Экосистема сбера что это такое
Экосистема Сбера
Удобные сервисы для повседневной жизни и бизнеса
Компании экосистемы Сбера, в которых требуются молодые и прогрессивные сотрудники
Rambler&Co
Rambler&Co – один из лидеров российской индустрии медиа и развлечений, объединяющий медиасервисный холдинг Rambler&Co и мультимедийный сервис Okko.
Работа.ру
Работа.ру — сервис для поиска работы и подбора персонала, входит в экосистему Сбера. На сервисе размещено более 17,3 млн. резюме, зарегистрировано более 480 тысяч работодателей и публикуется более 250 тысяч вакансий каждый месяц.
2ГИС — IT‑компания. Мы разрабатываем карту, справочник и навигатор для комфортной жизни в городах.
Сетелем Банк
«Сетелем Банк» ООО — дочернее предприятие ПАО Сбербанк. Пятый год подряд Сетелем Банк лидирует на российском рынке автокредитования по объемам выдач автокредитов.
Сберлогистика
Сбер сегодня — это целый набор сервисов для жизни. Один из них — Сберлогистика.
СберЛизинг
Всё, что мы даём — это твоя возможность стать лучше: клиенты – лидеры в своей отрасли, демократичная среда, компетентные коллеги, обучение в онлайн школе и Корпоративном университете Сбербанка, карьерные возможности в крупнейшей финансовой экосистеме страны. Всё это ты можешь применить для своего развития.
СберМаркет
СберМаркет — онлайн-сервис, который помогает делать покупки, не выходя из дома.
Союзмультфильм
«Союзмультфильм» сегодня – динамично развивающаяся компания с уникальным культурным наследием.
Гонка экосистем: как «Сбер» будет конкурировать с «Яндексом» и Mail.ru Group
В последнее время темп соревнования экосистем значительно ускорился: Сбербанк, и в несколько раз увеличили выручку и оборот нетрадиционных бизнесов и продолжают тратить на них миллиарды долларов. Гонка обострилась год назад, когда совместный проект Сбербанка и «Яндекса» закончился громким разводом. А в марте газета Financial Times написала о возможном разводе Сбербанка с Mail.ru Group.
За счет капитальных затрат экосистемы увеличили размер бизнеса в несколько раз. Наибольшую выручку за первое полугодие 2021 года показала экосистема «Яндекса»: нерекламные доходы компании составили 78,9 млрд рублей — за год они выросли на 40%. А общая выручка нефинансовых сервисов Сбербанка выросла в три раза, до 74,7 млрд. Нерекламная выручка Mail.ru Group за год увеличилась на 27%, до 35,7 млрд рублей.
Пока об успешности экосистем можно судить по их доле на рынках, на которых они представлены, и по количеству лояльных пользователей. Наиболее важный рынок для экосистем сейчас — e-commerce, а наиболее важный сегмент — продукты питания.
Победить в битве за еду
Основная борьба экосистем в ближайшие годы будет проходить в сегменте доставки еды. За 2020 год этот рынок вырос втрое — до 155 млрд рублей, подсчитали аналитики Infoline. К 2025 году этот сегмент должен вырасти до 1 трлн рублей, следует из доклада Goldman Sachs. Сейчас рынок онлайн-доставки еды в России только зарождается, на него приходится около 1% от всех продаж, рассказал аналитик консалтинговой компании. Несмотря на то что доставка еды — самый низкомаржинальный сегмент экосистем, он наиболее высокочастотный. Люди как минимум один раз в неделю покупают продукты питания, есть и такие, кто заказывает еду несколько раз в день. Половина потребительских доходов тратится на еду. А товары из более маржинальных сегментов заказывают реже, например, товары для дома люди покупают всего один-два раза в год. Поэтому именно через продукты питания легче всего привязать аудиторию к экосистеме, говорит аналитик.
Неслучайно компании объявляют о своих планах по захвату доли на рынке доставки еды и e-commerce. Так, «Яндекс» в этом году намерен стать игроком №1 в России по продуктовому обороту в e-commerce (включая FMCG-часть «Яндекс.Маркета», продуктовую часть «Еды» и «Лавку»), написала компания в своей отчетности. Тогда же СМИ сообщили о планах «Яндекса» купить «Азбуку вкуса», а позже о том, что сделка сорвалась. Сбербанк же намерен стать №3 на российском рынке e-commerce к 2023 году и №1 к 2030-му, говорил ранее первый зампред «Сбера» Лев Хасис. При этом на рынке доставки еды «Сбер» уже вошел в тройку лидеров, следует из обзора Goldman Sachs. По их подсчетам, доля «Сбермаркета» составила 13,4%, а доля совместного проекта с Mail.ru, «Самоката», — 6,1%. Доля «Яндекс.Лавки» пока что составляет 7,1% (без учета продуктовой части «Еды» и «Маркета»). При этом «Яндекс» впервые раскрыл оборот «Лавки», который вырос на 132% в годовом выражении, до 6,3 млрд рублей. Оборот «Сбермаркета» в I квартале 2021 года составлял 10 млрд рублей, он вырос в шесть раз год к году.
Главное для экосистем сейчас — научиться монетизировать сервисы доставки продуктов питания, продолжает аналитик консалтинговой компании. Пока что все подобные сервисы в России не приносят прибыли, и экосистемы тратят на них деньги. Один из вариантов монетизации — продавать вместе с продуктами питания другие товары, более маржинальные. А для этого сервисы доставки продуктов из магазинов необходимо объединить вместе с другими e-commerce сервисами. Это путь, который прошел Amazon: компания заманила в свой маркетплейс много людей, заняла рынок доставки продуктов, а потом добавила другие сегменты — и стала успешной экосистемой в США. Поэтому тот, кто выиграет российский рынок онлайн-доставки продуктов питания, с большой долей вероятности победит в гонке экосистем, считает аналитик.
Привлечь лояльную аудиторию
Следующий шаг в гонке — привлечение клиентов в программы лояльности. Для компании важно, чтобы пользователи покупали как можно больше продуктов и услуг именно внутри их экосистемы. У всех трех компаний уже есть своя аудитория: у Сбербанка около 100 млн клиентов финансовых продуктов, у «Яндекса» — десятки миллионов пользователей поисковой системы, писали «Ведомости», а у Mail.ru — 47 млн ежедневных пользователей «ВКонтакте». «Каждый день больше 90% аудитории Рунета пользуется продуктами и сервисами экосистемы VK: соцсетями, электронной коммерцией, доставкой еды и транспортом, играми и образованием», — рассказал пресс-секретарь Mail.ru Group Петр Комаревцев.
Через эти сервисы компании удерживают пользователей с помощью подписки. Первым свою подписку запустил «Яндекс»: в 2018-м появилась подписка «Яндекс.Плюс». Ее пользователи получают доступ к онлайн-кинотеатру «Кинопоиск», музыкальной библиотеке «Яндекс.Музыки», а также копят бонусы за использование сервисов экосистемы. Стоит подписка 199 рублей в месяц. К концу июля 2021 года у компании было 9 млн подписчиков, за год показатель вырос более чем в два раза.
Вслед за «Яндексом» подписки на свои экосистемы запустили «Сбер» и Mail.ru Group.
Сбербанк запустил подписку «СберПрайм» осенью 2020 года, а весной 2021 появилась «СберПрайм+». В них входят разные уровни подписок на онлайн-кинотеатр Okko и музыкальный сервис «СберЗвук», а также скидки на услуги сервисов экосистемы: Delivery Club, «СберМаркет», «Самоката» и др. Подписчики «СберПрайм+» получают повышенные бонусы, бесплатные переводы и выгодный курс обмена валют. Семейство подписок «СберПрайм» играет важную роль в привлечении клиентов, подтвердили в пресс-службе. Стоят эти подписки 199 и 399 рублей в месяц соответственно. Общее количество подписчиков к концу июля выросло до 2,9 млн.
Mail.ru запустила свою подписку VK Combo тоже осенью 2020 года, ее стоимость — 169 рублей. В нее входят доступ к сервису «Музыка ВКонтакте», а также возможность получить скидку в сервисах «Еда ВКонтакте», «Такси ВКонтакте» и партнерских проектах. В экосистеме больше 4 млн подписчиков, говорила в августе 2021 года в интервью «Коммерсанту» гендиректор «ВКонтакте» Марина Краснова.
Существующие программы лояльности едва ли смогут успешно привлечь много людей в экосистему, считает аналитик. Например, в финансовых сервисах сложно формулировать конкурентные преимущества. По его словам, последние опросы показывают, что люди не «бегают за кешбэком» и другими транзакционными продуктами. Социальные сети тоже не вполне способны привязать людей к подпискам, потому что многими сервисами внутри них можно пользоваться бесплатно, посмотрев рекламу.
Проще всего привлечь пользователей в программы лояльности опять-таки через доставку продуктов, считает аналитик, потому что еду люди заказывают чаще всего. И если компания выиграла рынок онлайн-доставки еды, она легко «пересадит» людей на свою программу лояльности. И тогда они начнут чаще пользоваться услугами внутри ее экосистемы за счет различных бонусов и скидок. Для этого даже не нужно объединять все сервисы в одно приложение — достаточно иметь единый идентификатор для всех сервисов, своего рода Аpple ID. Такой идентификатор есть у «Яндекса», «Сбера» и Mail.ru.
Другие конкурентные преимущества
Есть и такие сегменты, в которых компаниям уже удалось создать конкурентное преимущество. Так, «Яндекс.Такси» (СП «Яндекса» и Uber) — абсолютный лидер на российском рынке такси. По последним данным Дептранса на апрель 2020 года, доля «Яндекс.Такси» составляла 63,1%, доля «Ситимобила» — 28,7%. Выручка «Яндекс.Такси» во II квартале 2021 года составила 28,1 млрд рублей — почти треть общей выручки компании. Этот бизнес принес «Яндексу» 1,5 млрд прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации.
У Сбербанка самый сильный финансовый бизнес среди компаний, строящих экосистемы. По данным Mediascope, 82,8% пользователей интернета в 2020 году совершали платежи через приложение Сбербанка. А 54,7% использовали для этого «Яндекс.Деньги» (теперь ЮMoney), который после развода с «Яндексом» достался Сбербанку. «Для экосистемы наиболее важным сегментом является ее основной бизнес. Для «Сбера» это банковские и финансовые сервисы. Остальные сервисы экосистемы развивают изначально как комплиментарные. Но со временем такие сервисы могут вырасти в большие бизнесы», — сказали в пресс-службе банка. «Яндекс» весной этого года запустил свой сервис Yandex Pay, а затем приобрел банк «Акрополь» за 1,1 млрд рублей.
Экосистема «Сбер»: новый техногигант вызывает опасения
В конце прошлого года Сбербанк провёл ребрендинг, став экосистемой с коротким названием «Сбер». Благодаря яркой рекламной кампании акция стала заметным событием года. Из мощного банка «Сбер» трансформируется во всесильного технологического гиганта, что пробуждает не только любопытство, но и опасения.
По итогам 2020 года активы Сбербанка превысили 33 трлн рублей, что даже больше, чем у остальных банков из топ-5 вместе взятых. Он также может похвастать самой широкой сетью отделений, банкоматов, работающих в России и 17 зарубежных странах. При общей выручке за прошлый год 3,37 трлн рублей чистая прибыль составила 760,3 млрд рублей. Несмотря на то, что выручка от нефинансового бизнеса составила лишь 71,4 млрд рублей, в «Сбере» возлагают на него большие надежды.
На сайте финансовой организации можно увидеть такое описание цифровой экосистемы «Сбера»: «Мы окружаем клиентов сервисами на все случаи жизни — от покупки продуктов до передвижения по городу».
С помощью единой цифровой платформы, построенной на использовании больших данных и искусственного интеллекта, можно заказать еду, перевести деньги, посмотреть фильм, купить лекарства, вызвать такси, отправить посылку или поручить дела виртуальным ассистентам.
Танго двух слонов
Попытки Сбербанка наладить выгодное партнёрство вначале с китайским гигантом Alibaba, а затем с российскими компаниями «Яндекс» и Ozon поочередно терпели фиаско. Это как в песне Высоцкого «Если друг оказался вдруг…». Тесному сотрудничеству мешали то нюансы рыночной конкуренции, то разные подходы к философии бизнеса. Первый зампред правления Лев Хасис, который ставит цель сделать e-commerce флагманским бизнесом «Сбера», предпочёл развивать его самостоятельно, отбросив идею равноправных партнёрств.
«Иногда двум слонам тяжело вместе станцевать танго, даже если они этого очень хотят», — образно заметил глава Сбербанка Герман Греф.
С некоторых пор активность Сбербанка в приобретении компаний или их долей в самых разных рыночных секторах стала источником громких новостей для деловых СМИ. В октябре прошлого года стало известно о будущей сделке по приобретению пакета акций «Еаптеки» — одной из крупнейших компаний на рынке дистанционной торговли лекарствами, сервисом которой ежемесячно пользуются более 4 млн человек. Примерно в то же время «Сбер» выкупил долю предпринимателя Александра Мамута в Rambler Group и стал единственным владельцем интернет-компании, включая онлайн-кинотеатр Okko и знаменитый кинотеатр «Художественный».
В декабре прошлого года «Сбер» довёл до контрольной свою долю в производителе онлайн-касс для предпринимателей «Эвотор». Ставится цель более тесно интегрировать «Эвотор» в экосистему «Сбера» с запуском новых продуктов и направлений бизнеса. В феврале этого года СМИ сообщили, что «Сбер» приобрёл 100% компании «Ё-инжиниринг», которая разрабатывала гибрид «Ё-мобиль». В своё время его создание инициировал бизнесмен, владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров, но в 2014 году от проекта отказался. В банке пояснили, что компетенции команды «Ё-инжиниринга» будут полезны при разработке платформы для автономных средств передвижения, беспилотных автомобилей и технологий.
Еще одной сенсацией стало недавнее подписание группами «Сбер», «М.Видео — Эльдорадо» и предпринимателем Александром Тынкованом юридически обязывающей документации по приобретению «Сбером» 85% доли в маркетплейсе goods.ru. Учитывая, что развитие электронной коммерции является для экосистемы «Сбера» магистральным направлением, делается акцент на превращение маркетплейса в динамично растущую мультикатегорийную площадку e-commerce. Как заявил Лев Хасис, к концу 2023 года «Сбер» надеется «войти в топ-3 или топ-5 игроков рынка с общим оборотом порядка полутриллиона рублей».
Закрытая экосистема против открытой
По словам Германа Грефа, повышенный интерес группы «Сбер» к рынкам e-commerce, развлечений и образования связан с ожиданиями хорошей доходности. В одном из интервью глава Сбербанка заявил, что грех не инвестировать в компанию, если она растёт в 11 раз за год. Можно заработать огромные деньги на увеличении акционерной стоимости, что никогда не получится в банковском секторе.
«Все экосистемы являются доминирующим фактором развития экономик практически во всех странах мира. Потому что это менее затратно, значительно более удобно для клиента — он за это «проголосовал» кошельком. Бороться с ними совершенно бессмысленно», — заявил Герман Греф в недавнем интервью изданию РБК.
Глава «Сбера» против того, чтобы власти тормозили развитие российских экосистем во избежание захвата нашего рынка иностранными техногигантами. Нужно подставлять плечо своим, считает Греф. Хотя и не обойтись без регулирования, «чтобы поддерживать конкуренцию на внутреннем рынке и дать возможность маленьким игрокам сохранять свою конкурентоспособность». При этом делается оговорка, что никто пока не знает, каким должно быть регулирование, «потому что онлайновая экосистема — это новая реальность».
Между тем Центробанк не собирается допускать доминирования в России любых технологических гигантов («Сбер», ВТБ, Тинькофф Банк, «Яндекс» и Mail. ru Group), так как опасается появления «сверхмощных экосистем». В докладе для общественных консультаций «Экосистемы: подходы к регулированию» даются рекомендации перед лицом новых вызовов для конкуренции в российском банковском секторе.
Как считает глава ЦБ Эльвира Набиуллина, экосистемы не должны строиться «по закрытому принципу», когда лидеры рынка захватывают в свой периметр всё больше небанковских продуктов и собирают всё больше данных. Регулирование должно способствовать тому, чтобы сам человек или бизнес могли перемещать свои данные свободно из одной организации в другую. Иначе развитие менее сильных участников рынка будет «утыкаться в заборы таких экосистем».
Регулятор предлагает законодательно выделить новый субъект регулирования — цифровую платформу или экосистему, ввести требование об открытой модели в отношении доминирующих экосистем с возможностью доступа к платформе конкурирующих поставщиков товаров и услуг, установить за ними контроль ФАС, уделить особое внимание сделкам слияния и поглощения, ввести запрет на использование внутренних учетных единиц экосистемы в качестве платёжного средства и многое другое.
Глава ВТБ Андрей Костин сообщил, что его структура отдаёт предпочтение открытой экосистеме, в которой партнёры могут предоставлять своим клиентам продукт, не являясь его держателем. В противоположность ей замкнутая экосистема предлагает клиенту ограниченный набор сервисов лишь в своём периметре. В качестве положительного примера Костин привёл инвестиционные продукты ВТБ, встроенные в интерфейс «Яндекса» или мобильное приложение «Магнита», через которое клиенты ретейлера могут совершать платежи. В любом случае создание закрытой экосистемы требует больших денежных затрат и чревато монополизацией рынка, что неминуемо приведёт к ужесточению регулирования.
Как показывает опыт «ошибок трудных» американских IT-гигантов, подыгрывание чрезмерным аппетитам и амбициям создателей экосистем рано или поздно приводит к плачевным результатам. Наши техногиганты должны расти, чтобы не уступать иностранным, но только не за счёт превращения рынка в джунгли, где действует лишь право сильного.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
«Сбер» меняет банк на экосистему
«Сбербанк превращается в полноценную технологическую компанию», – заявил президент, председатель правления банка Герман Греф в ходе презентации новых элементов и возможностей банковской экосистемы. Поменяется практически всё, начиная с логотипа и имени компании, которая теперь будет называться просто «Сбер», и заканчивая банковскими отделениями. В них появятся новые банкоматы, понимающие голосовые команды и узнающие клиента по биометрии, а также постаматы для получения посылок, кафе и детские уголки.
Впрочем, главное внимание в ходе презентации было уделено технологическим новинкам, среди которых выделяются семейство виртуальных ассистентов «Салют», смарт-дисплей SberPortal и ТВ-приставка SberBox.
В «Салют» вошли три персонажа – Сбер, Афина и Джой. Их базовые функции аналогичны возможностям виртуальных помощников от других компаний: они могут записать пользователя в поликлинику или салон красоты (причем, если желаемое время посещения окажется недоступно, помощник сообразит запросить резервный вариант). Но вдобавок к этому в «Салют» интегрирован доступ к банку и другим сервисам «Сбера». Навыки ассистента можно также расширять с помощью платформы SmartApps – обещается, что это будет способен сделать любой пользователь, не обладающий навыками программирования. Каждый помощник из семейства «Салют» отличается своим «характером» и «темпераментом», так что пользователь сможет выбрать наиболее «близкого по духу» или поменять выбор в любой момент.
Ассистенты будут доступны на мобильных устройствах на платформах iOS и Android в приложениях «Сбера», а также в ряде устройств под брендом «Сбер». В частности, в ТВ-приставке SberBox, которая дает доступ к телеканалам и фильмотеке.
В сеть выложили предполагаемый разговор Байдена и Порошенко о Трампе
Здесь виртуальный ассистент, например, может распознавать демонстрируемые на экране предметы гардероба (скажем, одежду героя фильма) и прочие товары и – по желанию пользователя – заказывать их покупку и доставку. Помимо прочего в приставке также доступны игры, которыми можно управлять со смартфона, а также музыка в сервисе «СберЗвук» и другой контент. SberBox появится в продаже уже в ближайшее время, заявленная цена приставки – 3490 руб.
Еще одно новое устройство от «Сбера» – мультимедийный смарт-дисплей SberPortal. Он был представлен как «первый российский умный экран с интеллектуальной колонкой и широкоугольной камерой», в котором установлены 10-дюймовый Full HD экран и динамик от Harman Kardon. Управлять SberPortal можно как голосом, так и прикосновениями к экрану, а также жестами перед камерой, которую можно использовать и для видеозвонков. SberPortal станет доступен в конце 2020 г., его цена пока не называется.
Специальный акцент в ходе презентации был сделан на сервисах для предпринимателей: «СберБизнес», «СберСоветник», «СберРешения». Эти сервисы, в частности, смогут оценивать бизнес-идеи с прогнозом на пять лет, подбирать сотрудников, проверять контрагентов, предоставлять бухгалтерские услуги и оказывать юридическую поддержку. Также в экосистему банка войдет платформа Smart Market, где различные компании, включая малый бизнес, смогут создавать новые функции («навыки») для виртуальных ассистентов «Салют». Среди развивающихся сервисов были выделены служба доставки посылок «СберЛогистика» и образовательная платформа для детей «СберКласс», которая уже работает в 65 регионах России.
Для большинства экспертов заявление о трансформации «Сбера» и его технических новшествах на стало сюрпризом. «Сбер» уже давно превратился в полноценную технологическую компанию. Однако то же самое можно сказать и про множество других банков, развивающих дистанционные услуги и мобильные каналы предоставления услуг, – считает Ольга Ульянова, вице-президент – старший кредитный специалист московского филиала Moody’s Investors Service. – Особенность «Сбера» – стратегическая нацеленность на создание экосистемы, т. е. объединение широкого набора банковских и, что важно, небанковских сервисов под единым брендом».
По ее мнению, «Сбер» в этом направлении продвинулся в России дальше всех, но за ним следуют «Тинькофф банк», ВТБ, Райффайзенбанк, Альфа-банк и ряд других. «Сбер» трансформируется давно, и рынок на это реагирует ужесточением конкуренции за клиентов, ускорением внедрения инноваций и активным партнерством банков с технологическими компаниями: например, «Тинькофф банка» с «Яндексом» или Газпромбанка с «Мегафоном», – отмечает Ульянова. – В конечном итоге рынок должен прийти к тому, что каждый клиент получит возможность через единое мобильное приложение своего банка приобрести любую или почти любую услугу как финансового, так и нефинансового характера».
Процесс трансформации «Сбера» идет уже много лет, поэтому в новостях о запуске новых сервисов наряду с ребрендингом нет потенциала для резкого влияния на рынок, считает генеральный директор Национального рейтингового агентства Алина Розенцвет. «В вопросе экосистем я придерживаюсь консервативной позиции, – отмечает она. – Готовность брать на себя предпринимательские риски в сферах, далеких от банковской, – это довольно рискованный путь. Для меня будет большим удивлением, если регулятор в России или мировые регуляторы будут активно поощрять развитие банков в этом направлении».
Сколько стоит экосистема Сбера?
Сбербанк последние несколько лет активно вкладывается в развитие своих технологических возможностей, а Греф делает отдельный акцент на становлении компании не только в роли банка, но и в качестве полноценной технологической компании. И хотя сейчас финансовые услуги занимают подавляющую долю в финансовых результатах компании, Сбер не прекращает развивать другие проекты.
Из этой статьи вы узнаете:
Что такое экосистема Сбера?
Под экосистемой Сбер подразумевает свои нефинансовые сервисы. В настоящий момент Сбер выделяет следующие основные направления:
В 2017 году Сбербанк (MCX: SBER ) поставил цель по выручке своих нефинансовых сервисов на 2020 год: 70 млрд руб. В итоге компании удалось выполнить цель — выручка составила 71,4 млрд руб. Причиной успеха стал повышенный темп роста. Так, выручка выросла в 2,7 раза, а GMV дочерних компаний выросла в 12,4 раза на фоне пандемии.
И хотя сейчас эта часть бизнеса занимает маленькую долю в финансовых результатах Сбера, компания ожидает, что в ближайшие годы ситуация поменяется, и в 2023 году доля сегмента в операционной прибыли вырастет с менее 1% в 2020 году до 5% в 2023 году.
Рассмотрим, что стоит за этими цифрами.
Структура и перспективы нефинансовых сервисов
В рамках экосистемы Сбер развивает как B2C, так и B2B-направления. B2C-направления занимают большую долю в выручке — 52,9%.
Экосистема: раскладываем по полочкам
Среди B2C-направлений крупнейшим источником выручки являются «Развлечения». В них выручка составила 7,4 млрд руб. по итогам 2020 года, увеличившись в 3,9 раза г/г.
Самым крупным активом сегмента является Okko. Компания показывает впечатляющие темпы роста, однако в 2020 году её доля на рынке упала на фоне повышенной конкуренции со стороны Кинопоиска и Start.
Аналитики TMT Consulting ожидают рост рынка на 42% в 2021 году, а среднегодовой темп роста в ближайшие 5 лет на уровне 36%.
Информации о прибыльности компании нет. Мы можем лишь провести аналогию: для сравнения, Netflix (NASDAQ: NFLX ) вышел в положительную EBITDA спустя 5 лет существования.
В 2020 году Ситимобил увеличил оборот в 2,2 раза. По словам представителя компании, Георгия Лобушкина, take-rate составляет 13-22% с НДС, в зависимости от города. Это даёт выручку за 2020 год в диапазоне от 6,0 млрд руб. до 10,1 млрд руб.
Стоит отметить, что Ситимобил сильно уступает своему основному конкуренту, Яндекс.Такси. Так, в 2019 году Ситимобил занимал около 1% рынка легального такси в России, в то время как Яндекс.Такси занимал около 27%. Заметим, что в наиболее крупных регионах Ситимобил занимает более уверенные позиции: в ноябре 2020 года агрегатор занимал вторую позицию в Москве с 20,2% против 70,8% Яндекс.Такси.
По разным источникам, перспективы рынка такси в России различны. Так, аналитики банка Bank of America (NYSE: BAC ) прогнозируют рост количества поездок на рынке такси на 37% в 2021 году. Однако аналитики BusinesStat ожидают более сдержанный рост: 3,9%. Причиной такого прогноза является ожидаемое снижение уровня доходов россиян на фоне пандемии.
Хотя сервис не является прибыльным, он стабильно идёт к этому. Одним из позитивных аспектов последних кварталов является развитие модели 1Р.
Модель 1Р подразумевает, что Delivery Club выступает не только в роли маркетплейса, но и занимается логистикой, беря на себя доставку заказов из ресторанов.
Модель 3Р изначально занимала большую долю. По ней вся логистика ложится на рестораны, а Delivery Club выступает только в роли маркетплейса, соединяя заказчиков еды и рестораны.
Для Delivery Club это возможность повысить свои финансовые показатели, так как take-rate с таких заказов существенно больше: 35% против 20%. Также это возможность создать более приятный опыт для клиентов, так как рестораны нередко не справляются с логистикой, что негативно влияет на сохранение клиентов Delivery Club.
Самокат показывает огромные темпы роста, что происходит как за счёт активной экспансии и открытия новых дарк-сторов, так и за счёт карантина и необходимости сидеть дома в начале 2020 года. Продолжающийся рост финансовых показателей после снятия ограничительных мер говорит о том, что e-grocery продолжит занимать существенный объём общего ритейл-рынка.
В настоящий момент компании сектора являются убыточными, что в основном вызвано высокими темпами роста. Компании активно вкладываются в открытие новых dark-store, расширение персонала, что давит на маржинальность, но позволяет продолжать активное развитие.
В целом у сегмента FoodTech & Mobility выручка составила 4,8 млрд руб., увеличившись в 11,0 раз г/г. Заметим, что сумма выручки активов сегмента превышает показатели сегмента в связи с разницей в признании выручки Mail.ru Group и Сбера.
Рынок кибербезопасности является перспективным на фоне стабильного роста кибератак. За последние 3 года средний рост рынка информационной безопасности составил 16,2%.
BI.Zone был основан Сбербанком в 2016 году. В 2017 году выручка составляла 567 млн руб., в то время как по итогам 2020 выручка от всего сегмента кибербезопасности составила 9,4 млрд руб.
На долю самого Сбера в бизнесе BI.ZONE приходится чуть менее 20%, и основную часть выручки — более 70% — обеспечивают зарубежные проекты в странах СНГ, на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии с более чем 200 клиентами в 10 странах мира.
В B2B-сервисах выручка составила 33,6 млрд руб., увеличившись в 11,0 раз г/г. Привлекательность направления заключается в том, что оно является прибыльным: EBITDA в 2020 году составила 5,3 млрд руб.
Риски развития экосистемы
Мы выделяем два основных риска развития экосистемы:
1) Несмотря на лидирующие позиции на рынке, Сбер в глазах многих остаётся банком, не имеющим технологического ДНК. Это может сделать его позиции на высокотехнологичных рынках более шаткими на фоне роста конкуренции со стороны Тинькофф, Яндекса и других компаний.
Отсутствие технологического стержня проявляется в двух основных вещах: отсутствие возможности привлечь лучших специалистов и большая бюрократия Сбера. Первый фактор может влиять на качество продукта, в то время как второй влияет на скорость принятия решений и возможность организации эффективной работы в большой команде.
2) Ранее Сбербанк имел 2 совместных проекта с Яндексом (MCX: YNDX ). В 2012 году была куплена доля 75% в Яндекс.Деньгах, а в апреле 2018 было организовано СП на базе Яндекс.Маркет, в котором обе компании владели 45%. Затем договорённости были расторгнуты в июне 2020. Яндекс выкупил у Сбербанка его 45% в Яндекс.Маркете, а Яндекс.Деньги отошли Сбербанку.
Сейчас у Сбера совместное предприятие с Mail.ru Group (MCX: MAILDR ), в которое компании вступили в декабре 2019. В рамках СП от Mail.ru Group вошли Delivery Club и Ситимобил, от Сбербанка — цифровая платформа для ресторанного рынка FoodPlex. Кроме того, Сбербанк инвестировал в СП 38 млрд руб. В августе 2020 года партнеры инвестировали в него еще 12 млрд руб. В СП входит доля в картографическом сервисе 2ГИС, сервисы доставки продуктов «Самокат» и готовой еды «Кухня на районе».
Однако в последние несколько месяцев начали появляться слухи об окончании и этого СП. Первые новости стали появляться в конце 2020. Сейчас же, по данным Financial Times, компании запросили неформальное разрешение российских властей на раздел активов своего совместного предприятия (СП). В середине марта Forbes со ссылкой на источники сообщал, что в рамках одного из вариантов «развода» Сбербанку достанется Ситимобил, a Mail.ru Group — компании, связанные с едой и доставкой.
Повторный неудачный исход СП может говорить о неспособности Сбербанка выстраивать успешные отношения с технологическими компаниями.
Оценка незначительна относительно основного бизнеса
Как мы уже заметили, сейчас объем операционных расходов нефинансовых продуктов занимает маленькую долю в общем бизнесе Сбера. Поэтому, несмотря на высокие темпы роста, они не влияют сильно на оценку компании. Рассмотрим подробнее.
Методом оценки послужил метод суммы частей экосистемы, при использовании которого мы суммируем оценки каждой крупной компании экосистемы отдельно. Расчёт стоимости компаний проводится по методу мультипликаторов. Мы считаем, что это наиболее применимый метод для оценки активов, так как они находятся в стадии бурного роста, и потому оценки другими методами не дадут достаточно точных результатов. В качестве аналогов мы берём российские публичные компании, если таковые имеются. Если таких нет, то мы берём американские компании.
Мы оцениваем экосистему в 438,7 млрд руб. Наиболее дорогим сегментом является «Кибербезопасность» на фоне наибольшего размера выручки (оценка 181,4 млрд руб. при выручке 9,4 млрд руб.). Вторым по стоимости направлением являются «Развлечения» с оценкой 75,9 млрд руб. при выручке 7,4 млрд руб.
Нынешняя капитализация Сбера составляет около 6,4 трлн руб. Соответственно, доля экосистемы в капитализации занимает порядка 6,9%.
Доля быстрорастущих нефинансовых бизнесов в капитализации и доходах мала, но мы считаем, что она будет расти. Уже сейчас эта часть бизнеса похожа на АФК Система (MCX: AFKS ) и Яндекс. Быстрорастущие бизнесы смогут повысить оценку Сбера до более высоких мультипликаторов, так как Сбер будет торговаться как банк + пачка быстрорастущих бизнесов. Сейчас они занимают 7% в капитализации, но при продолжении роста выйдут на 20-25% уже через 3-4 года.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Николаем Чиквашвили