что означает комплексный подход к развитию дошкольников
Комплексный подход в развитии речи детей раннего возраста
Эми Джиоева
Комплексный подход в развитии речи детей раннего возраста
Раннее детство (период от года до трех лет) – особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка,являются: овладение телом, развитие предметной деятельности, овладение речью. Ранний возраст является сензитивным периодом для развития речи. В этом возрасте у ребенка формируется потребность в речевом общении (пассивная и активная речь).
Речь – это вид человеческой деятельности, который выполняет функции общения и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей, а также процесс реализации мышления на основе использования средств языка (слов, словосочетаний, предложений и т. п.) От того, насколько правильно и своевременно идет речевое развитие ребенка, зависит развитие других высших психических функций. А это, в свою очередь, определяет эффективную социализацию ребенка, возможность его обучения в школе, полноценное дальнейшее получение необходимых знаний, умений и навыков для последующей взрослой самостоятельной жизни.
Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся хорошая ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.
Таким образом, ранний возраст ребенка это важный период детства для формирования личности и способностей взрослого человека. Современные изменения в экономической и культурной жизни, а так же изменения в обществе, требуют от психологов и педагогов разработки новых концепций воспитания личности и развития умственных способностей ребенка, начиная с самого раннего возраста.
Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь – особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие – полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.
Причинами отставания в развитии речи могут явиться патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.
В современной психолингвистике речевое развитие ребенка рассматривается как сложный динамический комплекс, включающий психофизиологические, языковые и когнитивные компоненты. Условно выделяют четыре периода речевого развитии:
подготовительный, преддошкольный, дошкольный, школьный. В каждом периоде этого процесса выделяют «узловое образование» – языковые процессы, необходимые для нормального протекания онтогенеза речи в условиях данной стадии и определяющие переход на последующую стадию.
Диагностическое исследование речи детей следует проводить с учетом следующих основных принципов диагностики речевого развития:
* комплексный подход, который требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка; охватывает речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений. Этот принцип позволяет строить коррекционную работу как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребенка;
* принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений;
* индивидуальный подход в установлении контакта позволяет определить тактику коррекционного воздействия;
* принцип динамического изучения – предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития;
* выявление положительных возможностей позволяет дифференцировать выявленные нарушения;
* онтогенетический принцип – учет последовательности появления форм и функций речи, а также ведущих видов деятельности ребенка.
Таким образом, диагностическое исследование позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем. Комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения. При этом особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений устной и письменной речи.
* анкетирование (анкета для матери, где формулируются вопросы о протекании пренатального и натального периодов, особенностях раннего речевого и психофизического развития ребенка;
* изучение медицинской документации (медицинская карта ребенка, знакомство с заключением невролога, педиатра и других специалистов;
* беседа и наблюдение за поведением и деятельностью ребенка и оценка его речевых возможностей в естественных условиях (движение, игра, еда, сборы на прогулку и др. режимные моменты) и в ходе выполнения специальных заданий; в процессе игровой деятельности наблюдают за тем,как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли ребенок обращенную к нему речь;
*собственно логопедическое обследование ребенка: сформированность понимания фразовой речи, объем пассивного и активного словарного запаса, особенности самостоятельного построения фразы.
Для обследования развития речи можно использовать разнообразный материал (картинки, игрушки, личный опыт ребенка, высказывания ребенка должны включаться в деятельность с предлагаемым материалом, обязательна мотивация этой деятельности.
На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи.
Речевые задачи необходимо решать в единстве с задачами по формированию таких качеств личности, как самостоятельность, коммуникативность, инициативность. Поэтому главные цели работы по активизации и развитию речиребенка состоят в следующем:
1. Создание ситуации для осуществления ребенком самостоятельных действий и проявления собственной речевой инициативы.
2. Побуждение ребенка активно использовать слово в качестве единственного адекватного средства общения.
3. Формирование у ребенка начального детского лексикона (пассивного и активного).
Создав ситуации, в которых ребенок может проявить собственную инициативу, сделать выбор, педагог тем самым дает ему возможность для проявления речевой активности. Такие ситуации можно создавать на игровых занятиях,которые должны подчиняться следующим требованиям:
1. Занятие проводится в отдельном, лучше специальном помещении.
2. Необходимо следить за тем, чтобы не перенасыщать предметную среду на занятии, постараться использовать только тот игровой материал, который необходим для решения поставленных задач. Эффективное развитие ребенка достигается при небольшом количестве игрушек, т. к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна заключаться в выработке у ребенка установки на поиск основных назначений игрушки.
3. Длительность самого занятия, как специально организованного процесса, целесообразно ограничить до 15 минут. Но не следует ограничивать самостоятельные инициативные действия, которые возникают у детей после занятия. Наоборот, следует стимулировать такие действия, давая детям, возможность поиграть тем материалом, который использовался на занятии.
4. Не стараться подчинить занятие определенной структуре. Необходимо создать для ребенка обстановку, в которой он имеет возможность выбирать и словом подтверждать свой выбор. Нужно уловить интерес ребенка, и на этом интересе построить дальнейшую игру.
5. Разговаривать с малышом не «сверху вниз», а на одном уровне. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения.
6. Ребенок должен получать достаточное количество зрительной и тактильной информации об окружающем мире.
7. Необходимо помнить о том, что эмоции подкрепляют познание и усиливают активность восприятия.
Путем специальных воздействий на детей раннего и младшего дошкольного возраста во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление тяжелой речевой патологии.
Комплексный подход в период адаптации детей раннего возраста Доклад «Комплексный подход в период адаптации детей раннего возраста» Воспитатель МБДОУ д/с «Рябинка» Маколова Т. А. Тема адаптации ребенка.
Роль потешек в развитии речи детей раннего возраста Особую роль в развитии детей раннего возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, эмоциональное восклицание,.
Конспект открытого занятия «В гости к солнышку». Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста Конспект открытого занятия. «Устное народное творчество» Тема: Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста с 2 до.
Комплексный подход в речевом развитии дошкольников (из опыта работы) Проблема развития речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения речью у.
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Роль семьи в развитии речи детей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНКА» г. СЕВЕРО-КУРИЛЬСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (МБДОУ.
Консультация для педагогов ДОУ «Интегрированные занятия — комплексный подход к развитию интеллекта детей» Важность решения проблемы интеллектуального развития подрастающего поколения актуальна на сегодняшний день. В дошкольный период, когда закладываются.
Консультация для родителей «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого.
Презентация «Малые формы фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Проблема: У детей раннего возраста с нарушением зрения недостаточно сформированы первоначальные навыки художественно-речевой деятельности.
Презентация «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Данная презентация была создана мною в 2012 году для подтверждения первой квалификационной категории воспитателя. Она отражает мой опыт.
Консультация «Комплексный подход в формировании двигательной активности дошкольников»
Движение принадлежит к фундаментальным и сложным явлениям природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы.
Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь!
Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Многочисленные исследования ученых в данной области указывают на то, что длительная гипокинезия ведет к атрофическим процессам в скелетной мускулатуре вследствие функциональной бездеятельности и нарушения биосинтеза белка. Скелетные мышцы становятся вялыми и слабыми. Снижается активность кровеносных органов, детренируется сердце. Длительное состояние приводит к общей детринированности организма и возникновению ряда заболеваний.
Известный советский педагог и врач Е. А.Аркин пишет: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни»
Слова Фоминой так же доказывают важность двигательной активности – «полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, своевременное формирование двигательных навыков и умений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам движений».
Все чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм мальчишек и девчонок. Многие ребята перестали выходить во двор,отдавая предпочтения малоподвижным видам деятельности: просмотру мультфильмов, играм на компьютере и т. д.
А снижение двигательной активности ребенка – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития.
Учитывая актуальность данной проблемы и то, что воспитание у ребенка потребности к двигательной активности, необходимо начинать с самого раннего возраста,я поставила перед собой цель: сформировать двигательную активность моих воспитанников средствами подвижных и спортивных игр.
1. Создать условия, способствующие качественному формированию двигательной активности дошкольников средством подвижных и спортивных игр;
2. Вызвать интерес детей к участию в подвижных играх
3. Развить физические качества – ориентировка в пространстве, координация движений, ловкость, учитывая возраст и индивидуальные особенности;
4. Способствовать проявлению решительности, уверенности в своих силах, в преодолении трудностей физического характера, проявлению положительных эмоций;
5. Добиться тесного сотрудничества и взаимодействия с родителями и коллегами по данному направлению работы.
Для решения поставленных задач, я изучила психолого-педагогический аспект данной проблемы (Л. Н. Волошина, Л. В. Былеева и В. Г. Яковлев, Е.. Вавилова, Е. А. Сочеванова). Что позволило мне более грамотно строить работу с детьми, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
В нашем детском саду созданы все условия способствующие физическому развитию детей, обеспечению двигательной активностью воспитанников в течении всего дня. Круглый год прием детей проводится на улице с 7.45 – 8.15, в игровой форме. Мной совместно с воспитателями групп подобраны и апробированы комплексы подвижных игр и упражнений на каждое время года, на определенную погоду с учетом психофизических особенностей детей той или иной группы. К играм изготовлены атрибуты и нестандартное оборудование,которое дети могут использовать самостоятельно в разных видах деятельности в течении дня: строят дорожки, сооружают воротца для подлезания и т. д. Чаще стараюсь применять новые игры на занятиях, для закрепления умений и навыков. Что способствует поддержанию интереса детей к двигательной деятельности.
В каждой группе детского сада вместе с воспитателями мы создали спортивные уголки, оснащенные спортивным оборудованием, настольными спортивными играми, атрибутами, мягкими модулями, чтобы в любой момент можно было организовать с детьми подвижную игру, индивидуальные упражнения, физ-паузы и др. Дети более старшего возраста самостоятельно используют физкультурное оборудование группы в течении дня в свободное от основных занятий время.
На двух оборудованных спортивных площадках проводятся не только физ занятия на свежем воздухе, но и организовывается совместная деятельность педагога с детьми, которая направлена на приобщение детей к участию в подвижных играх, что способствует формированию устойчивого интереса детей к движению и обеспечивает двигательной активностью воспитанников.
— Игровые упражнения, подвижные и спорт. игры
— Спортивные игры и игровые упражнения
— Игровые упражнения, игры эстафеты
— Игровые упражнения, хороводные игры.
Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений я использую образно –игровые сюжеты: «циркачи», «юные следопыты» и др.
Другой формой проведения занятий для физического развития детей от 3 до 7 лет стал «час» двигательного творчества», где дети имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнера и т. д.В этот час я включаю разнообразные виды движений: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной со сверстником деятельности в свободном пространстве. Этот час провожу во второй половине дня, в спортивном зале, под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя.
На мой взгляд, важную роль в обеспечении двигательной активности дошкольников, играет правильно осуществленный подбор подвижных игр с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Поэтому, игры для детей младшего и среднего возрастов строю на имеющихся у детей представлениях и знаниях об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п., средства транспорта (автомобиль, поезд, самолет, некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников – волка, движение зайцев). Сюжеты игры и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают, как зайчики, либо – им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волк»).
Учитывая то, что одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех. Когда от детей требуются более сложные движения, то для этого создаю более спокойную обстановку, когда внимание играющих не отвлекают ни какие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно и выполняют движение без излишней торопливости,например: зайцы, скачут на лужайке, когда волка нет, мышки бегают легко, пока кот спит. Затем подают сигнал к смене действия, появление ловящего.
Для того чтобы, привлечь внимание ребенка к правильному выполнению движения путем показа, пояснения – использую различные образы, например появление зайца, или медведя (игрушка, либо наряженный человек). Таким образом, мне удается удерживать и формировать интерес ребенка к участию в подвижных играх.
Для детей старшего возраста я включаю занятия с элементами спортивных игр.
Основной целью занятий спорт. играми упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.
Занятия провожу как занимательную игру, содержащую интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.
Пользуюсь всеми общедидактическими принципами при обучении спортивным играм. Обеспечиваю доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, учитываю возрастные особенности, возможности ребенка. Использую подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию.
Особое внимание уделяю работе с нерешительными детьми. Для этого использую индивидуальный подход, вместе с воспитателями групп, узкими специалистами ищем подходы, выбираем тактику действий. Вместе с музыкальными руководителями и психологами разработала план интегрированных занятий. В результате чего у неуверенных детей заметно возрос интерес к подвижным играм и игровым упражнениям, что проявляется в совместной деятельности педагога с детьми, и самостоятельной деятельности детей.
Для качественного протекания любого воспитательного процесса необходимо участие родителей, и поэтому в своей работе я активно стараюсь вовлечь их в совместную деятельность, добиться взаимопонимания и тесного сотрудничества. Но на первом этапе моей работы некоторые родители не поддерживали мои взгляды на проблему и требовалось вести поиск форм и методов работы с ними для привлечения их внимания к проблеме двигательной активности их ребенка. Информирую родителей о работе ДОУ по физическому воспитанию в личных беседах, на собраниях, конференциях, семинарах, предлагаю памятки для родителей, консультации, анкеты, вопросники.Провожу совместные мероприятия с родителями: праздники и развлечения, дни здоровья, дни семьи. Ведь дети особенно восприимчивы к положительному примеру папы и мамы, и именно семья во многом определяет отношение детей к физической культуре. В результате систематической работы, добилась взаимопонимания среди большинства родителей, сделала их активными участниками педагогического процесса. Родители стали охотно принимать участие в спортивных мероприятиях проводимых в ДОУ, приобретать спортивный инвентарь своему ребенку, для обеспечения двигательной активности в домашних условиях, посещать вместе с ребенком спортивные развлечения проводимые в поселке, в выходные дни. Дети приносят сочинения, написанные вместе с родителями на тему «спорт, радость движения» и др.
Результатом моей работы по данному направлению,стало:
• 95% родителей стали моими помощниками и единомышленниками, активными участниками совместных спортивных мероприятий
• 76% воспитанников имеют высокий уровень физического развития
• У 95% детей наблюдается стабильная потребность в движении, они активно участвуют в играх, спортивных мероприятиях.
• Воспитанники нашего ДОУ активные участники и победители спортивных соревнований проводимых в рамках ДОУ, поселка, района.
В дальнейшем планирую:
• Продолжить работу в данном направлении
• Обобщить опыт своей работы в авторской технологии «Дети, спорт, радость»
Трудности в работе заключаются в том, что не все дети одинаково развиты физически, требуется дополнительная индивидуальная работа. 5% родителей не понимают значимость физического развития детей, с трудом идут на контакт.
«Использование проектного метода в формировании у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности» Об актуальности проблемы формирования у дошкольников потребности в двигательной активности. Здоровье – это большой дар, без которого трудно.
Комплексный подход в речевом развитии дошкольников (из опыта работы) Проблема развития речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения речью у.
Консультация для педагогов «Использование художественной литературы для развития двигательной активности дошкольников» «Использование художественной литературы для развития двигательной активности дошкольников» «Что связано между собой, должно быть связано.
Консультация для педагогов ДОУ «Интегрированные занятия — комплексный подход к развитию интеллекта детей» Важность решения проблемы интеллектуального развития подрастающего поколения актуальна на сегодняшний день. В дошкольный период, когда закладываются.
Консультация «Оптимизация двигательной активности — залог успешного гармоничного развития дошкольников». В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит.
Подвижная игра как средство формирования двигательной активности дошкольников Содержание Введение…. 3 стр Основная часть 1. Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей дошкольного.
Формирование двигательной активности в физическом развитии дошкольников «Двигательная активность и ее значение в физическом развитии дошкольников» Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка.
Создание условий для оптимальной двигательной активности дошкольников «Создание условий для оптимальной двигательной активности дошкольников». Вопросы на контроле Возрастные группы Средняя Старшая Подготовительная.
Роль театрализованных игр в формировании творческой активности старших дошкольников Автор: Мурсакаева Светлана Борисовна На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеет большое педагогическое.
Значение двигательной активности детей. Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги! Сколько бы нам, воспитателям, не говорили о пользе движения для детей, все – равно каждый воспитатель занимается с детьми.