что означает знак два пальца вверх рога
«Коза», фига, средний палец: история оскорбительных жестов
Откуда взялись самые популярные оскорбительные жесты и что они на самом деле означают? В совместном проекте «А+А» издательства Ad Marginem и дизайн-студии ABCdesign выходит книга зоолога, этолога и последнего из ныне живущих художников-сюрреалистов Десмонда Морриса «Язык тела. Позы и жесты в искусстве» (пер. Екатерина Курова). Рассказывая о том, как возникли и какие значения приобретали на протяжении истории различные жесты и позы, автор посвящает читателя в захватывающие тайны художественных произведений. «Нож» публикует фрагмент книги, посвященный оскорбительным жестам.
Жесты пальцами
На Западе «средний палец» становится всё более популярным оскорблением. Символизм жеста весьма прозрачен: поднятый средний палец олицетворяет пенис, а остальные пальцы, согнутые по обе стороны от него — тестикулы. Жест превращает руку в мужские гениталии, а если вскинуть руку вверх, то ассоциируется с проникновением члена.
У этого оскорбительного жеста длинная история. Он был известен в Древних Греции и Риме — отсылки к нему встречаются в трудах античных авторов. Известно, что в Римской империи средний палец называли igitus impudicus — «срамной палец». Говорят, что император Калигула, подавая руку для поцелуя, иногда вытягивал только средний палец, согнув остальные. Диктатора, похоже, забавляло, что подданные вынуждены целовать его символический пенис.
Где-то на рубеже XIX и XX веков, когда множество итальянцев иммигрировали в США, они ввезли в страну очень богатый язык тела. Некоторые жесты остались исключительно итальянскими, но оскорбительный жест средним пальцем приобрел самую широкую популярность — с тех пор он стал известен всему миру, и сегодня его значение понимают практически везде. В США его называют просто the finger — «палец».
На исторических полотнах этот жест практически не встречается, что объясняется его неприкрытым сексуальным символизмом, однако некоторые современные художники с удовольствием используют его в своих работах. Так, поп-сюрреалистка Мэрион Пек в своей картине «Fuck You» (2008) эффектно обыграла его, использовав контраст между невинным образом утонченной девушки и непристойностью ее жеста. Однако самой известной иллюстрацией этого жеста за последние годы стало произведение стрит-арта: «Грубый коп» (около 2002) Бэнкси представляет собой изображение британского полицейского, демонстрирующего средний палец.
Некоторые именитые скульпторы также не обошли этот жест вниманием. В 2010 году скандально известный итальянский художник Маурицио Каттелан представил внушительную одиннадцатиметровую скульптуру в виде среднего пальца, установленную в рамках ретроспективы его творчества прямо у входа в Миланскую фондовую биржу; остальные пальцы выглядят так, как будто их отпилили. Провокационный монумент, который предполагалось публично демонстрировать только в течение двух недель, всё еще не покинул своего первоначального местоположения. Работа называется «L. O. V. E.», что расшифровывается как Liberta, Odio, Vendetta, Eternita (итал. Свобода, Ненависть, Возмездие, Вечность), хотя художник отметил, что «каждый волен читать между строк и толковать работу на свой вкус». Чешский скульптор Давид Черный пошел еще дальше Каттелана, создав гигантскую фиолетовую руку с непропорционально длинным средним пальцем и погрузив ее на баржу на реке Влтава, прямо напротив Пражского Града. Скульптура представляла собой политический комментарий по поводу прокремлевской политики президента республики Милоша Земана.
V-образный жест как оскорбление (указательный и средний палец направлены вверх, а тыльная сторона ладони — наружу) является усиленной версией жеста «средний палец» и теоретически удваивает его эффект. Иногда его складывают из двух соприкасающихся пальцев, но гораздо чаще пальцы разводят в виде буквы V.
Хотя в Великобритании и некоторых других странах Британского Содружества этот жест считают оскорбительным, у него есть и другие значения, в зависимости от культурного контекста и позиции кисти. Его не стоит путать с жестом «Виктория», в котором ладонь смотрит наружу, — в наши дни этот знак ассоциируется с пацифистским движением. Однако когда во время своей речи 19 июля 1941 года Уинстон Черчилль впервые использовал жест «Виктория», он, очевидно, не знал о его непристойном «двойнике»: существует фотография, на которой премьер-министр держит кисть руки тыльной стороной наружу. Впрочем, судя по более поздним снимкам, он вскоре — вероятно, после консультации с советниками — исправил свою ошибку.
Известна легенда, согласно которой оскорбительный V-образный жест возник во время битвы при Азенкуре в 1415 году. В ходе боя французы будто бы угрожали английским стрелкам отрезать по окончании битвы их «рабочие» пальцы. А когда англичане победили, лучники со злорадством потешались над французскими пленными, показывая им руки с оттопыренными большим и указательным пальцами, тем самым они пеняли врагам за их самонадеянность. Существуют статуэтки, демонстрирующие жест английских стрелков, но они относятся к более поздней эпохе. Более того, исторических свидетельств в поддержку «азенкурской» теории нет — а жаль, ибо кроме того, что это объяснение весьма остроумно, оно позволяет ответить на вопрос, почему этот жест распространен главным образом в Великобритании.
Самое раннее подтверждение существования V-образного жеста в качестве грубого оскорбления мы снова находим в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Рабле скрупулезно описывает жестовый поединок между Панургом, который действовал от лица великана Пантагрюэля, и английским ученым мужем Таумастом.
Странно, что в данном случае француз показывает оскорбительный V-образный знак англичанину, а не наоборот. Отсюда следует, что французы в то время уже воспринимали этот жест как оскорбление, а по реакции Таумаста легко заключить, что и он тоже всё понял; однако впоследствии следы этого жеста во Франции теряются. Из исследований раннего сленга очевидно, что резко выбросить два пальца вверх символически означало вставить их во влагалище женщины. В нескольких английских документах XVII века этот жест описан как «сложить V» или «показать вилку». К сожалению, он не встречается в произведениях искусства этого периода — несомненно, по причине своей непристойности; и даже в наши дни такое расположение пальцев появляется разве что в уличных граффити.
Жесты руками
Фига — сжатая в кулак кисть с большим пальцем, просунутым между указательным и средним пальцами, — символизирует фаллос, проталкивающийся через женские половые губы. Иногда жест используют просто как комментарий, вроде «вот этим они и занимаются», «а она сексуальная» или «я бы от этого не отказался». Однако чаще его применяют как сексуальное оскорбление — еще одна версия жеста «средний палец», — особенно в таких странах, как Турция, Греция и Франция.
Фига издавна используется как бессловесное оскорбление. Этот жест известен более двух тысяч лет, в средневековой Италии его называли mano fico (mano — рука; fico — груб. вульва). А в Древнем Риме воины перед битвой часто надевали (или брали с собой) амулет «фига-фаллос» (с одной стороны — фаллос, с другой — фига) как счастливый талисман. Считалось, что он приносит удачу, отпугивая злых духов двойным оскорблением.
Ранние христиане называли жест manus obscena, или «срамная рука». Было высказано предположение, что он может быть связан с ранним индуизмом, в котором олицетворяет (мужской) лингам и (женскую) йони — символы божественной детородной энергии. В индуизме существует линга мудра, чтобы показать которую обе ладони следует сложить в замок вокруг фаллического, вертикально расположенного, большого пальца.
Несмотря на то что сохранились несомненные свидетельства того, что «фига» была известна в древние времена, находятся те, кто отстаивает другую точку зрения, согласно которой этот жест появился в XII веке после странного происшествия. (Даже в том случае, если нижеизложенная история наполовину выдумана, вполне вероятно, что впечатляющая экстравагантность инцидента способствовала распространению жеста.) Легенда о Фридрихе Барбароссе и муле касается громкой истории публичного унижения, которое произошло в 1162 году. Во время правления этого государя Священной Римской империи в Милане произошло восстание. Одержавшие верх мятежники нанесли его супруге, императрице Беатрис, тяжкое оскорбление, принудив ее выехать из города, сидя на крупе мула задом наперед.
Барбароссу это привело в ярость: его армия осадила Милан, и после захвата города император подверг побежденных необычному наказанию, заставив каждого из них под страхом смерти достать при помощи зубов фигу из ануса вышеупомянутого мула. Совершив это действие, они должны были прокричать: «Ecco lo Fico!» (итал. «Вот фига!»).
Легко счесть этот инцидент просто плодом воображения, однако доподлинно известно, что Барбаросса действительно отличался смелой изощренностью при выборе наказаний. Например, если его вассалы ссорились, он подвергал их унижению, веля пронести на плечах собаку из одного королевства в другое. Так что, может статься, похожие события имели место, и у фиги есть дополнительное непристойное значение: большой палец изображает этот плод, торчащий из ослиного ануса.
Как бы то ни было, история имела огромную популярность по всей Европе — в XVI веке Рабле сочинил забавную версию этого инцидента: «Миланцы взбунтовались, выгнали из города его жену, императрицу, и для вящего ее посрамления посадили ее задом наперед на старого мула, носившего кличку Такор, то есть спиной к морде мула, а лицом к крупу. По возвращении Фридрих усмирил и подавил мятеж, а благодаря его настойчивости и знаменитый мул Такор был вскоре разыскан. Тогда по повелению императора на торговой площади палач на виду и на глазах у бунтовщиков прикрепил к непотребному месту Такора фиговый листок и от имени императора провозгласил, что тем, кто желает избежать смертной казни, надлежит на виду у всех оторвать фиговый листок зубами, а потом без помощи рук водворить его на прежнее место. Буде же кто от сего уклонится, тех без промедления вешать и удавливать. Иным подобное искупление вины казалось постыдным и позорным, чувство стыда брало у них верх над страхом смерти, и таких вешали. У других страх смерти возобладал над стыдом. Эти, не моргнув глазом, отрывали фиговый листок, показывали его палачу (так что все это видели) да еще приговаривали: „Eссо lо fico“».
История изображения фиги в искусстве насчитывает не одну сотню лет. К числу ранних примеров относится рисунок, выполненный в XV веке Альбрехтом Дюрером. В 1566 году фламандский художник Ян Массейс изобразил милую домашнюю сценку под названием «Неравная пара», на которой фиге отведена довольно важная роль. На картине пожилой муж обхватывает грудь своей молодой жены и смотрит на нее с выражением старческой похоти. Двусмысленная улыбка на лице девушки, поглаживающей бороду старика, в свою очередь, указывает на то, что она с радостью встретит тот день, когда станет богатой вдовой. Супруги не знают, что за их спинами пухлая кухарка правой рукой показывает фигу — непристойный жест, забавляющий вторую служанку. В XVII веке этот жест изображали такие художники, как Хосе де Рибера (в картине «Насмешки над Христом», около 1620) или Годфрид Схалкен (в офорте «Мужчина, делающий непристойный жест», около 1660–1680).
Фигу редко увидишь в современных произведениях искусства, хотя в 1961 году ее появление на картине французского сюрреалиста Феликса Лаби́сса было весьма эффектным. На полотне «Дочь Йемайи» изображена обнаженная женщина на фоне морского побережья — правой поднятой рукой она показывает фигу. Название работы дает ключ к ее разгадке. Йемайя — божество африканского народа йоруба, богиня-мать, покровительница всех женщин, которой поклоняются у текущей воды. Ее имя происходит от йорубского Iye omo eja, что означает «мать, дети которой подобны рыбе». Она популярна в Бразилии, где в ее честь проводят ежегодный праздник на пляже Копакабана, во время которого тысячи поклонников богини бросают в море подношения в надежде заручиться ее помощью в грядущем году. Изобразив фигу, Лабисс подчеркнул плодотворную мощь Йемайи; кроме того, на ее шее мы видим ожерелье с подвеской в виде фиги — такой амулет до сих пор носят как оберег в некоторых странах Средиземноморья.
«Коза» — или mano cornutа (итал. «рогатая рука») — еще один оскорбительный жест, распространенный главным образом в средиземноморских и латиноамериканских странах. Чтобы рука приняла форму «рогатой головы», нужно поднять вверх указательный палец и мизинец, а большим пальцем придерживать согнутые средний и безымянный.
Показать женатому мужчине «козу» — значит обвинить его супругу в неверности, а также намекнуть, что сам он плох в сексе или даже является импотентом. В тех культурах, где сексуальная потенция ценится высоко и напрямую связывается с социальным статусом, этот жест — худшее оскорбление из возможных: он может спровоцировать физическую расправу и даже убийство.
Жесту mano cornutа по меньшей мере две с половиной тысячи лет. И хотя в точности его происхождение неизвестно, существует множество теорий, объясняющих символическую связь между «козой» — символом бычьей головы — и адюльтером. Вот наиболее правдоподобные из них: это иронический жест, который как бы говорит: «Да ты настоящий самец!» — но при этом имеет прямо противоположное значение; это жест, указывающий на то, что мужчина, которому адресовано оскорбление, — кастрат или импотент (поскольку многих быков в качестве меры усмирения кастрировали); это знак, иллюстрирующий ярость разгневанного быка, другими словами — поведение мужа, который узнал об измене жены; это жест, символизирующий потенцию любовника жены, а показать «козу» мужчине — значит дать понять ему, что любовник его жены ведет себя как похотливый бык.
Чаще всего «козу» показывают, держа руку вертикально, при этом «рога» направлены вверх, но рука может быть расположена и горизонтально — тогда «рога» указывают прямо на адресата оскорбления. Однако у «горизонтальной» версии есть и другое значение: ее используют — в первую очередь в Италии — для защиты от сглаза. При такой интерпретации жест символизирует быка- защитника, всемогущего бога древних; так что «рогатую руку» нередко держат как защитный амулет. Чтобы избежать возможного недоразумения, нужно помнить, что «коза» указывает на положение обманутого мужа только в том случае, если руку держат вертикально, поскольку защитный знак так не делают никогда.
В наши дни появились еще две причины, из-за которых этот жест может вызвать замешательство. Дело в том, что он также известен как «рога дьявола» и может ассоциироваться с сатанинскими культами. В сфере массовой культуры жест получил распространение благодаря исполнителям музыки в стиле хеви-метал (главным популяризатором «рогатой руки» считают Ронни Джеймса Дио из группы Black Sabbath, хотя музыкант заявил, что повторил жест своей бабушки, которая с помощью «козы» отводила сглаз). Из-за бытующих сатанинских ассоциаций люди были порядком удивлены тем, что президент США Джордж Буш Младший и члены его семьи неоднократно использовали этот жест во время публичных мероприятий. Неужели американский президент-христианин заодно с дьяволом? Совсем нет, просто Буш и его семья родом из Техаса, а знаменитые длиннорогие быки, являющиеся талисманом футбольной команды Техасского университета (чей девиз звучит так: «Подцепи их на рога!»), — это также и символ всего штата.
Одно из первых известных изображений жеста с вертикально поднятой «рогатой рукой» в искусстве — оно датируется 520 годом до н. э. — мы встречаем на этрусской фреске в Тарквинии. Это сцена с музыкантами и танцорами, один из которых высоко поднял левую руку, выставив указательный палец и мизинец, словно адресуя шуточное оскорбление стоящей рядом фигуре. На гораздо более поздней миниатюре из «Libro de los juegos» («Книги игр»), датируемой концом XIII века, запечатлен показывающий «козу» шахматист. Судя по всему, он показывает жест своему противнику, однако не ясно, каково его значение — форма ли это оскорбления или защиты.
Французская карикатура 1815 года высмеивает европейские рыцарские ордены. Она называется «Праздник Ордена Адюльтера перед троном ее величества Неверности» и основывается на представлении о том, что женатые люди, чьи партнеры им изменяют, должны носить на голове рога. На это подразумеваемое положение вещей и указывает жест «коза». По сути, показать мужчине «рогатую руку» равнозначно тому, чтобы сказать ему: «Да ты просто жалкий рогоносец, приятель». Отметим, что если доверять карикатуре, то рога обманутого супруга должны быть оленьими. Это любопытная деталь, но одной рукой оленьи рога так просто не покажешь.
В настоящее время многие стрит-артисты с удовольствием обыгрывают «рогатое» оскорбление. И хотя среди изображений «козы» в произведениях стрит-арта порой встречаются довольно грубые, среди них немало и талантливых работ.
Форум самозанятых граждан
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Сообщений 1 страница 30 из 111
Поделиться12017-10-11 16:08:37
Заинтересовал один вопрос, почему жест рогатой руки считается сатанинским? Кого бы не спросил, все говорят это жест сатанистов. Олицетворение зла. Жест, которым дьявольские отродья приветствуют друг друга. Но тогда получается кругом одни сатанисты? В СМИ этот жест по всюду. Его показывают артисты, политики, он в фильмах и детских мультиках. Вспомнил о новых русских с их распальцовкой, о том, что в детстве меня этим жестом бабушка пугала своими страшилками про козу-дерезу. И вот, этот сатанинский жест обнаружил там, где я совсем не ожидал. На православных иконах, причем на старинных, им сотни лет, это не современные подделки на которых можно все что угодно нарисовать.
Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века
Углубился в историю вопроса, выяснилось что это древнейший символ, известный практически с древнейших времен, по всей видимости охотничий жест первобытных охотников. Он известен в Индуизме, Буддизме, Христианстве и ни где не несет отрицательного значения.
Почему этот жест стал символом зла?
Поделиться22017-10-11 17:40:07
Все современные мультики переполнены всякими символами, жестами и везде есть скрытый смысл. Их нельзя смотреть детям. Я вырос на Диснейленде, наверное этот жест впервые я увидел там. Чем забивают голову современный детям понятия не имею, но наверняка ни чем хорошим.
“Если бы люди в мире могли видеть, что по-настоящему скрыто и зашифровано в милых изображениях Уолта Диснея, они бы вываляли его в смоле и перьях, и тащили бы по улицам. Если бы они только знали, каковы главные цели Диснея…» (Из книги «The Disney bloodline»)
Красавица и чудовище 1991г. В пабе две девицы строят козьи рожки:
Поделиться32017-10-11 17:55:17
А мне нравился человек паку.
Человек паук показывает козьи рожки:
Поделиться42017-10-13 09:56:41
Все современные мультики переполнены всякими символами, жестами и везде есть скрытый смысл. Их нельзя смотреть детям. Я вырос на Диснейленде, наверное этот жест впервые я увидел там. Чем забивают голову современный детям понятия не имею, но наверняка ни чем хорошим.
“Если бы люди в мире могли видеть, что по-настоящему скрыто и зашифровано в милых изображениях Уолта Диснея, они бы вываляли его в смоле и перьях, и тащили бы по улицам. Если бы они только знали, каковы главные цели Диснея…» (Из книги «The Disney bloodline»)
Красавица и чудовище 1991г. В пабе две девицы строят козьи рожки:
А может авторы мультика просто не знали, что этот жест «сатанинский»? Каждый видит мир сквозь сквозь свои установки в голове. Вот в нашей, Российской современной субкультуре этот жест символ сатаны, а у них это символ любви например? Вчера, ехал в метро, рядом сидели глухонемые и общались на жестах. Я сидел и за ними наблюдал, один из них увидел что я на них смотрю, и показал мне «козьи рожки». Я даже испугался, утро толко началось а меня уже перекрестили сатанинским жестом. Потом в инете посмотрел, и вот что нашел:
Международный язык глухих «Мы вас любим».
Поделиться52017-10-18 11:08:18
Заинтересовал один вопрос, почему жест рогатой руки считается сатанинским? Кого бы не спросил, все говорят это жест сатанистов. Олицетворение зла. Жест, которым дьявольские отродья приветствуют друг друга. Но тогда получается кругом одни сатанисты? В СМИ этот жест по всюду. Его показывают артисты, политики, он в фильмах и детских мультиках. Вспомнил о новых русских с их распальцовкой, о том, что в детстве меня этим жестом бабушка пугала своими страшилками про козу-дерезу. И вот, этот сатанинский жест обнаружил там, где я совсем не ожидал. На православных иконах, причем на старинных, им сотни лет, это не современные подделки на которых можно все что угодно нарисовать.
Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века
Углубился в историю вопроса, выяснилось что это древнейший символ, известный практически с древнейших времен, по всей видимости охотничий жест первобытных охотников. Он известен в Индуизме, Буддизме, Христианстве и ни где не несет отрицательного значения.
Почему этот жест стал символом зла?
Жест козы в сатанизме.
Сатани́зм Ла-Вея — мировоззрение и официально практикуемое Церковью Сатаны учение, положения которого были сформулированы в 1960-е годы Антоном Ла-Веем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» (Ла-Вей) представляет собой современное движение, насчитывающее несколько миллионов последователей по всему миру.
Чтобы приветствовать друг друга, и выделятся в топе сатанисты используют жест в виде мизинца и указательного пальца, выставленных вперёд, в то время как средний и безымянный прижаты к ладони. Этот символ ввел в сатанизм Ла-Вей в 60х годах прошлого века. Он изображен на обратной стороне «Сатанинской Библии».
Рогатая Рука считается изображением шерстистого Козла Мендеса или Бафомета, или Рогатого Цернунна, которые уже давно считаются синонимами Сатаны или демона. Поднятый указательный палец и мизинец символизируют рога, а плотно закрытые средние пальцы и большой палец представляют уста козла.
Поделиться62017-10-18 14:25:48
Смотрите каких сатанистов я для вас нашел. Кто с лева ни знаю, а вот с права это Дональд Трамп собственной персоной:
Отредактировано Ya (2017-10-18 14:27:14)
Поделиться72017-10-30 12:30:58
Ехал тут в метро, в Москве, а на стене вот такая вот реклама каких-то Ацких пельменей:
Тоже сатанисты? Видел эти пельмени в магазине, решил от греха подальше не брать)
Поделиться82017-10-30 12:53:28
Сатани́зм Ла-Вея — мировоззрение и официально практикуемое Церковью Сатаны учение, положения которого были сформулированы в 1960-е годы Антоном Ла-Веем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» (Ла-Вей) представляет собой современное движение, насчитывающее несколько миллионов последователей по всему миру.
Чтобы приветствовать друг друга, и выделятся в топе сатанисты используют жест в виде мизинца и указательного пальца, выставленных вперёд, в то время как средний и безымянный прижаты к ладони. Этот символ ввел в сатанизм Ла-Вей в 60х годах прошлого века. Он изображен на обратной стороне «Сатанинской Библии».
Рогатая Рука считается изображением шерстистого Козла Мендеса или Бафомета, или Рогатого Цернунна, которые уже давно считаются синонимами Сатаны или демона. Поднятый указательный палец и мизинец символизируют рога, а плотно закрытые средние пальцы и большой палец представляют уста козла.
Странно. У их козла Бафомеда совсем другой жест:
Между прочим, это жест Иисуса Христа:
И ни кто же не считает его сатанинским.
Отредактировано Ольга (2017-10-30 12:53:45)
Поделиться92017-10-30 12:57:30
Странно. У их козла Бафомеда совсем другой жест:
Между прочим, это жест Иисуса Христа:
И ни кто же не считает его сатанинским.
Отредактировано Ольга (Сегодня 12:53:45)
Жест два пальца вверх
Жест имеет много значений. а) Альтернативный жест формирующий голову козла, общий символ сатанизма. Если двумя пальцами указывать вниз, это значит, что сатана заточен в аду и не сможет принести людям вреда. Но если два пальца подняты вверх — это символ триумфа дьявола, победы зла над добром. б) Во время Второй Мировой Войны Уинстон Черчилль популяризировал этот знак для обозначения победы, но для этого рука повернута тыльной стороной к говорящему. Если же при этом жесте рука повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение – «заткнись». в) Во время Столетней Войны французы отрезали пленным лучникам два пальца, которыми те натягивали тетиву лука. А счастливые обладатели полного комплекта пальцев дразнили своих врагов, показывая «V» рукой, повернутой ладонью к себе. Этот жест французы считали оскорбительным для себя. Так что до сих пор этот знак считается неприличным в Англии, Ирландии, Австралии и Новой Зеландии…
Поделиться102017-10-30 17:38:00
Жест имеет много значений. а) Альтернативный жест формирующий голову козла, общий символ сатанизма. Если двумя пальцами указывать вниз, это значит, что сатана заточен в аду и не сможет принести людям вреда. Но если два пальца подняты вверх — это символ триумфа дьявола, победы зла над добром. б) Во время Второй Мировой Войны Уинстон Черчилль популяризировал этот знак для обозначения победы, но для этого рука повернута тыльной стороной к говорящему. Если же при этом жесте рука повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение – «заткнись». в) Во время Столетней Войны французы отрезали пленным лучникам два пальца, которыми те натягивали тетиву лука. А счастливые обладатели полного комплекта пальцев дразнили своих врагов, показывая «V» рукой, повернутой ладонью к себе. Этот жест французы считали оскорбительным для себя. Так что до сих пор этот знак считается неприличным в Англии, Ирландии, Австралии и Новой Зеландии…
Приглашаются специалисты по масонам
Что за тайный знак показывает кому-то Беня? Это часом не масонско-оккультная хрень какая-нибудь?
Поделиться112017-10-30 17:49:07
Сатани́зм Ла-Вея — мировоззрение и официально практикуемое Церковью Сатаны учение, положения которого были сформулированы в 1960-е годы Антоном Ла-Веем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» (Ла-Вей) представляет собой современное движение, насчитывающее несколько миллионов последователей по всему миру.
Чтобы приветствовать друг друга, и выделятся в топе сатанисты используют жест в виде мизинца и указательного пальца, выставленных вперёд, в то время как средний и безымянный прижаты к ладони. Этот символ ввел в сатанизм Ла-Вей в 60х годах прошлого века. Он изображен на обратной стороне «Сатанинской Библии».
Рогатая Рука считается изображением шерстистого Козла Мендеса или Бафомета, или Рогатого Цернунна, которые уже давно считаются синонимами Сатаны или демона. Поднятый указательный палец и мизинец символизируют рога, а плотно закрытые средние пальцы и большой палец представляют уста козла.
А может Ла-Вей был не только сатанист, но и масон? Сатанинский жест, это тот который показывает козел Бафомед:
Если у сатанизма, есть вообще что-то свое, что не было украденных у других, как например и этот жест.
Николай I, показывает «козу».Гравюра Ж. Сартэна по рисунку Верне. 1850-е годы.
На ней многострадальный Николай I. Но он известен как враг масонов, и что он хотел показать, мне непонятно. Впрочем, и как достоверность этой картины. Я ее нашел на ВИКИ: https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_I
P/S Если у кого-то есть информация по поводу картины, буду благодарен.
Отредактировано stas (2017-10-30 17:52:53)
Поделиться122017-10-30 18:16:27
Сатани́зм Ла-Вея — мировоззрение и официально практикуемое Церковью Сатаны учение, положения которого были сформулированы в 1960-е годы Антоном Ла-Веем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» (Ла-Вей) представляет собой современное движение, насчитывающее несколько миллионов последователей по всему миру.
Чтобы приветствовать друг друга, и выделятся в топе сатанисты используют жест в виде мизинца и указательного пальца, выставленных вперёд, в то время как средний и безымянный прижаты к ладони. Этот символ ввел в сатанизм Ла-Вей в 60х годах прошлого века. Он изображен на обратной стороне «Сатанинской Библии».
Рогатая Рука считается изображением шерстистого Козла Мендеса или Бафомета, или Рогатого Цернунна, которые уже давно считаются синонимами Сатаны или демона. Поднятый указательный палец и мизинец символизируют рога, а плотно закрытые средние пальцы и большой палец представляют уста козла.
Кстати, обратите внимание как Ла-вей держит руки на первой и второй фото. На первой, это защитный жест, на второй похоже на жест масонов.
Поделиться132017-11-19 22:26:54
Николай I, показывает «козу».Гравюра Ж. Сартэна по рисунку Верне. 1850-е годы.
На ней многострадальный Николай I. Но он известен как враг масонов, и что он хотел показать, мне непонятно. Впрочем, и как достоверность этой картины. Я ее нашел на ВИКИ: https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_I
P/S Если у кого-то есть информация по поводу картины, буду благодарен.
Отредактировано stas (2017-10-30 14:52:53)
А что, действительно один и тот же жест. Одинаковое положение рук, кистей. два пальца судя по всему убраны за край одежды. Наверняка, этот жест имеет много разновидностей, и его смысл меняется от многих нюансов, которые человек со стороны и не заметит.
Поделиться142017-11-19 22:29:52
А может Ла-Вей был не только сатанист, но и масон? Сатанинский жест, это тот который показывает козел Бафомед:
Нашла в интернете фотографию, в описании сказано что это американские сатанисты:
Поделиться152017-11-19 22:32:35
А где, кроме России этот жест считают сатанинский?
Поделиться162017-11-19 22:35:09
Сатани́зм Ла-Вея — мировоззрение и официально практикуемое Церковью Сатаны учение, положения которого были сформулированы в 1960-е годы Антоном Ла-Веем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» (Ла-Вей) представляет собой современное движение, насчитывающее несколько миллионов последователей по всему миру.
Чтобы приветствовать друг друга, и выделятся в топе сатанисты используют жест в виде мизинца и указательного пальца, выставленных вперёд, в то время как средний и безымянный прижаты к ладони. Этот символ ввел в сатанизм Ла-Вей в 60х годах прошлого века. Он изображен на обратной стороне «Сатанинской Библии».
Рогатая Рука считается изображением шерстистого Козла Мендеса или Бафомета, или Рогатого Цернунна, которые уже давно считаются синонимами Сатаны или демона. Поднятый указательный палец и мизинец символизируют рога, а плотно закрытые средние пальцы и большой палец представляют уста козла.
К истории вопроса. Как в СССР появились сатанисты.
Культ поклонения Сатане существовал с древнейших времен. Секты сатанистов и дьяволопоклонников действуют практически во всех странах. В России они, в их нынешнем виде, появились еще во времена бывшего СССР.
Секты, посвященные Сатане, существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Ярославле, Астрахани и других крупных российских городах еще до революции. И после нее многие из них продолжили свою деятельность.
В 30-е годы прошлого столетия эзотерические организации начали серьезно преследоваться властями, и постепенно их деятельность практически сошла на нет. Тем более их лидеры в основном проживали за границей.
Считается, что первые сатанинские секты советской эпохи появились в начале 1980-х, под самый конец «застоя». Но на самом деле о них стало известно еще раньше, в середине 70-х. Крупнейшей из советских сект сатанинского толка являлся «Орден Сатаны», который в 1986 году распался на множество мелких организаций.
В основном в таких организациях состояли молодые люди. Трудно сказать, что приводило их к поклонению Сатане… Возможно, это было просто проявление бунта против существующей действительности. Возможно, они надеялись, что покровительство темных сил позволит им получить какие-то жизненные блага. А кто-то мог всерьез верить в то, что у Зла больше могущества, чем у сил Добра…
Вера сатанистов базируется на отрицании и извращении христианских ценностей. Так, у них принято читать молитвы «наоборот», проводить религиозные обряды в искаженной форме. Если религия обращается прежде всего к духовному началу человека, то сатанизм пропагандирует в первую очередь потакание животным инстинктам. Именно поэтому собрания сект порой сопровождаются самыми настоящими сексуальными оргиями.
Некоторые группы сатанистов ведут себя относительно безобидно. Например, они ограничиваются тем, что устраивают сборища на кладбищах, приносят в жертву животных (кошек или крыс) и пьют их кровь… Но есть и те, кто представляет реальную опасность. Они поджигают православные храмы, убивают священнослужителей или приносят в жертву обычных людей.
Взять хотя бы «переходные» 90-е. Так, в апреле 1996 года в Северо-Задонске Тульской области сатанисты принесли в жертву 49-летнего мужчину и 15-летнего подростка. Первого насильно привели в дом 75-летней З. Кузиной и ее 43-летнего сына, занимавших пост «духовных наставников» секты, привязали к столу и зарезали. Второго привязали к дереву и насмерть забили молотками.
19 сентября 1998 года в Нижегородской области 17-летний Алексей Шевалдин и 16-летний Евгений Платов, состоявшие в сатанинской секте «Черные братья», совершили убийство 12-летнего Ильи Белова. В результате якобы магического обряда подростку нанесли два удара ножом в живот и ритуальным мечом отрезали голову. Таким образом двое убийц надеялись перейти «на более высокий уровень посвящения».
2 сентября 1999 года ГУВД Санкт-Петербурга были задержаны четыре члена секты сатанистов по подозрению в ритуальных убийствах как минимум 12 человек. Обвиняемые вскоре сознались, что действительно убивали людей, а после сдирали с трупов кожу и помещали ее в спиртовой раствор.
От «экстрима» до суицида
Призвать сектантов к ответу не так-то просто. Они тщательно изучают российское законодательство, чтобы их невозможно было «зацепить». А для совершения ритуальных убийств нередко используют психически нездоровых людей, которых на суде признают невменяемыми.
В последние годы сатанисты развернули бурную деятельность в Интернете. Если вы наберете в поисковике соответствующие ключевые слова, то обнаружите массу сайтов, в названия которых входят слова «Сатана», «дьявол» или «черная магия». К ним часто относятся и запрещенные «группы смерти» и «клубы самоубийц». Их лидеры мастерски владеют приемами обработки сознания. Они ищут людей с проблемами (а таких в наше время немало) и умело склоняют их к совершению суицида. Либо обещают оказать в этом посильную помощь в обмен на завещание им имущества (например, квартиры).
Секты умеют ловко прятать концы в воду, и не так легко доказать, что деятельность той или иной из них является деструктивной. Увы, они всегда были и будут…
Поделиться172017-11-19 22:37:04
Поделиться182017-11-23 20:49:53
К истории вопроса. Как в СССР появились сатанисты.
Культ поклонения Сатане существовал с древнейших времен. Секты сатанистов и дьяволопоклонников действуют практически во всех странах. В России они, в их нынешнем виде, появились еще во времена бывшего СССР.
Секты, посвященные Сатане, существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Ярославле, Астрахани и других крупных российских городах еще до революции. И после нее многие из них продолжили свою деятельность.
В 30-е годы прошлого столетия эзотерические организации начали серьезно преследоваться властями, и постепенно их деятельность практически сошла на нет. Тем более их лидеры в основном проживали за границей.
Считается, что первые сатанинские секты советской эпохи появились в начале 1980-х, под самый конец «застоя». Но на самом деле о них стало известно еще раньше, в середине 70-х. Крупнейшей из советских сект сатанинского толка являлся «Орден Сатаны», который в 1986 году распался на множество мелких организаций.
В основном в таких организациях состояли молодые люди. Трудно сказать, что приводило их к поклонению Сатане… Возможно, это было просто проявление бунта против существующей действительности. Возможно, они надеялись, что покровительство темных сил позволит им получить какие-то жизненные блага. А кто-то мог всерьез верить в то, что у Зла больше могущества, чем у сил Добра…
Вера сатанистов базируется на отрицании и извращении христианских ценностей. Так, у них принято читать молитвы «наоборот», проводить религиозные обряды в искаженной форме. Если религия обращается прежде всего к духовному началу человека, то сатанизм пропагандирует в первую очередь потакание животным инстинктам. Именно поэтому собрания сект порой сопровождаются самыми настоящими сексуальными оргиями.
Некоторые группы сатанистов ведут себя относительно безобидно. Например, они ограничиваются тем, что устраивают сборища на кладбищах, приносят в жертву животных (кошек или крыс) и пьют их кровь… Но есть и те, кто представляет реальную опасность. Они поджигают православные храмы, убивают священнослужителей или приносят в жертву обычных людей.
Взять хотя бы «переходные» 90-е. Так, в апреле 1996 года в Северо-Задонске Тульской области сатанисты принесли в жертву 49-летнего мужчину и 15-летнего подростка. Первого насильно привели в дом 75-летней З. Кузиной и ее 43-летнего сына, занимавших пост «духовных наставников» секты, привязали к столу и зарезали. Второго привязали к дереву и насмерть забили молотками.
19 сентября 1998 года в Нижегородской области 17-летний Алексей Шевалдин и 16-летний Евгений Платов, состоявшие в сатанинской секте «Черные братья», совершили убийство 12-летнего Ильи Белова. В результате якобы магического обряда подростку нанесли два удара ножом в живот и ритуальным мечом отрезали голову. Таким образом двое убийц надеялись перейти «на более высокий уровень посвящения».
2 сентября 1999 года ГУВД Санкт-Петербурга были задержаны четыре члена секты сатанистов по подозрению в ритуальных убийствах как минимум 12 человек. Обвиняемые вскоре сознались, что действительно убивали людей, а после сдирали с трупов кожу и помещали ее в спиртовой раствор.
От «экстрима» до суицида
Призвать сектантов к ответу не так-то просто. Они тщательно изучают российское законодательство, чтобы их невозможно было «зацепить». А для совершения ритуальных убийств нередко используют психически нездоровых людей, которых на суде признают невменяемыми.
В последние годы сатанисты развернули бурную деятельность в Интернете. Если вы наберете в поисковике соответствующие ключевые слова, то обнаружите массу сайтов, в названия которых входят слова «Сатана», «дьявол» или «черная магия». К ним часто относятся и запрещенные «группы смерти» и «клубы самоубийц». Их лидеры мастерски владеют приемами обработки сознания. Они ищут людей с проблемами (а таких в наше время немало) и умело склоняют их к совершению суицида. Либо обещают оказать в этом посильную помощь в обмен на завещание им имущества (например, квартиры).
Секты умеют ловко прятать концы в воду, и не так легко доказать, что деятельность той или иной из них является деструктивной. Увы, они всегда были и будут…
Сатанизм ровесник Христианства, дело не в сатанизме, а в этом жесте. У христиан никогда не было к нему отрицательного отношения, достаточно посмотреть на Иконы, где Иисус Христос изображен с этим жестом. Кому мало, может посмотреть на десницу Георгия Победоносца, и то как православные ее целуют:
Мне кажется, в 70-80г людям очень здорово промыли мозги, и убедили что это и есть жест сатанистов. А вообще, этот жест древнее христианства. В России это жест новых русских, им пугает детей бабушка «идет коза рогатая», он к нам пришел из очень древних времен, и не нес отрицательного значения.
Поделиться192017-11-23 21:12:59
Поделиться202017-11-23 21:15:38
Необычный образ вмч. Георгия
В современной Греческой Церкви существует очень необычный для нашего понимания образ великомученика Георгия Победоносца, на котором святой подкармливает дичью детенышей змея которого в последствии он умертвит.
На первый взгляд такая икона может показаться несуразной, однако если провести аллегорическую аналогию с самим собой то многое может стать ясным. Змей – это, в духовном смысле олицетворение сил тьмы, которые побеждает Георгий. Однако объединили змея с сатаной люди, которые поклонялись ему как идолу и приносили кровавые жертвы, оставляя ему на съедение людей. Заметьте, люди не пытаются собрать армию из лучников и копьеносцев, что бы с расстояния напасть и уничтожить змея, и даже не пытаются подкармливать змея скотом, они обращаются к своим истуканам, а бесы обитавшие в идолах предлагают отдавать в жертву змею собственных детей. Любое живое существо на планете пытается защитить свое потомство даже ценой своей жизни. А жители Бейрута даже не пытаются отдать в жертву себя, а умерщвляют собственных детей.
Понятное дело, что при отсутствии пищи любое дикое животное выйдет из леса, своего логова, места обитания и направится к человеческому поселению. Это случается и сейчас. При чрезмерном отстреле животных, живущих в лесах, волки, вопреки природному страху, выходят из леса и нападают на деревни, поскольку испытываю голод. Так могут поступать и другие животные, одним из которых вполне возможно и был упомянутый нами змей. Все что нужно было змею это прокормить себя и своих детей. Так было поначалу, но когда у животного вырабатывается привычка, что человек покормит его в определенном месте и в определенное время и не надо охотиться, то любой хищник со временем начнет терять охотничий инстинкт или правильнее будет сказать навык к охоте. И все, что останется ему это ходить к человеку за пропитанием.
Наконец пришло время, когда люди начали осознавать неправильность своего выбора, а самое главное жребий уже пал и на дочь правителя. До тех пор пока бедствие лично не затрагивало сильных мира сего, они шли по пути наименьшего сопротивления. Именно в этот момент настало время благоприятное. Животное, следуя привычке, движется за жертвенной едой. Верой в Бога, осенив себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» великомученик Георгий побеждает змея. Видя свое чудесное спасение жители города уверовали во Христа и принимают Крещение.
Дивны дела твои Господи! Только представьте себе (в разных списках) от 25 000 до 240 000 человек становятся Христианами. Да по тем временам это то же, что если бы сейчас вся многомиллионная Москва без остатка стала бы полностью Христианской. Воистину великое чудо.
Да! Одним словом Георгий мог бы запретить змею нападать на город.
Но увидели бы тогда люди всю Славу Божию?
Сколько бы из них обратилось от идолопоклонства?
Наверное именно по этому змею необходимо было умереть. А Георгий, как друг Божий, ведь всех святых в Церкви принято называть так, был милосерден ко всем без исключения, не обращая внимания на чины и заслуги. Он жалеет даже потомство страшного чудища и проявляет заботу о нем, принося пищу.
Поделиться212017-11-30 15:50:22
НЕ НУЖНО ИСКАТЬ САТАНУ ТАМ, ГДЕ ЕГО НЕТ
Несколько лет назад мне уже приходилось писать на эту тему. Тогда в России проводился Волжский крестный ход с ковчегом, содержащим частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца, который имел форму руки с вытянутыми вперед мизинцем и указательным пальцем. Тогда же некоторые «ревнители благочестия» поспешили назвать ковчег «десницей сатаны».
Сегодня узрели некий намек или даже прямое указание на связь с падшим ангелом в жесте протоиерея Григория Крыжановского на обложке первого номера журнала «Направо». Надо признаться, что ход с жестом был рассчитан на привлечение читателя, планировалось «зацепить». Но не только – это должно было так же побудить разобраться.
Как пару лет назад, объясняя символику этого ковчега, я писал, что любой символ может читаться только в своем контексте и никаком ином, так и сейчас обращаю на это внимание.
О контекстах жеста в православной иконографии
Такой жест для священных изображений не является редкостью.
Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века
А связан он с древней ораторской традицией, принятой в античной культуре. Во время произнесения речи древнеримский оратор употреблял те или иные жесты. Одни жесты означали начало речи, другие – акцентировали внимание на наиболее важных словах. Этот момент упомянут и в Писании, например: «Тогда Павел простер руку отвещаваше» (Деян.: 26:1).
Апостол Павел. Фрагмент новгородской иконы XIII века
Так вот, о «козе». Согласно книге «Наставления оратору» древнеримского ритора Квинтилиана, перстосложение, при котором два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперёд, называется «настоятельным жестом».
Многие элементы античной культуры перекочевали в христианское искусство, в том числе и культура жестов. И тот самый жест, который так пугает некоторых православных. В иконе ораторские жесты символизируют прямую речь персонажа, проповедь.
Например, византийский историк VI века Павел Силенциарий описывает алтарную завесу в храме Святой Софии в Константинополе, на которой был выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».
Христос Священник. Мозаика из Софии Киевской. XI век
Очевидно, что жест, ныне называемый «козой», а в античном Риме «настоятельным», в иконе означает призыв к вниманию: «вонми!»
Символ может «читаться» исключительно в своем контексте и никак иначе. Согласитесь, что нимб на православных иконах и языческих изображениях, не одно и то же. Нужно ли нам отказаться от нимба, мотивируя это языческим происхождением символа (а происходит он действительно от эллинистических изображений языческих божеств)?
Или, если ограничить проблему только жестами, нужно ли отказаться от различных перстосложений на иконе, только потому, что нечто аналогичное мы встречаем в индуизме и буддизме (т.н. «мудры»).
Поразмыслим. Есть некий символ. В контексте одной системы он значит: А, в контексте другой: Б, а в контексте третьей: В. Почему, если символ используется в одном из этих контекстов, мы должны подозревать другой?
Почему, жест, который имеет конкретный смысл в знаковой системе языка глухонемых, непременно должно подозревать в масонстве или сатанизме? По идее, православным должны быть ближе родные, церковные, иконные контексты. А ежели мы, забывая собственную традицию, видим лишь масонов, значит, возможно, что-то не так с нами.
Дмитрий Марченко
Портал «Православная жизнь»
1 декабря 2014 г.
Поделиться222017-12-04 13:08:28
ОРАТОРСКИЕ И БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЕ ЖЕСТЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОГРАФИИ
В.В.Ренев
ORATORICAL AND BLESSING GESTURE IN THE ORTHODOX ICONOGRAPHY
Центр изучения Библии (Нижегородская область), cezar12009@yandex.ru
Представлен подробный разбор ораторских и благословляющих жестов. Рассматривается история их появления и отображения в иконном пространстве на конкретных примерах. Показана важность использования жестов в каждой из композиций.
Ключевые слова: жест, икона, фреска, мозаика, иконография
The article presents a detailed description of the oratorical and blessing gestures.
The history of their emerging and viewing on the icon is examined in particular examples. The importance of using the gestures is shown in each composition.
Keywords: gesture, icon, fresco, wall-painting, mosaic, iconography
Иконописные жесты, в частности — ораторские и благословляющие мало исследованы. Самым серьезным исследованием по этой теме является раздел во втором томе «Истории русской Церкви», написанной еще в конце XIX ― начале XX века профессором Евгением Евстегнеевичем Голубинским. С техпор мало кто предпринимал попытки осмысления данной проблематики. Важность темы заключается в том, что многие жесты трактуются в искусствоведческой среде либо как жесты благословляющие, либо вообще произвольно. Необходимо внести ясность в следующие моменты: благодаря чему появился тот или иной жест и как он читается на иконе.
Ораторские жесты
Вначале хочется затронуть тему так называемых ораторских жестов, так как некоторые из них стали применяться и в иконографии. Их не так много, но при этом они вызывают массу вопросов. Подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Правила ораторского искусства» («De institutione oratoria»)
[1], где он рассматривает девять жестов. Нами будут анализированы только четыре из них, которые стали применяться в иконописи. «В риторике все они четко привязывались к стадиям юридической речи — началу, рассказу и аргументации, а в иконографии, соответственно, каждый такой жест подчеркивал, какого характера сообщение несет изображение» [2].
Согласно словам Евгения Голубинского, «обычай употреблять перстосложенныя руки как символили условный знак того, что изображаемое лицо должно быть представляемо говорящим, или обычай изображать говорящие лица с перстосложенными руками введен еще живописцами дохристианскими и взят ими с живой действительности» [3].
У Квинтилиана указываются следующие виды перстосложения, применяемые греческими и римскими ораторами.
1. Безымянный палец (малый средний перст) подгибается под большой, остальные протягиваются вперед. О нем Квинтилиан говорит, что он есть наиболее часто применяемый жест. Это перстосложение используется «в начале речи, а при дальнейшем произношении последней — в повествованиях, порицаниях и обвинениях» [3].
На сирийской миниатюре «Суд у Пилата» из кодекса Рабулы VI века у одного из иудеев, протягивающих руки к Пилату, пальцы сложены в таком
жесте. Само перстосложение следует рассматривать как требование вынесения обвинения Христу, о чем также говорит недобрый взгляд его обладателя.
На мозаике монастыря Осиос Лукас в Фокиде X века Спаситель представлен в процессе произнесения речи, вернее — Он благовествует Евангелие Царства Божия.
На современной фреске «Моление о чаше», написанной Алешиным Анатолием Валерьевичем в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, Христос написан также с этим жестом. Запечатлен эпизод, когда Господь «приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:40-41). В данном случае перстосложение — это повествование, с ярко выраженным оттенком порицания учеников.
2. Два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперед. Согласно Квинтилиану, такое перстосложение более настоятельное, чем предыдущее (1) — жест очень сильный. Совсем не применяется в начале речи и при повествованиях [3].
Например, на мозаике в монастыре Осиос Лукас, в Фокиде: жест Спасителя следует понимать как «Премудрость вонмем» (Премудрость! Будем внимать!).
Данный возглас на литургии сопутствует прочтению Апостола и является знаком предельного внимания к словам. На выше названной композиции: Господь левой рукой придерживает раскрытое Священное Писание, а жестом правой руки указывает на него, настойчиво призывая ко вниманию.
На мозаике «Святой Лука» в монастыре Осиос Лукас изображен евангелист Лука с этим жестом, который можно интерпретировать как настойчивое и неотступное проповедование Христова благовестия.
Это перстосложение можно видеть также на иконе «Апостолы Петр и Павел» первой половины XIII века из Воскресенской церкви в Белозерске у «апостола языков». В данном случае жест можно трактовать как отстаивание истины христианской веры.
Ни в коем случае нельзя путать иконное перстосложение с «рокерской козой». Данное перстосложение изначально было заимствовано из римской ораторской практики, т.е. имеет довольно давнее происхождение, позднее оно было адаптировано к иконописи. Даже по внешнему виду есть существенное отличие: если жест на иконах спокоен, свободен, пальцы не напряжены, то абсолютно иное сразу бросается в глаза при взгляде на «не иконный жест».
3. Три последних пальца прижимаются к ладони под большой палец, а указательный вытянут вперед. Это жест порицания и указания [4].
Очень похожий жест можно видеть на мраморной статуе Августа из Прима-Порта I века, который понимается как призыв ко вниманию.
На вологодской иконе «Похвала Пресвятой Богородицы», написанной во второй половине XVI века, пророк Иоиль представлен с характерным жестом. В левой руке пророк держит развернутый свиток с текстом пророчества, а жестом правой руки указывает на него, призывая обратить особое внимание.
На мозаике «Уверение Фомы», выполненной во второй половине XI века, в Греции, в монастыре Дафни: апостол Фома указывает данным перстосложением на рану Господа. В основу этого сюжета положен текст из Евангелия от Иоанна: «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:26-28).
На псковской иконе «Омовение ног», датируемой XVI веком, данный жест употреблен дважды: перстосложением правой руки апостол Петр указывает на свою голову, а пальцем левой руки на воду для омовения. Господь умывает ноги ученикам, и когда подходит к Петру, между ними начинается диалог, в
результате которого «Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13:10).
4. Безымянный (средний перст) и мизинец прижимаются к ладони, большой палец соединяется с ними. Пальцы, указательный и средний, вытянуты вперед.
Наверное, этот жест и некоторые его модификации для понимания самые сложные и противоречивые. Данный жест в риторике имеет значение «я говорю», т.е. момент речи. В различном контексте это перстосложение может читаться поразному — от простого повествования до «я несу слово Божие».
На иконе царя и пророка Соломона из пророческого ряда XVI века в левой руке святой держит свиток, который символизирует письменное слово, а жест правой руки — само слово, вернее, некое его прочтение. Перстосложением пророк указывает на развернутый свиток, в котором написаны слова из книги Притч: «Премудрость созда себе дом (храм) и утверди столпов седмь…» (Притч. 9:1-2), т.е. Соломон произносит таким образом данный текст. Важно понимать, что чаще всего пророки «собственно не благословляют и не молятся, а пророчествуют (благовествуют), то есть перстосложенныя руки — знак того, что они изображаются пророчествующими» [3], несмотря на их разные смысловые оттенки.
На Софийской таблетке, написанной в Новгороде в конце XV века, у архангела Гавриила точно такое же перстосложение, которое означает его обращение к Деве Марии, принесение Ей благой вести:
«… радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами…» (Лк. 1:28), а также последующий диалог. Ответный жест Девы Марии — раскрытую ладонь, можно интерпретировать как принятие Ею благовестия.
На шитом покрове преподобного Александра Свирского, выполненном в мастерской Ирины Годуновой в 1582 году: святой в левой руке держит свернутый свиток, а жест правой руки можно трактовать как проповедь евангельской истины.
На мозаике «Искушение Христа в пустыне» XIV века, находящейся в Константинопольском монастыре в Хоре, подмечаем такое перстосложение у Господа. На композиции изображено, как Христос отвечает на одно из искушений сатаны, возможно, третье и последнее — верой: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4:6-7). На что Господь отвечает: «отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4:8).
5. Данный ораторский жест описывается древнеримским писателем, философом и ритором Луцием Апулеем в своем романе «Метаморфозы или Золотой осел»: «…простирает правую руку и, наподобие ораторов, пригнув мизинец и безымянный палец, два других вытянув вперед, а большой угрожающе опустив…» [5].
Отличие такого перстосложения от предыдущего в том, что большой палец отстранен. Подобное перстосложение следует трактовать как процесс речи и, вероятно, может быть по смысловому значению близким к жесту, который разбирался перед этим (4).
Данная трактовка допустима только в определенном контексте и, вероятно, может быть приложима, например, к образу Спасителя на мозаике Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна VI века.
Жесты благословения
Русский богослов, профессор Александр Петрович Голубцов, отмечает, что «в древней Церкви благословляли и всей вообще рукой, и двумя, и тремя перстами, благословляли отдельные члены тела, так и все лицо человека» [6].
6. На иконе Спасителя, написанной в Византии в начале XIII века, запечатлено перстосложение несколько отличное от ораторского жеста №4: два пальца также вытянуты, но три других не прижаты к ладони, а соединены вместе. Допустимо, что это благословляющее перстосложение, а может быть даже соединенное с жестом речи, так как в другой руке Господь держит раскрытое Евангелие. Скорее всего, два вытянутых пальца указывают на две природы во Христе, а три соединенных вместе — на три Лица Пресвятой Троицы. Профессор Голубцов подчеркивает, что двуперстие «появилось в христианской церкви в связи с христологическими спорами, а
именно монофизитством (451 год). Когда монофизиты стали смотреть на единоперстие,…, как на символическое, наглядное выражение своего учения о единой природе в Иисусе Христе, тогда православные, вопреки монофизитам, начали знаменоваться двумя перстами, исповедуя тем два естества во Христе» [6].
На иконах Божией Матери «Знамение» иногда «обе руки отрока Иисуса представлены благословляющими: два первых пальца простерты прямо, два других согнуты, большой положен на них» [6]. Тоже самое касается тех образов, на которых Христос благословляет одной рукой.
7. Профессор Голубинский Евгений Евстегнеевич приводит описание крестового перстосложения, которое сложилось в начале VII века. Оно по виду напоминает жест № 1, но применяется для благословения: «… три перста: указательный, большой средний и мизинец протягивались, а два перста: палец (большой палец) и малый середний (безымянный) крестовидно полагались один на другой, как это теперь в благословении именославном» [3].
На афонской фреске XVI века «Богородица Одигитрия и святитель Николай Чудотворец Мирликийский», находящейся в монастыре Дионисиат: у Богомладенца Христа пальцы сложены в перстосложении, которым Он благословляет Свою Мать, Пресвятую Богородицу, а в Ее лице и все человечество в целом.
На фреске «Спас Эммануил» XIV века, которая находится в нартексе в монастыре Высокие Дечаны, в Сербии: Господь изображен благословляющим двумя руками всех приходящих в храм.
Этот жест встречается не только у Христа, но и у святых. Например, у святителя Марка Ефесского на фреске храма Петра и Павла в Ясеневе или у святителя Мартина в росписи Покровского женского монастыря Бюси, во Франции. В левой руке они держат Евангелие, правой — благословляют.
8. Именословное благословение было выработано из крестового перстосложения (7). Голубинский сообщает, что неизвестно, когда было выработано именословное перстосложение, указывая только временные рамки: вторая половина XI — середина XVI века. Временная граница очерчена серединой XVI века, так как впервые этот жест упоминается в сочинении греческого книгоиздателя, ученого богослова, гимнографа, протопопа Навпаклийского Николая Малаксы, поэтому жест иногда называют малакса.
Пальцы сложены таким образом, что изображаются буквы греческого алфавита, монограмма имени Иисуса Христа — IC XC: указательный палец вытянут, что напоминает букву I, средний слегка согнут и похож на C, большой палец скрещивается с малым средним (безымянным) и получается X, мизинец приподнят и похож на C [3].
Именославное благословение самое распространенное на иконах, оно изображается и у Спасителя, и у святых. Например, на афонской фреске XVII века — Господь Пантократор в келии святого Стефана. На иконе святителя Григория Паламы, XIV века: в левой руке святого — Евангелие, правой — благословляет.
Такие похожие жесты, как 1, 7, 8 и 4, 5, 6 бывает иногда сложно различить в иконописном пространстве. Часто сами иконописцы, вероятно, сознательно изображают руку как бы «выворачивая» или нарушая ее анатомическое строение, что также иногда затрудняет классификацию жестов. Нередко древность композиции вносит свои коррективы. Та-
ким образом, прочтение сюжета усложняется, и идентифицировать жест становится крайне сложно или даже невозможно. Важно понимать, что любой символ на иконе, в том числе и жест, надо рассматривать в едином контексте иконного сюжета, при тесном соотнесении со Священным Писанием и Священным Преданием, и тогда все будет предельно ясно и понятно.