что означает железный крест
Мальтийский и Железный кресты Многие из нас, кто ездит на чопперах, не раз сталкивались с непониманием окружающих. Тех самых прохожих, да иногда и наших домашних, кто видел на рамах, крыльях, звездах кресты черного цвета. Печально сознавать, что не только окружающие плохо знают историю, но и мы сами, зачастую, путаемся в определениях, называя изображение Железного Креста Мальтийским и наоборот. Специально, чтобы.
В старых материалах изображения недоступны. Приносим извинения за неудобства
Многие из нас, кто ездит на чопперах, не раз сталкивались с непониманием окружающих. Тех самых прохожих, да иногда и наших домашних, кто видел на рамах, крыльях, звездах кресты черного цвета. Печально сознавать, что не только окружающие плохо знают историю, но и мы сами, зачастую, путаемся в определениях, называя изображение Железного Креста Мальтийским и наоборот. Специально, чтобы расставить все точки над «Ё» и была написана эта статья.
Забудьте все, что вы слышали раньше, Железный Крест сегодня означает, что вы – часть мира чопперов. Ездите ли на них, строите ли их – не играет особой роли. Начиная разговор на эту тему, мы подразумеваем нечто большее, чем просто исторический взгляд на Железные и Мальтийские кресты.
С давних времен религия играла огромную роль в войнах и конфликтах – от Крестовых походов до Вьетнама и Ирака. Неудивительно, что религиозная символика зачастую использовалась в военных украшениях всех стран мира. Но нужно отметить, что только самые высокие и самые благородные из наград содержали в себе подобные символы. Крест, хоть и применялся и применяется в других вариациях, шире всего использовался именно в военных украшениях.
Из всех военных крестов самую дурную репутацию имеет германский Железный Крест (Iron Cross). Из-за всего того негатива, который оставил после себя Адольф Гитлер, на Железный Крест, который раньше олицетворял собой храбрость и героизм, тоже упала тень. И потребуется еще не одно десятилетие, чтобы эта славная награда вновь стала ассоциироваться с самыми лучшими качествами человека.
Зачастую Железный Крест путают с Мальтийским Крестом. Форма каждого из них фактически произошла от креста, в геральдике называющегося «Патте» (по-французки – лапа). При всем при этом, Железный Крест сохраняет форму перекрестного «Патте», а Мальтийский Крест имеет глубокий вырез в форме латинской буквы “V” на каждой «руке».
Существенная разница между ними так же зависит от их значения и места в истории.
Мальтийский Крест, без сомнения – это исторический символ. Однако, прежде чем мы приступим к исследованию использования этого знака, необходимо рассмотреть само понятие креста.
В Христианстве крест призван напоминать о распятии Христа, а тем, что он пуст – о Его воскрешении. В любых других случаях крест – нейтральный символ, зачастую абсолютно симметричный и регулярно используемый в искусстве. Множество стран использовали крест в качестве главного военного украшения и награждали им тех, кто верой и правдой служил государству.
Мальтийский крест использовался у Рыцарей острова Мальта, и служил для индентификации самих рыцарей и отличия от их врагов. Орден Рыцарей Мальты, также известный как Рыцари Святого Джона, или Орден Госпитальеров, являлся религиозным слоем общества, и был основан примерно в 1070 году. Главной задачей Ордена была помощь и охрана паломников, следовавших к Священной Земле. Постоянно участвуя в походах, боях и стычках, в 1136 году Рыцари Мальты из религиозного слоя общества полностью перешли в разряд военных. В 1530 году император Карл V предоставил Мальту в распоряжение Ордена, с самых тех пор и называвшимся Мальтийским. Именно в то время Мальтийский Крест приобрел форму, которая известна и в наши дни – белый крест с восемью острыми окончаниями.
Предполагается, что восемь концов креста олицетворяют восемь клятв, которые давали рыцари Ордена:
И хотя много стран и организаций во всем мире используют кресты, похожие, а зачастую являющиеся и копиями формы Мальтийского, нельзя закрывать глаза на тот факт, что он имеет свою специфическую роль в истории и не стоит путать его с остальными.
Железный Крест, или Iron Cross, наверное, наиболее известная германская награда. История Железного Креста уходит своими корнями в 1813 год, когда прусский король Фридрих Вильгельм III впервые учредил его во время войны за освобождение Пруссии от войск Наполеона. Это был орден за определённую военную компанию, поэтому он учреждался ещё дважды: в 1870 году, во время франко-прусской войны, и в 1914 году в ходе Первой Мировой войны. Несмотря на поражение Германии в Первой Мировой войне, Железный Крест оставался символом воинской доблести германской армии в годы между войнами. Железный Крест символизирует мужество старых прусских воинов, великие победы эры Бисмарка и храбрость немецких солдат Первой Мировой Войны.
В первые часы после начала Второй Мировой войны Адольф Гитлер добавил Железному Кресту свои политические символы. Железный Крест немедленно стал самой крупной и узнаваемой военной наградой Третьего Рейха. Железный Крест, сохранивший свою форму такой, как она была создана Карлом Фридрихом Шинкелем, сначала стал германской наградой (до этого он был исключительно прусской наградой), а затем и приобрел отличительную особенность гитлеровской армии – свастику в центре и год утверждения на нижней «руке» креста (1939).
Кстати говоря, свастика изначально (свасти, приветствие, пожелание удачи) — крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке (это движение земли вокруг солнца), либо против часовой стрелки, была символом движения жизни, Солнца, света и благополучия.
Цвета ленты Железного Креста были также изменены. Черный, белый, кирпично-красный цвет – так стала выглядеть лента. Широкая красная полоса должна была вызывать ассоциацию с той кровью, которую Германия пролила в Первой Мировой Войне.
1 сентября 1939 года были учреждены 4 степени Железного Креста: 2-ая степень, 1-ая степень, Рыцарский Крест Железного Креста и Большой Крест Железного Креста. К концу войны количество степеней Железного Креста увеличилось до восьми.
Официально фашистская символика была убрана с Железного Креста в 1957 году. Но до сих пор у многих он ассоциируется исключительно с отрицательными эмоциями.
В конце сороковых годов — начале пятидесятых, толпы молодёжи, вернувшиеся в США после Второй Мировой войны, были крайне разочарованы тем, что они нашли дома. Пуританские нравы, коммерческий дух и всеобщее показное ханжество рядовых американцев как-то не увязывались с понятием великой американской мечты, которую защищали бывшие солдаты. Многие из них так до конца и не смогли найти себя в ставшем чужим для них обществе. Часть из них оседлали мотоциклы, оделись в чёрную кожу, нацепив на неё трофейные свастики и железные кресты. Вскоре они стали объединяться в мотоциклетные клубы, живя по старым, понятным им фронтовым принципам. И вот уже Железный Крест занял новое место в истории. Он стал одним из основных символов кастомайзеров по всему миру. Сначала у иронически настроенных мотоциклистов – и тех, кто создает чопперы, и тех, кто просто любит на них ездить. А затем и у младших братьев – строителей кастом-велосипедов.
Железный Крест в наши дни олицетворяет собой принадлежность к миру чопперов, к миру независимости и свободы.
Материалы взяты из сообщества ru_rastabike в жж
Железный крест
Страна | |
Тип | орден |
Дата учреждения | 10.03.1813 г. |
Первое награждение | неизвестно |
Последнее награждение | 05.1945 г. |
Статус | не вручается |
Кому вручается | всем категориям военнослужащих |
Основания награждения | за храбрость на поле боя |
Содержание
История награды
Эскиз ордена был выполнен собственноручно королём Фридрихом Вильгельмом III, окончательную версию разработал известный немецкий архитектор и художник Карл Фридрих Шинкель.
Форма Железного Креста была умышленно выбрана так, чтобы напоминать крест немецкого (тевтонского) ордена. В противоположность другим наградам, Железный Крест умышленно делался без использования большого количества драгоценных металлов — это было обычное железо в серебряной оправе. Железо, из которого делался орден, должно было отражать дух того времени: Пруссия, собирая средства для финансирования войны с Наполеоном, выменивала у зажиточных и знатных граждан украшения из драгоценного металла на простые стальные (один из лозунгов: Золото для защиты, железо — для чести (нем. Gold zur Wehr, Eisen zur Ehr)).
Железный Крест был первой европейской наградой, которая вручалась вне зависимости от звания или сословия, но только за боевые подвиги, что сильно повысило её популярность.
В нижней части креста всегда указывался год учреждения данной версии ордена (1813, 1870, 1914 или 1939). В 1813 г. верхний луч креста украшали инициалы короля Фридриха Вильгельма III (FW), в центре ордена находилась дубовая ветвь. В 1871 и 1914 г.г. в центре находились инициалы соответственно кайзеров Вильгельма I и Вильгельма II, а в верхней части — стилизованная прусская королевская корона. Адольф Гитлер при возобновлении этого ордена в 1939 г. вместо своих инициалов приказал добавить в центр ордена свастику, чтобы показать, что национал-социалистическое государство является основой этой награды.
Немецкие генерал-фельдмаршалы Блюхер (31 августа 1813) и Гинденбург (9 декабря 1916) за свои выдающиеся заслуги были награждены особой, специально для них учреждённой степенью. Этот Железный Крест представлял из себя золотую восьмиконечную звезду. Так как эти кресты вручались лишь дважды, они носят собственные имена «Звезда Блюхера» (нем. Blücherstern) и «Звезда Гинденбурга» (нем. Hindenburgstern).
Орден возобновлялся в 1870, 1914 и 1939 годах. С 1819 года он стал государственным символом сначала Пруссии, а затем и Германии.
Статут награды
Основания для награждения
Порядок ношения
Железный Крест крепился на левой стороне мундира, 2-го класса — на ленте, а 1-го класса — на заколке. Рыцарский Крест надевался на специальную ленту и носился на шее поверх галстука. Дубовые Листья, Мечи и Бриллианты представляли собой специальные дополнительные знаки к «основному» Рыцарскому Кресту, которые крепились на кольце, сквозь которое пропускалась его лента.
Описание награды
Внешний вид
Желто-оранжевые ленты одни из самых ранних и их расцветка связана с дефектом производителя, использовавшего при их изготовлении неправильные красители. Нарушения прекратились после лицензирования производства в 1940-41 годах. Тогда вышло специальное распоряжение, предписывавшее использовать при производстве лент только определенные красители, кроме черного.
В дополнение к оригинальной награде награждённый мог в частном порядке заказать ее уменьшенную копию 25х25 мм. (фрачник), либо купить необходимое количество дубликатов.
Как правило, награда вручалась либо в голубом бумажном конверте с названием написанным готическими буквами (Eisernes Kreuz 2nd Klasse), либо в специальной кожаной коробочке (последний способ применялся для лиц достаточно высокого звания, либо при покупке). При этом, награжденный получал соответствующую запись и штамп в свою солдатскую книжку, а также сопроводительные документы. Документ мог быть написан готическим или обычным шрифтом с указанием имени, звания, названия части и класса присвоенной награды. Описание подвига, за который была присвоена данная награда, упоминалось лишь в редких случаях на обратной стороне документа, где еще раз проставлялись подпись и печать.
Существует вариант Железного креста 2-го класса, так называемый «Shinckleform». Его части состояли из механически обработанного Железного креста Первой мировой войны, и имели более узкие лучи, а также более мелкое изображение свастики и цифр года. Таким крестом, в январе 1940 года, был награждён oberstabsarzt (майор медицинской службы) Cornelius Buchler, во время его службы корабельным доктором на корабле поддержки линкора Deutschland, вышедшим в море незадолго до нападения Германии на Польшу.
Железные Кресты 2-го класса также выпускала Испания в ходе и после Второй мировой войны. Качество этих крестов было гораздо худшим, чем у германских образцов. Изготавливались они с помощью различных технологий и из большого спектра материалов.
Награда вручалась в коробочке, обтянутой черной кожей, с изображением креста на крышке. Внутри крышка футляра была отделана белым атласом, крест же в свою очередь размещался в углублении, обтянутом бархатом. Сопроводительные документы не отличались от документов для креста 2-го класса. Крест полагалось носить без ленты на левой стороне груди на нагрудном кармане мундира. Железные кресты 1-го класса выпускались также в Японии и Испании. Японские предназначались для моряков, дислоцировавшихся в Японии. Эти кресты были выпущены в малом количестве и на сегодняшний день являются большой редкостью. Крестами, выпущенными в Испании, награждался личный состав Испанской Голубой Дивизии и Голубого Легиона. Следует заметить, что в Испании свастика после окончания Второй мировой войны не была поставлена вне закона, так что производство Германских Железных крестов там продолжалось и после войны, при этом их качество варьировалось от очень высокого до очень низкого.
Наиболее важными были отличия в качестве изготовления между оригиналами награды и официальными копиями. На оригинале мелкие детали мечей имелись с двух сторон. Ювелиры, изготавливающие копии для каждодневного ношения копировали детализацию только на лицевой стороне мечей, тыльная сторона была плоской. Копии отличались от оригиналов, так же, по серебряному содержанию.
Вместе со знаком награждённому вручалась и копия со стразами, для повседневного ношения. Ювелиры также делали множество копий для частного приобретения награждёнными. Их качество зависело от квалификации ювелиров. Существовали копии и без бриллиантов на рукоятках мечей.
Звезда Большого креста Железного креста (Stern zum Großkreuz). Знак представляет собой золотую восьмилучевую звезду, на которую сверху наложен Железный крест 1-й степени, образца 1939 года. Предположительно, по аналогии с однотипными «Звездой Блюхера» (Blücherstern) и «Звездой Гинденбурга» (Hindenburgstern), её должны были вручить самому успешному немецкому генералу Второй Мировой войны. Но поскольку в 1945 году Германия была побеждена, эта награда так и осталась невостребованной и единственный известный экземпляр этой награды сегодня находится в Музее Военного училища Соединенных Штатов, в США.
Примеры награждений
В ходе Второй Мировой войны было награждено:
Железным Крестом 2-го класса — около 3 млн человек (в т.ч. 39 женщин).
Железным Крестом 1-го класса — от 300 до 575 тыс. человек (в т.ч. 2 женщины).
Рыцарским Крестом — 7361 человек.
Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями — 890 человек.
Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами — 160 человек.
Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами — 27 человек.
Рыцарским Крестом с Золотыми Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами — 1 человек (к слову, это был пилот Ханс-Ульрих Рудель).
Большим Крестом Железного Креста — наивысшей награды, существовавшей с момента учреждения ордена в 19 веке. Этим человеком был рейхсмаршал Герман Геринг, получившим его в 1940 г. после разгрома Франции. Однако в 1945 г. Гитлер лишил его этой награды.
История создания «Железного креста»
Награда, которая неизменно ассоциируется с нацистами, на самом деле была учреждена 10 марта 1813 года прусским королем Фридрихом Вильгельмом III и первоначально никак не была связана с идеей превосходства арийской нации. Выдавался крест за боевые отличия, проявленные в войне за освобождение Германии от Наполеона всем категориям военнослужащих.
В войнах с Наполеоном Пруссия чуть не потеряла независимость; некоторая часть немецкой армии даже успела поучаствовать в войне против России. Но симпатии Пруссии были не на стороне Франции, и, как только представилась возможность, она перешла на сторону антифранцузской коалиции. Но моральный дух и войск, и населения значительно упал. Решили учредить новую военную награду, которая бы сплотила прусские войска и народ в борьбе за освобождение своей страны. Есть мнение, что Фридрих Вильгельм III собственной рукой начертал эскиз будущего ордена, но он так и остался невостребованным. Разработка внешнего вида Железного креста была поручена известному прусском архитектору и художнику Карлу Шинкелю.
За основу Шинкель взял равносторонний тевтонский крест с серебряный окантовкой, который был прекрасно известен всему населению Пруссии. Он намеренно отказался от широко распространённых орденских украшений, таких как короны, мечи, прочая военная атрибутика. Сделано это было по простой причине: крест должен был стать «демократичной» наградой, которой бы награждали всех военнослужащих независимо от чинов и должностей, лишь за заслуги. Именно так получился хорошо узнаваемый, лапидарный и в то же время элегантный черный крест. К чести Фридриха Вильгельма III надо сказать, что он не стал настаивать на собственном варианте, а безоговорочно принял идею Шинкеля. Она была настолько удачна, что крест сохранился практически без изменений на протяжении всей истории своего существования.
Железный крест был учрежден в трех степенях: Железный крест 2-го класса, Железный крест 1-го класса и Большой (или Великий) крест Железного креста. Лента ордена была черной, с идущими по краям белыми полосами (с черной каймой). Крест 2-го класса носился на груди (на парадной форме) или в виде ленты в петлице мундира; крест 1-го класса крепился (пришивался за специальные скобки – по две на каждый луч) ниже орденской колодки на левой стороне мундира на булавке (или винте). Большой крест, который отличался от крестов 1-го и 2-го класса несколько большим размером, носился на шее на орденской ленте.
Текст указа Фридриха Вильгельма III об учреждении Железного креста:
«Мы, ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ, Божьей Милостью Король Пруссии и прочая, и прочая
Во нынешнее тяжелое время, когда решаются судьбы нашего Отечества, огромный смысл приобретает необходимость увековечивать в истории заслуги народа. Необходимо, чтобы ни в меньшей степени не понижались та стойкость, с которой народ выносил непереносимые тяготы этого железного времени, и то высокое сознание, которое бьется сегодня в груди каждого немца и которое основывается только на религии и верности Королю и Отечеству.
Поэтому Мы решили заслуги, проявляемые сегодня как непосредственно в боях с врагом, так и, кроме того, в борьбе за свою свободу в своей местности, особо отличать, не откладывая награждение на послевоенное время».
Железный крест в 1813 году – олицетворение патриотизма, борьбы за свободу, стойкости и преданности Королю и Отечеству. Первыми награжденными были солдаты, отличившиеся в сражении при Гросс-Гершене. Всего за период с 1813 по 1815 год крест получили примерно 10 тысяч человек. Из них только 700 военнослужащих крест 1-го класса, Большой крест всего пятеро.
Стоит отметить, что были награждены и русские солдаты, но не железным крестом, как часто об этом пишут, но Кульмским крестом – что неудивительно, так как награды внешне весьма похожи. Им пруссаки наградили русских солдат, отличившихся в сражении в районе деревни Кульм. Русские солдаты сражались так ожесточенно, что пораженный их храбростью Фридрих Вильгельм в запале объявил, что наградит всех гвардейцев, которые участвовали в сражении. Но единственной наградой, которую можно было бы вручить каждому солдату, был только железный крест. Делать этого не стали – король и его генералы опасались, что подобное массовое вручение награды сильно девальвирует ее значение и тот психологический эффект, который преследовал Фридрих Вильгельм, учреждая Железный крест, будет неизбежно потерян. Поэтому было принято решение создать конкретно для этого случая специальную награду, внешне очень похожую на Железный крест, но дать ему название «Кульмского» и тем самым вывести за рамки статута ордена. Такое решение было официально оформлено указом от 4 декабря 1813 года. В соответствии с обещанием Фридриха Вильгельма Кульмский крест вручался не за личную храбрость, а за участие в сражении.
Потом на долгое время о кресте забыли. Вспомнили уже в 1870-1871 годах, во время франко-прусской войны в тех же степенях. Существенно внешний вид ордена не изменился за некоторыми небольшими отличиями.
Текст указа Вильгельма I о воссоздании Железного креста:
«Мы, ВИЛЬГЕЛЬМ, Божьей Милостью Король Пруссии и прочая
Ввиду серьезного положения Отечества и в благодарную память о подвигах наших предков во время Великих Освободительных войн, мы хотим вновь вызвать к жизни учрежденный нашим в Бозе почившим Отцом орден Железного креста во всем его значении. Железным крестом должны, без различия чинов или состояния, награждаться люди за заслуги, приобретенные либо в непосредственной борьбе с врагом, либо в тылу, за заслуги в отстаивании чести и суверенитета нашего Отечества».
Как видно из текста, одним из важных отличий было то, что теперь Железный крест не становился практически единственной наградой идущей войны, а занял свое особое место в прусско-германской наградной системе. Он стал особой наградой, учреждаемой «под конкретную войну» и вручаемой за заслуги именно в этой, текущей войне.
После франко-прусской войны крест пожаловали примерно 44 тысячи человек. Кавалерами Большого креста стало 9 человек. После окончания войны Железные кресты еще некоторое время вручались задним числом, за отличия, проявленные во время франко-прусской войны, а затем орден вновь исчез на 45 лет.
Вспомнили о нем опять уже во время Первой мировой войны. Уже через четыре дня после ее начала кайзер Вильгельм II возродил железный крест. Теперь им активно стали награждать не только солдат и военных, но и военные чиновники, врачи, инженеры, администраторы и многие другие лица, которые косвенно относились к военной службе. Внешний вид креста опять не изменился – поменяли лишь дату на нем. Начали награждать и иностранных военных. Несмотря на жесткое поражение в Первой мировой войне, количество награжденных Железным крестом не уменьшалось. Именно Первая мировая война превратила эту награду в массовую. Ее получило около 5 миллионов 196 тысяч человек. На фронте даже ходила шутка, что избежать награждения Железным крестом 2-го класса можно лишь одним способом – погибнуть в первом же бою. Но он все равно сохранил статус олицетворения патриотизма, стал символом германской армии, империи и солдата. Даже в годы Веймарской республики солдаты носили эту награду с большой гордостью.
К началу Второй мировой войны Адольф Гитлер в последний раз восстановил орден. Железный крест стал толще, получил надпись «1939» на нижнем луче лицевой стороны (на тыльной стороне осталась надпись «1813») и свастику в центре. Была введена рыцарская степень железного креста. Он носился не на традиционной чёрно-белой, а на чёрно-бело-красной орденской ленте, также появилось 5 степеней ордена. Сам ефрейтор Адольф Гитлер был награжден Железным крестом 2-ого класса в 1914 году. Как он потом писал:.«Это был самый счастливый день моей жизни, правда, мои товарищи, которые тоже его заслужили, почти все погибли». Получил Гитлер его правда не за конкретный подвиг, но за постоянное исполнение обязанностей связного. Во время второй мировой войны крестом наградили около 2,3 млн Железных Крестов 2-го класса и 300 тыс. — 1-го класса. Большой крест Железного креста во Второй мировой войне был вручён только один раз — Герману Герингу.
Железный крест образца 1870 года
Название оригинальное | Eisernen Kreuzes |
Страна | |
Тип | Наградной крест |
Дата учреждения | Учрежден 10 марта 1813 года, восстановлен 19 июня 1870 года. |
Содержание
История награды
Железный крест был учреждён королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III ( нем. Friedrich Wilhelm III ) 10 марта 1813 года, в период войны с Наполеоном. Награда имела два класса и Большой крест, награждение происходило последовательно от низшей степени к высшей. Награждали Железным крестом за боевые отличия, проявленные в войне за освобождение Германии от Наполеона. Крест вручался всем категориям военнослужащих вне зависимости от ранга или сословия, за исключением Большего креста которым награждали только полководцев. После завершения наполеоновских войн Железным крестом перестали награждать.
С началом Франко прусской войны 1870–1871 годов прусский король Вильгельм I [1] 19 июня 1870 года объявил о воссоздании Железного креста, в трех степенях. Цвет ленты и внешний вид ордена остались без изменений, имелись лишь небольшие отличия. Оборотная сторона креста осталась без изменений. Лицевая же сторона была теперь оформлена следующим образом: в центре размещался вензель царствующего монарха – литера W (от Wilhelm), на верхнем луче – королевская корона, на нижнем – дата воссоздания ордена («1870»). Кроме того, было и еще одно изменение – Железный крест 1 го класса теперь уже не пришивался к мундиру, а крепился на булавке или винте.
В отличии от Железного креста образца 1813 года, одним из важных отличий было то, что теперь Железный крест не становился практически единственной наградой идущей войны, а занял свое особое место в прусско-германской наградной системе. Он стал особой наградой, учреждаемой «под конкретную войну» и вручаемой за заслуги именно в этой, текущей войне.
Война была скоротечной, в нескольких сражениях французская армия была наголову разгромлена, и уже 28 января 1871 года заключено перемирие. Франция была повержена. Столь радостное событие (а кроме того, провозглашение 18 января 1871 года создания Германской империи во главе с королем Пруссии Вильгельмом I) было отмечено массовыми пожалованиями Железным крестом.
Выдача кавалерам крестов началась только через два года (!) после окончания боевых действий, сказывалась трудоемкость производства и большое количество кавалеров награды. Поэтому все наградные документы периода франко-прусской войны датируются 19 января 1873 года.
Следует отметить, что в ходе франко-прусской войны Железными крестами было отмечено достаточно много представителей союзных контингентов (Саксонии, Баварии, Мекленбурга, Гессена и других), действовавших совместно с прусской армией, хотя формально статутом ордена возможность награждения иностранцев не предусматривалась. Более того, в списках кавалеров креста 2-ой степени за небоевые заслуги есть имена пяти английских военных врачей, работавших 1870-1871 годах в прусских полевых госпиталях.
Стоит отметить, что Железный Крест не вручался во время обеих Датско-прусских войн (24.03.1848-02.07.1850 гг. и 01.02-30.10.1864 г.), а также Австро-прусской войны (17.06-26.07.1866 г.), которая рассматривалась Пруссией как гражданская война.
После окончания войны Железные кресты еще некоторое время вручались задним числом, за отличия, проявленные во время франко прусской войны, а затем награда вновь исчезла на 45 лет, до следующей крупной войны которой оказалась Первая мировая война.
Статистика награждений
Железный крест образца 1870 года вручался чаще чем в период войны с Наполеоном. Всего Железным крестом образца 1870 года было отмечено свыше 47 500 человек, из них: