что означает мастер класс
Волшебная пилюля: особенности и задачи мастер-класса
Огромное количество семинаров и тренингов в Москве в 2019 не сравнится с бесконечным разнообразием мастер-классов. Каждый из них внушительно обещает стать для нас волшебной пилюлей, которая моментально приведет к богатству, успеху, даст завидные навыки и власть над всеми теми, кто не решился пройти такое же короткое обучение.
Мастер-класс — это оригинальный метод обучения по совершенствованию практического мастерства и конкретное занятие, проводимое специалистом в определенной области для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.
Поговорим о том, что на самом деле способен дать мастер-класс, для кого подходит такая форма обучения и каковы особенности и задачи мастер-класса.
Мастер-класс предполагает двустороннее взаимодействие мастера и ученика. В этом его основа и главное отличие от других форм обучения. От семинара, тренинга и других форматов мастер-класс отличается обособленным, даже персональным подходом к каждому участнику. Мастер-класс невозможно уложить в жесткие нормы, поскольку эта форма предполагает интуитивный выбор способа подачи материала ведущим в зависимости от восприимчивости слушателей.
Основной принцип мастер-класса: я знаю, как нужно, и смогу научить вас. Человека, способного проводить мастер-классы, можно считать профессионалом высокого уровня.
Подготовка к мастер-классу
Готовясь к мастер-классу, педагог решает важную задачу: каким будет оптимальный способ донесения собственного опыта к конкретной аудитории. Мастер-класс отличается от обычных обучающих форм тем, что преподаватель максимально использует наглядность, основанную на опыте. Именно демонстрация своего собственного опыта позволяет достигать высоких результатов за максимально короткое время.
Важной особенностью мастер-класса является решающее значение личности мастера, который во время обучения демонстрирует индивидуальную концепцию работы. Это лично его способ научить, включающий индивидуальную совокупность обучающих приемов, характерных только для него.
Практически невозможно «подменить» мастера в проведении мастер-класса. Если это произойдет, то получится другой мастер-класс, возможно, с другими результатами. Содержание мастер-класса, в отличие от семинара или тренинга, а также подготовка к мастер-классу – строго индивидуальны. Подготовкой мастера к хорошему мастер-классу в определенной мере является весь его жизненный опыт.
Хорошего преподавателя характеризует его собственная система, в которую входят:
Важную роль играют индивидуальные характеристики мастера:
Цель и задачи мастер-класса
Цель мастер-класса – передать опыт участникам.
Задачи мастер-класса:
Мастер-класс – это всесторонняя помощь в приобретении тех или иных знаний и навыков, поэтому мастер, принявший решение помогать таким образом другим, на момент принятия решения уже должен соответствовать ряду требований:
Это минимальный и оптимальный перечень условий для проведения мастер-класса.
Формы проведения мастер-класса
Чаще всего мастер-класс проводится в одной из трех форм:
В процессе мастер-класса ученик с помощью мастера создает некую модель, которой потом пользуется.
Мастер-класс может быть одиночным, а может входить в серию. Серийные мастер-классы считаются самыми результативными и позволяют повысить квалификацию обучаемого.
Технология организации мастер-класса
Организация мастер-класса включает 5 основных этапов:
Презентация опыта предполагает этапы:
Имитационная игра подразумевает, что:
Моделирование включает в себя:
Мастер-классы от внешних специалистов часто проводят в качестве корпоративных мероприятий, но в компаниях часто выбирают тематику, далекую от профессиональной деятельности. Например, мастер-классы по живописи, кулинарии, оригами и пр.
Если вы решили организовать мастер-класс
Если вы решили провести для сотрудников мастер-класс, желательно учесть следующие шаги:
Форма и тематика
Мастер-класс обычно предполагает группу из 7-15 участников. Самая популярная тематика мастер-классов – знакомство с новыми технологиями и методика их применения.
В ходе мастер-класса участники могут:
Кто должен проводить мастер-класс
От преподавателя мастер-класса требуется:
Все эти качества объединяются в мастерство, необходимое при проведении мастер-классов, семинаров, тренингов. Но именно для мастер-класса преподавателю необходимо также уметь хорошо что-нибудь делать, быть мастером в своем деле.
В толковом словаре С.И. Ожегова есть несколько значений слова «мастер»:
Во время занятия мастер передает ученикам опыт путем прямой и комментированной демонстрации приемов работы, а само занятие представляет собой форму сотрудничества между мастером и учениками, при которой мастер тоже приобретает знания и опыт.
Выбор мастера зависит от запроса на обучение. Мотивация разных групп участников может быть разной:
Таким образом общение начинающих специалистов и мастера нацелено на удовлетворение потребности обучаемых в новых знаниях, а взаимодействие мастера с профессионалами представляет собой полноценную дискуссию, в которой обе стороны обогащают опыт друг друга.
Не всегда требуется внешний специалист. В ряде случаев обучение в формате мастер-класса целесообразно проводить внутри коллектива. Например, один из сотрудников мастерски владеет Microsoft Excel, что позволяет ему выполнять определенный тип заданий, который желательно было бы поручить и другим сотрудникам. Однако те слабо знают программу и не смогут выполнять задание с необходимой скоростью и качеством. Руководитель в таком случае может поручить «продвинутому» сотруднику обучить других. Часто для этого достаточно нескольких занятий. Мастером в данном случае выступит сотрудник, который будет выполнять определенные действия, комментируя их и помогая повторять за собой. В подобных случаях эффективность мастер класса выше любого внешнего семинара или тренинга. Все зависит от текущей необходимости.
Оценка эффективности мастер-класса
Как оценить эффективность мастер-класса? Для этого существуют критерии оценки:
Надеемся, информация поможет вам лучше понимать суть мастер-класса и эффективно его применять.
» Что такое мастер-класс?» методические рекомендации по проведению мастер-классов
Что такое мастер-класс ?
Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога. В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».
Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы , показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта , представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).
Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы . У читель как профессионал на протяже нии ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему , включающую целеполагание, про ектирование, использование последовательности ряда изве стных дидактических и воспитательных методик, уроков, ме роприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные ус ловия работы с различными категориями учащихся и т.п.
Мастер–класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
Итак, обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:
1. н овый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
3. создание условий для включения всех в активную деятельность;
4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.
Требования к организации и проведению мастер-класса
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.
В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.
Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности.
Позиция Мастера
При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера — это прежде всего пози ция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освое нии способов деятельности.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжела тельности, сотворчества в общении.
Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в по иске знаний и способов деятельности.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоз зрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастер ства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфра структура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подражания через:
речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
мимику, жест , управление эмоциями, чтение эмо ционального состояния на лице;
пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведе ние участников);
умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутст вие скованности;
искусство общения: психологическая избиратель ность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
психологическую зоркость, умение вычислять «ге ниев» и поддерживать «отстающих» ;
коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
Критерии качества подготовки и проведения
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, мето дике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализа ции идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновацион ных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения пред мета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в ак тивную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие ориги нальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (само анализа, самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к им провизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников образовательной системы.
Что такое мастер-класс?
Мастер класс представляет собой тематический последовательный процесс по обучению участников определённым навыкам и передаче профессионального опыта и знаний. Современные авторские мастер-классы отличаются индивидуальным подходом, интересными идеями, приятной атмосферой и хорошим сценарием. Дети любят проводить время за познавательным и весёлым процессом, поэтому родители зачастую устраивают на празднике мастер-класс самостоятельно или с помощью услуг агентства. Статья будет полезна тем, кто впервые желает организовать мастер-класс дома в целях распространения пошагового алгоритма создания мероприятия в стенах дома.
Какие бывают мастер-классы?
Несмотря на единообразный подход к проведению мастер-классов, они все отличаются друг от друга. Параметры для классификации тренингов бывают разными: форма проведения, возраст, виды, тематика и прочее. Рассмотрим основные.
По форме проведения
Под формой проведения понимают не только локацию и формат мероприятия, но также и количество участников. Так, в зависимости от локации мастер-класс может быть выездным или студийным. Некоторые агентства при организации мастер-классов арендует специализированные студии или кафе, где обустраивают рабочую зону. Не менее популярный вариант – мастер-класс на выезде. Так, процесс можно переместить в любую удобную для вас локацию.
Если в ваших планах устроить небольшой праздник на 5-15 человек, то вы спокойно можете выбирать обучающий формат. Его главное отличие – достаточное количество времени, которое можно уделить каждому участнику. В случае, когда вы планируете грандиозное мероприятие, где будет около полусотни-сотни человек, то вряд ли у вас получится обучить всех чему-то новому в деталях. В такой ситуации вы должны рассматривать потоковый формат. Ребята приходят потоками по 10-15 человек. В выбранном месте обустраивается зона со столами и стульями. Дети периодически могут прийти и научиться чему-то быстрому и лёгкому за 8-10 минут. Как только кто-то заканчивает, на его место приходит новый участник.
По возрастным категориям
В зависимости от возраста мастер-классы делятся на те группы, которые подходят:
Виды мастер-классов
Сегодня можно найти множество оригинальных обучающих мастер-классов в зависимости от интересов и возраста детей. На практике наиболее популярными направлениями, по которым проводятся мастер-классы, являются: творчество, спорт, интеллектуальная сфера, кулинария, рукоделие, упаковка и декор. Давайте рассмотрим несколько примеров интересных и популярных вариантов для вас и ваших детей.
Художественные
Художественные тренинги отличаются оригинальностью и эксклюзивностью, ведь сама сфера необычна. Дети создают творческий предмет своими руками и после мастер-класса могут оставить себе подобный предмет в качестве сувенира. Вот список наиболее популярных художественных мастер-классов сегодня:
Интеллектуальные
Мастер-классы в интеллектуальной сфере отличаются спокойствием и умеренностью. Они подходят тем, кто привык работать и сделать что-то не руками, а головой. Подобрали для вас ТОП-15 интеллектуальных мастер-классов с интересными технологиями:
Музыкальные
В музыкальной сфере мастер-классы отличаются своей атмосферой. Музыка, творчество, эмоции – то, что переплетается на подобных тренингах. И дети, и взрослые любят данный формат. Рассказываем о самых популярных вариантах:
Развивающие
Мастер-классы, которые направлены на постижение новых сфер и навыков, помогают ребёнку развить необычайные способности, скрытые в его подсознании. Советует вам посетить следующие мастер-классы:
Спортивные
Спортивное направление мастер-классов сегодня немного менее развито, чем творческое или интеллектуальное, однако оно есть. Рассмотрите хорошие популярные предложения:
Кулинарные
Кулинарные мастер-классы умеют удивлять любую категорию участников: от самых маленьких до взрослых. Всё, что необходимо для успешного участия – огромное желание учиться готовить. Вот несколько актуальных примеров для вас:
Кондитерские
Для сладкоежек есть отдельное направление мастер-классов, где вас научат готовить вкусные и красивые десерты. Мы советуем вам выбрать:
Тематические мастер-классы
Мастер-классы, объединённые одной тематикой, легко проводить комплексно. Так вы сможете создать интересную творческую атмосферу на мероприятии.
Новогодние и рождественские
Новый год – время чудес. Поэтому и мастер-класс должен дарить соответствующую атмосферу участникам. Мы предлагаем следующие актуальные варианты для вас:
На 8 марта
В весенний прекрасный женский праздник есть множество тематических мастер-классов, которые способны наполнить ваш чудесным светлым и лёгким настроением. Например:
На 23 февраля
Мальчики и мужчины тоже любят учиться чему-то новому. Поэтому оригинальный мастер-класс в честь ежегодного мужского праздника точно понравится сильной половине. Мы предлагаем следующие варианты:
На Хэллоуин
Ежегодный праздник ужасов удивляет участников своей неординарностью и мистикой. Выберите то, что понравится вам, и удивите гостей на празднике:
На выпускной
Важный день в жизни школьника должен сопровождаться оригинальным мастер-классом, который запомнится на долгие годы. Мы советуем выбрать:
Декорирование
Декор разнообразных предметов в равной степени нравится, как парням, так и девушкам. Важно выбрать удобный предмет для декорирования, чтобы процесс приносил вам пользу. Вам могут понравиться следующие мастер-классы:
По декупажу
Декупажем называют способ декорирования различных предметов и поверхностей, который включает процесс вырезания изображений с дальнейшим наклеиванием и лакированием. Наиболее интересные варианты:
По лепке
Лепка – увлекательный и последовательный процесс, который нравится усидчивым участникам. Поэтому постарайтесь внимательно изучить интересы ребёнка, а после делать мастер-класс или выбирать один из следующих готовых вариантов:
По росписи
Расписывать объект – творчески и логический процесс для тех, кто любит декор интерьеров и предметов. Мы можем предложить интересные варианты мастер-классов:
Подготовка к мастер-классу
Чтобы подготовиться к мастер-классу, необходимо уделить достаточно внимания деталям. Ведущие строят личную программу годами, находя новые фишки и детали как в пособиях, так и онлайн в открытых интернет-ресурсах (каналы на YouTube, например).
Хорошего преподавателя может продемонстрировать его личная система, которая включает:
Учителя в конечном итоге помогут реализовать полученные знания и переданный от них имеющейся опыт в сложных или не очень заданиях. Провести несколько часов с профессионалом – ровно как прослушать десяток семинаров. Однако главное – это действия, практика и тщательная подготовка.
Цель и задачи мастер-класса
Главная цель мастер-класса – это передать опыт всем участвующим. А вот задачи мастер-класс ставит разнообразные:
Реквизит для проведения мастер-класса
Купить необходимый реквизит и материалы для мастер-класса – вопрос очень непростой. Для каждого мастер-класса необходим индивидуальный набор реквизита.
Для тех, кто заранее планирует мастер-класс, идеальным решением станет оформление заказа на сайте китайского магазина. Единственный их минус – это длительные сроки доставки, а выбрать достаточно качественный товар можно, если хорошо изучить отзывы и рейтинги покупателей. Также обратите внимание на оптовые торговые точки или интернет-магазины в вашем регионе.
Стоит ли доверить проведение выездного мастер-класса агентству?
Самостоятельно организовать детский или взрослый мастер-класс в домашних условиях – задача не из легких. Практика показывает – лучше доверить этот процесс агентству в Москве. Среди обширного хорошего ассортимента вы легко найдете подходящий мастер-класс, а вместе с профессионалами получите:
Выбирайте понравившийся мастер-класс в нашем каталоге и ждите лучшего события на своём празднике от профессиональных специалистов вне зависимости от того, сколько вам лет!