что означает левит в библии
Левиты
Обстоятельства, при которых совершилось учреждение священников и левитов, подробно описаны в кн. Исход ( Исх.XXXII, 25–29 ). Когда Моисей сошел со скрижалями с горы Синай и увидел идолопоклонство евреев, совершаемое ими перед золотым тельцом, он встал в воротах стана, и сказал: Кто Господень, иди ко мне. На это призвание немедленно откликнулось колено Левия, колено из которого происходил он сам: и собрались к нему все сыны Левиины ( Исх. XXXII, 26 ), говорит свящ. бытописатель. Он приказал им начать немедленное поражение всех участвовавших в идолослужении перед золотым тельцом, и пало в тот день из народа около трех тысяч человек (ст. 28). При этом, конечно, не было сделано никакого намека на высокую награду, ожидавшую их за религиозную ревность; но вскоре затем, когда оказалось необходимым ввести определенное служение в Скинии и религиозное воспитание народа, колено Левиино нарочито было избрано на сие высокое дело.
В кн. Числ. подробно изображены все постановления как касательно их исчисления, так и относительно обязанностей, лежащих на них (гл. III). Все колено Левиино было отдано в распоряжение Аарона и его сыновей. Господь так сказал при сем Моисею: в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. И вот Я взял левитов из сынов Израильских, вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых. Левиты должны быть Мои ( Чис. III, 5–13 ). По особенному указанию Божию, они приведены были перед Скинию, при собрании всего народа, были омыты водою, очищены жертвами и по возложении на них рук со стороны прочих израильтян, переданы Аарону и Аароном представлены и посвящены Господу. Одно только семейство Аарона из колена Левиина было отделено для отправления священнических обязанностей; прочим же потомкам Левия, с трояким разделением их на гирсонян, мераритян, каафян, названных так по имени трех сыновей Левия, были назначены особенные должности и отведено отдельное место в стане (ст. 23–37).
Служение в Скинии производилось левитами поочередно. Городами убежища назначены пять из левитских и один из священнич. городов. На содержание левитам, освобожденным от исполнения других каких обязанностей, были назначены десятины со всех произведений, из которых, впрочем, они в свою очередь отдавали десятую часть священникам ( Чис. XVIII, 20–29 ).
По водворении евреев в земле Ханаанской и во времена Судей мы находим только случайные указания на левитов, именно до самого времени учреждения у евреев монархического образа правления. Но вот при торжественном восстановлении общественного богослужения, при Давиде, левиты снова являются с своим исключительно выдающимся церковным характером ( I Пар. XV, 2, 27 ). К концу царствования Давида численность левитов простиралась до 38000 человек, от тридцати лет и выше ( I Пар. XXIII, 3 ), и из них назначены для дела в Деме Господнем двадцать четыре тысячи, как свидетельствует о том свящ. историк II кн. Пар. ( II Пар.XXIII, 4 ).
Все они были разделены Давидом на особые чреды по именам сынов Левия: Гирсона, Каафа и Мерари, по тысяче в каждой чреде. Другая часть левитов была отделена, по словам священного историка, на то, чтобы провещевать на цитрах, псалтирях и кимвалах, и они были отчислены на дело своего служения, в количестве 288 человек ( II Пар.XXV, 7 ). Остальная часть левитов имела своей обязанностью отворять и затворять двери храма ( II Пар.XXVI, 1–19 ), охранять храм от входа в оный людей почему-либо нечистых ( II Пар. XXIII, 19 ). Шесть тысяч из них были назначены писцами и судьями ( I Пар. XXIII, 4 ). Остальные имели своей обязанностью смотреть за свящ. сокровищами ( I Пар. XXVI, 20–28 ). Таким образом, все колено Левиино тем или другим путем вообще было занято делами, или прямо относящимися к храму и богослужению, или определено к важнейшим делам гражданской администрации ( I Пар. XXVI:32 ; IIПар. XIX:11 ).
По разделении царства Израильского при Ровоаме левиты, жившие в пределах отпадших от него колен, оставили свои города и предградия и переселились в землю колен Иудина и Вениаминова. С сего времени мы опять встречаем в свящ. книгах Ветхого Завета только случайные указания на левитов. Когда вступал на престол какой-либо иудейский благочестивый царь, ревновавший об истинном богопочитании в своем царстве, то левиты всегда оказывались деятельными сотрудниками и помощниками его в этом святом деле ( II Пар. XIX:8–10, XXIX:12, 13 ).
Число возвратившихся левитов с Заровавелем из Вавилонского плена простиралось до 340 или 360 чел. ( I Езд. II, 40–42 ). Некоторые из них находились в плену, поженились на иноплеменницах, впрочем, по убеждению Ездры, расторгли свой незаконный брак ( I Езд. X, 23, 24 ).
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Толкование Библии, Книга Левит
Ветхий Завет
Книга Левит
Книга Левит.
Введение.
Книга Левит была первой книгой, которая изучалась еврейскими детьми. Но зачастую она оказывается в числе книг, которые христианами изучаются в последнюю очередь. Между тем, на нее имеется около 40 ссылок в Новом Завете, и книга такого рода должна почитаться важной и значительной.
Не говоря уже о значении, какое имеют для нас описанные в ней жертвоприношения, как прообразы, книга Левит содержит немало откровений относительно характера Бога, Его святости и милости. Кроме того, эта книга богата уроками святой жизни, такой, какую Бог хочет видеть в Своем народе. Многие тексты из Нового Завета, в том числе и некоторые стихи, имеющие ключевое значение для понимания Послания к евреям, не могут быть правильно оценены без ясного постижения соответствующих мест из книги Левит.
Название книги происходит от греческого «Леуитикон», которое было использовано переводчиками Септуагинты в качестве заглавия этой книги, потому что в ней идет речь о священнических церемониях и установлениях. Это может показаться несколько странным, потому что о самих левитах в книге упоминается лишь однажды (25:32).
Но поскольку священники по линии Аарона происходили из колена Левиина, и о системе жертвоприношений, осуществлявшейся ими, говорят обычно как о «левитской», то и соответствующее название книги представляется оправданным. Оно взято из так называемого Latin Vulgate, т. е. общепринятого латинского текста Библии. Еврейский же заголовок книги звучит просто «И воззвал Господь» (с этих слов книга начинается).
Автор.
Хотя из текста книги сделать уверенный вывод о том, кто был ее автором, нельзя, им явно является Моисей по нескольким причинам: 1) Поскольку то, о чем говорится в книге, было открыто Моисею на Синае (7:37-38; 26:46; 27:34) и до сведения народа доведено через него (1:1; 4:1; 6:1,8,19,24; 7:22,8:1 и т. д.), представляется наиболее вероятным, что он же был и тем человеком, который записал эти Божественные откровения. 2) Книга Левит является логическим продолжением Исхода (комментарий на Лев. 1:1), в отношении которого авторство Моисея утверждается вполне определенно (Исх. 17:14; 24:4,7; 34:27-28; сравните Втор. 31:9,24). 3) То, что именно Моисей был автором Левит, подтверждается Господом Иисусом, когда Он ссылается на закон очищения от проказы (Матф. 8:4; Мар. 1:44; сравните Лев. 14:2-32). Очевидно, эта книга была написана Моисеем вскоре после написания Исхода, во 2-ой половине 15-го века до Р. Х.
В историческом плане Левит является продолжением Исхода, потому что система жертвоприношений, осуществлявшаяся левитами, возникла в результате Божественного откровения, данного Израилю через Моисея, и соответствовала части того круга обязанностей, которые налагались на евреев Синайским заветом.
В богословском плане левитская система жертвоприношений была учреждена для народа, искупленного из Египта и вступившего со своим Богом в особые отношения на основании завета. Таким образом жертвоприношения, совершавшиеся в Израиле, не были некоей человеческой попыткой обрести милость у враждебно настроенного Божества, но представляли собой ответ тому Господу, Который по Своей инициативе предложил Израилю вступить с Ним в завет.
Этот принцип приближения к Богу через принесение Ему жертвы не исключал, конечно, и так называемых жертвоприношений посвящения со стороны общества в целом, не связанных с тем или иным согрешением. Однако, жертвоприношения посвящения были, по-видимому, исключением из правил.
Книга, кроме того, включает множество правил и установлений относительно повседневной жизни и соблюдения святости, как этической, так и церемониальной.
Структура книги соответствует ее теме. В главах 1-16 речь идет в основном о поклонении святому Богу, тогда как в главах 17-27 в первую очередь трактуется повседневное «хождение» в святости перед лицом Бога и перед окружающими.
Значение ветхозаветной жертвы. Согласно закону, жертвоприношение было единственным исчерпывающим средством, данным Богом евреям, которое позволяло им поддерживать с Ним гармонические отношения. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что откровению относительно системы жертвоприношений, данному через Моисея, не сопутствовало откровение о каком-либо символическом значении жертвы. В нем, однако, четко излагался принцип очищения посредством заместительной жертвы (комментарий на 1:4; 17:11).
Другим важным фактором является различение между двумя типами взаимоотношений, которые израильтянин имел или мог иметь с Богом: а) он мог поддерживать отношения с Ним как лицо, принадлежавшее к теократическому народу (сравните Исх. 19-20) и б) он имел (или мог иметь) отношения с Богом как переживший личное возрождение и получивший оправдание по вере.
Хотя в идеале эти два типа взаимоотношений должны были сопутствовать друг другу, на деле в израильском народе на протяжении всей его истории (за исключением разве короткого времени непосредственно после исхода из Египта) было немного истинных верующих; значительная же часть народа соблюдало лишь формальное почитание Господа, не питая настоящей веры в Него.
Придерживаясь традиционного взгляда, что жертвы только «покрывали» грех, нельзя должным образом оценить подлинность прощения, которое Богом было даровано (Лев. 4:20,26,31,35; 5:10, 13, 16, 18; 6:7). Такое искупление через жертвоприношение, которое просто «покрывало» грех, как бы не удаляя его, не находит подтверждения и в этимологии слова «искупление», как оно звучит по-еврейски (комментарий на 1:4). Скорее искупление через жертвоприношение подразумевало действительное удаление вины и освобождение от наказания за конкретный грех или грехи.
Масштабы жертвоприношений в День искупления (комментарий главы 16) раздвигали рамки действия этого принципа (принципа заместительной жертвы) до включения в них «всего народа» (стих 33) и «всех беззаконий их» (стих 22), то есть происходило «очищение сынов Израилевых от всех грехов их» (стих 34). Полное прощение израильтянам их беззаконий, совершенных в прошедшем году, описывается как очищение от греха (стих 30).
Тем не менее, левитские жертвы (так же, как и жертвы, приносившиеся от чистого сердца в до-левитские времена) обусловливались целым рядом ограничений.
Во-первых, они были ограничены с точки зрения их моральной эффективности. Поскольку формальные обряды ни в какие времена не могли удовлетворить Бога, желавший принести жертву, действительно угодную Ему, должен был принести ее побуждаемый искренней верой и в послушании открытой ему Божьей воле (26:14-45; обратите особое внимание на стих 31; Пс. 39:6-8; 50:16-17; Прит. 21:27; Ам. 5:21-24; Евр. 10:5-10; 11:4,6).
Жертвы, которые не приносились с верою, возможно, бывали время от времени оправданы с точки зрения обрядового очищения и гражданских требований (к примеру, с точки зрения понятия возмещения, которое связывалось с жертвой умилостивления), но Богу они не могли быть угодны, потому что сводились к простой формальности.
Следует заметить, что объект веры не связывался ни с символическим значением приносимых жертв, ни с мыслями о грядущем Искупителе. Этим объектом был Сам Бог. Конечно, вера возрастала и углублялась по мере все более раскрывавшихся ветхозаветных откровений относительно грядущего Агнца Божия как последней «Жертвы умилостивления» (Ис. 53:10).
Во-вторых, не считая, возможно, ритуала, совершавшегося в День искупления, приносимые жертвы соответствовали лишь определенным видам и случаям личных согрешений. В богословском, библейском, смысле они не освобождали от природы греха или от греха, вмененного Адаму. Они не спасали и от последствий умышленно греховных действий, которые совершались в знак демонстративного неповиновения Богу (сравните Чис. 15:30-31 и толкование на Лев. 4:1-2). Таким образом левитская жертва не являлась неким полным и окончательным средством очищения от всех видов греха.
В-третьих, единственной целью жертвоприношений было сохранение завета с искупленным народом, как бы возобновление завета вновь и вновь. Левитские жертвоприношения были неотъемлемой частью Богопоклонения искупленного народа, связанного отношениями завета со своим Богом.
Такая возможность и представлялась им в целом ряде случаев, включая ежегодные празднования Пасхи, на которых воспоминаниям о ней сопутствовали традиционные объяснения. Могло это происходить и тогда, когда молодые израильтяне приносили свои первые жертвы за грех, если они правильно понимали, что делали, и действительно веровали в своего прощающего Бога.
В-четвертых, если не считать ритуала, совершавшегося в День искупления, то каждая из приносимых жертв снимала только один грех.
Даровавшееся прощение было вполне реальным, хотя и временным (в том смысле, что за каждый вновь совершенный грех требовалось принести новую жертву). Таким образом, хотя Бог принимал жертвы для снятия вины в каждом отдельном случае согрешения, временная приостановка Его гнева не приводила к постоянному очищению человеческой совести (Евр. 10:2).
Другими словами, левитские жертвы как бы обретали юридическую силу в очах Божиих лишь на основании смерти Христа. Единственной действительно достаточной Жертвой за весь грех мира был Агнец Божий, закланный от основания мира (Откр. 13:8; сравните 1-Пет. 1:19-20). Действенность левитских жертв представляется таким образом производной.
Именно в этом смысле автор Послания к евреям и утверждает: «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (10:4). Тем не менее, польза, которую получали от левитских жертвоприношений ветхозаветные верующие, была не менее реальной, чем та одежда, которую носит владелец кредитной карты, наш современник, полностью за эту одежду еще не расплатившийся.
Подводя итог, повторим, что левитские жертвы были действенны как в смысле восстановления взаимоотношений евреев с Богом на основе завета, так и (когда жертва приносилась с верой) в смысле действительного прощения тех или иных частных согрешений. Однако, действенность эта носила производный характер и нуждалась в обретении юридической силы через одно всеобъемлющее жертвоприношение, какое совершил Христос на кресте.
Хотя жертвоприношения были ограничены определенными рамками как в масштабах своего действия, так и в своей цели, их духовная ценность определялась, в частности, их нравоучительным характером. Через них Израиль получал уроки правильного приближения к святому Богу.
«Прежде всего, дело приходилось иметь со грехом; надо было совершить соответствующее приношение (за грех или вину). Это было тесно связано со всесожжением, которое следовало непосредственно за приношенем; всесожжению сопутствовали хлебные приношения (как это зафиксировано во многих случаях), и таким образом проситель (просители) выполняли взятое на себя обязательство (2-Пар. 29:31), обретая тем самым право на участие в последнем акте литургии.
В завершающей фазе приносились всесожжения (дополнительные) и мирные жертвы, причем всесожжения включали как добровольные дары отдельных людей, так и приношения, соответствовавшие временам года, которые символизировали неизменное и преданное служение Богу со стороны народа в целом; оно происходило на основании общинного опыта, в рамках которого Господь, священник и рядовой израильтянин, обращавшийся к Богу… все получали свою долю» (из статьи «Жертва», написанной А. Ф. Рейни)
Излагая вкратце смысл ритуального акта с богословской точки зрения (по этому поводу комментарии на различные виды приношений в Лев. 1-7), можно заметить следующее: когда поклонявшийся Богу израильтянин возлагал руку на жертвенное животное, он отождествлял себя с ним, делал его своей заменой. Если это совершалось с верой, происходила символическая передача греха, имел место оправданный с точки зрения закона перенос человеческой вины на жертвенное животное.
Затем Бог принимал заклание этого животного (что символизировалось сожжением его на жертвеннике) как выкуп за конкретный грех (или за грехи прошедшего года, если церемония Происходила в День искупления). Как результат этого, отвращая Свой гнев от грешника и, в конечном счете, обращая его на Христа, распятого на кресте. Таким образом Бог даровал истинное прощение грешнику, который приносил Ему жертву с верой.
План книги:
I. Приближение к Богу посредством жертвоприношения (главы 1-16)
А. Законы о жертвоприношениях (главы 1-7)
Б. Учреждение священства и системы жертвоприношений (главы 8-10)
1. Посвящение Аарона и его сыновей (глава 8)
2. Начало общественной системы жертвоприношений (глава 9)
3. Последствия отступления от священнического церемониала (глава 10)
В. Законы относительно нечистоты (главы 11-15)
1. Законы о пище, о чистых и нечистых животных (глава 11)
2. Закон о роженицах (глава 12)
3. Законы о больных кожными болезнями и о «язвах» (главы 13-14)
4. Закон о нечистоте, связанной с человеческими выделениями (глава 15)
Г. Закон о Дне очищения (глава 16)
2. Подготовка первосвященника к церемониям; подготовка к ним животных (16:3-5)
3. Краткое описание церемоний (16:6-10)
4. Подробное описание церемоний (16:11-28)
5. Учреждение Дня искупления (очищения) как ежегодной церемонии (16:29-34)
II. Соблюдение святости перед Богом посредством «отделения» (главы 17-27) А. Законы о принесении жертвы и употреблении жертвенного мяса в пищу (глава 17)
2. Требование закалывать домашних животных у скинии (17:3-7)
3. Требование приносить жертвы у входа в скинию (17:8-9)
4. Запрещение употреблять в пищу кровь (17:10-12)
5. Применение вышеуказанных правил к дичи (17:13-16)
Б. Законы о моральном поведении на основании завета и об отвержении языческой практики (главы 18-20)
1. Ограничения в области отношений между полами (глава 18)
2. Законы, предусматривавшие святость на деле, перед Богом и людьми (глава 19)
3. Законы о смертной казни (глава 20)
В. Законы о святости священников и жервоприношений (главы 21-22)
1. Ограничения личного порядка, налагавшиеся на священников их служением (глава 21)
2. Правила относительно священных приношений (глава 22)
Г. Законы о священных праздниках Господних (глава 23)
1. Вводное повеление (23:1-4)
2. Весенние праздники (23:5-22) 3. Осенние праздники (23:23-43)
4. Подведение итога (23:44) Д. Уставы церемониальные и моральные (глава 24)
1. Ежедневные и еженедельные служения в скинии собрания (24:1-9)
2. Случай богохульства и Божий закон, данный в связи с этим (24:10-23)
Е. Законы об особых годах (глава 25)
1. Субботний год (25:1-7)
2. Юбилейный год (25:8-55)
Ж. Благословения за послушание и наказания за непослушание в рамках завета (глава 26)
1. Краткое введение со ссылкой на основные положения закона (26:1-2)
2. Благословения за послушание (26:3-13)
3. Наказания за непослушание (26:14-45)
4. Заключительный вывод (26:46)
З. Закон об обетах, дарах и десятинах (глава 27)
1. Обеты относительно людей и животных (27:1-13)
2. Посвящение домов и земель (27:14-25)
3. Другие правила и дары (27:26-33)
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Глава 1
1–9. Жертва всесожжения и ее обряд; приношение крупного скота. 10–18. Приношение мелкого скота.
По построении скинии Господь, исполняя обетование Свое Моисею открывать ему Свою волю и являть Свое присутствие над ковчегом завета и крышкою его (kapporeth, греч. ἱλαστήριον – престол умилостивления, милосердия), дает повеления Свои уже не с горы Синая, как раньше ( Исх 19.3, 24.16 ), а из скинии, с ковчега завета, – тем более, что все почти законоположения книги Левит связаны с святилищем, и некоторые отделы ее назначены собственно для служителей святилища (напр. Лев.6.8 – 7.21 ). Впрочем, общее назначение законов книги Левит и самой книги вообще для « сын ов Израил я» ( Лев.1:2 ), как призванного к священнической святости ( Исх 19.5–6 ). Все, содержащиеся в кн. Левит, повеления и законы Иеговы Моисей получил, стоя, вероятно, во второй части скинии, пред завесою во святое святых, куда мог входить лишь первосвященник ( Исх 30.10 ; Лев.16.2, 12–13 ; Евр 9.7 ).
После того как приведением животного к святилищу приносящий жертву выразил свою потребность, желание или свой долг принести жертву Иегове, он совершал руковозложение (semichah) – клал обе руки на голову жертвенного животного и (по преданию) прижимал ими голову жертвы, которая в это время стояла привязанная к северной стороне жертвенника ( Лев. 11 ), где жертва и закалалась. Право руковозложения жертвователь никому не мог передать; только при жертве за умершего этот обряд совершал его наследник (Мишна, Менахот 9:8, женщин, детей, слепых, глухих и идиотов называет неправоспособными к руковозложению). Если жертва приносилась от всего общества, то возлагали руки старейшины ( Лев.4.15 ). Значение руковозложения состоит не в перенесении грехов и ответственности на жертвенное животное (по теории satisfactio vicaria), – такое специальное значение имела лишь жертва греха, при которой руковозложение, по преданию, соединялось с исповеданием грехов со стороны приносящих жертву, а в предании жертвователя себя самого и своего душевного настроения в жертву Богу: момент чрезвычайного напряжения веры и преданности Богу со стороны ветхозаветного человека, ждавшего себе жертвенного «покрытия», умилостивления (lekapper alav). По блаж. Феодориту, «не будет ничего странного сказать, что разным родам бессловесных животных, приносимых в жертву, уподобляют приносящие Богу себя самих» (вопр. 1).
По снятии с животного кожи ( Лев. 6 ), всегда принадлежавшей служащему священнику ( Лев. 7.8 ), который обычно совершал и снятие кожи ( 2Пар 29.24 ), и рассечении на отдельные части, последние складывались в известном порядке (по традиции, задние части внизу, а сверху всего голова), все мясо обсыпалось солью ( Лев.2.13 ; Иез 43.24 ; Мк 9.49 ), по преданию, непременно «содомскою», т. е. добытою из Мертвого моря, – на жертвеннике разводился огонь, и сжигал всю жертву (hiqtir, Лев. 9, 13, 15, 17 ). Евр. гл. hiqtir (от qatar) употребляется исключительно о «сожигании фимиама», «возжжении светильников» в храме и «сжигании жертвы на алтаре», и, в отличие от гл. saraph – сожигать, испепелять (напр., жертвы не на алтаре храма, а вне стана, – Лев.4.12 ; Чис 19.5 и др.), означает восхождение гор, поднятие к Богу «собственной эссенции» (Куртц) жертвы, как «благоухания приятного Иегове». Частнее, поскольку материальный дар приносителя символизировал его духовное настроение, акт сожжения означал предание жертвователем себя самого Богу, с другой же стороны – и принятие жертвы Иеговою (ср. Суд. 13:23 ), что в известных случаях знаменовалось нарочитым, чудесным ниспосланием огня с неба самим Иеговою ( Лев.9.24 ; Суд. 6:21 ; 3Цар 18:38 ).
Книга Левит
Главный предмет книги
Эта книга называется книгою Левит потому, что содержит в себе законы о правах и обязанностях левитов, или что то же, потомков Левия, сына Иакова, которые поставлены были Богом для служения при скинии свидания, вместо первенцев.
По содержанию книгу Левит можно расположить на четыре небольших отдела с заключением. В первом отделе – богослужебном повествуется о жертвах, как средствах очищения и примирения людей с Богом; во втором отделе излагаются законы и обряды, касающиеся посвящения первосвященника (Аарона) и священников (сыновей его), как жрецов Божиих. Следующий третий отдел может быть назван в собственном смысле обрядовым, так как в нем излагаются постановления о внешней и внутренней чистоте, требуемой от всего народа и от самих священников, причем постановлениями первого рода предусматриваются всевозможные случаи нечистот в жизни народа и определяются соответствующие этому очистительные обряды, постановлениями же второго рода выражаются требования о внешних и внутренних качествах жрецов и их отношениях к святыне. В четвертом отделе книги начертывается круг годовых ветхозаветных праздников. В заключении книги возвещаются благословения исполнителям и проклятия нарушителям данных законов и обрядов и как бы в добавление к этим постановлениям сообщается об обетах и десятинах.
Понятие о ветхозаветных жертвах (I-VII гл.)
Соответственно различению жертвенного вещества, жертвы разделялись на два главных вида: жертвы кровавые и бескровные. Первые состояли в заклании чистых домашних животных: тельцов, овнов, козлов и птиц: горлицы и голубя. Бескровные жертвы представляли собою различные виды хлебных приношений, соединенных с елеем, ладаном, солью и вином, но без кваса (квасного) и меду.
Принесение жертв предварялось, сопровождалось, и заканчивалось соблюдением особых обрядов. Приносящий жертву поставлял животное пред скиниею. возлагал на голову его свои руки и отдавал его жрецам для заклания; после заклания кровию животного кропился жертвенник всесожжения, на котором потом сожигали тук (т.е. жир) внутренностей животного, почки с туком и другие тучные части. С остальными частями животного поступали различно, смотря по тому, какого рода была жертва и за кого она приносилась.
По своему духовно-религиозному значению жертвы также были различны и имели соответствующая своему значению названия, а именно: жертва всесожжения, жертва мира, жертва о грехе и жертва повинности.
Жертва всесожжения получила свое название от всецелого сожжения на жертвеннике мяса животного или птицы, что знаменовало собою со стороны приносившая всецелую преданность Богу, посвящение ему всех своих сил телесных и духовных и вместе с тем служило выражением его глубокой веры в грядущего Искупителя, почему и требовалось законом приносить в эту жертву животное только мужеского пола и притом самое совершенное. Жертва всесожжения ежедневно приносилась утром и вечером в качестве общественной и была самою древнею и священною жертвою, установленною Богом еще в раю после грехопадения прародителей (I гл.; VII, 8; IV, 28).
Жертва мирная имела торжественный характер и приносилась Богу в благодарность за получение от Него благодеяния, при этом она могла быть совершаема добровольно или во исполнение обета, по усердию. В эту жертву употреблялись все роды чистых животных, безразлично мужеского или женского рода. Отличительные обряды ее состояли в том, что приносивший жертву должен был потрясать пред Господом, с помощью жреца, частями животного – туком, правым плечом и грудью, возложенными ему на руки, после чего тук сожигался, правое плечо и грудь шли в пользу жрецов, а из остальных частей животного приносившим жертву устроялся священный пир, к участию которого он приглашал своих родственников и знакомых. Жертва мирная, по требованию закона, приносилась в большие годовые праздники. Первоначальное происхождение ее можно относить ко временам патриарха Ноя, когда Господь установил ее, заключив завет мира со всякою плотно навсегда и разрешив человеку вкушать мясо животных и птиц ( Быт. IX; III гл.; VII, 12–16; 28–38 ст.).
Жертва о грехе имела покаянный характер и приносилась для очищения человека от грехов против заповедей закона Божия и за грех первородный. Жертва эта разнообразилась как в отношении приносимого вещества, так и в своих обрядах в зависимости от лица грешника, за которого она приносилась. Чем выше по достоинству было лицо, приносившее покаяние, тем крупнее требовалось животное. От первосвященника, напр., требовался телец – самое крупное животное, ибо грех первосвященника, как лица, поставленная во главе народа и как ходатая пред Богом, считался тяжким в такой степени, что даже делал виновным весь народ, помимо даже того соблазна, какой мог быть для народа от греха первосвященника. Самая обрядность в жертве за грех этого лица указывала на большую виновность пред Богом согрешившего. Кровь животного вносилась во святилище и перстом священнодействующая семь раз кропилась пред завесою, отделявшею святое святых от святилища, частью возлагалась на роги кадильного алтаря и в остальном количестве выливалась к подножию жертвенника всесожжения. Все части жертвенного животного, за исключением тука и почек, полагаемых в огонь жертвенника, сожигались вне стана, где высыпался пепел с жертвенника. За грехи всего народа, которые равнялись греху первосвященника, приносилась такая же самая жертва и с теми же обрядами, как и жертва от первосвященника. Во всех остальных случаях в жертве за грех кровь не вносилась во святилище, а только возлагалась на роги жертвенника всесожжений и выливалась к подножию его, причем тучные части животного сожигались, а все остальное принадлежало священникам (IV- V гл., 13).
Жертва о преступлении была как бы некоторым видоизменением жертвы за грех и отличалась от последней тем, что приносилась людьми для искупления своих личных тайных, без соблазна совершенных, но сознаваемых погрешностей, раскаяние в которых приносил сам виновный. Жертва же за грех приносилась за грехи слабости, неведения. В жертву о преступлении приносился овен по стоимости, определяемой священниками, с обрядами жертвы за грех от частных лиц. При этом в случае нарушения чужой собственности виновный должен был возместить убыток потерпевшего возвращением ему похищенного с прибавлением пятой части его стоимости (V гл., 14; VI, 1–7 ст.).
Хлебные приношения обыкновенно соединялись с теми или другими видами кровавых жертв, но иногда могли составлять и самостоятельную жертву ( Числ. XV; V, 15 ст.; II гл.).
Жертвы, составлявшие богослужение ветхозаветной Церкви и служения для членов ее средствами очищения, освящения и примирения с Богом, имели глубокое значение в символическом, нравственном и прообразовательном отношении. Вся их обрядность была проникнута высшим религиозным смыслом. Так напр., обряды приведения животного к жертвеннику и возложения рук на голову его приносившим жертву указывали на то, что человек вместо себя отдает в жертву Богу животное и на него слагает свои грехи. Следовавшим затем обрядом заклания выражалось чувство самоотречения человека, доходящее до смерти, которая должна служить ему наказанием за грехи. Кроплением же кровью закланного животного указывалось на то, что правосудный Господь по величайшему милосердию Своему удовлетворяется не смертью человека грешника, а кровью жертвенного животного. Акт сожжения жертвы символизировал духовное очищение человека. Священный пир мирной жертвы обозначал блаженное единение с Богом верующих, как членов семейства Божия, как сынов Божиих ( 1Кор. X, 18 ). Самые жертвенные вещества видом своего совершенства, как напр., отсутствие физических недостатков в животных и свойствами своего действия, как напр., осоление жертвенных частей солью и употребление вина, елея и ладона служили выражением готовности верующих к нравственному совершенству и были знаками молитвы, милости и духовной радости в Боге.
Ветхозаветное священство
Служителями при скинии Господь избрал потомков Левия. Собственно, священнослужителями, совершавшими жертвоприношения, были Аарон и сыновья его. Первосвященническое достоинство, предоставленное самому Аарону, сделалось наследственным в старшем роде его сыновей; священниками же были младшие сыновья и дальнейшее прямые потомки его. Другие члены колена Левиина были просто левитами – служителями священников. Первые получали священную степень чрез помазание миром при совершении особой жертвы посвящения ( Лев. VIII гл.), левиты же не помазывались миром и поэтому священной степени не имели.
Первосвященнику принадлежали высшие права и преимущества священнослужения. Он наблюдал за совершением богослужения в скинии и жизни ее священнослужителей, он один мог входить раз в год во святое святых; во время совершения богослужения он облачался в блестящие одежды, из которых самою главною по своему внутреннему значению был наперсник судный. Это была небольшая ткань в четверть длиною и шириною, которая была обложена 12 драгоценными камнями с написанием на них имен 12-ти колен Израиля; она носилась обыкновенно на груди первосвященника. Двенадцать камней сего нагрудника знаменовали собою ясность и непреложность откровений Божиих, получаемых от Бога первосвященником для сообщения их народу 13 ( Исх. XXVIII, XXXIX ; Лев. XVI, 4 ).
Священники приносили жертвы, они имели право входить во святилище, воскуряли благовоние на жертвеннике курения, смотрели за светильником и переменяли каждую субботу хлебы предложения на трапезе. Обязанностью их также было трубить в священные трубы в праздники. Вне скинии они брали на себя обязанности – посредством особых обрядов очищать разные нечистоты в народе, напр., проказу. Они же были учителями народа в законе Божием и судьями его ( Числ. XVIII ; Лев. XIII, XXVI ).
Простые левиты были стражами здания скинии со всеми принадлежностями ее, поддерживали чистоту в ней, прислуживали священникам во время богослужения и вообще отправляли низшие религиозные обязанности, находясь в полном подчинении у священников. Со времени Давида они привлечены были к участию в богослужении в роли чтецов и музыкантов ( Числ. III, 6; VIII гл.; Лев. X, XXI ).
Глава ХХIII-я. Законы о праздниках
Евреи должны были посвящать на служение Богу особые дни, ознаменовывая их торжественными священными собраниями в скинии, совершением особых обрядов и соблюдением отдыха или покоя от работ. Круг этих дней, называемых праздниками, определяется Богом законами, которые излагаются в настоящей главе.
Прежде всего Господь указывает на субботу, как на древнейший праздник покоя и повелевает составлять в этот день священное собрание и прекращать во время его всякое служебное дело (1–3 ст.).
Из годовых праздников первым по времени является праздник Пасхи, соединявшейся с праздником опресноков, в первый и последний день которого должны быть священные собрания (наречен свят) и покой «от всякаго дела работна». Впоследствии, когда войдут евреи в землю Обетованную, они должны будут приносить к скинии вместе с жертвами первый сноп озимого хлеба с однолетним агнцем во всесожжение вместе с хлебным приношением; это служило религиозным обрядом открытия жатвы и до него никто не должен был есть хлеба из новых зерен (4–14 ст.).
По прошествии семи полных седмиц после Пасхи, совершался праздник Пятидесятницы. Этот праздник назывался еще «праздником жатвы», так как в этот день должно было приносить два пшеничных квасных хлеба и с ними однолетних агнцев для жертвоприношений. Кроме священного собрания и покоя, которые предписывалось совершать в день Пятидесятницы, еще следовало отмечать этот день делами благотворительности (15–22 ст.).
Третьим годовым праздником был праздник труб, падавший на первый день седьмого месяца. Он состоял в соблюдении покоя и в священном собрании с особыми праздничными жертвами (23–25 ст.).
Следующий праздник был «день очищения», он праздновался в 10-й день сего месяца и сопровождался священным собранием с принесением особых покаянных жертв, постом и строгим покоем от работ (26–32 ст.).
Последним годовым праздником был праздник кущей, праздновавшиеся в течение целых восьми дней от 15-го до 22-го дня седьмого месяца. Первый и последний дни этого праздника освящались народным собранием и субботним покоем. В продолжение всего праздника приносились особые жертвы и евреи должны были проводить время в палатках, кущах, украшенных красивыми широколиственными ветвями (33 – 36 ст.).
4–14 ст. Обстоятельства происхождения и значение праздников Пасхи и опресноков нам уже известны. Обряд возношения озимого хлеба в виде снопа, который должен был совершаться во второй опресночный день, когда евреи поселятся в земле Обетованной, служил выражением благодарности Богу за первые собранные плоды.
15–22 ст. Точно такое же значение имел обряд потрясания пред Господом двумя квасными хлебами в праздник Пятидесятницы. С праздником Пятидесятницы соединялось воспоминание закона, данного на Синае в 50-й день по выходе евреев из Египта. Отцы и учители Церкви Христовой в ветхозаветной Пятидесятнице видят прообраз новозаветной Пятидесятницы, в которую христиане празднуют сошествие св. Духа на апостолов, написавшего благодатный закон не на скрижалях каменных, а в сердцах всех верующих ( 2Кор. III, 3 ).
26–32 ст. В день очищения совершались самим первосвященником очистительные обряды. По омовении тела водою и облачения в льняные одежды, первосвященник приносил тельца в жертву за грех и овна во всесожжение за себя и за священников, двух козлов за грехи народа и овна во всесожжение. С кровью тельца жертвы за грехи себя и священников он входил во святое святых, воскурял фимиам и кропил ею семь раз на крышку и перед крышкою ковчега завета. Затем во второй раз он входил сюда с кровью козла жертвы за грехи народа. Один из козлов был козлом отпущения, на него первосвященником слагались грехи всего народа, и его отпускали в пустыню, где он и погибал ( Лев. XVI гл.). По изъяснению св. апостола Павла, день очищения был прообразом великого дня очищения и спасения человечества чрез Иисуса Христа, Который, как архиереи грядущих благ, ни кровию козлею, ниже тельчею, по Своею кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый ( Евр. IX, 11–12 ). Отсюда обрядовыми действиями первосвященника в день очищения предызображались страдания Господа Спасителя, Его вознесение и ходатайство за искупленное Им человечество пред Богом Отцем.
33–34 ст. По указанию Самого Господа, праздник кущей имел целью напомнить евреям о пребывании их в пустыне, когда они жили в кущах, чтобы вызвать таким образом чувства благодарности и надежды на Промысл Божий, непрестанно пекущийся о человеке. С другой стороны, будучи совершаем по окончании жатвы ( Исх. XXIII, 16 ), праздник кущей был торжеством благодарения народа к Богу, благодеющему людям Своим. Поэтому его праздновали с великим веселием. Жертвы, приносимые в это время, отличались своею многочисленностью и великолепием. По учению отцов Церкви, праздник кущей прообразовал собою духовную красоту состояния членов благодатного царства Христова и вселение их в чертоги Отца небесного – царство славы.
Год субботний и год юбилейный
Как освящался седьмой день недели, который назывался субботою, точно также выделялся из ряда других годов и седьмой год, который, по сравнению с обыкновенными годами, имел особые преимущества и назывался субботним годом. Этим названием определялись и самые преимущества его. Они состояли в том, что в седьмой год земля не возделывалась для посева, и все самородное на ней отдавалось бедным людям и даже животным. Далее заимодавцы не должны были требовать своих долгов от единоплеменников; рабы получали в этот год свободу; в праздник кущей этого года читался народу перед святилищем закон Божий ( Лев. XXV гл., 1–7 ст.; Исх. XXIII гл., II; Второз. XV, 2–11; Исх. XXI. 2 ; Второз. XXXI, 10–13). Законами субботнего года давался отдых земле, чтобы предохранить ее от истощения, которое могло произойти от беспрерывного пользования ее производительными силами. Но так как самая производительность земли зависела от Бога, Который особенно промышлял о народе еврейском, поселив его в плодородной Палестине, то и законы субботнего года имели религиозное значение. Прекращая полевые работы и отдавая все самородное беднякам, евреи чрез это как бы давали постоянную дань Богу, своему благодетелю и верховному властителю земли, Который и отдавал сию дань в пользу бедных и убогих. Господь же обещал с Своей стороны давать пред субботним годом такой обильный урожай земли, которым бы вполне обеспечивалось существование народа на три года вперед. Таким образом постановления субботнего года имели глубокое религиозно-воспитательное значение: с одной стороны, евреи возбуждались ими к благодарности к Богу, а с другой, – имели возможность убеждаться в том, что небесный Покровитель их непрерывно бодрствует над ними, точно также как и над отцами их в пустыне Аравийской ( 2Пар. XXXVI, 21 ; Неем. X, 31 ).
По прошествии семи субботних годов, пятидесятый год был годом юбилейным. Священники торжественно возвещали о нем звуком труб в праздник очищения. Все предписания о субботнем годе прилагались также и к нему, даже более, все рабы еврейского происхождения отпускались на волю со всеми своими семействами, тогда как в субботний год рабы получали свободу только единолично; долги отпускались вполне; должники, проданные в рабство, становились свободными; недвижимая земельная наследственная собственность, почему-либо утраченная, возвращалась прежним владельцам без всякой платы и вознаграждения ( Лев. XXV, 8–55 ст.).
Название года юбилеем происходит от еврейского слова, имеющего значение звука, производимая трубою, которым возвещалось наступление знаменательного и радостного времени сего года.
Распоряжениями юбилейного года, как и субботнего, достигались очень важные благодетельные последствия для общественной, религиозной и нравственной жизни еврейского народа. Возвращение земельных участков прежним владельцам должно было внушать евреям ту мысль, что земля Обетованная собственно принадлежит Богу и они не имеют права самовластно распоряжаться ею. Вместе с этим оно препятствовало скоплению богатства в одних руках владетелей во вред другим, подавляя таким образом у них алчность и корыстолюбие; им также удерживалось различие между коленами и сохранялось от смешения то из них, из которого должен был произойти Спаситель мира.
Дарованием же прав свободного состояния в год юбилея указывалось евреям, что все они одинаково принадлежат Господу Богу и должны с любовью, уважением и благожеланием относиться друг к другу, как дети одного и того же отца ( Лев. XXV, 35–55 ст.).
В таинственном смысле субботний и юбилейный годы предуказывали наступление того благодатного времени, когда придет обетованный Спаситель мира, освободит все человечество от рабства греху и диаволу, возвратит людям утраченное ими в раю блаженное отечество и голосом евангельского благовестия о Своих великих делах огласит чрез апостолов всю землю (Иc. LXI, 1–2 ст.; Лук. IV, 17–22 ст.).
Значение левитского служения, по объяснению св. Апостола Павла в послании к евреям
По учению св. апостола Павла, ветхозаветное священство не было совершенным, так как приношение жертв не давало верующим отпущения грехов, кровь тельцов и козлов не уничтожала грехов. С другой стороны, и сами ветхозаветные священнослужители, по воззрению апостола, как люди греховные (первородными и другими своими грехами), не могли подавать верующим освящающей благодати Божией. Доказательством несовершенства жертв являлась самая многократность и непрерывность их, свидетельствовавшая о том, что приносящие жертвы нуждались в новых жертвоприношениях, не быв единократно очищены прежними. Несовершенство же служения священников усматривается апостолом в том обстоятельстве, что во святилище входили одни только священники, а во святое святых один только первосвященник однажды в год, и то не без крови, которую приносил за себя и за грехи народа. По учению св. апостола, все значение ветхозаветного священнослужения обусловливалось его прообразовательным смыслом, оно имело подготовительный характер, служа руководством для ветхозаветного человечества, с верою и надеждою ожидавшего пришествия обетованного Искупителя. Жертвы прообразовали искупительную жертву Христа Спасителя, а священнослужители, приносившее жертвы и ходатайствовавшие за грехи народа, были предуказанием новозаветного первосвященника Иисуса Христа, совершившего вечное искупление всего человечества ( Евр. VII, 26–28; VIII, 1–2; IX, 11–12, 23–28; X, 1–21 ст.).
Тоже самое следует сказать и относительно всех других обрядовых установлены, о которых повествуется в книге Левит. Еврейскому народу, как избранному Богом для просвещения язычников, должно было иметь особенную нравственную чистоту. Обрядовые законы и были направлены к тому, чтобы предписаниями о внешней и внутренней чистоте выделить евреев из окружающих язычников, у которых чистота телесная и душевная часто понималась в извращенном виде. С другой стороны, обрядовые установления книги Левит имели воспитательное значение для самих евреев. Помимо того, что они приучали евреев к внешнему и внутреннему благоприличию, им внушалось последним еще то, что ветхозаветный человек находится под влиянием греховной нечистоты и для достижения святости нуждается в освящении, чего достигнуть падшему человеку своими усилиями, при отсутствии благодатных средств к очищению, было невозможно. Поэтому взор ветхозаветного человека при таких условиях невольно устремлялся вдаль, ко временам пришествия Искупителя, спасительная кровь Которого должна была очистить всех людей и благодать Божия соделать их праведными и святыми. Отсюда видно, что весь обрядовый закон, подобно жертвам, имел главным образом прообразовательное значение, был, по словам апостола Павла, пестуном во Христа ( Гал. III, 24 ).
Подробнее об этом будет сказано ниже.
На это указывает таинственное имя «урим» и «туммим», что значить «светы и совершенства», которое усвоялось камням наперсника.