Экосистема что это яндекс
Война российских экосистем. «Яндекс» против «Сбера» плюс другие
Многие годы нам талдычат, что выигрывают те компании, которые могут закрыть большую часть потребностей клиента, то есть создать экосистему. Само слово «экосистема» набило оскомину, подспудно вызывает отторжение, его полоскали за эти годы все кому не лень. Игроков, которые могут создать интересное предложение, не так уж много — «Яндекс», который был первым в этой области, «Сбер» и с некоторой натяжкой западные компании, например, Google или Apple. Причина, по которой говорю о том, что Google и Apple не могут дать экосистему для российского потребителя, понятна — мы живем в реальном мире, пользуемся не только телефонами и компьютерами, но покупаем еду, ездим на такси или берем машины в каршеринге. Одним словом, у нас есть жизнь за пределами интернета, но у западных гигантов никакого предложения для нас тут нет, поэтому они, конечно же, проигрывают эту гонку безоговорочно. Интересно, что в мире не так много стран, способных создать продукты, объединяющие несколько сервисов под одной крышей, для этого требуются сильные локальные игроки, и в России они есть. Фактически можно говорить, что их два — «Яндекс» и «Сбер», все остальные выступают в роли догоняющих и копирующих их наработки. Но в отсутствие сравнимого реального бизнеса все эти попытки будут всегда вторичны и не привлекут сколь-нибудь заметного внимания. Чтобы предлагать заметные скидки в такси, нужно иметь соответствующую службу, контролировать ценообразование, и любой новый игрок столкнется с тем, что он просто не сможет этого делать в чужом сервисе.
Толчком для обсуждения войны экосистем, а точнее, похода «Сбера» против «Яндекса», стал квартальный отчет «Яндекса», компания отчиталась за второй квартал 2021 года. Меня привлекло одно число, которое раскрывает обсуждаемую тему, число подписчиков «Яндекс.Плюс», то есть тех, кого можно считать лояльными пользователями экосистемы «Яндекса».
Обратите внимание, что впервые «Яндекс» публично раскрыл данные о подписчиках «Яндекс.Плюс» только в конце 2020 года, это стало ответом на запуск подписок от «Сбера», активный PR прямого конкурента. Рост числа подписчиков «Яндекса» взрывной, но посмотрите, что во втором квартале это число осталось неизменным по сравнению с предыдущим кварталом, те же 9 млн подписок. В презентации «Яндекс» указывает, что в июле 2021 года число подписчиков составило 9.5 млн человек. Откуда такой взрывной рост за один месяц, мы разберемся чуть позже, пока же хотелось бы понять, где находится «Сбер». К сожалению, никакой статистики в «Сбере» о числе подписчиков «СберПрайм» и «СберПрайм+» не приводят, единственные официальные данные — это цифра в полтора миллиона подписчиков на июль 2021 года. Эти данные приводит директор дивизиона «Лояльность» Сбербанка Андрей Писарев вот тут.
По его словам, в 2021 году планируется увеличить число подписчиков в несколько раз. В ноябре 2020 года первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис заявил что в 2023 году число подписчиков превысит 10 миллионов человек. Цель амбициозная, но вполне реализуемая с ресурсами «Сбера».
Борьба двух гигантов будет заключаться в перетягивании потребителей под зонтик собственных услуг, здесь роли уже распределились понятным образом, «Яндекс» защищает свою аудиторию, в то время как «Сбер» нападает и пытается перетянуть их на свою сторону. Предложения, которые будет делать «Сбер», постепенно заполнят пространство, которое исторически занимает «Яндекс», причем это будет проявляться не только в сервисах, напрямую влияющих на покупателей, но и в том, как они работают. Напомню, что «Сбер» купил картографическую компанию «2ГИС», начал интегрировать карты «2ГИС» в собственные решения. Это означает, что постепенно карты «2ГИС» появятся не только на сайте «Сбера», но и во всех приложениях и сервисах, включая такси, службы доставки и все прочее. Помимо этого такие карты будут предлагаться партнерам «Сбера», а также всем желающим, задача — повысить долю «2ГИС» на рынке, продвинуть это решение максимально широко. И подобный подход будет характерен для всего, что делает «Сбер».
Подписка на ту или иную экосистему хороша, если вы пользуетесь ей и чувствуете, что получаете какую-то отдачу. Например, меня можно назвать лояльным пользователем «Яндекса», у меня есть подписка «Яндекс.Плюс».
Каким-то образом прошлым летом моя подписка преобразовалась в семейную, хотя пользуюсь ей я один и никогда не выбирал такой вариант. Возможно, это случилось из-за «Кинопоиска», не знаю. Факт в том, что изменить подписку каким-то человеческим образом нельзя, нужно отписаться от текущей подписки, а затем подписаться снова на ту, которая вам нужна. Какой-то костыль по меркам 2021 года.
Среди пользователей существует мнение, что «Яндекс» обманывает подписчиков «Яндекс.Плюс» и выставляет им цены выше, чем аналогичные для тех, кто не оформил подписку. Например, в такси вы можете видеть, что поездка для вас стоит 1 100 рублей, ее стоимость в приложении у водителя будет отображена как равная 1 000 рублей. Разница в сто рублей — это то, что возвращают вам в качестве бонусов на счет. В «Яндексе» многократно объясняли, что это внутренняя механика, но у многих она вызывает отторжение, так как это не скидка как таковая. Стоимость поездки завышается на 10%, которые затем вам и возвращают, вы оплачиваете из своего кармана эту щедрость компании.
Война экосистем. «Сбер» против «Яндекса» и будущее российского рынка IT
Ассоциации Сбербанка с банком прочны и неразрывны, и это не просто слово в названии, спроси любого, чем занимается компания, и люди просто не поймут вопроса, настолько очевиден ответ. Герман Греф задумал трансформацию банка в цифровую компанию давным-давно, этот процесс без всяких шуток титанический, так как изменить заскорузлую структуру представлялось практически невозможным. Помните извечное «где открывали карту, там и закрывайте»? Огромная неэффективная структура, что осталась в наследство со времен СССР, крупнейший банк страны с неограниченными возможностями и с отсутствием какой-либо необходимости меняться и делать это быстро. Грефа можно ругать за что угодно, но упрекнуть его в нежелании изменить Сбербанк невозможно. И это не косметические преобразования, а полная перестройка всего, с низа до самого верха. Трудно представить, что структура такого масштаба может превратиться в столь короткие сроки в своего рода стартап, но именно это и происходит на наших глазах. С поправкой на наличие фактически неограниченных финансовых ресурсов, возможность покупать лучшие головы и руки, приоритетное положение на рынке и доступ к информации, которая отсутствует у других игроков рынка.
Первым подходом к снаряду можно назвать концепцию, которую Герман Греф изложил несколько лет назад, компании должны быть цифровыми, уметь работать в новой среде. И традиционная банковская деятельность слишком узка для новых задач, поэтому необходимо расширить свое присутствие. Слово “экосистема” достаточно популярно и избито, но фактически оно и описывает то, что хотел и хочет сделать Сбербанк, создать набор сервисов и продуктов, что охватывают разные сферы жизни человека, помогают ему. Об этом говорят многие компании, каждая идет в этом направлении со стороны своего основного бизнеса. Например, операторы связи отталкиваются от предоставления связи и наращивают умения в других областях, например, открывают банковские услуги. Социальные сети опираются на своих пользователей и забираются в ту же связь или доставку еды. Поисковик в лице «Яндекса» осваивает смежные области, например, навигацию, и затем идет чуть дальше, создает множество сервисов-агрегаторов услуг, от доставки еды до такси. Рынок преобразуется в нечто большее, где наличие интернета и мобильной связи снижает стоимость выхода в новые ниши, а умения в области создания бизнес-цепочек, написания софта и информационных систем делают такой выход оправданным. По сути, на наших глазах рождается мир локальных экосистем, что постепенно начнут вытеснять Google, Apple, Microsoft из нашей жизни, ограничат их присутствие определенными нишами, не дадут занять большее пространство.
Слово «экосистема» мы привыкли относить на счет таких компаний, как Google, Apple, Microsoft, подразумевая, что за ним скрывается набор продуктов и сервисов, которые помогают нам в повседневной жизни. Такие продукты необходимы, мы не можем обходиться без них, и они дают нам удобство, комфорт, а также развлечения. Россия сильно уступает той же Америке в аспекте IT-технологий, не так сильна, как Китай. Но при этом заметно опережает Европу, в которой уровень IT-компаний заметно ниже. Для обывателя это выражается в повседневных вещах, комфорте и удобстве жизни. Представить единое Wi-Fi-пространство, как это сделано в Москве в общественном транспорте, либо сервисы на уровне “Мои документы” невозможно. И это де-факто государственная история, которая реализуется на уровне государственно-частного партнерства. Это просто небольшая толика примеров, их намного больше. По качеству мобильных сетей, доступности мобильного интернета Россия входит в тройку ведущих стран на планете. Многие не могут в это поверить, а потом знакомятся с качеством мобильных сетей в других странах и удивляются, не верят и, наконец, осознают реальность. Синтетические тесты и исследования не показывают реальности, а она такова, что Россия последовательно наращивала свои умения в области технологий. Это необходимый субстрат, на нем и вырастают новые экосистемы, что могут включать в себя новые продукты в разных областях.
«Яндекс» и Сбербанк, история сложных отношений
Первый подход к снаряду Сбербанка состоялся больше десяти лет назад. «Яндекс» активно развивался в России, амбиции диктовали выход на другие рынки, чтобы дать бой Google и попытаться откусить кусочек у этого гиганта. Независимость «Яндекса», откровенная настроенность сотрудников компании против российских властей, а также значение отдельных сервисов для новостной повестки превратили поисковик в локальную проблему. Далекие от политики сотрудники «Яндекса» транслировали настроения Аркадия Воложа, что выглядит абсолютно нормальным и легко объясняется. В конце концов, подлизываться к начальству можно по-разному.
В 2009 году клубок противоречий стал неразрешимым, встал вопрос о том, как «Яндекс» может существовать дальше. И Аркадий Волож пошел по пути наименьшего сопротивления, не стал отстаивать свою позицию, а моментально сдался на милость государства. Так «Яндекс» в 2009 году передал одну золотую акцию за символическую цену в 1 евро в пользу Сбербанка. Эта акция позволяла государственному банку блокировать продажу более 25% компании, а также вынуждала согласовывать все заметные сделки со Сбербанком. Государство фактически получило опосредованный контроль над компанией. Именно в те годы возникает идея, что «Яндекс» передает полный объем данных государству, следит за своими пользователями по заказу спецслужб. Присказка про товарища майора прочно прилепилась к «Яндексу» и сопровождает компанию все время, при анонсе каждого нового продукта эта история всплывает и обрастает дополнительным негативом. Внутри «Яндекса» вынуждены реагировать на это и прорабатывать этот вопрос, утверждая, что данные пользователей в безопасности. Например, запуская «Яндекс.Станцию» с Алисой, в компании даже публиковали схемотехнику колонки, чтобы показать, что микрофон можно отключить механически и он не будет подслушивать. Из таких объяснений многие вынесли ровно обратное впечатление, что «Яндекс» следит, но при этом заметает следы.
Аркадий Волож явно понимает, что разрыв неизбежен, и начинает искать новые возможности для своего бизнеса. Посмотрите небольшое видео с экономического форума в Петербурге, это лето 2019 года.
Олег Тиньков рассказывает про то, как устроены экосистемы. И это здравые мысли. Но что самое интересное, Олег Тиньков сказал, что объединение «Тинькофф банка» и «Яндекса» изменит рынок. Волож отшутился в тот раз. Но это был довольно недвусмысленный сигнал вовне со стороны Тинькова, он был готов продать свой бизнес. Для Сбербанка покупка банка «Тинькофф» не была необходимостью, рисков в такой сделке было больше, да и стратегия эволюции от этого неминуемо бы пострадала. А вот для «Яндекса» это был необходимый шаг, так как экосистема без значимого банка внутри просто не может работать.
За пару дней до конференции Сбербанка, что прошла 24 сентября, в «Тинькофф» рассказали, что «Яндекс» готов их купить за 5.5 млрд долларов. История лета 2019 года получила продолжение, так как «Яндекс» решил усиливать свою экосистему и стать прямым конкурентом «Сберу». Время объявления о сделке подгадали совсем не случайно, это публичная агрессия в сторону «Сбера». Не уверен, что это сделано от большого ума, но получилось весело, так как тут же «Сбер» ответил о покупке сервиса “Звуки” и создании стримингового сервиса “СберЗвук”. Ответ не выглядит симметричным, но он таким и не должен быть, так как Сбер готов выступать против «Яндекса» по всем фронтам. Это осознанная необходимость для развития собственной экосистемы.
Компания, что владеет вашими деньгами, может с большей легкостью продавать те или иные услуги. Это несомненный факт, который не вызывает никаких сомнений. Но об этом позднее, сейчас давайте обсудим людей и то, что без них невозможно ничего.
В «Сбере» в 2019 году открыли сезон охоты за ключевыми сотрудниками разных компаний, в первую очередь «Яндекса». Предложения работы были таковы, что от них мало кто мог отказаться. Это ухудшает бизнес-условия для «Яндекса», компания вынуждена тратить большие деньги на удержание своих сотрудников. Ограниченность в средствах по сравнению со «Сбером» делает этот процесс сложным. Компании находятся в разных стадиях, «Сбер» инвестирует в новые направления и может тратить на это большие бюджеты.
«Сбер» теперь хочет создавать разные сервисы, например, недавно купили «2ГИС», лучшую, на мой вкус, программу навигации и поиска тех или иных мест в России. В столице программа не так популярна, как в регионах, но под зонтиком «Сбера» она будет агрессивно развиваться. Это выпад против навигации от «Яндекса».
Про стриминг “СберЗвук” мы уже упомянули, а ведь еще есть доставка еды и множество разработок, что напрямую конкурируют с «Яндексом». Но в отличие от «Яндекса», у «Сбера» есть огромная сеть филиалов, что может стать той точкой, которая продвигает сервисы компании.
Первое, что сделали в «Сбере», это изменили банкоматы, они стали большими, современными. Огромные экраны, распознавание лица для доступа (не нужна карта!). И в этих банкоматах также есть все сервисы «Сбера».
Выдумка в «Сбере» присутствует, так как компания собрала с рынка разных людей, совместила их умения. Например, в такси «Ситимобил» теперь можно бронировать как поездку на такси, так и самокат. Фактически это новый вариант добираться быстро. Навигация от «2ГИС» интегрирована во все сервисы в том или ином виде. Это дает развитие сервису. Оплата, как вы понимаете, через «Сбербанк Онлайн».
На все сервисы «Сбера» накладывается облако Sber Cloud, плюс вы можете воспользоваться им отдельно.
«Сбер» отправился в путешествие по созданию умных устройств, это также часть стратегии, важно иметь физический продукт, а не только услуги. В мире, насколько мне известно, нет банков, которые самостоятельно разрабатывают такие устройства и продвигают их на рынке. Это вовсе не залог успеха, но интересное направление (привет «Яндексу», это снова выстрел в их сторону).
Первыми устройствами, в которые предустанавливают голосовой помощник от «Сбера», стали телевизоры Honor, складывается любопытная история, так как «Яндекс» до недавнего времени был основным партнером Huawei в этом направлении, а теперь все большее число сервисов появляется от прямого конкурента (до этого платежная система SberPay).
Cледующее устройство любопытно, называется оно SberPortal (аналог есть у Facebook). Планшет со встроенной колонкой и голосовым ассистентом, пожалуй, что его можно описать так. Также есть камера высокого разрешения.
Цена и начало продаж не объявлены, но считать, что устройство будет очень доступным, нельзя, если только «Сбер» не станет его субсидировать. Такого типа голосовые ассистенты в России отсутствуют, этот может собрать аудиторию тех, кто стремится попробовать что-то новое. И все упирается в стоимость этого решения. И никаких умных колонок! Что можно только поддержать, так как в «Сбере» дали свое прочтение рынка умных устройств.
Для голосовых ассистентов открывают магазин навыков, в который можно добавить свои новые умения. Это необходимо для развития экосистемы и удобства использования устройств. Нечто подобное много лет мы ждали от «Яндекса», но так и не получили, хотя пример Amazon есть и скопировать такой подход не составляло труда. Но не сделали.
Интересной выглядит единая подписка на все сервисы «Сбера», в «СберПрайм» входит OKKO, стриминговый сервис «СберЗвук» для музыки, «СберМаркет» (бесплатная доставка продуктов), DeliveryClub (10 заказов в месяц со скидкой 10% на каждый), «Ситимобил» (скидка 10% на любую поездку в любом классе), «СберМобайл» (минус 15% на счет за услуги связи), «СберДиск» (30 ГБ для хранения ваших файлов). Месячная подписка стоит 199 рублей. Сейчас можно купить годовую подписку за 999 рублей. Что, несомненно, будет интересно для новых подписчиков, а также развяжет ценовую войну с другими сервисами, так как предложение очень заманчивое. Меня, например, заинтересовали скидки на заказы, облачный сервис, в меньшей степени OKKO, хотя у детей есть подписка на него на телевизоре. Другое дело, что у нас подписка с «Амедиатекой», а в комплекте предлагается вариант “Лайт”, они просто несравнимы по тому, что внутри.
Копаясь в этих предложениях, каждый найдет что-то свое, я нахожусь вне экосистемы «Сбера», но подключился к «СберДиску», так как дают 15 ГБ места просто так. Отчего не взять?
Каждый отдельный сервис от «Сбера» может быть хуже в том или ином качестве, чем аналоги от конкурентов. Но то, что их увязывают в одну экосистему, они начинают проникать друг в друга, делает их сильнее, и именно этот комплексный подход в конечном итоге и выиграет. И та презентация, что прошла, это наглядно доказывает.
Каждый год я вижу более сотни разных презентаций от больших и маленьких компаний. Эта презентация сильно выбивается из общего потока. И ее можно ругать за формат, который кто-то посчитает скопированным у кого-то, и скопированным неудачно. Кто-то не поймет, зачем относиться к аудитории как к глупым людям, ведь можно было не разжевывать и потратить время на интересные мелочи, что скрыты под капотом. А мне именно этот формат понравился, он достаточно полно раскрывает ту идею, которая для многих осталась за кадром. Это именно комплексный подход к разным сервисам, попытка увязать их вместе и дать единый продукт.
И этим «Сбер» сегодня сильно отличается от конкурентов, у компании есть идея, как связать все продукты вместе и создать экосистему. В то время как тот же «Яндекс» формально идет по этому пути, но думает только про капитализацию компании, а про пользователя, мягко говоря, забывает. Что самое обидное, все показанное «Сбером» мог и должен был показать «Яндекс» еще несколько лет назад, но не смог и не показал.
Расскажите, что вы думаете об этом. Получится у «Яндекса» выстоять или нет? Что будет с экосистемой «Мейл.ру»? Как покажет себя «Сбер»? Что понравилось, что не понравилось в анонсах от «Сбера»? Добро пожаловать в комментарии.
Обзор «Яндекс»: диверсифицирующийся технологический гигант
Yandex N. V. (NASDAQ, MCX: YNDX) — нидерландский холдинг, головная компания международного технологического гиганта с российскими корнями — «Яндекса».
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса российских эмитентов. Идею сделать обзор «Яндекса» предложил наш читатель Alex Freeman в комментариях к обзору IPO Fix Price. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
О компании
«Яндекс» — крупная международная технологическая компания с российскими корнями. Ведет бизнес как в России, так и еще в 21 стране. Бизнес-модель компании не подразумевает разработку программного обеспечения на заказ или прямую продажу его клиентам — компания делает упор именно на создании и развитии полноценных пользовательских сервисов на основе произведенного компанией программного обеспечения. Многие сервисы компании — это фактически агрегаторы, многие бесплатны для широкого круга клиентов.
«Яндекс» считает началом своей истории 1990 год, когда начинали разрабатываться первые продукты компании в рамках компаний Arcadia и CompTek. В виде отдельного юридического лица компания появилась в 2000 году, а в 2007 появилась головная нидерландская компания Yandex N. V.
В первые годы существования были созданы: поисковый алгоритм, давший также название одноименному поисковому порталу, рекламный движок, прочие сервисы типа почты, карт. В первой половине 2010-х компания начала путь к активному расширению и диверсификации бизнеса — можно сказать, что она вышла в офлайн — стала производить товары и начала заниматься цифровизацией традиционных офлайн-бизнесов.
Сейчас у «Яндекса» не просто диверсифицированный бизнес. «Яндекс» — один из ведущих игроков, организовавших свою экосистему — большое количество разнообразных сервисов, пытающихся удовлетворить максимальное количество повседневных потребностей пользователя в одном месте. Экосистемность удобна самому «Яндексу» еще и потому, что новые экспериментальные сервисы могут использовать существующие наработки и сервисы как свою инфраструктуру, создавая синергию.
Компания выделяет шесть операционных сегментов бизнеса, в каждом — по несколько сервисов.
Поиск и портал. В данный сегмент входят довольно разнородные сервисы:
На заработки от рекламы значительно влияет объем рынка онлайн-рекламы — и с ним все хорошо: он растет, перетекая из менее эффективного офлайна. Несмотря на обилие сервисов, основным все равно остается поиск, так что компании очень важно сохранять свою лидирующую позицию в рунете, что непросто, так как главным соперником выступает мировой поисковый гегемон — Google. Пока получается.
Такси. Здесь объединены офлайн-бизнесы компании, связанные с мобильностью:
В разделе такси компания заняла уже значительную долю рынка, так что ФАС даже заблокировала покупку «Везет», посчитав, что тогда «Яндекс-такси» может занять 70% российского рынка агрегаторов такси. Остальные сервисы также растут хорошими темпами. В 2020 году компания выпустила единое суперприложение «Яндекс Go», объединяющее все сервисы в одном месте.
Как победить выгорание
«Яндекс-маркет». Мультикатегорийный маркетплейс и сервис сравнения цен. Он недавно снова стал полноценной частью «Яндекса». С точки зрения бизнеса это конкурент Ozon, в статье про который мы подробно рассматривали данный бизнес-сегмент и его перспективы. Количество товарных позиций, продающихся на «Яндекс-маркете», превысило два миллиона, количество продавцов — 8 тысяч. У компании есть 4 фулфилмент-центра: три в Москве и один в Ростове-на-Дону, — 8 сортировочных центров, 632 пункта самовывоза и 1187 пунктов выдачи. Компания активно использует курьерскую службу «Яндекс-лавки».
Медиасервисы. Сюда входят сервисы, связанные с развлечениями:
Вертикали. Сюда входят различные сервисы объявлений:
В данном сегменте компания зарабатывает на комиссиях за поднятие объявлений и дополнительные услуги, на рекламе.
Другие бизнес-юниты и инициативы. Сюда входят остальные сервисы компании — не подходящие под тематику остальных операционных сегментов или те, что числятся экспериментальными и которые компания не готова выделить в отдельные бизнес-юниты:
«Яндекс» гибко подходит к операционным сегментам, периодически перемещая сервисы из одного в другой. Например, «Яндекс-драйв» только недавно вошел в сегмент «Такси», а начиная с 2021 года «Яндекс-услуги» и «Товары» переместили в «Другие сервисы и эксперименты», которые вместе с тем переименовали в «Другие бизнес-юниты и инициативы», а геосервисы перешли в «Поиск и портал».
Также стоит упомянуть, что «Яндекс» не только самостоятельно разрабатывает новые сервисы с нуля, но и периодически не чурается покупать их для последующего встраивания в свою экосистему. Приобретаются как целые большие сервисы, которые так и остаются заметными частями экосистемы, такие как «Кинопоиск» и «Авто-ру», так и более мелкие активы — например, «Партия еды» и часть активов «Везет».