что означает когда в мордовии говорят шумбрат
шумбрат
1 шумбрат
См. также в других словарях:
National Anthem of the Republic of Mordovia — Шумбрат, Мордовия! English: Hail, Mordovia! Šumbrat, Mordovija! Regional anthem of Republic of Mordovia Lyrics S. Kinyakin[1] … Wikipedia
Гимн Мордовии — Гимн Республики Мордовия Автор слов С. Кинякин Композитор Н. Кошелева Страна Россия Утверждён 30 марта 1995 Гимн Республики Мордовия Государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года. Куплеты… … Википедия
Актуальное национально-культурное обозрение — «Актуальное национально культурное обозрение» («АНКО») … Википедия
Мордовия — У этого термина существуют и другие значения, см. Мордовия (значения). Координаты: 54°26′ с. ш. 44°27′ в. д. / 54.433333° с. ш. 44.45° в. д. … Википедия
Саранск — Город Саранск Саранск ошсь Саран Ош Флаг Герб … Википедия
Республика Мордовия — Мордовия Республикась … Википедия
Мордовская Республика — Республика Мордовия Мордовия Республикась … Википедия
Мордовская республика — Республика Мордовия Мордовия Республикась … Википедия
Мордовский — Республика Мордовия Мордовия Республикась … Википедия
Кошелева, Нина Васильевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кошелев. Кошелева Нина Васильевна Дата рождения 1 июля 1952(1952 07 01) (60 лет) Место рождения село Вертелим, Мордовия … Википедия
Панишева, Анна Вячеславовна — Аня Панишева Место рождения Мордовия Страна … Википедия
В чем сила, шумбрат?
Дюрчаня в Саранск очень не хотели пускать оппозиционеры из Венгерского гражданского союза. Мол, негоже ехать в гости к Путину, который не позвал на фестиваль лидера еще одного великого финно-угорского народа — президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса. Но Дюрчань мужественно решил ехать.
Эстонского президента по понятным причинам действительно не приглашали. И не только его, но и вообще каких-либо представителей государственной власти Эстонии, за исключением атташе по культуре эстонского посольства в Москве Андры Вейдеманн, которая координирует на фестивале участие эстонского этноса исключительно в культурных мероприятиях. Обиду венгерской оппозиции совершенно не разделила Финляндия — ей Эстония хоть и ближе, но у Тарьи Халонен (весьма опытного политика) даже тени сомнения на предмет поездки в Россию не было.
Старт фестиваля должен был быть дан на стадионе «Старт» с приездом высокопоставленных гостей. Перед стадионом для трех десятков делегаций финно-угорских народов (всего приехало около тысячи гостей) устроили перекличку. «Шумбрат, мордва!», «Шумбрат, удмурты!» — гремели динамики. «Шумбрат!» — кричали делегаты в ответ. Это незнакомое для столичных журналистов слово было в Саранске повсюду — его не только постоянно выкрикивали, но и плакатами с ним был увешан весь город. Выяснилось, что «шумбрат» — это приветствие мордвы, которое по-русски можно перевести как «здравствуйте».
В Мордовии живет лишь каждый четвертый мордвин
Общие предки финно-угорских народов жили несколько тысяч лет тому назад в российском Зауралье. Финно-угорские народы объединены принадлежностью к одной языковой группе, которая является одной из двух ветвей уральской семьи языков (вторая — самодийская). К настоящему времени произошло разделение на финно-пермскую (коми, удмурты, марийцы, мордва, финны и остальные прибалтийские народы) и угорскую (венгры, ханты и манси) языковые группы. Мордва проживает в основном в Поволжье, а также в Сибири и Средней Азии и состоит из двух субэтносов — эрзя и мокша. Общая численность мордвы — 1,2 млн человек, причем в Мордовии проживает примерно четверть от этого количества. В 1551 году мордва приняла «свияжскую присягу» на верность русскому царю. В 1934 году была образована Мордовская АССР, а в 1994 году была преобразована в Республику Мордовия со столицей г. Саранск. Самый знаменитый мордвин — великий скульптор Эрьзя (Степан Нефедов).
Шумбрат, мокша!
Загадочная маленькая республика приволжского ФО. Что таит она в себе? Это мы и решили узнать, съездив в одни из выходных в республику Мордовию. Главной целью была столица республики — Саранск.
Однако по пути посмотрели еще кое-что. Первой точкой был деревянный храм в д.Журавкино, что расположена совсем недалеко от трассы, однако владельцы низких машин пусть не спешат радоваться, дорога туда с колеями посуху, а вот в дождь и я бы не сунулся, много засадных луж будет (хотя вроде как есть и нормальная дорога, о которой навител не знает). Итак, чудесное солнечное сентябрьское утро. Тишина мордовской деревни. Мы спокойно подходим к храму, территория которого, к слову сказать, обнесена забором, но дверь не закрыта, никаких запретных вывесок нет.
Заходим, фотографируем, первым нас вышел встречать упитанный ласковый котик. А потом… не знаю, насколько правильно писать об этом… несовсем трезвый служитель церкви, возмущаясь тому, что мы вломились на территорию (напоминаю, что было 11 утра, суббота, а храм является отнюдь не частной собственностью, но общественный достоянием). Оный хранитель «божьего дома» не внемлил нашим извинениям, утверждая, чо нужно просить разрешения перед тем, как к храму подойти, и что его он нам теперь, таким беспардонным, не откроет и прочее и прочее. После такого приема, тем не менее осмотрев все изыски деревянного зодчества, мы поехали обратно. Но дедуля врезался надолго в память.
С М5 сворачиваем на Саранск (р180), затем на Ковылкино, и становимся все ближе и ближе к нашей цели. В деревне Парапино заезжаем к новоотстроенному храму Покрова, что рядом с дорогой. Внутрь не заходим, идет служба.
И вот он, Саранск! Честно говоря, после посещения столицы Чувашии Чебоксар, и ужасных от нее впечатлений, сложилось плохое мнение о маленьких республиках. Но оно оказалось ошибочным. Саранск предстал во всем блеске. Нет той заброшенности, что была в Чебоксарах, нет пьяных на улице вечером, нет гор мусора. Возможно, это из-за того, что в городе будет проходить ЧМ по футболу, по хочется верить и надеяться, что такой аккуратной столица будет всегда!
Лисица-символ богатства и ума и символ Мордовии, поэтому ей посвящены и памятники, и композиции из цветов, и даже целый отдельный мост. Правда, небольшой. Он так и называется «лисий мостик».
Безусловно, интерес представляет центральная площадь с собором св. воина Ушакова (и памятник ему же рядом). Великий флотоводец провел последние годы своей жизни именно в Мордовии.
Отсюда сверху со смотровой площадки с ротондой открывается шикарный вид на парк Пушкина с колесом обозрения, на реку Саранку, на которой обустроены фонтаны, на национальный музей.
Неподалеку от храма находится мемориальный комплекс жителям республики, воевавшим в ВОВ, к слову, среди них мокшанин, известный летчик Михаил Девятаев.
На родине летчика в д.Торбеево, куда мы также «зарулили», ему установлен памятник-самолет.
В эту поездку также было посещено несколько монастырей республики, но они были настолько обычны по сравнению с тем же Саранском, что мы и фото не делали.
Сам город впечатлил больше, чем те места Мордовии, куда мы заезжали. Если в Мордовию-то сразу в Саранск!
«Если у нас не будет такого праздника, то мы рискуем вообще всё потерять»
«Шумбрат, Мордовия!» попрощался с публикой
В субботу, 4 сентября, завершился республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!». Праздник, стартовавший 30 августа с фестиваля резчиков «Поющее дерево», прошёл уже в 20-й раз. По словам организаторов, за это время он стал ярким событием в культурной жизни региона. Сформировалась и его главная идея — сохранение национальной культуры, народных традиций, укрепление дружбы и взаимопонимания. Основная часть празднеств в выходной день для всех иудеев прошла в Пушкинском парке. Николай Кандышев стал свидетелем борьбы национальной культуры с непогодой.
«Лето, прощай!». Именно этот роман Рэя Брэдбери захотелось перечитать утром прошедшей субботы. Погода сыграла злую шутку с участниками «Шумбратфеста». Даже 100 метров до парка показались не менее напряжённым испытанием, чем знаменитый переход Ганнибала через Альпы. Пусть на этот раз ни один слон не пострадал, но ночёвка в вспоротом брюхе таунтауна смотрелась заманчивой перспективой. Участники праздника также ощущали все прелести сентябрьского фриза. Поэтому поверх национальных костюмов дамы примеряли одежду «осень-зима». Кто-то из них согревался горячим чаем, другие попкорном, самые изобретательные покуривали за уборной. К месту смотрелись выступления артистов на «Летней (…) эстраде». «Земляки», «Умарина», «Торама», «Росичи», арт-театр «Од Варма» (Саранск) пытались если не зажечь, но хотя бы согреть публику. И с переменным успехом это им удавалось. Особенно отличился Андрей Бочканов. Его хит «Вай, кодамо!» заставил зевак не только подпевать, но и активно пританцовывать. А вот выступление московского певца Григория Петрова скорее возымело обратный эффект. Неудивительно, только у «Ласкового мая» получалось фонограммой вывести из ступора заскорузлую советскую публику. Нынешних зрителей синхронным открыванием рта под звуковую дорожку не удивишь.
Фото: Столица С
Фото: Столица С
Фото: Столица С
Фото: Столица С
Фото: Столица С
Фото: Столица С
Фото: Столица С
Когда уныние нависло над парком имени великого поэта, слово взял первый заместитель министра культуры, национальной политики и архивного дела Мордовии Александр Карьгин. И тут, вспомнился шедевр Софии Копполы — «Трудности перевода». Услышать замминистра проблем не составило. А вот понять — оказалось архисложно. В эти мгновения не хватало гнусавого голоса Леонида Володарского. Но по лицам и аплодисментам зрителей становилось понятно, что сказано было что-то хорошее. Заместитель директора по межэтническим отношениям в НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ Юрий Мишанин решил не повторять недочёта предшественника. Поэтому давал синхронный перевод речи на русский. Так он отметил важность фестиваля «Шумбрат» в вопросе объединения разных народов республики под одной крышей. После этого состоялась церемония награждения лауреатов конкурса резчиков «Поющее дерево». Победителем стал чемпион мира Владимир Алманов за композицию «Эрьзя». Но мастер из Марий Эл не смог присутствовать на вручении. За него приз получил его коллега.
Разобравшись с резчиками, песнопения продолжились. Апогеем чего стал хоровод дружбы «Мордовия многонациональная». В цепочку оказались втянуты большинство присутствующих. Среди них были замечены два маскота лис и гетеросексуальная пара в национальных одеяниях с непропорциональными большими головами. Правда, мужская часть ячейки предпочитала зависать в компании рыжих бестий. Его половинка также зря времени не теряла, фотографируясь со всеми желающими. Открестившись от «содома», решил отыскать Александра Карьгина. «Национально-фольклорный праздник «Шумбрат» — это праздник русских, мокшан, эрзян и других народов, проживающих у нас в республике Мордовия, — любезно перевёл мне тот свою приветственную речь. — Он уже несколько лет проводится как в Мордовии, так и за её пределами. Сегодня у нас на мероприятии присутствуют не только представители региона-13, но и ещё 15 субъектов. Благодаря этому фестивалю мы пропагандируем самобытную культуру мордовского народа. Её следует сохранять и передавать из поколения в поколение. Важно, чтобы в нашем многонациональном государстве люди жили в дружбе, мире и согласии. Пусть будут созданы условия для развития каждого народа». Затем он пояснил, что именно составляет богатство и самобытность культуры мордовского народа. «Наши прекрасные костюмы, замечательное мордовское многоголосье, — составил Карьгин короткий перечень. — Наше человеческий капитал — наше богатство. Национально-культурные центры с самобытной кухней, как в Теризморге. Люди активно её посещают и могут заказать себя там блюда из печки. Например, блины мордовские».
С его непосредственной начальницей Светланой Баулиной диалог оказался более продуктивным. Прежде всего, и.о. министра культуры, национальной политики и архивного дела РМ подчеркнула важность сохранения именно живого формата фестиваля. «Я всегда говорю, что наш регион славится технологиями, образованием, — уверена она. — Но наша уникальность в национальной культуре. Согласимся?! Язык, костюмы, традиции, фольклор. Если мы не будем делать подобного формата мероприятия, то молодое поколение, как вы, не будет знать об этом. Необходимо то, что мы имеем на сегодняшний день аккумулировать, сохранять и развивать. Ценность праздника, в том, что на площадке не только местные артисты, но и гости из других регионов. Ранее мы провели фестиваль резчиков, на днях состоялся исполком с участием представителей национально-культурных автономий и субъектов РФ». В то же время она согласилась, что к мероприятию не помешало бы привлечь больше молодёжи. В данной связи, эффективным инструментом видятся онлайн-площадки. «Правда, и от старого формата при этом никто не отказывается, — подчеркнула она. — Цифровизация — замечательно. В нашей сфере она активно применяется. Но, если мы говорим о культуре, то это, прежде всего, эмоции. Формат живого праздника нужно оставить. У него тоже есть свой зритель. Большое количество мордовского народа проживает за пределами республики. Если у нас не будет такого праздника, то мы рискуем вообще всё потерять».
Что собственно «мы» рискуем потерять, можно было обозреть на «Танцевальной веранде» парка. 16 муниципальных районов презентовали свои культурные бренды. Параллельно с этим тут же проходила выставка-продажа изделий народных мастеров «Маштыкядь» и этнокультурный марафон «Вейсэ-Марса». Спрос на изделия, включавшие всё: от свистулек до валенок, практически не наблюдался. Если у отдельных лотков наблюдалось движение, то за большой частью их представители скучали. Либо занимали себя профильными занятиями. Стругали свистульки, плели корзинки, вязали шерстяные гольфы… На артистов, напрягавших связки, практически никто не обращал внимание. Не считая, милой пожилой пары слабовидящих, скромно притоптывающих в такт музыке у входа на веранду. Хотелось их даже пригласить поближе, но они стояли столь умиротворённо, что нарушить эту идиллию никто бы не решился.
Фото: Столица С
Фото: Столица С
Фото: Столица С
Фото: Столица С
Фото: Столица С
Фото: Столица С
Стрелки неслись к двухчасовой отметке. В пример им вокруг проносились люди. Как следствие, четыре музыкальные сцены, к этому моменту стали работать вхолостую. На сцене, расположенной прямо у центрального входа в парк, эта прерогатива легла на плечи одной колонки. И она со своими обязанностями справлялась не хуже некоторых столичных исполнителей. Примерно также держала публику. На трёх других сценах артисты старались побороть непогоду. Но, скорее, получалось стать её союзником. Вся экспозиция, по итогу, напоминала парк-призрак из голливудского хоррора. Только вместо оркестровок Джона Уильямса и синтезатора Джона Карпентера из сабвуферов доносилась «Танюша» неугомонного Григория Петрова. «Под него даже америкосы русские в Америке танцуют!», — раскатилась эхом заготовленная реплика.
К 15.00 праздник практически подошёл к концу. После трёхчасового отморожения захотелось согреться. Тут подвернулся краеведческий музей имени Воронина. В рамках фестиваля там проходила выставка, посвященная 70-летию со дня рождения Владимира Ромашкина, заслуженного деятеля искусств РМ, создателя фольклорного ансамбля «Торама». Экспозиция оказалась лаконичной и содержательной. Редкие снимки, свидетельства современников, архивные документы и музыкальные артефакты предстали перед моим взором и ещё одной гостьи из Санкт-Петербурга. Последняя осталась под впечатлением и оставила развёрнутый отзыв об увиденном.
На этом закрытие фестиваля «Шумбрат, Мордовия!» можно было считать осуществлённым. Однако, последний аккорд остался за гостями из Дагестана. Тамошний государственный академический заслуженный ансамбль танца «Лезгинка» перекрыл всё произошедшее до этого. Как говорил персонаж одного культового сериала: «Запоминается лучше всего последнее фраза».
Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства
Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства
Матрена Садыкова
Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства
Проведение праздника «Шумбрат, Мордовия! «, посвященного 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства
-вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, познакомить с мордовским национальным костюмом, народными обрядами и традициями мордовского народа;
-формировать музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев;
-знакомство с особенностями национального характера мордовского народа.
Музыкальный праздник «Шумбрат, Мордовия! «
Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмами и предметами быта мордовского народа
Ведущий: Шумбратада кельгома инжихть! Шумбратада шабат! Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь на праздник, посвященный нашей республике, нашей малой Родине. Дети, скажите, как называется республика, в которой мы живем?
Ведущий: А как называется город, столица Мордовии?
Ведущий. Ребята, а как называется город, в котором ты родился,
живешь, ходишь в школу?
Ведущий: Правильно. Это и есть наша малая родина.
Знаю, есть на земле города
Интересней, красивей, крупней,
Но связала судьбу навсегда
Я с Рузаевкой доброй своей.
Здравствуй, Мордовия, здравствуй,
Славься, родная земля!
Щедрой Мордовии, светлой Мордовии
Его как друга чествуешь
Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!
Гайняк! Гайняк, Мордовия!
Кельгома краеньке-най панжи маеньке
Мокшеэрзянь шачема-касома край!
Ведущ. Сейчас Мордовия – многонациональная гостеприимная республика. Все народы республики осознают, что основы их хорошей жизни в братской семье народов России.
Земля моя! Мордовия родная!
Здесь родились мы, здесь живем
Твои богатства всюду прославляя
О красоте мордовской мы поем
Здесь в Мордовии поля без края,
До небес богатые леса,
От весенних лучиков играя –
Зацвела Мордовская земля!
Кругом звенят капели.
О солнечной Мордовии
Песня «Роман Аксясь»
Ведущий: В нашей республике живут люди разных национальностей: мордва, русские, татары, и другие, и все они живут очень дружно, как в одной семье.
7уч: Мордовия! Земля моя,
Отчизна роз и соловья.
Мордовия! Страна певцов,
Страна стихов и храбрецов!
Здесь небо всюду ясное
Я знаю, нет прекраснее
9уч. А как легко здесь дышится,
Какой простор лесной
Родные песни слышатся
Над Мокшей и Сурой.
Тебе все наши песни и стихи
И любим мы раздольные поля,
Суры и Мокши чистые пруды!
Земли есть и красивей,
Ты ведь тоже Россия,
Край Мордовский мой!
Выступать мы мастера.
Все мы русские и мордва.
Пели песни русские
Теперь поем мордовские.
Мордовия моя – леса и пашни,
Цветов и птиц привольная страна.
Ужели стороны родимой краше
На свете есть другая сторона?
Времени счастливая пора
Чтоб звенели песнями слова
Породнились с русскими мордва!
Етась тялось сась тундась
Ванды ули мазы майсь
Сембе нармоттне сайхть меки,
Конат тушендсть лямбе крайс.
Песня «Нармоннятне лиеда»
Ведущий: Родина! Какое слово! Могучее слово! От этого слова веет земляникой, припеченной солнцем, и речкой журчащей по камушкам, и сеном, и хлебом, весною,
которая начинается с треска набухающих почек.
Мордовия! Зову тебя я милой
И самой дорогою стороной,
Ведь ты меня вспоила и вскормила
И мне земли не надобно иной.
Ни с чем ты несравнимая
Горжусь твоей судьбой.
Во Франции, в Италии
В большой, большой цене.
19уч. Мордовские умельцы
О деревянных куклах
На мордовских посиделках
Наши бабушки давно
Пели песни и плясали,
Ткали тонкое сукно.
Дружно ткали, вышивали,
Поиграть не забывали.
Ребята! Сегодня мы поиграем в мордовскую игру «Ацинят, ацинят» («Ладушки, ладушки»)
Сараз вацихть кяднянза
Эшиняса штазень (моем в речке)
Парьхциняса нардазень (вытираем руки)
Проводим пальчиковую гимнастику для рук: Тя сурнесь –бабаце
Тя сурнесь –атяце, тя сурнесь-аляце,
В России, средь березовых просторов,
Она, как песня матери, с которой
За горы уходил и за моря.
На той полянке город есть красивый,
Кормилец мой и вдохновитель мой.
Над Мокшею там наклонились ивы,
Такие же, как рядом над Окой.
Волну к волне соединяют реки:
И вот уже журчит одна струя.
Мордовия! Любимая навеки!
Цветут сады, горят Рузаевские огни,
И мирный день шагает по планете.
Сегодня праздник, радостный такой:
Танцуйте, пойте, веселитесь дети!
Ведущий: А сейчас, ребята, отгадайте загадки.
1. Не дерево, а с листочками. Аф шуфта, а лопав,
Не рубашка, а сшита. Аф панар, а стаф,
Не человек, а разговаривает. Аф ломань а корхтай (книгась)
2. Поле белое Паксясь акша
Семена черные. Видьмотне равчт.
Кто умеет сеять, Кие машты видемост,
Тот умеет собирать ся машты кочкамост
(Чтение книги) (книгань лувомась)
А сейчас послушаем пословицы – валмуворкст
Ведущий: В старину, да и сейчас, и русские, и мордва очень любили веселиться. На всех праздниках они пели свои национальные песни.
Песня «Лайме порась»
Ведущий: Прощаясь, мне бы очень хотелось пожелать вам:
«Пусть город начинается с тебя,
В его объятья ты на свет родился
В народе говорят совсем не зря:
Где ты родился, там и пригодился!
Средь дочерей и славных сыновей
Учись, взрослей и силы набирайся,
И стань хозяином Рузаевки своей.
И в реку жизни ручейком вливайся! »
Ведущий. И закончить наш праздник, я бы хотела такими словами: «Наш мордовский народ очень гостеприимный, и встречая своих гостей, он всегда угощает мордовскими блинами и мордовским напитком –позой»
Озак, озак, сими шову поза, ярхцак суронь пачат