что означает количество нормативных смен
Как подсчитываются нормативные смены для «ковидных» соцвыплат: разъяснения Минтруда России
olegpmr / Depositphotos.com |
Минтруд России разъяснил ряд нюансов по расчету «коронавирусных» специальных соцвыплат медикам (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2020 г. № 894н):
1. Какова продолжительность нормативной смены?
Нормативная смена определяется как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников. Например, для врачей-специалистов, среднего и младшего медперсонала (кроме медрегистратора и статистика), выполняющих работу непосредственно по оказанию медпомощи и обслуживанию больных в инфекционных больницах, отделениях, палатах и кабинетах, установлена сокращенная 36-часовая рабочая неделя, а нормативная смена составит 1/5 от 36 часов – 7 часов 12 минут;
2. Влияет ли на продолжительность нормативной смены отпуск, больничный и т.д.?
Нормативная смена не зависит от фактического времени, в которое работник выполняет свои трудовые обязанности в календарном месяце, и не меняется, если работник занят полное рабочее время, неполное рабочее время по основному месту работы или на условиях внешнего/ внутреннего совместительства, или если работник в течении календарного месяца был в отпуске или болел. Нормативная смена не меняется при суммированном учете рабочего времени. Например, рабочее время врача-инфекциониста составляет 36 часов в неделю. Нормативная смена составит 7 часов 12 минут. Если работник полностью отработал в ноябре и декабре 2020 года рабочее время на ставку, то число нормативных смен составит 19,9 и 22,9 соответственно. У работника, принятого на 0,5 ставки, в ноябре и декабре 2020 года число нормативных смен составит соответственно 9,95 и 11,45, с округлением до десятых – 10,0 и 11,5 соответственно;
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
3. Как рассчитывать нормативную смену совместителям?
Расчет нормативной смены осуществляется раздельно по основному месту работы и по совместительству, при этом нормативные смены там и там могут различаться в зависимости от занимаемых должностей/ профессий. Организация, в которой медик занят и по основному месту работы, и по внутреннему совместительству, учитывает работника при формировании реестра получателей соцвыплаты раздельно – и по основной должности, и по «совместительской». Организация, в которой работник занят по основному месту работы, не включает в этот реестр информацию о его работе на условиях внешнего совместительства, – это должна делать именно та организация, где он и работает «внешним совместителем»;
4. Как суммировать рабочее время для расчета нормативных смен?
При суммировании рабочего времени для последующего расчета числа отработанных нормативных смен учитывается все отработанное время в те дни/смены, в которые работник привлекался к оказанию медпомощи по диагностике и лечению COVID-19, контактировал с такими пациентами. Например, у врача смена продолжительностью 24 часа, которая начинается в 8.00 в первый день и заканчивается в 8.00 во второй день. В этом случае учитывается все время – 24 часа – вне зависимости от того, оказывалась ли им «ковидная» медпомощь в первый день смены и/ или во второй;
5. Особые отметки в Табеле
При ведении табеля учета рабочего времени целесообразно обозначать дни, в которые работник привлекался к оказанию «ковидной» медпомощи, условным обозначением «Ф(кв)». Кроме того, учитываются часы, отработанные работником при сверхурочной работе, работе в выходные дни и нерабочие праздничные дни. Их также целесообразно указывать с условным обозначением «Скв», «РПкв». Эти часы включаются в расчет фактического числа нормативных смен в одинарном размере. Повышение размера специальной соцвыплаты при сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни постановлением № 1762 не предусмотрено;
6. Выплаты полагаются и не оказывающим медпомощь, но контактирующим с COVID-пациентами
Соцвыплаты устанавливаются, в том числе, медработникам, не оказывающим медпомощь по диагностике и лечению COVID, но контактирующим с такими пациентами при выполнении должностных обязанностей, например, стационарному «ковидному» пациенту, имеющему сопутствующее острое заболевание или состояние (например, инфаркт миокарда; ОНМК; маточное кровотечение), на консультацию приглашается врач-кардиолог, врач-невролог, врач-акушер-гинеколог соответственно, не состоящий во временном штатном расписании медорганизации или структурного подразделения, оказывающей помощь пациенту с COVID в соответствии с Временным порядком № 198н, или амбулаторному пациенту с легким течением COVID требуется консультация врача-уролога или проведение диагностических исследований на дому специалистами, либо выезд бригады неотложной или СМП, работники которой взаимодействуют с таким пациентом (например, для купирования гипертонического криза, астматического статуса, оказания медицинской помощи при острой травме). В этом случае для осуществления специальной соцвыплаты учитываются все дни работы, в которые медработники контактировали с такими пациентами при выполнении своих должностных обязанностей;
7. Кто должен размещать сведения в специальном COVID-ресурсе?
Сведения о медицинских и иных организациях или их структурных подразделениях, работники которых оказывают медпомощь по диагностике и лечению COVID-19 (участвуют/ обеспечивают её оказание) либо контактируют с COVID-пациентами, размещаются в COVID – ресурсе самими медицинскими организациями.
Как подсчитываются нормативные смены для «ковидных» соцвыплат
Минтруд России разъяснил ряд нюансов по расчету «коронавирусных» специальных соцвыплат медикам (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2020 г. № 894 н):
1. Какова продолжительность нормативной смены?
Нормативная смена определяется как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников. Например, для врачей-специалистов, среднего и младшего медперсонала (кроме медрегистратора и статистика), выполняющих работу непосредственно по оказанию медпомощи и обслуживанию больных в инфекционных больницах, отделениях, палатах и кабинетах, установлена сокращенная 36-часовая рабочая неделя, а нормативная смена составит 1/5 от 36 часов – 7 часов 12 минут;
2. Влияет ли на продолжительность нормативной смены отпуск, больничный и т.д.?
Нормативная смена не зависит от фактического времени, в которое работник выполняет свои трудовые обязанности в календарном месяце, и не меняется, если работник занят полное рабочее время, неполное рабочее время по основному месту работы или на условиях внешнего/ внутреннего совместительства, или если работник в течении календарного месяца был в отпуске или болел. Нормативная смена не меняется при суммированном учете рабочего времени. Например, рабочее время врача-инфекциониста составляет 36 часов в неделю. Нормативная смена составит 7 часов 12 минут. Если работник полностью отработал в ноябре и декабре 2020 года рабочее время на ставку, то число нормативных смен составит 19,9 и 22,9 соответственно. У работника, принятого на 0,5 ставки, в ноябре и декабре 2020 года число нормативных смен составит соответственно 9,95 и 11,45, с округлением до десятых – 10,0 и 11,5 соответственно;
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
3. Как рассчитывать нормативную смену совместителям?
Расчет нормативной смены осуществляется раздельно по основному месту работы и по совместительству, при этом нормативные смены там и там могут различаться в зависимости от занимаемых должностей/ профессий. Организация, в которой медик занят и по основному месту работы, и по внутреннему совместительству, учитывает работника при формировании реестра получателей соцвыплаты раздельно – и по основной должности, и по «совместительской». Организация, в которой работник занят по основному месту работы, не включает в этот реестр информацию о его работе на условиях внешнего совместительства, – это должна делать именно та организация, где он и работает «внешним совместителем»;
4. Как суммировать рабочее время для расчета нормативных смен?
При суммировании рабочего времени для последующего расчета числа отработанных нормативных смен учитывается все отработанное время в те дни/смены, в которые работник привлекался к оказанию медпомощи по диагностике и лечению COVID-19, контактировал с такими пациентами. Например, у врача смена продолжительностью 24 часа, которая начинается в 8.00 в первый день и заканчивается в 8.00 во второй день. В этом случае учитывается все время – 24 часа – вне зависимости от того, оказывалась ли им «ковидная» медпомощь в первый день смены и/ или во второй;
5. Особые отметки в Табеле
При ведении табеля учета рабочего времени целесообразно обозначать дни, в которые работник привлекался к оказанию «ковидной» медпомощи, условным обозначением «Ф (кв)». Кроме того, учитываются часы, отработанные работником при сверхурочной работе, работе в выходные дни и нерабочие праздничные дни. Их также целесообразно указывать с условным обозначением «Скв», «РПкв». Эти часы включаются в расчет фактического числа нормативных смен в одинарном размере. Повышение размера специальной соцвыплаты при сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни постановлением № 1762 не предусмотрено;
6. Выплаты полагаются и не оказывающим медпомощь, но контактирующим с COVID-пациентами
Соцвыплаты устанавливаются, в том числе, медработникам, не оказывающим медпомощь по диагностике и лечению COVID, но контактирующим с такими пациентами при выполнении должностных обязанностей, например, стационарному «ковидному» пациенту, имеющему сопутствующее острое заболевание или состояние (например, инфаркт миокарда; ОНМК; маточное кровотечение), на консультацию приглашается врач-кардиолог, врач-невролог, врач-акушер-гинеколог соответственно, не состоящий во временном штатном расписании медорганизации или структурного подразделения, оказывающей помощь пациенту с COVID в соответствии с Временным порядком № 198 н, или амбулаторному пациенту с легким течением COVID требуется консультация врача-уролога или проведение диагностических исследований на дому специалистами, либо выезд бригады неотложной или СМП, работники которой взаимодействуют с таким пациентом (например, для купирования гипертонического криза, астматического статуса, оказания медицинской помощи при острой травме). В этом случае для осуществления специальной соцвыплаты учитываются все дни работы, в которые медработники контактировали с такими пациентами при выполнении своих должностных обязанностей;
7. Кто должен размещать сведения в специальном COVID-ресурсе?
Сведения о медицинских и иных организациях или их структурных подразделениях, работники которых оказывают медпомощь по диагностике и лечению COVID-19 (участвуют/ обеспечивают её оказание) либо контактируют с COVID-пациентами, размещаются в COVID – ресурсе самими медицинскими организациями.
АНДРЕЙ КОНОВАЛ: Это НЕ продление выплат медработникам, а их СОКРАЩЕНИЕ!
В условиях «второй волны» коронавирусной инфекции, когда пациенты не могут дождаться помощи, когда сами врачи массово заболевают, а их оставшиеся в строю коллеги валятся с ног, наше родное правительство издает постановление № 1762, которым урезает «ковидные» выплаты медикам.
Основное в постановлении № 1762 – это не продление выплат медикам, работающим с Covid-19 до конца 2021 года, как пишут в заголовках новостей. А ужесточение с 1 ноября 2020 года условий их получения, что для многих приведет к их уменьшению или даже полному лишению.
Теперь более подробно, по пунктам.
1. ПОСОБИЕ ВМЕСТО ЗАРПЛАТЫ
Выплаты по постановлению №1762 – это уже не стимулирующие надбавки, а так называемые «специальные социальные выплаты». То есть юридически это уже не часть зарплаты, а «мера социальной поддержки». Типа пособия по безработице или «декретных». Это значит, что с них не берутся налоги (за стимулирующие «ковидные», кстати, тоже не брали). Зато они, скорее всего, не будут теперь учитываться при определении размера отпускных и больничных. Кроме того, их получение может быть обусловлено какими-то дополнительными обязательствами. Вспомним недавнее предложение ЦНИИОИО при Минздраве России увязать получение страховых «ковидных» выплат с обязанностью медиков вакцинироваться от Covid-19 под предлогом того, что государство может устанавливать правила получения мер социальной поддержки.
Постановление №415 о выплатах «за особые условия труда и дополнительную нагрузку» пунктом 9 признано «утратившим силу. Компенсации этих выплат (исчислявшихся в процентах от средней зарплаты по региону), в 1762-м постановлении не предусмотрено.
Исключением из этого правила с некоторой натяжкой можно считать сотрудников амбулаторного звена (первичная медико-санитарная помощь). Им стимулирующие надбавки полагались только по 415-му постановлению. А 1762-е постановление все-таки предусматривает для них выплаты – хоть и меньшие, чем сотрудникам стационаров.
Об отмене постановления №484 о выплатах «за особую важность работ» в новом постановлении ничего не говорится, но этого и не требуется. Потому что срок действия постановления №484 закончился после 31 октября 2020 года.
А что насчет компенсации этих выплат?
Если посмотреть на суммы, которые прописаны в 1762-м постановлении в расчете на одну так называемую «нормативную смену» (3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей – в зависимости от категории должностей), то можно сделать вывод, что законодатель рассматривает их как замену выплат по постановлению № 484. При условии, что сотрудник работал с подтвержденным Covid-19 каждый день своих рабочих смен в течение месяца, в расчете на месяц на 1 ставку как раз получаются примерные суммы из 484-го постановления – 80000 руб. врачам стационаров, 50000 руб. врачам скорой помощи и среднему медперсоналу стационаров, 25000 руб. – среднему медперсоналу и водителям скорой помощи и младшему медперсоналу стационаров.
Другое дело, что возвращена формулировка «за фактически отработанное время», причем в ее узком толковании – как за время непосредственной работы (или контакта) с подтвержденным ковидом. А это значит, что указанные суммы будут подрезаться и могут быть даже срезаны вовсе. Об этом подробнее – в разделе 5.
4. ОСНОВАНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ
Здесь все очень непросто.
Даже если должность работника включена постановлением №1762 в перечень получателей социальной выплаты, это не значит, что она ему гарантирована. (Впрочем, с предыдущими постановлениями была та же история).
Пункт 2 постановления №1762 определяет два возможных основания для получения спецвыплаты.
Сюда по преимуществу попадают сотрудники «красных зон» стационаров (ковид-госпиталей и обсерваций), спецбригад скорой помощи и подразделений поликлиник, официально перепрофилированных для работы с пациентами с установленным диагнозом и с подозрением на Covid-19.
Таким образом, налицо угроза лишения выплат работников «нековидных» подразделений.
ВТОРОЕ ОСНОВАНИЕ получения специальной выплаты (подпункт (б) пункта 2) – контакт с пациентами с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей, но без факта диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции.
Означает ли это, что сюда попадают оба следующих случая:
— когда сотрудник оказывает медпомощь (или обеспечивает ее оказание) пациенту с Covid-19 по другому, «нековидному», диагнозу?
— когда сотрудник вообще не оказывал помощь пациенту с Covid-19, но по каким-то причинам, находясь на своем рабочем месте, был вынужден контактировать с ним.
Ясности в постановлении нет. Требуются разъяснения. Есть угроза лишения выплат части контактирующих с Covid-19 сотрудников.
Непонятно почему из получателей выплат по второму основанию исключили водителей скорой помощи. Видимо, в правительстве России полагают, что водитель автомобиля СМП никогда не контактирует с пациентами с коронавирусной инфекцией.
6. КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ РАЗМЕР ВЫПЛАТЫ
Размер выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов. (Для сравнения: по 415-му и 484-му постановлениям было также).
Выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Что такое «нормативная смена»? Это условная единица, «определяемая как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством РФ».
Медработникам стоит заглянуть в свои трудовые договоры или действующие в учреждении Правила внутреннего трудового распорядка. Там по каждой должности прописана недельная норма рабочего времени. Например, у врачей и фельдшеров скорой помощи она чаще всего составляет 39 часов. Делим на 5 и получаем одну нормативную смену в 7,8 часа.
И вот тут мы подходим к еще одному «троянскому коню» постановления правительства РФ №1762.
«Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен».
То есть сначала устанавливаются по табелю конкретные дни, в которые работник работал или контактировал с Covid-19 (неважно – весь ли день или полчаса), затем количество отработанных в эти дни часов суммируется и делится на количество часов нормативной смены. (Тут, кстати, я уже вижу ряд проблем при начислении выплат работникам, чьи смены захватывают два разных календарных дня. Но об этом не здесь). Затем полученное число «нормативных смен» умножается на сумму спецвыплаты по должности работника.
Скорее всего, будет считаться, что сотрудники «красных зон» (ковидных подразделений и спецбригад) каждый отработанный по табелю день лечат и диагностируют Covid-19 или, как минимум, контактируют с ним. Тогда расчет выплаты для этой группы работников будет осуществляться за все фактически отработанное в течение месяца время. Отработал на полставки или вышел из отпуска в середине месяца – получишь 50% от месячной суммы выплаты. Работал ровно на 1 ставку – получишь 100%. Работал на полторы ставки – получишь150%.
То есть те, кто в «красных зонах» регулярно перерабатывает по норме времени, могут даже выиграть, если сравнивать новую выплату только с выплатой по 484-му постановлению. Но перекроет ли это потерю отобранной выплаты по 415-му постановлению? В большинстве случаев, скорее всего, нет.
Хуже ситуация у сотрудников «нековидных» подразделений и спецбригад, которые периодически (но не 100% рабочего времени) сталкиваются с подтвержденным Covid-19 или подозрительными случаями Covid-19 или даже с бессимптомными случаями коронавирусной инфекции. У этой категории сотрудников размер выплаты может быть существенно урезан или даже не предусмотрен вовсе.
Особенно с учетом того, что подозрительные случаи на Covid-19 (ОРВИ, пневмонии) в постановлении 1762 прямо нигде не упоминаются в качестве основания для выплат. Напротив, четко говорится лишь о лечении и диагностике именно подтвержденного Covid-19 или о контактах с ним.
А 415-е постановление, где упоминались пациенты из «групп риска заражения коронавирусной инфекцией», которые трактовались в ряде регионов как подозрительные и вероятные случаи Covid-19, напомню, тоже отменено.
7. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ – ЗА БОРТОМ
Как и в отмененных постановлениях №415 и №484 в постановлении правительства №1762 не учтено большинство работников из вспомогательного персонала учреждений здравоохранения.
Особенно обидно за так называемых «уборщиков служебных помещений». За этим термином на самом деле скрываются сотни тысяч бывших санитарок и младших медсестер, лишенных в предыдущие годы статуса младшего медицинского персонала, чтобы не платить им повышенные зарплаты по «майскому указу» 2012 года.
8. ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА – БЕЗ ПОСЛАБЛЕНИЙ
Все деньги на выплаты теперь будут идти не через местные власти и работодателей, а напрямую через Фонд социального страхования.
Это означает, что даже там, где региональные власти готовы были трактовать неясные места в постановлении в пользу работников (такие случаи до настоящего момента имели место), сделать это будет крайне сложно.
9. ВЫВОДЫ
Для большинства медработников и водителей скорой помощи, получавших до 1 ноября 2020 года стимулирующие надбавки, новый порядок выплат за работу в условиях Covid-19 грозит денежными потерями.
Для большинства тех, кто и ранее их не получал, ситуация не изменится. Что тоже неправильно. Мы (профсоюз «Действие») выступали и выступаем за расширение круга получателей и увеличение размеров реально начисляемых сумм выплат.
10. ЧТО ДЕЛАТЬ?
2. Мы намерены также предпринять определенные шаги на федеральном уровне, а также выдвинуть предложения по корректировке принятых решений в интересах работников здравоохранения.
3. В то же время, считаю, пора менять стратегию в целом. Напомню, что еще полторы недели назад, 25 октября, VII внеочередной съезд профсоюза работников здравоохранения «Действие» принял решение о переносе основного направления профсоюзной кампании с проблем стимулирующих «ковидных» выплат на требование принципиального и немедленного изменения отраслевой системы оплаты труда. И прежде всего – существенного, в несколько раз, повышения должностных окладов, то есть гарантированной части заработной платы.
МЫ ТРЕБУЕМ немедленного повышения должностных окладов:
— фельдшерам, акушеркам, медбратьям (медсестрам)-анестезистам – не менее 120% от средней зарплаты по стране, но не менее чем 120% от средней зарплаты по региону;
— иным категориям среднего медперсонала и водителям скорой помощи – не менее 100% от средней по стране (по оценке Росстата – 41 366 руб. в 1-м полугодии 2020 года), но не менее чем 100% от средней зарплаты по региону;
Мы требуем единой для всей страны отраслевой системы оплаты труда – на основе должностных окладов, обеспечивающих высокий гарантированный уровень зарплаты в здравоохранении во всех регионах Российской Федерации: от Калининграда до Камчатки, от Астрахани до Архангельска.
Выходите с нами на связь, вступайте в наши ряды!
ОТ СЛОВ – К ДЕЙСТВИЮ, ОТ ДЕЙСТВИЯ – К ПОБЕДЕ!».
Норма часов при сменном графике работы по Трудовому кодексу
Сменный режим работы как вид занятости по ТК РФ
Имея объективные причины, работодатель может установить для работников сменный режим труда, что разрешено ст. 103 ТК РФ.
В качестве объективных причин трудовое законодательство называет такие критерии производственного процесса, как:
В качестве примера приведем процесс производства продукции на конвейерной линии непрерывного цикла. Производственное оборудование в этом случае должно работать круглосуточно, включая субботу и воскресенье — традиционные выходные дни. Данный режим загрузки оборудования создает необходимость в аналогичном графике труда работников, занятых на производстве. Таким образом, описанный производственный процесс требует введения сменного режима труда.
График работы в смену предполагает занятость в процессе труда групп работников. Каждая группа обеспечивает обслуживание производственного цикла в рамках нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
График сменности, ограничения его применения
График сменности — это локальный нормативный акт, определяющий условия труда работников, которые трудятся посменно. Разработка этого документа, а также его утверждение и обязательное доведение до сведения работников, занятых в процессе труда на условиях сменности, — обязанность работодателя.
В ст. 103 ТК РФ отмечается, что по общему правилу график сменности является частью коллективного договора, следовательно, он должен быть согласован с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ). В случае отсутствия коллективного договора и/или представительного органа работников график сменности в виде отдельного правового акта утверждает руководитель.
График сменности в обязательном порядке должен содержать существенные условия работы в сменном режиме:
При составлении сменного графика аналитики трудового права предлагают руководствоваться актуальными положениями Методических рекомендаций по организации многосменной работы производственных объединений (предприятий) промышленности, утвержденных Госкомтрудом СССР (Москва, 1988).
В приведенном выше примере логично и эффективно использовать график сменности 4 бригад, которые работают в следующем режиме: 3 бригады обеспечивают рабочий процесс круглосуточно в 3 смены по 8 часов, четвертая отдыхает.
ВАЖНО! Если трудовой договор с работником содержит условие о сменной работе, наниматель обязан уведомить его о графике сменности на следующий учетный период не менее чем за месяц до начала его действия (ст. 103 ТК РФ).
Итак, в нашем примере график сменности выступает инструментом, созданным работодателем для обеспечения рабочего цикла, технологически имеющего большую продолжительность, чем максимальная, определенная законом длительность ежедневного труда. Это влечет за собой необходимость работы в вечерние и ночные часы.
Трудовое законодательство, защищая права работника, вводит определенные ограничения на использование труда вечером и ночью и, как, впрочем, при любом режиме рабочего времени, требует установленного соотношения времени труда и отдыха.
ТК РФ устанавливает следующие ограничения:
Об особенностях организации работы в ночное время читайте в материале «Работа в ночное время по Трудовому кодексу (нюансы)».
Норма часов при сменном графике работы, суммированный учет рабочего времени
Трудовое законодательство нормирует нормальную продолжительность трудовой недели — не более 40 часов в общем случае. Сокращенная неделя и меньшая продолжительность ежедневного труда закреплены ТК РФ для определенных групп работников в силу их возраста, состояния здоровья, прохождения обучения, а также занятости на работе с вредными или опасными условиями труда (ст. 92, 94 ТК РФ). Эти нормы общеприменимы, в том числе и для режима сменной работы.
Однако нанимателям, практикующим сменный труд работников, часто сложно выдержать принцип нормальной длительности рабочей недели, составляющей не более 40 часов. Это связано со спецификой производственного процесса. В этом случае ст. 94 ТК РФ разрешает работодателю использовать суммированный учет рабочего времени.
Получите пошаговую инструкцию по введению суммированного учета рабочего времени на предприятии, оформив пробный бесплатный доступ к системе КонсультантПлюс.
При подсчете отработанного времени за базовый отрезок принимается месяц, квартал или год. Этот период для подсчета количества рабочих часов называется учетным. Время, потраченное работником на выполнение трудовых обязанностей в учетном периоде, не должно быть больше нормального количества часов рабочей недели, кратного количеству недель.
Следовательно, при применении суммированного учета рабочего времени 1 отдельная смена может отличаться по продолжительности как в большую, так и в меньшую сторону. Но в целом количество отработанных часов за принятый в качестве учетного отрезок времени должно быть не больше установленного для этого периода при условии нормальной продолжительности труда.
ТК РФ ограничивает длительность учетного периода: он не может быть более 1 года. Применение суммированного учета рабочего времени затрагивает основополагающие права работника — на труд и отдых. Именно поэтому оно должно быть оформлено отдельным локальным правовым актом работодателя либо положением о правилах внутреннего распорядка.
Итоги
Некоторые производственные процессы (непрерывные, технологически сложные или имеющие продолжительные производственные циклы) требуют организации работы в сменном режиме. При сменном графике работы сложно соблюсти нормальную продолжительность труда, приходящуюся на рабочую неделю (40 часов). Поэтому при таком режиме труда ТК РФ допускает возможность иного определения нормы рабочего времени. Эта норма устанавливается для определенного учетного периода (месяца, квартала или года).
Познакомиться с практическими решениями сложных вопросов начисления заработной платы можно на нашем форуме. Например, по этой ветке можно почитать про примеры «из жизни» и задать свой вопрос.