что означает грузоподъемность навесного оборудования
Номинальная и остаточная грузоподъемность противовесных погрузчиков и складской техники
Какой массы грузы будут обрабатываться при помощи погрузчика? Обычно, это один из первых вопросов, который задает поставщик техники покупателю, чтобы помочь ему выбрать модель, оптимально удовлетворяющую условиям эксплуатации. В данной статье рассмотрены понятия номинальной и остаточной грузоподъемности противовесных погрузчиков и складской техники, представление о которых должен иметь каждый владелец склада, а также связь этих характеристик с такими важными параметрами как центр тяжести и высота подъема.
Что обеспечивает устойчивость погрузчика
Способность погрузчика сохранять устойчивость при подъеме и транспортировке груза, расположенного вне периметра его шасси (на вилах или в другом грузозахватном устройстве), обеспечивается наличием противовеса, уравновешивающего массу груза на вилах, по другую сторону от оси вращения (для погрузчика – переднего моста).
Нагрузка на вилы должна быть уравновешена весом погрузчика. Этот основной принцип используется при выборе груза.
Способность погрузчика работать с грузом рассматривается с точки зрения сохранения устойчивости при движении во всех направлениях и выполнении всех типичных для погрузчика операций.
В конструкцию ричтрака заложен этот же принцип: роль противовеса здесь играют шасси и аккумуляторная батарея, благодаря чему этот вид техники может обрабатывать грузы за пределами собственных габаритов.
Центр тяжести
Центр тяжести (CG, COG – center of gravity) — это такая точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на все части тела, которая не изменяет своего положения при любых переворотах тела. Если объект имеет однородную структуру и правильную форму, его центр тяжести будет близок к геометрическому центру. Если объект имеет неправильную форму или неоднородную структуру, центр тяжести может быть смещен в любую сторону от геометрического центра.
Устойчивость и центр тяжести
Устойчивость порожнего погрузчика зависит от расположения его собственного центра тяжести, а груженого — от расположения общего центра тяжести системы «погрузчик + груз». Погрузчик имеет движущиеся части, поэтому при работе центр тяжести перемещается: центр тяжести перемещается вперед или назад по мере наклона мачты вперед или назад; центр тяжести перемещается вверх или вниз по мере перемещения грузозахватного устройства вверх или вниз.
На расположение центра тяжести системы «погрузчик + груз» и устойчивость груженого погрузчика влияют:
Эти факторы следует учитывать также тогда, когда погрузчик не несет груз. Порожний погрузчик опрокидывается на бок легче, чем груженый с нижним расположением груза.
База устойчивости погрузчика
Для сохранения устойчивости погрузчика (чтобы он не опрокидывался вперед или в сторону) центр тяжести системы «погрузчик + груз» должен оставаться в пределах области базы устойчивости погрузчика — треугольника, вершинами которого являются передние колеса и середина задней оси.
Если центр тяжести перемещается вперед дальше передней оси, погрузчик опрокинется вперед. Если центр тяжести перемещается за линию с какой-либо из сторон базы устойчивости, погрузчик опрокинется вбок.
База устойчивости штабелера
В конструкции штабелера не используется принцип противовеса: проекция центра тяжести при обработке груза штабелером находится в пределах периметра его конструкции.
Номинальная грузоподъемность
Номинальная грузоподъемность погрузчика при заданном центре нагрузки приводится в начале спецификации и в табличке, нанесенной на погрузчик, с названием модели и указанием грузоподъемности.
Центр нагрузки (расстояние до центра тяжести груза, load center distance) представляет собой расстояние по горизонтали от передней поверхности спинки вил или другого грузозахватного устройства до центра тяжести груза.
Производитель\Характеристика | Cat Lift Trucks | Cat Lift Trucks | Cat Lift Trucks |
---|---|---|---|
Модель | EP13PNT | EP15PNT | EP16CPNT |
Привод (электро-, дизель, газ, бензин) | электро- | электро- | электро- |
Оператор (сопровождающий, сидя, стоя) | сидя | сидя | сидя |
Номинальная грузоподъемность, кг | 1300 | 1500 | 1600 |
Номинальный центр тяжести груза, мм | 500 | 500 | 500 |
Расположение центра тяжести по вертикали от несущей поверхности вил предполагается равным расстоянию по горизонтали. Необходимо соблюдать осторожность при обработке высоких грузов, так как их более высокий центр тяжести иначе влияет на устойчивость погрузчика.
Приведенная ниже табличка с указанием грузоподъемности предназначена для погрузчика с мачтой 3000 мм, грузоподъемность которого составляет 2500 кг при расположении центра нагрузки на расстоянии 500 мм.
Табличка с указанием грузоподъемности предписывает, что погрузчик может поднимать груз весом до 2500 кг, если центр тяжести груза отстоит не более, чем на 500 мм от передней поверхности спинки вил. Также погрузчик может безопасно обрабатывать грузы массой до 1600 кг с центром тяжести 1000 мм и массой до 1200 кг с центром тяжести 1500 мм
Обратите внимание: при уменьшении центра нагрузки номинальная грузоподъемность не изменяется.
Номинальная грузоподъемность определяет максимальный вес груза, который можно безопасно транспортировать при помощи погрузчика с сохранением его устойчивости и без риска повреждения механических, электрических, гидравлических и прочих систем. Именно на этот показатель рассчитаны конструкционные решения (прочность сварных швов, нагрузка на несущие элементы и т.д.).
Не превышайте номинальную грузоподъемность техники – это опасно и ведет к преждевременному износу оборудования! Не следует эксплуатировать погрузчик, если на нем отсутствует табличка с указанием грузоподъемности.
Если не указано иное, грузоподъемность, приведенная в табличке грузоподъемности, рассчитана для стандартного погрузчика, оснащенного вилочным захватом, без приспособлений специального назначения.
При изменении комплектации погрузчика – установке навесного оборудования, установке мачты иного типа или с увеличенной высотой подъема необходимо запросить у поставщика и прикрепить к погрузчику обновленную табличку с актуальными данными грузоподъемности.
Вес приспособления и изменение центра нагрузки влияют на допустимую грузоподъемность погрузчика.
Остаточная грузоподъемность
При подъеме груза общий центр тяжести системы «погрузчик + груз» смещается вверх, при этом ее устойчивость снижается. Способность погрузчика сохранять устойчивость при подъеме груза определяется значениями остаточной грузоподъемности для каждой высоты подъема.
Остаточная грузоподъемность – не расчетная величина. Она определяется методом экспериментальных измерений для каждой серийной модели на испытательном стенде и фиксируется в таблицах и графиках остаточной грузоподъемности.
Остаточная грузоподъемность изменяется при установке на погрузчик навесного оборудования, в том числе устройства бокового смещения вил, или различных типов колес. Например, при установке сдвоенных пневматических колес остаточная грузоподъемность погрузчика будет выше, чем при установке одинарных, а при установке цельнолитых колес – выше, чем при установке пневматических.
В таблице (см. выше) приведены значения остаточной грузоподъемности для погрузчика CAT EP13PNT при оснащении его симплексными мачтами с высотой подъема от 2000 до 6000 мм, при центре нагрузки 500 мм и установке на погрузчик цельнолитых колес и навесного устройства бокового смещения.
Попытка поднять груз, превышающий допустимую остаточную грузоподъемность для данной высоты ведет к быстрой потере продольной и боковой устойчивости погрузчика.
Грузоподъемность и выбор техники
Таким образом, при выборе техники с точки зрения грузоподъемности необходимо учитывать следующие показатели.
Что означает грузоподъемность навесного оборудования
ГОСТ 30746-2001
(ИСО 789-2-93)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ И ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ НАВЕСНОЙ СИСТЕМЫ
Agricultural tractors. Measurement of power and lift capacity of hydraulic three-point hitch
Дата введения 2003-01-01
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 275 «Тракторы»
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 20 от 1 ноября 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Казахстан
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст ИСО 789-2:1993 «Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. Часть 2. Грузоподъемность трехточечного задненавесного устройства» и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 27 мая 2002 г. N 206-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30746-2001 (ИСО 789-2-93) введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2003 г.
1 Область применения
Стандарт устанавливает методы испытаний тракторов по определению показателей гидравлической навесной системы и гидравлической системы отбора мощности к внешним потребителям.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
Стандарт пригоден для целей сертификации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
3 Условия испытаний
3.1 Испытания тракторов следует проводить на площадке с бетонным основанием или покрытием, не уступающим ему по плотности.
3.2 Испытания следует проводить при положении органов управления регулятором частоты вращения коленчатого вала двигателя, соответствующем полной подаче топлива.
3.3 Температура окружающего воздуха при испытаниях должна быть (23±7) °С, а атмосферное давление не менее 96,6 кПа.
В случаях, предусмотренных программой испытаний, трактор следует испытывать также при условиях, соответствующих его эксплуатации.
Атмосферное давление, температуру воздуха, влажность окружающей среды следует измерять впереди трактора на расстоянии 2-2,5 м от него на высоте 1,5 м от поверхности площадки.
3.4 Рабочая жидкость, используемая в гидросистеме, должна соответствовать требованиям, указанным в технических условиях на конкретную модель трактора.
3.5 Перед каждым испытанием температура рабочей жидкости в баке должна быть (65±5) °С. Если такая температура не может быть обеспечена (например при наличии масляного радиатора), то в протоколе испытаний указывают значение температуры, измеряемое во время проведения испытаний.
3.6 Измеряемые параметры и пределы основных погрешностей применяемых средств измерений должны соответствовать указанным в таблице 1.
Основные размеры подъемно-навесного устройства, мм
4 Методы испытаний
4.1 Показатели работы гидравлической навесной системы и гидравлической системы отбора мощности к внешним потребителям следует определять методами, установленными ГОСТ 17108 и настоящим стандартом.
4.2 Определение грузоподъемности навесного устройства
4.2.1 Грузоподъемность навесного устройства трактора определяют в зависимости от программы испытаний по максимальным значениям подъемного усилия или массы поднимаемого груза, которые обеспечиваются по всему ходу навесного устройства.
Грузоподъемность определяют на расстоянии 610 мм от оси подвеса.
4.2.2 Трактор закрепляют на площадке таким образом, чтобы под действием сил, создаваемых навесным устройством, не происходило изменений первоначального положения остова.
4.2.3 При испытаниях в навесное устройство устанавливают ось подвески или раму, которые должны иметь присоединительные размеры, соответствующие типу и исполнению навесного устройства по ГОСТ 10677, ГОСТ 27378 и документации изготовителя.
Рама должна иметь исполнение, обеспечивающее расположение ее центра тяжести и приложение вертикальной нагрузки в точке, отстоящей на 610 мм от оси шарниров нижних тяг на линии, перпендикулярной к плоскости присоединительного треугольника и проходящей через середину его основания.
4.2.4 Раскосы навесного устройства должны быть отрегулированы в соответствии с программой (методикой) предприятия-изготовителя.
Если на тракторе имеется несколько точек для присоединения верхней и (или) нижней тяг и несколько точек для присоединения раскоса к нижним тягам, то точки присоединения выбирают в соответствии с указаниями изготовителя и указывают в протоколе испытаний.
При установке рамы длина верхней тяги должна быть отрегулирована таким образом, чтобы при горизонтальном положении нижних тяг плоскость присоединительного треугольника навесного устройства принимала вертикальное положение.
4.2.5 Давление окончания открытия предохранительного клапана (максимальное давление в гидросистеме) и давление автоматического возврата золотника гидрораспределителя в нейтральное положение следует измерять по манометру, установленному на входе в гидрораспределитель, при плавном повышении давления регулируемым дросселем, установленным между замкнутыми внешними выводами гидрораспределителя.
4.2.6 Максимальное подъемное усилие следует измерять при приложении вертикального усилия, направленного к середине оси подвеса или к центру тяжести рамы в статическом положении не менее чем в шести точках, приблизительно равнорасположенных по ходу навесного устройства (в том числе в начале и конце хода), при давлении окончания открытия предохранительного клапана. При этом к максимальному подъемному усилию должно быть добавлено усилие, создаваемое массой оси подвеса или рамы.
, (1)
где — максимальное подъемное усилие, измеренное в каждой точке, кН;
— минимальное давление полного открытия предохранительного клапана, указанное изготовителем, МПа;
— фактическое давление полного открытия предохранительного клапана при измерении максимального подъемного усилия, МПа.
Значение подъемного усилия, характеризующее грузоподъемность навесного устройства, должно соответствовать такому значению из ряда скорректированных подъемных усилий, соответствующих каждой из шести точек, которое обеспечивается по всему ходу навесного устройства.
4.2.8 Максимальную массу груза, поднимаемого навесным устройством следует измерять при шарнирном навешивании груза на ось подвеса или на ось, проходящую через центр тяжести рамы параллельно оси подвеса. Центр тяжести груза должен располагаться на вертикальной линии, проходящей через середину оси подвеса или центр тяжести рамы. Груз увеличивают до максимальной массы, которую навесное устройство способно поднять по всему ходу навесного устройства при максимальном давлении в гидросистеме.
При этом к максимальной массе груза должна быть прибавлена масса оси подвеса или рамы.
, (2)
Погрузчики: классификация и рекорды 16:47, 18 июня 2021 Версия для печати
Рассказываем о классификации погрузчиков и моделях-рекордсменах.
Существует несколько основных типов классифицирования этой техники, например, по их оснащению, принципам работы, предназначению, способам передвижения и разгрузки. Итак, рассмотрим подробнее каждый из них.
С точки зрения способов передвижения можно выделить два типа погрузчиков: колёсные и гусеничные. Как нетрудно догадаться, колёсные чаще всего используются на подготовленных, асфальтированных складских территориях, в гипермаркетах, в то время как гусеничные — внедорожный вариант для сельскохозяйственных угодий, участков добычи, карьерных работ и т.д.
Погрузчики в зависимости от оснащения (рабочего органа) — самый большой раздел классификации
1. Вилочные — классические складские погрузчики, без которых не обойтись при погрузке-разгрузке, перемещении и штабелировании поддонов и палет. Кроме того, при наличии специального навесного оборудования вилочный погрузчик может работать с бочками и рулонами. Чаще всего вилочные погрузчики устанавливаются на колёсную базу, но существуют и гусеничные модели.
2. Платформенные — погрузчики, оборудованные платформой для подъёма, перемещения и опускания грузов.
3. Манипуляторы — машины с крановой стрелой для изменения положения грузов в пространстве. Манипуляторы используются преимущественно во время ремонтных и монтажно-демонтажных работ.
4. Ковшовые — погрузчики с ковшами, которые наполняются во время движения. Используются для погрузок и разгрузок грунта, сыпучих материалов, а также для расчистки дороги от снежных завалов.
5. Скребковые — техника для работы с сыпучими грузами, оборудованная большими «совками» спереди и «вытяжками» с желобами в задней части. «Совок» сгребает груз, после чего тот втягивается «вытяжкой» и дальше по желобу сгружается в новое место, например, в кузов грузовика. Самый яркий пример использования таких машин — зерновой ток, благодаря чему они получили прозвище «зернометатели».
6. Копновозы — погрузчики, оборудованные специальным захватом для сена и соломы из стогов, использующиеся на их заготовке и просушке.
7. Ленточные — оснащённые конвейерной лентой, могут быть самоходными или в виде прицепа, используются для перемещения сыпучих или штучных грузов.
8. Роторные — оборудованы ковшом с роторным механизмом для работы с сыпучими или мелкоштучными грузами, также применяющиеся для уборки снега.
10.Комбинированные — сочетают в себе технические характеристики сразу нескольких видов погрузчиков.
Классификация по типу действия, виду топлива/энергии, способам разгрузки
Здесь выделяют погрузчики непрерывного и периодического действия.
Погрузчики непрерывного действия циклично захватывают груз, передавая его дальше. С точки зрения оснащения – ленточные, скребковые, роторные и шнековые. Это техника, использующаяся преимущественно для работы с сыпучими материалами и мелкоштучными грузами.
Погрузчики периодического действия — вилочные, ковшовые, платформенные, манипуляторы и копновозы. Когда каждый захват и последующая погрузка — это отдельное действие. Их чаще всего используют при работе с большими и крупными грузами.
Помимо бензиновых погрузчиков, существуют и те, которые работают на электричестве. По способу разгрузки бывают боковые, вертикальные и фронтальные погрузчики.
Погрузчики-рекордсмены
Великан LeTourneau L-2350 производства японской корпорации Komatsu Limited — рекордсмен «Книги Гиннесса» признан самым большим в мире погрузчиком.
Это колёсная модель фронтального погрузчика с ковшом, прежде всего предназначенная для горнодобывающих работ. L-2350 рассчитана на взаимодействие с самосвалами с центральной загрузкой и грузоподъемностью до 400 тэ
Длина его корпуса составляет 20,3 м, ширина — 6,5 м, весит он 262 т. Ковш L-2350 объёмом 40,5 м3 (53,0 ярда³) за раз поднимает до 75 т горной породы на высоту до 24-х футов при радиусе действия 11,5 футов.
Четырехтактный дизельный двигатель погрузчика обладает мощностью 2 300 лошадиных сил, а бак вмещает 3974,68 л топлива. Колёса этого гиганта «обуты» в шины 70 / 70-57 SRG DT.
Однако и среди «малышей» тоже есть свои чемпионы, например, американский GEHL V400, являющийся самым мощным мини-погрузчиком в мире.
Этот универсальный мини-погрузчик с бортовым поворотом и вертикальным подъёмом стрелы отрывает от земли до 1 800 т (без противовеса) и более 2-х т груза (с противовесом) на высоту до 3,65 м.
Мощность двигателя GEHL V400 производства фирмы Cummins составляет 99 лошадиных сил.
Также нужно, отметить что этот погрузчик славится не только большой мощностью, но и высокими скоростью, точностью и плавностью рабочих операций.
Первенство в номинации «самый большой вилочный погрузчик» досталось американскому Yale GP160EF12 с грузоподъёмностью 16 т.
Также эта модель может похвастаться эргономикой салона, хорошим обзором для оператора погрузчика, созданного за счёт панорамного остекления кабины с прозрачной крышей, а также продуманной конструкции подъёмного механизма, благодаря которой видимость сохраняется даже при работе с грузами предельно допустимых веса и размеров.
В целом, кабина Yale GP160EF12 выглядит воздушной и невесомой. Возникает ощущение, будто она могла бы взлететь, если бы не массивные колёса, удерживающие её на земле.