Экспрессия в танце что это

Экспрессия в танце что это

Экспрессия в танце что это. Смотреть фото Экспрессия в танце что это. Смотреть картинку Экспрессия в танце что это. Картинка про Экспрессия в танце что это. Фото Экспрессия в танце что это

Мне очень интересно наблюдать за лицами танцовщиков. Это зрелище гораздо более интересное, чем движение тела. Выражение лица на сцене говорит о многом: смущение в то мгновение, когда заученный элемент вдруг вылетает из головы; растерянность и испуг, когда страх перед сценой сильнее, чем желание ее покорить; чрезмерная уверенность в собственном превосходстве, когда кажется, что равных тебе нет; искренняя улыбка, когда радость движения преобладает над всем остальным, когда танец – это вся твоя жизнь. Наполненный эмоционально танец, танец с волнующей историей, честно экспрессивный танец всегда запоминается, потому что он внедряется в некие глубины, недоступные словам.

Но каждый ли танцовщик способен самовыразиться так сильно и убедительно?
Мне часто приходилось работать с танцовщиками, которым при всём их желании, не удавалось добиться эмоциональной наполненности и испытать, танцуя, невероятное эстетическое удовольствие прежде всего самому! Ведь движение освобождает эмоцию, давая ей волю, выход. Движение помогает эмоции свершиться! И в ответ благодарная эмоция дарит телу невероятные ощущения. И невозможность выразить эмоцию или чувство – яркий показатель того, что эта эмоция заморожена в теле в силу определённых обстоятельств или некоего запрета. И акцент именно на этой эмоции во время танца блокирует движение, и это видно, потому что наблюдается некий мышечный спазм.

Но далеко не все это чувствуют или хотят чувствовать. Что значит эмоционально выразиться? Это значит открыться! А это бывает страшно сделать. Ведь наш своеобразный психологический и телесный «панцирь» иногда срабатывает как защита, и человек привыкает к своей ограниченности и броне. Тогда и танец не поможет. Он просто будет выражать человеческие комплексы, работая в согласии с желанием самого человека…

Я часто думаю об этом… О том, как мы недооцениваем возможности танца, когда мы просто изучаем форму, выносим её на сцену, довольствуясь техникой, зрелищностью и виртуозностью.
Но танец ради формы, это как йога ради фитнеса.
А ведь именно благодаря танцу можно пронаблюдать такое явление как внутренне свечение, когда движение провоцирует внутренний огонь, позволяя ему пробиться сквозь плотную оболочку тела. И, когда это происходит, возникает магия… некое трансформирующее, преобразующее пространство и людей действие. Верю в это.

Источник

Экспрессия — что это и как она проявляется?

Вам приходилось слышать выражения «экспрессивная девушка» или «экспрессивный танец»? Слово «экспрессия» в переводе означает выразительность, интенсивное проявление настроения и эмоций. Экспрессия еще толкуется в качестве предъявления другим людям скрытых психологических личностных особенностей для прямого наблюдения.

Определение экспрессии

Что такое экспрессия? В медицине это генетический процесс, посредством которого содержащаяся в генах информация преобразуется в определенные клеточные структуры. Экспрессивность в биологии – это неразрывно связанное с жизнедеятельностью и здоровьем человека определение, которое получает дальнейшее развитие в психологии и психотерапии. К этой же медицинско-биологической сфере относится понятие «экспрессировать» – это означает транскрибировать и транслировать ген.

Экспрессивность – это степень выраженности определенного состояния, чувства, эмоции, отношения. Понятия «экспрессивность» и «экспрессия» применяются не только в психологии, но и в театроведении, искусствоведении, если требуется подчеркивать уровень выраженности духовности. А также показать средства выражения, к примеру, живопись, музыка, архитектурные элементы. Получается, что в имеющихся определениях данных терминов есть указания на связь этого явления с душевным и духовным миром людей.

Экспрессия – это выразительность чувств и эмоций, показ внутреннего состояния путем проявления его во внешности.

Противоположным по смыслу значением является импрессивность – склонность к внутренним, а не внешним переживаниям, накоплению преимущественно отрицательных чувств. О таких людях говорят, что они держат переживания в себе, не склонны делиться эмоциями и проблемами, обиды и расстройства к ним приходят не сразу, не моментально.

Мнения о связи внутреннего мира людей и экспрессии, которые сформировались по большей части в искусствоведении и философии, дополняются психологией. Сущность этой связи в психологическом выражении видна в том, что экспрессия получает место не только сопровождения действий внешне. Она выступает частью данных явлений, формой их проявления.

Экспрессия в танце что это. Смотреть фото Экспрессия в танце что это. Смотреть картинку Экспрессия в танце что это. Картинка про Экспрессия в танце что это. Фото Экспрессия в танце что этоЭкспрессивная девушка рассказывает что-то своей подруге

По этой причине стоит говорить об экспрессии в виде личностного образования, способа познания духовного мира личности, а также в качестве внешнего «Я».

Экспрессивное поведение

В науке под личностным экспрессивным поведением подразумевается соединение стойких и изменяющихся средств выражения, что организуются в разного рода структуры. Они перестраиваются в процессе создания социальных и психологических личностных качеств.

Подобное соединение средств включает части, которые обладают разным развитием изменений, а также отличаются уровнем требуемых усилий для этой цели. Итак, в составе личностного экспрессивного поведения содержатся части, которые обладают высоким уровнем непостоянства (мимика, интонации), в том числе средним и низким уровнями. Если человек экспрессивен, это включает и физиогномические элементы выразительности, одежда и прическа относятся к среднему уровню непостоянства. Существует также понятие «экспрессивный репертуар человека», означающий набор поз, интонаций, жестов, мимических состояний и их комбинаций для различных ситуаций общения.

Что такое экспрессивный человек? Это значит, что поведение личности представляет собой постоянно изменяющееся самоизваяние. Наше тело является зеркалом, которое отражает действие внешности и души. Внутренние перемены личности тянут за собой внешние изменения. По этой причине внешний вид не является беспорядочным сочетанием элементов, а строгим четким отражением личностных особенностей.

В экспериментальной науке привилегию получают непостоянные элементы экспрессии. Это сочетание движений, которые неустанно меняются согласно с положением и отношением человека. Подобные движения показываются с применением оптической системы. К зрительным методам общения психологами относится кинесика. Она являет собой широту движений, которая воспринимается зрительно и несет разную информацию с разных точек зрения партнеров. В ее состав включены только показательные жесты и позы с четкой семантикой.

Экспрессия в танце что это. Смотреть фото Экспрессия в танце что это. Смотреть картинку Экспрессия в танце что это. Картинка про Экспрессия в танце что это. Фото Экспрессия в танце что этоЭкспрессивных людей отличает эмоциональное, выразительное поведение

Экспрессивные действия в виде внешнего «Я» связаны с его непостоянными и стойкими подструктурами. Это действительный показатель множества черт личности. Его можно рассматривать в виде:

проявления выразительных элементов всеобщей личностной активности, которая связана с темпераментом;
выразительного состава состояний психики;
показателя модальности знаков связи одной личности с другой;
способы экспрессии качеств;
признака развитости личности как субъекта коммуникации;
показа выразительных элементов социального статуса человека;
скрытия внешних «Я» личности;
способа показа и создания допустимого поведения.

Экспрессивность личности

Экспрессивность личности – это умение ярко и живо показывать собственные чувства, эмоции и отношение. Это понятие противоположно сдержанности. По мнению А. Маслоу, в нормальной личности обе черты существуют в гармонии, балансе. Адекватная личность не просто спонтанна: она спонтанна и экспрессивна тогда, когда ей этого хочется. Она способна расслабляться, отказываться от контроля, когда это к месту. Но такая личность способна и контролировать себя, откладывать удовольствия, проявлять вежливость и т. д.

В сопутствующих экспрессивности качествах нет обдуманности, осторожности, разумности и самообладания. Ее спутниками является возбудимость, внезапность и восторженность.

Наша душа отличается природной красотой. В зависимости от качеств личности, которые обуславливают демонстрацию энергетики души, наружу выходят инстинктивность, темпераментность, восторженность. А если энергетика души обуславливается пороками, то во внешнем мире проявляется необузданность и излишняя эмоциональность.

Экспрессивная личность проявляет все эмоции и чувства ярко, несдержанно. Для нее характерна чрезмерная возбудимость.

Слово «экспрессия» пришло из латыни – expressio, что означает нагнетание и выжимание. Экспрессия является внешним выражением переживаний и эмоций в первую очередь. Сюда стоит отнести слезы, истерику, восклицания, эмоциональные жесты, печаль, крики, апатичное состояние. В лингвистике русского языка присутствует термин «экспрессема» – это стилистическая единица, которая служит для раскрытия выразительных конструкций.

В каждой культуре экспрессивность в виде личностной черты по-разному трактуется. Активно жестикулирующий испанец в странах Прибалтики будет считаться экспрессивным человеком. Но на Родине его примут за меланхоличного человека. Получается, что проявление экспрессии немало определяется особенностью культуры.

Экспрессия в танце что это. Смотреть фото Экспрессия в танце что это. Смотреть картинку Экспрессия в танце что это. Картинка про Экспрессия в танце что это. Фото Экспрессия в танце что этоЭкспрессивная личность проявляет все эмоции и чувства ярко, несдержанно

В психологии эмоциональная экспрессия – это выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Она рассматривается в виде обширного набора средств, применяя который личность показывает свои способности другим. Экспрессию в виде показа эмоций сумели «поймать» художники-экспрессионисты. Если зрители способны видеть в работах выражение эмоций, то они считаются экспрессивными.

Заключение

Понятно, что нет такого прибора или датчика, чтобы измерить, сколько экспрессии содержится в картине художника, хореографическом танце или поведении человека. Экспрессивные действия являются зеркалом, которое отражает или показывает состояние личности. Более того, подобное поведение – это часть естественного состояния человека.

И на десерт предлагаем видео – по-настоящему экспрессивное выступление гимнасток на Кубке России по эстетической гимнастике:

Источник

«Просто чувствуйте». Эта фраза используется как всеобъемлющее руководство для выразительности в танце. По идее, она взывает к природному, естественному навыку быть на волне музыки и танца.

Но что именно мы должны «чувствовать», и как мы используем наши «чувства» в танце?

Больше, чем «чувство»

Чаще всего слово «чувство» приравнивают к понятию «эмоция». Вы чувствуете счастье, грусть или злость. Но «чувство» не ограничивается эмоциями. Оно может охватывать состояние или текстуру.

Аналогично, вы можете чувствовать плавность, резкость и другие «текстуры». Эти текстуры не ограничиваются физической составляющей, они могут включать и музыкальную текстуру. Например, песня плавная или резкая? Есть ли в ней тяжелые удары, или она мягкая и текучая?

Когда мы говорим о «чувстве» музыки, мы имеем в виду комбинацию этих типов чувств. Да, песня может вызывать у вас счастье или грусть (эмоция). Но также вы можете чувстовать, что песня энергичная (состояние) или плавная (текстура).

Эти чувства затем воплощаются в экспрессии, выразительности танца.

Самые экспрессивные танцоры используют все типы выражения и варьируют их на протяжении песни.

К примеру, они могут переключаться между плавными и резкими движениями в зависимости от звучания музыки. Или они могут комбинировать маленькие, близкие движения и большие, демонстративные шаги, основываясь на «размере» звучания.

Танцоры могут также добавить в свой танец эмоциональное путешествие, которое отображает эмоции в песне. Так, если песня о любви, они могут использовать мягкие, нежные касания. А интенсивная песня располагает к контрбалансам и силе.

Экстровертированная и интровертированная экспрессия

Существует заблуждение, что экспрессия должна быть ярко выраженной, как на выступлении. Это не так.

Вы можете разделить экспрессию только со своим партнером (или с самим собой), а можете разделить ее со зрителями. Вашим средством выражения может быть движение кисти или то, как вы обнимаете партнера.

Сюда может входить то, как вы исполняете шаги или ваш стиль. Это экспрессия, которая заметна «снаружи», как во время выступления.

Самый яркий и наглядный пример интровертированной экспрессии. Неопытным танцорам это может показаться просто мимишными обнимашками, но я уверяю вас, что ощущения коннекшена в таком танце просто зашкаливают, и такое не забывается.

Музыкальность vs. Экспрессия

Хорошая музыкальность обычно сочетается с сильным владением экспрессией, и наоборот. Сложно быть музыкальным без экспрессии, и сложно быть выразительным без понимания музыки. Эти два умения настолько взаимосвязаны, что их часто ошибочно принимают за одно и то же.

Вот музыкальность. Обратите внимание, как четко в танце отражена структура музыки: все паузы, тянущиеся звуки, постепенное нарастание звучания и темпа. Как будто музыка зрительно воплотилась в телах танцоров. Это был мастер класс по музыкальности, и для демо Каду попросил учеников самим выбрать какую-нибудь композицию не из зука. На демо они слышали эту песню в первый раз.

Почему экспрессия важна

Как бы вы ни были технически подкованы, при недостатке экспрессии ваш танец будет пуст. Это не значит, что танец будет плохим, но он ничем не запомнится. Такой танец может быть вполне «милым», но это совсем не то, что потрясает воображение.

Найдите свою экспрессию

Уделите время тому, чтобы понять, как вы «чувствуете» музыку. Что вас больше всего влечет? Что наиболее сложно? Что касается меня, то я люблю плавность, и сложнее всего для меня резкость. Мне импонируют лирические эмоции, а интенсивный хип-хоп дается труднее. А для некоторых танцоров все наоборот.

Когда вы начнете исследовать экспрессию, сначала поймите, как вам хочется интерпретировать музыку, которая вам ближе всего? Проще найти чувство, когда песня нравится.

Разобравшись с этим, попробуйте те жанры и звучание, которые вам меньше нравятся. С чем там можно поработать? К какому чувству обратиться? Что это: эмоция, состояние или текстура?

После этого определите, ваша экспрессия интровертированная или экстровертированная? Вам хочется углубить ее только в паре с партнером? Или вам больше по душе открытые, визуальные движения? Вам больше нравится передавать свою экспрессию через прикосновение или через визуальные подсказки? Для наилучшего результата попробуйте использовать оба типа.

Вы можете начать поиски «себя» в любой момент. Начните думать о том, как вы хотите сделать движение, вместо того, какое движение вы хотите сделать. Как вы хотите исполнить базовый шаг? Как вы хотите держать партнера?

Чем раньше вы начнете, тем быстрее разовьется экспрессия.

Напоследок я вам нашла демо, в котором присутсвуют все описанные виды экспрессии и музыкальность.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

1. Личностно-динамический подход к экспрессии человека

В основу танцевально-экспрессивного тренинга положен развиваемый В. А. Лабунской личностно-динамический подход к экспрессии человека. В работах В. А. Лабунской [1989, 1990, 1999, 2009, 2010] представлены личностно-динамический подход к феномену «экспрессия человека», структурно-функциональный подход к анализу экспрессивного, невербального общения, подход к интерпретации экспрессивного поведения как творческому процессу. Она определяет экспрессивное поведение как «социально и биологически обусловленный способ организации невербальных средств выражения личностной „структуры»» [Лабунская, 1999, с. 34], как форму «объективации внутреннего мира человека». Невербальное поведение является инструментом познания внутреннего мира личности, так как «оно и есть часть этого мира, форма его существования» [Лабунская, 1999, с. 33]. В связи с этим невербальное поведение рассматривается В. А. Лабунской в качестве внешнего экспрессивного «Я» личности, внешней формы существования и проявления ее психического мира.

6.2. Сравнительный анализ танца и экспрессии

Экспрессия в танце что это. Смотреть фото Экспрессия в танце что это. Смотреть картинку Экспрессия в танце что это. Картинка про Экспрессия в танце что это. Фото Экспрессия в танце что это

Рис. 11. Структурная схема группового танца
Таким образом, танцевальное взаимодействие партнеров — это, по сути, невербальная интеракция. Значит, в танцевальном взаимодействии также проявляются три главные компоненты межличностных отношений: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность, и, следовательно, становятся представленными партнерам по танцевальной интеракции для осознания, анализа и изменения. Вышесказанное позволяет обосновать использование танца при разработке новых методов социально-психологической работы, к которым мы относим и предлагаемый здесь танцевально-экспрессивный тренинг.
Результаты сравнения экспрессивного поведения и танца по выделенным выше критериям позволяют сделать вывод о том, что эти два явления имеют одну и ту же природу, источник возникновения, одни параметры описания, к ним применимы одни и те же схемы анализа. Однако круг компонентов и функций танца уже, чем круг компонентов и функций экспрессивного поведения, что позволяет говорить о танце как об особой форме экспрессивного поведения. Понятие «экспрессивное поведение» (невербальное поведение) является для понятия «танец» родовым.

3. Основные теоретические положения ТЭТ

В основу разработки программы танцевально-экспрессивного тренинга легли следующие теоретические положения:
1. Базовым представлением, лежащим в основе танцевальноэкспрессивного тренинга, является представление о танце как особой форме экспрессивного поведения человека.
2. Положение о полифункциональности танца (его социально-психологических, психотерапевтических и психофизиологических функциях) — функции выражения чувств, отношений личности; функции установления и регуляции отношений; функции диагностики отношений; функции создания образа; функции самопознания и познания других; функции понимания и взаимопонимания; объединяющей функции; катарсической функции; функции психофизической регуляции.
3. Положение о трех основных видах танца: индивидуальном танце, диадном танце и групповом танце. Индивидуальный танец, осуществляемый в одиночестве, без обращенности к реальному или воображаемому партнеру, рассматривается как аутокоммуникация, основная цель которой — самопознание и саморегуляция. Диадный танец рассматривается как реализация межличностных отношений, а групповой танец — как актуализация внутригрупповых отношений.
4. Положение о строении танца как особой формы экспрессивного поведения, которое включает преимущественно три основные невербальные структуры: кинесику, такесику и проксемику. Диадный и групповой танец представляют собой невербальную интеракцию или «танцевально-экспрессивную интеракцию».
5. Положение об интерпретации танца: категория «отношение» является центральной в структуре социально-психологической интерпретации различных паттернов танцевального взаимодействия.
Рассмотрение танцевального взаимодействия через призму невербальных (такесико-проксемико-кинесических) паттернов взаимодействия дает его участникам доступ к системе отношений каждого из них: к отношениям к себе, к Другому (к конкретному Другому и к Обобщенному Другому), к миру — к глубинным проблемам личности: проблемам любви и ненависти, дружбы — вражды, симпатии — антипатии, уважения — неуважения, близости — отдаленности к Другим. Индивидуальный танец рассматривается, таким образом, как экспрессивная презентация личности, ее системы отношений; диадный танец в этом контексте рассматривается как реализация системы отношений личности, в первую очередь отношений к конкретному Другому; а групповой танец — как реализация преимущественно внутригрупповых отношений: отношения к себе как члену группы, отношения к другим как членам группы, отношения к группе как целому, отношения к Обобщенному Другому.
Особое место среди вышеназванных видов танца принадлежит диадному танцу. Его исполнение предполагает взаимность, некий баланс самовыражения участников, баланс включения и контроля, баланс ответственности, баланс доминирования и подчинения. В силу того, что в диадном танце задействована такая подструктура невербального поведения, как такесика, становится возможным использовать диадный танец в качестве модели для изучения близких эмоциональных отношений личности. Диад- ный танец в танцевально-экспрессивном тренинге рассматривается в качестве мощного диагностического и коррекционного инструмента.
Запуск танцевального взаимодействия в тренинговой группе дает возможность участникам «столкнуться» с большим количеством разнообразных других, не похожих на свои собственные форм самовыражения, сопряженных с отношениями и взаимоотношениями; запуск процессов интерпретации в группе — осознать свои реальные отношения: к группе, к себе, к конкретным Другим, к миру в целом, а также причины этих отношений.

4. Цели и задачи танцевально-экспрессивного тренинга

Целью танцевально-экспрессивного тренинга является развитие и изменение системы отношений и взаимоотношений личности, которая конкретизируется в следующих задачах:
1) осознание участниками своего танцевально-экспрессивного репертуара, сопряженного с определенными паттернами межличностных отношений и отношений в группе;
2) развитие участниками репертуара межличностных отношений (как позитивных, так и негативных) за счет расширения и развития танцевально-экспрессивного репертуара;
3) отреагирование участниками группы негативных чувств и отношений;
4) повышение спонтанности участников в выражении различных чувств и отношений;
5) стимулирование у участников активности и инициативы в установлении и поддержании отношений;
6) возникновение общих позитивных чувств и взаимоотношений между участниками группы.
Дополнительными целями тренинга являются: 1) признание участниками тренинга за собой и другими права на непохожесть, нетипичность, уникальное существование; 2) развитие чувствительности к разнообразным проявлениям личности другого человека; 3) развитие способности к эмпатии и безоценочному принятию другого человека; 4) актуализация и изменение отношений в группе, развитие членов группы как субъектов отношений, оптимизация социально-психологического климата.

5. Основные понятия танцевально-экспрессивного тренинга

5.1. Понятие невербальных паттернов взаимодействия
Невербальные паттерны взаимодействия — «относительно устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие один вид взаимодействия от другого. Они выполняют не только социальные функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, но и социально-психологическую функцию демонстрации отношения к другому, к самому себе, принятия себя и ожидания определенного поведения от других» [Лабунская, 1999, с. 38].
5.2. Понятие экспрессивного репертуара и его основные характеристики
Экспрессивный репертуар личности — совокупность многообразных форм и паттернов движений, формирование которых осуществляется на стыке природных форм выражения переживаний, отношений и социокультурных способов поведения и опосредовано общением.
Основными характеристиками экспрессивного репертуара являются: степень дискретности — континуальности, степень произвольности — непроизвольности, степень осознанности — неосознанности, степень целенаправленности — нецеленаправленности, степень интенциональности — непреднамеренности, степень определенности — неопределенности, степень абстрактности — конкретности, степень устойчивости — вариабельности, степень однозначности — многозначности, линейность — пространственновременная целостность, интенсивность, динамичность, симметрия — асимметрия, гармония — дисгармония, типичность — индивидуальность [Лабунская, 1999]. Также экспрессивный репертуар и отдельные движения могут быть проанализированы по факторам пространства (прямые — непрямые), силы (мощные — легкие), времени (быстрые — медленные) и течения (свободные — ограниченные) [Laban, 1960].
5.3. Понятие танцевально-экспрессивного стереотипа
Под танцевально-экспрессивным стереотипом мы будем понимать совокупность устойчивых (при изменении обстоятельств), стандартизированных, общепринятых паттернов танцевально-экспрессивных движений, складывающихся под влиянием личностных и социальных факторов. Следует различать индивидуальный танцевально-экспрессивный стереотип, обусловленный индивидноличностными и социально-психологическими особенностями человека (темперамент, характер, пол, возраст, качества личности, система отношений, статус и т. д.), и «деиндивидуализированный»,
складывающийся под влиянием социокультурных факторов (политическое, социально-экономическое, духовное развитие общества). Индивидуальный танцевально-экспрессивный стереотип состоит из устойчивых, стандартизированных экспрессивных движений, отражающих «типичные» для данного человека формы его отношений к себе, к другим и к миру в целом. «Деиндивидуализированный» танцевально-экспрессивный стереотип отражает особенности отношения группы людей к себе, их взаимоотношений с другими людьми и с миром, является признаком принадлежности к определенной социальной (или возрастной) группе. Овладение деиндивидуализированным танцевально-экспрессивным стереотипом служит условием включения в данную группу [Шкурко, 2005].
Источник Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивные технологии в психологической практике: танцевальная психотерапия и танцевально-экспрессивный тренинг: учебник / Т. А. Шкурко ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2017. — 224 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *