Экомаркет что это такое
Экомаркет – рынок настоящей еды
Заведующая лабораторией, ветврач Инна Парук
Недаром Экомаркет стал таким популярным местом среди тех, кто знает толк в хорошей еде! По сути, это один из первых рынков НАСТОЯЩЕЙ ЕДЫ в Москве.
Мясной ряд
Для особого застолья можно выбрать кролика или молочного поросенка. Домашние куры, гуси, утки, индюшки – все самое свежее!
Продукция поступает из Липецкой, Московской областей. Особенно славится огромное хозяйство фермеров Князьковых из деревни Хоб-Богоявленское Тамбовской области. Именно оттуда Князьковы привозят в Экомаркет мясо и птицу самого высокого качества.
Фермеры Виктор и Александр Князьковы
Согласитесь, что купить товар не у посредников, а у самых настоящих фермеров как-то надежнее. Тем более, что в ЭКОМАРКЕТЕ есть целый отдел под названием ГОРЧИЧНАЯ ПОЛЯНА. Кто не слышал об Александре Бродовском! Он, первый в России организовал производство мяса по экостандартам Евросоюза. Да еще в заповедной зоне Льва Толстого.
Так что с мясной продукцией в Экомаркете действительно полный порядок.
Молочные реки – творожные берега.
Ежедневно свежесть молочных товаров проверяется экспертами лаборатории на предмет органолептических свойств (на вкус, цвет, запах, консистенцию, соответствие виду продуктов) и возможной фальсификации. К сожалению, «подделка» зачастую вытесняет оригинал. Творог может быть сделан не из настоящего молока, а из растительного сырья. Сметана становится гуще благодаря добавлению крахмала, а масло подделывают с помощью маргарина.
В молочный отдел Экомаркета едут за «качеством» со всей Москвы: парное и топленое молоко, сливки, натуральное масло, сметана, ряженка из Подмосковья и знаменитый рязанский творог из села Заокское. У каждой творожницы – свой секрет изготовления, передаваемый как семейная реликвия из поколения в поколение.
«Творожница» Ольга Жильцова
Медовое чудо
Отдел меда в Экомаркете известен давно. Мед из уникального пчеловодческого хозяйства Тульской области. А проверяют его в лабораториях и Тулы, и Экомаркета.
Это обязательный микроскопический и физико-химический анализы. Лаборатория подтверждает самое высокое качество продукта по нескольким показателям. Например, содержание влаги не должно превышать 20%, количество сахара – не более 6%. Основной показатель – диастазное число – не менее пяти единиц. У меда в Экомаркете высшая диастаза – тридцать шесть единиц. Это на гречишный мед. Ведь сорта имеют разную диастазу.
Пчеловоды говорят, что хороший мед – это когда в литровой банке помещается полтора килограмма меда. Именно такой мед продает в Экомаркете знаменитый пчеловод Николай Устюшкин!
Пчеловод Николай Устюшкин
НЕТ нитратам!
В основном, «сезонные» овощи привозят из подмосковных хозяйств. Сейчас – молодой картофель, редис, морковь, огурцы, помидоры, кабачки, баклажаны, салаты.
Салаты благодаря особым целебным свойствам занимают почётное место среди овощей. Их выращивает и поставляет в Экомаркет Светлана Иванова из своего известного подмосковного хозяйства в деревне ВОРСИНО. Там целые поля чудодейственных растений. Никаких химикатов, никаких пестицидов, полное отсутствие нитратов. Это доказывают и специалисты ветеринарно-санитарной лаборатории. Пять раз в году — с апреля до поздней осени — в хозяйстве собирают урожай салатов экстра-класса!
Светлана Иванова – хозяйка салатных полей
В Экомаркете все известно о продуктах — откуда они и какого качества. Это реальная ЦЕПОЧКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ людей на каждом этапе от производства до продажи. Наверняка такие рынки – это предприятия будущего. А сегодняшний Экомаркет – это точно Рынок настоящей еды!
Экомаркет находится на территории Торгового Комплекса «КОНЬКОВО ПАССАЖ» по адресу: ул. Профсоюзная, 126, корп. 3
Артур Эльканов, Экомаркет: «Наша цель – сделать органические продукты доступными для каждого россиянина»
Почему вы решили выбрать направление органика?
– Мы не сразу пришли к идее запуска интернет-магазина, торгующего органическими продуктами. Изначально идея проекта заключалась в создании интернет магазина с очень быстрой доставкой и с качественными продуктами, – звучит достаточно стандартно.
Какие рынки вы хотите охватить или пока ограничиваетесь развитием в России?
– Да, в ближайшей перспективе мы планируем развитие только на российском рынке. Может быть, это звучит несколько пафосно, но своей миссией мы считаем пропагандирование органических продуктов. Мы хотим, чтобы российские потребители понимали разницу между понятиями «органический» и «фермерский», ведь несмотря на синонимичность, это разные понятия.
У каждого должен быть выбор, и мы хотим, чтобы каждый россиянин мог сделать выбор в пользу правильного питания, а также легко приобрети органические продукты с быстрой доставкой за 90 минут. Страна большая, и пока у нас грандиозные планы по обеспечению доступности нашего ассортимента во всех регионах России.
Почему покупатели должны сделать заказ у вас, а не в традиционной рознице, где также есть полки с органической продукцией?
– Да, в розничных магазинах постепенно появляется органическая продукция. Однако такой ассортимент для них не является определяющим, скорее – дань моде. Мы же платформа, где весь ассортимент является именно таким – органическим, без вредных добавок в составе, с эко сертификатами. При этом мы доставляем продукты в кратчайшие сроки, сохраняя все полезные свойства продуктов.
Огромное внимание мы уделяем составу товара и его происхождению, прежде чем завести на нашу онлайн полку. Товары категории фреш, например, проходят 5 уровней проверки, прежде чем попасть на стол клиенту. Особым положением пользуются товары, имеющие органические сертификаты европейских институтов, вроде евролисток или usda, мы их очень любим.
В нашем каталоге по определению не могут появиться продукты, выращенные с использованием гербицидов, пестицидов и других химических удобрений, также мы против антибиотиков и гормонов роста.
Ассортимент, качество и удобство доставки, – наши преимущества.
С какими сложностями вы столкнулись в процессе развития компании?
– Сейчас интересно вспоминать, ведь мы как «дураки» учились всему на своих ошибках. У нас не было людей, которые пришли бы, сделали работу за нас и научили нас работать «правильно». В итоге шишек было набито немало.
В начале проекта вся компания представляла собой небольшую комнату, до отказа набитую телефонами, которую мы гордо называли «колл-центром». Любой из команды мог сесть и начать обзванивать клиентов и поставщиков. У нас даже был учрежден специальный поощрительный приз тем, кто сможет привлечь более всех клиентов.
Также на начальном этапе проекта каждый из нынешнего руководства, включая меня и даже генерального директора, мог сесть на каршеринговый автомобиль и отвезти заказ клиенту, когда не хватало свободных курьеров. Даже сейчас мы обучаем новых офисных сотрудников внутренним процессам по схожей методике, – каждый новичок должен поработать 2-3 дня на складе, попробовать собирать заказы и хотя бы раз отвезти заказ клиенту.
Говоря же об основной сложности, упомяну, конечно, кадровую проблему. У нас свои склады, своя служба курьеров, свой отдел маркетинга, все отделы у нас укомплектованы собственными специалистами, мы практически не берем компании на аутсорсинге, а стараемся системно растить собственные кадры. В сегменте, где первично качество продукции и клиентского сервиса, поиск и обучение сотрудников – трудоемкий и продолжительный процесс, и ошибки стоят дорого.
У вас особая площадка с особым специфичным ассортиментом, – какие маркетинговые инструменты и сценарии вы используете в продвижении площадки?
– Наша главная задача выстраивать доверительные отношения с нашими клиентами, а их невозможно быстро установить с помощью одного маркетингового канала, поэтому мы реализуем комплексную стратегию. Тут и радио, и телевидение, и, конечно, блогеры, и социальные сети.
Мы уже в течение полутора лет активно развиваем Instagram. У нас очень классный блог Instagram.com/ecomarket.ru.
А с блогерами какого направления работаете?
– Преимущественно мы работаем блогерами мамочками, ЗОЖ-блогерами, а также кулинарными блогерами. Также уделяем внимание ТВ рекламе, совсем недавно сняли ролик, который планируем запустить к осени. Работаем и в других направлениях диджитал – Яндекс Директ, Гугл Адс, реклама в Фейсбуке.
Кто ваши конкуренты?
– У нас свой сегмент – «органический» онлайн сервис, и прямых конкурентов пока не видим. Однако пока у потребителей нет четкого понимания различий между органическими и фермерскими продуктами, есть конкуренция с ритейлерами, которые торгуют фермерской свежей продукцией.
Но так как наша цель – просветительская, максимально познакомить россиян с полезной продукцией, даже конкурентов мы считаем своими союзниками. Ведь чем активнее россияне покупают «органику», тем шире и наша охватность. И все вместе мы не только строим бизнес, но и реализуем полезный проект.
Кто ваши покупатели? Думаю, им свойственна высокая степень лояльности…
– У нас особая аудитория, наши клиенты на 80% – это женщины от 24 до 35 лет, у которых маленькие дети, которые особое внимание уделяют составу продуктов и их происхождению, часто покупатели просят нас прислать ими тот или иной сертификат, подтверждающий состав продукта. То есть это люди, которые действительно интересуются правильным питанием, я бы даже сказал с научной биохимической точки зрения.
Про лояльность вы угадали, действительно аудитория у нас лояльная. И сделав заказ единожды, более половины покупателей возвращаются вновь и вновь.
Как вы видите развитие рынка Эко-продуктов в ближайшие 5 лет?
– Тренд на здоровый образ жизни уже не первый год набирает популярность: по данным индекса потребительского доверия, здоровье – одна из основных причин беспокойства для российских потребителей.
По данным отраслевого исследования, проведенного специалистами из США, объем мирового рынка экологически чистых продуктов питания растет на 16% ежегодно. Потенциал внутреннего рынка органической продукции в России к 2020-му году составит 300 млрд рублей, а вместе с экспортным потенциалом в сумме дойдет до 700 млрд рублей (по данным Всероссийского Научно-исследовательского института Информатизации Агрономии и Экологии).
Около 62% граждан России готовы изменить свое потребительское поведение, если оно будет наносить меньше вреда окружающей среде. К такому выводу пришли эксперты исследовательской компании Nielsen.
Согласно данным опросов Nielsen, 41% потребителей во всем мире доверяют обозначениям «эко», «био», «натуральный» на упаковке.
В России растет доля ответственных покупателей. Так, по данным опроса, проведенного Экологическим союзом и Экобюро GREENS, почти 40% ответственных покупателей готовы приобретать экотовары на 30% дороже обычных.
Однако 50% опрошенных не знает критериев, по которым товар можно отнести к категориям «Био» или «Эко», или не представляет, что скрывается за подобной маркировкой. Вот тут наша задача, как мы считаем и наших конкурентов-союзников, просвещать потребителей о пользе органики и вреде товаров с е-шками.
Вы собираетесь открывать офлайн точки?
– Нет, мы будем развивать онлайн сервис. В ближайших планах – расширение географии онлайн доставки, – уже сейчас она доступна жителям Москвы и области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, жителям Казани и Нижнего Новгорода. В ближайшем будущем планируем открытие в Самаре, Саратове, Ростове, Краснодаре, Сочи, Воронеже и Севастополе.
В период пандемии в разы выросла покупательская способность E-commerce, продажи каких категорий показали рост, и какие «серые зоны» в процессах вы обнаружили?
– В условиях, когда миллионы людей в столице перешли на удаленный формат работы, мы наблюдали четырехкратный рост заказов продуктов питания через интернет. Услугой начали активно пользоваться даже те, кто ранее не испытывал в этом потребности или не видел большой необходимости.
В середине апреля мы увидели увеличенный спрос почти во всех категориях, а особенно среди товаров длительного хранения. Если говорить о социально значимых продуктах, то выраженный спрос демонстрировала сухая бакалея. Например, продажи соли и риса в штучном эквиваленте выросли на 300%, а гречневой крупы – на 350%. Та же гречка…и мы не избежали ажиотажа.
Выросли продажи воды, круп, макарон, туалетной бумаги в среднем в 3-4 раза, кроме того выросли продажи премиальных круп и макарон.
Говоря о «серых зонах», мы не стали исключением и столкнулись с неготовностью ИТ-структуры к высоким нагрузкам. В пиковые периоды сайт не справлялся и работал с перебоями. Также были опоздания по заказам, из-за того что не хватало курьеров, но проблема была решена кардинальным образом – мы в течение нескольких дней набрали около 100 новых курьеров и смогли удержать заявленные сроки доставки.
Какие советы вы бы дали начинающим стартаперам в сфере онлайн доставки продуктов?
– Успех достигается за счет самоотдачи. Чтобы добиться успеха, нужно работать, минимум, по 14 часов каждый день, семь дней в неделю, и как говорит наш логист «не свистеть, чтобы деньги не уходили» (прим: смеется).
Свой бизнес: как открыть экомаркет с нуля
Современный бизнес ориентируется на экологичность. Высокий спрос, прибыльность, невысокая конкуренция и перспективы развития – вот несколько причин, чтобы открыть экомагазин с нуля.
Экологичность – современный тренд на всех рынках. Бизнес быстро сделал из нее маркетинговый ход. За последние пять лет витрины заполнились эко- и биотоварами. Маркетинговые исследования выявили, что экологичная продукция лучше продается.
В 2020 году мировой тренд продолжает развиваться. За последние 15 лет количество людей, постоянно потребляющих экопродукты, выросло более чем в пять раз и превысило 700 млн. человек по всему миру.
Сегодня тема экологичности и ответственного потребления обретает все большую популярность в России. В связи с этим растет количество потребителей, которые подходят к выбору товара избирательно, обращая внимание на его экологичность. Согласно социологическим опросам, более половины россиян (56-66% в зависимости от категории товара) обращают внимание на экологичность производства и эксплуатацию товара.
«Зеленый» бизнес для России можно считать новым, развивающимся направлением. Рынок не заполнен, большинство потребителей отмечают узкий ассортимент экотоваров. В таких условиях даже у начинающих предпринимателей есть шанс выйти на прибыльный рынок. Торговля экотоварами является активно развивающейся отраслью в стране. Несмотря на высокие цены, спрос постоянно растет. Экотовары стоят на 50-100% дороже обычных. А значит, и прибыль от их продажи выше.
Как начать свое дело и не прогореть? Возможно ли экомагазину конкурировать с супермаркетами? Как привлечь клиента и какие нюансы следует учесть при планировании? Рассмотрим основные моменты бизнеса на открытии экомаркета.
Концепция экомаркета
Выйти на рынок можно в нескольких форматах: эколавка, интернет-магазин с доставкой, крупный экомаркет. В данной статье мы рассмотрим самый распространенный формат – небольшой оффлайн экомагазин.
Ключевые принципы, которые нужно учитывать при открытии данного бизнеса:
Всегда свежая и полезная продукция;
Постоянный контроль качества;
Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм;
На всю продукцию есть подтверждающие документы, сертификаты и стандарты.
Экомаркет – это магазин с определенной философией, поэтому детали очень важны. Следует учитывать особенности торговли экопродуктами:
Акцент делается на качество товара, а не на ассортимент;
Для первой закупки лучше выбрать товары с максимально допустимым сроком годности. Это пригодится, потому что на старте продажи будут низкими;
Чтобы поддержать идею экологичности, необходимо использовать только бумажные пакеты для упаковки товара. Лучше исключить пластик и полиэтилен;
Добавьте на ценник информацию о продукте, чтобы клиенты смогли ориентироваться в ассортименте;
В магазине должно быть всегда чисто и пахнуть свежестью. Чтобы усилить атмосферу экологичности, в дизайне следует использовать зеленые цвета и деревянную отделку.
Ассортимент экомагазина
Если планируется проект с небольшим бюджетом, то лучше сосредоточить ассортимент на одной категории. Не пытайтесь охватить все категории продукции. Найдите востребованный товар, который не представлен у конкурентов.
Самое популярное направление экомаркета – продукты питания. Минимальный ассортимент должен включать: мясо, яйца, фрукты, овощи и молочные продукты.
В большинстве случаев в ассортимент продуктовых экомаркетов также входят варенье, мед, различная растительная пища. Также это может быть магазин с экокосметикой или товарами для дома, интерьерная лавка, шоурум с экоодеждой, детский магазин и т.д. Еще можно открыть интернет-магазин или экомаркет, где будут представлены разные категории товаров.
Самый верный способ определиться с ассортиментом – изучить рынок. Что сейчас активно продается? Чего не хватает на рынке? Согласно данным социальных опросов, большинству потребителей не хватает экологичных продуктов питания, упаковки, автомобильной продукции, а также товаров для дома.
*По данным исследования, проведенного НП «Экологический союз» и Экобюро GREENS при поддержке Совета министров Северных стран, 2018 год
Чтобы немного помочь с выбором ассортимента, представляем подборку из 15 популярных видов экопродукции и отдельных экотоваров.
1. Экологичная бытовая химия и косметика
Различные средства для стирки и уборки постепенно вытесняются более экологичными товарами. Их производят на основе натуральных компонентов: растительного мыла, соды, лимонной кислоты, органического уксуса, экстрактов растений. Покупатели выбирают экологичную бытовую химию, потому что она безопасна для детей и домашних животных, быстро разлагается и не тестируется на животных.
Экологическая косметика на 95% состоит из ингредиентов растительного происхождения. Не содержит искусственных и синтетических красителей, силикона, минеральных масел, парабенов и продуктов нефтепроизводства. Экостандарты предъявляют высокие требования не только к составу косметики, но и к процессу ее производства. Например, в производстве экологичной косметики используют растения, выращенные в экологически чистых местах и без применения химикатов. Такая косметика не тестируется на животных, а упаковочные материалы полностью соответствуют нормам экологичности.
2. Товары для детей
Родители – это одна из категорий людей, которые охотнее других приобретают товары с хорошей экологической репутацией. Ведь каждый стремится выбрать для своих детей самое лучшее – т.е. максимально полезное и натуральное. Именно поэтому категория детских товаров на российском рынке пользуется таким спросом.
Перечень товаров здесь весьма обширен: от одежды до игрушек, от косметики и бытовых средств до предметов гигиены. Например, популярность набирают экологичные подгузники. Обычные одноразовые не подлежат переработке, а разлагаются около 500 лет. Такие подгузники – биоразлагаемы и состоят из целлюлозы, отбеленной без использования хлора. Также на рынке появляются многоразовые подгузники из натуральных тканей, которые можно стирать. Покупателю предлагается система естественного пеленания, в которую, кроме подгузников, входят пеленки, одноразовые салфетки и специальные пеленальные штанишки. Одним словом, широкий ассортимент позволяет создать полноценный магазин детских экотоваров.
3. Чай и фитосборы
Последнее время стали особенно популярны фитосборы и чаи в фитпакетах. Они не содержат добавок и ароматизаторов, продаются в экологичной упаковке и позиционируются как продукты для здоровья. Подробнее об открытии магазина чая и трав можно прочитать здесь.
4. Экологичная одежда
В последнее время все чаще стали появляться бренды, предлагающие экологически чистую одежду и обувь для всех возрастов. Такие вещи обычно делают из переработанных материалов, без искусственных красителей и других химикатов.
5. Канцелярия
Организация «зеленого» офиса – это еще один экотренд. В его основе лежит забота о здоровье и комфорте сотрудников, экономия ресурсов, ответственные закупки товаров для офиса. Многие канцелярские принадлежности делаются из пластика: взять те же шариковые ручки, точилки, линейки, папки для документов и т.д.
Экологичность в магазине канцелярии может быть представлена широким ассортиментом: блокноты, в которых используется бумага из вторсырья, экологичные ручки и карандаши, папки из картона или переработанного пластика, бумага, отбеленная без хлора и т.д.
6. Многоразовые ёмкости для еды и напитков
Бутылки для воды, термокружки, ланчбоксы — эти товары уже стали привычными и по-прежнему пользуются спросом. Товары доступные и разнообразные, так что с их помощью вы легко сможете расширить ассортимент магазина.
7. Многоразовые трубочки для напитков
Пластиковые соломинки заменяют более экологичными вариантами: металлические, стеклянные, бамбуковые трубочки сейчас пользуются спросом.
8. Экомешочки
Взамен пластиковых пакетов для покупок используются экомешочки, которые представляют собой многоразовые сетки для овощей и фруктов. Мешочки продаются в наборе по нескольку штук и разных размеров.
9. Косметические диски из люфы
10. Бамбуковые зубные щётки
Обычные зубные щетки изготавливают из пластика. Который разлагается сотни лет. Поэтому популярностью пользуются бамбуковые щетки. Однако их щетина содержит нейлон, так что при утилизации следует отделять щетину от бамбукового основания.
11. Сумки-шоперы
Один из самых популярных экотоваров. Вместительные сумки-шоперы заменяют обычные пластиковые пакеты из супермаркетов. Производители предлагают широкий выбор шопперов: из переработанного пластика, холщевой ткани и т.д.
12. Силиконовые пакеты
Еще один вид упаковочного экотовара – силиконовые пакеты на молнии. Их используют для хранения вещей и продуктов, заморозки, упаковки обедов и т.д. Силиконовые пакеты прочные и долговечные. Обычно их продают комплектами – в разных размерах и дизайнах.
13. Восковые салфетки
Восковые салфетки – экологичная альтернатива пластиковым пакетам, фольге и пищевой пленке. В них можно заворачивать продукты или накрывать посуду с едой. Такие салфетки легко моются, и их можно использовать много раз.
14. Товары для экологического просвещения
Сейчас на рынке появляются различные мастер-классы и тренинги, где рассказывают, как быть экологичным покупателем, как организовать свою жизнь экологично, как правильно выбирать эк-товары и т.д. На полках книжных все больше специализированной литературы о здоровом образе жизни и экологичном поведении. В магазине можно продавать сертификаты на подобные мастер-классы или предусмотреть книжную полку с подборкой полезной литературы.
15. Минералы для очистки воды
Качество и состав питьевой воды – актуальная тема для многих людей. Это объясняет спрос на минералы и фильтры для очистки воды. Благодаря природной фильтрации, вода очищается от бактерий, вирусов, хлора, тяжелых металлов, органики, а также насыщается природным кислородом. Рынок предлагает широкий выбор различных минералов и минеральных смесей для очистки воды.
Как выбирать экотовары
Необходимо разобраться, как выбирать экотовары.
Правило 1. Обратите внимание на материалы, из которых изготовлена продукция. Экотовары должны быть: многоразовыми, желательно разлагаемыми, либо подлежать переработке; изготовлены преимущественно из натуральных или переработанных материалов.
Правило 2. Для косметической продукции и бытовой химии актуально требование, чтобы товар не тестировался на животных.
Правило 3. Обратите внимание, какую упаковку используют производители, у которых вы закупаете продукцию. Она тоже должна быть экологичной.
Где брать товар
Вопрос с поставщиками нужно решать заранее. Чтобы найти хороших партнеров, потребуется время.
Что касается еды, то ее можно закупать напрямую у фермеров. Нужно проводить тщательную проверку каждого продукта. Вы должны убедиться, что способ производства продуктов соответствует требованиям. Посетите ферму, оцените условия, проверьте документы и сертификаты.
Особенно важен выбор поставщика для товаров, которые ограничены по сроку реализации. Здесь важно не только качество продуктов, но также скорость и регулярность поставок. Опытные предприниматели советуют наращивать объемы закупок постепенно. Вначале заказывать небольшие партии, проверяя качество продукции и сервиса. Затем увеличивать объем закупок, ориентируясь на статистику продаж.
Товары с длительным сроком хранения можно заказывать у зарубежных производителей. Экотовары можно закупать на китайских сайтах или у российских производителей. Во многих экомаркетах, особенно в интернете, можно встретить продукцию с “Алиэкспресс”, только в несколько раз дороже. Поэтому если вы решите закупаться на этой торговой площадке, помните про рациональное ценообразование. Такая модель бизнеса «купить на китайском сайте за доллар, а продать втридорога» вряд ли сможет стать долгосрочной.
Какие моменты следует учитывать при выборе поставщика:
Удаленность складов от вашего магазина, чтобы минимизировать свои транспортные расходы;
Цены на товарные позиции, а также соответствие ассортимента вашим требованиям;
Сроки и периодичность поставок;
Стаж работы фирмы-поставщика на рынке;
Отзывы других компаний о поставщике;
Соответствие товара параметрам и нормам экологического контроля, которое регулярно подтверждается.
Регистрация бизнеса
В качестве системы налогообложения лучше выбрать УСН 15%.
Кроме этого, в процесс регистрации входит:
получение разрешений от СЭС и пожарной инспекции;
регистрация в пенсионном и медицинском фондах;
открытие расчетного счета в банке;
регистрация кассового аппарата в налоговой;
разрешение на установку вывески магазина (если оформляется витрина на улице).
На оформление всех необходимых документов, уйдет 1-2 месяца.
Выбор расположения и помещения экомаркета
Для торговли важную роль играет расположение магазина. Самый подходящий вариант – места с высоким пешеходным трафиком и скоплением людей. Это могут быть торговые центры, места рядом с рынками, остановками, в галереи гипермаркета и на центральных улицах спального района. Магазин должен быть заметен, иметь удобный подъезд.
Требуемая площадь помещения выбирайте в зависимости от целей и планируемых масштабах. Если вы планируете небольшой магазин, то будет достаточно 50 кв. м. На этой площади разместится несколько отделов для разных товаров. Учитывайте, что помимо торгового зала потребуется место под склад. Если ассортимент небольшой, то все можно уместить на полках и витринах. Также имейте в виду, что помещение должно соответствовать всем требованиям СЭС.
Оборудование экомаркета
Для экомаркета потребуется следующее оборудование:
стеллажи, витрины и холодильное оборудование;
переносные корзины и продуктовые тележки;
упаковка: пакеты, коробки и другие варианты для фасовки;
прилавки, стулья, камеры хранения и другая мелкая мебель.
Примерная сумма расходов на оборудование составит 250 тыс. рублей
Целевая аудитория
Раньше считалось, что покупать экопродукты готовы только люди с уровнем достатка выше среднего. Но как показывает статистика, целевая аудитория экомаркетов достаточно разнообразна. Можно выделить три основные категории:
люди, которые придерживаются правильного питания и здорового образа жизни;
родители, думающие о здоровье детей и покупающие в экомагазинах детские продукты;
люди, которые по медицинским показаниям вынуждены придерживаться диеты.
люди, которые, интересуются экотоварами из-за моды или ищут новые интересные подарки.
Магазин рассчитывается на покупателей среднего достатка или выше, т.к. экотовары дороже обычных в 2-3 раза. Но есть продукты, доступные и среднестатистическому покупателю. Имейте в виду, что открывать такой бизнес выгоднее в крупных городах, где платежеспособность у населения и спрос выше.
Что же касается портрета целевой аудитории, то социологические исследования выявили: чаще всего покупателями экопродуктов являются девушки старше 25 лет. В структуре покупателей их доля составляет 85%. В последние годы отмечается рост спроса на экопродукты среди школьников и студентов младше 25 лет. Таким образом, постепенно аудитория экомаркетов становится более размытой. Все большее число людей готовы платить за полезные, качественные продукты.
Как привлекать клиентов
Экопродукты – сложный товар. Продавать товары, стоимость которых на порядок выше обычной продукции, задача не из простых. Особенно в той сфере, где люди привыкли экономить.Так что реклама экомаркета – это серьезная работа с аудиторией. Вы должны донести, чем полезны экопродукты и почему потребителю стоит их покупать.
Для экомаркета эффективно будет использовать следующие методы продвижения:
вывеска на входе в магазин, привлекающая внимание;
распространение рекламных буклетов и листовок;
объявления в лифте;
указатели и баннеры;
акции, системы скидок, бонусные карты лояльность;
брендирование экопакетов для покупок;
участие в ярмарках, фуд-выставках и других тематических мероприятиях;
объявления на радио, проведение розыгрыша корзины продуктов.
Обратите внимание, что продвижение магазина следует начинать еще до открытия. Это поможет привлечь внимание посетителей и заинтересовать их. Анонсируйте день открытия магазина, приурочьте к этому мероприятию скидки, выдачу бонусных карт или дегустацию. Можно пригласить на открытие специалистов по правильному питанию, которые проведут лекцию или мастер-класс. Событийный маркетинг обойдется недешево, но зато принесет хороший результат. Чтобы продвижение было эффективным, используйте различные инструменты.
Персонал
Принцип работы экомаркета практически ничем не отличается от обычного продуктового магазина. Для обслуживания нужны продавцы-кассиры, грузчики, администратор, бухгалтер, уборщица.
Бухгалтерию и уборку можно отдать на аутсорсинг, а функции управляющего выполнять самостоятельно. Ваши задачи: руководить закупками, вести переговоры с поставщиками и другими партнерами, набирать и контролировать персонал, отвечать за организацию рекламы.
Минимальный штат для экомаркета: 2 продавца, работающих посменно, разнорабочий (может совмещать функции грузчика и мерчендайзера), администратор. А также сотрудники на аутсорсинге: бухгалтер, уборщица и, при необходимости, охранник. Обратите внимание, что персонал, который работает с продуктами, обязан проходить медосмотр и иметь медицинскую книжку.
Расходы при открытии магазина
На начальном этапе вам необходимо проработать финансовый план проекта, рассчитав первоначальные и ежемесячные расходы.
Сумма стартовых вложений может меняться в зависимости от формата магазина. Чем больше торговая площадь и ассортимент, чем больше сотрудников планируете нанять, тем больше средств придется вложить. Чтобы открыть экомаркет с торговой площадью 50-70 кв.м., потребуется около 600 тыс. рублей. Основная сумма уйдет на оборудование и первоначальную закупку товаров.
Текущие месячные затраты
регистрация бизнеса – 5 тыс. рублей;
аренда помещения – 50 тыс. рублей;
оборудование и мебель – 250 тыс. рублей;
закупка товара – 200 тыс. рублей;
продвижение – 70 тыс. рублей;
прочие расходы – 25 тыс. рублей
аренда – 50 тыс. рублей;
закупка товара – 250 тыс. рублей;
фонд оплаты труда – 150 тыс. рублей;
реклама – 20 тыс. рублей;
коммунальные услуги – 10 тыс. рублей;
налоги – ≈110 тыс. рублей
Итого: 600 тыс. рублей
Итого: 590 тыс. рублей
Как сэкономить
При открытии бизнеса можно сэкономить расходы следующими путями:
аренда помещения, где не придется проводить капитальный ремонт и платить за оформление документов на право собственности;
покупка бывшего в употреблении оборудования для торгового зала, сохранившего целостность и привлекательный внешний вид;
совмещение должностей персоналом, при физической возможности или наем специализированных агентств: клининговых, охранных, бухгалтерских, курьерских, транспортных; выбор в пользу онлайн-магазина.
А вот на чем экономить нельзя, так это на качестве товара. Не стоит «разбавлять» не подходящей по тематике магазина продукцией, пренебрегать чистотой помещения и уровнем обслуживания.
Прибыль и рентабельность
Как показывает практика, рентабельность экомаркетов составляет 30-40%. Средний чек в таком магазине составляет 1000 тыс. рублей. Наценка на товар достаточно высокая.
Посещаемость магазина зависит от локации. Вполне реальный показатель – 40 человек в день. При таком объеме продаж выручка за месяц составит 1,2 млн. рублей. Из этой сумму нужно вычесть расходы на содержание магазина и налоги. Чистая прибыль составит около 610 тыс. рублей в месяц.
Но не нужно ждать таких результатов с первого месяца работы. Магазину потребуется время, чтобы завоевать своего потребителя и обеспечить регулярный объем продаж. В среднем, на «раскачку» бизнеса потребуется 2 месяца. Из-за этого увеличивается срок окупаемости.
Расчет доходности экомагазина