что означает заб в настройке плана счетов
Порядок применения забалансовых счетов бухгалтерского учета
Для чего предназначены и как используются забалансовые счета?
Планом счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) помимо основных балансовых счетов предусмотрены дополнительные, которые несут информацию о наличии у компании временно принадлежащих ей ценностей, а также об условных правах и обязательствах. Такие счета не отображаются в балансе и поэтому получили название забалансовых.
Данные счета отличаются от стандартных трехзначным кодовым обозначением и оформлением записей по простой системе. То есть при составлении проводок метод двойной записи здесь не применяется, а хозяйственная информация отображается либо только по дебету счета, либо по кредиту.
Какие счета относятся к забалансовым по правилам бухучета?
Перечень забалансовых счетов приведен в нашей таблице:
ТМЦ, принятые на ответхранение
Материалы, принятые в переработку
Товары, принятые на комиссию
Оборудование, принятое для монтажа
Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов
Обеспечения обязательств и платежей полученные
Обеспечения обязательств и платежей выданные
ОС, сданные в аренду
По итогам отчетного периода на забалансовых счетах нужно провести инвентаризацию. Как провести инвентаризацию забалансовых счетов, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
ВАЖНО! В случае хозяйственной необходимости компании могут открывать субсчета либо дополнительные забалансовые счета, закрепив их в рабочем плане счетов.
Порядок применения забалансовых счетов и назначение их аналитики
Счет 001 ведется в разрезе каждого объекта ОС по инвентарным номерам арендодателя, с аналитикой по контрагентам.
ВАЖНО! Учет зарубежных ОС ведется обособленно.
ООО «Ассорти» арендует у ИП Ефимова Р. И. и Орехова А. М. грузовые автомобили стоимостной оценкой 830 000 руб. и 1 190 000 руб. соответственно. В октябре 2021 г. компания расторгла договор аренды авто с Ореховым, а также заключила договор с ООО «Амилит» на аренду производственного цеха, который находится в Белоруссии и оценен в 3 000 000 руб.
В учете движение арендованных ОС отображается следующим образом:
Счет 001.1 — ОС, арендованные в РФ
Обороты за октябрь
Счет 001.2 — ОС, арендованные за пределами РФ
Обороты за октябрь
Счет 002 применяется, например, в следующих ситуациях:
Учет на данном счете ведется в количественном и суммовом выражении, с аналитикой по видам, сортам, контрагентам и местам хранения.
Счет 003 отображает сведения о принятом исполнителем в переработку давальческом сырье. Учет осуществляется по контрагентам, местам хранения, виду сырья, по ценам, зафиксированным в договоре.
Счет 004 в своем учете задействуют компании-комиссионеры для учета ТМЦ, принятых на комиссию. Аналитика ведется по комитентам и видам товаров в ценах, утвержденных приемо-сдаточными актами.
Счет 005 применяют фирмы-подрядчики для учета оборудования и агрегатов заказчика, принятых для монтажа. Учет ведется по каждому объекту в ценах заказчика.
Если компания использует в хозяйственной деятельности БСО, то их учет организовывается на счете 006 по условным ценам по видам бланков и местам хранения.
В случаях, когда дебиторы не рассчитываются по своим обязательствам и их задолженность списывается в убытки предприятия, в течение 5 лет списанную задолженность нужно учитывать на счете 007. В этот период производится мониторинг имущественного положения должника для возможности взыскания долга в случае улучшения состояния дебитора. Аналитика — по каждому должнику и сумме.
Если дебитор не рассчитывается в оговоренные сроки, но гарантирует возврат долга позднее, например, прислав гарантийное письмо, то такие гарантии учитываются на счете 008. По мере погашения задолженности суммы обеспечений списываются.
Как списать дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.
Аналогичным образом на счете 009 учитываются гарантийные обязательства, выданные самой компанией.
Счет 010 используется НКО и иными предприятиями, на балансе которых числятся объекты жилфонда или другие объекты внешнего благоустройства, по которым не начисляется амортизация. Учет ведется по каждому объекту отдельно.
Счет 011 применяется, если компания передает ОС в аренду и по договору предусмотрен учет данных объектов у арендатора. Аналитика ведется по каждому арендатору и объекту ОС, а в случае нахождения актива за пределами РФ его учет организовывается обособленно.
Итоги
Забалансовые счета бухгалтерского учета необходимо применять наряду со «стандартными» счетами. Неиспользование забалансовых счетов приведет к невозможности формирования достоверной бухгалтерской отчетности, а следовательно, является нарушением законодательства.
Внутреннее устройство 1С:Бухгалтерии 2.0
Цель лекции: ознакомиться с основными внутренними механизмами 1С:Бухгалтерии 2.0.
2.1. Общие положения
В этой лекции мы обсудим некоторые общие понятия, без знания которых вам, если вы не имеете опыта работы с программным обеспечением от 1С, будет непросто воспринимать последующее изложение. В частности, мы раскроем основные характеристики системных объектов, с которыми вам придется постоянно иметь дело и поговорим об общем устройстве 1С:Бухгалтерии 2.0.
В дальнейшем практически все манипуляции с программой мы будем проводить в режиме 1С:Предприятие, поэтому по умолчанию фразу «откроем программу» следует понимать как «откроем программу в режиме 1С:Предприятие», описания действий, команд меню и прочего будет так же относиться к режиму 1С:Предприятие. Если нам понадобится заглянуть в Конфигуратор – об этом будет упомянуто перед описанием действий в Конфигураторе.
2.2. План счетов
Счета, представленные в Плане счетов новой конфигурации, заранее заданы разработчиками. Обратите внимание на то, что в самой левой колонке списка счетов присутствует значок «Т», рядом с которым можно увидеть желтую точку. Эта точка означает, что перед нами предопределенные счета, заданные на этапе конфигурирования. Эти счета нельзя удалить в пользовательском режиме, однако, они могут подвергаться настройкам с вашей стороны в тех случаях, когда это необходимо в пределах, заданных разработчиком. Если в стандартном Плане счетов не хватает какого-то нужного для вас счета – вы можете создать новый счет самостоятельно. Обычно в таких случаях речь идет о субсчетах второго и третьего порядка, однако, может возникнуть необходимость включения в стандартный план счетов собственного счета первого порядка. При создании нового счета вам нужно будет настроить его свойства, от которых зависят возможности по использованию счета в учете. Рядом со значком счета, созданного в пользовательском режиме, нет точки.
Пользуясь Планом счетов, да и другими объектами, не пренебрегайте справочной системой программы. В частности, в случае с Планом счетов, обратите внимание на кнопку Описание счета, расположенную на панели инструментов. Если выделить интересующий вас счет и нажать на эту кнопку, вы получите краткую справку о свойствах данного счета и об особенностях его использования в бухучете.
Каждый счет, присутствующий в Плане счетов, имеет свойства, настройка которых и определяет особенности использования счета. Рассмотрим эти свойства на примере нескольких счетов. Для того, чтобы открыть форму счета, то есть, собственно, то окно, где можно просмотреть и настроить свойства счета, можно сделать двойной щелчок по счету или, выделив его в списке счетов, нажать на кнопку Изменить текущий элемент. Кнопка расположена в верхней части окна плана счетов, рис. 2.2.
Когда мы будем говорить о кнопках панели инструментов, мы будем использовать то их название, которое можно увидеть во всплывающей подсказке к кнопке. Всплывающую подсказку можно увидеть, если навести на кнопку указатель мыши и немного подержать над ней. При работе с различными элементами – не только со счетами – используются похожие кнопки. Обратите внимание на то, что для быстрого выполнения часто используемых операций вы можете воспользоваться горячими клавишами, обычно они упоминаются в подсказках, в скобках после названия команд. Например, в случае с командой Изменить текущий элемент, это – клавиша F2. Обычно нет необходимости в специальном заучивании горячих клавиш – в процессе работы вам станет понятно, какие операции вы используете часто, после чего соответствующие горячие клавиши вполне естественным образом будут вами использоваться.
Итак, откроем карточку счета 01 «Основные средства», рис. 2.3.
Рассмотрим свойства этого счета.
Код счета – это многоуровневый код, который имеет маску вида @@@.@@.@. Это – шаблон формирования номера. Данный шаблон означает, что код счета может состоять из любых символов, причем, для счетов первого порядка отводится первых три позиции в коде счета, две позиции после первой точки предназначены для нумерации субсчетов первого порядка, последний символ – для субсчетов второго порядка. Если вас интересует, откуда известны такие подробности о счетах (это касается и внутреннего устройства других объектов), вы можете открыть систему в Конфигураторе, найти в дереве конфигурации нужный вид объекта и изучить его свойства. Для использования Конфигуратора, однако, вам нужны будут дополнительные знания о внутреннем устройстве системы 1С:Предприятие, поэтому, если вам интересна эта тема – обратитесь к специализированным учебным курсам. Кодировка счета соответствует кодировке, приведенной в законодательно утвержденном Плане счетов. Помимо «обычных» счетов в компьютерном Плане счетов присутствуют некоторые специальные счета, например, это счета с кодом счета первого уровня УСН, используемые для целей учета по упрощенной системе налогообложения и некоторые другие. Балансовые и забалансовые счета находятся в одном и том же Плане счетов.
Код быстрого выбора – предназначен для организации быстрого выбора счетов в формах при заполнении сведений о бухгалтерских операциях (проводках). У счетов первого уровня он обычно совпадает с кодом счета, счета второго уровня (то есть – субсчета первого уровня) имеют коды быстрого выбора, совпадающие с их кодировкой, но не содержащие точки.
Наименование – здесь приводится наименование счета, как правило, в соответствии с Планом счетов.
Вид счета – это свойство зависит от отношения счета к балансу и может принимать значения Активный, Пассивный и Активный/Пассивный (для активно- пассивных счетов ). На рис. 2.4 вы можете видеть карточку пассивного счета 80.01 «Обыкновенные акции».
Счета бухгалтерского учета в «1С:Бухгалтерии 8»
План счетов, встроенный в «1С:Бухгалтерию 8» (ред. 3.0), имеет свою специфику. Так, в него добавлены дополнительные счета, не отраженные в Плане счетов бухгалтерского учета…, утв. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. В соответствие с инструкцией содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов может уточняться. Из статьи вы узнаете о возможностях настройки счетов аналитического учета в программе, а также о способах формирования бухгалтерских проводок. Вся описанная последовательность действий и рисунки выполнены в новом интерфейсе «Такси».
Понятие счетов бухгалтерского учета
Для ведения бухгалтерского учета необходим некий инструмент. Этим инструментом являются счета бухгалтерского учета, которые как раз и позволяют регистрировать любую хозяйственную операцию в денежном выражении.
Каждая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах бухгалтерского учета следующим образом: одна запись обозначает выбытие определенной денежной суммы (кредит), а вторая – поступление (дебет) этой же суммы, но уже в другом месте или другому владельцу. Такая система регистрации называется методом двойной записи, а впервые ее применение описал итальянский математик, францисканский монах Лука Пачоли в 1494 г. в книге, одна из частей которой называлась «Трактат о счетах и записях».
При использовании метода двойной записи между двумя счетами возникает взаимосвязь, которая называется корреспонденцией, а сами счета – корреспондирующими.
Разнообразие и многочисленность объектов бухгалтерского учета вызывает необходимость применения большого количества различных счетов. Для правильного применения счетов бухгалтерского учета используются следующие классификации:
по отношению к бухгалтерскому балансу (балансовые и забалансовые, а балансовые подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные);
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
Систематизированный перечень бухгалтерских счетов содержится в Плане счетов.
План счетов бухгалтерского учета в «1С:Бухгалтерии 8»
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 (далее – План счетов и Инструкция).
Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
По Плану счетов бухгалтерский учет должен быть организован на предприятиях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. Инструкция по применению Плана счетов решает одновременно несколько задач:
Каждому счету со своим наименованием и цифровым номером или нескольким счетам соответствует определенная статья бухгалтерского баланса.
План счетов, утвержденный приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н включен во все конфигурации «1С:Бухгалтерии 8». В редакции 3.0 доступ к плану счетов осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Главное (рис. 1).
Рис. 1. План счетов бухгалтерского учета в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
Если выделить курсором определенный счет, то по нему можно получить дополнительную информацию:
По кнопке Печать можно распечатать план счетов бухгалтерского учета в виде простого списка счетов или списка с подробным описанием каждого счета.
План счетов является общим для всех организаций, учет которых ведется в информационной базе.
Рассмотрим подробнее классификацию счетов бухгалтерского учета на примере плана счетов, встроенного в «1С:Бухгалтерию» (ред. 3.0).
Активные и пассивные счета
В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.
Активные счета – счета бухгалтерского учёта, предназначенные для учёта состояния, движения и изменения хозяйственных средств по их видам.
На активных счетах отображена информация о средствах (в денежном эквиваленте), которые имеются в распоряжении организации (средства на банковских счетах, в кассе, имущество на складе и в эксплуатации).
Особенность активных счетов:
Пассивные счета – счета бухгалтерского учёта, предназначенные для учёта состояния, движения и изменения источников собственных и заемных средств предприятия, их целевого назначения.
На пассивных счетах отображается информация о видах капитала, прибыли и обязательств предприятия.
Особенность пассивных счетов:
Кроме активных и пассивных счетов в бухгалтерском учете существуют счета, которые имеют признаки активных и пассивных счетов одновременно. Они носят название активно-пассивных счетов.
Рис. 2. Активные счета в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
К пассивным счетам (в колонке Вид указан признак П) относятся следующие счета (рис. 3):
Рис. 3. Пассивные счета в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
К активно-пассивным счетам (в колонке Вид указан признак АП) относятся следующие счета (рис. 4):
Рис. 4. Активно-пассивные счета в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
Забалансовые счета
Организации могут в своей деятельности использовать средства, которые им не принадлежат (арендованные основные средства, товары, принятые на комиссию и т.д.). Может быть и обратная ситуация: средства организации, принадлежащие ей по праву собственности, передаются на сторону (в переработку, в качестве обеспечения обязательств и платежей и т.д.). Для отражения в учете этих средств и для контроля за ними применяются забалансовые счета, которые получили свое название из-за того, что они в итоги баланса не включаются и отражаются за балансом.
На забалансовых счетах также учитываются резервные фонды денежных билетов и монеты, бланки строгой отчетности, чековые и квитанционные книжки, аккредитивы к оплате и т.д.
Забалансовые счета, определенные в Плане счетов, утвержденном приказом Минфина РФ № 94н, имеют трехзначный цифровой код (от 001 до 011). В дополнении к этим счетам, в план счетов, используемый в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0), добавлена группа забалансовых счетов, которые имеют буквенный или буквенно-цифровой код (рис. 5). Признак забалансового счета установлен в колонке Заб.
Эти дополнительные забалансовые счета обеспечивают аналитический учет следующих объектов:
Рис. 5. Забалансовые счета в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
Для ввода начальных остатков в программе предназначен активно-пассивный вспомогательный счет 000.
Синтетические и аналитические счета
По способу группировки и обобщения учетных данных активные и пассивные счета бухгалтерского учета делятся на синтетические и аналитические.
Синтетические счета группируются по определенным признакам и предназначены для обобщения информации об отдельных видах имущества, обязательств, капитала, финансовых результатов.
Синтетические счета являются счетами первого порядка и в Плане счетов обозначены двузначными номерами (от 01 до 99). Примеры синтетических счетов:
Некоторые синтетические счета не требуют ведения аналитического учета («Касса», «Расчетные счета»), поэтому они называются простыми. Синтетические счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными («Материалы», «Вложения во внеоборотные активы», «Товары»). Для раскрытия содержания синтетических счетов предназначены аналитические счета.
Аналитические счета могут открываться к активным, пассивным и к активно-пассивным синтетическим счетам.
Между синтетическими и аналитическими счетами существует неразрывная взаимосвязь:
В качестве вида субконто могут устанавливаться справочники, виды документов и другие объекты программы.
«1С:Бухгалтерия 8» поставляется с предопределенным списком видов субконто, в дополнение к которому пользователь может вводить неограниченное количество новых видов субконто.
Каждый счет или субсчет может содержать собственный набор видов субконто, но максимальное количество видов субконто для одного счета (субсчета) не может превышать трех.
Например, для синтетического счета 10 «Материалы» в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) предусмотрено одиннадцать субсчетов (рис. 6):
К счету второго порядка 10.11 открыты свои субсчета:
Большинство субсчетов счета 10 поддерживает аналитический учет с использованием следующих видов субконто: Номенклатура, Партии, Склады. Однако, в силу своей специфики, некоторые субсчета могут содержать иной набор. Например, в субсчете 10.07 используются виды субконто: Контрагенты, Номенклатура, Партии, а в субсчете третьего порядка 10.11.1: Номенклатура, материалов в эксплуатации, Работники организаций.
Рис. 6. Субсчета и субконто, установленные к счету 10 «Материалы»
Если к счету первого или второго порядка открыт субсчет, то в этом случае для «головного счета» устанавливается запрет на его использование в проводках с помощью флага Счет является группой и не выбирается в проводках (рис. 7). Счета, запрещенные к использованию в проводках, выделяются в Плане счетов желтым фоном.
Рис. 7. Запрет на использование в проводках счета
В плане счетов «1С:Бухгалтерии 8» для каждого вида субконто могут быть установлены дополнительные признаки учета:
Виды учета по счетам в «1С: Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
Счета всех порядков, включенные в план счетов «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0), могут дополнительно поддерживать следующие виды учета:
Признак валютного учета (в том числе и учет в условных единицах) установлен в колонке Вал. (рис.8).
Рис. 8. Счета с признаком валютного учета
Запись по дебету или кредиту счета с установленным признаком валютного учета наряду с суммой в рублях будет содержать также и валютную сумму. Соответственно, с помощью любого стандартного отчета программы (оборотно-сальдовая ведомость по счету, анализ счета), который задействует счета с признаком валютного учета, можно проанализировать данные бухгалтерского учета, как в рублевом, так и в валютном эквиваленте.
Одним из вариантов аналитического учета является количественный учет. Это учет в натуральных показателях (штуках, килограммах и т. д.) и его применяют, как правило, для обеспечения сохранности имущества, в том числе денежных документов и ценных бумаг.
Признак количественного учета установлен в колонке Кол. Примеры счетов и субсчетов, где поддерживается количественный учет:
Как правило, количественный учет применяется одновременно с суммовым, хотя бывают и исключения, например забалансовый счет ГТД «Учет импортных товаров по номерам ГТД» поддерживает количественный учет в отсутствии суммового.
Еще одной стандартной настройкой плана счетов бухгалтерского учета, встроенного в «1С:Бухгалтерию 8», является возможность ведения учета затрат по подразделениям. Такая настройка позволяет детализировать затраты по подразделениям, участвующим в процессе производства продукции или оказания услуг. Этот процесс может быть как простым, однопередельным, так и сложным, имеющим несколько этапов, которые, в зависимости от вида деятельности, сложности продукции и требуемых ресурсов, могут проходить в одном или нескольких подразделениях. Счета бухгалтерского учета, в которых поддерживается учет по подразделениям, отмечены флагом в колонке Подр. (рис. 9).
Рис. 9. Счета с признаком учета по подразделениям
Начиная с версии 3.0.35 в программе «1С:Бухгалтерия 8» появилась возможность отключать учет затрат по подразделениям для тех малых и средних предприятий, у которых не ведется такой аналитический учет. Для этого необходимо лишь снять флаг на закладке Производство в форме настроек Параметров учета, после чего сохранить настройку. Отключение учета затрат по подразделениям отразится на колонке Подр. – она будет пуста для всех счетов любого порядка.
Налоговый учет по налогу на прибыль ведется в программе одновременно с бухгалтерским учетом на счетах бухгалтерского учета. Счета учета, на которых регистрируются данные налогового учета, определяются признаком в колонке НУ (рис. 10).
Рис. 10. Счета с признаком налогового учета
Рабочий план счетов
Не все счета, предусмотренные Планом счетов, используются в хозяйственной деятельности конкретного предприятия. В то же время, в случае возникновения фактов хозяйственной жизни, корреспонденция по которым отсутствует в типовой схеме, предложенной Планом счетов, предприятия могут дополнять ее, соблюдая основные методологические принципы ведения бухгалтерского учета, установленные Инструкцией. Таким образом, предприятия могут уточнять содержание отдельных счетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета, используя, таким образом, свой рабочий план счетов.
В план счетов «1С:Бухгалтерии 8» пользователь может добавлять новые счета, субсчета и виды субконто. При добавлении нового счета нужно задать его свойства:
При добавлении нового вида субконто могут быть установлены дополнительные признаки учета: Только обороты и Суммовой.
Обращаем внимание, что в настоящее время бухгалтерская регламентированная отчетность не учитывает счета, созданные пользователем, поэтому при заполнении форм бухгалтерской отчетности их придется корректировать вручную.
Система «1С:Предприятие» предоставляет пользователю гибкие возможности по настройке рабочих планов счетов. Создание плана счетов осуществляется в Конфигураторе. В системе «1С:Предприятие» может быть несколько планов счетов и учет по всем планам счетов можно вести одновременно.
Для каждого плана счетов существуют предопределенные счета и субсчета, закрытые для изменения и удаления пользователем. Они также создаются на этапе конфигурирования задачи.
Визуально в режиме «1С:Предприятие» предопределенные счета отличаются от счетов, созданных пользователем, видом пиктограмм (рис.11).
Рис. 11. Предопределенные и пользовательские счета в плане счетов «1С:Бухгалтерии»
Отражение хозяйственных операций в «1С:Бухгалтерии 8»
Бухгалтерская проводка составляется только на основании первичных учетных документов. К первичным учетным документам относятся заказы, договоры, акты сдачи-приемки, платежные поручения, кассовые приходные и расходные ордера, накладные, наряды, квитанции, товарные чеки и т.п.
Первичные документы – это оправдательные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет и которые удостоверяют факты совершения хозяйственных операций. Первичный документ составляется в момент совершения соответствующей операции или сразу после ее завершения.
В общем случае для составления проводки необходимо:
После определения корреспонденции счетов в результате проведения данной операции составляется бухгалтерская проводка. Если в проводке корреспондируют только два счета (один по дебету, другой по кредиту), то она называется простой. Бухгалтерские проводки, в которых взаимодействуют более двух счетов – сложные проводки.
Составить бухгалтерские проводки в «1С:Бухгалтерии 8» можно через стандартные документы конфигурации и через операции, введенные вручную.
Документ «1С:Бухгалтерии 8» позволяет занести информацию об определенной хозяйственной операции в учетную систему, зафиксировать дату и время совершения операции, сумму и содержание операции. Примеры документов программы: Поступление товаров и услуг, Расходный кассовый ордер, Поступление на расчетный счет, Амортизация и износ основных средств и т.д.
На основе документа автоматически формируются бухгалтерские проводки, которые фиксируются в регистрах бухгалтерии (каждой бухгалтерской проводке соответствует одна запись регистра бухгалтерии), а также вводятся записи в специализированные регистры сведений и регистры накопления. В системе «1С:Предприятие» учет хозяйственной операции всегда связывается с породившим ее документом: если документ необходимо отредактировать, то при его проведении записи в регистрах будут сформированы заново, а при удалении документа будут удалены и записи в регистрах.
С помощью документа «1С:Бухгалтерии 8» можно получить и печатную форму первичного документа, например Платежное поручение, Авансовый отчет и т.д.
В общем случае стандартные документы учетной системы могут формировать в различной комбинации бухгалтерские проводки, записи в специальные регистры, а также предлагать или не предлагать печатные формы первичных учетных документов, например:
Просмотр проводок можно осуществлять с помощью кнопки ДтКт как из формы документа, так и из формы списка документов. Если автоматически созданные записи по какой-то причине не удовлетворяют пользователя, то в форме просмотра движений документа необходимо установить флаг Ручная корректировка (разрешает редактирование движений документа). Установленный флаг позволяет добавлять новые и редактировать существующие движения документа, автоматическое формирование движений при этом отключается. После снятия флага Ручная корректировка… документ будет перепроведен, и движения будут восстановлены автоматически алгоритмом проведения (рис. 12).
Рис. 12. Форма просмотра движений документа
В форме регистра бухгалтерии (раздел Операции гиперссылка Журнал проводок) информацию в списке можно только просмотреть (рис. 13). Для поиска нужной информации целесообразно использовать настройки отбора и сортировки списка.
Рис. 13. Регистр бухгалтерии
Если пользователь не находит среди стандартных документов «1С:Бухгалтерии 8» нужную ему хозяйственную операцию, то в этом случае для создания необходимого набора записей регистра бухгалтерии (и иных специальных регистров) используется ручная Операция (Раздел Операции, гиперссылка Операции, введенные вручную).
Проверить корректность введенных ручным способом корреспонденций счетов можно с помощью механизма экспресс-проверки ведения учета.
В помощь при регистрации хозяйственных операций предназначен справочник Корреспонденции счетов (раздел Главное гиперссылка Ввести хозяйственную операцию), представляющий собой навигатор по конфигурации, который поможет бухгалтеру по содержанию хозяйственной операции или по корреспонденции счетов бухгалтерского учета по дебету и (или) кредиту счета понять, каким документом необходимо отразить операцию в конфигурации.
Отобрать нужную корреспонденцию счетов можно по счетам дебета или кредита, по содержанию операции (рис. 14) или по документу конфигурации.
Рис. 14. Справочник корреспонденций счетов
Для облегчения ввода повторяющихся хозяйственных операций предназначены типовые операции. Для хранения списка типовых операций, а также для создания новых типовых операций предназначен справочник типовых операций (раздел Операции гиперссылка Типовые операции).
Типовая операция представляет собой шаблон (типовой сценарий) ввода данных о хозяйственной операции и формирования проводок по бухгалтерскому и налоговому учету, а также записей в регистры накопления и сведений.
Введенная операция будет отражаться в журнале операций, а также в списке операций, введенных вручную.
В шапке элемента справочника Типовая операция в поле Содержание указывается краткое содержание проводки (рис. 15). Информацией из этого поля будет заполняться одноименное поле при создании документа Операция.
Рис. 15. Создание новой типовой операции
В форме отображаются элементы типовой операции на следующих закладках:
На закладке Бухгалтерский и налоговый учет отображается набор шаблонов для автоматического формирования проводок бухгалтерского и налогового учета. В табличную часть вводятся записи, каждая из которых будет соответствовать автоматически формируемой корреспонденции счетов. При выборе значения для поля выдается форма с выбором варианта заполнения. Существует три варианта:
На закладке Список параметров отображаются все используемые параметры в данной типовой операции. На данной закладке можно добавлять новые или изменять существующие параметры, а также управлять порядком параметров. Порядок используется для отображения параметров в документе Операция.
Проанализировать данные на счетах бухгалтерского и налогового учета можно с помощью стандартных отчетов: