Эффект шимми на уаз буханка что делать
Избавился от ШИММИ.
Никому не пожелаю поймать эффект шимми. Даже когда ликвидируешь причины его возникновения, то какое то время инстинктивно ездишь настороженно)).
После двух случаев этого шимми я начал поиски причин. Из других жалоб-сильная ответная реакция руля даже на небольшие кочки. Иногда даже казалось, что колеса теряли сцепление.
Т.к. сам себя не отношу к специалистам, то доверился СТО, на котором обслуживаюсь очень давно.
Диагностика не выявила ничего криминального. Ни люфтов, ни открученных гаек.
Проверил сход-в норме. Проверил балансировку-в норме.
Заменил 16-е колеса большего размера на стоковые 18-е. Лучше не стало, но эффект больше не появлялся, хотя руль на кочках колбасило так же.
Заменил амортизаторы-стало жестче, получше на разбитой дороге, но проблему расколбаса руля не решило.
Поехал на другое СТО, тоже ничего криминального в подвеске не нашли, но порекомендовали заменить все рулевые наконечники на газелевские.
Ну, думаю, надо ехать к дилеру. Как раз пробег 14500 км. Не хотел ТО проходить, но тут звезды сошлись.
Высказал инженеру все свои беды, получил обнадеживающий ответ «не волнуйтесь, найдем и сделаем».
Через 30 минут пригласили в рем зону. Вердикт: люфт в рулевом наконечнике на рулевой сошке. Небольшой люфт в ступичном подшипнике правого колеса и люфт в рулевом редукторе.
Заменили, отрегулировали и машина опять как с новья держит дорогу, никаких ударов в руль и намека на шимми.
Спасибо ребятам.
Борьба с дядькой Шимми
В предыдущем посте рассказывалось о проделанной работе, которая привела к появлению эффекта Шимми.
Кратко: изменен угол кастора до 8 градусов, заменены заводские шкворни с углепластиковыми втулками на «подшипниковые». В результате на фоне ультра-легкого руля и опупенской управляемости получили злостный расколбас на скорости 90 км/ч.
Что сделано было далее.
1. На всякий случай еще раз проверил балансировку колес. Колеса — 275/65 на родном 7-дюймовом диске R18 возможно не самое лучшее сочетание. На двух колесах поменяли положение шины на диске, и добились (надеюсь!) идеальной балансировки. Самые лучшие колеса были поставлены на передок, естественно.
2. Поскольку эффект Шимми это прежде всего резонансное явление в подвеске, следует идти по пути исключения любых люфтов в ней и созданию дополнительной жесткости и узлов, могущих оказать хоть какое-то трение.
Сразу же были выкинуты родные уазовские необслуживаемые наконечники, поскольку небольшой люфт был выявлен с помощью ломика (покачивание вверх-вниз рулевой тяги и стабилизатора). Заменили все четыре. Вместо них поставлены наконечники АДС обслуживаемые. В свое время камрад Полевоз на дружественном форуме рекомендовал проблему эффекта Шимми решать путем затягивания до усрачки рулевых наконечников. ОК, поставили, затянули (не до усрачки, но затянули). Проверка с помощью ломика люфты не выявила. Поехал на кольцевую на тест драйв.
Ну что можно сказать, Полевоз был прав. Затяжка наконечников реально помогает. И если дядька Шимми не ушел, то уже стало можно ездить. То бишь при прохождении отметки 90 км/ч наблюдается биение в руль (не жуткий расколбас, а именно биение). Биение более сильное при торможении. Вернулся на базу. После тест-драйва кстати, наконечники потребовали дополнительной затяжки!
3. Покурили, почесали репу и поставили рулевой демпфер в качестве узла, создающего доп.жесткость. Не забойный по деньгам демпфер Ранчо и пр. по 8.10 килорублей, а обычный штатный от мерседеса (артикул не знаю, знаю, что все его ставят) стоимостью чуть более тыщи.
Стало лучше процентов на 3…5)))
Кое-какие выводы по результату проделанной работы, рассуждений (все имхо, конечно):
1. Демпфер не решает проблему Шимми. Это все равно что пить анальгин при фимозе головного мозга. Башка болеть немного перестает, но болячка не лечится. С демпфером комфортней — руль становится более ватным и привычным (кому как), без него как-то уж очень чувствительно и слишком легко.
2. Могу предположить, что условия для появления Шимми есть на всех уазах. Шкворни на подшипниках не являются причиной появления Шимми, а только позволяют ему вылезти во всей красе из-за практически нулевого трения в шкворневом узле. На заводе об этом знают (наверное), и ставят углепластиковые безсмазочные втулки, которые создают неебической трение, исключающее проявление Шимми. При этом рулевые наконечники могут быть в говно разболтаны, Шимми на стоке не будет.
3. Следствие из п.2 — установка бронзы от ваксойла это не решение проблемы Шимми, вернее не слишком рациональное решение — не стоит рубить больную руку и пришивать новую, нужно искать далее люфты и думать, хотя бы ради затраченных денежных средств.
4. Управление на подшипниковых шкворнях очень и очень комфортное. Риск получить Шимми и ковыряться с его выявлением стоит того. Кто не хочет рисковать — ставим бронзу от Ваксойла.
Что будем делать далее:
— пока ничего. Ездить можно с относительным комфортом. Через 500 км нужно планово подтянуть подшипники, может быть наконечники. Может быть, поставим другие колеса (есть мысль что большие колеса не смотря на балансировку косвенно как-то влияют на появление Шимми). О результатах доложу.
Что не нужно было делать:
— менять угол кастора вместе со шкворнями. Нужно было вначале поставить подшипники, поездить и понять — следует ли менять кастор и только потом менять. Ну что поделать, поторопились.
ЗЫ: фотки паршивые, ну что поделать. жаль нет возможности выложить коротки видео, демонстрирующее выявление люфта в наконечниках с помощью ломика.
Победа над дядькой Шимми
Собственно проблема, описанная ранее, а так же процесс ее решения, оказалось, что не стоит и выеденного яйца.
Короче, у меня сход был 0,5 мм. Но при измененном угле кастора эта величина должна быть иной. Сделали 2 мм и словно бабка нашептала.
Тема Шимми закрыта, слава Богу. Теперь машина как на рельсах на любой скорости.
Отдельное спасибо Полевозу с дружественного форума с предложением закрутить наконечники, а так же ребятам с сервиса. Хотя ребята могли бы и знать о том, что сход нужно менять вслед за изменением кастора.
Интересно другое. Поскольку тема Шимми плохо изучена и не до конца понятна (по крайней мере я нигде не увидел четких рекомендаций по ее решению), искать решение в интернете бесполезно. Там идет лютая война и неутихающий срач между почитателями ваксойла и любителей подшипнегов))) — увы, таковы эти интернеты — народу дай только повод сцепиться, вместо того, чтобы всем включить мозг, выкурить трубку мира и родить какие-то дельные рекомендации. Все эти детские перепалки нереально доставляют))
Следует при прочтении внимательно пропускать через фильтр все то говно, которое пишут в интернетах. Большинство причину возникновения Шимми связывает с установкой подшипниковых шкворней. Это в корень неверно. Почитатели бронзы от ваксойла вообще другого решения, кроме как выкинуть н**** подшипники (а заодно и 12500 денег) и следом воткнуть ваксойл, совершенно не видят. Однако же проблема имеет более элегантное решение, у всех уазоводах, которые избавились от Шимми, решение крылось в какой-то туфте, которую не досмотрели сразу. У кого-то ухо крепления клюшек треснуло, кто-то сайлентблоки где-то поменял, кто-то наконечники подкрутил (в основном все крутилось вокруг панары) — у каждого свой уаз, они походу дела вообще хоть и с одного конвейера, но ни хрена не родственники)))). К сожалению, многое зависит от сотрудников автосервиса, где обслуживается бедолага, поймавший Шимми; или от рук и мозгов, если ремонт выполняет самостоятельно. Поэтому есть отдельные индивидуумы, которые умудряются поменять все, что только можно: тормозные диски, суппорта, ступицы, ступичные подшипники, колеса, тяги, мост, машину и пр.
Резюме: подшипники хорошая штука, в сочетании с заваленным кастором вообще огонь. Проблема шимми решаема. В моем случае если бы сразу выставили нужный сход — я бы никогда о нем и не узнал.
ЗЫ: есть мысль купить еще один уазик. Любимая Жена заберет этот, а я на новый обязательно поставлю бронзу от ваксойла. Диверсифицировать, так сказать, проблемный узел)))
ЗЫ2: мой автосервис реально доставляет))) все так обрадовались, что шимми ушел, что забыли проверить как сидят подшипниковые шкворни после тысяче километрового пробега. Придецца опять к мужикам ехать.
Всем мира и добра, и удачи на дорогах!
UPDT: нижеследующая запись сделана спустя 2000 км:
обязательно! ОБЯЗАТЕЛЬНО! нужно затягивать до усрачки новые обслуживаемые рулевые наконечники. и делать это регулярно пока шар не встанет куда надо. сколько тыщ км это займет — хз, но когда затяжка уже будет невозможна, наконечники будут служить очень долго. ибо как только появляется малейший люфт — дядька начинает о себе напоминать)
тем, кто только начал бороться с шимми: начните с осмотра/замены/заятжки (нужное подчеркнуть) рулевых наконечников (всех четырех). а дальше — по ситуации.
Эффект шимми на уаз буханка что делать
Автор, чтобы получить более менее внятный ответ надо подробней описать что все таки у тебя происходит: на какой скорости начинается, на какой заканчивается, зависит ли от нагрузки, возникает ли при торможении и так далее. В ином случае все советы пальце в небо, так как вариантов валом.
Да шквони на подшипниках.
Дело твоё. Почитай по ссылке в моём предыдущем посте. Там и демпфер не особо помог. Кстати шариковые хоть и говно, но ШИММИ на них не было ниразу.
Согласен, пока они стояли шимми небыло.
Можешь не ломать голову дальше. Здесь полфорума мучается этим и я в том числе. Если ты действительно всё проверил. и ничего нигде не болтается, то можешь их смело выкинуть, что и я собираюсь сделать. Еще можно попробовать по совету Dennisа собрать узел зажатым, ну то есть, чтоб кулак поворачивался туго, но у меня руки никак не доходят. Странно, что на 40 колбасит, обычно на 70-80.
http://forum.uazbuka.ru/showthread.php?t=82566
Вот почитай, сколько горя люди хлебнули:D
Интересно. А почему у меня на рессорном 31519 диски крамз, резина BFG 245/70 R 16, подшипниковые шкворня отрегулированы без зажима, релевого демфера нет, амортизаторы штатные стоят уже 10 лет, нет никакого намекана шимми. Колеса не колбасит ни на какой скорости. И при попадании на любых скоростях в ямы так же не возникает никаких колебаний. Нет ребята, ищите причину в другом.
Тоже ИМХО, но 5 лет ездил на штатных, а затем 7 на на шариковых и что такое это шимми-шмимми знать не знал. Поставил подшипниковые и началось.
Ну дорогой ты мой. Ну что мне сделать, что бы ты мне поверил. Ну не вру я. Подшипниковые шкорня у меня есть, а шимми нет. Сдается мне что всетаки в балансировке дело. То что ты колеса отбалансировал еще ничего не значит. Кто знает, как их мастера балансировали. Мне действительно хорошо делали. Уравновесили не только по окружности, а еще и по сторонам. Потом на это дело сильное влияние будет оказывать размер резины и конечно же вылет дисков. Чем вылет дальше от штатного, тем больше вероятность попандоса. А чему удивляться. машину же считали, проектировали. И раз такой вылет диска сделали, то это не просто так. А шкворень он и должен позволять ПК свободно и без люфта крутится относительно ШОПК.
Спасибо, что откликнулись. Схождение вывел неделю назад 1.5 мм.Колеса балансировал тогда же, диски офф роуд вилз 10 дюймов совершенно новые. Появляется сей эффект при скорости от 40 км/ч до примерно 60, после наезда одним или обоими колесами на стыки асфальта или другую неровность и калбасит пока не притормозишь до 40. Причем когда давление в колесах было примерно 1,5 атм. (по недосмотру) шимми проявлялся гораздо слабее, его почти не было.
Ну ясное дело, ключница виновата, она водку делала.:p:p:p
у меня с подшипниковыми шкворнями шимми появился только после изменения кастора, да и то не сразу, а когда балансировка дисков грязью нарушалась или один раз болты рулевой машинки отвернулись.
правда кастор вернул в норму потом.
Ну прим как в анектодоте. Гляди что твоя булочка наделала:)
Вывод очень похож на правильный. НО. «Очковая зона» водителей различна. Не все одинаково чувствуют вибрацию. и не все одинаково пугаются. Был бы верен, если один и тот же авто испытывали несколько человек с разным порогом оЧуЧений.Тоже, естественно, ИМХО
Сам на подшипниках не езжу. «Пастернака не читал, но осуждаю.» 🙂 🙂 🙂 Просто видел оторванный кулак на ТЛК 80. Поэтому на спайсерах у меня стоят древние втулочки.
Вот сразу видно, мужчина очень положительный:p
Коллеги, позвольте еще одну версию высказать.
У меня, как и у Philiрpa, тоже стоят подшипниковые шкворня и эффекта шимми нет воодще, хотя шкворня не перетянуты. Вылет диска +12,5 почти штатный.
А какой вылет дисков у тех кто столкнулся с шимми.
Может этот эффект проявляется при подшипниковых шкворнях и большов отрицательном вылете?
Вообще с «шимми» конструктора автомобилей боролись еще с начала XX века. Тогда же был сделан вывод, что на большой скорости оно непобедимо в принципе для автомобилей с зависимой передней подвеской.
Досталось тут подшипникам:D
Почти поверил, только вспомнил, что на подшипниках ездят ВСЕ кроме УАЗа (сходу Toyota TLC, Nissan Патруль, Lanlrover Def, КамАЗ, ГАЗ66).
Они наверное не знают, что так низзя. eek:
Сходу бы полез смотреть ровность резины (если отечественная, то такие замечательные шишки и кривой износ бывают, что любо-дорого) и вылет дисков.
Досталось тут подшипникам:D
Почти поверил, только вспомнил, что на подшипниках ездят ВСЕ кроме УАЗа (сходу Toyota TLC, Nissan Патруль, Lanlrover Def, КамАЗ, ГАЗ66).
Они наверное не знают, что так низзя. eek:
Сходу бы полез смотреть ровность резины (если отечественная, то такие замечательные шишки и кривой износ бывают, что любо-дорого) и вылет дисков.
Там как бы и мосты совсем другие, и рулевое, и подвеска тоже. IMHO на стадии конструирования и испытаний шимми уже был устранен иным способом. На УАЗе в свое время необходимость в этом не возникла, потому с некоторой вероятностью оно может проявляться. IMHO.
Вообще с «шимми» конструктора автомобилей боролись еще с начала XX века. Тогда же был сделан вывод, что на большой скорости оно непобедимо в принципе для автомобилей с зависимой передней подвеской.
Красиво написал. Вот и вывод надо бороться с автоколебаниями, а не со шкворнями. Что и требывалось доказать. Мухи отдельно, котлеты отдельно. Не будет автоколебаний нах нинужна большая диссипация. Ну а ежли найти и победить источник автоколебаний творчества не хватает, то аморт от белаза вам в помощь.:mad:
У меня, блин, передних рессор вообще нет:D Пружины, сцуки. А Шимми пришёл!:D с установкой поджипниковых шкворней.
Я вообще ни разу не слышал про этот самый шимми ни от одного буханковода. На служебной буханке тоже поставили подшипниковые шкворни и всё нормально. Никакого шимми. Осмелюсь предположить, что «бухань» чем-то отличается от «козела», хотя вроде всё то же самое.
Ну понятное дело, на шкворня свалить легче, чем расписаться в собственном поражении.
Эффект шимми на уаз буханка что делать
Вобблинг, шимми (англ. wobbling, wobble, «шимми», в народе — расколбас) — эффект возникновения автоколебаний в системах управления транспортных машин, возникающий на больших скоростях и приводящий к потере контакта с опорой и/или к разрушению конструкции. Название «шимми», принятое в отечественной литературе, происходит от популярного в начале XX в. танца, для которого характерно быстрое покачивание плечами вправо-влево. Частота и амплитуда колебаний в каждом конкретном случае зависят от конкретных характеристик элементов конструкции.
Боролся C шимми давно, кастор вальнул уже на 8 процентов, все люфты убрал, все что можно было. Но было всё безрезультатно. Все советовали менять шкворня подшипниковые на втулки бронзовые, вроде пишут что всем такое помогает.
Но останавливало то что на тестя машине с точно такой же резиной МТ в точно таком же размере и шимми не было, хотя у него так же как и у меня стоят подшипниковые шкворня.
Сегодня загнался в сервис и снял полиуретановые сайлентблоки на «клюшках», поменял их на правильные сайлентблоки:
Вот после замены на эти сайлентблоки пропал ШИММИ.
Весь полиуретан на фото был поменян на резиновые. И шимми как не бывало.
Шкворня остались на подшипниках, они были не причём как мне все писали здесь!
Еще видео от Евгения Ивановича Богацкого о вреде полиуретана в подвеске: