Эксклюзивный мерч что это
Что такое «мерч» и откуда взялось это слово?
Приветствую Вас, друзья!
Слово «мерч» стало довольно популярным в последние годы, правда, употребляют его преимущественно в ироническом тоне. При этом не все понимают, что такое мерч, поэтому случаи ошибочного употребления встречаются довольно часто. Давайте разберемся, что означает этот термин, чтобы впредь сразу понимать, о чем речь.
Что такое «мерч»?
Мерч — это продукция, снабженная атрибутикой известной личности, музыкальной группы или фильма, имеющего обширную фанатскую аудиторию. К примеру, это могут быть футболки и толстовки с принтами, кепки и сумки, чехлы для телефонов, чашки и блокноты, значки и брелоки.
Интересно, что собственные мерчи есть не только у реальных личностей и коллективов, но и у вымышленных персонажей из мультфильмов и кино. Разумеется, все права на выпуск соответствующей продукции в таком случае принадлежат студии, выпускающей соответствующий мультфильм или фильм.
Как возник термин?
Если граждане России и других постсоветских стран узнали о том, что такое мерч, относительно недавно, то в США данное слово появилось и приобрело популярность ещё во второй половине XX века. Произошло оно от слова «merchandize» (продвигать, рекламировать) и обозначало одежду и прочие аксессуары, на которые была нанесена символика популярных тогда групп и отдельных музыкантов.
Преданные фанаты носили такую одежду с огромным удовольствием и просто не могли прийти на концерт в обычной футболке. Позже стало очевидно, что люди с удовольствием пользуются вещами, на которых изображены не только любимые артисты, но и другие узнаваемые персонажи, в частности, герои фильмов и мультфильмов.
Когда мерч появился в России?
Само явление стало популярным у россиян гораздо раньше, чем обозначающее его слово. В 90-е годы футболки с фотографиями и логотипами популярных тогда музыкальных групп заполонили города. Человек мог даже не знать, о чем поёт группа «Ария», но гордо ходил в футболке с красочной фотографией коллектива и соответствующей надписью.
Интересно, что в то время сами исполнители не имели отношения к данной продукции и не получали ни копейки с продаж подобных футболок, толстовок, бандан, шарфов и прочей одежды. В то время качество перечисленной продукции было невысоким, поскольку шилась она преимущественно в Турции и Китае, а основная целевая аудитория была не очень платежеспособной.
Со временем музыканты осознали, что могут таким образом извлекать дополнительную выгоду из своей популярности, и начали налаживать производство официальной брендированной продукции.
Сегодня мерчи имеются практически у всех популярных российский артистов и приносят им доход, иногда превосходящий доход, получаемый от концертной деятельности и продажи альбомов. Отметим, что подобную продукцию выпускают не только музыканты и артисты, но и популярные блогеры и просто известные персоны.
Почему мерч так популярен?
Увлечение музыкой определенной группы у большинства людей быстро перерастает в личную симпатию к солисту и музыкантам. В результате человек всячески стремится продемонстрировать своё пристрастие, а также популяризировать любимый коллектив. Кроме того, это замечательный способ познакомиться с такими же фанатами, которых можно узнавать с большого расстояния буквально по «дресс-коду».
Впрочем, символика популярных личностей, коллективов и вымышленных персонажей наносится не только на одежду. Холстом для оригинального рисунка или надписи может служить практически любой предмет обихода: блокнот, чашка, брелок, зажигалка или чехол для телефона. Как правило, это вещи, которыми люди постоянно пользуются или носят с собой. Таким подходом знаменитости убивают сразу двух зайцев: получают дополнительный доход, а также повышают собственную популярность и узнаваемость.
Официальный и неофициальный мерч
Чтобы понять, что такое мерч, необходимо разобраться также с тем, насколько он может быть связан с соответствующей звездой или коллективом. По этому признаку весь мерч делится на три основных вида:
Первый обычно полностью подконтролен артисту, творческому коллективу или лейблу. Как правило, он неразрывно связан с актуальной деятельностью, может отражать ближайшие события (концерты, выпуск альбома, появление нового хита). Продукция такого типа обычно продаётся на сайте исполнителя, может распространяться на концертах.
Неофициальный мерч выпускают сторонние компании, заключившие контракт с исполнителем и получившие возможность использовать его атрибутику, выплачивая ему роялти. Условия контрактов бывают разные, иногда производители могут даже разрабатывать собственные дизайны, не согласовывая их со звездой.
Контрафактный мерч тоже существует. Обычно это изделия, производимые без ведома звёзд, которым они посвящены. Сами музыканты часто не против, поскольку подобные вещи повышают их популярность. Однако приобретать контрафакт всё же не стоит, поскольку уровень его качества обычно неприемлем.
Для чего звёздам нужен мерч?
Официальный мерч позволяет решать две основные задачи:
Оба фактора имеют большое значение в современном шоу-бизнесе. Чтобы быть успешным, необходимо напоминать о себе как можно чаще. А доход, получаемый от продажи вещей, нередко превосходит доход от основного вида деятельности. Поэтому сегодня мерч есть практически у каждого популярного музыканта и музыкального коллектива.
Большое внимание продукции такого типа уделяют и другие знаменитости, в частности, популярные блогеры. Согласно исследованиям компании Sellfy (платформа для электронной торговли), доход YouTube-блогеров от продажи собственных товаров в 10 раз превышает доход от обычной монетизации канала при аналогичной популярности.
Заключение
Вот мы и разобрались с тем, что такое мерч, для чего он нужен и как вообще появился этот термин. Надеюсь, это было интересно и познавательно. Спасибо за внимание!
Корпоративный мерч — что это? Успешные тренды на 2020 год
Подарок должен быть не просто приятным, но и нужным — золотое правило, о котором часто забывают не только друзья и родственники, но и крупные бренды.
Если вашим знакомым понятно, зачем думать о подарке для вас, то причем тогда ваш банк, пиццерия за углом или Аэрофлот? Все просто: бренду необходимо напоминать о себе, чтобы к нему обращались старые и новые клиенты. И необычный сувенир в духе компании — лучшая реклама!
Что такое мерч?
Начнем с определения: корпоративный мерч — это запоминающаяся продукция, которая передает ценности компании и предлагает ее «потрогать». Например, банки переходят на электронные операции, бумажные квитанции незаметно уходят в прошлое вместе с банковскими картами — ведь гораздо удобнее переводить деньги со смартфона!
А что останется у клиента «на память»? Электронный чек?
Так человек в другой раз не вспомнит про этот банк, и обратится в другой…
Поэтому мерч активно используется. Примеры успешных корпоративных мерчандайзингов — ковер леопард-многоножка от Альфа банка, от него же — прозрачные ботинки и футболки с надписями философии компании.
Если человек захотел купить такую продукцию, да еще и поделился этим в своих соцсетях — мерч компании успешный, цель достигнута.
А вот примеры плохого мерча: намозолившие всем глаза календари с банальными картинками, открытки, ручки и блокноты со скучным дизайном, к тому же еще и пестрящие рекламными слоганами. Да, рекламировать в обход рекламы — трудная задача, но если дизайнер с ней справился, успех обеспечен.
История появления брендированного мерча
Сегодня разные компании готовы заплатить миллионы рублей за идею необычного мерча. Индустрия набрала серьезные обороты: крупные бренды сотрудничают с известными актерами, блогерами, дизайнерами. То, что раньше считалось дурным вкусом, теперь легко может оказаться произведением искусства.
Все начиналось довольно скромно: конец XX века, преданные фанаты рок-музыки показают свою причастность к творчеству любимой группы, украшая себя символикой, кто во что горазд. Самодельную расписную атрибутику быстро поставили на поток предприимчивые люди, и вот, вскоре образовались целые магазины с яркими принтами кумиров, таких как «Алиса», «Ария», «Мумий Тролль», Виктор Цой и т. д.
Вначале никто не следил за соблюдением авторских прав, удачная картинка «шла в народ», и имя ее создателя никто не знал. Теперь условия стали строже — за авторством не только следят, но и преследуют нарушителей крупными административными штрафами. А у музыкантов есть собственные магазины, где все желающие могут купить любой мерч с логотипом группы от футболки и рюкзака, до походных кружек. При этом вся прибыль поступает музыкантом, мы считаем, что это честно.
Затем к новому формату рекламу присмотрелись и обычные бизнесы — продуктовые магазины, дома мод, банки, службы доставки…
Тренды в корпоративном мерче
С музыкантами все понятно, а что использовать в качестве мерча «серьезным», солидным компаниям?
Вот что находиться в тренде сейчас:
Разберем подробнее, что же имелось в виду.
Создание концептуальных коллекций и эксклюзивных изделий
Крупные бренды часто создают ограниченную линейку сувениров к определенной дате, например, к юбилею компании. Вещи из коллекции со временем могут оказаться настоящим раритетом, за которым охотятся фанаты-собиратели, коллекционеры со стажем и просто любители редких и дорогих вещей.
Тут можно вспомнить привычные юбилейные монеты, одежду с принтом олимпиады в Сочи, магнитики «Мегафона» к их 20-летию…
А что из новенького?
В 2019 году Альфа-Банк поддержал релиз модернизированного фирменного стиля прозрачными плащами и ботинками.
У сети мексиканских закусочных Taco Bell есть летняя коллекция мерча с купальниками, надувными матрасами, полотенцами и другими пляжными товарами.
А банк Тинькофф дарил набор стикеров на телефон при заказе сим-карты.
Сотрудничество с другими брендами и известными людьми
Такая стратегия набирает популярность и скорее нацелена на обмен аудиториями. Например, бренд Puma выпустила кроссовки с героями «Союзмультфильма», а KFC совместно с брендом уличной одежды «Юность» выпустила коллекцию спортивной одежды, изображающую винтажного полковника Сандерса — основателя сети закусочных.
Яндекс. Такси в сотрудничестве с художником Гарри Нуриевым выпустила одежду, отражающую миссию транспортной сети. Сумка, сплетенная из ремней безопасности недвусмысленно намекает на удобство, практичность и безопасность пользования такси.
Украшение одежды брендированной продукцией
Футболка с забавной надписью и логотипом хорошо, но еще лучше — свобода выбора пользователя. Значки, нашивки и стикеры украсят любую вещь и обновят привычный гардероб, без необходимости утрамбовывать 10 брендовых свитшотов, когда, меняя атрибутику можно обойтись одним.
Делимобиль в честь Дня студента предложил ученикам вузов воспользоваться услугами выездного кастом-бара. Студенты могли сами выбрать дизайн мерча, а Делимобиль его бесплатно кастомизировал.
Изготовление сувениров из экологически чистых (или переработанных) материалов
Поддержка экологии, пожалуй, самый популярный тренд. Масс-маркет одежды H&M выпустил коллекцию зимних курток, утепленных заменителем пуха — пластиком из переработанных бутылок, а производитель чипсов Lays организовал масштабную акцию — из использованных упаковок чипсов создать целый стадион! Сейчас он собирает вторсырье.
Google также поддерживает экологию. В магазине компании можно купить эко-френдли товары: сумку из натуральных материалов, термокружку для кофе из пробки, многоразовые соломинки из нержавеющей стали и т. д.
Кириллица в надписях брендов
В разное время многие возмущались иностранными словами на уличных вывесках и «засорением» русского языка. Шах и мат! Новый ТРЕНД в российском и зарубежном МЕРЧЕ — использование кириллицы в надписях компаний.
Были случаи, когда кириллица вместе с иностранным брендом давала неожиданный эффект. Так, благодаря сотрудничеству KFC с «Юностью» название КФС стало официальным.
Мерч для детей
Дети — особый сегмент аудитории, о котором нельзя забывать маркетологам. Именно они требуют у родителей новую игрушку, и заставляют покупать незапланированные вещи.
«Аэрофлот» выпустил для маленьких пассажиров линейку рюкзачков с тетрадками и раскрасками внутри.
Замена стандартных коммерческих подарков на необычные носители
Тут все понятно. Календари и брелоки в 2020 году, мягко говоря, никому не нужны. А вот стикеры на телефон, чехлы на гаджеты, носки, сумки и флешки — совсем другое дело!
Что еще актуально в качестве мерча:
Юмор и самоирония
Нет ничего лучше хорошей шутки, а если компания способна подшутить над собой — лояльность к бренду гарантирована.
Например, McDonald’s к 50-летию рецепта бургера выпустила набор ароматизированных свечей со вкусом ингредиентов в составе блюда. Так, если зажечь все свечи, можно почувствовать запах бургера.
Мерч для сотрудников
Внутренний мерч тоже важен, ведь ваши работники — главные адвокаты бренда!
Тут используются смысловые элементы, понятные внутри компании, корпоративные шутки и прочее.
Пример внутреннего мерча — возможность сотрудникам «Вконтакте» приобрести плюшевые игрушки — героев стикер пакетов.
Мерч, приуроченный к какому-либо событию
Выше уже упомянули Олимпиаду в Сочи, здесь она также подходит в качестве примера. Из совсем свежих идей — футбольный клуб «Зенит» выпустил футболки в поддержку борьбы с Covid-19, все вырученные средства компания планирует пожертвовать медицине.
Мерч брендинг вместе с «Велитто»
Компания по пошиву одежды и продукции для промо, мы предлагаем футболки м/ж, толстовки м/ж, сумки с вашим дизайном.
При производстве корпоративного мерча есть возможность сделать мерч на все бюджеты: от самого простого промоварианта до вещей люксового качества.
Сотрудничаем с производителями турецкого и португальского хлопка премиального качества. Можем привезти под заказ материал в заданном цвете. Делаем техническую адаптацию дизайнерских идей к возможностям производственного процесса.
При пошиве соблюдаются все пожелания клиентов. Мы понимаем, как важно попасть в тон, указанный в ТЗ, и не допускаем цвет чуть светлее, или чуть темнее, даже если разница заметна только профессионалу.
И также четко следуем политике мерча: если стоит запрет на использование определенных материалов (таких как ПВХ и др. вредного воздействия), то мы строго соблюдаем его, даже если себестоимость изделия окажется невыгодной.
Для мерча можем произвести полный комплекс – футболки, толстовки, жилетки, дождевики, кружки, ручки, сумки, пледы и другую текстильную и сувенирную продукцию.
Менеджеры готовы решить любую техническую, дизайнерскую, технологическую проблему.
У нас отработана автоматизированная система сбора заявок со всех сотрудников компании, для которой производится продукция. Таким образом, мы можем организовывать персонализированное производство в рамках корпоративной закупки.
Позвоните по телефону, указанному на сайте, или закажите обратный звонок. Ждем вас!
Три веских повода разработать мерч для бизнеса
На рекламно-сувенирном рынке только и разговоров, что о мерче и еще раз о мерче. Он захватил умы маркетологов, а покупатели гоняются за эксклюзивными сумками и кедами, выпущенными ограниченными тиражами. Самое время нырять в тренд с головой! Рассказываем:
· для кого и зачем он нужен,
· как его разработать
· и как не прогадать с мерчем в 2021 году.
Что такое мерч, и почему он нужен
Мерч возник в относительно недалекие времена, когда юные бунтовщики слушали не тик-токеров и Моргенштерна, а «битлов», The Animals и The Rolling Stones. Рок-музыка «качала», была философией и смыслом жизни, и фанаты хотели узнавать «своих». Для этого и изобрели мерч — одежду и аксессуары с логотипами музыкальных идолов. Изначально он не имел официального статуса и изготавливался всеми, кто хотел подзаработать, но со временем за соблюдением авторских прав стали следить куда строже. Сегодня музыкальные группы и исполнители, и зарубежные, и наши родные, продают фирменный мерч с символикой на концертах и онлайн-площадках.
Постепенно футболки с логотипом легендарных рок-групп стали появляться в масс-маркет магазинах. Фирменный знак тех же «роллингов» — алые губы и высунутый язык — тиражировался на майках и толстовках в невероятных количествах. Те, кто их покупал, могли даже не знать о том, кому принадлежит этот логотип: важнее было показать причастность к определенным ценностям — свободе, силе духа, независимости, нестандартности мышления.
Быть в теме, подражать кумирам, демонстрировать причастность стилю жизни — вот для чего люди покупают мерч, добровольно становясь рекламным носителем за собственные деньги. Кстати, до трети доходов спортивных клубов приходится как раз на продажу футболок, кепок и прочих сувениров. Только в США эта сумма оцениваться в миллиарды долларов.
Плюс в том, что мерч давно перестал быть прерогативой музыкантов и спортсменов. Современные B2C-компании продают не решение проблем — а стиль жизни. И если вы считаете, что ваш бренд — рок-звезда (а если не считаете, то это, пожалуй, странно), пора задуматься об открытии магазина фирменного мерча.
Мерч — это разумное вложение денег
Во-первых, мерч — это разумный вклад денег. Для коллекции выбирают аксессуары, которыми люди пользуются каждый день, берут с собой, демонстрируют другим: как и в случае с подарками с логотипом, один рекламный контакт превращается в сотни и тысячи. Но, что еще лучше:
Мерч — это реклама, за которую платят вам, а не вы
Как же круто это звучит: вы вложили деньги в покупку и брендирование сувениров, получили выгоду, продав их, и расширили обхват маркетинговой компании. Люди, которые доверяют бренду, готовы платить деньги за то, чтобы демонстрировать свою лояльность окружающим и сделать бренд частью повседневности. И в этом — заслуга вашей команды.
С мерчем лояльность и узнаваемость бренда становятся выше
Что хочет сказать человек, надевая футболку с логотипом любимой, популярной или культовой группы? Он демонстрирует лояльность, приверженность к культуре, разделение ценностей. Это ключевое качество мерча.
У вашей компании тоже есть ценности — корпоративные, главная переменная корпоративной культуры, убеждения и принципы, которые разделяют сотрудники и которые можно транслировать на целевую аудиторию. Если бренд — пример для подражания, который транслирует определенный стиль жизни и жизненную позицию, мерч будут носить с удовольствием и гордостью и пользоваться им, привлекая новых клиентов.
На фото: корпоративный мерч для «Листерра».
Как согреть клиента: 5 идей мерча от иностранных компаний
С чего начать создание фирменной коллекции мерча?
Итак, вы решили: магазину мерча быть. Полностью вас поддерживаем и делимся несколькими базовыми правилами, благодаря которым получится все как нужно и даже лучше.
Корпоративный стиль — основа мерча
Мерч — отражение вашего бренда, поэтому выбирайте и персонализируйте сувениры для него по брендбуку. А если у вас нет руководства по корпоративным сувенирам, самое время добавить соответствующий раздел в правила применения фирменного стиля — он еще не раз вам пригодится.
Сувениры с логотипом отражают специфику, а не противоречат ей
Аксессуары и подарки, выбранные для коллекции мерча, должны быть уместными. Конечно, и между столом и вороном можно найти немало общего. Но все-таки эффективный мерч ассоциируется с вашей компанией, отраслью, традицией.
К примеру, если коммунальная компания, которая занимается освещением, будет предлагать своим клиентам маски для плаванья, выглядеть это будет как минимум странно. Фонарики — совсем другое дело. Конечно, найдутся люди с нестандартным мышлением, которые подумают, а не намек ли это на частые отключения. Но даже такое необычное возражение можно обыграть креативным посылом.
Корпоративные сувениры должны приносить пользу
Если выбранные позиции для коллекции мерча будут полезными и практичными, ими будут пользоваться часто и регулярно, а число контактов с логотипом и узнаваемость бренда будут расти, расти и расти.
На фото: корпоративный мерч для компании Байер.
Качество — основа всего
Тут все просто. Качество сувениров — репутация бренда. И добавить нечего.
Какой мерч выбрать в 2021?
И теперь, когда вы знаете, что вам нужен мерч и каким он должен быть, самое время познакомиться с трендами–2021, чтобы коллекция разлеталась как горячие пирожки, осчастливливая поклонников вашего бренда и вашу компанию.
Рециклируй это: мерч из переработанных материалов
Биоразлагаемые искусственные материалы — уже не так круто, как кажется. Сейчас важно не только уменьшать количество производимого пластика и прочих вредностей, но и сокращать уже имеющиеся «запасы». Поэтому советуем обратить внимание на аксессуары из переработанного пластика — например, сумки и рюкзаки, сделанные из бутылок, выловленных в Мировом океане. Ежегодно в него попадает 5-13 миллионов тонн пластика, что неудивительно: одних только пластиковых бутылок человечество использует более 35 миллиардов за год.
Кстати, в переработку отправляются не только пластик, но и ткань. Поэтому флисовый плед, например, может быть не только теплым и уютным, но и в меру экологичным. И не стоит забывать о природных материалах, которые быстро восстанавливаются (бамбук) или остаются после производства (растительные волокна, солома и шелуха, остающиеся после обработки зерна).
Смейтесь вместе с клиентом
Смех продлевает жизнь. Вроде как. Но это и не важно. Отличное настроение и искренняя улыбка заряжают и располагают к себе. По меткому замечанию Григория Горина, «серьезное лицо — еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением». Не бойтесь смешить, иронизировать и постиронизировать, когда это уместно.
Например, для фирменного мерча «Абрау-Дюрсо» мы покусились на святое — классическое искусство. Моны Лизы, Аполлоны и прочие Гераклы получили по бокальчику красного, а крылатые выражения — перефраз на винные темы.
На фото: стикеры для «Абрау-Дюрсо».
Общий мерч на два бренда
Для производства мерча компании могут объединяться, чтобы обменять целевыми аудиториями и расширить охват. Такие коллаборации очень любят розничные сети, которые то и дело запускают совместные коллекции с Marvel, Disney и производителями сковородок.
Запуская совместный проект, можно не только расширить аудиторию, но и заработать плюсики в карму, как это сделал спортивный бренд Vans. Совместно с Музеем Винсента Ван Гога они создали капсульную коллекцию фирменного текстиля, аксессуаров и обуви с репродукциями картин художника. Произведения Ван Гога — пожалуй, одни из самых узнаваемых полотен наряду с «Джокондой» да Винчи и «Поцелуем» Климта, а потому часто становятся художественным материалом для цитирования. Арт-коллекция реализовали на сайтах музея и Vans, а также в оффлайн-магазинах, а часть прибыли направили на сохранение наследия Ван Гога.