Эксперт при проверке работ должен учитывать что
Эксперт при проверке должен учитывать следующее
1. В школе изучаются далеко не все тонкости русской орфографии и пунктуации.
2. Некоторые правила русского правописания предоставляют пишущему возможность выбора написания и способа пунктуационного оформления синтаксической конструкции.
3. Рекомендации словарей и справочников по правописанию не всегда совпадают.
4. Существуют объективные трудности орфографии и пунктуации, связанные с переходностью языковых явлений.
5. В некоторых случаях возможно двоякое объяснение синтаксической структуры предложения и, соответственно, разная пунктуация.
Соответственно, не должны влиять на оценку грамотности (исправляются, но не учитываются при проверке):
1) нарушение правил, не включённых в школьную программу или обусловленных явлениями языковой переходности:
· употребление прописной буквы в составных географических наименованиях (площадь Никитские ворота, страна восходящего солнца), в собственных именах, употребленных в переносном значении (Обломовы и обломовы); в именах и фамилиях с первыми частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот);
· написание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от двувидовых глаголов (слова: завещать, обещать, казнить, родить, крестить);
· написание сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
· пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим в начале или в конце обособленного оборота (в этом случае вводное слово никаким знаком от оборота не отделяется), например: Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему[,] вяз.(вторая запятая не нужна);
· отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествует отрицание не или частицы совсем, совершенно, почти, именно, прямо и т.п.: Было светло, почти как днем (запятая не нужна).
2) выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных правилами и словарями. Примеры правил, которые допускают вариативность[3]:
· слитное и раздельное написание не (в некоторых случаях возможно двоякое толкование высказывания и, как следствие, двоякое написание, ср.: Эта задача нетрудная и Эта задача не трудная, Перед нами необычное явление и Перед нами не обычное явление);
· употребление тире между подлежащим и сказуемым – сравнительным оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и под., ср.: Пруд как блестящая сталь и Огни – как нити золотых бус;
· употребление тире между подлежащим это и сказуемым, выраженным существительным в им. п., ср.: Это очень интересная книга и Это – очень интересная книга;
· употребление тире в неполном предложении, ср.: Вокруг месяца – бледные круги и А в доме стук, ходьба;
· обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным, ср.: Доктор, со шпагою в руке, вбежал в спальню и Продавец в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал клиента;
· обособление ограничительно-выделительных оборотов, ср.: Кроме зарплаты они получали премиальные и Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков;
· пунктуационное оформление сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными, условными и уступительными, ср.: Что Вася говорил про эту встречу, совершенно забылось и Как он добрался сюда – уж этого никак не мог он понять;
· вариативные написания: бивак и бивуак; фортепьяно и фортепиано; травмопункт и травмпункт; тоннель и туннель; двускатный и двухскатный;
· в передаче авторской пунктуации;
· ошибки в переносе слов.
Графические ошибки – разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности языка, фиксирующими отношения между звуками устной речи и буквами, которыми они обозначаются.
К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.
Графическими ошибками являются различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (мемля вместо земля).
К числу наиболее распространенных графических ошибок обычно относят:
· пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится);
· перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
· замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);
· добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях. (следует: даже).
4) написания, для которых менялись орфографические рекомендации:
Эксперт при проверке работ должен учитывать что
Согласно ст. 33 Закона № 248-ФЗ, статус эксперта подразумевает одновременное соответствие следующим критериям:
Эксперта привлекает контрольный (надзорный) орган для проведения экспертизы.
В свою очередь, экспертной организацией может быть:
Экспертная организация сама определяет из числа своих работников лиц, которые будут выступать в качестве экспертов.
Аттестация экспертов
Порядок и правила аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2328.
Срок проведения аттестации эксперта – до 60 рабочих дней.
Аттестация может быть:
Квалификационный экзамен для аттестации проводится не всегда, а при необходимости.
Одно из оснований прекращения действия аттестации эксперта – подтверждение контрольным (надзорным) органом недостоверности или необъективности результатов его деятельности.
Приостановление действия аттестации эксперта происходит при его поступлении на государственную или муниципальную службу, а также при принятии на работу в контрольный (надзорный) орган, принявший решение о его аттестации.
Права и обязанности экспертов
При проведении экспертизы эксперт, экспертная организация вправе:
Одновременно эксперт или экспертная организация обязаны:
Ответственность
За дачу заведомо ложного заключения эксперт/экспертная организация несут ответственность, предусмотренную законодательством. Об этом они всегда должны быть предупреждены.
Как работают эксперты
Документы, которые оформляют эксперты, должны быть электронными с усиленной квалифицированной подписью (ч. 1 ст. 21 Закона № 248-ФЗ). Это правило действует с 31 декабря 2023 года. Но Правительство РФ может в рамках отдельных видов госконтроля ввести в действие это правило и ранее.
Положение о виде контроля может устанавливать особенности проведения экспертиз по меньшим срокам, объему.
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, помимо прочего, обязательно указывают экспертов или наименование привлекаемой экспертной организации.
Экспертам и экспертным организациям возмещают расходы, понесенные ими в связи с участием в контрольных (надзорных) мероприятиях, если порядок возмещения установлен федеральным законом о виде контроля (ст. 35 Закона № 248-ФЗ).
Вопросы для судебной экспертизы
Правильно сформулированные и продуманные вопросы для судебной экспертизы – основа успеха и существенная экономия затрат на решение спорных вопросов. Задачи, которые ставятся перед экспертом должны быть технически и юридически обоснованы.
В ходе судебного разбирательства и назначения судебной экспертизы судом выносится определение. Но сперва стороны предлагают на заседании гарантийные письма от экспертных организации, в них и указывают конкретные вопросы, которые предлагается разобрать в экспертном заключении. А-ЭКСПЕРТ подготовит для вас гарантийное письмо в течение 1 дня бесплатно и поможет сформулировать для него чёткие вопросы.
Примеры распространенных вопросов эксперту при назначении экспертизы можно посмотреть ниже. Но в каждом конкретном случае перечень вопросов может существенно отличаться от стандартных.
Правильно поставленный вопрос содержит часть ответа
Вопросы для технической экспертизы и по решению спорных вопросов в проектной документации основываются на требованиях и стандартах ГОСТов, СНиП, СП и ПУЭ.
На стадии выработки стратегии с заказчиком или юристом заказчика обсуждаются и утверждаются все вопросы для экспертизы, которые максимально полно позволят доказать или опровергнуть спорную ситуацию.
Условно вопросы для строительной экспертизы делятся на несколько категорий:
Правильно поставленные вопросы для определения суда по назначению экспертизы формулируют и корректируют план и состав экспертной оценки, которая будет назначена судебным решением.
Перечень вопросов эксперту перед назначением экспертизы – дорожная карта, которой руководствуется суд при назначении экспертизы.
Вопросы при назначении экспертизы содержат суть проблемы, пути ее устранения и способы компенсации издержек и убытков.
Важно составить перечень вопросов таким образом, чтобы не повысить стоимость экспертной оценки и в полном объеме прояснить ситуацию.
Много экспертиз – это тоже плохо, не следует делать экспертную оценку дороже, чем это необходимо.
Вопросы для судебной экспертизы по качеству строительно-ремонтных работ и материалов
Основные вопросы экспертизы должны стать аргументированной и обоснованной доказательной базой позиций сторон в суде. К этой категории вопросов для проведения экспертизы относят выяснение следующих фактов:
Вопросы для назначения судебных экспертиз должны содержать не только выяснение всех фактов нарушений, но и рекомендации по устранению выявленных проблем.
Вопросы, решаемые с помощью экспертизы существующего проекта и смет на строительство, ремонт и реконструкцию могут прояснять и уточнять следующее:
В каждом конкретном случае вопросы эксперту при назначении экспертизы формулируются с учетом индивидуальных особенностей и тонкостей процесса. Необходимо собрать максимально полную доказательную базу, чтобы выиграть спор в суде.
Вопросы комплексной экспертизы направлены на выявление логических взаимосвязей между выявленной проблемой и допущенными нарушениями, которые при визуальном осмотре определить невозможно.
Например, при устройстве фундамента не были соблюдены проектные требования по его укреплению, изоляции, не учтены данные геодезической съемки – в итоге в несущих стенах появились трещины, а в подвальном помещении высокая влажность.
Только комплексная экспертная оценка поможет правильно рассчитать убытки, размер компенсации, определить пути устранения проблемы.
Вопросы для экспертизы при пожаре, затоплении, протечках и восстановительном ремонте
Если произошло затопление, пожар, выявлены протечки и назначена судебная экспертиза, то вопросы эксперту должны формулироваться так, чтобы максимально полно доказать причину, виновника и объем материальной компенсации ущерба, способы устранения проблемы за средства виновника:
А-ЭКСПЕРТ заинтересован в том, чтобы все сформулированные вопросы были направлены на подтверждение и решение конкретной спорной ситуации с минимумом затрат, временных и компенсационных издержек.
Сколько стоит формирование вопросов для суда?
Ценовая политика А-ЭКСПЕРТ очень гибкая и настроена учитывать только необходимые затраты. Мы не приветствуем накрутку ценника за счет и, обычно, если работа не слишком объемная делаем такую работу бесплатно. Из нашей практики за последние 10 лет максимальная цена была 20 000 руб. Любая проблема начинает решаться с правильного вопроса. Такой вопрос структурирует проблему и она становится проще. Как минимум начинается переосмысление.
А-ЭКСПЕРТ выполняет как независимое досудебное обследование, так и судебную экспертизу по определению суда. Досудебное техническое заключнение специалиста стоит от 20 000 руб., пример заключения можно посмотреть далее:
Примеры вопросов к экспертизе (А-ЭКСПЕРТ):
Просим рассмотреть возможность проведения строительной экспертизы.
Вопросы поставленные для эксперта:
В Арбитражном суде Москвы рассматривается спор между подрядчиком и субподрядчиком о взыскании задолженности по договору дело № ___, спор вытекает из выполнения работ по строительству объекта.
Судом перед сторонами поставлен вопрос о проведении экспертизы, примерные вопросы:
Прошу А-ЭКСПЕРТ предоставить письмо для суда о возможности проведения экспертизы в вашем экспертном учреждении, сроки проведения, стоимость, сведения об экспертах.
Эксперт при проверке должен учитывать следующее.
Рекомендации по квалификации ошибок
Грамотность речи оценивается в зависимости от количества ошибок и недочетов, допущенных учащимся в тексте письменной работы (см. Таблицу критериев). Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи учащихся.
Рекомендации по квалификации ошибок
Современные нормы правописания кодифицированы в следующих справочниках и словарях:
1. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. (А также последующие издания.)
2. Орфографический словарь русского языка / Акад. наук СССР. Ин-т языкознания. – М. : ГИС, 1956. (Словарь был переиздан более 30 раз. Издания 5-е, 13-е, 29-е публиковались с изменениями и дополнениями.)
3. Правила русской орфографии и пунктуации : полный академический справочник / РАН, Отделение историко-филол. наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М. : Эксмо, 2006. (А также последующие издания.)
4. Правила русской орфографии и пунктуации : Утв. Акад. наук СССР, М-вом высш. образования СССР и М-вом просвещения РСФСР. – М. : Учпедгиз, 1956. (А также издания 1957 и 1962 гг.)
5. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. (Издания разных лет.)
6. Русский орфографический словарь : около 200 000 слов / РАН ; Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – Изд. 4-е, испр. и доп. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
Орфографическая ошибка – это написание слова, не соответствующее орфографическим нормам. Орфографические нормы устанавливаются академическими орфографическими словарями и справочниками.
Пунктуационная ошибка– это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле.
Эти ошибки могут быть допущены только на письме: их можно увидеть, услышать их нельзя.
Графические ошибки – разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности языка, фиксирующими отношения между звуками устной речи и буквами, которыми они обозначаются.
К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.
Графическими ошибками являются различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (мемля вместо земля).
К числу наиболее распространенных графических ошибок обычно относят:
· пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится);
· перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
· замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);
· добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях. (следует: даже).
4) написания, для которых менялись орфографические рекомендации:
Бог / Бог
Водноспортивный / водно-спортивный
Вторая мировая война / Вторая мировая война
деланный / деланый (в знач. неестественный, ненатуральный: делан(н)ая улыбка)
Естественно-научный / естественнонаучный
Заполдень / за полдень
Заполночь / за полночь
зорянка / зарянка (птица)
как-то / как то(перед перечислением, напр.: Острогою бьется крупная рыба, как(-)то: щуки, сомы, жерехи, судаки.)
Лироэпический / лиро-эпический
Масленица / Масленица
Масс-культура / масскультура
Масс-медиа / массмедиа
Мелочовка / мелочевка
Народнопоэтический / народно-поэтический
Народнохозяйственный / народно-хозяйственный
Не сегодня-завтра / не сегодня завтра
Невзирая на лица / не взирая на лица
Непрошеный (прил.)
Первобытнообщинный / первобытно-общинный
Плащевка / плащовка
Плейер / плеер
Рождество / Рождество
Интернет/Интернет
Розыскник / разыскник
Розыскной /разыскной
считанный / считаный (в знач. малый по количеству: считан(н)ые минуты)
Церковнославянский / церковно-славянский
Черно-бурый / чернобурый
Грамматические ошибки
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
Ошибочное словообразование | Трудолюбимый, надсмехаться | |
Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время | |
Ошибочное образование формы прилагательного | Более интереснее, красивше | |
Ошибочное образование формы числительного | С пятистамирублями | |
Ошибочное образование формы местоимения | Ихнегопафоса, ихи дети | |
Ошибочное образование формы глагола, деепричастий | Они ездиют, хочут, пишао жизни природы | |
Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. | |
Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. | |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражалипротив такой оценки его творчества. | |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. | |
Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. | |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство… | |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. | |
Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. | |
Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. | |
Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. | |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замираетна мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Речевые ошибки
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. | |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (неразличение паронимов) | Вдоль океана простирался песочный пляж. Были приняты эффектныемеры. | |
Неразличение синонимичных слов | В конечномпредложении автор применяет градацию. | |
Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немногов другую колею. | |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. | |
Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. | |
Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличиваетвпечатление. Автор использует художественные особенности(вместосредства). | |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодойюноша, очень прекрасный | |
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. | |
Неоправданное повторение слова | Геройрассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. | |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. | |
Неудачное употребление местоимений | Данный текст написал В. Белов. Онотносится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении |
К числу наиболее типичных грамматических ошибок относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий:Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились(норма: выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:
2) ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «. всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки. Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:
1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо);Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и этонам неимпонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);
3) ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Есть работы, в которых были допущены грубые логические ошибки. Эти логические ошибки можно сгруппировать, выделив в отдельную группу ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения законов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:
1) сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
2) нарушение логического закона тождества, подмена одного суждения другим.
Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдалённые, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.
В отдельную группу логических ошибок следует выделить композиционно-текстовые ошибки, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения. Композиционно-текстовые ошибки выявлялись в начале, в основной части сочинения и в концовке. Так, в начале некоторых работ экзаменуемых отсутствовала логическая связь с основной частью изложения или эта связь была очень слабо выражена: нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения; сделаны неудачные смысловые переходы между предложениями. В основной части работы содержались ненужные, не имеющие отношения к теме сведения, загромождавшие изложение, делавшие его запутанным и сумбурным, эта часть иногда была выстроена непоследовательно и хаотично, перегружена лишними и утомительными перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли, или была неоправданно растянута, содержала смысловые повторы.
Завершение работы (концовка) не служило выводом из сказанного, не подводило итог, часто было совсем не мотивировано исходным текстом.
Рекомендации по квалификации ошибок
Грамотность речи оценивается в зависимости от количества ошибок и недочетов, допущенных учащимся в тексте письменной работы (см. Таблицу критериев). Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи учащихся.
Рекомендации по квалификации ошибок
Современные нормы правописания кодифицированы в следующих справочниках и словарях:
1. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. (А также последующие издания.)
2. Орфографический словарь русского языка / Акад. наук СССР. Ин-т языкознания. – М. : ГИС, 1956. (Словарь был переиздан более 30 раз. Издания 5-е, 13-е, 29-е публиковались с изменениями и дополнениями.)
3. Правила русской орфографии и пунктуации : полный академический справочник / РАН, Отделение историко-филол. наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М. : Эксмо, 2006. (А также последующие издания.)
4. Правила русской орфографии и пунктуации : Утв. Акад. наук СССР, М-вом высш. образования СССР и М-вом просвещения РСФСР. – М. : Учпедгиз, 1956. (А также издания 1957 и 1962 гг.)
5. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. (Издания разных лет.)
6. Русский орфографический словарь : около 200 000 слов / РАН ; Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – Изд. 4-е, испр. и доп. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
Орфографическая ошибка – это написание слова, не соответствующее орфографическим нормам. Орфографические нормы устанавливаются академическими орфографическими словарями и справочниками.
Пунктуационная ошибка– это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле.
Эти ошибки могут быть допущены только на письме: их можно увидеть, услышать их нельзя.
Эксперт при проверке должен учитывать следующее.
1. В школе изучаются далеко не все тонкости русской орфографии и пунктуации.
2. Некоторые правила русского правописания предоставляют пишущему возможность выбора написания и способа пунктуационного оформления синтаксической конструкции.
3. Рекомендации словарей и справочников по правописанию не всегда совпадают.
4. Существуют объективные трудности орфографии и пунктуации, связанные с переходностью языковых явлений.
5. В некоторых случаях возможно двоякое объяснение синтаксической структуры предложения и, соответственно, разная пунктуация.
Соответственно, не должны влиять на оценку грамотности (исправляются, но не учитываются при проверке):
1) нарушение правил, не включённых в школьную программу или обусловленных явлениями языковой переходности:
· употребление прописной буквы в составных географических наименованиях (площадь Никитские ворота, страна восходящего солнца), в собственных именах, употребленных в переносном значении (Обломовы и обломовы); в именах и фамилиях с первыми частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот);
· написание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от двувидовых глаголов (слова: завещать, обещать, казнить, родить, крестить);
· написание сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
· пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим в начале или в конце обособленного оборота (в этом случае вводное слово никаким знаком от оборота не отделяется), например: Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему[,] вяз.(вторая запятая не нужна);
· отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествует отрицание не или частицы совсем, совершенно, почти, именно, прямо и т.п.: Было светло, почти как днем (запятая не нужна).
2) выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных правилами и словарями. Примеры правил, которые допускают вариативность [1] :
· слитное и раздельное написание не (в некоторых случаях возможно двоякое толкование высказывания и, как следствие, двоякое написание, ср.: Эта задача нетрудная и Эта задача не трудная, Перед нами необычное явление и Перед нами не обычное явление);
· употребление тире между подлежащим и сказуемым – сравнительным оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и под., ср.: Пруд как блестящая сталь и Огни – как нити золотых бус;
· употребление тире между подлежащим это и сказуемым, выраженным существительным в им. п., ср.: Это очень интересная книга и Это – очень интересная книга;
· употребление тире в неполном предложении, ср.: Вокруг месяца – бледные круги и А в доме стук, ходьба;
· обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным, ср.: Доктор, со шпагою в руке, вбежал в спальню и Продавец в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал клиента;
· обособление ограничительно-выделительных оборотов, ср.: Кроме зарплаты они получали премиальные и Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков;
· пунктуационное оформление сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными, условными и уступительными, ср.: Что Вася говорил про эту встречу, совершенно забылось и Как он добрался сюда – уж этого никак не мог он понять;
· вариативные написания: бивак и бивуак; фортепьяно и фортепиано; травмопункт и травмпункт; тоннель и туннель; двускатный и двухскатный;
· в передаче авторской пунктуации;
· ошибки в переносе слов.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).