что означает вальпургиева ночь
Вальпургиева ночь
Как гласит предание, Вальпургиева ночь или Живин день — один из наиболее значительных языческих праздников, посвященный плодородию, началу весны, и один из главных поводов сбора ведьм на шабаш.
Имя празднику дала английская монахиня
Вальпургиева ночь представляет собой то же самое, что и Бельтей, или Майский Канун, и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны.
Название Вальпургиевой ночи связано с именем Святой Вальпургии, Уимбурнской монахини (Англия), приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Но даже после смерти продолжала помогать людям. Все дело, что после того, как останки монахини перезахоронили в скале, из расщелины камней начало вытекать целебное масло, излечивающее от многих болезней. Очень скоро после этого Вальпургу начали почитать как святую. В римском списке святых ее день — 1 мая.
Шабаш ведьм в горах и страна эльфов
Считалось, что в ночь на 1 мая, открывались границы между мирами, а поэтому с самого вечера в Европе зажигали костры чтобы отпугнуть нечисть.
В эту ночь на высокую, недоступную гору Броккен в горах Гарца или Харца (от средневекового немецкого Hart — горный лес) ежегодно слетались на мётлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм, магов и колдунов и проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Ведьмы варили магическое зелье, ибо считалось, что травы в эту ночь обретали чудесную силу. Так ведьмы пытались помешать приходу весны, насылали порчу на людей и скот.
В деревнях накануне Вальпургиевой ночи изгоняли ведьм: их чучела сжигались на кострах, люди обходили дома с факелами, звонили в церковные колокола и т.п.
Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века. Мировую же известность немецкие ведьмы получили, видимо, благодаря Гёте, описавшему, как Мефистофель привозит на шабаш Фауста.
Для северных кельтов Вальпургиева ночь, или как ее иначе называли — Бельтэйн, символизировала окончание зимы и наступление весны — «время большого солнца». Древние кельты верили, что в этот день открываются врата в другой мир, в страну эльфов, гномов и прочих волшебных существ.
Это украшенное дерево или высокий столб, который по традиции устанавливается ежегодно к первому мая на площадях в деревнях и городах почти всех европейских стран.Почти повсеместно 1 мая проносится по селению разукрашенное майское дерево, которое затем водворяется в центре селения; вокруг дерева происходят танцы. Этот праздник начинается еще накануне, в Вальпургиеву ночь. С торжественными обрядами зажигаются майские костры, через которые с песнями перескакивают попарно юноши и девушки, собирающиеся вступить в брак; затем вокруг костров происходят танцы.
По народному поверью, майские огни оберегают от злых духов. В эти же дни избранные юноша и девушка, называемые майским королем и королевой, с торжеством вводятся в селение, чем символически изображается наступление весны. Эта традиция уходит корнями в глубокую древность.
Славяне праздновали Живин день, а не Вальпургиеву ночь
У древних славян, совершенно не знавших святую Вальпургу, этот праздник назывался иначе — Живин день. Славят Живу, дочь Лады, богиню Весны и Жизни, пославшую избавление от Зимы. В ночь этого дня (10-11 Кветеня по славянскому календарю) женщины с метлами совершают ритуальные танцы вокруг костра, отгоняя злых духов, после чего все прыгают через костер, чтобы очиститься от Навий после зимы. Весь день славяне отдыхают, жгут костры по берегам рек, купаются в Весенней Воде.
Приносят ей пироги, хлеб, ленты, венки цветочные.
В Живин день славяне проводили обряды: на приобретение силы, богатства, любви, на очищение и т.п. Считалось, что сны ночью этого дня всегда вещие.
Но, в первую очередь, Живин день — это языческий праздник, который древние славяне посвящали богам, дающим земле самое нужное — плодородие. Наши предки в этот день всячески задабривали богов, просили у них богатый урожай и здоровое потомство.
Все на шабаш: Что можно и нельзя делать в Вальпургиеву ночь?
Древний языческий праздник отмечается в ночь с 30 апреля на 1 мая.
Праздник Вальпургиева ночь существует уже не одно столетие, а его корни тянутся от кельтских племен и германоязычных народов, у которых он распространен по сей день. Сейчас Вальпургиеву ночь в основном празднуют жители Германии, Австрии, Шотландии, Ирландии и стран Скандинавии. Везде праздник называют по-разному.
У Вальпургиевой ночи есть свои необычные традиции, например, у жителей Великобритании сохранился обычай плясать вокруг украшенного цветами шеста 1 мая. Древние кельты жгли костры и выпускали скотину из хлевов после зимовки — этот праздник назывался Белтейн. Важным ритуалом было прогнать животных между двумя рядами этих костров, чтобы избавить их от болезней.
В честь кого назвали Вальпургиеву ночь?
Праздник был назван в честь святой Вальбурги — реальной исторической фигуры. Вальбурга Хайденхаймская родилась примерно в 710-м в Хайденхайме на территории Баварии. Она была дочерью святого и англосаксонского короля Ричарда Уэссекского. Ныне почитается в Римско-католической церкви, а с 2006-го в берлинской и германской епархии Русской православной церкви. Также она является племянницей святого Бонифация.
О чудесах святой Вальбурги вспомнили только спустя 100 лет после ее смерти. Епископ Айдштата решил восстановить ее монастырь и храм, после чего в ночь с 30 апреля на 1 мая ему явилась ее тень. Фото: Globallookpress.com / Dr. Wilfried Bahnmüller
О Вальбурге узнали, когда ее дядя Бонифаций решил создать систему монастырей в Германии. Он призвал к себе миссионерок, среди которых была и его племянница. По преданию, когда Вальбурга и другие женщины плыли на корабле в Германию, разбушевался сильный шторм. Тогда девушка встала на колени и начала молить, чтобы море успокоилось. Стихия отступила, а Вальбургу встречали на берегу с благоговением. С тех она считается и покровительницей моряков.
При жизни Вальбурга служила аббатисой — настоятельницей женского монастыря и даже руководила мужским. Через 100 лет после ее смерти, в 777-м, о святой забыли, но новый епископ Айдштадта, города, возле которого она служила, решил восстановить ее монастырь и храм. После вскрытия могилы Вальбурги Хайденхаймской, ее тень якобы явилась епископу ночью с 30 апреля на 1 мая. Останки Вальбурги перевезли и похоронили в скале, из которой, по преданию, вытекало целебное масло. После этих чудес ее канонизировали и приравняли к лику святых.
С тех пор, подобно Хэллоуину, праздник весны и скота Белтейн и День святой Вальбурги пересекаются по датам. Именно поэтому ночь с 30 апреля на 1 мая называют Вальпургиевой.
Почему Вальпургиева ночь связана с ведьмами?
Точно не ясно, откуда в VIII веке пошло поверье о ведьмах и колдуньях. Возможно, оно появилось во время инквизиции, так как в деревнях проводились ритуалы по изгнанию ведьм. Участники ритуала разводили костер, на котором сжигали соломенное чучело ведьмы.
Бетт Мидлер, Сара Джессика Паркер, Кэти Нэджими в к/ф «Фокус-покус», 1993 год. Фото: Kinopoisl.ru
В Средние века в народе бытовал миф, что именно в Вальпургиеву ночь на шабаш собирается вся нечистая сила. Поверье о ведьмах было отражено и в трагедии «Фауст» Иоганна Вольфганга Гете в главе «Сон в Вальпургиеву ночь».
Что нужно сделать в Вальпургиеву ночь?
Считается, что особая магическая атмосфера ночи с 30 апреля на 1 мая может помочь избавиться от негатива,. Именно поэтому за столетия появилось множество ритуалов, которые можно выполнить в Вальпургиеву ночь.
Чтобы убрать из своих мыслей и дома плохое, а принести только счастье и удачу, зажгите свечу в темной комнате, пишите на листе бумаги все, что тревожит вас в последнее время и сожгите со словами: «Гори оно все синем пламенем!». Бумага и свеча должны догореть до конца, иначе отрицательные вещи так и останется в вашей жизни.
В Вальпургиеву ночь можно привлечь счастье и деньги, но и накликать беду. Фото: Globallookpress.com / Imagebroker / Thilo Frank
Существует ритуал для улучшения финансовой составляющей. Если вы решитесь его провести, то вам нужно тщательно подготовиться. Проводить его нужно строго в первую минуту после полуночи. Приобретите одну золотую свечу, шесть зеленых свечей, девять белых свечей, эфирное масло сосны и соль. Поставьте золотую свечу в центр стола, затем окружите ее зеленым, а зеленые белыми. В первую минуту после полуночи насыпьте соль вокруг белых свечей, а после зажгите золотую, зеленые по часовой стрелке и повторите то же самое с белыми. Обойдите стол трижды, напевая следующие слова: » Трижды Юпитер вокруг Солнца обойдет, деньги мне принесет».
После того, как вы закончили, затушите свечи в обратном порядке.
Деньги можно привлечь с помощью ритуала со свечами, масла сосны и соли. Фото: Globallookpress.com / Bernhard Claßen
Считается, что все сны в ночь с 30 мая на 1 мая — вещие. Обращайте на них внимание и постарайтесь не забыть после пробуждения. Растолкуйте и возможно, они предотерегут вас от ошибки или направят на правильный путь.
Язычники верили, что если на порог насыпать травы или песка, нечистая сила не сможет войти и навредить, пока не пересчитает все травинки и песчинки. Также от ведьм и других нечистых оберегали огнями, зажигая свечи, камины и печи.
Чтобы сохранить молодость и упругость кожи, девушки умывались утренней росой. Знахарки и травницы уходили в лес на ночь за растениями, так как считалось, что в Вальпургиеву ночь они наделяются магическими свойствами.
Что нельзя делать в Вальпургиеву ночь?
В магическую ночь нельзя приносить в дом с больным человеком сирень. Яркий запах растения может заманить больного в мир мертвых. В России сирень 1 мая еще не начинает цвести, но если вы увидите веточки дерева в цветочном магазине и захотите их купить, то откажите себе в этом удовольствие на несколько дней.
Не приносите домой сирень, если болеет кто-то из ваших домочадцев. Фото: Globallookpress.com / Galina Barbieri
В Вальпургиеву ночь нельзя надевать на себя ту одежду, в которой вы пережили негативные эмоции. Считается, что ткань сохраняет отрицательную энергию и только усилит ее в эту ночь. Кроме того, не надевайте одежду черного цвета.
Не надевайте одежду, в которой вы пережили негативные моменты жизни. Фото: Globallookpress.com / Arkadius Kozera
Следите за своими словами. Особенно не произносите те, которые «призывают» нечистую силу, например, черт. Кельты и скандинавы верили, что агрессия и бранные слова могут сделать вас игрушкой в руках потусторонних сил.
Что такое Вальпургиева ночь
Вальпургиева ночь (англ. Walpurgis night, нем. Walpurgisnacht) — праздник, который отмечается в ночь с 30 апреля на 1 мая в Германии, Швеции и Финляндии. Однако существуют разновидности этого праздника в Чехии, Эстонии, Словении, Латвии и Литве.
Это весенний праздник, который немного похож на Хэллоуин.
Традиции Вальпургиевой ночи
В некоторых частях Германии люди наряжаются в костюмы, что делает этот праздник похожим на Хэллоуин в Соединённых Штатах.
Некоторые люди любят «отгонять злых духов» при помощи фейерверка.
На праздник люди могут развешивать весеннюю листву вокруг своего дома, чтобы притянуть удачу. Существует также традиция оставлять кусочки хлеба, покрытые маслом и мёдом для собак-духов, которые, по древним поверьям, путешествуют от дома к дому.
В тех странах, где отмечают этот праздник, обычно устанавливаются огромные костры, которые могут быть более 8 метров в высоту.
Вальпургиева ночь в Германии
В Германии эту ночь также иногда называют Hexenbrennen — сжигание ведьм.
По легенде именно в Германии происходили те сборища ведьм, где они якобы встречались с сатаной и планировали всевозможные беды для людей.
В 21-м веке традиции немного изменились. Но этот праздник продолжает быть одним из любимых.
Самым главным городом этого праздника считается город Тале в районе Гарц, именно там, по преданиям, ведьмы и собирались.
Деревни и города рядом с Брокен (гора, на которой встречались ведьмы) в это время года заполняются тысячами гостей, которые гуляют вокруг огромных костров. Многие поднимаются и на вершину горы.
В Германии люди наряжаются в костюмы, как на Хэллоуин. Этот праздник проходит с шумом, песнями и танцами. Продолжает существовать традиция с кострами. Всё это, по легенде, отгоняет злых духов.
Вальпургиева ночь в России
В эту ночь в России существует несколько традиций:
Однозначно эта ночь и в России считается особенной, хотя сам праздник Вальпургиева ночь ещё не так популярен.
Вальпургиева ночь у славян
Славяне отмечали начало весны и плодородие, одновременно существовало и поверье про главный шабаш ведьм на Лысой горе.
У древних славян этот праздник назывался «Живин день». Он был посвящён Живе, богине плодородия и рождения. В этот день осуществлялись различные обряды на удачу в любви, на очищение и т. д.
В этот день люди пытались задабривать богов, чтобы получить урожайный год.
История Вальпургиевой ночи
Этот праздник имеет свои корни в древних языческих обычаях и суевериях. Люди проводили ритуалы, которые, как они считали, ускорят наступление весны и обеспечат плодородие их сельскохозяйственных культур и домашнего скота. Пытаясь отпугнуть злых духов поджигались огромные костры.
Первоначально этот праздник отмечался только высшим классом, но в конце 19 века эта традиция стала популярной и среди студентов. На данный момент Вальпургиева ночь отмечается в нескольких странах и всеми сегментами обществ.
Христианство было введено в 8-м веке, но многие хотели продолжать праздновать свои языческие традиции. Они соединили свой праздник с легендой о святой Вальбурге (монахиня христианского монастыря Хайденхайм). Таким образом люди праздновали свои языческие традиции в день канонизации христианской святой Вальбурги и приписывали ей свои праздники.
Почему Вальпургиева ночь так называется?
Вальпургиева ночь — это праздник Святой по имени Вальбурга Хайденхаймская (710 – 777 г. н. э.), ещё её называют Вальпурга или иногда Вальпургия.
Она распространяла в Германии христианство и одновременно изучала медицину. Она вошла в историю тем, что открыла монастырь и, как считалось, каким-то образом победила колдовство.
Это главная ночь ведьм
Согласно древним легендам, эта ночь является последним шансом для ведьм создать какие-либо неприятности до наступления весны. Считается, что в эту ночь они собираются на свой ша́баш на горе Брокен, самой высокой вершине в парке Гарц (в Германии). Там они танцуют и веселятся.
Считается, что в это время легче всего «преодолеть грань» между нашим миром и «потусторонним», как на Хэллоуин.
Значение фразеологизма Вальпургиева ночь
Если это словосочетание употребляется в качестве фразеологизма, то имеется в виду безумное и безудержное празднество, аж «до потери сознания».
Почему святая Вальпурга была покровительницей ведьмы, и что происходит в Вальпургиев день
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Две Вальпурги
Вальпург или Вальпургий, на самом деле, прославилось две. Одна, чей день почитания приходится как раз на первое мая, была святой. Она жила в восьмом веке в Англии и происходила из святой семьи. На самом деле, семья была обычная, но со временем отец и два брата Вальпурги стали святыми, а мать — блаженной. Кроме того, святым стал и её дядя. Что интересно, Вальпургу почитают не только католики, но и Российская православная церковь — она местночтимая святая для православных в Германии.
Функций у Вальпурги много. Например, она покровительствует морякам, отводя от них бури, крестьян, больных и рожениц, а также тех, кто за роженицами ухаживает. Так что она была святой покровительницей и второй Вальпурги, по фамилии Хаусман, акушерки, которую казнили как ведьму.
В шестнадцатом веке в Европе разразилась охота на ведьм, и среди основных жертв её были акушерки — сейчас предполагают, что врачи таким образом устраняли конкурирующую структуру. На момент ареста Вальпурге Хаусман было не меньше шестидесяти лет, и до того про неё не было слышно ничего плохого. Однако под пытками женщина призналась в убийстве сорока одного младенца и двух рожениц, а также девяти коров, лошади и большого количества свиней и гусей. Всё во славу Сатане. Вальпурга также призналась в том, что вызывала град, чтобы уничтожать посевы, и предавалась плотским утехам с демоном, участвовала в шабашах и богохульствовала.
Несмотря на то, что бедная женщина призналась во всём, что от неё хотели услышать палачи, ей не отплатили лёгкой смертью. После пыток она не могла ходить, так что её посадили в большую корзину и понесли по улице, время от времени останавливаясь, чтобы разорвать или отрезать какую-нибудь часть тела. Только после этой жуткой процессии женщину сожгли, а пепел развеяли над рекой.
Костры и хороводы
Не все сходятся во мнении, называется ли одна из самых любимых ведьмами, по версии средневековых верующих, ночь по имени бедной акушерки Вальпурги или в честь следующего за ней дня. В любом случае, принято считать, что именно в эту ночь ведьмы собираются на большой шабаш. Даже в тех странах, где Вальпургу и не вспоминают, эта ночь называется как-нибудь вроде Ночь ведьм (во Франции) или Ведьмин костёр (в Чехии).
По поверьям, ведьмы праздновали эту ночь примерно так. Они прилетали на лысую гору или в другое подходящее место с любовником-чёртом (возможно, гоголевский чёрт подкатывал к Солохе в том числе для того, чтобы было, с кем появиться на шабаше по весне) и кланялись Сатане — хозяину праздника. После небольшого доклада с итогами года в области проклятий и злодеяний ведьмы объедались разными яствами, но притом на столе не было ни хлеба, ни соли — по поверьям, имеющим ещё языческие корни, нечистая сила не любит ни того, ни другого. Наконец, сытые и пьяные, ведьмы с чертями принимались водить хоровод. Музыкант при этом обязательно сидел на дереве, а играть мог на особой скрипке (которую вообще часто считали немного колдовским инструментом) или на лошадиной голове простой палкой, и тогда музыка сама по себе была колдовством.
Понятное дело, на случай, если ведьмам захочется побольше развлечений, во многих странах в эту ночь держали оборону: зажигали костры и даже могли показательно в нём сжечь чучело ведьмы.
Очень старый Новый год
На самом деле всё то же, что ведьмы ночью, традиционно делали добрые христиане потом поутру — только без Сатаны, конечно. Водили хороводы, накрывали праздничный стол, украшали всё вокруг (и себя тоже), цветами. Именно поэтому учёные предположили, что изначально Ведьмина ночь — преломление взгляда на праздник, который мы знаем под ирландским именем Бельтайн, новогоднюю ночь язычников. По видимости, церковь боролась с альтернативным календарём как атрибутом чуждого культа и буквально демонизировала многие моменты, связанные с этим праздником, так что он разделился в народном сознании на две части: простую встречу весны и зловредный людям сатанизм. Дневная часть — хорошо, ночная — плохо.
У лужицких сербов, чехов, словаков, на юге Англии первого мая традиционно устанавливали майское дерево. У англичан также можно было наряжаться человеком-деревом, а итальянцы носили по улицам ветки деревьев, увитые лентами.
У восточных славян на это время тоже приходился большой праздник. С христианизацией он превратился в день Еремея Запрягальника. В этот день у сербов по улицам деревень ходили девушки с колокольчиками или бегали юноши с криками, отпугивающими змей с полей. Изгоняли в этот день змей и болгары — по крайней мере, проводили разные «волшебные» обряды, чтобы те уползли скорее. В Воронежской области на кострах готовили майскую кашу, а донские казаки проводили разные обряды на поле, после чего начинали сев.
В наше время Бельтайн или Вальпургиеву ночь любят праздновать неоязычники, викканки, любители эзотерики, сатанисты и фанаты Ирландии, что вызывает негодование у священников буквально всех христианских течений.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вальпургиева ночь 21+
Ночь с 30 апреля на 1 мая является совершенно особой и называется ночью ведьм или Вальпургиевой ночью.
В ряде стран Европы в эту ночь отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским традициям. Название происходит от дня св. Вальпурги (Вальбурги), сестры св. Виллибальда, аббатиссы бенедектинского монастыря в Вимборне, канонизованной в 778 году, память которой совершается 1 мая.
Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний
5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко
Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей
В этот день ведьмы и колдуны готовились к шабашу, который происходил на высокой горе. В одном из лучших эзотерических кинофильмов 20 века «The Devil Rides Out» (1968) показано такое колдовское сборище (великий шабаш) в Вальпургиеву ночь. В общем, стоит присмотреться к окружающим — нет ли в их поведении чего-нибудь странного в этот день? Не готовятся ли они куда-нибудь пропасть этой ночью? Ведь, как говорил Мефистофель одной ведьме в трагедии «Фауст» Гете:
«При случае получишь ты награду;
В Вальпургиеву ночь мне можешь намекнуть».
В книге М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» о шабаше говорится следующее:
«Послушаем, что говорил народ в доброе старое время о шабашах. Прежде всего взглянем на процедуру подготовки к шабашу. С этою целью дамы, желавшие принять в нем участие, должны были, как известно, натираться особенною мазью. О составе и свойствах этой мази мы находим сообщения, между прочим, у много раз уже упомянутого нами Иоганна Вира.
Вот что он говорит: «Они (т.е. ведьмы) кипятят младенца в медной посудине и вытопившийся жир счерпывают и хранят, тщательно спрятавши, пока в нем будет надобность. На этом жире и составляется волшебная шабашная мазь». Но для этого к жиру надо прибавить еще много разных снадобий: водяной петрушки (цикуты), аконита, тополевого листа, сажи. «А то делают еще так, — продолжает Вир, — делают смесь из поручейника (Sium, растение сем. зонтичных), касатика, дикого винограда, крови летучей мыши, волчьих ягод и деревянного масла. Делают и другие смеси, подобные вышеописанным».
Прежде чем натереться мазью, ведьма сначала крепко растирает все тело насухо, чтобы оно разгорелось и покраснело, а потом уже наводит мазь. Делается так, «дабы привлечь в тело жар и раскрыть то, что было сжато холодом», т.е., удобопонятнее говоря, дабы раскрыть поры тела, подготовить его к лучшему всасыванию мази. «И так уверены они, что будут унесены ночью, при свете луны, по воздуху на бал, на музыку, на танцы и в объятия прекрасных молодых людей, о которых они мечтают».
Как совершается путешествие на шабаш? Об этом повествует нам Дельрио, ученый и благочестивый автор книги «Контроверсы и магические изыскания, изданной в 1611 году.
Чаще всего поездка на шабаш совершается верхом на палке, которая для этого намазывается особой мазью. Это снадобье имеет тот же состав, как и описанные Виром мази. В него входит, как существенная составная часть, жир маленьких детей, которых обязательно доставляет ведьмам сам дьявол. Он, впрочем, только предоставляет им случай овладеть младенцем, а уж убивают его они сами.
Итак, ведьмы садятся верхом на эту палку, натертую волшебною мазью, либо натираются ею сами и садятся на вилы, на метлу, иной раз на быка, на козла, на пса… Значит, экипаж у них бывает разнообразный. Усевшись на что бы то ни было, ведьма вылетает обязательно через печную трубу и мчится по воздуху на дьявольское собрание.
Кадр из фильма «Выход дьявола» 1968 года
По прибытии на место дорогую гостью встречает хозяин пиршества — сам дьявол в образе козлища или пса.
Сатанинский бал освещается страшными огнями, испускающими густые клубы черного дыма. Слетающиеся со всех сторон ведьмы воздают поклонение дьяволу; знаками этого поклонения являются особые позиции тела; так, например, ведьмы приседают на корточки и вместо того, чтобы склонить голову пред демоном, закидывают ее назад или становятся с ним спина к спине.
Иные усердные поклонницы преподносят дьяволу черные свечки или вырезки из тела младенцев и прикладываются к нему устами. Всякого рода посрамления церковной обрядности и надругательства над гостией, конечно, являются жертвами, наиболее угодными дьяволу.
Время препровождение на шабашах поясняется в рассказе того же автора. Прежде всего идут танцы, а потом садятся за стол, щедро уставленный всякими блюдами. Иногда чрезвычайно вкусными и лакомыми, а иногда разною гнилью и гадостью, — это уже, смотря по достоинству гостей. За столом располагаются в различном порядке.
Иногда около каждой ведьмы садится ее кавалер-дьявол; так и сидят парами. Иногда же дамы садятся по одну сторону стола все в ряд, а с ними визави-кавалеры, тоже все рядом. Перед едою произносится нечто вроде благословения яства и пития, но, конечно, в богохульном смысле. И заканчивается трапеза тоже возглашениями подобного же рода.
Танцуют обязательно держась спина к спине. Иногда на балу бывает музыка — скрипки и гобои, иногда все танцующие поют и пляшут под свое пение. Иной раз присутствовавшие на шабаше гости оставались с открытыми лицами, иной раз маскировались. Эта предосторожность считалась не лишней среди ведьм, потому что на шабаше могли быть самые неожиданные и неприятные встречи близких соседок или даже родственниц.
Обыкновенно пиршество заканчивалось тем, что каждая ведьма отдавала хозяину пиршества, т.е. сатане, подробный отчет во всех пакостях, которые ей удалось совершить со времени последнего их собрания, причем удостаивалась либо похвалы и награды за рвение, либо нагоняя за нерадивость; нерадивых иногда тут же жестоко били.
Замечательно еще, что по шведскому народному верованию главною приманкой на шабашах является еда.
Можно было бы подумать, что шведы великие чревоугодники, но, кажется, этого за ними не было замечено, и лишь по части выпивки они, сколько нам известно, тонко понимают дело. На шведских шабашах застольное пиршество — главный номер в программе увеселений.
Народные сказания приводят даже полное меню шабашного стола: щи с салом, овсяная каша, коровье масло, молоко и сыр. Меню в своем роде характеристическое. Верно, не очень-то сытно жилось народу, коли он мечтал о таких пирах, как о чем-то достижимом лишь при посредстве продажи души дьяволу! После застольного пира ведьмы принимались для развлечения драться между собою.
Как правильно применять Руны
Книга для новичков в Таро
Запишись и получи подарок!
Хозяин бала, дьявол Антессер, ежели бывал в добром расположении духа, принимал участие в этих забавах и собственноручно хлестал ведьм прутьями и при этом во все горло хохотал. Иногда, будучи в особо благодушном настроении, он услаждал своих гостей игрою на арфе. От брака демонов с ведьмами, по шведскому поверью, нарождались на свет жабы и змеи.
Отмечена еще одна любопытнейшая подробность шведских сказаний. Иногда дьявол, присутствовавший на шабашах, оказывался больным. Чем именно и в чем выражалась болезнь, об этом история умалчивает; но зато объясняется, что гости шабаша усердно ухаживали за больным хозяином и лечили его — ставили ему банки.
Эта же веревочка, привязанная к ножу, загнанному в стену, оказывала еще другую добрую услугу. Стоило, держа ее в руке, думать о своем враге, чтобы этот враг в то самое время почувствовал жесточайшие мучения, боли и корчи. Шведские колдуны и ведьмы могли даже наповал убивать своих недругов, взмахнув по воздуху деревянным ножом.
Заведя речь о шабашных игрищах, нельзя мимоходом не упомянуть о суккубах и инкубах, вера в которых распространена у всех индоевропейских народов.
Такими названиями обозначают демонов, принимающих вид либо мужчин (инкубы), либо женщин (суккубы), и в таком виде вступающих в плотскую связь с людьми. Блаженный Августин в своем «Граде Божьем» признает плотские союзы человека с, демонами. Он говорит, что есть особые демоны, которых франки его времени называли dusii и которые главным образом специализировались на таком способе соблазна слабых смертных.
Изобличенные и преданные суду ведьмы давали бесчисленные показания о своих плотских неистовствах с демонами. Из этих показаний видно, что лукавый проявляет в своей нежности известную разборчивость; он различает красивых женщин от безобразных.
В трактатах «De semina diabolorum», каких немало было издано учеными демонологами, настойчиво указывается (и опять-таки по показаниям ведьм) на то, что ласки демонов не только не доставляют никакого упоения, но, наоборот, порождают страх и ужас. По нашему народному, очень поэтическому сказанию огненный змей, посещающий женщин, изводит и сушит их.
Но связь с дьяволом не всегда остается бесплодной. Вспомним Роберта Дьявола, Мерлина; они оба были порождения женщины и черта. Многие благочестивые современники Вольтера, как известно, были пресерьезно убеждены в том, что он порождение дьявола, отнюдь не в переносном, а прямом смысле.
В старое время народ охотно приписывал такое происхождение всяким уродам. Дельрио (см. выше) описывает некоторых из этих чудищ-порождений от женщины и нечистого духа. Так, он приводит в пример какого-то великана, которого будто бы видели в Бразилии. Он был ростом в 17 локтей (что-то вроде трех сажен), кожа на нем была, как на ящерице, руки, как львиные лапы, глаза, метавшие огнь и пламя, и «язык таковой же» (не понимаем, что это значит). В 1240 году в Саксонии, в лесу, изловили тоже каких-то чудищ «с получеловечьим обличьем».
В 1278 году какая-то женщина в Швейцарии родила ни более, ни менее, как льва; другая, в 1271 г., в Павии, — кота; третья, в Брессе, — собаку; четвертая разродилась тройнею: сначала родила человечью голову, потом змею с двумя ногами и, наконец, поросенка, цельного и надлежаще сформированного. «Сомнения нет, — заключает Дельрио, — что все это породил с теми женщинами сам демон, принимавший вид всех этих зверей и чудовищ». Случалось, что женщины, зачавшие от дьявола, разрешались дымом и бурными ветрами, которые внезапно вырывались у них из тела.
Знаменитый Пико де Мирандола утверждает, что знал человека, который сорок лет сожительствовал с суккубом. Он звал его Армелиной и видел его в форме красивой женщины. Но видел ее он один.
Идя с нею по улице, среди народа, он с нею разговаривал, а люди на него глазели и дивились, с кем это он говорит, потому что никого не видели подле него, и считали его помешанным (в чем, без сомнения, ни на волос и не ошибались). Но Мирандола, очевидно, верит, что этот злополучный маньяк на самом деле сожительствовал с чертовкой, да и кто в его время (XV стол.) усомнился бы в этом!
Связавшиеся с демоном, все равно с инкубом или суккубом, кончали обыкновенно весьма печально. Так, Гион в своей книге «Разные поучения» рассказывает, что одна греховодница, соблудившая с дьяволом, вдруг вся страшно вспухла. Она полагала, что эта полнота не что иное, как беременность, но вместо того у ней проявилась какая-то мучительная болезнь, в которой ни один врач ничего не мог понять.
В 1580 году какой-то молодой дворянин Лимузинской области во время охоты в лесу встретил злого духа, принявшего вид обольстительной красавицы. Он не устоял против соблазна, но после этого грехопадения у него во всем теле начался адский жар, который через три дня свел его в могилу.
Гулар тоже занес в свою любопытную книгу немало историй с суккубами и инкубами. Вот одна из них. В 1602 году некий французский дворянин ехал себе путем-дорогою, и вдруг навстречу ему из леса выбежала прелестная молодая девушка с воплем о помощи.
На нее напали разбойники, убили ее спутников, сама она едва-едва спаслась. Наш рыцарь посадил ее к себе на коня, привез в ближайшее местечко. Остановился с нею в гостинице, предложил ей подкрепиться пищей. Но девица, все еще насмерть испуганная, не хотела ни есть, ни пить и, вдобавок, не соглашалась ни на шаг отстать от своего спасителя.
Так что ему и на ночь пришлось расположиться с ней в одной комнате. Он приказал приготовить две кровати и сам улегся на одну из них. Но ему что-то не спалось, да„ вдобавок, он имел неосторожность засмотреться на свою спутницу в то время, когда она раздевалась.
Утром, когда он проснулся, его спутницы уже не было: она исчезла. Он прождал ее до полудня, потом уехал. Но едва он выехал за город, как на него с явным вызовом в бой кинулся какой-то вооруженный всадник, неведомо» откуда взявшийся.
Когда они съехались, приготовившийся к битве дворянин вдруг с ужасом узнал в своем противнике ту самую девицу, пред чарами которой
он так постыдно не устоял. И он увидал, что это был дьявол.
Полумертвый от страха, дворянин начал громко творить молитву. Дьявол, конечно, исчез, но бедному грешнику пришлось худо. Он поспешил вернуться домой, смиренно исповедался в своем грехе; но им уже овладела какая-то изнурительная немочь, от которой он очень скоро скончался».