Эффект дохода выражается тем что

Эффект дохода и эффект замещения

Сама структура спроса непосредственно зависит от действия рыночного механизма и условий купли-продажи, которые должны устраивать обе стороны: производителей, которые поставляют на рынок товаров и услуг готовую продукцию и покупателей, которые действуют в соответствии со своими потребностями. Таким образом, для того чтобы объяснить структуру и мотив действий субъекта, необходимо определить суть понятий «эффект дохода» и «эффект замещения».

Так, например, если снизить цену на какой-либо продукт в два раза, это значит, что на реальный доход, который остался неизменным, можно приобрести в два раза больший объем товаров и услуг.

То есть получается, что деньги те же, а товаров больше. Однако если объем потребления необходимо оставить на прежнем уровне, то на оставшиеся деньги можно приобрести некоторое количество других товаров.

Это делает потребителя реально богаче и тем самым повышает спрос на рынке товаров и услуг. Заметим, что даже при приостановлении роста спроса при дальнейшем понижении цены количество продаж данного продукта будет увеличиваться, так как начнут удовлетворять потребности люди с более низкими доходами.

В свою очередь эффект замещения представляет собой зависимость потребительского спроса от динамики уровня цен без влияния структуры доходов. При этом спрос ориентируется на систему относительных цен. Исходя из вышеприведенного примера можно сделать вывод, что по сравнению с другими товарами на рынке те, на которые цены были снижены, стали более дешевыми.

Следует заметить, что эти два понятия (эффект дохода и эффект замещения) существуют не раздельно, а действуют в экономике совместно. Как известно, все блага на рынке могут быть ранжированы по степени качественности: нормальные, низкокачественные и товары Гиффена. Это когда потребляются нормальные товары, оба эффекта действуют в одном направлении, а потребитель по мере роста дохода увеличивает спрос на них. Каждый этап в снижении уровня рыночных цен вызывает все больший и больший спрос.

Когда падают цены на рынке низкокачественных товаров, эффект дохода действует в обратном направлении от эффекта замещения. С одной стороны спрос на уцененный товар теоретически начинает возрастать. В то же время, когда цены снижаются, а доход остается неизменным, возникает эффект богатства, в результате чего потребители начнут отдавать предпочтение более дорогим товарам. Для товаров Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замещения.

Иными словами, когда начинают расти цены на товары первой необходимости во время дефицита, спрос на них не то что остается неизменным, он планомерно и быстрыми темпами растет. Такая реакция потребителя объясняется тем, что товары Гиффена по сути удовлетворяют первичные потребности, и их потребление не уменьшается даже с ростом цены. Например, если картофель или хлеб начинают дорожать, люди все равно продолжают их покупать, а в условиях кризисности вообще начинается ажиотаж.

Источник

Эффект дохода и эффект замещения

Эффект дохода

Эффект дохода (Income effect) — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Например, при снижении цены мяса с 200 до 100 руб. за кг. человек на свой доход в 10 000 руб. сможет вместо 50 кг. купить уже 100 кг. Если он захочет сохранить уровень потребления и будет и дальше покупать 50 кг. мяса, то осавшиеся средства он сможет пустить на покупку других товаров, что сделает его богаче. Вследствии этого увеличится спрос.

Эффект замещения

Эффект замещения (Substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает.

Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.

Взаимосвязь эффекта дохода и эффекта замещения

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них.

Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т.е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей.

Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т.е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.

Источник

Эффект дохода

Опубликовано 14.07.2021 · Обновлено 14.07.2021

Что такое Эффект дохода?

Ключевые моменты

Понимание эффекта дохода

Эффект дохода и эффект замещения – взаимосвязанные экономические концепции в теории потребительского выбора. Эффект дохода выражает влияние изменений покупательной способности на потребление, а эффект замещения описывает, как изменение относительных цен может изменить структуру потребления связанных товаров, которые могут заменять друг друга.

Эффект дохода и изменения спроса

Краткая справка

Когда цена товара увеличивается по сравнению с другими аналогичными товарами, потребители будут стремиться требовать меньшего количества этого товара и увеличивать свой спрос на аналогичные товары для замены.

Низкокачественные товары – это товары, спрос на которые снижается по мере роста реальных доходов потребителей или повышается по мере их падения. Это происходит, когда у товара есть более дорогие заменители, спрос на которые растет по мере улучшения экономики общества. Для товаров более низкого качества эластичность спроса по доходу отрицательна, а эффекты дохода и замещения работают в противоположных направлениях.

Увеличение цены низшего товара означает, что потребители захотят вместо этого покупать другие товары-заменители, но также захотят потреблять меньше любых других обычных товаров-заменителей из-за их более низкого реального дохода.

Низкокачественные товары, как правило, считаются товарами более низкого качества, но с ограниченным бюджетом, например, обычная болонская бумага или грубая царапающаяся туалетная бумага. Потребители предпочитают товары более высокого качества, но им нужен больший доход, чтобы они могли платить более высокую цену.

Пример эффекта дохода

Например, представьте себе потребителя, который в среднем в день покупает дешевый бутерброд с сыром, чтобы пообедать на работе, но иногда тратится на роскошный хот-дог. Если цена сэндвича с сыром увеличивается по сравнению с хот-догами, это может заставить их чувствовать, что они не могут позволить себе так часто тратить деньги на хот-дог, потому что более высокая цена их повседневного бутерброда с сыром снижает их реальный доход.

В этой ситуации эффект дохода преобладает над эффектом замещения, а повышение цен повышает спрос на бутерброд с сыром и снижает спрос на заменяющий обычный товар, хот-дог, даже если цена хот-дога остается прежней.

Источник

5. Эффект дохода и эффект замещения

5. Эффект дохода и эффект замещения

Закон спроса характеризуется тем, что объемы покупок и благ, предназначенных для потребления, связаны с ценой обратной зависимостью. Сама структура спроса непосредственно зависит от действия рыночного механизма и условий купли-продажи, которые должны устраивать обе стороны: производителей, которые поставляют на рынок товаров и услуг готовую продукцию и покупателей, которые действуют в соответствии со своими потребностями. Таким образом, для того чтобы объяснить структуру и мотив действий субъекта, необходимо определить суть понятий «эффект дохода» и «эффект замещения».

Эффект дохода (Y). Посредством данного показателя определяется степень динамики доходов потребителей и соответственно – формирование их спроса на тот или иной товар при изменении общего уровня рыночных цен. Так, например, если снизить цену на какой-либо продукт в два раза, это значит, что на реальный доход, который остался неизменным, можно приобрести в два раза больший объем товаров и услуг. В результате возникает эффект богатства, который действует на уровне макроэкономики: если цены снижаются, а уровень дохода остается прежним, то экономический субъект чувствует себя богаче ровно во столько раз, во сколько растет количество приобретаемых благ. То есть получается, что деньги те же, а товаров больше. Однако если объем потребления необходимо оставить на прежнем уровне, то на оставшиеся деньги можно приобрести некоторое количество других товаров. Это делает потребителя реально богаче и тем самым повышает спрос на рынке товаров и услуг. Заметим, что даже при приостановлении роста спроса при дальнейшем понижении цены количество продаж данного продукта будет увеличиваться, так как начнут удовлетворять потребности люди с более низкими доходами. Таким образом, эффект дохода представляет собой количественное изменение структуры спроса покупателей как следствие динамики их доходов и платежеспособности.

В свою очередь эффект замещения представляет собой зависимость потребительского спроса от динамики уровня цен без влияния структуры доходов. При этом спрос ориентируется на систему относительных цен. Исходя из вышеприведенного примера можно сделать вывод, что по сравнению с другими товарами на рынке те, на которые цены были снижены, стали более дешевыми. Это соответственно вызывает рост спроса, поскольку потребители начнут приобретать именно эти блага, а не те, которые имеют такое же назначение, но стоят относительно больше. Это объясняется стремлением индивида максимизировать полезность от потребления заданного набора благ.

Следует заметить, что эти два понятия (эффект дохода и эффект замещения) существуют не раздельно, а действуют в экономике совместно. Как известно, все блага на рынке могут быть ранжированы по степени качественности: нормальные, низкокачественные и товары Гиффена. Это когда потребляются нормальные товары, оба эффекта действуют в одном направлении, а потребитель по мере роста дохода увеличивает спрос на них. Каждый этап в снижении уровня рыночных цен вызывает все больший и больший спрос. Когда падают цены на рынке низкокачественных товаров, эффект дохода действует в обратном направлении от эффекта замещения. С одной стороны спрос на уцененный товар теоретически начинает возрастать. В то же время, когда цены снижаются, а доход остается неизменным, возникает эффект богатства, в результате чего потребители начнут отдавать предпочтение более дорогим товарам. Для товаров Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замещения. Иными словами, когда начинают расти цены на товары первой необходимости во время дефицита, спрос на них не то что остается неизменным, он планомерно и быстрыми темпами растет. Такая реакция потребителя объясняется тем, что товары Гиффена по сути удовлетворяют первичные потребности, и их потребление не уменьшается даже с ростом цены. Например, если картофель или хлеб начинают дорожать, люди все равно продолжают их покупать, а в условиях кризисности вообще начинается ажиотаж.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Эффект маржи

Эффект маржи Управление капиталом показывает фантастические результаты, поскольку может обеспечивать рост прибыли в геометрической прогрессии. В значительной степени именно невысокие требования по марже на товарных и фьючерсных рынках делают возможным

Эффект бабочки

Эффект бабочки Можете ли вы прямо сейчас сделать выбор, который навсегда изменит траекторию вашей жизни? Можете, и у вас есть все шансы почувствовать разницу между богатством и бедностью.Даже самые крошечные решения, которые нарушают первоначальные условия жизни, могут

Эффект безбилетника

Эффект безбилетника Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением

Эффект привязки

Эффект привязки Группа студентов в аудитории получила задание написать на листе бумаги две последние цифры своего номера социального страхования. Затем им предлагалось поучаствовать в шуточном аукционе, где с молотка уходили шоколадки и шампанское. Внимательное

Эффект подтверждения

Эффект подтверждения В течение пяти лет, с 1984 по 1989 год, экономисты Барри Стоу и Ха Хоанг изучали тенденции, связанные с игрой баскетболистов NBA. Они измеряли навыки игроков — например, количество заработанных очков, быстроту (количество результативных подач и перехватов

Вопрос 10 Реакция потребителя на изменение цены. Эффект замены и эффект дохода.

Вопрос 10 Реакция потребителя на изменение цены. Эффект замены и эффект дохода. ОТВЕТИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ на одно благо при фиксированном доходе и неизменных ценах на другие блага вызывает смещение бюджетной линии в точку, более удаленную или более близкую к началу

Эффект трейдера

Эффект трейдера В физике есть понятие эффект наблюдателя – суть его заключается в том, что измерение явления иногда влияет на само явление; обозреватель нарушает чистоту эксперимента самим фактом обозревания. Нечто подобное порой происходит и в трейдинге – проводимая

Эффект джокера

Эффект джокера Кроме известных проблем и ожидаемых решений, действует феномен, наподобие эффекта «черного лебедя», с низкой вероятностью, но высоким воздействием – эффект «джокера». Эти события могут произойти в любое время в зависимости от случая или удачи, немного

Эффект дефицита

Эффект дефицита В 1975 году исследователи Уорчел, Ли и Эйдуол решили выяснить, как люди оценят печенье, которое они положили в две одинаковые стеклянные банки<63>. Количество печенья разнилось, в одной – десять штук, в другой – всего две. Какое из них показалось людям

Эффект фрейминга

Эффект фрейминга На восприятие также влияет контекст. В ходе одного социального эксперимента скрипач мирового класса Джошуа Белл решил дать бесплатный импровизированный концерт на станции вашингтонской подземки<64>. Этот музыкант регулярно собирает такие залы, как

Эффект якорения

Эффект якорения Редко увидишь магазин одежды без рекламных объявлений «скидка 30 %», «купите один – получите второй бесплатно» и тому подобных спецпредложений. Часто эти акции обеспечивают магазину максимальную прибыль. При этом там же можно найти аналогичные, но менее

Эффект Микеланджело

Эффект Микеланджело Яркой метафорой для участников рынка могут служить слова великого итальянского художника и скульптора Микеланджело, который обладал способностью высвобождать внутреннюю красоту. Он говорил: «Я беру камень и отсекаю все лишнее»[246]. Своим нетленным

Эффект рычага

Эффект рычага – Чтобы сделать дело, – продолжала Саманта, – нам нужно найти идею на миллион долларов и затем «поднять» ее силой рычага. Рычаг позволяет не только поднимать тяжелые предметы при минимальных усилиях. Он обеспечивает также скорость. – А что у нас служит

2. Эффект домино

2. Эффект домино Каждое большое изменение начинается так, будто валятся фишки домино. Б. Дж. Торнтон 13 ноября 2009 г. фирма Weijers Domino Productions организовала в голландском городе Леувардене мировой рекорд по падению фишек домино, составив из них впечатляющий ряд

Источник

Эффект дохода и эффект замещения

Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем что Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем что Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем что Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем что

Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем что

Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем что

Влияние изменения цены на величину спроса обусловлено двумя видами эффектов: эффектом дохода и эффектом замещения.

Эффект замещенияпоказывает как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате его подорожания или удешевления относительно других благ. Понижение цены товара вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим товаром другие товары, оказавшиеся относительно более дорогими.

Эффект доходапоказывает как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате повышения или понижения реального дохода потребителя. Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество товаров, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ.

В микроэкономической теории возникает проблема, которая состоит в количественном разграничении этих эффектов, в определении того, насколько общее изменение величины спроса, вызванное изменением цен, обусловлено эффектом дохода и эффектом замещения.

В зависимости от определения неизменного реального дохода различают два подхода к разграничению эффектов дохода и замещения. Согласно подходу Е.Е.Слуцкого, только тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Слуцкого дает возможность количественного решения проблемы на базе статистических данных. Графическая модель разложения общего эффекта изменения цены на эффект замещения и эффект дохода по Слуцкому изображена на рис.2.21. Точка касания кривой безразличия U1 и бюджетной линии MN1 определяет оптимальный выбор потребителя (точка А) при заданных ценах товаров и бюджете потребителя. Допустим, что цена товара X понижается. Теперь равновесие потребителя перемещается в точку B. Величина Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем чтохарактеризует общий эффект снижения цены в отношении величины спроса на товар X, т.е. сумму эффекта дохода и эффекта замещения. Для того чтобы рассмотреть отдельно действие эффектов, воспользуемся вспомогательной бюджетной линией MN3, которая имеет такой же наклон, как и бюджетная линия MN2 (это говорит об изменении цен). В то же время бюджетная линия MN3 проходит через точку A. Это означает, что при таком бюджетном ограничении потребитель имеет возможность приобретать первоначальный набор благ X1, Y1, т.е. неизменность реального дохода (по Слуцкому).

Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем что

Рис.2.21. Эффект замещения и эффект дохода по Слуцкому

Если бы линия MN3 характеризовала бюджетное ограничение реального потребителя, то его равновесие соответствовало бы точке касания этой линии и кривой безразличия U3 (точка С). Это означало бы, что объем спроса на товар X вырос на величину Х3 – Х1. Так как бюджетная линия построена с учетом изменения цен, но без учета эффекта дохода, то данная величина является количественной характеристикой эффекта замещения. Эффект дохода равен Х2 – Х3.

Таким образом, снижение цены товара X привело к увеличению объема спроса на него как за счет эффекта дохода, так и за счет эффекта замещения.

Согласно подходу Дж. Хикса, отвечающему основным положениям ординалистской теории, реальный доход измеряется полезностью благ, на которые расходуется денежный доход, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, представляют одинаковый уровень реального дохода. Подход Хикса к разграничению эффекта замещения и эффекта дохода представлен на рис.2.22. Первоначально выбор потребителя характеризуется набором товаров (X1, Y1) в точке касания кривой безразличия U1 и бюджетной линии MN1. Снижение цены товара X приводит к смещению бюджетной линии в положение MN2, а равновесие потребителя перемещается в точку B. Величина Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем чтохарактеризует общий эффект изменения цены. Проведем вспомогательную бюджетную линию MN3, которая параллельна бюджетной линии MN2, и значит, отражает изменившийся уровень цен и одновременно касается кривой безразличия U1. Это означает, что новый оптимальный набор в точке С имеет ту же полезность, что и первоначальный набор в точке А, и следовательно, согласно подходу Хикса, реальный доход потребителя не изменился.

Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем что

Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем что

Рис.2.22. Эффект замещения и эффект дохода по Хиксу

Поскольку бюджетное ограничение MN3 учитывает только изменение цен, то оно характеризует влияние на спрос только эффекта замещения, который определяется величиной Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем что. Соответственно, эффект дохода равен разности между общим эффектом и эффектом замещения, т.е. Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем что.

Сравнив два подхода, можно увидеть, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

Эффект замещения является всегда отрицательным, понижение цены одного блага стимулирует потребителей увеличивать его потребление, уменьшая потребление другого блага, повышение цены стимулирует потребителей замещать это благо другими, относительно подешевевшими.

Эффект дохода может быть отрицателен, как показано на рис.2.22 для нормальных товаров, положителен (в случае некачественного товара, когда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон) или нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна).

Эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен, т.е. чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным. Так, на рис.2.23 общий результат повышения цены товара X (Х1 – Х2) раскладывается на эффект замены Х1 – Х3 и эффект дохода Х3 – Х2, при этом (Х1 – Х3) > (Х3 – Х2). Поэтому, как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных товаров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается, т.е. объем спроса изменяется в том же направлении, что и цена.

Эффект дохода выражается тем что. Смотреть фото Эффект дохода выражается тем что. Смотреть картинку Эффект дохода выражается тем что. Картинка про Эффект дохода выражается тем что. Фото Эффект дохода выражается тем чтоРазграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *