что означает в музыке секвенция

Значение слова «секвенция»

что означает в музыке секвенция. Смотреть фото что означает в музыке секвенция. Смотреть картинку что означает в музыке секвенция. Картинка про что означает в музыке секвенция. Фото что означает в музыке секвенция

1. Муз. Повторение какого-л. мотива на различных ступенях восходящей или нисходящей гаммы.

2. Разновидность средневековых католических песнопений.

[От лат. sequentia — следование]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Секвенция (музыка) — техника музыкальной композиции.

Секвенция (жанр) — поэтический жанр и форма богослужебной музыки католиков.

Секвенция (ансамбль) — ансамбль средневековой музыки.

Секвенция (англ. sequention) — упорядоченная двоичная последовательность в асинхронной секвенциальной логике.

Секвенция (теория доказательств) (англ. sequent, нем. sequenz) — формула генценовской системы исчисления в теории доказательств.

СЕКВЕ’НЦИЯ, и, ж. [латин. sequentia — следование] (муз.). То же, что прогрессия во 2 знач.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

секве́нция

1. муз. повторение небольшого мелодического или гармонического построения на другой высоте сразу за его первым проведением ◆ Простейшие гомотипичные секвенции организованы по принципу повторения звуков, а не на основе их ритмической связи. В.Д. Ильичев, «Биоакустика», 1975 г.

2. муз. церк. жанр средневековой монодии, песнопение, исполнявшееся в мессе после «аллилуйя» перед чтением Евангелия

3. лог. упорядоченная двоичная последовательность в асинхронной секвенциальной логике

Делаем Карту слов лучше вместе

что означает в музыке секвенция. Смотреть фото что означает в музыке секвенция. Смотреть картинку что означает в музыке секвенция. Картинка про что означает в музыке секвенция. Фото что означает в музыке секвенцияПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: неизменность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Секвенция

что означает в музыке секвенция. Смотреть фото что означает в музыке секвенция. Смотреть картинку что означает в музыке секвенция. Картинка про что означает в музыке секвенция. Фото что означает в музыке секвенция

что означает в музыке секвенция. Смотреть фото что означает в музыке секвенция. Смотреть картинку что означает в музыке секвенция. Картинка про что означает в музыке секвенция. Фото что означает в музыке секвенция

Заодно запишите себе в актив, что любая мелодия, даже самая вдохновенная, состоит из болтиков и винтиков, и Вы всегда можете скрутить ее из деталей, если Бог не посылает Вам сегодня наития, а написать все-таки надо. Надо только знать, какой болтик применять, какие кнопки нажимать, чтобы вызвать нужный отклик в сердце слушателя! Вот, простым опеванием нот трезвучия Штраус создал и блеск, и бешеное вращение, и эта мелодия благополучно переживет не один век и не одну моду, ничуть не потеряв своей прелести.

Таким образом, явление секвенции распространено довольно широко и может применяться для очень разных целей: создание целой мелодии из одного кусочка, или нагнетание напряженности, навязывание доведение до исступления, или наоборот, успокоение, эхо былых страстей. А стало быть, секвенция может оказаться и в середине произведения, и в конце его, и в начале.

Но и это еще не все о секвенциях. Существует некоторая классификация секвенций, несколько, скажем, параметров, которые вряд ли стоит пытаться показать здесь за один прием. Из них упомяну сегодня только об одном: об отношении секвенций к главной тональности пьесы. По этому признаку секвенции принято разделять на диатонические и хроматические.

Хроматическая же (иначе ее еще называют «модулирующая») секвенция каждое свое новое звено дает в новой же тональности, с новыми знаками, поэтому звенья такой цепочки могут иметь совсем идентичное строение и звучание, но основная тональность покидается и забывается напрочь.

В качестве тренировки попробуйте брать произвольные фрагменты мелодий или гармонических последовательностей и секвенцировать их на произвольные интервалы вверх и вниз, диатонически и хроматически. Если Вам достанет терпения перепробовать несколько десятков вариантов, то Вы непременно найдете и запомните для будущих сочинений десяток действительно красивых секвенций и возьмете на заметку два десятка некрасивых. А мы на следующем занятии применим эти опыты на практике, попробуем гармонизовать секвенцией новый кусок той задачки, которую уже терзали на прошлых уроках.

Источник

Методическая разработка «Секвенции как средство развития музыкального материала»

преподаватель высшей категории

ГБПОУ Республики Крым «Симферопольское

музыкальное училище имени П.И. Чайковского»

СЕКВЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Музыка – это искусство, выраженное в звуках, воспринимаемое во времени. В развертывании музыкальной ткани произведений разных исторических эпох особое место принадлежит секвенциям.

Разнообразные по характеру и строению секвенции примечательны во многих аспектах формы музыкального произведения – в тематическом и фактурном, структурно – композиционном, ладовом и гармоническом.

Поскольку каждое последующее повторения мотива секвенции является в какой-то степени измененным повторением первоначального, секвенцию в целом можно трактовать как явление вариационной природы. Если исходный оборот секвенции повторяется с изменениями, то такое следование называют с еквентностью. М. Глинка. Романс «Не искушай

Начальный мелодико-гармонический оборот секвенции называется мотивом ( музыкальное построение по И. Красинской, В. Уткину, мотив по В. Вахромееву, оборот по И. Способину).

Перемещение звукового комплекса называется звеном секвенции. Интервалом перемещения или шагом секвенции соответственно интервалы, по которым следует перемещение звена.

Термин «секвенция» известен еще в Средние века. Происхождение этого термина связано с рассмотрением церковного пения Alleluia с помощью прибавления к нему ликующей юбиляции. Именно добавленная юбиляция (сначала она была без текста) впоследствии получила название секвенции. В этом контексте секвенция определяется как жанр монодии эпохи Средневековья ; песнопение, исполнявшееся перед чтением Евангелия в мессе после Alleluia.

На протяжении музыкальной истории секвенция получила определенное развитие.

Наиболее ранние проявления секвенции связаны с полифонической музыкой 15-16 веков, где в условиях имитации возникает каноническая секвенция. В ту пору имитация была важнейшим фактором формообразования. Каноническая секвенция как особый вид имитации появлялась в интермедиях фуг и в отдельных эпизодах не полифонической музыки. И-С. Бах. Трёхголосная инвенция h moll (первая интермедия)

Со 2-й половины 18 века секвенция проникает в сонатно-симфонический цикл и участвует в разработочных разделах формы.

В 19-начале 20 века секвенция выступает как первоначальное изложение, экспонирование тематического материала. В этих условиях выражается вариационное начало, заложенное в секвенции.

Свойства и признаки секвенций комбинируются в различных сочетаниях, что приводит к обилию конкретных форм и существованию единой секвенции в системе различных параметров классификации. В основу общей классификации положены следующие критерии:

1)по типу изложения,
2)по направлению движения,
3)по интервалу перемещения,
4)по составу звена,
5)по выдержанности мотива,
6)по тональному признаку.

По типу изложения: мелодическими, гармоническими и мелодико-гармоническими. Данный критерий классификации – фактурное расположение.

Мелодическая секвенция – перемещение мелодического звена без соответствующего гармонического перемещения. В таком случае новые мелодические звенья гармонизуются со сменой гармонии. П. Чайковский. «Детский альбом», пьеса «Сладкая греза».

Реже можно встретить обратное явление – перемещение аккордового оборота со сменой мелодии. Такая секвенция называется гармонической

П. Чайковский, романс «Погоди».

В мелодико-гармонических секвенциях вся музыкальная ткань полностью является перемещением всего комплекса.

По направлению движения: восходящие и нисходящие.

При восходящем движении секвенции усиливается звучность и значительно возрастает драматизм, при нисходящем – спад драматургического развития, логическое завершение музыкальной мысли.

П. Чайковский. «Забыть так скоро».

По интервалу перемещения:

Если секвенция перемещается на один и тот же интервал, интервал перемещения называется постоянным, если на разные интервалы – переменным. Чаще звенья секвенции перемещаются на секунду, терцию, т.е. на узкие интервалы, реже на кварту, в этом случае широкий интервал воспринимается не как секвенция, а как регистровое сопоставление.

Кварто-квинтовые шаги достаточно редкое явление М. Глинка. «Марш Черномора».

По составу звена секвенции разделяются в зависимости от масштабов начального оборота. Так, мотив секвенции может быть представлен как относительно небольшим оборотом (неполным или полным гармоническим), так и в своих размерах доходить до полноценной музыкальной фразы.

Иногда в основе секвенции может быть один аккорд, например во фрагменте пьесы И. Ф. Кирнбергера «Лютня » – септаккорд

Чаще всего звено секвенции включает два аккорда. Например, в заключении пьесы «Дитя засыпает» Р. Шумана звено секвенции состоит из нонаккорда и септаккорда

Если такие звенья являются определенными структурными построениями и перемещаются на кварту, т.е. первое звено становится доминантой для следующего, то их можно назвать консеквентным построением – это последовательность крупных разделов музыкального целого, находящиеся между собой в соотношениях, характерных для звеньев модулирующей секвенции . Р-Корсаков определяет последования этих разделов как консеквентные построения, Б. Асафьев – как параллельные проведения.

Консеквентные повторения являются важным средством тональной и тематической архитектоники в произведениях Ф. Листа,
Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина – композиторов, в художественном миросозерцании и творчестве которых фактор повышенной самостоятельной ценности «красующейся» гармонии играл особенно существенную роль.

По выдержанности мотива:

секвенция бывают строгими (точными) и свободными, где допустимо варьирование звена: Пассакалия Г.Ф. Генделя из клавирной Сюиты № 7 соль-минор.

По тональному признаку: тональная и модулирующая.

Последний принцип классификации секвенций – это разделение их по ладовому признаку. Так они подразделяются на: диатонические, хроматические и транспонирующие.

Диатоническая (тональная) – это секвенция, развивающаяся по ступеням данного лада. Звенья секвенции ограничены диатоникой. В ней сохраняются мелодический рисунок и ритм, аккордовые обороты внутри звеньев.

Диатонические (по определению И. Способина, Н. Мясоедова – тональные, внутритональные – по С. Григорьеву) секвенции были широко распространены в эпоху Баха и Генделя, где они служили важным средством стабилизации ладовых и функциональных отношений.

Начиная с эпохи Барокко в музыке часто встречалась особая разновидность диатонической секвенции, получившая название «золотой» по аналогии с выражениями «золотой ход валторны», «точка золотого сечения». По определению В. Беркова в учебнике «Гармония»:

«Золотая секвенция – это тональная, гармоническая, чаще всего минорная, нисходящая по секундам секвенция с автентическим кварто-квинтовым строением звена». Золотая секвенция одно из уникальных музыкальных явлений. В ней проявляется неисчерпаемое богатство семиступенной диатоники игрой новых гармонических красок в каждом звене.

Модулирующая секвенция, которая в процессе развития затрагивает тональности 1-й степени родства, называется модулирующей по родственным (Н. Мясоедов) или хроматической ( первого рода у С. Григорьева) . При этом их знаки при ключе и возможные полутоновые тяготения к основной тональности являются хроматизмами, что объясняет название секвенции. В хроматической секвенции определяющими являются функциональные связи аккордов, которые остаются неизменными. Секвенция звучит на одинаковых ступенях разных родственных тональностей, меняя ладовую окраску.

Хроматическая секвенция широко распространилась в музыке венских классиков и часто встречается в разработках сонатных форм. Л. Бетховен. Соната №24, ч I .

Соединение в начальном мотиве хроматической секвенции двух диссонирующих доминант, принадлежащих к разным тональностям, образует доминантовую цепочку. Наиболее распространенный ее вид – соединение двух гармоний малого мажорного септаккорда кварто-квинтового соотношения. Доминантовую цепочку может образовать и соединение гармоний уменьшенного и малого мажорного септаккордов, 2-х уменьшенных, а также нонаккорда с септаккордом или нонаккордом.

Доминантовая цепочка представляет собой частный и самый распространенный вид эллипсиса ( в переводе – пропуск, выпадение ). Эллиптическим называется оборот, в котором ожидаемое разрешение выпадает, пропускается, а вместо разрешения следует другой диссонирующий аккорд

Модулирующая секвенция, которая в процессе развития затрагивает тональности 2-й и 3-ей степени родства, называется модулирующей по неродственным или транспонирующей.

Транспонирующая секвенция (у А. Мясоедова – секвенция по интервалам, у С. Григорьева – секвенция 2-го рода транспонирующая) получила широкое применение, начиная с середины 19 века в эпоху зрелого романтизма. Благодаря сопоставлению далеких тональностей, такая секвенция обладает особой гармонической красочностью. На первый план такой секвенции выходит принцип интервального шага. Строгое следование ему создает тональный план, обладающий яркой выразительностью. Так, как правило, секвенции по секундам динамичны, по терциям красочны.

Роль секвенции в процессе формообразования

Таким образом, выразительность секвенции и ее формообразующая роль в музыкальном искусстве весьма значительна и многообразна.

Секвенции называют традиционным средством развития. В стилистике классической музыки они являются обязательной принадлежностью разработки (так наз. Мотивная разработка – секвенцирование тематического мотива). Наряду с этим, можно встретить секвенцию и в экспонирующих и заключительных участках формы.

Благодаря своим богатым традициям использования в музыке разных времен и народов, секвенция вышла за рамки только лишь средств развития. Она может использоваться как основа драматургии целого произведения, как в «Пассакалии» Г. Генделя В музыке некоторых композиторов, например, П. Чайковского, секвенции играют важную роль и являются чертой индивидуального стиля.

1. Абызова Е.Н. Гармония. М., Музыка. 1966

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л., 1971

(1-е изд.– Музыкальная форма как процесс. М., Музыка. 1930; Интонация. М.,1947).

4. Григорьев С.С. Теоретический курс гармонии. М., Музыка. 1981

5. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Часть первая. 3-е изд. М., 1965.

6. Мясоедов А.Н. Учебник гармонии. М., Музыка. 1980

7. Римский-Корсаков Н.А. Полное собрание сочинений литературных произведений и переписка. Т. 6.М., 1965

8. Тюлин Ю.Н., Привано Н.Г, Учебник гармонии, М., 1986.

Источник

Секвенция

что означает в музыке секвенция. Смотреть фото что означает в музыке секвенция. Смотреть картинку что означает в музыке секвенция. Картинка про что означает в музыке секвенция. Фото что означает в музыке секвенцияУ композиторов много секретов – как создать выразительную мелодию, как развить ее, заставляя слушателя волноваться… мы расскажем об одном из самых простых и в то же время выразительных музыкальных явлений – секвенции.

Латинское слово sequentia означает «последовательность» (точнее, «то, что последует за чем-либо»), но речь идет о последовательности особого рода. Выстроить ее может каждый: возьмите краткий мотив (его можно сочинить самостоятельно или откуда-нибудь позаимствовать), а затем повторите его от другого звука – вот это и будет секвенция. Говоря о секвенции, обычно подразумевают не только мелодический мотив, но и сопровождающую его гармонию (иногда гармония даже ставится во главу угла). Такую «операцию» можно проделать несколько раз – повторения от разных звуков именуются звеньями секвенции. Переносить мотив можно на разные интервалы – это называется шагом секвенции, передвигаться мы можем вниз (нисходящая секвенция) или вверх (восходящая), оставаясь в пределах одной тональности (немодулирующая) или переходя в другую (модулирующая). Передвигаться можно по звукоряду тональности (диатоническая секвенция) или используя повышенные и пониженные ступени (хроматическая).

Как видим, секвенции бывают разными. Но для чего они нужны? Как известно, музыка существует во времени, а время – это постоянное изменение. В этом смысле секвенция являет собою истинный пример единства и борьбы противоположностей: изначально заданный мотив одновременно и сохраняет свое лицо, и приобретает другое звучание, изменив свое положение в ладу. Именно поэтому секвенционное развитие так часто используется в разработке сонатной формы: обращаясь таким образом с яркими, узнаваемыми мотивами, вычлененными из тем экспозиции, композиторы раскрывают в них новые грани, наполняют новым смыслом. Впрочем, и при построении темы секвенция многое может дать – именно секвенционное построение наполняет такой неудержимой страстью тему любви в опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» – мелодия, развертывающаяся по типу восходящей секвенции, словно тянется к некой вершине, которая остается недостижимой (как недостижимо счастье для героев оперы).

Итак, секвенция – это повторение мотива от разных ступеней… но что же имеют в виду музыканты, говоря о «секвенции Dies irae»? Ведь в этой суровой мелодии нет подобной структуры. Слово «секвенция» имеет еще одно значение – разновидность средневекового католического одноголосного песнопения (монодии). Секвенции исполнялись во время мессы перед чтением Евангелия и первоначально представляли собой дополнение к «Аллилуйя», за которым они следовали.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Подобные посты

Жизнь и творчество Луи Моро Готтшалка в контексте американской музыкальной культуры XIX века

(1829-1869) В первой половине XIX века деятельность американских композиторов не имела такого резонанса, как творчество писателей. Тем не менее, их творчество стало необходимым строительным материалом для национальной композиторской школы, сложившейся лишь к последней четверти XIX века. Одним из подвижников развития национальной музыкальной культуры стал Луи Моро Готтшалк – пианист, композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог […]

Борис Эмильевич Блох

(р. 1951) «Пианист, вызывающий острое чувство тоски по прошлому, по пианизму великих», – так охарактеризовал один музыкальный критик исполнительскую манеру Бориса Эмильевича Блоха. Этот пианист, родившийся и начавший свой творческий путь в СССР, но рано покинувший родину, ныне известен ценителям фортепианного искусства во всем мире. Родина Бориса Блоха – Одесса. В семье, в которой он […]

Дариус Мийо

«…Многие награждали его титулом гения, а многие считали шарлатаном, чья главная цель была “эпатировать буржуа”» М. Бауер. Дариус Мийо запомнился как создатель легкой карнавальной музыки и как музыкант, привнесший мотивы бразильской культуры в русло академической музыки. При этом он был одним из самых плодовитых композиторов XX века, его творческое наследие включает 430 опусов. […]

Источник

Что означает в музыке секвенция

позднелат. sequentia, букв. — то, что идёт вслед; следование, от лат. sequor — следую

что означает в музыке секвенция. Смотреть фото что означает в музыке секвенция. Смотреть картинку что означает в музыке секвенция. Картинка про что означает в музыке секвенция. Фото что означает в музыке секвенция

(Могли быть и др. варианты структуры С.)

В дальнейшем С. разделились на 2 вида: западные (Прованс, Сев. Франция, Англия) и восточные (Германия и Италия); среди образцов

что означает в музыке секвенция. Смотреть фото что означает в музыке секвенция. Смотреть картинку что означает в музыке секвенция. Картинка про что означает в музыке секвенция. Фото что означает в музыке секвенция

что означает в музыке секвенция. Смотреть фото что означает в музыке секвенция. Смотреть картинку что означает в музыке секвенция. Картинка про что означает в музыке секвенция. Фото что означает в музыке секвенция

Г. Ф. Гендель. Сюита g-moll для клавесина. Пассакалья.

С. с движением по квинтам вверх (плагальная) встречается редко (см., напр., 18-ю вариацию «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова, такты 7-10: V-II, VI-III в Des-dur). Сущностью С. является линеарно-мелодическое движение, в к-ром определяющее функциональное значение имеют его крайние точки; внутри средних звеньев С. преобладают переменные функции.

что означает в музыке секвенция. Смотреть фото что означает в музыке секвенция. Смотреть картинку что означает в музыке секвенция. Картинка про что означает в музыке секвенция. Фото что означает в музыке секвенция

что означает в музыке секвенция. Смотреть фото что означает в музыке секвенция. Смотреть картинку что означает в музыке секвенция. Картинка про что означает в музыке секвенция. Фото что означает в музыке секвенция

модулирующая разносистемная С. в 9-й фп. сонате Скрябина, такты 15-19). В совр. музыке С. обогащается новой аккордикой (напр., полигармоническая модулирующая С. в теме связующей партии I ч. 6-й фп. сонаты Прокофьева, такты 24-32).

что означает в музыке секвенция. Смотреть фото что означает в музыке секвенция. Смотреть картинку что означает в музыке секвенция. Картинка про что означает в музыке секвенция. Фото что означает в музыке секвенция

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *