что означает в случае если цmin 0
Правила оценки заявок
В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).
Критерии оценки
– расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
– качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
– квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
1) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
– расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
– стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 данных правил (далее – стоимость жизненного цикла);
– предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
2) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
– качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
– квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Напомним, что ранее оценка заявок осуществлялась с использованием следующих критериев (п. 2 Правил № 722):
– цена контракта за единицу товара, работы, услуги, которая включает в себя:
– цену единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков – если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа;
– цену запасных частей к технике, оборудованию и цену единицы работы, услуги – если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию;
– цену единицы услуги – если при проведении конкурса на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги;
б) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
в) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
г) расходы на эксплуатацию товара;
д) расходы на техническое обслуживание товара;
е) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
ж) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
з) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Обратите внимание
Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные Законом о контрактной системе (п. 2 Правил оценки заявок).
В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеуказанные критерии, а установить по своему усмотрению иные критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости.
Кроме того, в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе.
Как мы уже отмечали выше, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе, – «стоимость жизненного цикла».
Кроме того, следует учитывать, что использование критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов. При этом, оценка в части товаров осуществляется по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), а в части работ – по критерию оценки «расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта».
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100%. Величина значимости критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» не должна превышать величину значимости критерия оценки «цена контракта».
В соответствии с п. 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 %.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» обязан установить опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом значимость данного показателя должна составлять не менее 50% значимости всех нестоимостных критериев оценки. Исключением из данного требования являются случаи, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 14 Правил оценки заявок итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Оценка заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки
Согласно п. 16 Правил оценки заявок количество баллов, присуждаемых по критериям оценки «цена контракта» и «стоимость жизненного цикла» (ЦБi), определяется по формуле:
а) в случае если Цmin > 0,
ЦБi = Цmin / Цix 100, где:
Цi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Цmin – минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если Цmin
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЫ ЗНАЧИМОСТИ ЭТИХ КРИТЕРИЕВ, ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
Оценка заявок производится с использованием не менее 2 критериев оценки заявок. Сумма величин значимости критериев оценки заявок, установленных в закупке, составляет 100 процентов.
При оценке заявок применяются следующие термины, установленные в Правилах:
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
I. Стоимостные критерии оценки заявок:
Цена контракта (в денежных единицах)
Значимость критерия: 60%.
Коэффициент значимости критерия: 0,6.
В соответствии с п. 16 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085) количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «цена контракта» (ЦБi), определяется по формуле:
а) в случае если Цmin > 0,
б) в случае если Цmin
II. Нестоимостные критерии оценки заявок:
Значимость критерия: 40%
Коэффициент значимости критерия: 0,4
Показатель «Общее количество исполненных контрактов (договоров)»
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100.
Значимость показателя: 50%
Коэффициент значимости показателя: 0,5
Значение показателя и порядок оценки:
Оценка осуществляется в соответствии с «Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.
Оценка заявок осуществляется по следующей шкале:
Наименование показателя | Количество исполненных контрактов (договоров) | Количество баллов |
«Общее количество исполненных контрактов (договоров)» | 0 | 0 |
1 | 25 | |
2 | 50 | |
3-4 | 75 | |
5 и более | 100 |
Определение рейтинга заявок по показателю «Общее количество исполненных контрактов (договоров)» осуществляется путем вычисления для каждой заявки среднего арифметического оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по показателю, скорректированных с учетом коэффициента значимости критерия.
Под выполнением работ сопоставимого объема понимается выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту (договору), а не в совокупности представленных контрактов (договоров).
Комиссией будет оцениваться общее количество исполненных контрактов (договоров), указанных в форме 1 Приложения № 1 к Приложению к информационной карте конкурса в электронной форме.
К документам, подтверждающим «Общее количество исполненных контрактов (договоров)» относятся документы, подтверждающие опыт успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема, выполненных участником по контракту (договору) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта со стоимостью исполненного контракта/договора не менее 4 778 079,84 (четыре миллиона семьсот семьдесят восемь тысяч семьдесят девять) рублей 84 копейки, исполненный за период с 01.04.2018 г. до даты опубликования извещения о проведении настоящего конкурса.
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (по каждому исполненному контракту) подтверждается следующими документами и в порядке, указанном ниже:
— копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта со стоимостью контракта/договора (с учетом дополнительных соглашений) не менее 4 778 079,84 (четыре миллиона семьсот семьдесят восемь тысяч семьдесят девять) рублей 84 копейки, исполненных за период с 01.04.2018 г. до даты публикации извещения о проведении настоящего конкурса и/или реестровые номера указанных контрактов (договоров), размещенных в реестре контрактов/договоров на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
— копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Копии контрактов (договоров) должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (в том числе приложения к дополнительным соглашениям, являющимся их неотъемлемой частью).
Датой исполнения контракта (договора) считается дата акта приемки работ или итогового акта приемки работ, подтверждающего приемку работ по исполнению контракта (договора) в полном объеме.
Документы должны быть представлены в виде читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, в том числе даты, подписи, печати. Предложение участника в отношении представленных сведений, не соответствующих указанным требованиям, к оценке не принимается.
При отсутствии в составе конкурсной заявки таких документов, конкурсной заявке по показателю «Общее количество исполненных контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема» присваивается 0 баллов.
Показатель «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)»
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100.
Значимость показателя: 50%
Коэффициент значимости показателя: 0,5
Значение показателя и порядок оценки:
Оценка осуществляется в соответствии с «Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.
Оценка заявок осуществляется по следующей шкале:
Наименование показателя | Общая стоимость исполненных контрактов (договоров), рублей | Количество баллов |
«Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)» | менее 4 778 079,84 | 0 |
от 4 778 079,85 до 14 334 239,52 | 25 | |
от 14 334 239,53 до 23 890 399,20 | 50 | |
от 23 890 399,21 до 33 446 558,88 | 75 | |
от 33 446 558,89 и более | 100 |
Заказчиком будет оцениваться наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Под успешным выполнением работ понимаются исполненные контракты (договоры), выполненные в срок, в полном объеме, без применения пеней и штрафов. Под выполнением работ сопоставимого характера понимаются исполненные контракты (договоры) по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Под выполнением работ сопоставимого объема понимается выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), с общей стоимостью исполненного контракта/договора не менее 4 778 079,84 (четыре миллиона семьсот семьдесят восемь тысяч семьдесят девять) рублей 84 копейки, исполненных за период с 01.04.2018 г. до даты публикации извещения о проведении настоящего конкурса. Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту (договору), а не в совокупности представленных контрактов (договоров).
Комиссией будет оцениваться общая стоимость контрактов (договоров), указанных в форме 1. В подтверждение указанных сведений, для присуждения баллов в составе заявок участников должны быть представлены копии заключенных сторонами контрактов (договоров) и копии актов сдачи-приемки выполненных работ (далее – Акт, Акты), сопоставимого объема и сопоставимого характера. В случае не предоставления части документов или представления нечитаемых копий документов, такие документы к оценке не принимаются, т.е. за них присваивается 0 баллов. Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых электронных копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии). Датой исполнения контракта (договора), представленного к оценке является дата фактически выполненных работ, указанная в приемочном документе. Оценке не подлежат контракты (договоры), работы по которым продолжаются (являются незавершенными), документы к оценке не принимаются, т.е. за них присваивается 0 баллов. В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого объема и сопоставимого характера, сведения о данных контрактах (договорах) не принимаются к оценке, т.е. за них присваивается 0 баллов.
III. Итоговый рейтинг:
Для оценки заявки на участие в открытом конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке на участие в закупке.
Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в документации.
Присуждение каждой заявке на участие в открытом конкурсе порядкового номера производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке по мере уменьшения степени выгодности, содержащихся в ней условий исполнения контракта.
Заявке на участие в закупке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер.
Рекомендуемая форма предоставления информации:
Форма 1. ОПЫТ УЧАСТНИКА ПО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ СОПОСТАВИМОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕМА
№ контракта (договора)
Стоимость исполненного контракта (договора) руб.
Реквизиты актов сдачи-приемки выполненных работ
Заказчик (адрес, телефон, иные данные)
уполномоченный представитель _____________________ _______________________
223‑ФЗ: по каким критериям заказчик оценивает заявки?
Мы уже писали о видах процедур и о том, как к ним готовиться. В этот раз поговорим, по каким правилам заказчик оценивает поставщиков, как может влиять на результаты процедур и что даст вам преимущества перед другими участниками.
Оценку проводят, чтобы выявить победителя. Для этого заказчик оценивает заявку по набору параметров. Каждому параметру присваиваются баллы, побеждает заявка, набравшая больше всего баллов. Чтобы получить максимальный балл, внимательно изучите критерии и порядок проведения оценки и подготовьте заявку.
В каких процедурах заказчик оценивает заявки?
Правила оценки закупок
Все критерии должны быть прописаны в положении о закупках. Заказчик сам выбирает требования, критерии и порядок оценки и применяет их ко всем участникам закупки. Примеры критериев:
В 223-ФЗ четко не обозначено, какие параметры обязательные, а какие нет. Что делает заказчик? Выбирает любые, устанавливает их «стоимость» в баллах и складывает результат. Также можно установить стоимость критериев в процентах, в этом случае в формулах используется коэффициент значимости.
В документации каждой закупки заказчик перечисляет критерии, по которым будет оценивать, и конкретизирует их значимость. Совокупная значимость всех критериев всегда составляет 100%. Например:
При оценке критериев, не связанных с ценой, количество баллов может вычисляться по формулам. Каждый заказчик может использовать свои, но чаще всего берутся формулы из постановления правительства об оценке заявок в госзаказе.
Заказчик должен устанавливать только измеряемые требования:
Нельзя | Можно |
«наличие в штате кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» | «наличие в штате не менее 20 человек, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5-го разряда и сдавших квалификационный экзамен» |
Если из документации видно, что заказчик нарушает это требование, обратитесь к нему с запросом на разъяснения. Если после этого ничего не меняется, подавайте жалобу в ФАС, пока не истек срок подачи заявок.
Вся информация о состоявшемся конкурсе публикуется в протоколах. В день подписания документа заказчик размещает его на zakupki.gov.ru:
Пример оценки
25 января 2016 ФГУП «Курганское ПрОП» Минтруда России завершило открытый конкурс на оказание услуг по годовому аудиту бухгалтерской отчетности за 2015 г. В конкурсе приняли участие 2 аудиторские компании. При оценке заявок комиссия из 5 человек использовала такие критерии:
Давайте посмотрим на результаты.
Цена контракта
Значимость этого критерия — 60%, коэффициент значимости критерия — 0,6, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.
№ | Наименование участника закупки | Предложение по цене, руб. | Минимальное предложение | Оценка в баллах | Рейтинг заявки |
1 | ООО «Аудитфинанссервис» | 65 000 | 45 000 | 69, 23 | 41,54 |
2 | ООО «АудитФинансКонсалт» | 45 000 | 45 000 | 100 | 60,00 |
Максимальные 100 баллов по этому параметру получил участник, который предложил меньшую цену.
Рейтинг второго участника вычислили по формуле ЦБ1 = (Цmin/ Цi) х 100.
ЦБ1 — количество баллов, присуждаемых i-нной заявке no критерию “цена”.
Цi — цена в заявке, которая оценивается.
Ц min — минимальная цена, предложенная участником закупки.
Качественные характеристики объекта закупки
Значимость этого критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.
Оценка в баллах — это субъективное мнение членов комиссии. В этом критерии оба участника набрали одинаковое количество баллов — по 100 и с коэффициентом 0,2 заработали в рейтинге по 20 очков.
Квалификация участников закупки
Значимость критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100. Показатели критерия:
не имеется — 2 голоса
не имеется — 2 голоса
Судя по предложению участников, у первого поставщика в штате больше людей, у второго больше опыта работы, а свою деловую репутацию они оценивали субъективно (есть она или нет, на их взгляд). Несмотря на различия в предложениях, заказчик дал одинаковые оценки обоим:
№ | Участник закупки | Оценка, Квалификация | Оценка, Опыт | Оценка, Трудовые ресурсы | Оценка, Деловая репутация | Оценка в баллах | Рейтинг |
1 | ООО «Аудитфинанс сервис» | 15 | 15 | 15 | 15 | 60 | 12 |
2 | ООО «АудитФинанс Консалт» | 15 | 15 | 15 | 15 | 60 | 12 |
Решающим критерием оказалась цена, и по сумме очков в рейтинге победил заказчик № 2 (60+20+12 = 92). Количество баллов зависит от полноты документов, которые прикладывают поставщики к заявке. Они подтверждают тот или иной критерий. Например, в этом случае «опыт» оценивался по количеству исполненных контрактов.
Что поможет вам выиграть закупку?
Оценивайте уже состоявшиеся закупки конкретного заказчика
Например, в протоколе этой закупки видно, что заказчик оценивает заявки по субъективным параметрам. У критерия «качество услуг» самый большой вес — 60%. Это дает возможность делать выбор в пользу нужного поставщика, даже если другой предложил меньшую цену и ненамного проигрывает в опыте или количестве специалистов в штате.
Лучше не тратить силы на закупки, где объективные параметры (цена, опыт работы) имеют гораздо меньшее значение, чем субъективные.
Анализируйте требования заказчиков
Чтобы принять участие в закупках некоторых заказчиков, нужно проходить предквалификацию. Кто-то устанавливает специфические требования: членство в региональных союзах предпринимателей, наличие конкретных сертификатов качества. Какие-то из них действительно помогают отсечь недобросовестных поставщиков, какие-то искусственно ограничивают круг участников. Понять мотивы заказчика можно, например, из того, насколько охотно и внятно он отвечает на запросы о требованиях к поставщикам.
Подавайте заявку как можно раньше
Если в нескольких заявках одинаковые условия, то более высокое место в рейтинге получает заявка, которая поступила раньше других.
Не забывайте про аутсорсинг и аренду
Необязательно иметь в штате специалистов узкой квалификации или специфическое оборудование. Можно указать в заявке, что они будут, а после выигрыша арендовать технику или привлекать специалистов по срочным договорам. Если заказчик в документации не запретил так делать. Например, здесь в проекте договора заказчик сам пишет, что исполнитель имеет право привлекать для исполнения договора третьих лиц.