредитации. По закону аккредитованный филиал включается в приложение к свидетельству об аккредитации головного вуза.
. В свидетельстве об аккредитации головного вуза должны быть указаны: название филиала, город, в котором он находится, и аккредитованные в филиале специальности. Если в документе отсутствует эта информация, то это означает, что филиал дипломы государственного образца выдавать не имеет права.
. Представительства НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ОБУЧАТЬ СТУДЕНТОВ! Если представительство организует лекции и семинарские занятия для студентов, проводит консультации и экзамены, это является грубейшим нарушением законодательства.
При выборе ВУЗа и специальности следует обратить внимание на квалификацию, которую Вы можете получить, закончив ВУЗ: “бакалавр”, “специалист”, “магистр”.
Не спешите делать выбор, который определит Вашу судьбу на ближайшие годы. Будьте предельно внимательны к документам, регламентирующим работу высшего учебного заведения, в которое Вы решили поступить.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Где можно получить высшее образование в России?
В Российской Федерации существует три вида высших учебных заведений, в которых можно получить высшее образование: институт, академия и университет.
Академия отличается более узким спектром специальностей, как правило, они для одной отрасли хозяйства. Например, академия железнодорожного транспорта, сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и т. п.
Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет.
Любой из этих двух статусов может быть присвоен учебному заведению только при условии ведения обширных и признанных на определенном уровне научных исследований.
Для статуса “институт” учебному заведению достаточно вести обучение хотя бы по одной специальности и вести научную деятельность по собственному усмотрению. Тем не менее, несмотря на эти различия, законодательство РФ не предусматривает каких-либо преимуществ или ограничений для выпускников аккредитованных институтов, академий или университетов.
От чего зависит получение диплома и отсрочка от армии?
Аккредитованными называются учебные заведения (в том числе негосударственные), прошедшие в установленном порядке государственную аккредитацию. Только аккредитованные учебные заведения имеют право выдавать выпускникам дипломы государственного образца, дающие право занимать штатные должности на государственной и бюджетной службе, поступать в аспирантуру. На время учебы только в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, учащимся предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу.
В Российской Федерации существуют различные формы собственности учебных заведений: государственные (в том числе муниципальные и субъектов федерации) и негосударственные (учредителями которых являются юридические или физические лица). Все аккредитованные учебные заведения, независимо от формы собственности, имеют равные права на выдачу дипломов государственного образца и отсрочку от призыва на срочную военную службу.
Как не дать себя обмануть?
Абитуриента в приемной комиссии вуза обязаны ознакомить с:
1. Уставом учебного заведения;
2. Лицензией на образовательную деятельность;
3. Свидетельством о государственной аккредитации.
Ваше право гарантировано
Свидетельство о государственной аккредитации, подписанное министром образования РФ, является подтверждением государственного статуса “институт”, “академия” или “университет” и обеспечивает вам при успешном окончании учебы получение диплома государственного образца. Выдавая вузу это свидетельство, государство взяло на себя гарантию качества образования, которое вам предоставят в данном учебном заведении. Не имеющие государственной аккредитации вузы выдают диплом собственного образца.
Как попало ВУЗ не назовут
Государственный статус “институт”, “академия”, “университет” присваивается только при прохождении государственной аккредитации и в обязательном порядке должен быть включен в наименование ВУЗа
Общественная аккредитация учебного заведения
Наряду с государственной аккредитацией в мировом сообществе существует множество общественных аккредитаций. Это признание уровня или заслуг учебного заведения любыми общественными или профессиональными организациями, союзами, ассоциациями. Общественная аккредитация очень важна для престижа учебного заведения, но не может заменять государственную и не влечет за собой каких-либо гарантий со стороны государства.
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике
Главная » Новости и статьи » Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике
Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха. Что следует выбрать — филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может это одно и то же? Понять различия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании, поможет настоящая статья.
Определение терминов
Прежде всего, оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время, статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.
Понятия «филиал» и «представительство» приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно положениям данной нормы, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.
Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Помимо этого, филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом, филиал может выполнять все виды деятельности организации, либо некоторые из них.
Общие признаки филиала и представительства
Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:
Вот как комментирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»: «…обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица … К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица».
При отсутствии такой доверенности, исковое заявление возвращается без рассмотрения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».
Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В силу п. 9 данного Постановления, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.
Проблема территориальной обособленности
Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.
В 90-ые и «нулевые» между юристами шли ожесточенные споры о том, что такое «место нахождения» юрлица? Одни считали, что это конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия — иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В соответствии с этим предположением, территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.
Другие юристы полагали, что под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург, Москва, Саратов и так далее).
Данный спор был разрешен только в 2015 году, когда законодатель принял закон № 209-ФЗ от 29.06.2015 года. Этот нормативный акт внес изменения в ГК РФ и установил, что местом нахождения юрлица является конкретный населенный пункт (муниципальное образование) на территории РФ. В свою очередь, в ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица в пределах места его нахождения.
Таким образом, территориальная обособленность, как признак филиала или представительства, означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. вне населенного пункта (муниципального образования), где зарегистрирована головная компания.
Вопросы имущественной обособленности
Имущественная обособленность филиалов и представительств, как следующий важный их признак, означает, что, во-первых, они вправе владеть и пользоваться имуществом, выделенным юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет.
Впрочем, по поводу «отдельного баланса обособленного подразделения» не все так просто. Законодательство вообще не знает такого термина. На практике под ним понимают документ с отчетной информацией о деятельности хозяйствующего субъекта, а также способ учета показателей, позволяющий соотносить их друг с другом. Пункт 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что подобная отчетность должна содержать показатели деятельности всех филиалов. А отсюда вывод — филиалы не формируют отдельную отчетность и не составляют отдельного баланса. Следовательно, когда нормативные акты говорят об «отдельном балансе», они просто имеют ввиду перечень показателей, которые юрлицо установило для своих подразделений, выделенных на «отдельный баланс».
Кроме того, филиалы и представительства только фактически владеют и пользуются имуществом (и денежными средствами), выделенными им организацией. Они не обладают правом распоряжения, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них.
Руководители филиалов и представительств
Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. Высший Арбитражный, а позднее и Верховный Суды неоднократно подчеркивали этот момент. Так, 23.06.2015 года Пленум ВС РФ принял Постановление № 25, в котором еще раз пояснил, что основные полномочия руководителя филиала (либо представительства) подтверждаются только его доверенностью, а не положением или учредительными документами юрлица.
Интересно, что в далеком 1996 году, п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» указывал, что: «При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица».
Прошло чуть менее 20 лет и Верховный Суд, разъясняя данный момент, посчитал нужным убрать фразу «в положении о филиале». Таким образом, он дополнительно подчеркнул, что полномочия руководителя подтверждаются только доверенностью.
Положение о филиале
Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.
Обязательность отражения сведений о филиалах и представительствах в ЕГРЮЛ
До 2015 года субъекты хозяйственной деятельности были обязаны указывать сведения о филиалах и представительствах в Уставе. В результате, учредительный документ какой-нибудь крупной федеральной компании на 1/3 состоял из длинного списка филиалов и их адресов, а изменения в Устав вносились каждые полгода.
Учитывая данный факт, государство изменило эту процедуру. В настоящее время законодательство требует, чтобы информация о филиалах и представительствах содержалась только в ЕГРЮЛ. Сведения о них в Устав можно и не вносить (ст.55 ГК РФ).
Создание филиалов и представительств
Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства, и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства — поговорим о регистрации их создания. Как мы уже говорили выше, сведения о филиалах теперь надо указывать только в ЕГРЮЛ. Но это не значит, что нужно немедленно исключить эти сведения из действующих уставов. Новые правила касаются только филиалов и представительств, созданных после 01.09.2014 года.
Сегодня, для открытия филиала или представительства, необходимо пройти следующие шаги:
Постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ, в связи с созданием филиала или представительства, регистрирующий орган передает по каналам электронной связи файл, содержащий соответствующие сведения, в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь – в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства.
С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.
Обособленное подразделение в налоговом праве
Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.
Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве, шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ, обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.
Отличие филиалов и представительств от иных обособленных подразделений. Главный признак обособленного подразделения
Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:
Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.
Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.
Наличие рабочих мест – вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: «Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ, во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения, посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника». Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться, или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что, если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).
Налогообложение обособленных подразделений
Различия между филиалами, представительствами и другими обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретают важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.
Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы, не имеют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения (в том числе и представительства с 2015 года), созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.
Примечательно, что, несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.
В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях к учредительным документам Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался.
Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (Решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-16080/2017 от 03.11.2017 года).
В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей.
Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан, и она происходит с большими задержками.
В любом случае, даже несмотря на всю организационную простоту оформления и деятельности обособленного подразделения, не забывайте о том, что современные обычаи делового оборота диктуют актуальные правила ведения бизнеса и требуют от его участников юридически правильного закрепления формы построения предпринимательских отношений.