что означает зикр в чечне

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечнеchungro

CHungro

Автор: Китаев-Смык Л. А.

Два раза был прочитан по радио и много раз
частями и полностью печатался в журналах
и даже в коллективной научной монографии

Ритуальные хороводы с пением возникли в древности как попытка людей магически воздействовать на природу, полную опасностей и увлекательных тайн.

Это с одной стороны, а с другой… Вместе с развитием искусства движений (танцевальных, ритуальных, церемониальных) и голоса (пение, молитвы, заклинания, риторика) гармонично развивались интеллект и душа.

История Зикра

Среди мусульман России чеченцы и ингуши последними приняли ислам, в XVI-XVII веках. Это на 800 лет позднее волжских татар, на 600 лет позднее башкир. И даже соседи чеченцев на Северном Кавказе кабардинцы, балкарцы, черкесы приняли мусульманство на 300 лет раньше чеченцев и ингушей. Почему?

Есть разные мнения. Известный исследователь народов Кавказа Леонтович писал, что малочисленные (до XVI-го века) вайнахи (сейчас это чеченцы и ингуши) жили в недоступных горах и мало привлекали исламских проповедников. Есть иное мнение: чеченцы и ингуши с их особым стремлением к самостоятельности упорно сохраняли свое христианство. И сейчас в горах Чечни с великим почтением относятся к могилам древних предков, отмеченных каменными крестами.

Важным психологическим элементом мусульманства является религиозная экзальтация. У разных народов она проявляется по-разному. Первоначально у арабов она усилила их склонность кочевать, покорять пространства и завоевывать страны.

Затем у поэтически чувственных персов мусульманство способствовало пробуждению, буквально взрыву поэтических дарований.

Древность обрядов суфийского зикра (то, что они были до Пророка Мухаммеда) признают мусульманские ученые: «Семена суфизма посеяны во времена Адама; они дали зародыши во время Ноя; стали распускаться при Аврааме; плод их появился при Моисее; созрел он при Христе; а при Пророке Мухаммеде произвел чистое вино».

Ортодоксальные мусульмане утверждают, что с тайнами суфизма и обрядом зикра Пророк Мухаммед познакомил Архангел Гавриил по велению Бога. Пророк Мухаммед обучил им своих учеников.

«Что ни город, то свой норов»

Время течет, меняя многое. Неодинаковые изменения жизни, даже в близких одна от другой общинах создают различия образа мыслей и … потребности в неодинаковых ритуалах. Общая религия сдерживает слишком быстрое расхождение единоверцев, но конфессиональные несходства накапливаются.

Христианство непримиримо разделилось на католицизм, православие, многие формы протестантизма. Между разными христианскими конфессиями вспыхивали религиозные войны.

Основы суфизма существовали в глубокой доисламской древности. Были два типа арабских общин: мешаюны (подвижные, гуляющие) и ширахаюны (созерцающие).

Суфизм стал религиозно-философским учением, способствующим адаптации исламского мира к многообразию меняющейся действительности. Более того, вполне можно предположить, что разные суфийские общины дают полноту самореализации людям с разным образом жизни и с психологическими различиями.

Однако не все мусульмане принадлежат к суфийским орденам. В сталинские времена эти исламские объединения жестоко притеснялись. Сейчас многие российские мусульмане имеют лишь смутное представление о суфийских орденах.

Зикр на Северном Кавказе

Я видел в чеченских селах мужчин в мусульманских шапочках разной формы, разного цвета, привезенных из исламских стран. Чеченцы и не подозревали, что носят на головах отличительные знаки не тех тарикатов, к которым принадлежат их тейпы.

Я наблюдал, как такой зикр в Чечне во время первой войны использовался для боевого сплочения народа. Это была мощная психологическая процедура, ритуально-обрядовый хороводный танец.

В Чечне чтят могилы не только устазов, но и эвлиев (волхвов-предсказателей), признанных после смерти святыми. Вероятно в этом отголоски недавнего чеченского язычества, уживающиеся с чеченскими представлениями об Исламе.

Зикр на Первой Чеченской войне

В апреле 95-го, беседуя с префектом горного Шатойского района Даудом Дабаевичем Ахмадовым (до войны он заведовал кафедрой физики в Грозненском университете, к концу войны стал командиром шатойского отряда боевиков), я спросил:

— Что дает смелость и стойкость чеченцам в этой войне?

— Только зикр! Если мы устали, нам помогает зикр. В несчастьях и в радостях у нас есть зикр.

Опытный педагог, расчетливый профессор-математик точно оценил мощь психотехники суфийского обряда.

Может казаться, что зикр на площади возникает стихийно. Однако им управляет шейх. Он знает, когда и где начать ритуальное моление. Его можно узнать в кругу молящихся по головному убору.

Тогда в 1995-м году рядом с шейхом в толпе перед шатойской префектурой раздаются выкрики, усиливается толкотня, закручивается кольцо, расширяясь и втягивая в себя людей.

Чеченцы, вприпрыжку, быстро бегут по кругу. Движения ритмичны. Хлопают ладонями, отбивая ритм танца. Он мог длиться часами. Громко, нараспев повторяют, призывая Господа: «Ля илляха илля-ллах!»

Чувство священной причастности к вечности, к Аллаху, которого восхваляют чеченцы на непонятном для них арабском, благозвучном языке, сплачивает поющих. Вращающееся в зикре на площади посреди толпы кольцо из воспаленных тел, как глаз, обращенный к небу. Каждый, неустанно несущийся в круговом танце, чувствует себя ресничкой этого глаза, глаза народа, обретающего всевышнего Покровителя. Волны эмоций расходятся от кольца зикра по толпящимся на площади людям. Временами кажется тан-цующие устают, но их голоса снова взмывают над толпой. По ней ширясь плывет новая волна возбуждения, оживляются глаза, громче становится говор толпы, обсуждавшей свои дела под звуки зикра.

Стоя в толпе, я не мог не поддаться. в груди ощутил чувство единения с чем-то непонятным и сильным.

Психофизиология Зикра

У чеченцев в зикре (и когда-то у нас на центрифуге) вращение и восторг от своей избранности создавали удивительный сплав экстремальности бытия, редкую форму стресса… с пробуждением сил, восторга и воли.

Особенно интересен зикр шейха Джималь Эддина-Эр-Руми, выдающегося поэта средневековья (его стихи сейчас пользуются большим спросом в Америке и в Европе), основавшего суфийский орден крутящихся дервишей Мевлеви. Этот зикр содержит и громкие, и молчаливые моления. Сначала бешеное вращение на левой ноге. Толкаясь правой. До исступления. Но вдруг по сигналу шейха все останавливаются, каменеют в позе, в которой застала команда. Потом снова вращения, остановки… Много раз. Зачем?

Мы проводили такие психофизиологические эксперименты. Эта почти магическая процедура подкачивает эмоциональные, образные и логические центры в полушариях головного мозга за счет напряжения разных мышц и органов равновесия.

Зачем молящийся в зикре тариката Мевлеви вращается, стоя на левой ноге?

Многолетние наши исследования, сотни разных экспериментов показали, что чувственные конфликты приводят многих к состоянию так называемого «измененного сознания». Происходит прорыв из подсознания мечтаний, видений, годами таящихся в нем. Как сон наяву. Экстаз и озарение, способные радовать человека или пугать.

Духовные учителя Востока предупреждали, что заниматься зикром без подготовки и без имама-наставника опасно.

Из исторических хроник известно, что имам Шамиль не раз в темном подвале мечети, в полном одиночестве, без сна и еды вращался в молчаливом зикре и, замирая на земляном полу, молил у Пророка совета. И Мухаммед давал прозрение.

Мгновенное окаменение во время быстрого танца, когда кто-то даже падает, как скульптура, без подставки, использовал для обучения магии Гурджиев. Его называли великим магом 20-го века. Есть свидетельства, что он был духовным наставником двух диктаторов: как старший товарищ юного Сталина в кутаисской семинарии, потом в Европе, преподавая оккультизм Гитлеру. Гурджиев считал, что при остановке в танце эмоционально-двигательная энергия превращается в интеллектуально творческую, в энергию «безмолвного крика», «стоящего бега».

Еще об одной особенности зикра чеченцев-кадыритов. Почему их хоровод вращается против часовой стрелки? Так же вращаются суфии-мевлевиты.

Источник

Зикр и виды зикра

Все слова, восхваляющие совершенные атрибуты силы и величия, красоты и возвышенности Аллаха, произносятся ли они языком или беззвучно в своем сердце, относятся к зикру. Это в переводе с арабского означает “напоминать себе” или “упоминать” о Создателе посредством частого повторения Его имен.

Как делать зикр

Произнесение зикра – это действие поклонения, поэтому оно должно совершаться так, как предписано шариатом, и нельзя изобретать для него новые методы. Зикр Аллаху должен быть произнесен тихо.

«И исполняйте зикр Господа в душе со смирением и без громких слов по утрам и вечерам, и не будьте из тех, кто невнимателен.» (Аль-арааф: 205)

Однако в некоторых случаях разрешается произносить слова поминания Аллаха громко. Например, талбия в хадже, такбир в праздничные дни или необходимость учить других.

Важность совершения зикра

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сравнивая людей, говорил, что те мусульмане, которые выполняют зикр, являются обладателями живого сердца, в то время как сердце человека, не делающего это, мертво. (Сахих-Бухари)

Сердце, поминающее Аллаха, становится умиротворенным и безмятежным. Спокойствие и мир, которые дает зикр, ведут к очищению и укреплению веры, защищают от искушений Сатаны (аузу биЛлях). Поэтому в Коране Всевышний побуждает мусульман почаще совершать его.

«О вы, которые уверовали! Пусть ни богатство, ни дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. Те, кто так поступают, оказываются в проигрыше.» (63: 9)

Виды зикра

В Исламе встречается упоминание о трех видах зикра:

Таким образом, мысли и чувства, слова и поступки при которых верующий помнит о своем Создателе и восхваляет Его, являются зикром.

Зикр после намаза

Совершить зикр мусульманин должен как минимум 5 раз в день, а именно после прочтения обязательной молитвы. Зикры после намаза по сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) читается в следующей последовательности:
3 раза говорится «Астагфиру-Ллах», что в переводе означает прошу прощения у Аллаха.
Произносится дуа:

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечне

Читается Аят аль-Курси:

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечне

Затем повторяют по 33 раза каждую из трех фраз «СубханаЛлах» (Аллах Пречист), «Альхамду лиЛлях» (хвала Аллаху), «Аллаху Акбар» (Аллах Велик).
Прочитывается дуа

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечне

Перевод: Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и нет у Него сотоварищей! Ему принадлежит вся власть и хвала! Он способен на всякую вещь!

Поминание Аллаха служит прочной основой, связывающей мусульманина с Создателем. И чем чаще язык повторяет эти слова, тем больше получает человек награду.

Наиболее распространенные фразы зикра

Так как ученные считают зикр актом поклонения, то совершать его необходимо предписанным шариатом образом. Самые лучшие слова для этого, те, которые упоминаются в Коране и хадисах.

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечне

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечне

Достоинства зикра

Верующий, поминающий Аллаха и стремящийся делать это как можно чаще приобретает бесчисленные блага в жизни, а также награду в Судный день.
Достоинствами зикра являются:

Поминающего раба Своего Аллах не оставляет без внимания.

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (Бакара: 152).

Постоянно поминая Аллаха, мы сохраняем его в наших умах и сердцах. Чем больше мы думаем о Нем, тем больше хотим угодить. Таким образом становится понятен глубокий смысл слов зикр, что это в Исламе проводник к прекрасному характеру и свет, который держит нас на пути к Раю.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Источник

Зикр чеченский

Практика повторения священных формул существует во многих религиях, в том числе и чеченской, само слово зикр взято из Корана, где оно часто встречается. Зикр джахри (джали) означает поминание вслух, а зикр хафи это мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях общины. Как правило, зикр начинается произнесением первой части мусульманского символа веры (шахада), а именно: «Нет божества, кроме Аллаха» (ла илаха илла-Алаху). Читая чеченский зикр следует помнить, что его продолжительность всегда должна быть нечётной, например: 101, 1001 и т. п.

Согласно Ибн ‘Ата’ Аллаху, большинство из них различали три стадии зикра (поминания). Первая — это «зикр языка», который должен быть обязательно подкреплён «намерением сердца»; отсутствие такого искреннего намерения и полной сосредоточенности на имени Бога делает зикр бессмысленной и ненужной рутиной. На этой стадии подвижник обязан строго придерживаться правил поминания, предписанных ему его шейхом. Его задача заключается в том, чтобы «вселить Того, Кого он поминает (то есть Бога) в своё сердце». Когда эта задача исполнена, «воззвания к Богу» становятся непроизвольными и продолжаются уже без всяких усилий со стороны исполнителя поминания. Однако на этой стадии всё ещё можно различить три ключевых составляющих зикра: самого «поминающего» (закир), «поминание» (зикр) и «Поминаемого» (мазкур), то есть Бога.

После того, как первый этап чеченского поминального зикра пройден, суфий вступает в стадию «зикра сердца», на которой, согласно Аль-Газали, «на его языке не остаётся и следа [поминаемых им] слов». Теперь органом зикра становится само сердце суфия. Эта стадия, в свою очередь, делится на два этапа: сначала суфий должен насильно «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, в результате чего он может почувствовать даже физическую боль в груди. Однако со временем нужда в каких-либо усилиях с его стороны отпадёт, так как формула станет неотъемлемой частью биения его сердца. Теперь имя Бога начинает пульсировать вместе с пульсацией крови в артериях человека без участия его голосовых связок или мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», вызванном поминанием, суфий совершенно забывает об окружающем мире. Такое состояние является основой для следующей, третьей, стадии зикра, которая называется «поминанием сердечной тайны» (сирр). Будучи вместилищем Божественного знания, сердце лучше других органов подходит для того, чтобы стать местом «лицезрения» Бога (мушахада) исполнителем «богопоминания». Именно в «сердечной тайне» поминающего осознание им Божественной единственности (таухид) и неразделимости человеческого и Божественного начал достигает своего апогея. Суфийские авторы часто связывают эту стадию с состоянием «благодеяния» (ихсан), которое, как уже говорилось, следует сразу за состояниями внешнего подчинения [Божьей воле] (ислам) и внутренней веры (иман). Когда суфий достигает этого состояния, зикр становится неотъемлемой частью его организма. Более того, всё естество суфия становится, иногда даже помимо его воли, «языком, отправляющем зикр». В конечном итоге упомянутая выше триада зикра, состоящая из «поминающего», «поминания» и «Поминаемого», перестаёт существовать и сливается в единое целое. В акте добровольного самоуничтожения в Боге человек, отправляющий зикр, теряет ощущение множественности окружающего мира (фана ‘ан аз-закир би-Ллах), и тогда для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины». Индивидуальное «Я» суфия полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности, которые не несут в себе и намёка на двойственность или множественность.

«Зикр (араб. ذکر‎‎ «поминание») в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание. Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации».

По материалам ru.wikipedia.org

МОЛИТВА МУСУЛЬМАНСКАЯ НА УДАЧУ Молитвы мусульман приведенные здесь нужно читать если вдруг настали черные дни и удача в делах и бизнесе пошли на спад, значит настало время вспомнить о духовной помощи и прочитать мусульманские молитвы на удачу. В любой вере есть магические ритуалы и привороты, мусульманство тому не исключение и правильно прочтенные молитва кунут дуа способны вернуть удачу, для этого прочитайте:Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи’уун

Дуа для любви В жизни иногда бывают случаи, когда мужчина после свадьбы понимает, что не любит жену или обратная ситуация. Как быть в такой ситуации и какие дуа для любви могут помочь в восстановлении чувств между мужем и женой. Есть одна хорошая хадиса: Когда один из сподвижников начал свататься к одной женщине, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему: «Посмотри на нее, ибо это в наибольшей степени будет способствовать возникновению любви между Вами».

Источник

Ночь суфиев

Мужчины в тюбетейках бегали по кругу в такт ускорявшемуся пению и хлопкам. Они двигались все быстрее, потом останавливались, раскачивались на месте и направлялись в противоположную сторону.

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечне

— Ля-илляха-иль-алла! — группа певцов бесконечно выкликала по-арабски знаменитое «Нет божества кроме Аллаха!» В ритме этих слов двигались все: седые старцы, взрослые бородачи и дети в неизменных тюбетейках и мусульманских рубахах с закрытым горлом. В окне соседнего дома поблескивали глаза — за церемонией наблюдали женщины. Приближаться им запрещено, чтобы не отвлекать молящихся. Как говорят сами верующие, «Когда поминают Аллаха, между мужчинами и женщинами должна быть стена». Иногда уставшие бегуны отходили в сторону, отдыхали, а затем с новыми силами вливались в круг, уже полтора часа непрерывно двигавшийся вокруг пустого, запретного пространства, в котором незримо присутствовала божественная сила. Только стройный и строгий старик в очках стоял, опираясь на трость, и наблюдал за священнодействием. Это был тамада — так здесь называют старейшину и наставника.

Совершался зикр — поминание бога, особый род коллективной молитвы. Члены общины собрались, чтобы душа умершего утром собрата получила благословение и Аллах простил ему грехи. Еженедельно в Чечне и Ингушетии проходят десятки подобных церемоний как по случаю чьей-либо смерти, так и регулярных. Не во всех зикрах участники движутся по кругу. Где-то трясут головой, где-то поют и играют на музыкальных инструментах. Некоторые поминают Аллаха молча — либо про себя, либо пользуясь особой системой дыхания, еще больше роднящей зикры с восточными практиками. Но всех объединяет принадлежность к суфизму — эзотерическому течению ислама, чьи тайны уже много веков притягивают исследователей.

Дао по-мусульмански

Суфизм настолько загадочен, что даже его название вызывает споры. Некоторые утверждают, что его корни — в названии навеса суффа, под которым во времена Пророка собирались бедняки. Другие выводят его от арабского «суф» — «шерсть», так как древние аскеты и мистики надевали колючую шерстяную одежду. Третьи — от слова «ас-сафа», означающего прозрачность и чистоту.

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечне

Путем молитв и ритуалов суфий совершенствуется, приближается к Аллаху. Как и в учении йоги, навыки здесь передаются не по книгам, а от сердца к сердцу, от учителя — устаза — к ученику — мюриду. Устаз несет за всех учеников ответственность перед Аллахом. Как писал суфийский шейх Кунта-Хаджи, «Если у учителя в разных местах умирают две тысячи мюридов одновременно, то он успевает помочь каждому из них при отделении его души от тела и держит ответ перед ангелами-мучителями за деяния мюрида».

Учителя выбирают добровольно, и если выйти из ислама нельзя, то сменить суфийское течение обычно не возбраняется. Устаз дает мюридам вирд — каждодневную программу из молитв. При этом он опирается на тот или иной метод духовного возвышения, называемый тарикатом, что в переводе с арабского означает путь — то же самое, что и дао — одно из основных понятий китайской философии. Таких тарикатов, сильно отличающихся друг от друга и духовными практиками, и одеяниями, много. Как говорят сами суфии, путей к Всевышнему столько же, сколько дыханий всех творений. В вайнахских республиках господствуют два тариката — Накшбандия и Кадирия. Адептом первого был имам Шамиль, адептом второго — его современник чеченец Кунта-Хаджи Кишиев, обративший в ислам ингушей.

С самого момента своего появления в II−III веках хиджры суфийское учение вызывало недоверие многих мусульман, которые утверждали, что Пророк никогда не разрешал и не одобрял зикр. На что суфии возражали, что когда к Мухаммеду пришли эфиопы, они устроили танцы в мечети. И Пророк смотрел на них вместе с женой Аишей, не позволяя чрезмерно ретивым сподвижникам упрекать веселых негров.

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечне

Суфизм вдохновлял многих средневековых поэтов, включая великих Низами и Саади. А сын Джалаладдина Руми даже основал суфийский орден Мевлеви, в обрядах которого использовал произведения отца. Всем известные крутящиеся турецкие дервиши — последователи именно этого тариката.

Чеченский Ганди

— Главное, не вздумай спрашивать, когда умер Кунта-Хаджи или где его могила! — напутствовал меня приятель-чеченец, когда я начинал изучать суфизм.

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечне

Суфийский проповедник Кунта-Хаджи Кишиев

В начале 1860-х годов вирд Кунта-хаджи стал крупнейшим в Чечне. До сих пор к нему примыкает большинство чеченцев. Он был четко структурирован: в крупные села назначались вакилы (поверенные) устаза, им подчинялись тамады, а последним — туркхи (глашатаи), руководившие рядовыми мюридами. Российские военные усмотрели в такой популярности угрозу власти, и в 1864 году Кунта-Хаджи арестовали. Такова горькая ирония истории — Шамиль, злейший враг царя на Кавказе, был возведен в российское дворянство и жил в роскоши, а проповедник мира окончил свои дни в суровой северной ссылке.

Последователи чеченского Ганди убеждены, что основатель вирда не умер в старинном городе Устюжна, а свидетельства об этом, обнаруженные только в 1928 году, подделаны.

— Накануне своего последнего дня Кунта-Хаджи сказал: «Завтра поднимется сильный туман. Я войду в него и исчезну. Если это случится, значит, мое учение истинно, если нет, то ложно». Но все произошло по его словам, — рассказывает мне седой чеченец, накалывая на вилку желтые кукурузные галушки.

Как приструнить шайтана

Долгий обряд закончен. Мы сидим за общим столом, едим жижиг-галнаш и запиваем его горячим бульоном. Гость с фотокамерой вызывает всеобщее любопытство, и каждый готов помочь мне проникнуть в суть недавней церемонии.

Источник

Когда Бог силен в твоем теле

Суфизм: тайная мистика в сердце Чечни и Ингушетии

Текст и фотографии: Владимир Севриновский

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечне

«РР» часто писал о Чечне и Ингушетии. Обычно мы рассказывали о терроре и несправедливостях, но даже в исследовании подобных тем нам постоянно встречались сильные духом люди — творцы, борцы за правду, истинные герои. Порой они черпали силы в суфизме — эзотерическом течении ислама, наследии выдающихся духовных учителей — таких, как легендарный Кунта-хаджи Кишиев. В актуальных репортажах мы касались мистических традиций, но кратко, на полях. Теперь «РР» представляет популярное введение в суфизм Северного Кавказа.

В центре была пустота. Вокруг вращались широкие кольца: сотни мужчин двигались как один под грохот бубнов из козлиной кожи и бесконечные выкрики «ля илляха иль алла» — «нет бога кроме Аллаха». Белые ленты на папахах сливались в единый круг. По преданию, они увеличивают благодатную силу действа в семьдесят раз. Кольца замирают, раскачиваются на месте и движутся обратно. Голоса все громче. Сотни ног вышагивают в такт, словно части единого тела. Только подпрыгивают порой в азарте лихие музыканты, ускоряя и без того быстрый темп. Уже почти час длится кружение. Вертится небо, вращаются стены дома и столы с угощением. Только центр остается неизменным. Но каждый участник обряда чувствует кожей, что там больше не пустота. Там — присутствие Бога.

Посторонний мог принять эту картину за странный танец. Этим он оскорбил бы участников, ведь они совершали зикр — обряд поминания Аллаха. В суфийской общине умерла тихая старушка. Родичей осталось мало, но религиозные связи не менее сильны, чем семейные или клановые. И вот уже три дня сотни членов братства собираются на церемонию, чтобы облегчить покойной путь в рай.

— Одинокому молиться тяжело, его Иблис отвлекает, — объясняет участник обряда. — Если я молюсь, то языком совершаю богослужение. Если слушаю молитву, — то ушами. В зикре я поминаю Аллаха всем телом — и шайтан во мне тоже вынужден повторять движения и молиться. Это для него мучительно, ему уже не до пакостей. В зикре мирское уходит, ты молишься с чистыми мыслями, не думая о деньгах, работе или семье.

Каждый день в Чечне и Ингушетии совершаются десятки зикров. Устраивают их приверженцы суфизма — мистического течения в исламе. Он так загадочен, что даже его название вызывает споры. Самая распространенная версия гласит, что оно происходит от арабского «суф» — «шерсть», так как древние аскеты носили колючую шерстяную одежду. Другие производят его от навеса суффа, под которым во времена Пророка собирались бедняки. Третьи — от слова «ас-сафа», означающего прозрачность и чистоту. По методам духовного роста суфии делятся на тарикаты. В переводе с арабского это слово означает «путь» — то же, что и китайское «дао». Внутри тарикатов возникло множество братств, управляемых учителями — устазами. Каждое отличается по обрядам, а порой и по форме одежды.

Как и в учении йоги, сокровенные знания здесь передаются не по книгам, а от сердца к сердцу, от устаза к ученику — мюриду. Воспитанник должен подчинить свою волю учителю, видеть в нем образец для подражания. Наставник дает ему вирд — набор духовных практик — и несет за ученика ответственность перед Аллахом. Шейху Кунта-хаджи Кишиеву приписывают слова: «Если у учителя в разных местах умирают две тысячи мюридов одновременно, он успевает помочь каждому при отделении души от тела и держит ответ перед ангелами-мучителями за деяния ученика».

Суфизм быстро распространился по Азии и Африке, шагнул за пределы исламского мира. Европейцы восхищались стихами Джалаладдина Руми, не подозревая, что они звучат в обрядах тариката Мевлеви, основанного сыном поэта. Французский философ Рене Генон стал адептом тариката Шазилия и провел остаток жизни в Каире. Большинство чеченцев и ингушей — суфии. Лидеры орденов — влиятельнейшие люди региона. Но если о тейпах (местных кланах) слышали многие, то кавказский суфизм, ничуть не менее значимый, на удивление мало исследован.

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечнеЗикр манишейховцев в окрестностях Моздока, Северная Осетия — Алания

Большой хулиган

Рядом с кругами, возле группы поющих людей, стоит высокий длиннобородый старик Магомед. Он дирижер этого оркестра, с посохом вместо палочки. Такова обязанность туркха, главы сельской общины. Выше него — только тамада, наставник. Без выходных и почти без отдыха Магомед устраивает суфийские обряды в селении Майртуп. Порой он за день успевает на три похоронных зикра, освобождаясь лишь поздно вечером. Дедушка не берет платы, зато обретает нечто большее — спасение после смерти и незыблемый авторитет. Сельчане без колебаний доверяют ему решение важнейших проблем. Мало кто знает, что в юности этот величественный бескорыстный старец был веселым фарцовщиком, смело ходившим по грани, а то и за гранью закона, и даже не помышлявшим о религиозном пути.

— Я большой хулиган был. С восьмого класса пил, в карты играл, — рассказывает Магомед за плошкой дымящегося мяса. Зикр окончен, помощники разносят еду, и туркху можно наконец отдохнуть. — В 1972 году, еще школьником, поехал в Москву спекулировать, покупать вещи у иностранцев. Днем зарабатывали, ночью в ресторане гудели. Доход был больше, чем у секретаря райкома. В первый же день — 480 рублей! Пять костюмов купил, под каждый туфли подобрал. У взрослых такого не было. Через два месяца получаю письмо от брата: «немедленно возвращайся в школу, не то повешу». А какая школа, когда тут такое дело! Потом узнал, что он на поезде за мной едет. Я сел на самолет — и назад. После армии домой приехал, как раз на зикр попал. Поймали меня старики. Сказали: ты должен вступить в наши ряды. Потому что я пел красиво, для зикра это важно. Но если ты суфий, со многими привычками распрощаться надо. Я спросил: «Вы что, мне верите?» Они ответили: «Верим». Гляжу, положение безвыходное. Согласился. С тех пор тружусь ради Всевышнего. Я полностью занят нуждой людей. Если б не те старики, давно на том свете был бы. Друзья из воздуха деньги делали — и мне предлагали. Миллиардерами стали. Многие уехали в Австралию, в Европу. Потом между собой что-то не поделили. Одного убили, другого… Почти никого не осталось. Слишком большие деньги были, много проблем принесли. А я здесь спокойно жил. Торговал, но без криминала. Машина была, дом, еда. Что еще надо? Потом и такую работу потихоньку бросил. Полностью отрекся от земного. Люди увидели, поставили меня на эту должность. Сейчас почти нет времени заниматься своими делами. То похороны, то свадьба, то драка. Старший нужен везде.

«Шире круг»

Суфии нередко относятся к своим церемониям без высокопарности, с чувством юмора. Могут даже пересылать друг другу видео зикров с наложенной на них трансовой музыкой. Основные виды церемоний в шутку называют «Шире круг», «Веселые ребята» и «Тяжелый рок».

Громкие зикры, при всей несхожести, начинаются и заканчиваются почти одинаково. Сперва мюриды, сидя на скамейках или на полу, запевают молитвы. Мелодия становится все громче и быстрее. Участники раскачиваются в такт, настраиваются на будущую медитацию, мысленно обращаясь к Аллаху. Наконец они встают и переходят к главному действу.

Прозвище «Шире круг» относится к самому распространенному зикру — кунтахаджинскому. Его регулярно проводят не только в республиках Северного Кавказа, но даже в Бельгии, где много эмигрантов. Под ритмичные песнопения и выдохи «Уллах!» мюриды движутся по кругу, постепенно ускоряясь. Чтобы участники не впали в транс, туркхи иногда меняют направление бега. Такой зикр требует недюжинной выносливости. Недаром богослов Ахмед-хаджи Пошев сравнивает его с марафоном. Благодаря зикрам он занимал в армии призовые места на соревнованиях по трехкилометровому кроссу. Зикр чиммирзоевцев, к которым принадлежит туркх Магомед, похож, но здесь используют жирхи — вид бубна. Бывают и женские зикры, зачастую более экспрессивные, чем мужские. Участвуют в них, как правило, старушки.

«Веселыми ребятами» называют последователей шейха Вис-хаджи. Суфии в белых шапках напевают хором молитвы, звучащие как красивые светские песни, аккомпанируя на барабанах и чеченских скрипках — пондарах. Этот орден — единственный, где разрешены совместные зикры мужчин и женщин.

Наконец, «тяжелые рокеры» ритмично трясут головами. У них особенно часто случаются видения и потеря сознания. Такой зикр делают последователи четырех шейхов — Мани, Хусейна-хаджи Гарданова, Бамат-Гирея Митаева и его сына Али, причем у последних он длится до шести часов.

Не каждый старик выдерживает длительный зикр, но они его обязательно начинают и заканчивают. Говорят, однажды туркх вынужденно покинул церемонию. Без него суфии не могли остановиться и кружились часами, пока не вернулись посланные в соседнее селение за другим опытным старейшиной. Тот взял управление на себя и прекратил бесконечный бег утомленных мюридов.

Заканчивается действо полифоническим распеванием назмов — песен, посвященных деяниям Пророка, устаза, а порой и его семейства. Это одни из лучших образцов живого фольклора, сохранившегося в России. Мелодии напоминают грузинские, но вместо раздолья, уместного за пиршественной чашей, в них звучат сила и уверенность. Зачастую мюриды сочиняют новые назмы. Одни забываются, другие остаются надолго. Во времена Ичкерии некоторые братства даже пели здравицы Джохару Дудаеву.

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечнеЗикр баталхаджинцев в селении Сурхахи, возле зиярата основателя вирда

Два учителя

Странные суфийские обряды со стороны кажутся анахронизмом. Но в последние двести лет каждый раз, когда кавказским народам грозила опасность, решение предлагали именно суфии.

Впервые они прославились во время Кавказской войны. Разрозненные кланы горцев не могли противостоять российской армии, одолевшей Наполеона. Пушки легко разрушали старинные боевые башни — и с конца XVIII века их строить перестают. Крепости, воздвигнутые генералом Ермоловым, были неприступными для горских отрядов, а вырубка леса затрудняла партизанскую войну. Требовалась идеология, способная объединить кавказские народы для отпора врагу и собрать вольнолюбивых горцев в дисциплинированные армии. Суфизм с безусловным подчинением мюрида устазу идеально подходил на эту роль.

Русские столкнулись с «мюридизмом» еще в конце XVIII века. Чеченский проповедник шейх Мансур нанес России несколько чувствительных поражений. В 1791 году он был пленен и впоследствии умер в Шлиссельбургской крепости. Но еще до его смерти в дагестанском селении Гимры родился легендарный имам Шамиль. Он был суфием, представителем тариката Накшбандия, возникшего в XIV веке в Средней Азии. С помощью этой идеологии Шамиль объединил десятки народов в едином теократическом государстве — Северо-Кавказском имамате и создал мощную армию, с которой четверть века противостоял огромной империи. В 1850-х годах на борьбу с ним тратилась шестая часть российского бюджета. В 1859 году постаревший в боях имам сдался в плен на горе Гуниб. Его с почестями привезли в Санкт-Петербург, где он был принят императором. Затем Шамиль поселился в Калуге. Там он любил прогуливаться по лесам, напоминавшим ему Чечню.

Самих же чеченцев Кавказская война почти истребила. Гибли не только воины. В отместку за вылазки горцев российские отряды уничтожали целые селения, зачастую не имевшие отношения к набегу. На момент пленения Шамиля от народа осталось менее 100 тысяч человек. В условиях национальной катастрофы возвысился другой проповедник — Кунта-хаджи Кишиев, принадлежавший к тарикату Кадирия, который возник в XII веке в Багдаде.

Проповедовать Кунта-хаджи начал еще во время войны. Впервые на Кавказе он ввел громкий зикр — круговое движение мюридов с пением религиозных формул. Из-за конфликта с Шамилем устаз уехал в Мекку, откуда возвратился уже после поражения имама. Кунта-хаджи призывал к мирному сосуществованию с русскими ради сохранения культуры и веры. Газават он заменил духовным джихадом — борьбой за собственное моральное совершенство. Поэтому некоторые историки сравнивают проповедника с Ганди. До сих пор его последователи говорят: «Мы подчиняемся президентам, пока они в нашу религию не лезут».

Подобный призыв к измученному войной Кавказу лег на благодатную почву. В изумительно короткие сроки устаз обзавелся тысячами последователей и создал разветвленную систему управления. Во главе восьми участков стояли наибы, которым подчинялись старейшины в аулах. Это тревожило российскую администрацию, уже обжегшуюся на «мюридизме». Движение пока было мирным, а сам проповедник характеризовался как «человек смирный, преданный правительству и занимающийся земледелием». Но в суфийских листовках помимо успокаивающего «терпите, я из самых терпеливых» содержалось и тревожное «Нельзя восставать, не дождавшись ответа от Бога, — я ожидаю ответ от Бога, и Он явит мне его». В итоге Кунта-хаджи был сослан в город Устюжна «за распространение фантастического учения “зикра”». Мюриды собрались в Шали и потребовали освобождения учителя. Митинг разогнали войска. После побоища на земле остались 164 убитых, в том числе не менее пяти женщин, облаченных в мужские одежды.

Горькая ирония судьбы: почетный пленник Шамиль, сгубивший тысячи русских солдат, жил в роскоши, получая от царского правительства содержание в 10 тысяч рублей, что соответствовало пенсии шести генералов. А мирный проповедник Кунта-хаджи прозябал в ссылке на севере, получая в месяц 1 рубль 80 копеек. Его последователи убеждены, что документы о смерти учителя, обнаруженные только в 1928 году, подделаны, и устаз не умер, а ушел в сокрытие. По всей Чечне передаются истории о белобородом старце, чудесно являющемся в ответ на молитву и отводящем пулю или удерживающем автомобиль от падения в пропасть.

Братство Кунта-хаджи ушло в подполье, где к нему примкнули радикалы и абреки. Некоторые ученики устаза сами стали шейхами. Они давали последователям уже другие зикры. Их тоже арестовывали и ссылали, но тщетно. Последний крупный орден возник в Казахстане, куда в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей. Молодой шейх Вис-хаджи Загиев объявил, что Кунта-хаджи явился ему и поручил проповедовать «чистый путь». Он отрицал существование ада и учил, что праведники после смерти окажутся в прекрасном оазисе, напоенном ароматом лимона. Благодаря железной дисциплине суфии выжили вдали от Родины, спасли многих соотечественников и вернулись в Чечню.

Гонения обусловили отличие местных мюридов от зарубежных единоверцев. Теми руководит непрерывная цепочка устазов, передающих знания друг другу. На Северном Кавказе братства, как правило, контролируются семьями основателей, которые пользуются почетом и поддержкой властей. Когда в 2014 году потомки Кунта-хаджи решили переехать в Чечню из Ирака, им за четыре месяца построили большой дом в селении Гойты. Мюриды верят, что исчезнувший устаз и другие праведники способны защищать и направлять их даже после смерти. По легенде, один шейх сказал: «Пока я живой и с вами, я — меч в ножнах. Когда меня не станет, я сделаюсь мечом оголенным». У современников другие иносказания: «Конечно, все милости только от Аллаха. Но наш устаз — как дважды Герой России. Кого президент скорее послушает — тебя или его?»

История Кавказа пронизана прочными нитями, тянущимися из прошлого в будущее. Верные решения и ошибки, сделанные полторы сотни лет назад, сказываются в наше время. Особенно явно это проявилось в 1990-е годы, когда последователи тариката Кадирия, некогда самого мирного, встали во главе движения за независимость Чечни, тогда как тарикат Накшбандия, под знаменами которого бушевала Кавказская война, соблюдал нейтралитет и был сторонником мира с русскими.

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечнеЗикр кунтахаджинцев в окрестностях Назрани, Ингушетия. Зимой обряды часто проводят в домах мюридов

Тихие суфии

В Грозном немало улиц носит имена суфийских шейхов и их родственников. Не обделили и Дени Арсанова — основателя одного из крупнейших на Северном Кавказе накшбандийских братств. После февральской революции, как и в любую годину испытаний, суфии пошли в политику. Арсанов был депутатом Первого съезда горских народов Кавказа. 27 декабря 1917 года он погиб в перестрелке с казаками. Сейчас на улице шейха — названная в его честь школа иностранных языков под руководством правнука Ибрагима. Широкий купол здания скорее напоминает о медресе. Студенты осваивают арабский, английский и французский, а наряду с этим учатся правильно читать Коран.

— У дениарсановцев, как и у прочих накшбандийских орденов, зикры тихие, — рассказывает Ибрагим. — Утром и на закате надо уединенно прочитать про себя 500 раз астагфирулла — покаяние, 300 раз «ля илляха иль алла» и сто салаватов.

Ибрагим одет в светский модный костюм. Разительный контраст с кунтахаджинскими туркхами в старинных одеждах. Как и большинство накшбандийцев, он гладко выбрит — борода в братстве считается неподобающим выпячиванием религиозности. Здесь хороший тон — вне церемоний не выделяться среди людей. Даже милостыню мюриды раздают тайно: Аллах увидит, а другим и не нужно. Поэтому кажется, что суфиев этого тариката в Чечне мало, хотя их не меньше, чем кадирийцев. В этом они схожи с чеченской интеллигенцией, разительно отличающейся от бородатых героев новостей. Культурных людей хватает, но они не бросаются в глаза.

В четверг между вечерним и ночным намазом мужчины ордена устраивают собрание — мавлид. За длинным пиршественным столом молятся, поют на чеченском и арабском о жизни Пророка и праведников, а после обсуждают насущные проблемы. Порой решение находится мгновенно: в мавлидах участвуют влиятельные люди. Итоги зачастую оглашаются на следующий день во время пятничного собрания в мечети. Так, при помощи обрядов, происходит управление общиной. Дом для собраний суфии предоставляют по очереди, чтобы все познакомились с жизнью соседей, увидели проблемы или, наоборот, положительный пример.

— Бывает, что человек переходит из одного ордена в другой? — спрашиваю я Ибрагима.

Тот начинает было объяснять, что такое случается, но редко, как вдруг проходящий мимо работник прерывает его:

— Я так считаю, Ибрагим. Пока мы сводим концы с концами, мне здесь нравится. Но перестанешь платить зарплату — я первый пойду кругом скакать. А если еще и бороду отпущу, вообще нуждаться не буду!

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечнеВо время зикра мюрид внезапно заговорил с невидимым собеседником, а затем ненадолго потерял сознание. Остальные сочли это редкой удачей и благословением

Шейх и христианин

Селение Сурхахи — одно из богатейших в Ингушетии. Самые большие и красивые дома из типичного для здешних мест красного кирпича принадлежат клану Батал-хаджи Белхороева, основателя мощного братства баталхаджинцев. О его влиятельности в республике рассказывают легенды, в которых правду нелегко отделить от вымысла. В XIX веке здешние мюриды славились крайним джигитством. Теперь потомки суфия — крупные чиновники и депутаты, а нынешний глава ордена Якуб Белхороев — руководитель республиканского Фонда социального страхования. Деловые интересы баталхаджинцев простираются далеко за границы Ингушетии. Так, они контролируют значительную часть торговли золотом, которое частные старатели добывают в Якутии.

А вот не менее легендарная закрытость баталхаджинцев на поверку оказалась мифом. Они не только пустили меня посмотреть на обряды, совершающиеся в пятницу возле зиярата — гробницы основателя ордена, но и приглашают всех желающих.

— Мы настолько простые, что нас не понимают, — дружелюбно смеются суфии, говоря о многочисленных слухах вокруг братства.

На стенах комнаты-музея — стенды со старинными книгами, реликвиями и фотографиями шейхов. В углу — огромный, от пола до потолка, портрет Батал-хаджи работы художника из мастерской Шилова. В роскошном зеленом халате и белой чалме, отец-основатель строго смотрит на гостей. Сразу вспоминается легенда, которую рассказал писатель Идрис Базоркин — автор «Из тьмы веков», главного ингушского романа.

Брат его деда Мочко Базоркин сделал карьеру на государственной службе. Он принял христианство и учился в тифлисской духовной семинарии. В родное село выкрест вернулся в православном облачении. Такого противника ислама молодой Батал потерпеть не мог. Прознав, что каждую пятницу христианин ходит вечером к могилам предков, будущий шейх взял ружьишко и спрятался среди надгробий. Спустились сумерки, и послышались шаги. Мочко пришел, огляделся — не видит ли кто, поклонился отцовской могиле. Батал прицелился и тут увидел, как фигура в рясе с крестом на груди делает мусульманское дуа. Он вскочил от удивления и выбежал из засады. Так Батал и Мочко познакомились и подружились. Была ли такая история в действительности? Сложно сказать. Но она помогает понять Северный Кавказ, где религии причудливо перемешались, и от ислама до христианства, как от ненависти до дружбы, считанные шаги.

— На Святой земле мы зашли в храм Гроба Господня. Прямо в тюбетейках, — вспоминает суфий Бекхан, пока мы сидим за столом. — Туристы даже про гробницу забыли. Глазеют, пальцами тычут. Потом пошли к Стене плача. Евреи тоже удивились. А для нас и Муса, и Иса — исламские пророки.

В комнате ни одной женщины. Еду приносят только мужчины.

— На ингушских поминках раздают мясо, — рассказывает депутат Яхья Белхороев, взяв с тарелки большой кусок говядины. — Один гость получил свою долю. Спрятал в башлык, а потом его позвали на зикр. Дома отдал мясо хозяйке. Та его три, четыре, пять часов варит — без толку. Начали расспрашивать — и узнали: в книге известного ученого написано, что плоти, побывавшей в зикре, не только земной огонь, но даже пламя ада не страшно. Потому этот кусок никогда не сварится.

Яхья — брат главы ордена и внук шейха. Его жена — кунтахаджинка. Смешанные браки не редкость, за исключением разве что висхаджинцев. Бывает, что принадлежность к ордену держат в секрете даже от родичей.

— Недавно в Яндаре был случай, — рассказывает Яхья. — Умерла женщина из накшбандийцев. Вскрыли завещание, а там написано, что она — последовательница Батал-хаджи и просит громкий зикр на похоронах. Мюриды выполнили ее волю.

Среди мужчин случаи выхода из ордена крайне редки. Обычно они связаны не с переходом в другой вирд, а с салафитами — религиозными фундаменталистами, которых недоброжелатели именуют ваххабитами. Они активно переманивают кавказскую молодежь.

— У всех случаются конфликты. Обычно их решают внутри семьи. Если не выходит, подключаются старшие тейпа. А если и они не справляются, есть авторитеты в тарикате, — объясняет Яхья. — Но с ваххабитами все пошло кувырком. Появляется такой, мутит людей. Мы сперва пытаемся убедить. Бывает, парень делает вид, что согласился, а потом узнаем, что он продолжает агитацию, только тайно. Таких мы изгоняем навсегда.

что означает зикр в чечне. Смотреть фото что означает зикр в чечне. Смотреть картинку что означает зикр в чечне. Картинка про что означает зикр в чечне. Фото что означает зикр в чечнеЗикры с ритмичными движениями головы, распространенные сразу у нескольких братств, пожалуй, самые экспрессивные

Противостояние

— Иногда в семье отец, мать и сын трех разных вирдов. Лишь бы не вах. Эти шайтаны — вообще не сунниты! — возмущается суфий, пригласивший меня снимать зикр в своем селении.

Я выкладываю фрагмент обряда в интернет и вскоре получаю анонимное письмо от салафита с рассуждениями о том, что это суфии — не сунниты.

Ислам кажется однородным только издалека. Но стоит приглядеться, и он распадается на множество течений, не слишком дружелюбных друг к другу. Вот только в Коране сказано, что все мусульмане — братья. Оскорбление любого из них — тяжкий грех, а убийство и вовсе приравнивается к безбожию. Обходят это ограничение одним способом — объявив противников иноверцами или еретиками.

— В моем понимании суннит — это человек, признающий Коран и сунну, — говорит один из салафитов. — Большинство суфиев относят себя к суннитам. Но некоторые тарикаты вобрали элементы шиизма, персидской и индуистской традиции. Отношение к суфизму неоднозначно именно в силу его разнообразия — от науки совершенствования нравственности до нововведенческих практик. Возможно ли конструктивное общение суфиев и салафитов? Скорее, да — на основе соблюдения сунны, устранения разногласий с позиции ученых.

Увы, до полноценного диалога большинству суфиев и салафитов далеко. И гибнут люди, и тянется кровная месть, перечеркивая целые поколения.

В центре зикра

Глубокие тарелки с мясом опустели. Туркху Магомеду и его помощникам скоро ехать на новые похороны. Но еще осталась пара драгоценных минут отдыха.

— У меня много родственников, рычаги разные. Сегодня я где-то ему уступил, завтра — он мне. Говорю порой: тебе такое простили, почему сам не прощаешь? Ты что, выше нас? Соглашайся ради Аллаха, чтоб на том свете нам было благо! Потом приглашаем муллу. Собираются человек триста, иногда пятьсот, идут в дом погибшего. Приводят убийцу с закрытой головой. Потом голову открывают, и его прощают. У арабов по шариату отказ от кровной мести сто верблюдов стоит. А у нас хоть двести дай — бесполезно. Чеченцы прощают только ради Аллаха. Или не прощают вообще.

Мюриды достают мобильники, смеются, возвращаются к привычным делам. Что их ждет, не возьмется сказать и старейшина. В каждом из нас, как в центре зикра, скрыта запретная пустота. Кто-то ее заполняет религиозными обрядами, кто-то — светскими делами. Разница не столь важна. Главное, что у одного она замещается светом, а у другого — расползается, как рак, пожирая и его самого, и других.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *