Экономика простых вещей что это
Механизм и условия кредитования по программе «Экономика простых вещей» (600 млрд.тенге)
Программа «Экономика простых вещей» реализуется согласно Постановлению Правительства РК №820 от 11 декабря 2018 года, для чего было выделено 600 млрд. тенге.
В рамках работы Проектного офиса, с учетом мнения бизнес-сообщества, в программу «Экономика простых вещей» были внесены пять пакетов поправок по упрощению механизма условий кредитования и повышения ее привлекательности.
Пятый пакет поправок был принят 20 апреля текущего года в рамках антикризисных мер Правительством РК.
Во-вторых, снижена процентная ставка вознаграждения с 8% до 6%.
В-третьих, увеличен срок кредитования с 7 до 10 лет.
В-четвертых, внесены изменения в порядок финансирования. Ранее на пополнение оборотных средств разрешалось направлять не более 50% в рамках одного проекта предпринимателей. После принятия пятого пакета, данное ограничение не распространяется на финансирование проектов по производству и переработке в агропромышленном комплексе, которое осуществляется за счет собственных средств БВУ и АКК, а также проектов, направленных на проведение весенне-полевых работ по производству в АПК, вне зависимости от источника финансирования кредита. При этом проекты, направленные на проведение весенне-полевых работ по производству в АПК комплексе, финансируются на срок не более 1 года.
В-пятых, на участие в программе имеют права предприятия с долей участия государства не более 50% в уставном капитале.
В-шестых, произошли изменения в части гарантирования займов через АО «ФРП «Даму», ранее гарантия предоставлялась в размере 50% для займов до 3 млрд. тг., сегодня предоставлена возможность получения гарантии в размере 30% для займов свыше 3 млрд. тг. и до 5 млрд. тг.
В рамках поправок пятого пакета увеличено количество разрешенных видов деятельности с 129 ОКЭД (926 товарных позиций) до 133 ОКЭД (953 товарных позиций), дополнительно право на участие в программе получили четыре ОКЭД (27 товарных позиций). На участие в программе имеют право компании, занимающиеся деятельностью в сфере АПК ОКЭД 0112 «Выращивание риса» (12 товарных позиций). В пищевой промышленности добавлен ОКЭД 1071 «Производство хлеба; производство свежих мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных» (13 товарных позиций) и два ОКЭД обрабатывающей промышленности (25112 «Производство легких металлических конструкций» и 28224 «Производство подъемных кранов (лифтов) (2 товарные позиции).
«Экономика простых вещей»: как это работает
Актуальное интервью
В марте текущего года в Казахстане стартовала программа развития «Экономика простых вещей», в рамках которой Правительство РК обеспечит поддержку производства товаров народного потребления, а также сырья и продуктов первичной переработки.
О механизме кредитования приоритетных проектов, первых из них, профинансированных в Акмолинской области, в интервью «АП» рассказали директор филиала АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Руслан Ахметов и заместитель директора филиала АО «Банк ЦентрКредит» в г. Кокшетау Аида Алькибаева.
— Руслан Галиханович, расскажите о программе подробнее, как она появилась?
— 19 ноября 2018 года принято постановление Правительства РК «О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования» № 820. За счет собственных средств Национального банка и средств, находящихся в его управлении, выделены 600 млрд тенге для решения задачи доступного кредитования приоритетных проектов. Средства БВУ предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности путем покупки облигаций банков с уставным капиталом не менее 60 млрд тенге.
Предоставленные БВУ средства направляются на финансирование приоритетных проектов по направлениям: переработка в АПК-до 100 млрд тенге; производство в АПК — до 100 млрд тенге; обрабатывающая промышленность и услуги — до 400 млрд тенге.
— Почему программа названа «Экономика простых вещей»?
— Под «экономикой простых вещей» подразумевается развитие производства продуктов питания и промышленных товаров, которые ежедневно используются казахстанцами. Ее цель — создание конкретных производств для обеспечения нужд населения и замещения импортных социально значимых продовольственных товаров.
— Какая поддержка оказывается Фондом «Даму» в рамках программы?
— Фондом предоставляются 2 инструмента поддержки. Субсидируется ставка вознаграждения по направлениям: переработка сельхозпродукции, обрабатывающая промышленность и услуги в рамках государственной программы «ДКБ-2020», оператором которой выступает АО «ФРП «Даму».
По проектам производства в агропромышленном комплексе субсидирование осуществляется по действующему механизму, то есть через местные исполнительные органы в рамках государственной программы развития АПК.
В мае 2019 г. введен инструмент гарантирования кредитов, что позволит предпринимателям получить финансирование в случае нехватки залогового обеспечения. Срок гарантии — до конца срока кредита. Размер гарантии: 50% от суммы кредита до 3 млрд тенге, 20% по кредитам от 3 до 5 млрд тенге.Так-же доля кредита на пополнение оборотных средств была увеличена с 30% до 50% от суммы кредита в рамках одного проекта.
В перечень товаров для финансирования в рамках механизма добавлена подотрасль «Переработка и консервирование мяса домашней птицы» (общий классификатор по видам деятельности — 1012).
— Теперь вопрос для Вас, Аида Маркешевна. Какие проекты могут быть профинансированы в рамках программы?
— Реализация проектов осуществляется в соответствии с группой товаров по привязанным к ним видам ОКЭД. Перечень товаров для кредитования приоритетных проектов состоит из 36 товарных групп, всего 65 ОКЭД и 365 товарных позиций. Кредитование будет осуществляться при условии выпуска не менее одного товара из перечня товаров, привязанных к конкретному виду ОКЭД.
— На каких условиях выдаются кредиты по программе «Экономика простых вещей» банком?
— АО «Банк ЦентрКредит» предоставляет займы по ставке, не превышающей 15% годовых, из которых 8% оплачивает предприниматель, а разницу в 7% субсидирует Фонд «Даму».
— На что выдается кредит?
— Займы выдаются на инвестиционные цели — создание нового производства либо расширение действующего, также 50% от суммы займа могут быть направлены на пополнение оборотных средств. Стоит отметить, что по проектам стоимостью свыше 180 млн тенге требуется участие собственных средств (денег, движимого/ недвижимого имущества) в размере не менее 10% от общей стоимости проекта.
— Какова процедура рассмотрения заявки в банке?
— После обращения клиента в банк и предоставления им полного пакета документов согласно утвержденному перечню, банк осуществляет комплексную проверку заявителя: проверка финансового состояния, оценка предлагаемого залогового обеспечения, анализ проекта финансирования, проверка другими службами банка, совместное с клиентом составление структуры сделки. После этого проект выносится на рассмотрение уполномоченного органа банка, в случае принятия положительного решения банк письменно уведомляет об этом клиента. Примерный срок рассмотрения заявки составляет 14 рабочих дней. При необходимости привлечения гарантии фонда совместно с предпринимателем мы направляем необходимый пакет документов в филиал «Даму» для рассмотрения заявки по гарантии. Далее после получения положительного решения о представлении гарантии фонда (при необходимости), банком готовятся договоры залогов, соглашения об открытии кредитных линий и договоры банковских займов. Затем следует фактическая выдача кредита. Освоение кредитных средств осуществляется под контролем банка, строго по целевому назначению.
На сегодняшний день нашим банком в рамках программы «Экономика простых вещей» профинансирован первый проект в Акмолинской области, и подписаны договоры субсидирования с ТОО «БАХА SOHNE». Компания реализует проект по строительству завода по производству овсяных хлопьев в с. Покровка Атбасарского района. Современный завод будет оснащен производственной линией фирмы «Вuһlег» (Швейцария). По предварительным данным, суточная мощность предприятия составит 2 тонны овса в час. Планируется создание 50 новых рабочих мест.
«Банк ЦентрКредит» как банк-партнер готов всецело поддержать успешную реализацию данной программы оперативным сервисом и качественным консалтингом клиентов.
Подробную консультацию по данной программе и по другим государственным программам поддержки бизнеса можно получить в Центре обслуживания предпринимателей при фонде «Даму» по адресу: г. Кокшетау, ул. Акана-серэ, 46/1,1 этаж.
Подготовил Ренат ШАГАЛАЕВ.
Исторический взгляд на «экономику простых вещей»
Доклад на IV Столыпинском форуме 09 сентября 2021 года
Предлагаю свою схему экономической истории России.
Экономическая история России, как и вся мировая экономическая история, состоит из противоборства двух экономических платформ – мировоззрения самодостаточности и идеологии прибыли.
Если считать от Крещения Руси, то экономической истории России в этом году исполнилось 1033 года. Из них 780 лет или 75% мы жили в экономике самодостаточности и 253 года или 25% в экономике прибыли.
На предлагаемой схеме видны 8 этапов экономической истории России. За четырьмя этапами самодостаточности следуют 4 этапа прибыли. Наша экономика развивалась в стабильности только в этапы самодостаточности. Все этапы прибыли были временем кризисов.
Царская Россия смогла сделать выводы из поражения в Крымской войне и подняться перед I мировой войной. При Александре III и Николае II, особенно в годы работы Петра Аркадиевича Столыпина, наша страна создала гигантское товарное производство. Все необходимые нам простые вещи мы производили сами.
На форуме уже многое было сказано о выдающихся достижениях Петра Аркадиевича Столыпина. До 1914 года Россия кормила хлебом всю Европу и была мировым лидером по темпам роста экономики (8% в год). Рождаемость населения была очень высокой. Мы выстояли, и почти выиграли I мировую войну. Или возьмем военное производство в тылу в I и во II мировые войны. Это тоже была огромная товарная масса. Гранаты и снаряды это тоже товарная масса.
Почему так хорошо было с производством «простых вещей» тогда и так плохо сейчас? Дело в том, что в царской России не было таких политэкономических показателей как СОП «совокупный общественный продукт», ВВП «валовый внутренний продукт» и тому подобных. Была наука экономики, предполагающая примат экономики над всем. И не было политэкономии, продвигающей примат политики над экономикой. И в царской России, и в годы советской индустриализации использовались конкретные показатели. Их еще называют натуральными.
Каждый без исключения товар и каждая услуга имели точное наименование, категорию и счет. Мы точно знали, сколько в год производим вил, лопат, пил, ведер, топоров, валенок, галош, велосипедов и так далее. Мы знали, сколько нам нужно товаров всех наименований и производили все эти товары сами.
Все «простые вещи», о которых мы сегодня говорим на форуме, царская Россия и СССР до 60-х годов ХХ века отлично производили сами. У нас не было безработных, существовал рынок, в котором было задействовано все трудоспособное население страны. Люди получали зарплаты, на которые могли содержать свои семьи и давать детям образование. Это как раз была самодостаточность.
Начиная с 60-х годов ХХ века СССР, как таковой, и весь соцлагерь больше играли в политическую экономию. Выдумали большое количество терминов. Мы ушли от конкретных показателей, и перешли на общую массу чего-то. Но как раз эта масса непонятно чего и создавала в СССР огромное количество дефицита.
Политэкономические показатели массы могут увеличиваться из года в год. Например, ВВП может каждый год расти на 1,5%. Но Совокупный общественный продукт и ВВП вообще ни о чем не говорят. Это не экономические показатели. СОП и ВВП это политика. А нам нужны обычные конкретные товары.
Уже четвертый год на Столыпинском форуме звучит пример о том, что мы экспортируем нефть и импортируем простейшие изделия из продуктов переработки этой нефти – те же пластмассовые ведерки. Мы что сами не можем переработать нефть и изготовить необходимые рынку изделия из пластмассы?
Как рассказал Олег Владимирович Коробченко, можем. В Татарстане нашелся предприниматель, который купил оборудование, договорился с поставщиком сырья и приступил к производству пластмассовых ведер. Но его ведра оказались в два раза дороже китайских. Поэтому их не покупают.
Причина в налогах, которые на каждом переделе удорожают российские товары. Речь идет, прежде всего, об НДС. Андрей Васильевич Павлов к месту напомнил, что НДС был введен в 1991 году в размере 28% и держался на этом уровне три года, пока не разрушил нашу промышленность.
В США НДС никогда не было. В США есть налог с продаж. Им облагается только готовый товар в момент продажи. В каждом штате этот налог имеет свой размер. Есть штаты, где он равен нулю. В среднем по США порядка 5-7%. А у нас 20% НДС на каждом переделе делают наши товары в два раза дороже американских. Не удивительно, что в России импорт выгоднее внутреннего товарного производства. НДС не дает подняться нашей экономике уже 30 лет. Можно вести налог с продаж как в США, а вот НДС надо отменять. Для рестораторов в этом году отменили. Сергей Константинович Миронов рассказывал, как он этого добился. Опыт получен. Осталось отменить НДС для всей экономики.
Владислав Леонидович Иноземцев отметил, что в США 61% населения не платят подоходного налога. Там есть налогонеоблагаемый минимум. Он и в Китае есть и равен 50 000 рублей в месяц. Он существовал в нашей стране в первые годы советской власти. Но сегодня в России подоходный налог платят даже те, кто живет ниже прожиточного минимума. Это скандал. Такого нет ни у одного рукопожатного правительства. Согласен с прозвучавшим предложением отменить подоходный налог с доходов ниже 60 000 рублей в месяц. Это сразу даст нашей экономике рост. У «экономики простых вещей» появятся оборот.
Но вернемся к проблеме экономических показателей. Как получилось, что мы отказались от конкретных показателей и взяли показатели абстрактной массы? В этом вопросе раскрывается принципиальная разница между мировоззрением самодостаточности и идеологией прибыли, которая родила политэкономию. В сознание многих экономистов и через 30 лет после развала СССР заложены политэкономические цели, за которыми они все время гонятся. Самодостаточность всегда имеет конкретный смысл. Прибыль это финансовая пирамида, которая всегда в итоге рухнет. То есть прибыль это бессмыслица.
Предлагаю визуализацию. Представьте себе: Вы пришли в хозяйственный магазин. С одной стороны лежат грабли, вилы, ведра, топоры, тяпки. С другой стороны лежит спрессованный совокупный общественный продукт. Те же самые грабли, вилы, ведра, топоры, но спрессованные в общую массу.
Что Вы купите – вилы, грабли, тяпки или спрессованную металлическую или пластмассовую массу? Если вилы и грабли, то в экономике надо возвращаться к конкретным показателям. Только при выполнении этой предпосылки можно добиться, что в России возникнет «экономика простых вещей». Но как объяснить правительству, что надо вернуться к конкретным показателям? Они никого не слышат.
Уже четвертый год на Столыпинском форуме звучит идея «экономики простых вещей». Казахстан услышал и уже реализовал ее на практике. Огромная государственная программа была мгновенно сверстана и реализована. Беларусь только улыбнулась, она никогда не импортировала простые вещи.
А у нас не так. Поскольку мы живем не в самодостаточности, а в прибыли, то для правительства главное – получить прибыль, деньги, а как получить – это правительству не важно.
Борис Юрьевич Титов рассказал, что на днях финансовый форум обсуждал вопрос о новом повышении банковских ставок, которые якобы сдерживают инфляцию. Именно эти высокие ставки не дают в нашей стране подняться малому и среднему бизнесу, который в США, Германии и Японии дает 90% товарного производства и наполнения бюджетов.
Но правда состоит в том, что инфляцию рукотворят центральные банки. До 1914 года инфляции в мире не было. В 1913 году в США после нескольких десятков лет споров был введен подоходный налог. В бюджете образовались излишки, которые позволили реализовать доктрину инфляции Александра дель Мара 1864 года. Тогда для реализации инфляции и была создана Федеральная Резервная Система США. И началась эпоха экономики госмахинаций.
Вспомним, что I Интернационал был учрежден в том же 1864 году именно для реализации доктрины инфляции, причем конкретно в России. В 1862 году император Александр II начал денежную реформу. Тут же началось восстание в Польше, в помощь которому Карл Маркс и Фридрих Энгельс и собрали в Лондоне I Интернационал. Все делалось для того, чтобы через рост государственных расходов запустить в России инфляцию. Коммунизм был создан для реализации задач инфляции. Политэкономия Карла Маркса пытается всех убедить в том, что инфляция объективна. Но это не так.
Наш Центральный Банк точно такой же генератор инфляции, как и ФРС в США. Потому, что мы, как и США, живем в идеологии прибыли. Инфляция выгодна правительству. Это юридически законные деньги, ради получения которые не надо трудиться.
Х.Шахт в Германии и А.И.Рыков в СССР доказали, что инфляция не объективна, но рукотворна. В СССР в 1927-1961 годах инфляции не было. В странах Азии инфляции сегодня практически нет. Она им просто не нужна. Азия живет в самодостаточности. Потому и товарное производство ушло с Запада в Азию и не собирается возвращаться.
допечатывание ничем не обеспеченных денег;
экспорт сырья, а не готовых товаров;
экспорт золота за ничего не стоящие бумагу и цифры. В 2020 году Россия продала Англии за цифры все золото, которое добыла – 290 тонн. Там, где принимают решение обменять самый ликвидный в мире товар на цифры, по всей видимости, совсем нет экономистов;
гоголевские «мертвые души» в составе населения страны. Как говорят классики: «существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Есть сомнения в том, что население России действительно составляет 146 миллионов человек. Возможно, нас намного меньше. Деньги печатаются на 146 миллионов, а людей намного меньше. Пенсии выделяются из этого расчета, а пенсионеров намного меньше. Высокий курс доллара, возможно, поддерживается тем, что пенсии и социальные пособия «мертвых душ» выводятся за рубеж. Это тоже инфляция.
Начиная с денежной реформы 1961 года, вернувшей инфляцию в СССР, наша страна вот уже 60 лет живет в идеологии прибыли. Идет ее четвертый период в схеме экономической истории России. Правительство ставит себе цели в деньгах и только ими занимается. С деньгами ему легче, чем с организацией товарного производства. Но в результате все закупается из-за рубежа, там платятся налоги, а люди без работы и в долгах.
История и все показатели говорят о том, что сегодня мы идем вообще не по тому пути.
Идеология прибыли это жизнь не по средствам, но это один путь. История Россия показывает, что наша страна развивалась только тогда, когда двигалась по пути самодостаточности. Мы все необходимое имеем. Мы все можем производить. Мы неоднократно в своей истории самостоятельно полностью обеспечивали все свои потребности. Мы знаем, как это делать.
Как России вернуть себе свою «экономику простых вещей»? Можно сделать три простых шага.
Первое. Надо поднять списки товаров первой необходимости в России. Это все магазины «1000 мелочей» и хозтоваров в России. Все это плюс стройматериалы и продукты питания мы должны производить сами. Давайте зайдем в хозяйственный магазин и составим список импортируемых товаров, не требующих сложного технологического производства – простых вещей. То есть точно опишем, какие конкретно простые вещи мы предлагаем не импортировать, а производить в России.
Третье. Закрываем импорт простых вещей. Россия не вкладывала в Китай деньги для их производства. Вкладывали США. Это американская модель. Сегодня Россия, ЕС и многие другие страны засыпаны китайскими товарами из-за того, что сами не производят эти простые вещи. Олег Владимирович Коробченко напомнил, что в царской России Дмитрий Иванович Менделеев разработал высокие таможенные тарифы, чем немало помог отечественному товарному производству.
Борис Юрьевич Титов очень к месту уточнил, что Д.И.Менделеев разработал «умный тариф». Полностью согласен. Пошлины были дифференцированными – на потребительские товары были самые высокие пошлины. Нам надо вернуться к нашему историческому опыту экономики самодостаточности, в которой работал Д.И.Менделеев.
Чтобы обеспечить занятость населения надо закрывать импорт. Надо строить заводы стройматериалов, кирпича, скобяных изделий, бондарные производства и прочее – не ввозить из-за границы. В 1945 году СССР запретил весь импорт. И фултонские санкции 1946 года прошли незамеченными. СССР все необходимое производил сам.
Сегодня мы живем в условиях наступившего резкого сжатия всех рынков. Это намного серьезнее, чем любые санкции. Выживет только самодостаточная экономика. Нашей экономике нужна самодостаточность. Главным государственным приоритетом России должна стать наука экономики.
Но самая главная проблема состоит в том, кто будет финансировать восстановление «экономики простых вещей»? Федеральному правительству это не надо. А регионы не потянут. Как историк экономики могу только предложить иную постановку вопроса и сделать свои выводы. А вы, коллеги, как практики находите решения. Думайте, где взять деньги.
Экономика простых вещей что это
В Казахстане на сегодня особое внимание уделяется развитию отраслей так называемой «экономики простых вещей». Это товары и услуги повседневного использования. К таковым относят текстильную продукцию и мебель, производство продуктов питания и многое другое. О необходимости развития данного направления говорил и Первый Президент РК – Елбасы Н. Назарбаев в Послании «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», и Глава государства К. Токаев в обращении к народу «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана».
Что такое «экономика простых вещей», в чем ее основная важность для народа, как ее развитие влияет на рост МСБ в стране и импортозамещение на внутреннем рынке, а также как получить льготное кредитование читайте в материале PrimeMinister.kz.
Что такое «экономика простых вещей»?
Прежде чем говорить о развитии «экономики простых вещей» в Казахстане, а также о промежуточных итогах реализации аналогичной программы, необходимо определиться, что подразумевает «экономика простых вещей»? В чем ее основная задача?
Речь идет о выпуске продукции, а также оказании услуг, которыми ежедневно пользуются граждане Казахстана и которые не требуют значительных капиталовложений и применения сложных технологий.
Развитие «экономики простых вещей», это — насыщение внутреннего рынка отечественными товарами, стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, и прежде всего выпуск широкой номенклатуры товаров народного потребления.
Цель развития «экономики простых вещей» — создание конкурентоспособных производств с целью обеспечения нужд населения и замещения импорта социально-значимых продовольственных товаров.
По информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития, на сегодняшний день импортируется около 82% промышленных товаров, 35% продуктов питания, 23% сельскохозяйственной продукции.
Механизм реализации
Разработкой мер поддержки по производству товаров народного потребления, другими словами «экономики простых вещей», занималось Министерство национальной экономики. Ведомство совместно с Национальным банком Казахстана и НПП «Атамекен» сразу же приступило к разработке Комплексной программы по финансированию реального сектора экономики.
11 декабря 2018 года Постановлением Правительства принята Программа льготного кредитования приоритетных проектов.
Программу назвали «Экономика простых вещей». Ее основная задача состоит в замещении импортных социально-значимых продовольственных товаров на местные.
Также был утвержден Перечень товаров для кредитования приоритетных проектов. Кредитование осуществляется при условии выпуска не менее одного товара из данного Перечня.
Перечень товаров отобран на основании соответствия следующим критериям:
2) Доступность сырья
3) Наличие компетенций, технологий
4) Отсутствие перепроизводства
5) Наличие возможности оценки качества
Перечень включает более 800 видов товаров, привязанных к более 100 видам экономической деятельности.
Для поддержки субъектов частного предпринимательства Национальным Банком Республики Казахстан за счет собственных средств и средств, находящихся в его управлении, было выделено 600 млрд тенге. Из них 400 млрд тенге — на стимулирование обрабатывающей промышленности и услуги, 100 млрд тенге — на переработку в АПК, еще 100 млрд тенге — на производство в АПК.
Средства предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности путем покупки облигаций банков второго уровня и АО «Аграрная кредитная корпорация» с уставным капиталом не менее 60 млрд тенге.
В рамках Программы через банки государство субсидирует процентную ставку по банковскому займу. Ставка вознаграждения кредита — 15% годовых. Размер субсидирования — до 9% от номинальной ставки вознаграждения, Срок субсидирования — на инвестиции — 7 лет, на пополнение оборотных средств — 3 года.
Льготный кредит предприниматель может получить при полном соответствии проекта условиям Программы «Экономика простых вещей».
В целях мониторинга реализации данной Программы и активного вовлечения бизнеса на базе НПП «Атамекен» с 27 марта т. г. действует Проектный офис по развитию отраслей «экономики простых вещей» с участием государственных органов, регионов и институтов развития. Основным направлением работы офиса стало содействие реализации Программы, стимулирование инвестактивности предпринимателей и создание благоприятных правовых, экономических и социальных условий.
Офис сопровождает проекты от стадии разработки бизнес-плана до финансирования, ведет мониторинг, выявляет причины, по которым банки отказывают в кредитовании и предлагает новые механизмы по их поддержке. В работу офиса помимо «Атамекена» вовлечены АО «Казахстанский институт развития индустрии», Ассоциация финансистов Казахстана и АО «НУХ «Байтерек».
В Министерстве национальной экономики отметили, что при одобрении кредита банками второго уровня и при соответствии проектов условиям программы начинающие предприниматели также могут стать участниками программы «Экономика простых вещей».
Кредитованию подлежат проекты предпринимателей реализующиеся в приоритетных секторах экономики согласно утвержденному перечню товаров для кредитования приоритетных проектов.
В программе «Экономика простых вещей» принимают участие следующие банки второго уровня: АО «Народный Банк Казахстана», АО «First heartland Jysan Bank», ДБ АО «Сбербанк», АО «Банк ЦентрКредит», АО «АТФБанк», АО «ForteBank», АО «Евразийский Банк», АО «Банк «Bank RBK», АО «Нурбанк» и АО «Alfa-Bank».
Как совершенствуется Программа льготного кредитования?
На площадке Проектного офиса на еженедельной основе проведены около 300 заседаний, заслушаны более 1000 потенциальных предпринимателей со всех регионов. Для решения системных проблем бизнеса разрабатываются поправки по совершенствованию Программы, часть из которых приняты Постановлением Правительства.
Так, первый пакет изменений внесен в Программу Постановлением Правительства от 4 мая т. г., действует с 17 мая. Это поправки в части внедрения инструмента гарантирования, увеличения размера финансирования пополнения оборотных средств с 30% до 50% и включения ряда товаров, таких как мясо птицы и хлопко-волокно. Ожидается, что указанные изменения позволят получить поддержку более 150 предприятиям на сумму 270 млрд тг, создать более 10 тыс. рабочих мест, увеличить налоговые поступления на 38 млрд тг. Всего в работе Проектного офиса находятся около 900 потенциальных проектов на сумму свыше 700 млрд тг, из них 41 проект на сумму 25 млрд тг одобрены банками второго уровня, на рассмотрении — 111 проектов на сумму 126 млрд тг. По отраслям наибольшая заинтересованность бизнеса по проектам в сфере пищевой, легкой промышленности, АПК и сферы услуг.
Также на базе Проектного офиса был разработан второй пакет поправок в Программу, предусматривающий снижение процентной ставки для конечного заемщика с фиксированием субсидируемой государством части. Данное изменение позволит удешевить стоимость кредита для предпринимателя и снимет арбитраж между программами. Второй пакет поправок предусматривает внедрение льготного периода по кредиту в размере не более 1/3 срока займа (не более 2 лет 3 мес.) и включение новых товаров для кредитования в рамках Программы.
Во втором полугодии в Программу был внесен третий пакет изменений.
На сегодняшний день в Программу льготного кредитования внесены изменения в части:
увеличения лимита на пополнение оборотных средств с 30% до 50% от суммы кредита;
снижения процентной ставки для бизнеса с 8% до 6%;
внедрения инструмента гарантирования кредита государством по недостающей части залоговой базы;
введения льготного периода кредитования (предоставление отсрочки по платежам);
расширения перечня товаров для льготного кредитования (более 400 новых товаров);
включения в Программу АО «Аграрная кредитная корпорация», применяющего лояльную залоговую политику в отношении проектов агропромышленного комплекса.
Внесение трех пакетов изменений позволило привлечь порядка 1500 отечественных товаропроизводителей к участию в Программе.
Как отметили в НПП «Атамекен», сегодня Программа «Экономика простых вещей» набирает значительные обороты и является одной из востребованных программ льготного кредитования. Уже по истечению полугода фактической реализации программы освоено порядка 25% выделенных средств.
В настоящее время Проектным офисом ведется работа по предусмотрению финансирования оборотного капитала до 100% и рефинансированию действующих займов, что окажет значительный эффект на ход реализации программы и ее освоение. Так, Правительством продолжается проработка следующих вопросов:
расширение перечня товаров для приоритетных проектов;
увеличения срока кредитования на инвестиционные цели с 7 до 10 лет;
увеличения доли кредитования на цели пополнения оборотных средств с 50% до 100% с установлением критериев отбора проектов и встречных обязательств со стороны заемщиков;
включения в механизм Программы инструмента рефинансирования займов на инвестиционные цели с установлением критериев отбора проектов и встречных обязательств со стороны заемщиков.
Реализация Программы льготного кредитования в цифрах
По данным МНЭ РК, с момента фактической реализации Программы (с 27 марта т. г.) по состоянию на 9 сентября 2019 г. одобрено 209 проектов на сумму 139,6 млрд тенге, в том числе в сферах легкой, мебельной промышленности, строительной отрасли.
На различных стадиях рассмотрения также находятся 306 проектов на сумму 321 млрд тенге.
Из 209 одобренных проектов 154 получили кредит на расширение и модернизацию, 55 — новые предприятия. Прогнозируемое количество рабочих мест — 5704, сумма налоговых выплат — 39 939 млн тенге.
По данным НПП «Атамекен», одобренные проекты включают производство следующих товаров народного потребления: одежда (куртки, костюмы, блузки, обувь, спецодежда и т.д.), продукты питания (макароны, хлебобулочные изделия, мясные и колбасные изделия, молочная продукция, конфеты и т.д.), продукты химпромышленности (удобрения), строительные материалы (кирпичи, цемент) и объекты сферы услуг (строительство детских садов, учреждений дошкольного образования, санаториев, гостиниц, реабилитационных центров, ОРЦ).
Все ли предприниматели могут получить льготное кредитование?
В соответствии с пунктом 5 Программы, не подлежат финансированию проекты субъектов частного предпринимательства:
предусматривающие выпуск подакцизных товаров, за исключением проектов, предусматривающих выпуск спиртосодержащей продукции медицинского назначения (кроме бальзамов), зарегистрированной в соответствии с законодательством РК в качестве лекарственного средства;
имеющих просроченную ссудную задолженность свыше 90 календарных дней на момент кредитования или подачи кредитной заявки согласно данным кредитного бюро;
являющихся лицами, связанными с БВУ, осуществляющими финансирование, особыми отношениями.
учредителями (в том числе участниками, акционерами) которых являются государственные предприятия/учреждения, национальные управляющие холдинги, нацхолдинги, национальные компании и организации, 50 и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо принадлежат государству (за исключением СПК, а также субъекты, учрежденные в рамках договора о ГЧП), аффилированные с ними лица, а также субъекты, форма собственности которых оформлена как частное учреждение, и некоммерческие организации.
В завершение необходимо отметить, что эффективная реализация Программы кредитования позволит к 2025 году снизить долю импорта по кредитуемым в рамках Программы товарам с 59% до 37%, создать около 16 тыс. рабочих мест, увеличить налоговые поступления на 1,1 трлн тг.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот