что означает в психологии эвс
Нарушение эмоционально-волевой сферы: спектр расстройств от апатии до эйфории
Повышенная возбудимость или же, наоборот, пассивность свидетельствует о нарушении эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим возникает неустойчивость вегетативной функции, общая гиперестезия, а истощаемость нервной системы повышается.
Малышам в этот период очень сложно уснуть. Они становятся беспокойными ночью, часто просыпаются. Ребенок может бурно реагировать на любые раздражители, особенно, если он находится в незнакомой для него обстановке.
Взрослые тоже во многом зависят от своего настроения, которое может меняться по неизвестным, казалось бы, причинам. Почему же так происходит и что об этом важно знать?
Определение эмоционально-волевой сферы
Для соответственного развития в социуме, а также нормальной жизнедеятельности важной является эмоционально-волевая сфера. От нее многое зависит. И это касается не только семейных отношений, но и профессиональной деятельности.
Сам процесс является очень сложным. На его происхождение влияют различные факторы. Это могут быть как социальные условия человека, так и его наследственность. Данная сфера начинает развиваться еще в раннем возрасте и продолжает формироваться до подросткового.
Человек с рождения преодолевает такие типы развития:
Эмоции бывают разными…
Как и их проявления в жизни
По каким причинам происходит сбой?
Существует ряд причин, которые способны повлиять на развитие данного процесса и вызвать эмоционально волевые нарушения. К основным факторам следует отнести:
Наряду с этим можно назвать любые другие причины, которые способны вызвать внутренний дискомфорт и ощущение неполноценности. При этом ребенок сможет развиваться гармонично и правильно только в том случае, если у него доверительные отношения с его родными.
Спектр нарушений воли и эмоций
К эмоционально волевым нарушениям относятся:
При общем повышении воли развивается гипербулия, которая способна затронуть все главные влечения. Это проявление считается характерным для маниакального синдрома. Так, к примеру, у человека увеличится аппетит, если он находится в отделении, то будет сразу же съедать пищу, которую ему приносят.
Снижается как воля, так и влечения при гипобулии. В этом случае человек не нуждается в общении, его тяготят посторонние люди, которые находятся рядом. Ему легче наедине. Такие больные предпочитают погружаться в собственный мир страданий. Они не желают заботиться о родных.
Когда происходит снижение воли, то это свидетельствует об абулии. Такое расстройство считается стойким, а совместно с апатией составляется синдром апатико-абулического характера, который, как правило, проявляется в период конечного состояния шизофрении.
При обсессивном влечении у больного возникают желания, которые он способен контролировать. Но когда он начинает отказываться от своих влечений, то это порождает в нем серьезное переживание. Его преследуют мысли о потребности, которая не была утолена. К примеру, если у человека есть страх загрязнения, то он будет стараться не так часто мыть руки, как ему хочется, однако это будет заставлять его мучительно думать о собственной потребности. А когда на него никто не будет смотреть, то помоет их тщательно.
К более сильным чувствам относится компульсивное влечение. Оно настолько сильное, что сравнивается с инстинктами. Потребность становится патологической. Ее положение доминирующее, поэтому внутренняя борьба прекращается очень быстро и человек сразу же удовлетворяет свое желание. Это может быть грубым асоциальным поступком, за которым последует наказание.
Волевые расстройства
Воля является психической деятельностью личности, которая направлена на определенную цель или преодоление препятствий. Без этого человек не сможет реализовать свои намерения или решить жизненные задачи. К волевым нарушениям относят гипобулию и абулию. В первом случае волевая активность будет ослаблена, а во втором – отсутствовать вовсе.
Если человек сталкивается с гипербулией, которая сочетается с отвлекаемостью, то это может говорить о маниакальном состоянии или бредовом расстройстве.
Нарушается влечение к еде и самосохранение в случае парабулии, то есть при извращении волевого акта. Пациент, отказываясь от нормальных продуктов, начинают есть несъедобное. В некоторых случаях наблюдается патологическая прожорливость. Когда нарушается чувство самосохранения, то пациент может нанести себе тяжелое увечье. Сюда относятся и половые извращения, в частности, мазохизм, эксгибиционизм.
Спектр волевых качеств
Нарушения эмоциональной сферы
Эмоции бывают разными. Они характеризуют отношения людей к окружающему миру и к самим себе. Существует много эмоциональных нарушений, но некоторые из них считаются неотложным поводом для посещения специалиста. Среди них:
К нарушениям эмоциональной сферы относят следующие патологические отклонения:
Когда ребенок чрезмерно агрессивен или замкнут
Нарушения эмоционально волевой сферы, которые наиболее выражены у детей:
Кроме этого, нарушение бывает с усиленной эмоциональностью и пониженной. В первом случае это касается эйфории, депрессии, тревожного синдрома, дисфории, страхов. При пониженной развивается апатия.
Нарушение эмоционально волевой сферы и расстройство поведения наблюдается у гиперактивного ребенка, который испытывает двигательное беспокойство, страдает неусидчивостью, импульсивностью. Он не может концентрировать внимание.
Современный взгляд на коррекцию
Иппотерапию выделяют как один из основных методов мягкой коррекции. Оно предусматривает общение с лошадьми. Такая процедура подойдет не только для детей, но и взрослых.
Ее можно использовать для всей семьи, что поможет ее сплотить, улучшить доверительные отношения. Это лечение позволит распрощаться с депрессивным настроением, негативными переживаниями, уменьшит тревожность.
Если речь идет о коррекции нарушений у ребенка, то для этого могут быть использованы разнообразные психологические методы. Среди них стоит выделить:
Любое заболевание или отклонение лучше постараться не допустить. Чтобы предотвратить расстройства эмоционально волевой сферы стоит прислушаться к таким простым советам:
Важно понимать, что многое зависит от тех, кто находится рядом. Не надо делиться своими переживания со всеми окружающими, но необходимо иметь такого человека, который поможет в трудной ситуации, поддержит и выслушает. В свою очередь родители должны проявлять терпение, заботу и безграничную любовь. Это и сохранит психическое здоровье малыша.
Волевые расстройства
Волевые расстройства – это симптомы нарушения целенаправленности деятельности, представленные ослаблением, отсутствием, усилением и извращением произвольной активности. Гипербулия проявляется необычайной решимостью, скоропалительными действиями. Гипобулия представляет собой патологическое снижение волевых способностей, сопровождающееся вялостью, пассивностью, неспособностью выполнять задуманное. При абулии определяется полная утрата желаний и побуждений. Варианты парабулии – ступор, стереотипии, негативизм, эхопраксия, эхолалия, каталепсия. Диагностика выполняется при помощи беседы и наблюдения. Лечение медикаментозное и психотерапевтическое.
МКБ-10
Общие сведения
Воля – психическая функция, обеспечивающая способность человека сознательно управлять своими эмоциями, мыслями и поступками. Основой целенаправленной активности является мотивация – совокупность потребностей, побуждений, желаний. Волевой акт разворачивается поэтапно: формируется побуждение и цель, осознаются пути достижения результата, разворачивается борьба мотивов, принимается решение, осуществляется действие. При нарушении волевого компонента происходит снижение, усиление или искажение этапов. Распространенность волевых расстройств неизвестна ввиду того, что легкие отклонения не попадают в поле зрения врачей, а более выраженные встречаются при широком круге заболеваний – неврологических, психических, общесоматических.
Причины
Легкие волевые нарушения рассматриваются как особенности эмоционально-личностной сферы, обусловленные типом высшей нервной деятельности, условиями воспитания, характером межличностных взаимоотношений. Так, например, часто болеющие дети оказываются в ситуации гиперопеки со стороны родителей, учителей, сверстников, в итоге их волевые качества ослабляются. Причинами выраженных изменений воли являются:
Патогенез
Нейрофизиологической базой волевых расстройств является изменение сложных взаимодействий различных мозговых структур. При поражении или недоразвитии лобных отделов возникает нарушение целенаправленности, снижение способности планировать и контролировать сложные действия. Пример – подростки, имеющие множество желаний, потребностей, энергии к их удовлетворению, но не обладающие достаточным упорством и настойчивостью. Патология пирамидного пути проявляется невозможностью совершения произвольных действий – возникают параличи, парезы, тремор. Это физиологический (не психический) уровень изменения произвольности.
Патофизиологической основой расстройств воли может стать дисфункция или поражение ретикулярной формации, обеспечивающей энергетическое снабжение корковых структур. В таких случаях нарушается первый этап волевого акта – формирование побуждений и мотивации. У пациентов с депрессией и органическими поражениями ЦНС снижен энергетический компонент, они не хотят действовать, не имеют целей и потребностей, побуждающих к активности. Маниакальные больные, наоборот, чрезмерно возбуждены, идеи быстро сменяют друг друга, а планирование, контроль деятельности оказываются недостаточными. При шизофрении происходит искажение иерархии мотивов, изменение восприятия и мышления затрудняет планирование, оценку и контроль действий. Энергетические процессы снижены либо повышены.
Классификация
Нарушения волевых актов относятся к патологии эффекторного звена – системы, осуществляющей передачу информации из ЦНС к исполнительным системам. В клинической практике принято классифицировать данные расстройства по характеру симптомов: гипобулия (ослабление), абулия (отсутствие), гипербулия (усиление) и парабулия (искажение). Согласно этапам произвольного акта, выделяют семь групп волевых патологий:
Симптомы волевых расстройств
Клиническая картина разнообразна, представлена усилением, искажением, ослаблением и отсутствием функций произвольности. Гипобулия – снижение волевой активности. Ослаблена сила мотивов, побуждений, затруднена постановка цели и ее удержание. Расстройство характерно для депрессий, продолжительных соматических болезней. Пациенты пассивные, вялые, ничем не интересуются, подолгу сидят или лежат, не меняя позы, не в состоянии начать и продолжить целенаправленное действие. Нуждаются в контроле лечения, постоянной стимуляции к выполнению простых бытовых задач.
Отсутствие воли называется абулией. Побуждения и желания полностью отсутствуют, больные абсолютно безучастны к происходящему, бездеятельны, ни с кем не разговаривают, не прилагают усилий для приема пищи, посещения туалета. Абулия развивается при тяжелой депрессии, шизофрении (апатоабулический синдром), сенильных психозах, поражении лобных долей мозга.
При гипербулии пациенты чрезмерно активны, полны идей, желаний, стремлений. У них определяется патологически облегченная решимость, готовность к действию без обдумывания плана и учета последствий. Больные легко вовлекаются в любые идеи, начинают действовать под влиянием эмоций, не согласуют свою активность с объективными условиями, задачами, мнениями других людей. При совершении ошибок не анализируют их, не учитывают в последующей деятельности. Гипербулия является симптомом маниакального и бредового синдрома, некоторых соматических заболеваний, может быть спровоцирована приемом лекарств.
Извращение воли представлено парабулиями. Они проявляются странными, нелепыми поступками: поеданием песка, бумаги, мела, клея (парорексиями), сексуальными перверсиями, тягой к поджогам (пироманией), патологическим влечением к воровству (клептоманией) или к бродяжничеству (дромоманией). Значительная часть парабулий – расстройства контроля моторики. Они входят в состав синдромов, характеризующихся нарушением движений и воли.
Распространенным вариантом является кататония. При кататоническом возбуждении развиваются внезапные приступы стремительного, необъяснимого неистовства либо ничем не мотивированные действия с неадекватностью аффекта. Восторженная экзальтированность больных быстро сменяется тревожностью, растерянностью, разорванностью мышления и речи. Основной симптом кататонического ступора – абсолютная обездвиженность. Чаще пациенты замирают сидя или лежа в позе эмбриона, реже – стоя. Реакции на окружающие события и людей отсутствуют, контакт невозможен.
Другая форма двигательно-волевых расстройств – каталепсия (восковая гибкость). Утрачивается произвольность активных движений, но наблюдается патологическая подчиняемость пассивным – любая приданная больному поза сохраняется в течение длительного времени.
При мутизме пациенты молчат, не устанавливают вербальный контакт при сохранности физиологического компонента речи. Негативизм проявляется бессмысленным противодействием, немотивированным отказом от выполнения целесообразных действий. Иногда он сопровождается противоположной активностью. Свойственен детям в периоды возрастных кризисов. Стереотипии – однообразные монотонные повторения движений или ритмичное повторение слов, словосочетаний, слогов. Пациенты с пассивной подчиняемостью всегда выполняют приказы окружающих независимо от их содержания. При эхопраксии наблюдается полное повторение всех действий другого человека, при эхолалии – полное или частичное повторение фраз.
Осложнения
Диагностика
Основным методом обследования больных с волевыми расстройствами остается клинико-анамнестический анализ. Врачу-психиатру необходимо выяснить наличие неврологических заболеваний (изучение амбулаторных карт, выписок неврологов), психических расстройств и наследственной отягощенности. Сбор информации проводится в присутствии родственников, потому что сами больные не всегда способны поддерживать продуктивный контакт. В ходе диагностики врач дифференцирует расстройства произвольности с характерологическими чертами психастенического и возбудимого/гипертимного типа. В этих случаях отклонения эмоционально-волевых реакций являются результатом воспитания, встроены в структуру личности. К способам исследования волевой сферы относят:
Лечение волевых расстройств
Нарушения волевых функций лечатся в комплексе с основным заболеванием, послужившим причиной их возникновения. Подбором и назначением терапевтических мероприятий занимаются психиатр и невролог. Как правило, лечение проводится консервативно с применением медикаментозных средств, в отдельных случаях – психотерапии. Редко, например, при опухоли головного мозга, пациенту необходимо хирургическое вмешательство. Общая схема терапии включает следующие процедуры:
Прогноз и профилактика
При своевременном обращении к врачу и строгом выполнении его назначений прогноз волевых расстройств благоприятен – больные возвращаются к привычному образу жизни, частично или полностью восстанавливается способность регулировать собственные действия. Предотвратить нарушения достаточно сложно, профилактика основывается на предупреждении причин – психических заболеваний, поражений ЦНС. Стать более устойчивым в психоэмоциональном плане помогает соблюдение здорового образа жизни, составление правильного режима дня. Еще один способ профилактики расстройств – регулярные обследования с целью раннего выявления болезни, профилактический прием медикаментов.
Эвс это в психологии
Этиология и классификация расстройства ЭВС и поведения.
Категория детей с расстройствами ЭВС крайне неоднородна. Основной особенностью таких детей является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с др. человеком, учет его мыслей, чувств, поведенческих реакций. При этом деятельность, не опосредованная социальным взаимодействием (игра, конструирование, фантазирование, решение интеллектуальных задач в одиночестве и т.п.), может протекать на высоком уровне.
Согласно распространенной классификации нарушений поведения у детей и подростков Р. Дженкинса, выделяются следующие типы нарушения поведения: гиперкинетическая реакция, тревога, уход по аутистическому типу, бегство, несоциализированная агрессивность, групповые правонарушения.
Различные формы переживания, чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Неполнота эмоциональной жизни вызывает у детей различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям (аутизм); гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; дети с различными видами депривации (материнской, социальной, сенсорной), что влечет за собой различные эмоциональные расстройства в структуре личности; неуверенность в себе, снижение целеустремленности, нарушение социального взаимодействия, недостаточное развитие самостоятельности, неадекватность самооценки.
Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, снижении потребности в достижении успеха, повышенной агрессивности, недоверии к окружающим, чрезмерной импульсивности, эмоциональной холодности, нарушении эмоциональных контактов с окружающими.
Дети с РДА составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в социально-личностном развитии. Нарушение эмоционально-волевой сферы – ведущий признак при синдроме РДА.
К настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма: классический (истинный) аутизм Каннера (РДА) и вариант Аспергера. По степени тяжести выдел. 4 типа РДА: 1) полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с реб. характерно проявление крайнего дискомфорта. Нет никаких точек соприкосновения с окруж. миром. 2) активное отвержение окружающей среды (тщательная избирательность в контактах). 3) захваченность аутистическими интересами (укрываются от окруж. в своих интересах). 4) чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой (наиб. легкий вариант).
Этиология РДА – причины до сих пор не выявлены, выделяют лишь генетические, экологические, иммунологические и неврологические факторы.
Нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной и асоциальной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. Они проявляются либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.
Виды нарушений поведения
С точки зрения социальной направленности различают социализированное антиобщественное поведение и несоциализированное агрессивное поведение.
К первой группе относятся дети, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения.
Ко второй группе относятся дети с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией ребенка на напряженную стрессовую ситуацию или психическую травму либо представляют собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей.
Схожую классификацию нарушений поведения предлагает В.Т. Кондрашенко, определяя их как отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека, проявляющихся как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения).
Рассматривая нарушения поведения как отклонения в поведении здорового человека, он выделяет девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях. Девиантное, или отклоняющееся поведение, – обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. В отеч. лит-ре принято выделять непатологические и патологические формы девиантного поведения. Непатологические девиации – это нарушения поведения у психически здорового человека. Патологические формы девиантного поведения – понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности (психопатии, акцентуации). Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно-психических нарушениях, как патологические ситуационно-личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе ЗПР.
В медицинской и психологической литературе также существуют и другие классификации. Так, А.А. Александров делит нарушения на три группы: 1) реактивно обусловленные, вызванные главным образом психотравмирующей ситуацией (побеги из дома, суициды); 2) обусловленные патологией влечений (садизм, дромомания); 3) обусловленные низким морально-этическим уровнем личности вследствие неправильного воспитания.
А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова выделяют четыре основных типа нарушений у детей и подростков: антисоциальные (антиобщественные), делинквентные (противоправные), антидисциплинарные и аутоагрессивные.
Этиология наруш. поведения – генетические нарушения, депривации, воспитание по типу гипоопеки, подавляющий тип воспитания.
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы
Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы
Ольга Огнева
Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы
Характеристика основных нарушений эмоционально — волевой сферы
Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.
В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.
Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория, отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
• Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
• Эмоционально — расторможенные дети.Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
• Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения,относятся:
• природные особенности (тип темперамента)
— тип семейного воспитания;
В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:
• нарушения психомоторики.
Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением.
К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.
Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.
Эйфория — приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория — расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.
Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром — состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.
Страх — эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Апатия — безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.
Эмоциональная тупость — уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования
К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно — агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.
Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Нормативно — инструментальная агрессия — это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.
Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия — это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих. Защитная агрессия — это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие, так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия — разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию — прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание — как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).
Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.
Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии
Причины нарушения эмоциональногонеблагополучия детей:
-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;
-нарушение режима дня;
-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);
— желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;
— неблагополучное положение в семье.
-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;
-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;
— снижение двигательной активности;
— недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.
1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.
3. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. ; Воронеж, 1998.-34с.
Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре.
Конспект психо-коррекционного занятия по развитию эмоционально — волевой сферы детей «Весёлые превращения» Тема: «Весёлые превращения». Программное содержание: 1. Развивать в детях уверенность в себе. 2. Развивать у детей произвольный контроль.
Конспект психологического занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Школа эмоций» Программные задачи: 1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.
Конспект занятия НОД «Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников «Королевство чувств и эмоций»» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие».
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга» Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях.
Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №2 Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, чувствительности к проблеме, дивергентного мышления. Сплочение детского коллектива.
Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №3 (часть 1) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.
Коррекционно-развивающее занятие по формированию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Занятие №3 (часть 2) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.
Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей) В проекте показано теоретическое освещение проблемы формирования эмоционально — волевой сферы у детей. Представлена система коррекционно-развивающих.
Тематический вечер с родителями «Игры для развития эмоционально-волевой сферы» Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы. Задачи:.
Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой
«первазивные нарушения развития» по МКБ-10 или ДСМ IV.
Экстремальное, предельное одиночество ребенка проявляющееся в снижении способностей к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социального развития.
С конца 19 века встречаются отдельные разрозненные профессиональные описания детей с аутистическими нарушениями психического развития. В частности Э.М. Итар впервые дал описание болезненной неконтактности, введя слово «autos» — сам.
Е. Блеилер, в 1911 г определил «аутизм», как категорию эгоцентрического мышления при шизофрении. «Аутизм», как сам по себе живущий, встречается в начале формирования шизофрении.
В 1943 г. Американский клиницист Лео Каннер («Аутистические расстройства аффективного общения»), обобщив наблюдения 11 случаев, сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития, назвав его с. «РДА».
Независимо от Каннера сходные клинические случаи были описаны австрийским ученым Ганс Аспергером в 1944г., как своеобразная форма аутистической психопатии. А в 1947 г. русский исследователь С.С. Мнухин так же пришел к сходным выводам.
Возможные причины аутизма:
1. Генетические нарушения. Аутизм, может возникнуть как своеобразная аномалия развития генетического генеза, а так же наблюдаться в виде осложняющего синдрома при разл-х неврологических заболеваниях, в том числе при разл-х метаболических дефектах. Например: синдром хрупкой Х-хромосомы, метаболические нарушения (фенилкетонурии), туберозный склероз. Задействованы височные и лобные отделы ГМ.
Около 50% с синдромом Аспергера имеют близких родственников с таким же синдромом или его типичными симптомами.
При рождении 1 ребенка с РДА, вероятность 2-го 12%, 3-го 80%.
Высокое содержание биогенных аминов, аномалии 11 пары хромосом.
3. Органического происхождения: Патология мозжечка, ствола ГМ, височных долей (в особенности миндалин). По Д.Н. Исаеву: водянка ГМ, патология 3-го желудочка, подкорковая и лобно-теменная атрофия.
Наиб. Распростр-я версия: недостаточность ЦНС, нарушения биохимического обмена.
Так же см. Выготский: аутизм, как 2-й дефект. Где первичные нарушения: сенсоаффективная гипестезия и слабость энергетического потенциала.
3. Психогенного происхождения: Нет прямых док-в. Асоциальное окружение скорее может являться пусковым механизмом, но не первопричиной РДА.
Б Беттельхейм – РДА в результате психической травмы. В основе нарушения материнская депривация, подавление личности ребенка.
В настоящее время принята классификация – «МКБ-10», в которой аутизм рассматривается в группе «общие расстройства психологического развития» ( F 84 ):
F 84.0 Детский аутизм
F 84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга.
F 84.02 Детскийий аутизм вследствие других причин
F 84.1 Атипичный аутизм.
F 84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью
F 84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости
F 84.2 Синдром Ретта
F 84.3 Другое дезинтегративное рас-во детского возраста
F 84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
F 84.5 Синдром Аспергера
F 84.8 Другие общие расстройства развития
F 84.9 Общее расстройство развития, неуточненное
Состояния, связанные с психозом, в частности шизофреноподобным, к РДА не относятся.
Все классификации построены по этиологическому либо патогенному принципу. Но картина аутистических проявлений отличается большим полиморфизмом, что определяет наличие вариантов с разной клинико- психологической картиной, разной социальной адаптацией и разным социальным прогнозом. Эти варианты требуют различного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.
При нерезко выраженных проявлениях аутизма используют нередко термин параутизм. Так, синдром параутизма может нередко наблюдаться при синдроме Дауна. Кроме того, он может иметь место при таких заболеваниях ЦНС, как: Мукополисахаридозы, или гаргоилизм
«Ядерные» или основные признаки РДА (по Е.С. Иванову):
Первые признаки вскоре после рождения.
Отсутствие потребности в общении и отсутствие целенаправленного поведения.
Стремление к сохранению стабильности окр. среды.
Нарушение этапности и иерархии в психическом и физическом развитии.
Своеобразие речи и ее формирования.
Своеобразное сочетание высших и низших эмоций.
Стереотипия в моторике, речи, игре.
Нарушение формулы сна.
Недостаточность или отсутствие реакции на дистантные раздражители.
Нарушение дифференцировки одушевленных и неодушевленных предметов.
Способность к относительной компенсации в сфере быта при наличии постороннего помощника.
Возможность регресса психических функций при отсутствии правильного психотерапевтического подхода или позднего начала лечения.
Синдром Ретта – или «синдром потирания ладоней». Возникает из-за переизбытка амония в крови. Начинает проявляться в возрасте 8-30 (чаще 12-18) месяцев, без видимых причин на фоне нормального или незначительно задержанного моторного развития. В течение 3-6 месяцев начинается постепенный распад уже сформированных речевых, двигательных, предметно-манипулятивных навыков. В этот же период возникают насильственные стереотипные движения рук в виде их потирания, заламывания «мытья» на фоне потери целенаправленных ручных навыков. Постепенно меняется и внешний облик: появляется своеобразное «неживое», «несчастное» или отрешенное выражение лица; взгляд неподвижный, устремленный в одну точку перед собой. На фоне общей заторможенности наблюдаются приступы насильственного смеха, иногда возникающего по ночам в сочетании с приступами импульсивного поведения. Могут возникать судорожные припадки, а так же кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.
С трудом вступают в речевое общение, ответы односложны, эхолаличны; бывают периоды мутизма. Характерен крайне низкий психический тонус, ответы носят импульсивный, неадекватный характер.
К 5-6 годам тенденция к регрессу постепенно смягчается, возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре, но затем болезнь опять начинает прогрессировать.
На фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняется эмоциональная адекватность, привязанность.
В конечном итоге развивается глубокое слабоумие, грубый распад всех навыков.
Встречается только у девочек 1: 12500.
Синдром Аспергера – (аутистическая психопатия). В основе симптомы РДА в сочетании с относительно сохранным когнитивным потенциалом. Хар-ся сохранным или хорошо развитым логическим мышлением, неравномерностью знаний, трудностью в их воспроизводстве.
Социальные нарушения: подчеркнутый эгоцентризм; Коммуникативные: отсутствие желания и способностей к коммуникации со сверстниками.
Речь. Развитие речи мб поздним или запаздывать, но появившись разговорная речь развивается очень быстро. К 5-6 годам выглядит как правильная, педантичная не по годам развитая, похожая на взрослую. Ребенок запоминает речевые штампы, может выглядеть понимающим разговор, но для него очень трудно или невозможно быть собеседником (семантическое прагматическое нарушение языка – неспособность к использованию языка для коммуникации в условиях реальной жизни). Речь необычно модулирована: тональность мб нарушена (голос или слишком сильный, сиплый, низкий), темп – увеличен или занижен. Слова произносятся излишне ровно, монотонно. В целом, речь часто напоминает декламацию. Склонность к словотворчеству.
Застывшая мимика, бедная жестикуляция, фиксация взгляда на лицах мимолетная.
Координация движений нарушена в большей степени, чем мелкая моторика. Создают впечатление крайне неуклюжих людей
В 1989г К. Гиллберг опубликовал диагностические критерии син. Аспергера.
Психические функции детей с РДА:
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
Нарушения эм-волевой сферы – ведущий признак при РДА: Первые проявления в скором времени после рождения.
В основе: глубокие нарушения контактов с окружающим миром т.е. социальные, поведенческие и коммуникативные расстройства
Нарушение комплекса оживления. Отсутствие двигательного и голосового компонентов реагирования на проявление внимания взрослого человека, свет, звук, игрушку. Такие дети редко улыбаются, улыбка слабо выражена. Наблюдается отсутствие заражаемости от улыбки взрослого, его смеха.
Типично отсутствие фиксации взгляда на лице человека, активное избегание взгляда; взгляд «мимо», «сквозь», Взгляд неподвижный, застывший, испуганный.
Значительные трудности в идентификации эмоциональных состояний других людей, выражении собственных эмоциональных состояний. Идентификация эмоционального состояний происходит через «узнавание» отдельных компонентов (например, по определенной складке на лице, усам, волосам).Возникают трудности в установлении эмоциональных связей даже с близкими людьми.
Вариант 1. Наблюдается задержка в узнавании матери (отсутствие движений навстречу, улыбки); слабая реакция на внимание (уход приход матери); отсутствие позы готовности при взятии на руки; не прижимаются к матери, не просятся на руки. Реакция на внимание матери отличается пассивностью, вялостью или наоборот: возможны проявления враждебности, страха. Слова «папа», «мама» появляются в лексиконе позже других и могут не соотноситься с родителями.
Все эти симптомы свидетельствуют о снижении порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром.
Вариант 2. Симбиотическая связь с матерью т.е. патологическая привязанность к матери, проявляющаяся в непереносимости ее отсутствия. Последствия насильственного разрыва симбиоза: развитие вегетативных, невротических расстройств, явления негативизма, регресс приобретенных навыков.
По мере взросления слабость эмоциональных контактов продолжает нарастать. Нарастает формализации общения.
Негативизм – защитная психологическая реакция организма ребенка на фрустрирующую ситуацию. Проявляется в отказе от совместной деятельности со взрослыми, от обучения, произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться агрессией или аутоагрессией, криком, визгом и пр.
Негативизм может являться устойчивой реакцией в случаях неправильной организации взаимодействия с ребенком т.е. любые действия противоречащие стереотипам ребенка.
Страхи – занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения.
Страх новизны тотален, является ведущим на протяжении всей жизни. Проявляется в устойчивом стремлении к сохранению привычной обстановки; лежит в основе возникновения стереотипов, ритуалов.
А) Малейшие перестановки мебели, нарушения режима дня, неприятие новой одежды, сопровождаются бурными эмоциональными реакциями, получившие название — «Феномен тождества».
Стереотипы – защитная реакция во фрустрирующей ситуации.
двигательные стереотипы (раскачивание, махание руками);
сенсорные (зрительные – включение/ выключение света; звуковые — пересыпание мозаики, звук рвущейся бумаги; обонятельные – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов; тактильные – манипуляции с водой; вкусовые – упорное сосание тканей, облизывание предметов; проприоцептивные – зажимание ушей, произвольные удары головой о стенку);
речевые – эхолалии; стереотипный счет, повторение опр. фраз;
поведенческие – соблюдение режима дня; влечение к ритму.
Различают страхи (по О.С. Никольской):
Реальные или типичные для детского возраста (страх потери матери).
Сверхценные (одиночества, высоты, животных);
Обусловленные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью. Например, испугать могут любые объекты издающие громкие звуки (электроприборы, кран с водой). Испугать может любое изменение привычных тактильных ощущений (дырка на колготках – страх незащищенности обнаженного тела).
Страхи ребенка часто непонятны окружающим т.к. ребенок не в состоянии объяснить, что именно пугает.
Страхи могут формироваться из-за склонности ребенка к застреванию на негативных впечатлениях, опыте; искаженное восприятие (непонимание или неадекватное понимание ситуации). Ребенок может застревать на опред-х страшных образах из книг, даже на отдельных аффективных деталях, проскальзывающих в тексте.
Неадекватные, бредоподобные т.е. не имеющие под собой реального обоснования (страх всего круглого, страх одевания т.е. боязнь застревания головы в воротнике свитера).
Эмоционально-волевая сфера
Нарушения эм-волевой сферы – ведущий признак при РДА: Первые проявления в скором времени после рождения.
В основе: глубокие нарушения контактов с окружающим миром т.е. социальные, поведенческие и коммуникативные расстройства
Нарушение комплекса оживления. Отсутствие двигательного и голосового компонентов реагирования на проявление внимания взрослого человека, свет, звук, игрушку. Такие дети редко улыбаются, улыбка слабо выражена. Наблюдается отсутствие заражаемости от улыбки взрослого, его смеха.
Типично отсутствие фиксации взгляда на лице человека, активное избегание взгляда; взгляд «мимо», «сквозь», Взгляд неподвижный, застывший, испуганный.
Значительные трудности в идентификации эмоциональных состояний других людей, выражении собственных эмоциональных состояний. Идентификация эмоционального состояний происходит через «узнавание» отдельных компонентов (например, по определенной складке на лице, усам, волосам).Возникают трудности в установлении эмоциональных связей даже с близкими людьми.
Вариант 1. Наблюдается задержка в узнавании матери (отсутствие движений навстречу, улыбки); слабая реакция на внимание (уход приход матери); отсутствие позы готовности при взятии на руки; не прижимаются к матери, не просятся на руки. Реакция на внимание матери отличается пассивностью, вялостью или наоборот: возможны проявления враждебности, страха. Слова «папа», «мама» появляются в лексиконе позже других и могут не соотноситься с родителями.
Все эти симптомы свидетельствуют о снижении порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром.
Вариант 2. Симбиотическая связь с матерью т.е. патологическая привязанность к матери, проявляющаяся в непереносимости ее отсутствия. Последствия насильственного разрыва симбиоза: развитие вегетативных, невротических расстройств, явления негативизма, регресс приобретенных навыков.
По мере взросления слабость эмоциональных контактов продолжает нарастать. Нарастает формализации общения.
Негативизм – защитная психологическая реакция организма ребенка на фрустрирующую ситуацию. Проявляется в отказе от совместной деятельности со взрослыми, от обучения, произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться агрессией или аутоагрессией, криком, визгом и пр.
Негативизм может являться устойчивой реакцией в случаях неправильной организации взаимодействия с ребенком т.е. любые действия противоречащие стереотипам ребенка.
Страхи – занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения.
Страх новизны тотален, является ведущим на протяжении всей жизни. Проявляется в устойчивом стремлении к сохранению привычной обстановки; лежит в основе возникновения стереотипов, ритуалов.
А) Малейшие перестановки мебели, нарушения режима дня, неприятие новой одежды, сопровождаются бурными эмоциональными реакциями, получившие название — «Феномен тождества».
Стереотипы – защитная реакция во фрустрирующей ситуации.
двигательные стереотипы (раскачивание, махание руками);
сенсорные (зрительные – включение/ выключение света; звуковые — пересыпание мозаики, звук рвущейся бумаги; обонятельные – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов; тактильные – манипуляции с водой; вкусовые – упорное сосание тканей, облизывание предметов; проприоцептивные – зажимание ушей, произвольные удары головой о стенку);
речевые – эхолалии; стереотипный счет, повторение опр. фраз;
поведенческие – соблюдение режима дня; влечение к ритму.
Различают страхи (по О.С. Никольской):
Реальные или типичные для детского возраста (страх потери матери).
Сверхценные (одиночества, высоты, животных);
Обусловленные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью. Например, испугать могут любые объекты издающие громкие звуки (электроприборы, кран с водой). Испугать может любое изменение привычных тактильных ощущений (дырка на колготках – страх незащищенности обнаженного тела).
Страхи ребенка часто непонятны окружающим т.к. ребенок не в состоянии объяснить, что именно пугает.
Страхи могут формироваться из-за склонности ребенка к застреванию на негативных впечатлениях, опыте; искаженное восприятие (непонимание или неадекватное понимание ситуации). Ребенок может застревать на опред-х страшных образах из книг, даже на отдельных аффективных деталях, проскальзывающих в тексте.
Неадекватные, бредоподобные т.е. не имеющие под собой реального обоснования (страх всего круглого, страх одевания т.е. боязнь застревания головы в воротнике свитера).
Классификация О.С. Никольской детей с РДА (по характеру доминирования страхов):
Дети 1-й группы — характеризуются состоянием выраженного дискомфорта; не допускают до себя переживаний страха, реагируют «уходом» любой раздражитель. В основе: полная отрешенность от окружающего мира.
Дети 2-й группы — практически постоянно пребывают в состоянии страха. Основная часть страхов осознаваема, и это хорошо прослеживается в их поведении: движения напряжены, застывшая мимика; явления внезапного крика. Обилие локальных страхов, их жесткая фиксация в памяти. Подобные страхи продолжают оставаться актуальными на протяжении многих лет, всей жизни. Дети повышенно избирательны во всем: в еде, одежде, жестко привязаны к режиму дня. Аффективные реакции бурные и продолжительные по времени; м/б агрессивное и аутоагрессивное поведение.
У детей 3-й группы причина страхов из-за чрезмерной склонности ребенка к фиксированию в памяти негативного опыта аффективных впечатлений. При этом ребенок в состоянии вербализировать свои страхи. Возможна частичная компенсация через «аутистическое хобби», стереотипное поведение. Нередко наблюдается повышенная конфликтность.
Дети 4-й группы — высоко тревожны. В основе страх всего нового, боязнь отрицательной эмоциональной оценки близких, зависимость от их эмоциональной поддержки. Повышенно ранимы и тормозимы в контактах.
Немалую опасность для жизни ребенка представляет нарушение чувства самосохранения. Ребенок может неожиданно выбежать на проезжую часть т.к. воспринимаемая им ситуация не расценивается как опасная (отсутствует «чувство края»). Отсутствует закрепление негативного опыта (ушибы, порезы). Часто отмечается неумение постоять за себя т.е. отсутствие защитной агрессии.
У всех детей с РДА отсутствует тяга к сверстникам, детскому коллективу. При контактах с детьми наблюдается или пассивное игнорирование или активное отвержение общения (агрессия);
отсутствие отклика на имя.
Повышенная избирательность в социальном общении (несколько человек).
Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность от внешнего мира.
Неспособность к сопереживанию, заражаться настроением окружающих людей.
Искаженные нравственные ориентиры (понятия «хорошо», «плохо»).
В основе: а) задержка с последующими нарушениями речевого развития; б) мутизм (13 случаев).
Ранние проявления – до 2.5 лет.
Наблюдаются нарушения импрессивной речи (21% по К.С. Лебединской). Проявляется в отсутствии реакций на обращенную речь; предпочтение тихой, шепотной речи; неспособность к восприятию словесных (грамматических конструкций), особенно контекста. Ребенок с РДА воспринимает дословно, воспринимает отдельно взятые слова как образы. В некоторых случаях письменная речь воспринимается лучше устной. Может наблюдаться повышенная чувствительность к некоторым речевым формам, словам, звукам.
Наблюдаются нарушения экспрессивной речи (49%). Отсутствие или запаздывание фаз гуления, лепета (не во всех случаях). Формирование речи либо запаздывает, либо имеет опережающий фразовый характер (по типу речевых штампов).
Наличие речевых «штампов», склонность к неологизмам, монологам, аутодиалогам; пристрастие к рифмам, стихам, к чтению, декламированию. Такой ребенок не задает окружающим вопросы, но при этом может увлеченно длительное время декламировать одни и те же стихи. Обращает на себя внимание необычайный темп, ритм, мелодика речи. Например: музыкальный слух, хорошее чувство речевой формы в сочетании с пристрастиями к высокой поэзии.
Имеет место избегание речевого взаимодействия как такового. Часто ребенок просто не в состоянии направленно обратиться к другому человеку. В обращенной речи (при ее наличии) используется весьма скудный набор речевых штампов.
Для РДА характерны речевые эхолалиии («Эхо» — имя нимфы, наказанной за свою болтливость тем, что могла лишь повторять окончания сказанных другими слов, и «лалос» — слово) длительное отставание в правильном использовании личных местоимений («Я»), в частности ребенок долго продолжает называть себя «ты», «он»; обозначает свои нужды безличными приказами: «дать пить», «накрыть»