что означает логотип самоката

Доставка продуктов на дом «Самокат»

Курьеры из сервиса доставки продуктов «Самокат» выполнят ваш заказ в течение 15-30 минут. У компании есть собственные продуктовые склады в Санкт-Петербурге и Москве, а процедура сборка/отправки займет куда меньше времени, чем поход по магазинам.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката Доставка продуктов на дом «Самокат»

Что нужно знать о службе доставки «Самокат»:

Обзор службы доставки «Самокат»

Сервис «Самокат» по праву считается одним из первых, кто внедрил на отечественном рынке модель dark store (т. н. магазин без покупателей). Благодаря тому, что в каждом районе у компании есть свой склад, заказы доставляются в кратчайшие сроки.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката Доставка продуктов за 15 минут

Время ожидания зависит от удаленности адреса и составляет в среднем 15-30 минут.

Обратите внимание! Для заказа продуктов и товаров первой необходимости можно воспользоваться фирменным мобильным приложением. Что характерно, условия доставки не будут зависеть от суммы чека или веса продуктов.

Курьеры доставляют заказы в радиусе 3 км от склада пешком, на самокатах или велосипедах. На момент написания статьи доставка была бесконтактной: сотрудник ставит коробку под дверью клиента и сообщает ему об этом. Все курьеры должным образом проинструктированы, их снабжают перчатками, масками и дезинфекторами. При появлении малейших симптомов простуды сотрудники не допускаются к работе.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката Курьер сервиса «Самокат»

Каталог продуктов сервиса «Самокат»

В каталоге компании – 122 категории товаров и свыше 2000 наименований. В частности, клиентам доступны:

К Новому году в «Самокате» можно заказать елку, а к 8 марта – цветы.

Разобраться в каталоге несложно, все интуитивно понятно. В меню есть специальная подборка с продуктами по скидке, отдельно представлен раздел популярных товаров. Словом, разработчики сделали все возможное, чтобы максимально сократить время сборки корзины.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката Мобильное приложение «Самокат»

Как заказать доставку в сервисе «Самокат»?

Чтобы заказать продукты на дом, вам потребуется фирменное мобильное приложение (на официальном сайте такой возможности нет). Приложение «Самокат» доступно в официальных магазинах Google Play и App Store по ссылкам ниже.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

После установки программы следуйте нашей пошаговой инструкции.

Шаг 1. Для начала выберите свой город (Москва, Санкт-Петербург или Нижний Новгород).

Шаг 2. Откройте каталог и добавьте в корзину интересующие вас товары.

Шаг 3. Выберите способ оплаты и укажите адрес доставки.

Шаг 3. Укажите свой номер телефона.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката Оформление заказа через приложение

На заметку! Спустя 15-30 минут с вами свяжется курьер после того, как доставит корзину по указанному адресу – в офис или на дом.

О способах оплаты

В «Самокате», как и в обычных магазинах, можно расплатиться двумя способами:

Города, в которых работает служба доставки «Самокат»

На сегодняшний день заказать продукты на дом могут жители Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

Служба доставки продуктов «Самокат» в Москве

В столице заказы, как и в других городах, доставляются бесплатно, минимальная сумма заказа составляет 200 рублей. «Самокат» работает с 08:00 до 23:00. Курьеры прибывают в среднем за 15 минут, но если адрес удален от склада (3 км), то время ожидания может достигать 40 минут.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката Зона доставки сервиса «Самокат» в Москве

Зоны покрытия сервиса все время расширяются и дополняются. Так, сейчас доставка возможна в Ясенево, Аэропорт, Южное Бутово, Бирулево, Ховрино, Братеево, Тушино, Бусиново, Тропарево-Никулино, Зюзино, Савеловский район, Зябликово, Солнцево, Западное Дегунино, Северное Бутово, Коровино, Раменки, Коптево, Переделкино Ближнее, Марьину Рощу, Очаково, Московский, Обручаевский район, Мамоново, Одинцово, Митино, Останкино, Микрорайон №4.

Важно! Увидеть карту с зонами доставки сервиса можно как в приложении, так и на официальном сайте по ссылке https://samokat.ru/.

Служба доставки «Самокат» в Санкт-Петербурге

В городе проект был запущен еще в 2018 году под названием «Магазинчик». Популярность онлайн-сервиса быстро возрастала и вскоре его переименовали в «Самокат». Здесь зона покрытия занимает больше территорий, чем в столице.

Доставка, как и в Москве, бесплатная. Минимальная сумма заказа – 200 рублей, а время ожидания курьера – 15-30 минут.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката Зона доставки сервиса «Самокат» в Санкт-Петербурге

Зона покрытия распространяется почти на весь город. В частности, это Яблоновка, Апраксин двор, Юго-Запад, Автово, Щемиловка, Большая Охта, Шувалово-Озерки, Васильевский остров, Шушары, Веселый поселок, Ульянка, Гражданка, Торфяное, Гавань, Сосновая поляна, Кушелевка, Полюстрово, Коломяги, Предпортовая, Кудрово, Петроградская сторона, Коломна, Поклонная гора, Купчино, Пискаревка, Лесной, Озеро Долгое, Лигово, Обуховской, Малая Охта, Новая деревня.

На заметку! Ознакомиться с подробной картой с зонами покрытия вы можете на все том же официальном сайте службы «Самокат».

Служба доставки «Самокат» в Нижнем Новгороде

В этом городе компания начала работать недавно, а потому зона покрытия пока небольшая. Детальнее – на изображении ниже.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката Зона доставки сервиса «Самокат» в Нижнем Новгороде

Промокоды сервиса «Самокат»

Благодаря промокодам и акциям можно сэкономить, получая радость от выгодного приобретения необходимых продуктов. Использовав промокод на первый заказ, вы гарантированно получите скидку 200 рублей вне зависимости от суммы чека. На два последующие заказы скидка составит 20% и 10% соответственно.

Получить промокод можно, заполнив специальную форму на официальном сайте.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката Форма для получения промокода на первый заказ

Вакансии в доставке продуктов «Самокат»

Сервис доставки постоянно развивается, в связи с чем всегда нуждается в новых работниках. Причем как для доставки, так и для работы на складе.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката Вакансии в службе доставки «Самокат»

Так, компании нужен главный работник склада – товаровед, который будет иметь следующие обязанности:

Обратите внимание! Большая часть работы в «Самокате» приходится на пеших курьеров. Главные требования к кандидатам – умение ориентироваться на местности и ездить на велосипеде.

Устроившись курьером в «Самокат», вы сможете рассчитывать на:

Для подачи заявки на работу нужно лишь заполнить анкету на этой странице https://samokat-team.ru/.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката Контакты доставки «Самокат»

Источник

«Самокат»: как работает сервис экспресс-доставки?

Компания «Самокат» за 2020 год выросла в обороте почти в 40 раз. Сейчас уже 411 дарксторов работают в четырех городах. Retail.ru побывал в одном из столичных дарксторов и рассказывает, как устроен сервис экспресс-доставки.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

Фото: «Самокат»

Как это работает?

Сервис «Самокат», обещающий доставить продукты из магазинов за 15 минут, начал работать еще в 2018 году в Санкт-Петербурге. Сегодня он представлен уже в четырех российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде. Также частично охвачены Московская и Ленинградская области – каждая примерно на 40%. Скорость доставки обеспечивается благодаря дарксторам, расположенным в каждом районе города: на сборку уходит 2–5 минут, на доставку еще 5–20. Время доставки зависит от удаленности адреса покупателя от даркстора: в радиусе 1,5 км заказ приезжает за 15 минут. Компания постоянно расширяет сеть дарксторов.

Сервис «выстрелил» в пандемию, однако и после снятия ограничений интерес к услуге у потребителей не угасает. Оборот «Самоката» за последние шесть месяцев уже превышает оборот за весь прошлый год. Сейчас компания доставляет 4 миллиона заказов в месяц.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

«У меня большой опыт работы в офлайне, – рассказывает сооснователь сервиса Вячеслав Бочаров. – При открытии физического магазина обычно учитывается несколько факторов. Размер района с точки зрения плотности проживания и бюджета семьи на продукты. Конкурентная среда и местонахождение конкурентов, а также сколько людей проходит через конкретную точку, где будет магазин. В нашем случае место не имеет значения с точки зрения его проходимости. Если даркстор находится не на первой линии, а в глубине района, то такое положение даже более выигрышно. Маршруты курьеров в этом случае можно строить с большим количеством комбинаций, логистика получается менее затратной. При открытии нового даркстора мы учитываем количество жителей, радиус действия услуги и бюджет семьи».

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

Фото: «Самокат»

Даркстор «Самоката» на первый взгляд похож на обычный магазин. Такие же стеллажи с товарами, только без ценников.

«В обычном магазине конфигурация расположения товарных групп устроена так, чтобы покупатель проделал как можно более долгий путь до товаров, которые ему нужны в повседневной жизни, – поясняет Вячеслав Бочаров. – Охлажденные продукты, молочка, хлеб обычно находятся в конце магазина. У нас все наоборот. Товары, которые пользуются наибольшим спросом, мы ставим в начало линии сборки. Распределение товаров также зависит от того, насколько они тяжелые. Хрупкие продукты должны оказаться в пакете наверху: никому не хочется получить мятые мандарины или раздавленный виноград».

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

В пустые боксы уже вставлены пакеты, чтобы сборка заказа прошла еще быстрее.

Сборка заказа начинается в тот момент, когда клиент нажимает кнопку «заказать». Уведомление появляется в приложении сборщика в виде списка. Для удобства сотрудников каждый пункт сопровождается фотографией товара. Кроме того, сами товары в списке расположены так, чтобы маршрут сборщика по даркстору получился минимальным. По даркстору сотрудники передвигаются с тележками, в которые установлены пластиковые боксы с заранее развернутыми в них пакетами: это тоже влияет на скорость доставки. В заказе таких боксов может быть несколько, сборщики ориентируются на объем и правила товарного соседства. Каждый товар перед укладкой в пакет отмечается ручным сканером, информация об этом автоматически дублируется в приложение. Собранный заказ передается курьеру.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

Сборщик проверят качество всех свежих продуктов перед упаковкой в заказ.

«Почти все процессы в дарксторе автоматизированы, – рассказывает Вячеслав Бочаров. – Есть отдельный алгоритм, который мониторит товарные остатки. Есть алгоритм, который отслеживает сроки годности и дает сигнал о снятии позиции, у которой этот срок истек. Потому случаи, когда пользователи «Самоката» получают просрочку, очень редки. И чаще всего это системный баг, а не ошибка человека, который собирает заказ».

Искусственный интеллект также помогает прогнозировать поведение потребителей. Технология соотносит количество прогнозируемых и реальных заказов, может ограничивать их количество, чтобы справиться с нагрузкой. В пиковые часы или во время сильного снегопада, например, система может выставлять минимальную сумму чека для клиентов. Или вывести в район дополнительных курьеров, разослав пуш-уведомления тем, у кого в этот день выходной.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

Фото «Самокат»

«Общая численность сотрудников «Самоката» – около 10 тысяч человек, – говорит Вячеслав Бочаров. – Курьеры составляют большую часть. И это единственные люди, которых видят наши клиенты. Мы относимся к своим сотрудникам серьезно и стараемся обеспечить для них комфортные условия: начиная от обустройства быта внутри точки и заканчивая удобством формы. Например, нам удалось сделать хорошие куртки. Настолько, что я видел курьеров, которые, видимо, подрабатывают в нескольких местах, в наших куртках с рюкзаками других сервисов.

Что выбирают покупатели?

Средний чек, по словам основателей сервиса, примерно такой же, как и у офлайн-сетей, поскольку ассортимент большинства дарксторов, по сути, повторяет ассортимент стандартного магазина у дома, за исключением алкоголя и табака. В дарксторах представлено порядка 2 тысяч SKU, товарная матрица настраивается в зависимости от города и района.

«Например, в ассортименте дарксторов Казани и Нижнего Новгорода достаточно много продукции местных производителей, – поясняет Вячеслав Бочаров. – Там к ней привыкли, и нет причин переучивать покупателей. В среднем от города к городу ассортимент отличается на 35–40%».

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

«Мы пытаемся делать продукты, которые имеют дополнительные свойства, и рассказываем об этом нашим покупателям, – говорит Вячеслав Бочаров. – Например, у нас есть макароны-ракушки из рисовой муки и макароны без глютена. Мы видим, что в каждой из категорий наша продукция постепенно становится лидером. Сейчас порядка 65% чеков содержат позиции СТМ. В частной марке мы формируем свой собственный набор позиций, который нам интересен. Это не та история, когда берется рецептура производителя и клеится наша этикетка. Мы создаем продукт и только потом занимаемся его размещением на производстве, исходя из технологических требований».

По словам основателей сервиса, сейчас они открыты к сотрудничеству с производителями. «Самокат» интересуют все товарные категории, на которые есть спрос. Однако сегменты условной кока-колы или батончиков Mars в СТМ трогать не планируют. Конкурировать с такими производителями, по мнению компании, нет смысла. Что касается еще одной растущей категории – готовой еды, – то наращивать ее внутри компании «Самокат» также не собирается. В доставке будут использовать существующие на рынке бренды, к которым у покупателей уже сложилось доверие.

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

В целом ассортимент дарксторов «Самоката» ограничен площадью помещений: выбраться за пределы 2500 SKU там вряд ли возможно. Для увеличения выбора компания сейчас открывает так называемые хабы. В приложении пользователей, которые попадают в радиус действия такого хаба, появляются две закладки. За 15 минут клиенту могут доставить ассортимент из каталога даркстора. Или можно заказать товары из большой матрицы хаба. Их доставят в указанный клиентом срок, минимум через час.

Планы на будущее

«Мы экономим нашим покупателям массу времени, – резюмирует Вячеслав Бочаров. – Если суммировать то время, которое люди потратили бы на поход в магазин, то «Самокат» сэкономил своим клиентам больше тысячи лет. Наши курьеры уже прошли 12 млн километров, это расстояние 15 раз от Земли до Луны и обратно».

В ближайших планах сервиса – дальнейшая региональная экспансия. В этом году «Самокат» планирует выйти как минимум за Урал.

«Я не верю, что мы вырастем в этом году в 40 раз, но в несколько раз вырастем точно, – говорит Вячеслав Бочаров. – И в 2022 году рост также продолжится. Это случится и за счет нашей географической экспансии, и через созревание дарксторов, которые уже открыты. Покупателей становится больше, и они становятся все более лояльными».

Источник

Кому принадлежит сервис доставки Самокат

Вячеслав Бочаров и Родион Шишков в буквальном смысле изменили рынок ритейла запуском стартапа в 2018 году. Достаточно успешные люди, работавшие топ-менеджерами в «Магните», приняли решение запускать свой бизнес. Открывать очередную торговую сеть и конкурировать с гигантскими компаниями на рынке — идея не самая удачная.

Поэтому Вячеслав и Родион запустили стартап «Самокат». Никаких торговых площадей для клиентов – только доставка продуктов до двери покупателя курьером.что означает логотип самоката. Смотреть фото что означает логотип самоката. Смотреть картинку что означает логотип самоката. Картинка про что означает логотип самоката. Фото что означает логотип самоката

История сервиса экспресс-доставки Самокат

Стоит понимать, что в 2018 году даже в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России рынок доставки продуктов на дом был очень скромный и невостребованный. В российской провинции такого рынка в принципе не было. Бочаров и Шишков рискнули, войдя на рынок, в востребованности которого не было уверенности.

В интервью журналу Forbes Вячеслав Бочаров заявлял, какие радостные эмоции вызвали у него 40 заказов даже не за день, а только за месяц работы в 2018 году. Основатели стартапа обращались за инвестированием к бизнесмену из списка «Форбс» Игорю Водопьянову. Но так как сервис быстрой доставки продуктов на дом в России был чем-то фантастическим, Игорь не стал инвестором.

Важный факт из истории сервиса доставки «Самокат» – это получение инвестиций в 10 миллионов долларов от ГК «ПИК» Сергея Гордеева. Эффективная работа в сочетании с инвестициями привела к 700 миллионам рублей выручки. Как заявляют основатели сервиса, сам Сергей Гордеев стал инициатором инвестирования в стартап. Сегодня очевидно, что бизнесмен совсем не прогадал.

Закрыта сделка с «ПИКом» Сергея Гордеева была в 2019 году. Дела пошли в гору, десятки новых открытых складов в Санкт-Петербурге, после — начало работы в Москве. В завершении 2019 года «Самокат» доставлял каждую неделю уже 100 тысяч заказов. А средняя сумма чека превышала 510 рублей. Востребованность жителей двух крупнейших городов России в экспресс-доставке продуктов стала очевидной.

При этом нельзя было встретить на улицах Санкт-Петербурга и Москвы рекламу «Самоката». Экспресс-сервис раскручивался благодаря рекламе в интернете, а также большой вклад в развитие бренда вносило сарафанное радио. Люди были настолько удивлены скоростью доставки продуктов, что спешили рекомендовать «Самокат» всем своим знакомым.

Любопытный факт – название «Самокат» не имеет никакого отношения к транспортному двухколесному средству. Заказы всегда доставлялись на велосипедах и автомобилях. Концепция названия бренда – «сам» обеспечиваешь себе питание. Но ассоциация со средством передвижения самокатом крепко закрепилась в умах покупателей.

Владельцы доставки продуктов Самокат

В первой половине 2020 года Сбербанк и Mail.ru Group начинают вести переговоры с «Самокатом» о покупке сервиса доставки. Конечно же, для двух основателей стартапа, который изначально был сомнительным и рискованным, такие переговоры стали крайне выгодным предложением.

Закрытие сделки произошло в мае 2020 года. В итоге Вячеслав Бочаров и Родион Шишков продали Сбербанку 75,6% доли «Самоката». Таким образом, основатели не потеряли работу в «Самокате», при этом стали не единственными владельцами компании.

Данная сделка вызвала много критики со стороны клиентов сервиса. Покупатели заявляли, что покупка «Самоката» Сбербанком может привести к ухудшению работы сервиса. Но сейчас лето 2021 года. Скорость доставки в «Самокате» по-прежнему высокая: компания – лидер по данному критерию. Ассортимент растет, а большой вклад в развитие сервиса по-прежнему вносят его основатели.

Источник

«Самокат» за 700 миллионов: как военный и экономист придумали доставлять продукты за 15 минут и опередили «Яндекс»

«Помню, будто это было вчера: мы с Родионом приходим к Игорю и на радостях рассказываем, что получили первые 40 заказов. Он спрашивает: «Это в день?» Мы говорим: «Всего — за месяц». Цифра, конечно, выглядела смешно», — вспоминает в интервью Forbes сооснователь сервиса доставки продуктов «Самокат» Вячеслав Бочаров. Описанная встреча случилась два года назад: Бочаров и «Родион» — Родион Шишков, сооснователь «Самоката», — тогда получили отказ инвестировать в проект от «Игоря» — Игоря Водопьянова, владельца петербургской УК «Теорема» и делового партнера брата Родиона Кирилла Шишкова. И скепсис был объясним, говорит сегодня Водопьянов: модель доставки продуктов к двери квартиры за 15 минут до «Самоката» в России никто не развивал.

Как Бочарову и Шишкову удалось вырастить один из самых перспективных стартапов в российском фудтехе и почему независимому статусу «Самоката» скоро может прийти конец?

Прийти на «Почту»

Вячеслав Бочаров и Родион Шишков стали стартаперами недавно — запуску своего дела предшествовал 15-летний опыт работы в крупных компаниях. Бочаров большую часть этого срока провел в «Магните», куда пришел еще в 2002 году на должность директора магазина в Ярославле. До этого он окончил военно-финансовое училище и два года отслужил по контракту в Чечне. О военном прошлом предприниматель говорит неохотно: «Это было во время военных действий, я был старшим лейтенантом».

«Когда Сергей узнал о нашем сервисе, сказал: «Слушай, а почему вы мне не предлагаете инвестировать?»

В «Магнит» попал по объявлению. Тогда в розничной сети было менее 200 магазинов, она активно росла и расширяла штат. Карьера Бочарова развивалась стремительно: спустя несколько лет он уже руководил региональным блоком, в 2009-м возглавил транспортную логистику «Магнита», а через год — направление «Магнит Косметик». В 2011 году Бочаров стал директором формата магазинов «у дома». «Я рос вместе с компанией. Приди я позднее, может, и не удалось бы пройти такой карьерный путь», — признается предприниматель.

С Шишковым его в начале 2010-х познакомил Илья Осколов-Ценципер, экс-гендиректор издательского дома «Афиша» и на тот момент вице-президент телекоммуникационной компании Yota. Как раз в ней на должности вице-президента по инновациям Шишков, экономист по образованию, строил карьеру с 2008 года. «Я руководил всем непонятным — музыкальными сервисами, кинотеатром Okko на его заре, когда еще не было мобильного интернета и стриминга. Не было видения, как это должно выглядеть и работать. Как только это непонятное становилось понятным, перемещался в новую сферу», — рассказывает сооснователь «Самоката».

Приложение для «муравейника»

В начале 2017 года у Родиона Шишкова возник спор с Игорем Водопьяновым, тем самым первым несостоявшимся инвестором «Самоката» и деловым партнером Кирилла Шишкова, родного брата Родиона. Они разошлись в мнениях о том, можно ли осовременить отрасль недвижимости, бизнесом в которой занимались Водопьянов и Кирилл Шишков (их УК «Теорема» управляет 10 бизнес-центрами в Санкт-Петербурге). «Я считал, что если к бизнес-центрам, которые строил Игорь, добавить удобные кнопочки и сделать их дружелюбными, то неожиданно окажется, что они станут представлять большую ценность для клиента», — вспоминает Родион. Водопьянов не соглашался: «Мне казалось, что при хорошо работающей управляющей компании кнопочки не нужны».

В споре родилась идея мобильного приложения для арендаторов бизнес-центров и управляющих компаний, через которое можно было бы запросить замену лампочек в офисе, заказать пропуск на территорию, увидеть ежемесячные счета за коммунальные услуги и пр. Шишков, еще будучи сотрудником «Почты России», решил оперативно протестировать концепцию. За месяц силами двух разработчиков он сделал минимально жизнеспособные версии двух приложений Smart.Space — пользовательского, через которое можно было заказать услуги в необходимую часть здания (например, в лифтовой холл), и внутреннего, через которое управляющая компания получала заявки. Расходы на разработку, по словам предпринимателя, были «минимальными». Точную сумму он не раскрывает.

Пилотное приложение с помощью брата Шишков запустил на базе нескольких бизнес-центров, которыми управляла «Теорема». Однако продукт не прижился: владельцы БЦ неохотно внедряли инструмент, который в моменте не повышал уровень арендной платы. Шишков не расстроился — он решил, что Smart.Space «полетит» в многоквартирных домах-«муравейниках». Об идее рассказал Бочарову, и тот решил присоединиться к стартапу. Параллельно работая в «Почте России» и «Магните», партнеры договорились о тестировании «пилотов» в жилых комплексах с несколькими УК — например, RBI и YIT. Те получали приложение-аналог Smart.Space под собственным брендом на безвозмездной основе и продвигали его среди жильцов.

«Хотели, чтобы люди сразу понимали, что мы делаем, и прощали нам — не магазину, а магазинчику — ошибки»

Осенью 2017-го приложения для просмотра показаний счетчиков и запроса ремонтных услуг использовали уже 70% владельцев квартир в «тестовых» ЖК, приводит цифры Бочаров. «Общение с управляющими компаниями для жильцов домов гораздо важнее, чем для арендаторов БЦ: дом большой, сотрудников в нем мало, за всем не уследишь», — объясняет такой спрос Водопьянов.

Монетизировать Smart.Space Бочаров и Шишков решили с помощью дополнительных функций — например, заказа еды, химчистки и уборки в квартире. В конце года добавили первую тестовую кнопку — «Магазинчик». С ее помощью можно было заказать 15-минутную доставку спичек, соли, воды, стирального порошка, туалетной бумаги и других товаров повседневного спроса. Их партнеры закупали в Metro Cash&Carry и хранили в небольшом подсобном помещении на 4 кв.м в одном из ЖК в Кудрово, где и тестировали опцию. Продавали товары в «Магазинчике» без наценки, за доставку по ЖК отвечали один-два курьера. За месяц в конце 2017-го «фишкой» воспользовались 40 жильцов, о чем на памятной встрече Бочаров и Шишков и сообщали Водопьянову.

Партнеры поняли, что могут сформировать огромный перспективный рынок, и ушли с должностей топ-менеджеров. «Мы увидели, что услуга нужна людям, что мы делаем что-то важное, что до нас никто не пробовал», — вспоминает Бочаров. Рынок тогда был пустым, и будущий «Самокат» стал его первопроходцем, подтверждает Антон Захаров, основатель проекта Getfaster, который разрабатывает сервисы экспресс-доставки для сетей под их собственными брендами.

От «Магазинчика» до «Самоката»

Со стартовым капиталом помогли родственники и знакомые — брат Родиона Кирилл Шишков, совладелец ресторанной группы «Пробка» Сергей Никонов и Илья Осколов-Ценципер. «Я начинал с ребятами бизнес по автоматизации управления недвижимостью, в ходе развития которого родилась идея мгновенной доставки продуктов. Модель была новой и никем тогда не опробованной. Риски были очень высокими, но я верил в проект, потому что был с ним с нуля», — говорит Кирилл Шишков. Осколков-Ценципер вспоминает, что «вложился не деньгами, а работой собственной компании [Tsentsiper], занятой дизайном продуктов». «Именно я придумал фиче в предыдущем проекте Родиона [Smart.Space] название «Магазинчик», — уверяет он. — Проект привлек меня космическими личностями основателей, здравым смыслом и масштабом». Доли в созданном еще под Smart.Space ООО «Умное пространство» распределились так: по 36,3% осталось у Бочарова и Родиона Шишкова, 17,5% получил Кирилл Шишков, 7,5% — Никонов, 2,3% — технический директор «Магазинчика» Константин Степаненко. Осколов-Ценципер получил долю в 2,3% при следующем раунде.

Инвестиции помогли сервису выйти на стабильные 25 заказов в день. При этом деньги команда сжигала быстро: продукты продолжали закупать вручную в Metro Cash&Carry, наценку для привлечения клиентов не делали. Системы прогнозирования спроса еще не было — списания могли составлять 20%, рассказывает Бочаров. «Съедали» инвестиции и зарплаты: к тому моменту штат разработчиков разросся до 5-6 человек, а на должность директора пригласили управляющего несколькими филиалами в «Магните». Часть средств уходила на офлайн-рекламу — с помощью объявлений в подъездах и через промоутеров. «Все это было очень сложно объяснить в тот момент, у людей была реакция: «15 минут? Вранье какое-то!», «А как вы отбираете продукты? Принесете ерунду какую-то!» Мне приходилось лично раздавать листовки у ЖК в Кудрово и объяснять жителям, о чем наш сервис, и почему это выгодно», — вспоминает Бочаров.

Новый раунд помог основателям до конца 2018 года открыть еще четыре склада в Петербурге. Запуск каждого обходился в среднем в 1 млн рублей. Количество заказов в месяц достигло 8000, а средний чек — 400 рублей. К тому моменту партнеры ушли от закупок в Metro Cash&Carry и заключили договоры с несколькими региональными дистрибьюторами (например, с дистрибьютором Procter&Gamble «Алиди»). На товары стали делать наценку — порядка 8%. Тем не менее, каждый заказ приносил порядка 100 рублей убытка. Причина — в дорогой логистике на небольших объемах (в штате сервиса тогда было всего 30 курьеров).

«Проект привлек меня космическими личностями основателей, здравым смыслом и масштабом»

По итогам 2018-го суммарная выручка двух российских юрлиц составила около 27 млн рублей, убыток — 67 млн. Тогда же сервис переименовали в «Самокат». «Это от слова «сам» — сам обеспечиваешь себе питание. Связи с доставкой на самокатах не было — большая часть курьеров доставляла заказы пешком», — уверяет Бочаров.

ПИК заказов

«Осенью 2018 года мы в принципе понимали, что в феврале-марте 2019-го у нас закончатся деньги, поэтому уже тогда начали общаться с инвесторами. К тому же надо было быстро расти, потому что на рынок начали выходить другие игроки, в том числе сервисы доставки из уже существующих магазинов», — вспоминает Шишков. В 2018 году в конкурентах у «Самоката» появились сразу несколько стартапов, например, Superbro (доставка за 90 минут) и Golama (2 часа).

Выбор в пользу «дочки» девелопера ПИК — «ПИК инновации» — основатели сделали еще и потому, что были знакомы с Гордеевым. «Познакомились давно, когда я был еще в «Магните», через общих друзей, — рассказывает Бочаров. — Когда Сергей узнал о нашем сервисе, сказал: «Слушай, а почему вы мне не предлагаете инвестировать?» Ну мы и предложили». Пресс-служба Гордеева комментировать вопросы инвестиций в «Самокат» отказалась.

«Дальше все пошло веселее», — вспоминает Бочаров. За три месяца партнеры открыли в общей сложности 70 складов, а к концу года вышли в Москву (сейчас в столице 61 склад, в Санкт-Петербурге — 59). Для сравнения, у сервиса «Яндекс.Лавка», который запустился в Москве в июне 2019-го под руководством Ильи Красильщика, бывшего главного редактора «Афиши» и издателя «Медузы» (в интервью VC.ru Красильщик говорил, что лишь однажды общался с Бочаровым), и недавно вышел в Петербург, пока заметно меньше складов — чуть более 80.

Представитель фудтех-направления «Яндекс.Такси», к которому относится «Лавка», сообщил Forbes, что основная задача рынка сегодня — «сделать так, чтобы как можно больше людей узнали о существовании подобных сервисов и попробовали их». Проекты в нише экспресс-доставки продуктов, по его мнению, пока «не столько конкурируют между собой, сколько формируют у пользователя привычку покупать продукты онлайн» и «разогревают рынок в целом». «При этом у «Лавки» есть несколько особенностей — наличие готовой еды и милкитов (наборов продуктов с рецептами), на сегмент которых приходится около 20% продаж, специфика ассортимента и доступ к большой лояльной аудитории «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Такси», на базе которых она работает», — отмечает собеседник Forbes.

В декабре 2019-го «Самокат» обрабатывал уже более 100 000 заказов в неделю, средний чек возрос до 510 рублей. «Яндекс.Лавка» актуальное число заказов не раскрывает. «Пошел эффект масштаба. Когда у тебя несколько складов, ты не можешь давать массовую рекламу по всему городу. А мы с инвестициями наконец смогли покрыть весь Петербург — у нас заработал и сарафан, и онлайн», — объясняют галопирующий рост Бочаров и Шишков. «Два основных фактора скачка «Самоката» — услуга, которой просто воспользоваться, и очень активное продвижение в офлайне, «рядом с домом», — считает Григорий Кунис из iGooods.

Выручка «Самоката» за 2019 год, по расчетам Forbes, составила порядка 730 млн рублей. Бизнес пока убыточен (размер убытка основатели не раскрывают), но три первых склада уже вышли в прибыль в «несколько сотен тысяч рублей», уверяют Бочаров и Шишков. Эти склады, по их словам, обрабатывают по 850 заказов в день. При среднем чеке в 510 рублей месячная выручка каждого может составлять 13 млн рублей. Ежедневное количество чеков в остальных точках пока существенно ниже, признают предприниматели.

Приманил «Магнитом»

На инвестиции «Самокат» смог отстроить систему прогнозирования спроса, которая помогла снизить долю списанных продуктов до 1,5%, а также систему контроля курьеров. Последняя, например, подсказывает сборщикам и курьерам, на каких этапах доставки заказа они тратят больше времени, и напоминает, какие товары нужно списать из-за истекшего срока годности. «Наш бизнес строится на пяти китах: адаптированный под потребности клиента ассортимент, постоянное присутствие товара на полке, удобный интерфейс, быстрая доставка и адекватная цена. Только если мы закрываем все эти пункты, клиент выбирает нас, а не поход в офлайн-магазин», — объясняет Бочаров.

Сейчас в штате «Самоката» 500 человек. 80 из них — сотрудники офисов, которые расположены в коворкингах в Москве и Петербурге. Четверть операционного персонала — бывшие сотрудники «Магнита», признается Бочаров. От бывшего работодателя в проект он привнес не только человеческий капитал, но и практику расширения ассортимента за счет собственной торговой марки. Летом 2019-го Бочаров и Шишков нашли несколько небольших региональных контрактных производств, которые согласились поставлять продукцию под брендом «Самокат». Сейчас под ним проект продает 40% всей молочной продукции. Маржинальность составляет 30-80% в зависимости от категории и в среднем на 10% превышает маржинальность продуктов других брендов.

Среди контрактных производств «Самоката» — ярославская «Овсбей», петербургский «Сырный мир» и подмосковная «Бутылка молока». «Мы в основном поставляем продукцию под собственной торговой маркой. Основные заказчики — сеть «ВкусВилл» и «Самокат». С последним начали работать в 2019 году, концепция сервиса показалась нам перспективной», — ответила на запрос Forbes представитель «Сырного мира» Наталия Калюжная. По ее словам, бренд поставляет «Самокату» продукцию дважды в неделю в Москве и Петербурге. Заказами стартапа производство загружено на 10-15%. «Мы как любая производственная компания заинтересованы в расширении рынка сбыта. Формат работы «Самоката» сейчас активно развивается, и наши начальные предположения о росте объемов заказов подтвердились», — отмечает гендиректор «Бутылки молока» Сергей Кальченко. По его словам, производство поставляет товар «Самокату» пять раз в неделю.

«Самокат» — от слова «сам»: сам обеспечиваешь себе питание. Связи с доставкой на самокатах не было»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *