что означает когда рукой проводят под подбородком
Мимика и жесты (Кинесика и профайлинг)
Мимика и жесты (Кинесика и профайлинг)
Мимика и жесты (Кинесика и профайлинг)
Позитивными здесь будем называть проявления, означающие направленность на коммуникатора, сконцентрированность на предмете разговора, желание взаимодействовать, готовность, согласие, восприимчивость – открытые проявления. Негативные – означают закрытость, оборонительность, направленность на другие объекты, нежелание взаимодействовать, враждебность, упрямство и т. п., или просто являются сигналом для усиления бдительности или влияния. Нейтральные – либо означают переходные состояния, либо могут быть направлены и в ту и в другую сторону в сочетании с другими проявлениями.
позитивные: – повернута к вам;
– наклон набок (ухо к плечу) – интерес, взаимодействие, оценка;
– легкий наклон вперед (и кивок) – согласие;
нейтральные:- прямо без наклона;
негативные: – наклон вперед, взгляд исподлобья – осуждение, отрицание, скрытость, рассерженность или смущение;
– наклон назад – отрицание, самодовольство, заносчивость;
– поворот в сторону – (включая мгновенный поворот);
– голова опирается на что-либо (ладонь, большой палец, предплечье) – скука.
-нахмуренные брови – неприятие.
1.2.1. Вид взгляда: – деловой – распределяется между лбом
– социальный – между глазами и губами;
– интимный – от глаз вниз по телу.
1.2.2. Время контакта глаз:
– более половины времени общения:
-если зрачки расширены – интерес, возбуждение или страх (смотреть по другим проявлениям);
-зрачки сужены – враждебность, вызов, негативная реакция.
– смотрит на вас менее одной трети времени общения – отсутствие интереса или подозрительность и скрытность.
1.2.3. Раскрытие глаз:
негативные: – напряженный силовой взгляд – агрессия;
– прикрытые веки – отсутствие интереса, скука, усталость, равнодушие, чувство превосходства, желание отогнать тягостное впечатление.
нейтральное: – близкая установка – на нечто конкретное, подлежащее немедленному познанию; негативные: – взгляд – недовольство и отрицание;
– взгляд вдаль, – отсутствие интереса к конкретному окружению.
1.2.5. Направление взгляда:
отведение взгляда – конкретный (не склонный к теоретизированию) человек или неудобство, стыд, подозрительность, негативизм, скрытность.
позитивное: – искоса с улыбкой или слегка поднятыми бровями – интерес; негативные: – искоса с опущенными бровями, уголками рта или нахмуренным лбом – подозрительность, враждебность, отрицание;
– исподлобья (и поверх очков)’ – критичность, осуждение,отрицание;
– свысока – превосходство, вы надоели, высокомерие.
– раздувшиеся ноздри – оборона, гнев;
– дым через нос при курении – уверенность, высокомерие; если голова вниз – гнев.
– расслабление рта – снижение активности личности или изумление, неожиданность, нервное потрясение;
– сжатые губы, или говорит через зубы, почти не двигая губами – оборона;
– покашливание, прочищение горла – нервозность, неуверенность и обеспокоенность;
– предмет во рту – необходимость в поддержке и ободрении, безопасности; или неуверенность, опасения, внутренний конфликт; или обдумывание решения.
– позитивное: – легкая искренняя улыбка;
– нейтральное: – вперед – обдумывание;
– негативное: – вверх – самодовольство и заносчивость.
позитивные: – открытые (вверх) – откровенность, честность;
– быстрое потирание – позитивные ожидания; негативные: – прячет ладони – скрытность;
– медленное потирание ладоней (и о ткань) – сомнение, неуверенность, нервозность или обман;
– рука сжата в кулак – закрытость, волнение, нервное ожидание;
– крепко держит что-либо – самоконтроль, напряжение, сдерживание себя.
позитивные: – партнер жмет своей ладонью вверх – подчиненность
– ладонь вертикально – равенство;
– двумя руками – дружелюбие, искренность (незнакомого человека можно таким образом смутить);
негативные: – жмет кончики пальцев или с притягиванием к себе – неуверенность;
– своей ладонью вниз – властность, доминирование.
2.3. Курение – снятие напряжения, размышление, способ
позитивные: – дым вверх – позитивный настрой, уверенность, согласие, самодовольство, превосходство;
негативные: – дым вниз – негативный настрой, скрытность и подозрительность, усиление этого – дым из уголка рта вниз;
– сигарета недокурена и затушена – хочет закончить разговор;
– часто сбрасывает пепел – нервозность, нужно успокоить.
нейтральные: – снимание, сосание дужки, протирание, надевание – обдумывание решения;
– надевание очков – нужна дополнительная информация (если надел и уткнулся в посторонние дела – негативное);
– отложил очки – будет заканчивать.
негативные: – демонстрация больших пальцев рук – превосходство;
– показывание пальцем – напряженность, превосходство, агрессия;
– позванивание ключами, монетами – нервозность;
– трогание стула перед тем, как сесть, пощипывание ладони – неуверенность;
– собирание пылинок с одежды – несогласие;
– постукивание по стулу, верчение авторучки – нетерпение;
– машинальное рисование пальцем (авторучкой) по столу (бумаге) – скука.
Мелкие жесты пальцев часто означают ослабление контакта – беспокойство, внутренний конфликт, неуверенность, опасения, несогласие, скуку.
Хотя жесты имеют в целом негативное значение, человек, делающий такие жесты, потенциально более склонен к взаимодействию, чем скрестивший руки и ноги: нейтральные: – поглаживание, почесывание подбородка – принятие решения;
– пощипывание переносицы, часто с закрытыми глазами – оценка, раздумье;
– щека прислонена к сложенным в кулак пальцам, а указательный палец касается виска (рука – не опора для головы) – оценка;
негативные: – руки соединены за головой – уверенность, превосходство;
– подбородок опирается на ладонь или большой палец, указательный палец вверх, остальные у рта или у щеки – критическая оценка, негативное отношение;
– прикрывание рта рукой (или руками, локти стоят на столе) – подозрительность, скрытность, от сомнения до лжи;
– касание или потирание носа, век, уха – отрицание, сомнение, затруднительное положение, нервозность, подозрительность, скрытость или надоело, не хочет видеть, слышать, хочет сам что-то сказать;
– почесывание шеи пальцем – сомнение; поглаживание ладонью – недовольство и отрицание;
– хлопанье себя по затылку, шее или лбу – расстройство;
– потирание затылка – негативное или критическое отношение к окружающим.
4. Руки впереди корпуса:
позитивные: – руки, прикладываемые к груди ладонями – честность и открытость;
– руки (одноименные пальцы обеих рук касаются друг друга кончиками) – уверенность в себе, твердое решение, доверительность, или самодовольство;
– руки тесно соединены (ладонь одной охватывает тыльную сторону кисти другой руки, по- лусжатой в кулак, как бы стыкуясь в сустав)- уверенность и доверие;
негативные: – руки впереди тела (поправляет рукава, часы, или держит что-то двумя руками) – взволнованность и нервозность, их сокрытие;
– одна рука держит другую за кисть, запястье, локоть (чем выше, тем сильнее состояние) – неуверенность в себе, попытка вернуть эмоциональное спокойствие; некоторый страх;
– сцепленные (переплетенные) пальцы рук – разочарование и желание скрыть свое отрицательное отношение (чем выше, тем сильнее – сидя за столом);
– плотно сжатые руки (ладонь прижата к ладони – имитация рукопожатия) – напряженность, подавленность;
– скрещенные на груди руки – негативное отношение, попытка отгородиться от ситуации, защита; если еще кисти в кулаках – враждебность, агрессия; если с демонстрацией больших пальцев – с оттенком превосходства, уверенность, самообладание;
– скрещенные руки охватывают плечи выше локтя – сдерживание негативных ощущений.
нейтральные: – поднятые плечи – открытость, непонимание или защита;
– руки на бедрах, на пояс, или на коленях – готовность;
негативные: – руки (одна) на поясе и пиджак застегнут – расстройство;
– руки на пояс, сжатые кулаки и широко расставленные ноги – агрессивность; то же с большими пальцами за пояс (в карманы);
– локти прижаты к ребрам – дискомфорт, желание занять поменьше места;
– руки в карманах (одна) – нежелание участвовать, подозрительность и скрытость; если большие пальцы снаружи – доминирование;
– опирается на стол широко расставленными
– опирается на что-либо рукой – равнодушие, беспечность, враждебность.
– рука обхватывает другую за кисть – уверенность и превосходство; если еще подбородок вверх – абсолютное превосходство;
– рука обхватывает другую в области запястья, локтя – расстройство, попытка взять себя в руки; если сильно сжимает – самоконтроль.
– пиджак расстегнут – взаимодействие, застегнут – отгороженность;
– наклон корпуса: вперед – интерес, покорность или давление; прямо – уверенность или волнение, нервное ожидание при напряженной позе; назад – отрицание, неприятие; вбок к опоре – отстранение или удобство;
– поворот корпуса показывает направленность партнера: к вам – позитивный знак; в другую сторону – что-то другое интересует больше, или отрицание, подозрение, скрытность.
Носок ноги (и колено ноги, на которой сидит, или которая сверху при скрещенных ногах) показывают направление, интересующее партнера – на привлекающего человека или в сторону выхода:
позитивные: – партнер сидя, не собираясь вставать, распрямляет ноги – открывается;
нейтральные:- постукивание ногами по полу или быстрое покачивание ступней – нетерпение; сидя ноги и ступни вместе – напряженность, волнение, нервное ожидание;
негативные: – нога (ноги) на столе, подлокотнике кресла, ящике стола – равнодушие, беспечность, превосходство, враждебность;
– сидя, – взволнованность, сдержанность или защита, отрицание; возможно, удобство;
– сидя, нога в (щиколотка одной лежит на колене или бедре другой) – активность, соперничество; если еще руки держат ногу – упрямство, твердость;
– сидя, ноги пересекаются в щиколотках под стулом – сдерживание негативных эмоций, страх или взволнованность, самоконтроль; готовность сказать что-то важное,
скрытность; возможно, сдерживание агрессии.
6. Сексуальные жесты
Общие для мужчин и женщин:
– продленный интимный взгляд;
– учащенный контакт глаз (более двух третей времени общения);
– взгляд искоса украдкой;
– прихорашивание (поправление волос или одежды);
– закладывание больших пальцев за пояс, сумочку, в карманы;
– одна или обе руки на бедрах;
– носок ноги, колено и корпус тела повернуты в сторону объекта интереса;
– ноги расставлены шире, чем обычно;
– при вторжении объекта интереса в интимную зону не отстраняется;
– общее оживление, повышение мышечного тонуса, выпрямление тела;
– копирование жестов объекта интереса;
Кроме этих, среди мужских жестов еще выделяют двигание подбородком вверх-вниз, вытянутые ноги (с выделением гениталий), позу готовности.
Кроме общих, для женщин еще характерны и следующие сигналы:
– взгляд искоса из-за приподнятого плеча;
– слегка приоткрытый рот, влажные губы;
– использование губной помады;
– тихий низкий голос;
– поглаживание предмета цилиндрической формы;
– поглаживание бедер рукой;
– бедра раскачиваются чуть сильнее, чем обычно;
– медленное закидывание ноги на ногу и медленное возвращение;
– поигрывание скинутой туфелькой.
Первый этап ритуала ухаживания состоит в демонстрации сексуальных сигналов нескольким потенциальным партнерам и регистрации ответных сигналов. Часто из возможных партнеров выбирается тот, кто делает больше жестов ухаживания.
Что означает когда рукой проводят под подбородком
Случайная заметка
Новости психологии
Главное меню
Дополнительные курсы
Статистика
Хорошим лектором считается тот, кто инстинктивно чувствует, когда его аудитория заинтересована в том, что он говорит, а когда она потеряла интерес. Хороший агент по торговле чувствует, когда он «затрагивает правильные струны», т.е. нащупывает, заинтересован покупатель в его товаре или нет. К счастью, реакцию людей можно предугодать по ряду жестов, среди которых может быть подпирание ладонью щеки или подбородка.
Когда слушатель начинает подставлять руку для того, чтобы опереть на нее голову, это верный признак того, что ему стало скучно, и он подпирает голову рукой для того, чтобы не заснуть.
Степень наскучивания соотносится с выраженностью использования руки как опоры. Предельная скука и отсутствие интереса видны, когда голова полностью лежит на руке, и абсолютным сигналом скуки будет, если человек лежит головой на столе и похрапывает.
Постукивание пальцами по столу и постоянный топот ног по полу часто неправильно интерпретируются как признаки скуки в аудитории, но на самом деле они свидетельствуют о нетерпении.
Если вы как лектор заметите эти сигналы, нужно проделать стратегический ход, чтобы отвлечь нетерпеливого человека и увлечь его лекцией, чтобы он не заражал других присутствующих. Если вся аудитория проявляет признаки скуки и нетерпения, это подсказывает лектору, что ему пора заканчивать свою речь. Важно в этой связи отметить, что скорость постукивания пальцами или топтание ногами зависит от степени нетерпения человека. Чем быстрее жесты, тем нетерпеливее становится слушающий.
Человек принимает оценочную позу, если он подпирает щеку сжатыми в кулак пальцами, а указательный палец упирается в висок. Если человек теряет интерес, но из вежливости хочет выглядеть заинтересованным, его поза слегка изменится так, что голова будет опираться на основание ладони.
Когда указательный палец направлен вертикально к виску, и большой палец поддерживает подбородок, это указывает на то, что
Рисунок 3. Негативные мысли.
слушатель негативно или критически относится к предмету сообщения. Часто указательный палец может потирать или натягивать веко по мере того, как негативные мысли сгущаются. Чем дольше сохраняет человек эти жесты, тем дольше сохранится его критическое отношение. Этот жест является сигналом к тому, что выступающему необходимо срочно что-то предпринять, или же постараться увлечь слушателя содержанием своего сообщения, или закруглить свое выступление. Простой способ, заключается в том, чтобы дать заскучавшему человеку что-нибудь подержать и тем самым изменить его позу. Жест критической оценки часто путают с сигналом заинтересованности, но при критическом отношении обязательно будет Присутствовать подпирание подбородка большим пальцем руки (рисунок 3).
Приметы расскажут, почему нельзя подпирать подбородок рукой
Люди никогда не задаются вопросом о том, почему нельзя подпирать голову руками. Для многих такой жест кажется вполне привычным, но есть ряд причин, которые указывают на то, что так делать нельзя. Это касается как здоровья, так и правил этикета.
О чем говорят жесты человека
Привычка сидеть подперев голову руками может показаться безобидной, но на самом деле она имеет отрицательное действие, которое может вылиться в серьезную проблему и ухудшить качество жизни.
Мало кто задумывается над тем, что означает тот или иной жест собеседника. Если углубиться в эту тему, то можно узнать много нового и интересного. К примеру, скрещенные руки говорят о том, что человек не хочет идти на контакт и показывать свою откровенность. Когда человек прячет руки за спиной, то он показывает всем свою уверенность и доверие к окружающим.
Что касается привычки подпирать подбородок, то она является неприемлемой, особенно для детей и подростков. Она может привести к неправильному формированию прикуса. У взрослых подобная поза может оказывать влияние на здоровье. Чаще всего в таком положении страдает осанка и происходит нарушение внутренних органов.
Народные традиции указывают на то, что такая привычка может привести к неблагоприятным переменам в жизни. С точки зрения этикета данная поза является неприемлемой.
Почему сидя за столом нельзя подпирать подбородок рукой
Неспроста детей еще с раннего возраста приучают правильно сидеть и держать ровно осанку. Ровная осанка является залогом здоровья спины, а подпирание подбородка в момент сидения не способствует этому. Находясь в такой позе, у человека происходит искривление позвоночника, что впоследствии может вызвать боль в шее и серьезные проблемы в будущем. Часто это является причиной кривых плеч, когда одно из них становится выше другого, и это очень заметно со стороны.
За столом необходимо сидеть прямо, и если вдруг захотелось подпереть голову рукой, то лучше встать и пройтись, подвигаться или покрутить головой. Также можно сделать наклоны в стороны, это позволит снять напряжение в спине. Такие разминки периодически необходимо делать каждому человеку, а особенно тем, у кого сидячая работа.
Почему при разговоре нельзя подпирать голову рукой
Данный жест многие ошибочно воспринимают за то, что собеседник заинтересовался разговором, но это не так. Когда человек подпирает голову рукой во время разговора, он дает понять своему собеседнику, что ему вовсе не интересны его рассказы. В том случае, когда подпирается щека, это говорит, что человеку скучен разговор, причем он может даже уснуть.
Когда человек выступает в роли оратора, то подобный жест со стороны слушателей говорит о том, что ему пора менять тему. Также это нужно делать, когда люди начали постукивать пальцами. Этот жест указывает на то, что человеку не интересен разговор.
Пребывая на совещании у начальства, не стоит прибегать к подобным жестам, иначе можно вызвать лишние подозрения и испортить отношение с руководством.
Обычаи других стран
Покидая пределы своей страны, нужно быть более внимательными и осторожными относительно жестикуляции. Есть жесты, которые у нас могут быть принятыми, а у других странах будут служить оскорблением. То же самое относится и к позам человека. В мусульманских странах не стоит сидеть, подперев руками голову и в позе «нога на ногу». В исламе ступни считаются грязной частью тела и их не принято никому показывать.
При разговоре с жителями арабских стран не следует подпирать голову рукой. Подобный жест для них является оскорбительным. В Саудовской Аравии такой жест может послужить причиной для задержания человека полицией.
Что означает когда рукой проводят под подбородком
Обман, Ложь, Сомнение
Как узнать, что человек лжет? Распознавание невербальных жестов, сигнализирующих об обмане, является одним из наиболее важных для общения умений, которым можно обучиться в процессе наблюдения за поведением человека.
Итак, какие жесты могут выдать человека в случае, если он лжет?
Это жесты, связанные с прикосновением рук к лицу.
Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду, или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Мы уже говорили о том, что дети совершенно откровенно используют жесты, свидетельствующие об обмане. Если маленький ребенок обманывает, он будет рукой прикрывать рот в попытке остановить лживые слова, выходящие из его рта. Если он не желает выслушивать нотации родителей, он просто затыкает уши пальцами или закрывает уши руками. Если он видит то, на что ему не хотелось бы смотреть, он закрывает глаза руками. Когда человек взрослеет, его жесты, с использованием рук у лица, становятся более утонченными и менее заметными, но они все равно имеют место, Если этот жест используете человеком в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он при» рыкает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это означает, что он чувствует, как вы лжете!
Одной из наиболее удручающих картин для выступающего является вид аудитории, где все до одного держат руки у рта во время сто выступления. В небольшой аудитории или при общении с глазу на глаз будет разумно приостановить свое сообщение и обратиться к аудитории с вопросом: «Не желает ли кто-нибудь прокомментировать сказанное мной?» Это позволит аудитории выска-зать вес свои возражения, а вам даст возможность уточнить свои высказывания и ответить на вопросы.
когда человек лжет, покрывает ложь или дает лживые свидетельские показания. Эти жесты могут также обозначать сомнение, неу-веренность, вранье или преувеличение реального факта.
Когда человек проделывает жест «рука-к-лицу», то это далеко не всегда означает, что он лжет. Однако это может быть первым признаком обмана, и дальнейшее наблюдение за поведением человека и его жестами может подтвердить ваши подозрения. Следует рассматривать этот жест в совокупности с другими жестами.
Доктор Десмонд Моррис проводил эксперимент с медицинскими сестрами, которым в условиях ролевой игры было дано указание сообщать пациентам неправду о их состоянии. Те сестры, которым приходилось обманывать, чаще использовали «рука-к-лицу» жесты, чем те, которые говорили правду свои пациентам. В этой главе рассматриваются различные «рука-к-лицу» жесты и условия, в которых они возникают.
Защита рта рукой является одним из немногих жестов взрослого человека и имеет тот же смысл, что и детский жест. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова. Иногда это могут быть только несколько пальцев у рта или даже кулак, но значение жеста остается тем же.
Жест «защита рта рукой» следует отличать от оценочных жестов, о которых речь пойдет далее в этой главе.
Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест. Хамфрей Богарт, когда ему приходилось играть роль гангстера или преступника, часто пользовался этим приемом при обсуждении своих преступных замыслов с другими гангстерами или во время допроса, чтобы с помощью невербальных средств подчеркнуть отсутствие искренности у своего персонажа.
Прикосновение к Носу
В сущности, прикосновение к носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом, или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением. Некоторые женщины очень осторожно проделывают этот жест, чтобы не смазать помаду и не повредить макияж.
Одно из объяснений природы этого жеста заключается в том, что когда плохие мысли проникают в сознание, подсознание велит руке прикрыть рот, но в самый последний момент, из желания замаскировать этот жест, рука отдергивается ото рта, и получается легкое прикосновение к носу.
Другим объяснением может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и очень хочется почесать нос, чтобы избавиться от них. Меня часто спрашивают: «А что, если у человека просто часто чешется нос?» Если чешется нос, то человек намеренно поскребет его или почешет, что отличается от легких прикосновений руки к носу при ситуации обмана. Как и прикосновение ко рту, прикосновение к носу может использоваться как говорящим для маскировки его собственного обмана, так и слушающим, сомневаю-щимся в искренности слов говорящего.
Мудрая обезьяна говорит: «Не вижу греха», закрывая глаза. Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом. Это может быть вызвано двумя причинами: в силу своего воспитания они не знакомы с грубыми жестами; осторожность движений объясняется наличием макияжа на веках. Отводя глаза в сторону, они смотрят на потолок.
Известно выражение «Врать сквозь зубы». Это выражение относится к комплексу жестов, складывающихся из стиснутых зубов и натянутой улыбки, потирания века пальцем и отведенного в сторону взгляда. Киноактеры пользуются этим сложным жестом для изображения неискренности своих героев, но в обычной жизни этот жест встречается редко.
Почесывание и Потирание Уха
Фактически этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Этот жест является взрослой усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков родителей. Другими вариантами прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление в ухе (кончиком пальца), потягивание мочки уха или сгибание уха в попытке прикрыть им слуховое отверстие. Этот последний жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться.
В этом случае человек почесывает указательным пальцем правой руки место под мочкой уха или же боковую часть шеи. Наши наблюдения за этим жестом выявили интересный момент: человек обычно делает пять почесывающих движений. Очень редко количество почесываний будет менее пяти или более пяти. Этот жест говорит о сомнении и неуверенности человека, который говорит: «Я не уверен, что я с вами согласен». Он особенно бросается в глаза в том случае, если он противоречит вербальному языку, например, если человек говорит нечто подобное: «Я отлично понимаю, что вы испытываете».
В ходе исследования жестов людей, сопровождающих их ложь, Десмонд Моррис заметил, что ложь вызывает зудящее ощущение в нежных мышечных тканях лица и шеи, и требуется почесывание, чтобы успокоить эти ощущения. Похоже, это является приемлемым объяснением того, почему некоторые люди оттягивают воротничок, когда они лгут и подозревают, что их обман раскрыт. Также похоже, что у обманщика выступают капельки пота на шее, когда он чувствует, что вы заподозрили обман. Этот жест используется также, когда человек разгневан или расстроен, при — этом он оттягивает воротничок от шеи, чтобы охладить ее свежим воздухом. Когда вы видите, что человек делает этот жест, вы можете спросить его: «Не могли бы это повторить, сэр?» или «Не могли бы уточнить этот пункт, сэр?» И это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.
Толкование Жестов и Ошибки Толкования
Требуется определенное время и определенный уровень наблю-дательных навыков для того, чтобы выработать у себя способность при определенных обстоятельствах правильно толковать жесты, связанные с приближением рук к лицу. Мы со всей достоверностью можем заключить, что если такой жест промелькнул у человека, то это значит, что у него на уме что-то неприятное. Вопрос лишь в том, что же это такое? Это может быть сомнение, обман, неуверенность, некоторое преувеличение действительного факта, мрачное предчувствие или откровенная ложь. Искусство правильной интерпретации заключается в том, чтобы определить какая из перечисленных негативных эмоций присутствует. Лучше всего это делать с помощью анализа жестов, предшествующих «рука-к-лицу» жесту, учитывая при этом контекст общения.
Например, мой друг, с которым мы часто играем в шахматы, часто потирает ухо или трогает нос, когда не уверен в правильности своего следующего хода. Недавно я обратил внимание на его другие жесты, которые я могу интерпретировать и использовать в свою пользу. Я обнаружил, что как только я намереваюсь передвинуть фигуру, прикасаясь к ней, он моментально проделывает серию жестов, дающих информацию о том, как он расценивает мой предполагаемый ход. Если он откидывается спиной назад и делает шпилеобразный жест (уверенность), я могу предположить, что он предвидел такой ход и, возможно, уже продумал, как на него ответить. Если же в тот момент, когда я прикасаюсь к шахматной фигуре, он прикрывает рот рукой и потирает нос или ухо; это означает, что он не ожидал такого хода и не знает как дальше ходить. Понятно, что чем чаще я буду ходить после его «рука-к-лицу» жестов, тем больше у меня шансов выиграть.
Недавно я проводил собеседование с молодым человеком, желающим устроиться на работу в нашу компанию. В течение всего интервью он сидел, скрестив руки на груди и заложив ногу за ногу, его жесты говорили о критическом настрое, ладони были видны слишком редко, а его взгляд только 1/3 времени встречался с моими глазами. Что-то явно его беспокоило, но в тот момент собеседования у меня было слишком мало информации, чтобы делать точные оценки его негативным жестам. Я спросил его о предыдущих должностях и местах работы. Когда он отвечал, его ответы сопровождались потиранием века и прикосновением к носу, и он продолжал избегать моего взгляда. Так продолжалось в течение всего собеседования, и в конечном итоге я принял решение не принимать этого человека на работу, основываясь на своем «шестом чувстве». Мысль о негативных жестах не давала мне покоя, и я решил проверить его характеристики. Я обнаружил, что он давал мне неверную ин-формацию о своем прошлом. Если бы я не обратил внимания на его невербальные сигналы, я мог бы совершить ошибку, приняв этого человека на работу.
На семинаре менеджеров прокручивалась видеозапись ролевой игры, основанной на проведении собеседования по приему на работу. Во время этого собеседования кандидат на должность неожиданно прикрыл рот рукой и потер нос, когда ему был задан один из вопросов. До этого момента собеседования он сидел в открытой позе, расстегнув пиджак, обнажив ладони и наклоняясь вперед при ответах на вопросы, поэтому вначале мы подумали, что те жесты никак не совпадали с его общей линией поведения. Жест прикрывания рта длился несколько секунд перед его ответом, а затем он вернулся к своей открытой позе. В конце ролевой игры мы спросили его об этом жесте, и он сказал, что когда ему задали тот вопрос, он мог бы дать двоякий ответ, один вариант положительный, другой отрицательный. Когда он обдумывал отрицательный вариант ответа и то, какое впечатление это может произвести, непроизвольно получился жест «прикрывания рта рукой». Когда же он подумал о положительном варианте ответа, рука упала, и он вернулся к своей прежней открытой позе. Его размышления о том, как аудитория отреагирует на негативный ответ и вызвали неожиданный «ест — прикрытие рта рукой.
Эти примеры показывают, как легко можно ошибиться в толковании жестов «рука-к-лицу» и прийти к неправильным заклю-чениям. И только путем постоянной тренировки в Наблюдении и изучении этих жестов, при учитывании контекста, в котором проделываются жесты, можно научиться делать правильные толкова-ния относительно мыслей людей.
Подпирание Ладонью Щеки и Подбородка
Хорошим лектором считается тот, кто инстинктивно чувствует, когда его аудитория заинтересована в том, что он говорит, а когда она потеряла интерес. Хороший агент по торговле чувствует, когда он «затрагивает правильные струны», т.е. нащупывает, заинтересован покупатель в его товаре или нет. Каждому коммивояжеру знакомо неприятное чувство, возникающее в случае, если его потенциальный покупатель присутствует на презентации товара, не проронив ни слова, и только наблюдает. К счастью, о его реакции можно судить по ряду жестов, среди которых может быть подпирание ладонью щеки или подбородка.
Когда слушатель начинает подставлять руку для того, чтобы опереть на нее голову, это верный признак того, что ему стало скучно, и он подпирает голову рукой для того, чтобы не заснуть.
Степень наскучивания соотносится с выраженностью использова-ния руки как опоры. Предельная скука и отсутствие интереса видны, когда голова полностью лежит на руке (рис. 58), и абсолютным сигналом скуки будет, если человек лежит головой на столе и похрапывает!
Постукивание пальцами по столу и постоянный топот ног по полу часто неправильно интерпретируются как признаки скуки в аудитории, но на самом деле они свидетельствуют о нетерпении.
Если вы как лектор заметите эти сигналы, нужно проделать стратегический ход, чтобы отвлечь нетерпеливого человека и увлечь его лекцией, чтобы он не заражал других присутствующих. Если вся аудитория проявляет признаки скуки и нетерпения, это подсказывает лектору, что ему пора заканчивать свою речь. Важно в этой связи отметить, что скорость постукивания пальцами или топтание ногами зависит от степени нетерпения человека. Чем быстрее жесты, тем нетерпеливее становится слушающий.
Человек принимает оценочную позу, если он подпирает щеку сжатыми в кулак пальцами, а указательный палец упирается в висок (рис. 59). Если человек теряет интерес, но из вежливости хочет выглядеть заинтересованным, его поза слегка изменится так, что голова будет опираться на основание ладони, как показано на рисунке 58. Я присутствовал на многочисленных совещаниях менеджеров, где’ видел, как молодые подрастающие менеджеры пользовались этим жестом для того, чтобы изобразить интерес из уважения к президенту компании, который в этот момент делал скучное сообщение. Однако, к несчастью для них, любое подпирание головы рукой означает скуку и выдает их, а президент может понять, что они по характеру неискренни или просто хотят ему польстить.
Настоящий интерес проявляется, когда рука, находясь под щекой, не служит опорой для головы. Простой способ возродить их интерес, может быть, если президент скажет что-нибудь типа: «Я рад, что вы так внимаете моим словам, потому что через секунду я буду задавать вам вопросы!» Это поможет повысить интерес слушателей к его речи, потому что они боятся, что не смогут ответить на его вопросы.
Когда указательный палец направлен вертикально к виску, и большой палец поддерживает подбородок, это указывает на то, что слушатель негативно или критически относится к лектору или к предмету его сообщения. Часто указательный палец может потирать или натягивать веко по мере того, как негативные мысли сгущаются. Чем дольше сохраняет человек эти жесты, тем дольше сохранится его критическое отношение. Этот жест является сигналом к тому, что выступающему необходимо срочно что-то предпринять, или же постараться увлечь слушателя содержанием своего сообщения, или закруглить свое выступление. Простой способ, заключается в том, чтобы дать ему что-то поддержать и тем самым изменить его позу. Жест критической оценки часто путают с сигналом заин-тересованности, но при критическом отношении обязательно будет Присутствовать подпирание подбородка большим пальцем руки (рис. 60).
В следующий раз, когда вам представится возможность предложить группе людей какую-нибудь идею, понаблюдайте внима-тельно за их реакцией в момент, когда вы будете это делать, и вы уведите много увлекательного. Большинство, если не все члены вашей группы, поднесут одну руку к своему лицу и начнут проделывать оценочные жесты. Когда вы подойдете к концу вашей презентации и попросите членов группы высказать свое мнение или предложение относительно вашей идеи, оценочные жесты исчезнут. У ваших слушателей одна рука передвинется к подбородку и начнет погла-живать подбородок.
Этот жест «поглаживания подбородка» означает, что человек пытается принять решение. Когда вы попросили слушателей высказать их мнение, их жесты сменились из оценочных на жесты «принятия решения». Следующие сигналы укажут вам на то, будет ли их решение положительным или отрицательным. Агент по продаже поступит неразумно, если прервет покупателя в момент, когда он
начнет поглаживать подбородок в ответ на просьбу сообщить свое решение о покупке. Его лучшей линией поведения было бы внимательное наблюдение за последующими жестами покупателя, которые подскажут, к какому решению он пришел. Если, например, после этого жеста от скрестит руки на груди и закинет ногу на ногу, потом откинется на спинку стула, коммивояжер получил невербальный отрицательный ответ. Моментально следует еще раз пройтись по достоинствам предлагаемого, товара до того, как покупатель выразил на словах свой отрицательный ответ, и это может спасти переговоры.
Если вслед за поглаживанием подбородка последует жест готовности (рис. 97), продавцу останется только уточнить, как будет произведена оплата за товар, и покупатель будет оформлять покупку.
Варианты Жестов, Связанных с Принятием Решения
Если человек носит очки, то вслед за оценочными жестами для принятия решения он проделает следующее: он снимет очки и заложит одну дужку очков в рот, вместо поглаживания подбородка. Курильщик поместит трубку в рот. Если человек после того, как его попросили сообщить о своем решении, берет в рот ручку или палец; это признак того, что он не уверен в себе, и ему необходима поддержка, потому что предмет во рту позволяет ему не произносить решение, дольше подумать. Поскольку считается плохими манерами говорить с набитым ртом, предмет во рту считается оправданием для человека, не решающегося на скоропалительное решение.
Сочетание Различных «Рука-к-Лицу» Жестов
Иногда жесты, обозначающие скуку, критическое отношение и принятие решения могут употребляться все одновременно, каждый отражая какой-то аспект отношения человека.
На рисунке 63 показано, как оценочный жест сдвигается к подбородку, а рука в это время может поглаживать подбородок. Когда слушатель начинает терять интерес к говорящему, голова начинает склоняться к руке для опоры. На рисунке 64 показана критическая оценка, выраженная подпиранием головы большим пальцем, т.к. слушатель потерял интерес к теме разговора.
Потирание Затылка и Хлопок по Лбу
Утрированным вариантом жеста, выраженного оттягиванием воротничка, является потирание затылочной части шеи ладонью, то, что Калеро назвал жестом «ломит шею». Если человек проделывает этот жест во время произнесения лжи, он отводит глаза и смотрит в пол. Этот жест также является признаком расстройства или гнева, но в этом случае рука вначале хлопает по шее, а потом начинает потирать ее.
Предположим, что вы попросили своего подчиненного выполнить ваше поручение, и что он забыл это сделать к требуемому времени. Когда вы спросите его о результатах выполнения поручения, он невербально ответит, что забыл это сделать, хлопнув себя по лбу или по шее, как бы фигурально избивая, наказывая себя за забывчивость. Хотя шлепок по голове обычно обозначает забывчи-вость, человек этим жестом также выражает свои чувства по отношению к вам или создавшейся ситуации, в зависимости от того,
куда приходится шлепок — по лбу или по шее. Если он шлепает себя по лбу (рис. 66), он сигналит, что не напуган тем, что проявил перед вами свою забывчивость. Но когда он хлопает себя по шее (рис. 65), он таким невербальным образом сообщает вам, что ему ужасно неприятно то, что вы указали ему на этот промах. Люди, имеющие привычку потирать затылочную часть своей шеи, склонны проявлять негативное или критическое отношение к окружающим, в то время как те, кто обычно хлопает себя по лбу при невербальном признании своей ошибки, как правило являются более открытыми покладистыми людьми.