что означает выражение тяжела ты шапка мономаха
Тяжела ты, шапка Мономаха!
(значение фразеологизма) — о тяжести власти, ответственности.
Цитата из трагедии «Борис Годунов» (1825 г.) русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837), сцена «Царские палаты» (1831 г.).
Шапка Мономаха это символ российской власти периода средних веков. Покрытый золотом и драгоценными камнями головной убор получил в дар киевский князь Владимир Мономах от византийского императора (и своего деда) Константина IX Мономаха. Шапка Мономаха изготовлена предположительно в конце 13 – начале 14 века.
Сейчас она находится в Оружейной палате Московского кремля.
В поэме Пушкина А.С. Царь Борис Годунов с тревогой рассуждает:
Я чувствовал: вся кровь моя в лицо
Мне кинулась — и тяжко опускалась.
Так вот зачем тринадцать лет мне сряду
Все снилося убитое дитя!
Да, да — вот что! теперь я понимаю.
Но кто же он, мой грозный супостат?
Кто на меня? Пустое имя, тень —
Ужели тень сорвет с меня порфиру,
Иль звук лишит детей моих наследства?
Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй — и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
В словарях
✍ Примеры
«Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть VI, глава XIV, Облонский говорил Левину, заметив его ревность по отношению жене:
«Тяжела шапка Мономаха! — сказал ему шутя Степан Аркадьич, намекая, очевидно, не на один разговор с княгиней, а на причину волнения Левина, которое он заметил»
Тяжела ты, шапка Мономаха!
Тяжела ты, шапка Мономаха!
Из трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина (1799—1837). Это заключительные слова сцены «Царские палаты», которые произносит царь Борис Годунов, после того как узнает, что в Литве объявился самозванец:
Кто на меня? Пустое имя, тень —
Ужели тень сорвет с меня порфиру,
Иль звук лишит детей моих наследства?
На призрак сей подуй — и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
«Мономах» (по-древнегречески «Единоборец») — прозвание некоторых византийских императоров. В Древней Руси так стали называть великого князя киевского Владимира Всеволодовича (1053—1125) — Владимира Мономаха, по имени его матери — дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Поскольку от князя Владимира стали вести свое происхождение и московские цари, то великокняжеский венец (шапка Мономаха) стал неотъемлемым атрибутом власти царя всея Руси.
Церемония восшествия на трон стала включать в себя и торжественное водружение на голову будущего царя всея Руси специально изготовленного царского венца (шапки Мономаха) — венчание на царство.
После того как в период правления Петра I Россия стала империей (1721 — 1725), вместо обряда венчания на царство, типичного для Московской Руси, стала устраиваться церемония коронации, и на смену архаичному царскому венцу пришла корона Российской империи, которая стала выполняться придворными ювелирами (Иеремией Позье и др.) в европейских традициях. Обычно для каждого государя, вступающего на императорский трон России, изготавливалась своя, особая корона.
Цитируется: как жалоба на тяжелую долю, большую ответственность руководителя, лидера и т. д.
Тяжела ли шапка Мономаха?
Шапка Мономаха — главная царская шапка великих князей и царей, символ самодержавия на Руси. Относится к числу древнейших регалий Оружейной палаты Московского Кремля. Внешне представляет собой золотой головной убор с соболиной опушкой, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, увенчана крестом. На Руси полусферическая форма шапки с опушкой символизировала небо и солнце. Устремлённый ввысь наконечник «соединял» носившего с предками и легитимизировал его власть через связь с божественным.
Вес шапки Мономаха — 993,66 грамма.
По мнению историка Г. Н. Бочарова, шапку создали в Москве из золота великокняжеской казны во времена правления Василия II. Исследователь С. Н. Богатырёв подтверждает эту гипотезу примерами других исторических артефактов, собранных из фрагментов более древних предметов. По версии Богатырёва, шапка Мономаха была собрана из деталей шлемов обоих сыновей Ивана Красного — Дмитрия Донского и княжича Ивана. Анализ завещаний великих князей позволил предположить, что золотые пластины происходили из шлема-шишака Ивана Красного. Эту гипотезу подтверждает расположение орнаментальной окантовки пластин: угловые элементы зигзагообразного узора направлены в разные стороны, как если бы части двух очень похожих головных уборов были сложены в одно целое. При этом на I конструктивной стадии золотые пластины, вероятно, были соединены встык — об этом свидетельствует отсутствие соединительных отверстий. Дополнительным аргументом в пользу этой теории является наличие звёздчатого основания в навершии шлемов-шишаков, аналогичного по креплению навершию шапки Мономаха. Предположительно, шлемы братьев-князей перешли во владение Ивана III в составе белозёрской казны в 1486 году от внука Дмитрия Донского Михаила Верейского-Белозёрского. К тому моменту уже были утрачены некоторые детали, шлемы даже могли храниться разобранными. Поэтому при создании шапки Мономаха мастера использовали пластины с несовпадающим узором.
Шапка Казанская — золотой филигранный венец из числа регалий русских царей — царских шапок, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Этот венец был изготовлен для первого русского царя Ивана Васильевича сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Московскому государству (1552) и принятия Иваном титула царя казанского.
В описи 1642 г., составленной по указу царя Михаила Федоровича, перечисления примет Казанской шапки следующие: «Шапка Казанская золотая с чернью, городы прорезные золоты, в ней каменье лалы и бирюзы и зерна гурмицкие в гнездех; наверху на спне камень лал, под каменем и поверх каменя два зерна гурмицких больших; пушена соболем, подложена атласом червчатым. Влагалище бархат черн, внутри бархат червлен, петли и ручки серебряны, белы. Из тое шапки лал снят и положен на новую шапку, которая делана при Ефиме Телепневе в 1627 г., а в то место положен тумпаз желт».
В описи царской казны 1682 г. значится: «Шапка золотая сканная с чернью Казанскаго Царя Симеона, на ней наверху яхонт желт; наверху и на исподе яхонта, два зерна гурмицких, в ней тридцать три лала, осьмнадцать бирюз да двенадцать бирюзок маленьких, двенадцать зерен половинчатых, влагалище деревянное оклеено сверху бархатом зелёным, изнутри тафтою червчатою».
Описание шапки Казанской в описи 1702 года:
«Шапка золотая сканнаго дела Царя Казанскаго. На верху той шапки яхонт жёлтой на спне золотом, цена сто рублев.
Два зерна жемчужных, десять рублев. На верхнем яблоке двенадцать яхонтовых искор красных, цена по десяти алтын камень, итого три рубля двадцать алтын. Двадцать бирюз, цена рубль. На всей шапке четырнадцать лалов, по четыре рубли камень итого пятьдесят шесть рублев. Осьмнадцать бирюз, цена всем три рубли. Двенадцать зерен жемчюжных половинчатаго бурмицкаго, двенадцать рублев. Весом та шапка золото с каменьем и жемчюгом, и с серебром — четыре фунта семьдесят шесть золотников. Золота положено на пример четыре фунта, а золотниками иметца триста восемьдесят четыре золотника по рублю по десяти алтын золотник, итого четыре ста девяносто девять рублев шесть алтын четыре деньги. Всего той шапке цена: шесть сот восемьдесят четыре рубли двадцать алтын.»
Корона (Шапка) Большого Наряда или Шапка Астраханская — драгоценный венец, сделанный под руководством Ефима Телепнёва, дьяка кремлевской Оружейной палаты в 1627 г. для царя Михаила Федоровича. Она была главным украшением парадного царского одеяния — «Большого», или «Первого» Наряда.
Корона эта сделана по образцу Шапки Мономаха, однако имеет западноевропейский, ренесансный декор. Потому-то она называлась в описаниях «шапкой фрясской» (фряжской, то есть на западный манер). Она имеет металлический корпус, состоящий из двух «корон», украшенных в целом 177 драгоценными камнями и жемчужинами. Нижняя «корона» имеет 6 зубчиков, верхняя — 3. К нижней части металлического корпуса присоединен соболиный мех.
Вот описание короны 1628 года:
« «Шапка, что делана в Приказе в золотов дела в 1627 году при думном дьяке при Ефиме Телепневе. В нижней коруне поставлено: яхонт лазорев велик четвероуголен; два яхонта лазоревых, один осмиуголен, а другой четвероуголен; два яхонта лазоревых четвероугольны, один продолговат; 12 яхонтиков лазоревых же не больших, одиннадцать осмиугольны, а другонатцатой четвероуголен; пять лалов больших четвероугольных; три лала осмиугольны; 6 яхонтиков червчатых небольших; 6 изумрудов не малы четвероугольны, один продолговат; 11 изумрудцов небольших. Да в ту же коруну поставлено 24 алмаза. В верхней коруне поставлено: один яхонт червчат четвероуголен; 18 яхонтиков червчатых; 20 изумрудов, одиннадцать в шести углах; два лала один осмиуголен, а другой четвероуголен; 4 яхонта лазоревых, три осмиугольны, а четвертой четвероуголен. Да в ту же верхнюю коруну поставлено 21 алмаз. Да наверху на коруне поставлен лал велик, что снят с Государевы Казанские шапки. Да в ту же Государеву верхнюю коруну поставлено по верх большово лала на закрепке зерно гурмицкое велико. Да под лалом в исподе в пятый раз на спне зерно гурмицкое не мало, плосковато. Да в верхнюю же и в нижнюю коруну на городках и границ каменья поставлено в гнездех и в репьях 60 зерен гурмицких больших и среди и небольших» »
Весит корона 4 фунта 78 золотников без меха (около 1,5 кг). Она никогда не использовалась для коронаций монархов. С момента организации Петром I постоянного собрания Оружейной палаты в 1703 г. корона постоянно находится в ее составе.
Шапка алтабасная («Сибирская») царя Ивана V Алексеевича — одна из русских государственных регалий, царских шапок.
Изготовлена в 1684 году. Алтабасная — то есть из золотой ткани. Для украшения Алтабасной шапки использовались украшения, снятые с Алмазной шапки Фёдора Алексеевича.
По описной книге 1689 г. она описана следующим образом:
«Шапка третьего наряду, запоны и дуги нашиты по алтабасу. Нижней венец запоны яхонты червчатые; в том же венце напереди две запоны, а в них по алмазу. В дугах двадцать запон, а в них по алмазу; да промеж дуг четыре запоны; в первой запоне два яхонта червчаты, два алмаза, два изумруда, да пять зерен гурмицких, на спнях. В другой в средине изумруд, по сторонам два алмаза, три яхонта червчатых, три зерна гурмицких на спнях. В третьей в средине яхонт лазоревой, по сторонам два алмаза, три яхонта червчатых, три зерна гурмицких на спнях. На четвертой в средине изумруд, по сторонам два алмаза, три яхонта червчатых, три зерна гурмицких на спнях. На верху яблоко золотое, на нем десять яхонтов червчатых, десять изумрудов. На яблоке крест золотой с яхонты, да три зерна гурмицких. Под крестом изумруд сквозной».
В настоящем состоянии алтабасной шапки недостает против этого описания двух бурмицких зерен на первой запоне и бывшего под крестом сквозного изумруда, который, без сомнения, снят на шапку первого наряда. В описи 1702 г. цена алтабасной шапки — 909 рублей.
Бриллиантовая корона царя Ивана V Алексеевича (Шапка алмазная) — драгоценный венец, бывшая царская регалия, которая хранится в Оружейной палате Московского кремля. Это одна из двух корон, которые были изготовлены около 1687 г. русскими мастерами Оружейной Палаты для Больших Нарядов братьев-соправителей. Эта корона принадлежала царю Ивану V Алексеевичу.
Корона имеет двойной металлический каркас. Внутренний представляет собой золотое чеканное полушарие, к которому прикреплён внешний каркас, который представляет собой сплошную плетёнку из золотых украшенных алмазами узоров. Пологи расположены в разных ракурсах, и бриллианты в них находятся в разных ракурсах. Поэтому при ярком свете блеск эти камешки «играют» своим блеском, переливаются ещё более впечатляюще. К нижней части внешнего каркаса присоединена диадема, которая состоит из 12 алмазных запон-узоров. Внешний корпус — двухъярусный, его венчает трёхпоясный полог с турмалином изнутри и бриллиантовый равноконечный крест.
В 1702 г. корона была оценена в 15211 рублей. Высота короны с крестом — 30,2 см, окружность по тулье — 66,5 см, вес без меха — 1,652 кг.
Бриллиантовая корона царя Петра I Алексеевича (Шапка алмазная Петра I) — драгоценный венец, бывшая царская регалия, что хранится в Оружейной палате Московского кремля.
Хотя обе бриллиантовые короны были сделаны в одно и то же время, венец младшего брата — царя Петра значительно отличается от короны Ивана V. Он не имеет кольца-диадемы в тулье, весит несколько меньше — 1,420 кг, и на её отделку ушло меньше алмазов, после нескольких утерянных осталось их 817.
А вот действительно тяжелой шапкой наверняка был «Большой венец» царя Фёдора I Ивановича. Это была уникальная регалия — трёхъярусная металлическая корона с крестом, которая была украшена 561 диамантами, 148 жемчужинами, 72 изумрудами и 161 турмалинами.
«Венец золот с каменьем с олмазы и яхонты червчатыми и лазоревыми и с лалы и с изумруды и с зерны гурмицкими». На нём был крест с 24 алмазами. «В городках и репьях нижнего венца и в дугах средней коруны и малой коруны — 561 алмаз, 148 бурмицких зерен, 19 лалов, 72 изумруда больших и малых, и 161 яхонт».
Корона была изготовлена в Стамбуле в конце XVI ст. и послана в 1590 г. последнему из рода Рюриковичей — Фёдору I Ивановичу константинопольским патриархом Еремией II. Цари надевали «Большой венец» только во время торжеств. Её изображение сохранилось на царских парсунах. Приблизительно в 1680 году корона была разобрана на ресурсы для «диамантовых шапок» Петра I и Ивана V.
Лига историков
8.2K постов 35.9K подписчика
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Меня всегда удивляет, как умудряются в цитатах ошибки делать.
«Тяжела ты, шапка Мономаха»
влагалище деревянное оклеено сверху бархатом зелёным, изнутри тафтою червчатою
Секс-игрушки, стало быть, тоже на Руси придуманы были.
Поздравляю, кажется в этом посте установлен рекорд по минимуму адекватных комментариев/
Да простят меня, но не удержался. А пост действительно познавателен.
Такой впечатление, что задача мастерам была побольше напихать камней в шапку или я просто не разглядел задумку?
И снова вернёмся в древнюю Русь? Шапка Мономаха не могла принадлежать Владимиру Мономаху, так как Константин Мономах умер, когда Владимир и на коня ещё не умел садиться – ему было не более двух лет. А о том, что он станет великим князем Киевской Руси, и не было даже речи. Исследователи доказали, что начало происхождения шапки – XIII — XIV век. Много версий – кому принадлежала эта шапка. Одна из самых вероятных версий, как предполагают историки, та, что шапка эта могла быть даром хана Узбека князю Юрию Даниловичу или его брату Ивану Калите. Шапка могла появиться вместе с появлением на Руси сестры хана Узбека, ставшей женой князя московского Юрия Даниловича. Тем более что некоторые исследователи склоняются к тому, что шапка Мономаха изначально была женская шапка.
Бля, какая же она убогая. Я ещё в детстве это отметил когда ходили на экскурсию. Сейчас конечно этому есть название: цыганщина.
Просто налепили драг-металла и камней. Всё. Сшили и скрепили как орки.
Моё, сугубо личное мнение.
влагалище деревянное оклеено сверху бархатом зелёным,
Нормальный пост о тюбетейках, в котором ни разу не сказал слово «тюбетейка»
Борис Годунов в известной драме Александра Пушкина
Так и хочется спросить, «Что за фильм?»))
Кущевская ОПГ
Кущевская резня, Ростов, 11 лет прошло и все по кругу, просто нет комментариев, предлагаю поднять резонанс, что бы такой беспредел не замолчали.
Бесплатное кино
Буквально сегодня столкнулся с ситуацией, которую не хотел бы видеть. Еду в электричке на ночную смену. Фрязинское направление, первый вагон, время около 21:30. Все едут по своим делам, залипают в телефонах. Вот он появляется. Главный подмосковный жених.
Тяжела ты, шапка Мономаха
Смотреть что такое «Тяжела ты, шапка Мономаха» в других словарях:
Тяжела ты, шапка Мономаха! — Из трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина (1799 1837). Это заключительные слова сцены «Царские палаты», которые произносит царь Борис Годунов, после того как узнает, что в Литве объявился самозванец: Кто на меня? Пустое имя, тень Ужели… … Словарь крылатых слов и выражений
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! — Разг. Шутл. О тяжёлом бремени обязанностей, сопряжённых с высоким постом и большой ответственностью. /em> Заключительные слова сцены «Царские палаты» драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов». БМС 1998, 634 … Большой словарь русских поговорок
Тяжела шапка Мономаха — Тяжела шапка Мономаха. Ср. 26 го января 1861 г. Государь. въ соединенномъ собраніи комитета министровъ и главнаго комитета по крестьянскому дѣлу. приглашалъ своихъ ближайшихъ совѣтниковъ, откинувъ личные интересы и взгляды, дѣйствовать… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
тяжела шапка Мономаха — Ср. 26 го января 1861 г. государь. в соединенном собрании Комитета министров и Главного комитета по крестьянскому делу. приглашал своих ближайших советников, откинув личные интересы и взгляды, действовать исключительно как государственные… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ШАПКА — ШАПКА, шапки, жен. (от франц. chape крышка). 1. Головной убор (преим. теплый или мягкий). «Схватя в охапку кушак и шапку, скорей без памяти домой.» Крылов. «Обули лапти старые, надели шапки рваные.» Некрасов. «Девушке в семнадцать лет какая шапка … Толковый словарь Ушакова
ШАПКА — ШАПКА, и, жен. 1. Головной убор (преимущ. тёплый, мягкий). Меховая, вязаная ш. Ш. ушанка. В шапке или без шапки (также вообще с покрытой или непокрытой головой). Шапку снять (также перен., перед кем чем н.: выразить своё уважение, преклонение… … Толковый словарь Ожегова
шапка — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? шапки, чему? шапке, (вижу) что? шапку, чем? шапкой, о чём? о шапке; мн. что? шапки, (нет) чего? шапок, чему? шапкам, (вижу) что? шапки, чем? шапками, о чём? о шапках 1. Шапкой называется головной… … Толковый словарь Дмитриева
ШАПКА — Говорящая шапка. Жарг. авиа. Шутл. Шлемофон. БСРЖ, 682. Красная шапка. Разг. Устар. О солдате. /em> Связано с цветом шапок у солдат. БМС 1998, 634. Огненная шапка. Пск. О шаровой молнии. СПП 2001, 81. Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! Разг. Шутл. О… … Большой словарь русских поговорок
шапка — и; мн. род. пок, дат. пкам; ж. 1. Головной убор, преимущественно тёплый, мягкий. Надеть, снять шапку. Заячья, норковая ш. Меховая, вязаная ш. Ш. пирожком, колпаком. Шапка ушанка. Бросать, кидать, швырять и т.п. шапки вверх, в воздух (как… … Энциклопедический словарь
Тяжела ты, шапка Мономаха!
О неприятных и тяжёлых обязанностях, которые налагаются на кого-либо.
Владимир Мономах — великий киевский князь, правивший на Руси в XII веке.
Он много сделал, чтобы сохранить целостность Руси, примирял и объединял князей для совместного отпора половцам.
Существует легенда, что когда Владимир Мономах, став великим князем и решив покорить Византию, приблизился к её пределам, император добровольно выслал ему регалии императорско-царской власти. Среди них был и царский венец.
Опушённый собольим мехом, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом, он был довольно тяжёл.
Позже его назвали шапкой Мономаха. До Петра I она была одним из символом царской власти на Руси и возлагалась на голову великого князя или царя при обряде венчания на царство.
Фраза «тяжела ты, шапка Мономаха!» стала популярна после драмы Александра Сергеевича Пушкина (1799 — 1837) «Борис Годунов» — она подчёркивает тяжесть ответственности, которую берёт на себя человек вместе с властью..
Новая квартира оказалась дрянью: сыро, холодно… Перебираться же на новую квартиру страшнее всего. Изволь я опять тратиться на переезды… Тяжела ты, шапка Мономаха!
Антон Павлович Чехов. Письмо Николаю Александровичу Лейкину
ТЯЖЕЛА́ ТЫ, ША́ПКА МОНОМА́ХА!
О неприятных и тяжёлых обязанностях, которые налагаются на кого-либо.