Эдо что это в японии
Период Эдо
Пери́од Э́до (яп. 江戸時代 эдо-дзидай) — исторический период (1603—1868) Японии, время правления клана Токугава. Начался с назначения Токугава Иэясу сёгуном в 1603 году. Завершён снятием с себя полномочий сёгуном Токугава Ёсинобу в 1868 году.
Характеризуется как время установления диктатуры Токугава, одновременно с этим и как переход от средневековых междоусобиц даймё к полностью контролируемой стране.
В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо — золотой век литературы и японской поэзии, Мацуо Басё является наиболее ярким представителем поэзии как периода Эдо, так и японской поэзии в целом.
В результате политики сакоку практически весь период Эдо страна находилась за железным занавесом, не ведя торговли и не сообщаясь с другими странами (редкое исключение — Китай и Голландия). Католическое христианство жестоко подавлялось (восстание на Кюсю).
Произошло смещение политического влияния от военных домов (самурайское сословие) на торговые дома (купеческое сословие). По сути, страна совершила переход от феодального к капиталистическому режиму и само падение сёгуната характеризовалось политическими и экономическими, а не военными причинами. Одновременно с падением сёгуната Токугава произошло падение самой идеи сёгуната.
Культура периода Эдо
Окончательное оформление традиционной японской культуры пришлось на XVII—XIX века. В течение второй половины XVII — начала XVIII века культурно-научными центрами Японии были Киото и Осака, а с конца XVIII века их роль взял на себя город Эдо. Культуру времён доминирования Киото и Осаки принято называть культурой Гэнроку, а культуру периода Эдо — культурой Кассэй. Оба названия происходят от названий соответствующих девизов правления Императоров.
Культура Гэнроку характеризовалась появлением иллюстрированных рассказов укиё-дзоси, описывающих повседневную жизнь горожан. Танец кабуки трансформировался в театральное искусство. Кукольный театр нингё-дзёрури обогатился лирическими пьесами драматурга Тикамацу Мондзаэмона. Новое развитие получила поэзия в лице Мацуо Басё. В изобразительном искусстве активно работали художники школ Римпа, Кано и Тоса. Одновременно появился новый жанр гравюр укиё-э, основоположником которого стал Хисикава Моронобу. Также имело место развитие точных и естественных наук, таких как математика и агрономия.
Кроме правительственных школ для самураев действовали общественные тэракоя для простолюдинов. Главными предметами были чтение, письмо, арифметика и основы конфуцианства. Конец периода Эдо сказался и ростом интереса к японской истории, чему способствовало издание «неофициальной истории Японии» Рая Санъё.
Период Эдо
Из Википедии — свободной энциклопедии
Пери́од Э́до (яп. 江戸時代 эдо-дзидай) — исторический период (1603—1868) Японии, время правления клана Токугава. Начался с назначения Токугава Иэясу сёгуном в 1603 году. Завершился в 1868 году снятием с себя полномочий сёгуном Токугава Ёсинобу. Характеризуется как время установления диктатуры Токугава, одновременно с этим и как переход от эпохи ожесточённых средневековых междоусобиц даймё к полностью контролируемой стране.
В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо — золотой век литературы и японской поэзии, Мацуо Басё является наиболее ярким представителем поэзии как периода Эдо, так и японской поэзии в целом. В результате политики самоизоляции сакоку практически весь период Эдо страна находилась за железным занавесом, не ведя торговли и не сообщаясь с другими странами (редкое исключение — Китай и Нидерланды). Католическое христианство жестоко подавлялось (восстание на Кюсю).
Благодаря установлению внутреннего мира в Японии активно шёл процесс развития товарно-денежных отношений, обусловивший переход исторического процесса от средневековья к новому времени. Была создана централизованная унифицированная денежная система, получившая название денежная система Токугава. Постепенно происходило изменение расстановки сил — несмотря на полное политическое господство феодальных сословий (даймё и самураев), экономическое и политическое влияние постепенно переходило к торговым (купеческое сословие), что способствовало размыванию экономического и идеологического фундамента сёгуната Токугава.
В то же время, быстрый рост численности населения и увеличение социального неравенства приводили к ухудшению положения простого народа и накоплению нестабильности внутри страны, к чему добавлялась сложившаяся вокруг неё международная напряжённость. В результате, со временем у части господствующего класса начало складываться понимание невозможности выхода из сложившейся ситуации в рамках сохранения текущей хозяйственной системы и продолжения политики самоизоляции. К середине XIX века страна оказалась готова к совершению капиталистических преобразований, что и обусловило падение сёгуната, главную роль в котором сыграли политические и экономические, а не военные причины.
Всё о Японии
В начале 17 в. в Японии установилось правление самураев, которое продлилось больше 260 лет. Произошло это в 1603 году, когда к власти пришел Токугава Иэясу, получивший от императора титул сёгуна. Токугава в городе Эдо создал новый сёгунат, что привело к свержению императорской власти. Токугава и его преемники правили страной в течение 264 лет, до 1867 г., когда снова была восстановлена власть императора, а правительство самураев ликвидировано.
Для Эдо было характерна стабильность во всех сферах жизни, расцвет культуры, в том числе самурайской, полный запрет на исповедование христианской религии. Но были и негативные явления установления сегуната Токугава. Япония и без того не особо поддерживала внешнеполитические связи, в эпоху Эдо попала в полнейшую изоляцию. В стране были запрещены любые контакты со странами Западной Европы, США. Возможно, такой подход в управлении Японией и создал предпосылки для стабилизации ситуации в политической и экономической сфере, в обществе.
Формирование сегуната Токугава
Столицей нового режима Японии стал город Эдо, который в 17 – середине 19 вв. исполнял роль политического и административного центра государства. Все началось, как уже отмечено выше, с вассала Токугава Иэясу, владевший землями в регионе Канто. Тут располагался замок семьи нового сегуна. Ему удалось в самом начале 17 в. получить помощь и поддержку самурайских семей и домов. Они предоставили ему армию, что помогло Токугаве одержать победу в битве над своими противниками при Сэкигахара. Избавление от оппозиции способствовало получение Иэясу поста сегуна и основаванию нового сегуната Эдо (от города, где он был создан). В течение нескольких лет Токугава занимался чисткой собственных противников, что позволило укрепить ему власть и стать единым правителем в регионе.
В подчинении у сегуна находились вассалы, которых называли гокэнин и хатамото. Они управляли 25% всех земель Японии, что делало Токугаву одним из самых сильных правителей страны. Новое правительство занималось такими делами, как:
В сегунате существовала собственная система иерархии, основанная на степени близости к дому Токугава. Историки выделяют такие социальные группы в японском обществе, существовавшие в период Эдо:
Дома самураев, которые имели прибыль с земли, достигающей 10 тыс. коку, стали называть дайме. Они руководствовались специальным законодательством, которое было опубликовано правительством. Среди основных требований сегуна к самураям стоит отметить:
Если дайме нарушали запреты, то у них отбирали все, а потом переводили в удаленные районы страны. Для властей режима Эдо важно было полностью контролировать дайме, поэтому они разработали особую систему наблюдения за ними. Она состояла из нескольких элементов, главными из которых были – финансовый и политический контроль. Каждый дайме обязан был раз в год съездить в командировку, отработать воинскую повинность и принять участие в строительстве различных объектов.
Дайме было сложно, но это не мешало им приносить доход в казну сегуната и обогащаться в индивидуальном порядке.
Одной из проблем внутренней жизни режима Эдо была сильная власть императора и его приближенных. В связи с этим сегун приказал ограничить права двора, взяв под полный контроль систему управления. Император за это получил полную финансовую поддержку от правительства, сидевшего в Эдо. За это правитель отказался от всех своих земельных владений в Японии.
Ситуация внутри страны во времена Токугава
Правительство Эдо старалось максимальное внимание уделять различным сферам экономической жизни. В частности, поддерживалась торговля. Все торговцы, работающие за границей, были наделены грамотами с официальными печатями. Это не только активизировало международную торговлю, но и подняло международный авторитет Японии. Корабли государства перестали путать с пиратскими, для них стали открывать свои порты Макао, Тайвань и другие страны Юго-Восточной Азии.
Благодаря торговле японцы стали создавать первые иностранные колонии и города, в которых проживали торговцы, купцы, чиновники. Уже в начале 17 в. количество японцев, переехавших жить в колонии, достигло 10 тыс.
Несмотря на успехи в торговой сфере, сегунат был вынужден ограничить торговлю. Причиной такой политики стало разворачивание противостояния борьбы между европейскими странами на японских рынках. Англия обвиняла Португалию, Голландия – Испанию. При этом каждая из стран предпринимала попытки захватить Страну Восходящего Солнца. Это привело к таким последствиям, как:
Подобные меры вызвали полнейшую изоляцию Японии от внешнего мира. Прекратились регулярные поступления в казну, стали быстро сокращаться объемы внутренней и внешней торговли, крестьяне оказались в сложном экономическом положении. Чтобы исправить ситуацию и наполнить казну, власти увеличили размеры налогов и количество поборов. Это вызвало волну народных восстаний, среди которых самым крупным был бунт, охвативший полуостров Симабара и остров Кюсю. Восстание возглавил самурай А. Токисада, которому на 1637 г. было всего 15 лет. Под его руководством восставшие быстро захватывали населенные пункты, сжигали дома знати, отказывались выполнять ее требования. Бунт принимал угрожающие размеры, что заставило правительство отправить против Токисада 120-титысячную армию. Остановить восставших удалось только через год. Последствия выступления были ужасными:
Подобная антихристианская политика сегуната и усиление контроля за верой не нравилась японцам, но восстания теперь поднимались все реже. На каждое выступление правительство быстро реагировало – высылалась армия, с бунтовщиками жестоко расправлялись, усиливалось экономическое давление.
«Закрытые двери» Японии
После Испании вход в порты Страны Восходящего Солнца был полностью закрыт Португалии. Голландии удалось избежать подобной участи, поскольку она предоставила военную помощь (флот) для подавления восстания христиан на Симабара. Только голландцам было предоставлено правило эксклюзивной торговли с Японией. Торговую факторию Голландии с Хирадо переместили на остров-резервацию искусственного происхождения Дедзима.
Подобные действия самурайского правительства в историографии называются политикой Сакоку, т.е. закрытых дверей. Сегунат преследовал такие цели:
Торговля с Голландией осталась, как и со многими азиатскими странами. Но вся монополия на торговлю принадлежала государству.
Голландия была нужна Стране Восходящего Солнца, чтобы постоянно привозить сюда шелка, ткани, китайские книги, европейские часы, учебники. На экспорт японцы отправляли керамику, медь, серебро. В голландскую торговую факторию часто приезжали европейские и китайские торговцы.
Еще при первом сегуне режима Эдо Япония стала налаживать отношения с Кореей. Между странами начался активный обмен посольствами, чтобы японцы знакомились с культурой и историей Кореи. Были созданы торговые фактории – на острове Цусима существовала общая колония, а в городе Пусан (Корея) существовала японская фактория.
Внешняя политика Эдо касалась не только торговли и дипломатических отношений. Успешно проводились и завоевания. В частности, было захвачено королевство Рюкю, которое признало вассалитет Токугава. Государство стало посредническим центром в торговле Японии и Китая. Захватили японцы и остров Хоккайдо, где находились владения Мацумаэ-хана. Здесь проживали коренные айны, участвовавшие в торговле с северо-восточными регионами Китая. Айны поставляли японцам китайские товары – ткани, одежду, морепродукты, кожи животных.
Итак, основными торговыми партнерами Японии во времена режима Эдо были следующие страны:
Торговые отношения осуществлялись в колониях-факториях, расположенных на юге острова Хоккайдо, Сацуме, Цусиме, Дедзиме. Такое положение дел сложилось в начале 17 века и сохранялось до второй половине 19 в., когда режим Эдо был ликвидирован. Для сегуната было важно, чтобы Япония находилась в изоляции во внешней политике, но при этом могла выбирать государства, которые способствовали наполнению казны и стабильному развитию экономики. Поэтому из портов и факторий были убраны Португалия и Испания, которые способствовали распространению христианства в Японии. Этот факт, по мнению сегуната, мешал идентичности японцев и приносил элементы нестабильности в японское общество. Поэтому и была разработана политика «закрытых дверей», которая превратила Страну Восходящего Солнца в изолированное государство. Тем не менее, сегуны делали все, чтобы оставаться активным игроком международной политики. Основные внешнеполитические связи были налажены с государствами Юго-Восточной Азии, из европейских контактов сохранились только голландские связи.
Социальное развитие японского общества в XVII – XIX вв.
В Японии существовало в указанный период четыре основных класса:
Все ключевые должности в стране занимали только представители самурайских родов. Другие классы к управлению сегунатом не допускались.
Отдельно существовали парии, которых не включали в социальную структуру общества. В их обязанности входило:
Общество функционировало по законам двух основных религий – синтоизма и буддизма. При этом официальной государственной религией было неоконфуцианство. Его основы преподавали в школах и высших учебных заведениях. В национальной академии под влиянием неоконфуцианства был разработан особый кодекс самураев бусидо.
Христианство полностью запретили к середине 1640-х гг., все общины, исповедовавшие эту религию, вынуждены были уйти в подполье и скрываться.
Монастыри стали важными религиозными, политическими, культурными и духовными центрами. Например, они обязаны были выдавать справки о том, что человек состоит в буддийской общине.
Экономическое развитие
Несмотря на активное развитие внешней и внутренней торговли, Япония продолжала оставаться аграрной страной. Вся экономика строилась на натуральном хозяйстве. В обороте ходили монеты, отчеканенные из золота и серебра. Дань, различные виды налогов, заработную плату принимали только рисом.
Выращивание риса было основой аграрного сектора. Населенные пункты, которые занимались выращиванием и поставкой риса, имели особый статус в государстве. Высокое положение занимали те, кто выплачивали дань рисом.
Интересной была система управления в сельской местности. Села возглавляли головы, а решения принимали все члены населенного пункта. Крестьянам нельзя было оставлять села, продавать свои земельные наделы, переезжать на работу в город. В результате чего, произошло расширение площадей пахотных земель. На них выращивали такие технические культуры:
Вместе с развитием сельского хозяйство активно развивались сельские ремесла и создавались новые орудия труда, необходимые для обработки земли.
Огромную роль в процветании сельского хозяйства и аграрного сектора сыграли транспорт и промышленность. В Японии постоянно развивалось изготовление глиняных изделий, солеварений, лесное хозяйство, производство товаров, которые нужны были населению сегуната.
Попытки реформ и распад режима Эдо
В начале 1700-х годов Японию охватил глубокий экономический кризис. Его причинами были:
Эти факторы заставили сегуна в 1716 г. перейти к проведению масштабных общеяпонских реформ. Их называют реформами Кехо, построенные на том, чтобы распахать целинные земли, повысить налоги и заставить чиновников экономить.
За государственными служащими следили очень внимательно. Всех провинившихся и тех, кого подозревали в измене стране, судили по новому Положению о судах. Его приняли специально, чтобы отрегулировать судебные процессы, сделать их прозрачными и не такими запутанными.
За этими реформами последовало еще три этапа радикальных преобразований:
Конец эпохи Эдо наступил неожиданно под влиянием комплекса факторов. Сначала на Японию обрушился период постоянных неурожаев, принесшие с собой массовый голод. Власть народу помочь была не в состоянии. Сегунат отдал приказ закупать рис в регионах и передавать в центр. Это вызвало серию массовых восстаний крестьян и ремесленников. К ним присоединились самураи, которые многие годы считались стабильной и постоянной опорой Эдо. Очередные попытки реформировать сельское хозяйство и улучшить качество жизни сельского населения вызвало снижение авторитета сегуна и его соратников.
Таким образом, к 1867 г. режим Эдо полностью потерял власть в стране, потерял влияние над народом, не мог решить важные экономические проблемы. Поэтому сегунат ликвидировали и восстановили императорский режим.
Эдо (город)
Это статья о раннем периоде истории современного города Токио. Другие значения этого слова см. Эдо
В течение всего периода Эдо (1603—1867) город играл роль политико-административного центра Японии, хотя и не являлся столицей страны, роль которой в то время исполнял Киото. Город был резиденцией сёгуната Токугава, управлявшего Японией с 1603 по 1868 год.
К XVII веку Эдо из маленького поселения превратился в один из самых крупных и густонаселённых городов мира, в XVIII веке его население превысило отметку в один миллион человек. [1]
Содержание
История
Заболоченую местность региона Канто, где река Сумида-гава впадала в залив, называли Эдо, что означает «ворота в залив» или «устье реки». Еще в XII веке местный правитель Сигэнага построил в этой местности небольшое укрепление. [3]
Начало истории города Эдо было положено в 1456 году, когда местный правитель вассал дома Уэсуги Ота Докан приказал возвести небольшой за́мок на месте старого укрепления для защиты территорий от врагов. [1] Официальной датой основания Эдо считается 8 апреля 1457 года — дата окончания строительства замка Эдо. [4] Замок состоял из трёх частей, имел две башни и пять ворот, по периметру был защищён рвом с водой. В то время замок был самым известным в регионе Канто. Покинувшие разрушеную столицу из-за войны годов Онин аристократы и монахи находили в замке убежище. Призамковый город, выросший из деревни Хиракава на южном берегу одноименной речки, постепенно разрастался. В 1468 году Ода Докан был убит по приказу Уэсуги Садамаса, и город быстро пришёл в упадок и опустел. Этот период продлился около ста лет. [3]
1590—1602
С 1590 года земли региона Канто вошли в состав владений Токугава Иэясу. Состояние замка и других построек было плачевным, местные жители селились в нескольких небольших деревушках вокруг замка. Город даже не был обнесён защитной стеной по периметру. Однако, посчитав месторасположение Эдо экономически и стратегически выгодным, Токугава Иэясу начинает развивать город. Стены старого замка были снесены, территория его была расширена, рвы засыпаны землёй. В 1599 году, к тому времени как будущий сёгун Токугава Иэясу стал уже вторым человеком в стране, Эдо развился в оживлённый город. [1]
1603—1616
По судоходному каналу «Досан-бори», ведущему от залива к центру города, подвозились камень, лес и другие строительные материалы, различные товары. Также Токугава распорядился провести воду в замок.
По распоряжению Токугава Иэясу из Канадзава в Эдо была перевезена библиотека дома Ходзё, которую собирали в течение более чем 300 лет. Благодаря сёгуну, привлекавшему в Эдо учёных, ремесленников, художников и писателей, город постепенно превращался в культурный центр страны. [1]
1616—1868
В 1653 году в город была проведена питьевая вода из реки Тамагава.
Уже в XVII веке площадь города составляла 43,9 км². По площади Эдо намного превышал крупные города Европы — Рим и Лондон. [6]
С 1645 года районы Эдо разделялись и вход был организован через ворота, которые держались закрытыми с десяти часов вечера до рассвета. Эти меры предпринимались для предотвращения беспорядков из-за действий различных преступных банд. [7]
Немецкий врач, путешественник и натуралист Энгельберт Кемпфер, работавший на голландскую факторию в Нагасаки и дважды посещавший Эдо в 1691 и 1692 годах, был одним из первых европейцев сделавших серьёзное описание Японии. В своих записях он описывал Эдо следующим образом:
Прямо у городских ворот раскинулся рыбный рынок, где продавали разные морские растения, моллюсков и рыбу, которыми здесь питаются все. Мы двигались по главной улице, она извиваясь, шла на север через весь город. Мы миновали несколько величественных мостов над мелкими речушками и грязными канавами, шли мимо маленьких улочек, убегавших налево от главной улицы…
На главной улице шириной в 50 шагов толпа была невероятной, пока мы по ней ехали, нас обгоняли процессии принцев и придворных, на носилках проплывали мимо богато одетые дамы. Мы встретили отряд из ста пожарников, идущих строевым шагом так же, как они ходят у нас в Европе; одеты они были в кожаные куртки для защиты от огня, одни несли длинные пики на плечах, другие — пожарные багры. В середине отряда ехал их капитан.
По обеим сторонам улицы располагались многочисленные хорошо оборудованые магазины. Здесь продавали ткани, занавеси, шёлк, лекарства, фигурки идолов, книги, изделия стеклодувов и многое другое… [7]
Пожары и стихийные бедствия
Город часто страдал от пожаров, в среднем один большой пожар возникал в Эдо раз в три года. Всего с 1600 по 1866 год в городе было зарегистрировано около 20 крупных пожаров. По указанию правительства в 1629 году была создана первая пожарная команда. [7] С 1718 года для тушения пожаров начали привлекать горожан, спустя два года в каждом квартале Эдо были созданы противопожарные отряды. [1]
Тем не менее в 1657 году город три раза был охвачен пожаром, сильно пострадала половина зданий города, потери среди горожан оцениваются в 108 тыс. человек. В 1772 году пожар уничтожил большую часть деревянных строений в Эдо, а в 1806 году огонь разрушил восточную часть города, где располагались усадьбы самураев. [7]
В 1703 году Эдо сильно пострадал от крупного землетрясения, унесшего жизни более 2 тыс. человек.
Как и в других крупных городах Японии, из-за повышения цен на рис в середине XVIII века происходили бунты. Так в 1733, 1787 и 1866 годах во время волнений в Эдо бедняки разрушали дома богачей и магазины торгующие рисом. Количество бунтующих достигало 5 тыс. человек. [7]