Экономика труда что за профессия
Для тех, кто хочет стать экономистом по труду: ответы на 5 важных вопросов
Экономист по труду — специалист, без которого почти невозможно выстроить эффективную экономику предприятия. От качества его работы зависит очень многое, начиная с чистой прибыли компании и заканчивая текучестью кадров.
Мы расскажем, что делает экономист по труду, за что он несет ответственность и как освоить эту профессию за несколько месяцев. И в качестве бонуса дадим полезную информацию для тех, кто хочет стать востребованным специалистом, решать интересные задачи и получать зарплату выше средней.
Чем занимается экономист по труду?
Полный список обязанностей содержится в должностной инструкции специалиста. У каждой компании она своя, но для ознакомления подойдет и типовой вариант. Как правило, в должностные обязанности экономиста по труду входит:
Ошибки экономиста по труду чреваты крупными проблемами для компании. Если оплата труда занижена, появляется риск саботажей, постоянной текучки, снижения качества продукции или услуг. Если она завышена, увеличивается себестоимость товаров и услуг, уменьшается чистая прибыль компании, а в худшем случае продукты становятся слишком дорогими для покупателей, и организация начинает проигрывать конкурентам. Неправильный расчет норм выработки приведет либо к нежеланию людей работать в условиях неподъемного плана и к поломкам техники, либо к снижению КПД. И это только часть возможных негативных последствий.
И напротив, благодаря экономисту-профессионалу компания будет расти, а условия труда — улучшаться.
Что должен знать экономист по труду?
Также может быть интересно
Справки: особенности подготовки, оформления, типовые шаблоны
За что несет ответственность экономист по труду?
За ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязанностей по должностной инструкции, за отказ выполнять свои прямые обязанности и/или распоряжения начальства, за разглашение коммерческих тайн, нарушение техники безопасности и внутреннего распорядка.
Какой курс экономиста по труду пройти, чтобы освоить эту профессию?
Курс включает в себя 29 практических заданий, по каждому из которых вы получите обратную связь. Вы узнаете пошаговые действия экономиста по труду при расчете расходов на обучение, определении норм выработки, анализе рынка труда и пр. Исправляйте свои ошибки, внимательно прислушивайтесь к рекомендациям экспертов-практиков, и тогда после окончания курса вы будете полностью готовы к реальной работе в компании.
Обратите внимание: профстандарт экономиста по труду устанавливает 6 уровень квалификации. Это значит, что обучение подходит только людям с высшим образованием (включая бакалавриат).
Как стать успешным востребованным специалистом?
Пока востребованность экономистов на рынке труда не слишком высока. Но, во-первых, у этой специальности большой потенциал, а во-вторых, настоящих профессионалов в этой сфере не так много, и почти все они уже занимают хорошие должности. Грамотных специалистов не хватает многим компаниям. Станьте одним из них, и вам будет гораздо легче найти хорошую работу.
Прислушайтесь к нашим советам и в случае, если стандартная зарплата экономиста по труду (40-50 тыс. рублей в Москве и 20-30 тыс. рублей в регионах) вас не устраивает, и вы бы хотели зарабатывать больше.
Не позволяйте рутине вас затянуть, совершенствуйтесь как профессионал, и шансов на успех будет гораздо больше!
Также может быть интересно
Карьера в HR и делопроизводстве: пути от старта до вершины
Работать кадровиком можно даже если вы получили другое образование. Согласно исследованию, только 9% работников этой сферы имеют профильное образ [. ]
после окончания фак. экономика и специализация экономика труда после куда я смогу пойти работать.
Специалисты, владеющие знаниями современной экономики труда навыками прикладного анализа трудовых отношений, процессов, происходящих на рынке труда, а также вопросов формирования и использования человеческих отношений, востребованы структурами трех типов.
Во-первых, аналитическими центрами, занимающимися исследованиями социально-экономических проблем: как независимыми организациями и институтами, так и государственными и международными структурами. В настоящее время наиболее актуальные направления реформ в российской экономике: реформы системы образования, здравоохранения, пенсионной системы, жилищно-коммунального хозяйства, – активно затрагивают проблемы, связанные с трудовыми и человеческими ресурсами. Внимание к вопросам социальной политики существенно увеличило потребность в специалистах с современным экономическим образованием, разбирающимися в трудовых и социальных процессах и управлении ими.
Во-вторых, фирмами и корпорациями частного сектора. Проблема эффективного использования человеческих ресурсов является актуальной на всех уровнях экономики, поэтому специалисты, имеющие подготовку по экономике труда, востребованы и в бизнесе. Сфера их компетенции достаточно широка и включает в себя вопросы разработки и обоснования кадровой политики фирмы, построение системы обучения на предприятии, обеспечение эффективного взаимодействия с локальным рынком труда, формирование стратегии социальной работы и т. д.
В-третьих, высшими учебными заведениями. Учебные дисциплины, рассматривающие вопросы труда, занятости и трудовых отношений, во многих российских вузах преподаются в отрыве от международного опыта преподавания подобных предметов, без учета достижений современной экономической мысли. Такая ситуация во многом обусловлена острой нехваткой специалистов, способных читать данные курсы на уровне, соответствующем стандартам их преподавания в западных университетах. Глобализация образовательного процесса, повышение мобильности студентов постепенно приведут к необходимости унификации учебных программ и содержания дисциплин в соответствии с международными стандартами, что потребует наличия квалифицированных преподавателей, обладающих необходимыми знаниями и навыками в области экономики труда.
Приёмная комиссия ИЭФ: +7(926)532-53-33; Учебный отдел: +7(499)110-07-41; Поиск по сайту
ЭКОНОМИКА ТРУДА
Экономика 38.03.01
Уровень высшего образования: БАКАЛАВРИАТ
Специализация: Экономика труда
Будущая квалификация – бакалавр
Срок обучения – 4 года
В рамках профиля «Экономика труда» реализуется уникальный совместный проект с ОАО «РЖД» – 50/50
Уникальная Специальность
Профиль формирует компетенции в области экономики, организации, нормирования, оплаты труда, мотивации персонала. Выпускники профиля – это уникальные и всегда востребованные специалисты как в крупных производственных, транспортных и сервисных компаниях, так и на предприятиях малого и среднего бизнеса, сочетающие в себе качества экономиста и HR-менеджера.
Особенности учебного процесса
Производственные экскурсии и стажировки сопровождают учебный процесс, а мастер-классы от профессионалов-практиков делают его бизнес-ориентированным.
В рамках профиля «Экономика труда» реализуется уникальный совместный проект с ОАО «РЖД» – 50/50. Компания оплачивает половину стоимости обучения и гарантирует работу по специальности после окончания университета. Для попадания в проект нужно иметь высокие результаты ЕГЭ и желание работать в крупнейшей транспортной компании в качестве специалиста по организации и оплате труда.
Основные дисциплины специальности и специализации:
Возможности при трудоустройстве
Подать заявку на обучение или задать вопрос:
Консультации по вопросам поступления
Мобильный телефонный номер для связи:
+7-926-532-53-33
Написать в WhatsApp
Меню раздела
Последние новости ИЭФ
Свежие комментарии
Читать нас
Контакты
Тимофей Иванович Козлов – известный советский ученый, стоявший у истоков создания отечественной статистической науки. Его научная и педагогическая деятельность – яркий пример неразрывной связи теории и практики, творческих исканий, борьбы с рутиной и дилетантством в науке.
Тимофей Козлов родился 5 марта 1908 г. в крестьянской семье из небольшой белорусской деревни. Среднее образование получил в школе села Бобр. В 1926 г. он поступил в Белорусский государственный университет на специальность «экономист-финансист», который окончил в 1930 году. Учитывая успехи студента в научной работе, руководство университета направило его в аспирантуру Белорусской Академии наук по специальности «Статистика».
Через год Т.И. Козлову пришлось прервать обучение в аспирантуре для прохождения обязательной воинской службы. После армии отслужившего аспиранта АН Белоруссии направляют для специализации в Московский институт народнохозяйственного учета (Московский экономико-статистический институт, ныне – университет) в группу профессора А.Я. Боярского. Здесь параллельно с обучением Т.И. Козлов работал ассистентом по высшей математике.
С 1935 по 1941 год Т.И. Козлов работал в Воронежском институте народнохозяйственного учета (ВИНХУ). Он пришел туда в возрасте 27 лет – сразу на должность заместителя директора по учебной работе, а через два года возглавил институт. В 1938 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук, и в 1939 г. Т.Н. Козлову было присвоено ученое звание доцента. В 1939 г. была опубликована его первая крупная работа в области статистики промышленности – «Экономические показатели работы промышленных предприятий». С этого периода вся трудовая деятельность Тимофея Ивановича была неразрывно связана с развитием статистической науки и практики, подготовкой инженерно-экономических кадров.
На седьмой день после начала Великой Отечественной войны Т.И. Козлов был призван в армию и направлен в отдельную запасную роту связи, которая занималась подготовкой маршевых рот и доставкой их на фронт. Затем он был прикомандирован к Особому факультету Московского института связи в г. Ташкенте. В 1944 году Т.И. Козлов был направлен в ЦСУ СССР для выполнения специальных работ.
Работы Т.И. Козлова способствовали повышению точности и оперативности применения статистики в экономике, что имело особое значение в годы войны и в период восстановления народного хозяйства. Поэтому не случайно он был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Успешную преподавательскую деятельность в высшей школе Т.И. Козлов сочетал с активной методической работой. Много труда он вложил в совершенствование преподавания теории статистики в экономических вузах, в создание учебных пособий, которые и в настоящее время не утратили практического значения и остаются образцом доступного изложения самых сложных положений статистической науки. С совершенствованием преподавания статистики связана и активная работа Тимофея Ивановича в научно-методическом Совете по статистике Минвуза СССР.
В МИИТе Тимофей Иванович Козлов работал с 1961 г. по август 1987 г. заведующим кафедрой «Статистика и учет», а затем до 1991 г. профессором – консультантом кафедры «Бухгалтерский учет и статистика». Все эти годы педагогическую деятельность он совмещал с руководством научными исследованиями в области железнодорожной статистики. В 1982-1983 гг. он участвовал в работе советской делегации Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) по вопросам железнодорожных транзитных перевозок. Им разработана методика определения индекса соотношения тарифных ставок за перевозки транзитных грузов стран СЭВ и западноевропейских стран.
Т.И. Козлов – автор широко известной учебной литературы для вузов. Много сил Тимофей Иванович отдал формированию и становлению курса теории статистики. Он являлся автором и редактором самых известных в стране учебников по общей теории статистики. К ним, безусловно, можно отнести изданный в 1956 г. «Курс общей теории статистики». Он многократно переиздавался в Советском союзе и переводился на многие языки мира (в т.ч. на немецкий, испанский и китайский). Этот учебник относится к числу лучших учебников и в настоящее время.
При его участии разрабатывался макет учебника «Общая теория статистики», который обсуждался на Всесоюзном научном совещании по статистике 1954 г. В составе авторского коллектива под руководством академика С.Г. Струмилина Т.Н. Козлов участвовал в подготовке и издании учебника «Статистика» (1957 г.). Под его редакцией вышло первое издание широко известного учебника «Общая теория статистики». Т.И. Козлов – один из редакторов учебника «Статистика железнодорожного транспорта» (изд. 1981 и 1990 гг.), автор «Очерков по спорным вопросам теории статистики» (1998 г.) а также учебного пособия по общей теории статистики, выдержавшего 4 издания.
Перу Т.И. Козлова принадлежат более 200 опубликованных работ. Помимо названных учебников он являлся автором статей по статистике во втором издании Большой Советской Энциклопедии, энциклопедического словаря «Политическая экономия», «Статистического словаря».
Наибольшее внимание Тимофей Иванович уделял вопросам совершенствования теории статистики – как теоретической основы всех остальных статистических наук. В работах он отстаивал свои взгляды, суть которых заключается в том, что развитие общей теории базируется на учении о статистике как самостоятельной общественной науке, имеющей свой предмет и метод, в отличие от бытующей точки зрения что статистика – это «информационная база для экономического анализа». Центральное место в своих исследованиях он отводил теории и методологии статистических группировок, теории статистических средних, принципам использования в конкретном статистическом исследовании корреляции и математических методов.
Важное место в его деятельности занимала критика научно не обоснованного, дилетантского подхода к применению статистических показателей, нарушающих элементарные основы статистической науки, искажающих и фальсифицирующих действительность. Т.И. Козлов был блестящим полемистом, убежденным в необходимости научного подхода к исследуемым проблемам, при этом оппонентов он критиковал аргументировано и деликатно.
Плодотворную педагогическую и научную работу Т. И. Козлов многие годы совмещал с активной общественной деятельностью. Более 25 лет он являлся членом редакционной коллегии журнала «Вестник статистики», был членом Редакционного Совета издательства «Статистика», ряда общественных органов ЦСУ СССР, заместителем председателя экспертного совета ВАК, членом ряда ученых и специализированных Советов. С 1982 по 1993 год он был членом делегации СЭВ по вопросам железнодорожных транзитных перевозок. Т.И. Козлов принимал участие в проведении всех переписей населения нашей страны, начиная с 1926 г.
За свою многолетнюю педагогическую деятельность Т.И. Козлов воспитал большое количество учеников, занявших видное место в практической и научной работе в области статистики. Многие из них стали докторами наук и профессорами. Ученики уважали и любили Тимофея Ивановича, поскольку наставником он был терпеливым и тактичным. Он умел вдохнуть жизнь в самые сухие формулировки учебников и показать, что за колонками чисел скрываются реальные результаты происходящих в стране социально-экономических процессов.
В быту Т.И. Козлов был скромным, внимательным и любящим свою семью человеком. Тимофей Иванович учил своих детей и внуков ненавязчиво, самим своим существованием, своей порядочностью, мудростью, добрым и заботливым отношением к людям. В последние годы жизни Тимофей Иванович, несмотря на свой преклонный возраст, оставался волевым и собранным, делал ежедневную сорокаминутную зарядку.
Даже разменяв девятый десяток, Тимофей Иванович не терял интереса к своему делу и продолжал работать. В 1998 году был издан его последний труд, «Очерки по спорным вопросам теории статистики». Он писал эту работу, не отрываясь, будто чувствовал, что может не успеть закончить ее. Скончался он в феврале 2002 года на девяносто четвертом году жизни.
За многолетний плодотворный труд Ветеран Великой Отечественной войны и труда Т.И. Козлов был удостоен многих высоких правительственных наград и высшей награды отрасли- знака “Почётный железнодорожник”.
А.А. Вовк
В феврале 1940 года студенту 2-го курса Калязинского индустриального техникума Ивану Белову было 17 лет. И очень ему хотелось стать военным, желательно авиатором. Осуществить мечту было можно, поступив во 2-ое Ленинградское училище (2ЛВАТУ). Но вот беда – принимали туда только с 18-ти лет. Находчивый абитуриент, слегка слукавив – прибавил себе год и, успешно сдав экзамены, поступил.
10-го июля батальон был отозван в училище. Молодёжь ускоренно аттестовали, но из-за неполного срока обучения вместо лейтенантов осенью 1941 года 2-е ЛВАТУ выпустило сержантов. Почти в полном составе выпускников направили в действующую армию. Так сержант Иван Белов с группой товарищей оказался в 66-м штурмовом авиационном полку (66 ШАП), который располагался в г. Комарно на Западной Украине.
Боевые товарищи. 66-й ШАП. 1941 г. Белов И.В. – в центре
Механики и авиатехники вносили и осуществляли, как обычно говорят, «рационализаторские предложения». Вспоминает И.В. Белов: «На ИЛ-2 вначале не было второй кабины, и задняя сфера была беззащитной. Чтобы эту слабость устранить, мы, оружейники, в т.ч. А.Е. Лысенко, И.И. Максименко, С.Б. Никритин, по одному РС на каждой плоскости повернули назад. Это несколько испугало немцев. Потери уменьшились. Кроме того, сзади на некоторых самолетах были установлены турели со ШКАСами с СБ. Это тоже помогло».
Иван Васильевич до конца дней тепло вспоминал своих боевых друзей: лейтенанта Александра Емельяновича Лысенко, инженера-подполковника Семена Борисовича Никритина; техника-лейтенанта Ивана Ивановича Максименко; старшину Георгия Бурнадзе (заместителя И.В. Белова); младшего лейтенантам Деревянченко и многих других, которых сохранила его память.
Иван Васильевич пережил много моментов, когда он был на волосок от смерти. Например, в самом начале войны на аэродроме в Шойковке произошёл такой случай. Полевой аэродром располагался на открытой местности прямо у железнодорожной насыпи, в которой был проведен трубопровод для стока воды. Только для техники раскрыли самолёты для заправки, как вдруг налетела целая стая «мессеров». Два или три наших самолёта поднялись в воздух, но тут же были сбиты. Молодёжь растерялась, а старшие командиры смело загнали всех под арку в насыпи железной дороги. Немцы как будто издевались над нашими авиаторами: зайдут с одной стороны железной дороги, строчат из пулеметов, загоняя в глубь арки. Затем разворачивались и заходили уже, с другой стороны. И так они «упражнялись», пока не подошли к концу снаряды и бензин.
Третья встреча со смертью была намного страшнее. Старшина Георгий Бурнадзе и сержант Иван Белов с взрывателем замедленного действия АВ-2 направились в поле, подальше от людей, боеприпасов и самолётов. Георгий шел впереди, а Иван – сзади. АВ-2 взорвался, когда Георгий держал его на груди, на уровне сердца. Г. Бурнадзе мгновенно погиб, а И. Белов, находившийся в двух шагах от него, не получил ни единой царапины.
А вот так описывается сове ранение летом 1943 года сам Иван Васильевич: «На аэродром мы прилетели примерно в 15:00, и я сразу был ранен. С этого аэродрома мы ещё не работали. Мы даже не знали, кто заминировал аэродром – немцы, уходя в мае 1943 года, или наши, уходя летом 1941 г. Это военное головотяпство! В первом случае надо было проверить и разминировать аэродром, прежде чем включать его в число действующих. Во втором случае, надо было иметь схему и сохранить её до возвращения наших войск. Легче всего начальству списать трагедию, результат головотяпства, на несчастный случай и ни за что не отвечать. И когда сегодня говорят о льготах для участников Великой Отечественной войны, меня это раздражает, если не сказать бесит. Мне никаких льгот не надо. Беда пришла при защите государства. И оно должно не льготами щедрость свою демонстрировать; оно должно оплатить Долг этому человеку. Льготы от государства одних раздражают, других удивляют. А возвращение долга пострадавшим не по своей вине поднимает нравственный престиж Государства в глазах общества».
Взрыв мины искалечил Ивана Васильевича. Врачи насчитали на его теле около 30 осколочных ранений, кровопотеря была колоссальной. С огромной благодарностью вспоминал он свою землячку Марию Ивановну Зарецкую, которая дала ему свою кровь и тем самым спасла. Всю свою жизнь он помнил, как первый раз очнулся после ранения. Произошло это на операционном столе: «Слышу, мне отпиливают ногу, и она с шумом полетела в блюдо на полу. Потом услышал голос мужчины-хирурга: «Ну вот, сейчас левую руку приведем к общему знаменателю». Палец мой хрустнул и тоже полетел вниз». Госпиталь, в котором это все происходило, находился на в Волоконовке, что недалеко от знаменитой Прохоровки. Прохоровское поле – место крупнейшего танкового сражения Великой Отечественной войны, почитаемое наравне с Куликовским и Бородинском. По этому поводу Иван Васильевич говорил: «Выходит, часть моей материи (левая нога, пальцы левой руки) покоятся близ этого чтимого в России места».
В результате ранения у Ивана Васильевича все лицо было располосовано до безобразия. Слева от рта шрам во всю щеку. Справа от рта широкий и глубокий шрам через правую челюсть. После срастания швов рот расположился вертикально.
Пережить и принять произошедшую победу Ивану Васильевичу помогли окружающие его люди. Врач без ноги воодушевлял его на преодоление всех трудностей, демонстрируя танца на протезе. Старушка из местных жителей постоянно за ним, лежачим, ухаживала и даже приносила ему из дома свою подушку, т.к. раненные спали на соломе. В небольшом госпитале г. Гурьева, куда был отправлен на долечивание И.В. Белов, работала бригада эвакуированных московских врачей, медсестер и санитарок. По отношению к тяжело раненому Ивану Белову они проявили чудеса внимания и огромного труда, делали ему массаж, растирание шрамов и других процедур, чтобы рот встал правильно. Иван Васильевич до конца дней остро переживал, что не запомнил имена этих замечательных людей.
После курса лечения в 1943 году Иван Васильевич был демобилизован. Закончив 10-й класс средней школы и получив аттестат зрелости, в 1945 году, он становится студентом МИИТа.
В МИИТе И.В. Белов прошел путь от аспиранта, ассистента, доцента, профессора до заведующего кафедрой «Экономика транспорта», декана инженерно-экономического факультета и, наконец, ректора института (1980-85 гг.). Работая на различных постах, свой труд и талант он сполна отдавал людям. Яркой чертой характера, постоянно привлекавшей к Ивану Васильевичу всех, с кем он общался и работал, являлось стремление всегда оказать помощь коллегам, щедро поделиться своими знаниями. И всё это сопровождалось шуткой, юмором. Люди, знавшие И.В. Белова, не переставали удивляться его жизнерадостности, тому, как он воспринимал все невзгоды и неприятности.
Основными направлениями научных исследований И.В. Белова были разработка и развитие метода планирования перевозок и рационализации транспортно-экономических связей с применением математических методов и ЭВМ. Он являлся выдающимся учёным в области экономики транспорта, автором более 100 печатных работ, в том числе 10 учебников для вузов МПС. Но подготовил более 30 кандидатов и 10 докторов наук. Его любили студенты. Много сил и энергии Иван Васильевич отдал научно организаторской работы работе в должностях заместителя председателя экспертного совета ВАК СССР, председателя диссертационных советов по присуждению учёных степеней и т.д.
Каждая награда, полученная Иваном Васильевичем Беловым за время его участия в Великой Отечественной войне, была связана с памятными событиями. Первой его наградой были карманные часы Московского часового завода за Ельнинскую операцию. В сентябре 1941 года его авиационный пол дислоцировался в районе села Знаменка Смоленской области. Звено И.В. Белова напряженно работало по непосредственным указаниям штаба Г.К. Жукова. Второй награды – медали «За отвагу» об был удостоен за Ржевско-Сычевскую операцию, в которой участвовал 66 штурмовой авиаполк в 1942 году. Третья награду – орден Красной Звезды он получил за участие в боях по Белгородом летом 1943 года, где он и был тяжело ранен. А орден Отечественной войны I степени И.В. Белов получил уже после войны – как её участник и ветеран.
Мирную жизнь этого, без сомнения, выдающегося человека, можно считать подвигом. Как и герой «Повести о Настоящем Человека», Алексей Маресьев, И.В. Белов сумел найти в себе мужество после ранения не впасть в жалость к себе, а встать в трудовой строй, стать учёным-железнодорожником, а затем и ректором МИИТа. Его жизнь являет собой яркий пример победы сильного духом человека над обстоятельствами. Среди наград за трудовую деятельность, полученных Иваном Васильевичем – Орден Октябрьской революции, Дружбы народов, многие медали. Но самой большой наградой для него была сама его полнокровная и яркая жизнь, которую он прожил «всем смертям назло».
В.Я. Шульга