что означает величина p при расчете крестовин
Расчет крестовины и контррельсов
Минимальная длина цельнолитой крестовины
Длина крестовины слагается из минимальных длин ее передней hmin и хвостовой pmin частей.
Рис. 5. Схема определения минимальной длины цельнолитой крестовины.
Значения hmin и ρmin находят из условия, чтобы выступающие за головку рельса детали стыка на одной рельсовой нити не мешали расположению деталей стыка на другой нити и чтобы были возможности установки, смены и содержания в исправности этих деталей и стыка в целом. При этом не допускается строжка путевых рельсов, примыкающих к крестовине.
где: – длина стыковой накладки (800 мм.);
t2 – ширина желоба крестовины; (62мм.);
λ – расстояние от точки изгиба усовика до торца накладки. Принимается равным 100мм.
При определении хвостовой части крестовины ρmin следует учесть минимальный зазор между подошвами примыкающих рельсов 2Е:
где B – ширина подошвы рельса, 150 мм;
b – ширина головки рельса, 75 мм;
2V – размер подошвы усовых рельсов, обеспечивающих нормальную постановку или снятие первого болта, 173 мм;
– длина двухголовой накладки, 800 мм;
х1 – расстояние от торца накладки до оси первого стыкового отверстия, 80 мм;
– минимальный зазор между кромками подошвы рельсов, принимаем равным 10 мм;
N – показатель марки крестовины.
При расчетах h и ρ величину стыковых зазоров δ(h) и δ(ρ) принимают равными нулю для уменьшения ударного эффекта при проходе колёс по крестовине.
Полная теоретическая длина крестовины будет равна:
Практическая длина крестовины
Полученные значения hmin и ρmin должны быть откорректированы исходя из равномерного распределения переводных брусьев и рационального размещения крепёжных деталей. При этом практическая длина крестовины пр должна быть не меньше теоретической длины, но не более чем на величину одного пролёта или одного расстояния между осями брусьев ai.
При определении практической длины крестовины должны быть выполнены следующие условия:
— брусья в пределах крестовины располагаются по нормали к биссектрисе угла крестовины α;
— расстояния между осями брусьев ai принимают равным в пределах 500-545 мм;
— брусья под крестовиной должны располагаться так, чтобы сечение сердечника в 20 мм располагалось по оси переводного бруса;
— расстояние между осями стыковых брусьев С принимают равным 440 мм при рельсах Р50 и С = 420 мм при рельсах Р65 и Р75.
Рис. 3.6. Расчетная схема раскладки переводных брусьев в пределах крестовины.
85
Определяем количество брусьев под крестовиной. Количество брусьев n может быть только целым, поэтому к значениям и
добавляются поправочные значения
и
при условии что
Таким образом количество брусьев под крестовиной с учетом поправки равно:
Полная практическая длина крестовины будет равна:
Размеры усовиков
Геометрические размеры усовиков устанавливают исходя из взаимосвязи с размерами крестовины и возможности стыкования типовыми элементами (накладками).
Рис. 7. Размеры усовиков.
Проекция отрезка усовика в пределах “вредного” пространства x равна:
где tr – расстояние между рабочими гранями усовиков в месте их первого изгиба (горло крестовины). Для стрелочных переводов с шириной колей 1520 мм желоб tr = 62 мм.
Обозначим через γ угол удара колеса в усовик крестовины при движении экипажа по прямому пути в противошерстном движении. Величина этого угла может быть определена по зависимости:
0,02109
где ty1 – ширина жёлоба в крестовине.
Ширина жёлоба в крестовине устанавливается из условия обеспечения безопасности прохождения колёсных пар подвижного состава. Критерием безопасности служит предотвращение заклинивания колёсных пар между рабочими гранями контррельса и усовика, т.е. ty1 – величина нормируемая. В расчётах принимаем ty1 = 45 мм.
На участке xy2 производится отвод усовиков под углом удара γу. На основании опыта эксплуатации принимают γу = 0,8γ (γу = 0,0168), но во всех случаях γу не должна превышать γ. При принятом значении γу длина участка xy2 определяется по формуле:
где ty2 – ширина жёлоба в конце участка направляющей части, нормируется в пределах 64 – 68 мм; в расчётах принимаем ty2 = 64 мм.
Длина улавливающей (раструбной) части усовика ху3 в практике равна 150 – 200 мм, а ширина жёлоба ty3 = 86 – 90 мм. В расчётах принимаем Xу3 = 150 мм; ty3 = 86 мм.
Возможность установки типовых накладок в хвосте крестовины определяется условием, чтобы К ≥ 0,51 . Величину К можно установить из соотношения:
Размеры контррельса.
Контррельсы направляют колёса подвижного состава в соответствующий жёлоб и предохраняют сердечник у острия от горизонтальных давлений и ударов. Размеры контррельсов также связаны с размерами отдельных частей крестовины.
Рис. 8. размеры контррельса.
Расчетная схема для определения размеров контррельса составлена исходя из соблюдения следующих условий:
— прямолинейная часть контррельса должна перекрывать
расстояние от горла крестовины tг до сечения сердечника,
имеющего ширину bс = 40 мм запасом в каждую сторону 150-300 мм;
— направляющая часть контррельса должна иметь угол удара;
— возможность стыкования контррельса с путевым рельсом типовыми
Ширина желоба tк1 на прямолинейном участке Хк1 устанавливается из условия ненабегания гребня колеса на рабочую часть сердечника крестовины, является величиной нормированной и равняется 44 мм.
Длина прямолинейного участка согласно расчётной схемы определяется по формуле:
Принимая tr = 62 мм, bc = 40 мм, tgα = 0,0769, получим:
Длина отводов контррельса на участке Xк2 будет равна:
где tk2 – ширина жёлоба в конце участка направляющей контррельса, принимается такой же, как и в усовиках, 64 – 68 мм;
Величина γк для типовых конструкций стрелочных переводов принята на основе экспериментальных исследований в зависимости от скорости движения и рекомендуется:
— при скорости движения по прямому пути до 140 км/ч значение γк = 0 о 56 ’ 36 ’’ ;
— при скорости движения по прямому пути до 160 км/ч значение γк = 0 о 34 ’ 13 ’’ ;
Размеры улавливающей части контррельса принимаются:
где Sn – 1520 мм – ширина колеи по прямому пути;
Vo – 72,8 мм – ширина головки рельса.
Определение основных параметров крестовины
Стрелочные переводы должны иметь крестовины следующих марок:
2) стрелочные переводы, по которым пассажирские поезда проходят только по прямому пути перевода, могут иметь крестовины марки 1/9. Допускается отклонение пассажирских поездов на боковой путь по стрелочным переводам марки 1/9, если замена таких переводов на марку 1/11 вызывает переустройство стрелочных горловин станций, осуществить которое в данное время не представляется возможным;
3) на приемо-отправочных путях грузового движения – не круче 1/9;
4) на прочих путях – не круче 1/8.
Основными параметрами крестовины являются: угол α крестовины, передний вылет h крестовины, задний вылет p крестовины.
Расчет крестовины стрелочного перевода выполняется в следующей последовательности:
1) определение крестовинного угла по заданной марке крестовины
Согласно заданию, марка крестовины М равна 1/ N, где N – натуральное число. Если то
где 1/ N – значение марки крестовины (например, 1/11, 1/22 и т.д.).
Таблица 1.1 – Углы крестовин и их тригонометрические функции
Марка кресто-вины, М
Тригонометрические функции угла a/2
Продолжение таблицы 1.1
Значения углов и их тригонометрических функций для дальнейшего расчета заносятся в таблицу 1.2.
Таблица 1.2 – Угол заданной крестовины и его тригонометрические функции
Марка крестовины, М | Угол крестовины, a | sin a | cos a | tg a | sin a/2 | cos a/2 | tg a/2 |
2) определение крестовинного угла по заданной марке крестовины
Расчет производится для цельнолитой или сборной конструкции крестовины типа общей отливки сердечника с наиболее изнашиваемой частью усовиков.
Расчёт сводится к определению размеров крестовины (рисунок 1.3) по рабочим граням рельсов:
n – передней (усовиковой) части – расстояния от начала усовиков до математического центра крестовины;
m – задней (хвостовой) части – расстояния от математического центра крестовины до стыка сердечника с примыкающим рельсом (рисунок 1.3), которые вычисляют в зависимости от конструкции крестовины, указанной в задании.
Рисунок 1.3 – Расчетная схема крестовины
3) определение теоретического (минимального) размера nт
При обычном накладочном стыке определение длины передней части nmin ведется из условия обеспечения возможности свободного изъятия первого по отношению к математическому центру стыкового болта.
Минимальный передний вылет (n т) сборной крестовины типа общей отливки сердечника с наиболее изнашиваемой частью усовиков определяют по формуле:
, (1.1)
где В – ширина подошвы рельса, мм (таблица 1.3);
b г – ширина головки рельса, мм (таблица 1.3);
2 v – расстояние между подошвами усовых рельсов, обеспечивающее постановку первого болта, мм (таблица 1.3);
l н – длина стыковой накладки, мм (таблица 1.3);
x – расстояние от конца накладки до оси первого болтового отверстия, мм (таблица 1.3).
Минимальный передний вылет (n т) цельнолитой крестовины определяют по формуле:
, (1.2)
где t г – ширина желоба в горле крестовины, мм (таблица 1.3).
Значения указанных величин для расчета крестовин типа Р50, Р65 и Р75 приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 –Основные размеры для расчета крестовин
Тип крестовины | В, мм | bг, мм | 2v, мм | lн, мм | x, мм | с, мм | t г, мм |
Р75 | 150 | 75 | 181 | 800 | 80 | 420 | 64 |
Р65 | 150 | 75 | 173 | 800 | 80 | 420 | 64 |
Р50 | 132 | 70 | 185 | 820 | 50 | 440 | 62 |
4) определение теоретического (минимального) размера mт
Длина заднего вылета крестовины определяется возможностью расположения за крестовиной двух рельсов без строжки их подошвы.
Минимальный задний вылет (m т) сборной и цельнолитой крестовины одинаковый и определяется по формуле:
, (1.3)
где 5 – расстояние между подошвами рельсов, подходящих к хвосту крестовины, которое необходимо для того, чтобы не строгать подошвы этих рельсов.
5) определение полной теоретической (минимальной) длины крестовины
Полная теоретическая длина крестовины определяется по формуле:
(1.4)
6) определение полной практической длины крестовины
Определяется из условия рационального распределения брусьев под ней и конструктивного оформления всего узла.
Практическая длинапередней n, хвостовой m частей и крестовины в целом lк определяется из условия раскладки брусьев, при которой, как правило, приходится удлинять переднюю или хвостовую часть крестовины.
При расположении брусьев соблюдают следующие условия:
1) передний и задний стыки располагают на весу;
2) прогрессивным решением является устройство сварного стыка в месте примыкания путевых рельсов к передней и хвостовой частям сборной крестовины, что существенно снижает динамические воздействия от подвижного состава;
3) сечение сердечника шириной 20 мм располагается в середине пролёта (наибольшие удары колес происходят при перекатывании их с усовиков на сердечник до его ширины 20 мм, т.е. на длине д = 110 мм от математического центра крестовины);
4) пролёты между осями брусьев ai принимаются, как и под стрелкой, равными (0,85…0,95) пролёта между шпалами на перегоне. Последний же зависит от эпюры шпал, т.е. от их количества на 1 км. При рельсах Р50, Р65 и Р75 эпюра шпал на перегоне в прямых участках пути составляет 1840 шт. на 1 км, что соответствует пролёту 546 мм. Пролёты под стрелочным переводом следует проектировать кратными 100, 50, 10 или 5 мм, т.е. порядка 500-550 мм;
5) брусья перпендикулярны биссектрисе угла крестовины.
Порядок распределения брусьев под крестовиной:
1) определяем расстояние АВ между крайними стыковыми брусьями (рисунок 1.4) по прямому направлению по формуле:
, (1.5)
где с – стыковой пролёт (его величина стандартная и зависит от типа рельса (таблица 1.3));
d к – зазор в стыках крестовины, d к = 0 мм.
Схема раскладки брусьев под крестовиной приведена на рисунке 1.4 и в приложении А.
Рисунок 1.4 – Схема раскладки брусьев под крестовиной
2) на отрезке АВ распределяем положение брусьев целым числом N пролётов а порядка 500 – 550 мм, кратных 5 или 10 мм.
3) если положение брусьев на отрезке АВ не распределяется без остатка, то принимаем решение увеличить длину крестовины, при этом добавка D в АВ, необходимая для раскладки брусьев, определяется по формуле:
, (1.6)
где а – принятый при раскладке брусьев пролёт (500-550 мм);
N – натуральное число: 1, 2, 3, 4, 5, …
Чтобы не удлинять стрелочный перевод, крестовину удлиняют за счет переднего вылета, величина D чаще добавляется к теоретической длине передней части крестовины. Тогда практическая длина переднего и заднего вылетов определяются по формуле:
и
(1.7)
Если же добавка D добавляется в хвостовую часть, то в этом случае практическая длина переднего и заднего вылетов определяются по формуле:
и
(1.8)
В дальнейшем в расчётах будут использоваться только практические значения mпр и nпр, поэтому для упрощения они будут обозначаться без индексов – m и n.
Полная практическая длина крестовины определяется по формуле:
(1.9)
Перед математическим центром крестовины Ок (рисунок 1.2) прямой участок k (прямая вставка) по боковому пути должен заходить за передний стык крестовины не менее чем на половину длины стыковой накладки.
Прямую вставку в стрелочном переводе k устраивают для того, чтобы:
1) обеспечить прямолинейное направление движения колес экипажа ещё до входа в горло крестовины;
3) избежать изгиба усовика;
4) иметь одинаковые в плане контррельсы по прямому и боковому путям.
Тогда величина минимальной прямой вставки составит:
(1.10)