что означает восток дело тонкое
Восток – дело тонкое. Эта фраза из фильма «Белое солнце пустыни», поставленного по сценарию писателя и драматурга Рустама Ибрагимбекова, стала крылатой, часто употребляемой, когда речь заходит о людях восточных, их обычаях и традициях. Но в полном смысле значение этого афоризма можно понять лишь непосредственно столкнувшись с культурой мусульманских народов, общаясь с их представителями, которые пояснят многое, не совсем понятное иноземцам в их традициях, жестах. В этих странах большое значение имеет жест, своего рода поступок глубокого содержания и смысла, который иногда не сразу понятен, но когда становится ясным его содержание, он оказывает сильное эмоциональное воздействие на того, для кого этот жест предназначен. А уж у европейцев, не знакомых с обычаями восточных народов, некоторые подобные жесты вызывают удивление и до конца прочувствовать то же, что и люди Востока, может не каждый европеец.
Приведу для примера один такой жест из книги писателя Ордубади «Тавриз туманный». Книгу читал давно, под рукой её нет, а потому небольшую историю из приключений героя в Иране, происшедших в начале прошлого века, приведу своими словами.
Однажды шах Ирана узнал, что у одного из ханов есть самый прекрасный розарий в стране. Иран всегда славился своими розариями, а розы разводили очень старательно и со вкусом. А слава о лучших розариях распространялась по всему Ирану и хозяева их очень дорожили ими, они были предметом их гордости. Потеря таких цветников, истинных произведениях тончайшего искусства воспринималась, как трагедия. Существовала целая теория о красоте розы, её ценители могли многое рассказать об этом.
— Глупец, как же ты посмел вырубить свой розарий, если ты знал, что я специально еду, чтобы полюбоваться им?
— О великий шах, я вырубил его для того, чтобы Вы могли полюбоваться красотой линий самой красивой розы моего розария. Я не хотел, чтобы остальные цветы мешали этому.
— Отпустите хана. За твой поступок проси всё, что захочешь. Я ценю твою щедрость и преданность мне.
Вот такой удивительный жест хана, пожертвовавшего своим любимым розарием ради шаха, был по достоинству оценён и вознаграждён им.
Восток дело тонкое.
Восток – дело тонкое
Когда 35 лет назад в фильме «Белое солнце пустыни» была впервые произнесена фраза «Восток – дело тонкое», мы сразу приняли ее на веру. И образ этого самого востока, а имелся ввиду (и по фильму) восток ближний, мусульманский, сложился у нашего поколения окончательно и бесповоротно.
А что же это значит, как это следует понимать, в чем тут тонкость никто из нас и не знал. Казалось, что «тонкое» значит действовать там надо осторожно, не размахиваясь, прислушиваясь и присматриваясь. «Тонкое» – стало быть, надо смотреть на нюансы и интонации. «Тонкое», это что-то плохо понятное, что нужно разглядывать пристально, под микроскопом, отметая иллюзии первого впечатления.
Вот так, это мои воспоминания о моих впечатлениях 35 летней давности. Потому что за последние двадцать три года ничто так не изменилось в моем сознании, как отношение к этой сентенции!
Восток – дело тонкое.
А я тут как раз и живу.
Первый разбор предложения мне пришлось произвести очень быстро, не дожидаясь конца первого года жизни в Израиле. В то время я работал в частной фирме, в которой были заняты арабские рабочие. Большая часть их жила в Бейт-Лэхеме (Вифлееме), и мне приходилось часто отвозить их до шлагбаума на въезде на контролируемые территории или забирать утром на служебной машине. Мне все интересно, а тут такой народ рядом, такая удача, можно спокойно поговорить (в меру моего тогдашнего языкового уровня) с теми, кто воюет с нами уже около 100 лет. Я задавал много вопросов об их отношении к террору, войне, мирному сосуществованию разных народов и вообще вел себя вполне в духе классового интернационализма, как и диктовало мне мое советское воспитание. И как приятно было слушать их правильные ответы, наполненные тем же самым смыслом и той же самой дружбой народов. Особенно мне нравился один паренек, он и говорил хорошо на иврите, и потому говорил много, больше других, и был просто достоин высшей отметки по «интернационализму», «классовой солидарности» и «мирному сосуществованию».
И я, конечно, (как тот любопытный слоненок из сказки Киплинга) спешил этим своим открытием поделиться со всеми своими новыми товарищами по работе. Один из них, звали его Узи, сказал мне: «А знаешь ли ты, мой дорогой, что на прошлой неделе этого твоего Мухаммада поймали в Бейт-Лэхеме за бросанием камней в проезжающие еврейские машины? И Майк (а это был наш хозяин и директор) ездил к пограничникам его выручать?» Я был в полном недоумении и тут же выслушал первое объяснение по теме.
— Ты для него кто? Ты начальник, ты хоть и не его работодатель, но от тебя тоже в его работе что-то зависит. Поэтому эти отношения к откровенности не ведут, тебе всегда будут говорить ровно то, что ты хочешь услышать. И они очень хорошо знают, что тебе будет приятно.
Твой собеседник говорит тебе, только то, что тебе хотелось бы от него услышать.
Получив этот урок, мне оказалось намного легче понимать политические процессы Ближнего Востока. Вот приезжает к нам какой-нибудь политический деятель, лидер или министр европейской державы. Эти уважаемые люди привыкли, что даже в рамках дипломатического протокола собеседники не врут, если затрагивают тему, а лишь слега вуалируют свои мысли, следуя этикету. Посетив Рамаллу (нынешняя столица палестинской автономии) и возвращаясь в Иерусалим, они с воодушевлением сообщают израильскому руководству, что у нас есть надежный партнер для переговоров, что он полон стремлением к миру и лишь хотел бы доказательств ответного стремления израильской стороны.
Я не знаю в точности, как реагируют наши политики, но могу полагать, что по протоколу. За исключением, может быть, Авигдора Либермана, который в бытность свою министром иностранных дел, был и выглядел белой вороной дипломатического мира.
А я вспоминаю Мухаммада, и теперь уже ничему не удивляюсь.
Другие уроки пошли гораздо легче и быстрее. Переговоры Израиля с лидерами Палестинской автономии о постоянном урегулировании чрезвычайно сложны. Они содержат несколько независимых направлений, таких как границы, проблемы безопасности Израиля, наличие палестинских беженцев, наличие израильского населения на контролируемых территориях, статус святых для каждой религии (или для обеих) мест. Отдельной проблемой является статус Иерусалима, аннексированного Израилем в 1967 году, а внутри Иерусалима статус старого города, наполненного святыми местами для иудеев, мусульман и христиан и, кроме того, представляющего жемчужину туризма.
Казалось бы естественно, с точки зрения человека, воспитанного в западной ментальности, что в таком клубке взаимоотношений компромисс неизбежен. Ни одна сторона не сможет получить всего, что считает правильным. Ты уступаешь в одном, тебе уступают в другом, в результате находится компромисс, не удовлетворяющий ни одну из сторон, но решающий главную проблему, ради которой весь сыр-бор, так сказать.
Но это на Западе, а Восток – дело тонкое. Понятие компромисса отсутствует в восточной ментальности. Всегда и любыми средствами следует добиваться выполнения всех своих требований.
Тот, кто готов отказаться от части своих требований, рано или поздно откажется от всех.
Израильтяне готовы к компромиссу. Практически не осталось людей, которые думают, что можно в результате переговоров получить все, что хотелось бы. И эта готовность расценивается как слабость, надо только быть упорными, настойчивыми и можно будет получить все. Так думает значительное большинство населения и лидеры автономии.
Если мы хотим посчитать, сколько компромиссных предложений Лиги Наций, Британии (владелицы мандата на управление Палестиной), ООН и других организаций, комитетов и стран отвергли арабские представители, то в Википедии по этому адресу есть полная информация об этом.
Поэтому, кстати, никогда не заканчиваются конфликты между арабскими семьями и кланами, как в Израиле, так и на контролируемых территориях, а также между арабскими странами. Их требования обычно противоречивы, и согласовать их невозможно.
На востоке есть парочка интересных понятий: одно из них «худна», которое на другие языки переводится как «перемирие» (употребляется в отношениях между странами или организациями). Но это не совсем так, это перемирие, которое временно и для сторон не обязательно по определению. Оно может быть нарушено любой стороной без объявлений и объяснений. Иная его трактовка не носит восточного характера. Последите за историей, например ирано-иракского конфликта. Сколько договоров, сколько, на первый взгляд компромиссных соглашений было заключено, и они всегда денонсировались при первых признаках слабости противника.
Другим понятием является «сульха» – замирение (употребляется в отношениях между людьми). Но и это не совсем так: на западе, когда люди мирятся, предмет их спора исчерпан в процессе примирения. Но восток – дело тонкое, сульха не предполагает решения проблемы спора, а лишь прекращение открытого конфликта, относительно которого стороны согласились, что он вреден для обоих.
Компромисса-то, как понятия, нет.
Сила должна применяться каждый раз, когда в этом есть необходимость. Если ты ее не применяешь, значит, либо ее нет, либо есть другая сила, которая препятствует этому.
В какой-то момент в арабской среде активно распространялось убеждение о том, что «Израиль это колосс на глиняных ногах» или «Бумажный тигр», ну что-то в этом роде. А на самом деле он, Израиль, панически боится интифады (народного восстания), бросания камней, террористов смертников, ракетных обстрелов юга страны и вообще, всякого нарушения его нормальной жизни. В Ливане, Хизбалла также приняла тезис, что угроза ракетного обстрела остановит Израиль. То есть на востоке бытовало мнение, что на самом деле силы нет, что Израиль это аморфное государство европейского типа, не способное к военным действиям, связанным с нарушением нормальной жизни и большими жертвами гражданского населения.
После ряда операций в Газе и второй ливанской войны, мнение изменилось. Сегодня на палестинской улице считают, что основная причина, по которой Израиль не применяет имеющуюся у него военную силу тотально (так как это делается на востоке) это наличие третьей силы, которой он, Израиль, боится. И такой сдерживающей силой являются европейские страны и США, к мнению которых и следует апеллировать, поставляя им необходимый материал. Эта атака названа в прессе «делигитимацией Израиля». Представить, что есть моральные обязательства перед, непосредственно не участвующим в конфликте, населением, и что именно они и являются основной сдерживающей силой, на востоке не могут. Здесь нет никаких моральных обязательств перед мирными жителями в процессе войны, здесь не понимают, почему израильская армия посылает СМС жителям Газы перед атакой.
Вот еще один, совсем свежий пример: массовые изнасилования в Сирии, как солдатами правительственных войск, так и повстанцами. И, даже, в лагерях сирийских беженцев на турецкой и иорданской территориях зафиксированы такие случаи. Ведь приютившие беженцев страны тоже восточные, а на востоке свои правила игры. Например, такое.
Нет никаких причин считаться с теми, кто слабее тебя.
Иерархические структуры есть необходимый элемент современного общества. Есть они и у нас, в странах, так называемого, первого мира, на Западе. Но применение их ограничено местом работы, в какой-то степени политикой. В остальном человек западного образа жизни свободен и участвует во множестве отношений построенных на принципе равенства. Давно нет иерархии в семье, даже понятие «глава семьи» исчезает из лексикона, нет иерархии во множестве структур систем образования, общественных групп, организаций некоммерческого характера. Наконец, принципиально нет никакой иерархии в Сети, продукта творчества западной цивилизации. И мой сайт, и сайт Яира Лапида, министра финансов Израиля, равноправны. Они наверняка отличаются популярностью, но это не иерархия.
Но восток – дело тонкое, и ошибиться тут нельзя. На востоке иерархия выстраивается естественно и в любом обществе, и любой организации. И, конечно, в семье: есть отец – непреложный глава семьи, есть мать, постепенно уступающая свою вторую позицию взрослым сыновьям, есть дочери, ни в каком возрасте не поднимающиеся в иерархии выше своих братьев. Немало братьев отправились в израильские тюрьмы за «наказание» своих сестер, совершивших оскорбление семьи, выразившееся в самостоятельном выборе своих партнеров. Есть иерархия клана, иерархия есть в каждой арабской деревне, везде.
Особенно интересно наблюдать это в межгосударственных отношениях. ООН, в которую входят все государства планеты, имеет слабую иерархичность: постоянные члены Совета безопасности – высшая каста, все остальные формально равны. На востоке это неприемлемо, и иерархию в межгосударственных отношениях приходиться устанавливать, если можно так сказать, де факто. Поэтому столь редки взаимные визиты государственных деятелей на востоке, в отсутствии формальной иерархии бывает крайне трудно решить, кто и к кому поедет первым. Встречи обычно происходят на форумах, где этот вопрос не возникает. А стол – круглый.
Израиль не только в этой ситуации, но и во всех других, выглядит как неадекватная ближневосточная сущность. Наши лидеры, министры и политики едут в любую ближневосточную страну, если это требуется в интересах государства, не требуя взаимности. Этот факт до сих пор вызывает пренебрежительную реакцию принимающей стороны, по протоколу скрываемую, но проявляющуюся в прессе.
К этому правилу примыкает другое. Об уважении. Уважение должно не только оказываться в соответствии с твоим местом в иерархии, оно всегда есть индикатор твоего истинного положения в глазах оппонента. Цветистость и преувеличенность в речах, если вслушаться, имеет свои градации.
Вообще напыщенность есть основная фактура Ближнего востока.
Уважение есть понятие абсолютное. Оно должно проявляться должным образом и в строгом соответствии с иерархией. Его не адекватное выражение считается оскорблением.
Свою позицию, ее силу и важность, следует подчеркивать при каждом удобном случае. Слабость позиции противника, прежде всего, относительно моей собственной, следует также подчеркивать при каждом удобном случае. Недавно Израиль принес извинения также за гибель людей на «Мармаре», считая это оперативной ошибкой при задержании. Реальная ситуация, по справедливости, этого, безусловно, не требовала. Турецкий премьер-министр и его министр иностранных дел празднуют большую победу: они утвердили свое место в иерархии, заставив младшего партнера вести себя в соответствии с рангом. Мы услышали по этому поводу множество ближневосточных текстов, восхваляющих силу и важность Турции, характер и мудрость ее руководителей, и слабость Израиля, конечно.
У нас не все согласны с этим поступком. Основной довод: в нем больше вреда (для морали солдат), чем пользы (для действий политиков). Были даже опросы, показавшие, что против больше половины населения. Но наша страна действительно неадекватная сущность на Ближнем востоке, она делает то, что считает нужным и выгодным для себя, а не то, что диктуют нам правила поведения нашего региона.
Любая ложь и любое искажение информации у нас на востоке в принципе допустимо. Между событием и его описанием нет прямой связи. По существу, любая точка зрения является всего лишь точкой зрения, столь же допустимой, как и любая другая.
Истину знает один Аллах. Всем остальным, в лучшем случае, известна лишь ее часть. Твоя точка зрения всегда должна быть выгодна тебе.
Иерусалим, апрель 2013
. дело тонкое, Петруха.
кадр из ф-ма
Восток – дело тонкое. Эта фраза из фильма «Белое солнце пустыни», поставленного по сценарию писателя и драматурга Рустама Ибрагимбекова, стала крылатой, часто употребляемой, когда речь заходит о людях восточных, их обычаях и традициях. Но в полном смысле значение этого афоризма можно понять лишь непосредственно столкнувшись с культурой мусульманских народов, общаясь с их представителями, которые пояснят многое, не совсем понятное иноземцам в их традициях, жестах. В этих странах большое значение имеет жест, своего рода поступок глубокого содержания и смысла, который иногда не сразу понятен, но когда становится ясным его содержание, он оказывает сильное эмоциональное воздействие на того, для кого этот жест предназначен. А уж у европейцев, не знакомых с обычаями восточных народов, некоторые подобные жесты вызывают удивление и до конца прочувствовать то же, что и люди Востока, может не каждый европеец.
Приведу для примера один такой жест из книги писателя Ордубади «Тавриз туманный». Книгу читал давно, под рукой её нет, а потому небольшую историю из приключений героя в Иране, происшедших в начале прошлого века, приведу своими словами.
Однажды шах Ирана узнал, что у одного из ханов есть самый прекрасный розарий в стране. Иран всегда славился своими розариями, а розы разводили очень старательно и со вкусом. А слава о лучших розариях распространялась по всему Ирану и хозяева их очень дорожили ими, они были предметом их гордости. Потеря таких цветников, истинных произведениях тончайшего искусства воспринималась, как трагедия. Существовала целая теория о красоте розы, её ценители могли многое рассказать об этом.
— Глупец, как же ты посмел вырубить свой розарий, если ты знал, что я специально еду, чтобы полюбоваться им?
— О великий шах, я вырубил его для того, чтобы Вы могли полюбоваться красотой линий самой красивой розы моего розария. Я не хотел, чтобы остальные цветы мешали этому.
— Отпустите хана. За твой поступок проси всё, что захочешь. Я ценю твою щедрость и преданность мне.
Вот такой удивительный жест хана, пожертвовавшего своим любимым розарием ради шаха, был по достоинству оценён и вознаграждён им.
Восток дело тонкое
По поводу различия Востока и Запада написано множество различных толкований, но ни одно из них не объясняет, почему Восток дело тонкое, понятия фашизм, антисемитизм и многое другое? Я просто расскажу, как формировалось мое восточное мышление, и попытаться объяснить правильно ли понимаем известные понятия выраженные словами? И если бы вырос на Западе, то возможно мое мышление было бы другим.
На фото в начале статьи моя бабушка, мама, наша невестка и дядя. Моя бабушка была образованной женщиной той эпохи, владела знаниями: математикой, астрономией, восточной литературой и поэзией, знала несколько языков и свободно могла читать и объясняться на них, а также в совершенстве знала Коран. И мне повезло, что у меня была такая бабушка!
Бабушка научила меня пространственно мыслить, кропотливо объясняла естественные закономерности, происходящие в природе. Знание этих законов позволило понять литературу, поэзию, священные книги, разбираться в людях и решать сложные задачи. Она убеждала меня в необходимости знания трех основных языков персидского, арабского и греческого, на которых изложены духовные богатства, законы природы и ценности цивилизаций. А также учила, как решать сложные задачи и разбираться в технических устройствах, главное необходимо понять принцип работы того или другого устройства. В общем, я получил домашнее великолепное восточное образование.
Рассмотрим, как Восток воспринимает священную книгу, Библию: Иисус Христос своим ученикам: «Заповедь даю Вам новую – любите друг друга». Из этой заповеди следует, что только любовь делает Человека с большой буквы. Поэтому в Библии сказано, что любовь это Бог, а вера ее основа. Душа человека, воспроизводит любовь, которая влияет и на наш разум, и на наше тело. Науке и даже нашему разуму непостижимо это идеальное понятие. Любовь доступна, если человек атеист, но придерживается естественных законов природы, а верующий соблюдает заповеди пророков и душа их чиста. Поэтому не все способны любить, а только те у которых чистая душа! На эту тему написаны поэмы, романы, картины и снято много фильмов. Поэтому русский классик А. Куприн считал, что только 1% человечества способен любить, а Л. Толстой сказал: «99% семей живут не счастливо, но делают вид, что живут счастливо». Несчастьем не только для человека, но и для государства оборачиваются нарушение любых естественных законов природы – божьих. Трагедия постигла и наше атеистическое Советское государство, где в Храме Веры построили Безверие. Чем это закончилось, на примере трех поколений отца, сына и внука, показано в фильме грузинского кинорежиссера Тенгиза Абуладзе «Покаяние», который был высоко оценен Православным миром многих стран.
Многие, наверное, смотрели трагический фильм или театральную постановку Уильяма Шекспира «Король Лир», если нет, то советую обязательно, посмотреть этот фильм. Что же хотел сказать нам великий Шекспир? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны разобраться, что такое власть. Власть не создается и не возникает из ничего, она зависит от материальных ценностей, которые и создают власть. Власть и материальные ценности создают свободу. Как видим и здесь те же закономерности, что связано и с любовью. Допустим, мы живем в коммунальной квартире, в которой одна комната ваша. В этой комнате все материальные ценности принадлежат вам, тогда ваша власть в пределах этой комнаты, ваша свобода в кубатуре этой комнаты. Здесь вы можете распоряжаться всеми вещами и делать все, что вам угодно. Но если вы зайдете в чужую комнату, то здесь ваша власть и свобода заканчиваются. Этот простой пример применим и к государству в целом. Король Лир нарушил эти закономерности, он разделил государство между тремя дочерьми, а себе оставил королевскую власть. Без материальных ценностей его королевскую власть никто не признал, и в итоге выкололи ему глаза. А младшая дочь отказалась от всего, отчего на территории подвластной ей воцарился хаос, и ее повесели. Вот по такому сценарию и развалили СССР. Когда Ельцин громко объявил, что все что находится на территории союзных республик, принадлежит им, Советская держава развалилась на страны СНГ. Но если сказали бы, все что построено в союзных республиках Центром, остается за ним, то ни одна из союзных республик не решилась бы на самостоятельность. СССР можно было реорганизовать, и наша страна стала бы могучей державой. Вот о чем нас предупреждал Уильям Шекспир.
Как мы с Вами видим любовь, власть, это простые слова, но каждое слово связано с определенными понятиями и закономерностями, зная эти закономерности, мы с Вами сможем разобраться в сложных процессах, происходящих в природе, обществе и в поведении человека, а также разобраться и в художественной литературе. В советское время много было написано книг о культе личности Иосифа Сталина, если собрать эти книги, то ими можно было бы запрудить все реки России. Однако никто не объяснил нам, что такое культ личности? Если мы установили законы, то мы должны их соблюдать. Культ личности появляется там, где нарушаются законы. Если мы отдаем предпочтение личности, а не закону, будь это в семье, на работе или на государственном уровне, то этим мы сами создаем культ личности. Иными словами, когда предпочтение выше закона, это и есть культ личности. Опять мы сталкиваемся с закономерностями. В советское время законы строго соблюдались, понятие культа личности появилось после смерти Сталина. Хрущев захотел стать новым вождем – отцом народов СССР, и опустился до откровенной лжи, объявив о разоблачении культа личности Сталина, которое не удалось нашим злейшим врагам, к сожалению, подавляющее большинство это приняли за истину!? Откровенная ложь испортила наши отношения с Китаем, народ недоумевал, почему это происходит, причины происходящего не объясняли, а китайцы с восточным мышлением реально понимали пагубную ложь Хрущева в пользу Запада.
Но есть и темная сторона в понятиях, их обычно называют дьявольскими. Например, слово «политика». Исчерпывающее определение этому слову дал Владимир Ленин: «Политика это завуалированные интересы третьего лица, кто это не поймет, тот всегда будет обманутым». Это когда политик мыслит одно, говорит другое, а поступает противоположно тому, что замыслил и что сказал. Поэтому в средствах массовой информации постоянно разоблачают политику той или иной страны. По этому поводу в советские времена были анекдоты «армянского радио». Как-то этому радио задали вопрос, что такое политика? Радио спрашивает слушателей: « Видели ли вы, как писает комар? естественно, никто это не видел. – Вот политика еще тоньше». Как мы видим даже в анекдотах много полезной информации, так как анекдоты сочиняет народ, таким способом выражая свое отношение к понятию «политика».
Для достижения своей цели, большинство политиков пользуется специальными знаниями и способами воздействия на психику аудитории. Из психологической науки известно, чтобы закрепить в сознании человека определенные действия, необходимо у него повысить в крови адреналин, затем, вложить нужную информацию, и резко понизить адреналин. Рассмотрим этот процесс на конкретном примере. Дети часто чавкают за столом, и порой трудно их отучить от этой привычки. Когда им делаете замечание по этому поводу, они не понимают, что это плохо. И многим родителям, приходится долго и мучительно отучивать эти неприятные привычки детей. Чтобы быстро избавить ребенка от этой привычки, мы ему говорим: «Кто чавкает, тот похож на свинью!». Ждем 6 секунд, это необходимое время, чтобы адреналин в его крови повысился до максимума. После чего нам нужно дать разрядку, для этого сообщаем ему: «Все животные, когда жуют, смыкают губы, и только свинья не может это сделать». Таким способом, мы вложили в сознание ребенка эту информацию на всю жизнь, и он мгновенно перестает чавкать во время еды. Эти приемы часто используют политики, а также недобросовестные производители в своих рекламных роликах.
Что такое капитализм старшее поколение хорошо знает из трудов Энгельса, Маркса, Ленина и Сталина, а нынешнее поколение это ощутило на собственной шкуре. С коммунизмом ясно, что это далекая несбыточная мечта человека создать рай на земле, к которому мы должны постепенно приближаться. Для этого мы должны упорно трудиться, чтобы, хотя бы немного приблизиться к поставленной цели. Нашлись вожди подобные Никите Хрущеву, торжественно провозглашавшие, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме, очередная ложь!? Но из Библии мы знаем, что рая на земле не может быть, это потустороннее понятие, за что Православная Церковь была гонима. А что такое «социализм» нам до сих пор никто не объяснил. Энгельс и Маркс ничего о социализме не написали, Ленин не успел сказать. Есть только одно его высказывание: «Социализм это электрификация всей страны плюс Советская власть». Сталин умышленно промолчал, только Горбачев в 1988 году написал книгу «Социализм с человеческим лицом», которую написали за него, за счет госбюджета страны, группа специалистов из ВНИИСИ АН СССР, где также не дано определение понятия социализма. Сегодня не могут дать определение слову «терроризм», хотя президентам Америки часто задают этот вопрос. Понятие «демократия» разные политики трактуют по-своему. На этом кратком изложении о закономерностях хочу остановиться, надеюсь, что Вы, понимая восточную логику, сможете самостоятельно определить те или иные понятия, заключенные в словах.
Сегодня никто не отрицает, что люди Востока и Запада привыкли мыслить по-разному. Это не зависит от этнической принадлежности, имеющие свои традиции и обычаи, а от той среды, где вырос человек. Образование играет исключительную роль в становлении личности, поэтому государство должно взять под свой строгий контроль все вопросы, связанные с подготовкой молодого поколения, в противном случае нас постигнет участь Украины!
Западные идеологи с рыночным мышлением и рыночными отношениями не понимают, что Китай играет с Западом по их правилам, создав внутри своей страны все атрибуты капитализма, включая биржи западного образца. Но все это витрина для Запада, а за витриной все восточное и западные атрибуты ничего не решают, все в руках государства.
Восток мыслит пространственно и способен, понять закономерности заключенные в словах, а у Запада плоское мышление и они рассматривают слово по одному фактору. Вот почему говорят: ВОСТОК ДЕЛО ТОНКОЕ!