Экстерриториальный принцип что это фнс
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
от 18 декабря 2017 г. N БС-4-21/25757@
ОБ ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПРИНЦИПЕ
ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА
Список изменяющих документов
(в ред. писем ФНС России от 11.01.2018 N БС-4-21/251@,
Приложение N 1 не приводится.
1. Заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц: принимается в любом налоговом органе с возможностью предоставления результата рассмотрения в этом же налоговом органе по выбору налогоплательщика (схема документооборота приведена в приложении N 1 к настоящему письму).
До реализации режима ввода Заявления в АИС и возложения на филиалы ФКУ полномочий по обработке соответствующих документов Заявление и представленные с ним документы передаются сотрудником ОКП по принадлежности (через СЭД) в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика или по месту нахождения налогооблагаемого имущества.
1.1. Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц: принимается в любом налоговом органе с возможностью предоставления результата рассмотрения в этом же налоговом органе по выбору налогоплательщика (схема документооборота аналогична схеме документооборота, указанной в 1 настоящего письма).
В срок не позднее трех рабочих дней филиалом ФКУ по месту предоставления Заявления обеспечивается ввод Заявления в АИС для рассмотрения налоговым органом по месту нахождения налогооблагаемого объекта, указанного в Заявлении.
До реализации режима ввода Заявления в АИС и возложения на филиалы ФКУ полномочий по вводу и обработке соответствующих документов Заявление и представленные с ним документы передаются сотрудником ОКП по принадлежности (через СЭД) в налоговый орган по месту нахождения налогооблагаемого объекта, указанного в Заявлении.
Документированный результат рассмотрения Заявления направляется (через СЭД) в соответствующий налоговый орган для передачи налогоплательщику (в зависимости от выбранного им способа получения ответа).
Основание: п. 2.1 ст. 408 НК РФ, ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ.
(п. 1.1 введен письмом ФНС России от 19.04.2019 N БС-4-21/7479@)
2. Сообщение о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами: принимается в любом налоговом органе с возможностью предоставления результата рассмотрения в этом же налоговом органе по выбору налогоплательщика (схема документооборота приведена в приложении N 1 к настоящему письму).
В срок не позднее трех рабочих дней филиалом ФКУ по месту предоставления Сообщения обеспечивается ввод Сообщения и представленных с ним документов в АИС для дальнейшего рассмотрения налоговым органом по месту постановки на учет налогоплательщика или по месту нахождения налогооблагаемого имущества.
Документированный результат рассмотрения направляется (через СЭД) в соответствующий налоговый орган для передачи налогоплательщику (в зависимости от выбранного им способа получения ответа).
Основание: п. 2.1 ст. 23 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ), приказ ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-11/598@ (в редакции приказа ФНС России от 02.10.2017 N ММВ-7-21/773@);
3. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц: принимается в любом налоговом органе с возможностью предоставления результата рассмотрения в этом же налоговом органе по выбору налогоплательщика (схема документооборота приведена в приложении N 1 к настоящему письму).
До реализации режима ввода Уведомления в АИС и возложения на филиалы ФКУ полномочий по обработке соответствующих документов Уведомление и представленные с ним документы передаются по принадлежности (через СЭД) в налоговый орган по месту нахождения имущества, указанного в Уведомлении.
Документированный результат рассмотрения направляется (через СЭД) в соответствующий налоговый орган для передачи налогоплательщику (в зависимости от выбранного им способа получения ответа).
Основание: п. 7 ст. 407 НК РФ, приказ ФНС России от 13.07.2015 N ММВ-7-11/280@ (в редакции приказа ФНС России от 02.10.2017 N ММВ-7-21/773@);
3.1. Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу: принимается в любом налоговом органе с возможностью предоставления результата рассмотрения в этом же налоговом органе по выбору налогоплательщика (схема документооборота аналогична схеме документооборота, указанной в пункте 3 настоящего письма).
В срок не позднее трех рабочих дней филиалом ФКУ по месту предоставления Уведомления обеспечивается ввод Уведомления в АИС для дальнейшего рассмотрения налоговым органом по месту нахождения земельного участка, указанного в Уведомлении (до реализации режима ввода Уведомления в АИС и возложения на филиалы ФКУ полномочий по обработке соответствующих документов Уведомление и представленные с ним документы передаются по принадлежности (через СЭД) в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, указанного в Уведомлении).
Документированный результат рассмотрения направляется (через СЭД) в соответствующий налоговый орган для передачи налогоплательщику (в зависимости от выбранного им способа получения ответа).
(п. 3.1 введен письмом ФНС России от 11.01.2018 N БС-4-21/251@)
4. Заявление о выдаче налогового уведомления: принимается в любом налоговом органе (за исключением межрегиональных налоговых инспекций), а также через уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) с возможностью предоставления результата рассмотрения (налоговое уведомление/письмо о том, что налоговое уведомление не формировалось и (или) отсутствуют основания для вручения) соответствующим способом по выбору налогоплательщика.
В срок не позднее трех рабочих дней с момента регистрации заявление обрабатывается налоговым органом, который с использованием АИС распечатывает ранее сформированное (запрошенное) налоговое уведомление либо готовит письмо о том, что налоговое уведомление не формировалось и (или) отсутствуют основания для его вручения.
Результат рассмотрения заявления направляется налогоплательщику в установленном порядке. В случае выдачи налогового уведомления в налоговый орган возвращается отрывной корешок к налоговому уведомлению, на основании которого в АИС может вноситься отметка о дате вручения налогового уведомления.
Основание: п. 4 ст. 52 НК РФ, приказ ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@;
(п. 4 в ред. письма ФНС России от 01.10.2019 N БС-4-21/19983@)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Обращение об уточнении содержания налогового уведомления: принимается в любом налоговом органе с возможностью предоставления результата рассмотрения в этом же налоговом органе по выбору налогоплательщика (схема документооборота приведена в приложении N 1 к настоящему письму).
В срок не позднее трех рабочих дней с момента регистрации обращение передается (через СЭД) по принадлежности в налоговую инспекцию, которая проводила формирование налогового уведомления. Документированный результат рассмотрения обращения направляется (через СЭД) в соответствующий налоговый орган для передачи налогоплательщику (в зависимости от выбранного им способа информирования).
ФНС России поручает руководителям (и.о. руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации:
— взять на личный контроль исполнение настоящего письма;
— организовать работу подчиненных территориальных налоговых органов в соответствии с настоящим письмом;
— организовать публичное информирование налогоплательщиков о возможности представления указанных в настоящем письме документов в любом территориальном налоговом органе.
Об экстерриториальных налоговых проверках
Привет, «Ромашки»! Расскажу Вам об экстерриториальных налоговых проверках.
Ваша организация состоит на учете в одной районной налоговой инспекции. Требования о предоставлении документов в Ваш адрес присылает «чужая» налоговая инспекции. Это также касается запросов по контрагентам второго и последующих уровней. При этом, ни Ваша компания, ни кто-либо из Ваших контрагентов не состоит на учете в той инспекции. Как это возможно и для чего это делается?
Ответом на этот вопрос служит новый механизм контроля налогоплательщиков. Это экстерриториальные налоговые проверки. Сегодня практикуется проверка данных, предоставленных налогоплательщиками, инспекторами «чужой» районной налоговой инспекции. Этот механизм перераспределяет загруженность одной налоговой инспекции на другую. Кроме того, исключает любую возможность налогоплательщика договориться «со своими» налоговыми инспекторами.
Эти принципы основываются на внутренних регламентах налоговых инспекторов в части «отработки сложных разрывов» или «вне рамок налоговых проверок».
Иными словами — территориальные инспекции с меньшей нагрузкой получают доступ к автоматизированной системе контроля (АСК), в которой начинают, на правах Вашей инспекции, проводить полный комплекс мероприятий налогового контроля. Проверяет Вашу фирму уже не «хорошо знакомый налоговик» по месту нахождения фирмы, а специалист из другого района. (города или даже региона). Да-да, все верно. Практикуется такая работа сегодня и по региональному признаку. Инспекция, расположенная в другом субъекте Российской Федерации, истребует информацию и документы в отношении Вас и контрагентов из Вашего региона.
Ранее экстерриториальный принцип работы был построен в каждом регионе на основе взыскания недоимки. Администрирует Вас одна налоговая инспекция, а недоимку взыскивает совершенно другая. Подобный подход ФНС практикует в отношении проверок правильности применения контрольно-кассовой техники. Это так называемые перекрестные проверки. Суть в том, что на выборочную проверку кассовой техники выходят специалисты соседних налоговых инспекций.
К чему приводит экстерриториальность на практике? К олимпийским играм налоговиков, кто быстрее, или бою одного бухгалтера против толпы налоговиков. Встречал случай, когда пять «чужих» районных инспекций в части «отработки сложных разрывов» запрашивали одну и ту же информацию и документы у одного и того же контрагента. Несмотря на тот факт, что документы были представлены ранее. Кстати, районная налоговая инспекция, где организация состоит на учете, этот забег проиграла, отправив требование самой последней и спустя полгода.
АСК НДС-3: как работает и кого проверят первыми
В последнее время ФНС обеляет целые отрасли через специальные хартии участников рынка. Этот механизм опробован уже на экспортерах зерна, рыбной отрасли, электронщиках, торговых сетях, фармацевтах. Основная цель налоговой службы понятна: уничтожить теневой рынок как явление. И для этого у ФНС России сегодня есть все необходимые инструменты. Все знают о существовании программных комплексов АСК НДС-2 и АСК НДС-3, но не до конца понимают механизм работы.
Что налоговикам дает АСК НДС-3
Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность автоматически выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами и видеть, в числе прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках.
На практике это означает, что находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица станет гораздо проще. Уловив разрыв в цепочке, программа подает сигнал, который должны уже дополнительно проверить сотрудники налоговой службы.
Чем опасен АСК НДС-3
ВНИМАНИЕ! Программный комплекс АСК НДС-3 автоматически формирует отчет, который с ноября 2017 годя является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в случае, если сумма нарушений превышает установленный законом размер.
Если программно-аналитический комплекс решит, что компания уклонилась от уплаты налогов, используя любую схему (будь то дробление фирмы, создание фирм — однодневок или цепочки посредников), то распечатка в руках инспектора сегодня уже является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.
Что такое экстерриториальные проверки
С особым вниманием с 2018 года ФНС планирует подходить к отслеживанию тендеров. Делать это предполагается с помощью отраслевых объединений участников рынка.
Отраслевой подход усиливают
«Отраслевой подход к проведению проверок уже доказал свою эффективность в фармацевтической, ювелирной, алкогольной сферах экономики», — заявил начальник Контрольного управления ФНС Максим Чаликов на круглом столе с участниками рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации.
В 2018 году все нововведения будут отрабатываться на клининговой отрасли. Необходимо помнить, что под угрозой оказываются и заказчики услуг клининга и технической эксплуатации зданий и сооружений, которые ранее избегали ответственности.
Отныне для ФНС заказчики также становятся «бенефициаром агрессивной налоговой оптимизации». ФНС уже составило список из около 8000 компаний отрасли, которые в 2018 году попадают под пристальный контроль. Все текущие контракты этих компаний оцениваются на предмет налоговой нагрузки, которая в клининге должна составлять более 30% от оборота.
Все эти меры заставят отрасль фасилити (профессиональной уборки и технической эксплуатации) выйти из «тени» и работать вбелую с полной уплатой в бюджет государства необходимых фискальных платежей.
Крупнейшие клининговые компании уже объединись в Национальную ассоциацию Фасилити Операторов НАФО, которая разработала отраслевую Хартию и открыта для приема новых членов. НАФО также ведет большую разъяснительную и методическую работу, направленную на содействие Заказчикам в минимизации возможных проблем, связанных с проводимой ФНС кампанией.
Если в расходной части вашей компании нет затрат на услуги уборки и технической эксплуатации — вы счастливчик. В противном случае, необходимо провести ревизию имеющихся контрактов и провести переговоры с вашим контрагентом о гарантиях оплаты 100% налогов по заключенному контракту. Также следует поставить в известность службу безопасности компании — проверка поставщика услуг на налоговую добросовестность их задача.
Для добросовестных компаний, пользующихся услугами аутсорсинга по обслуживанию, угроза состоит в возможной потере вычета НДС из-за незаконных действий контрагентов. Налоговая может отказать в вычете на основании того, что контрагент имеет признаки однодневки.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Новая бесполезная тактика ФНС по разрывам НДС. Схематозников из столицы отрабатывают чукчи
26 февраля, новый глава ФНС Даниил Егоров, на состоявшемся в Москве заседании расширенной коллегии Службы произнес: «Первая цель всех инспекторов страны — пресечь возможные схемы уклонения от НДС».
Работу контрольно-аналитических отделов ФНС действительно изменили. Внедрив экстерриториальное распределение.
Что же это такое? В стране есть города с пиковой нагрузкой по отчетности НДС. Допустим, Москва. И есть города, в которых нагрузка маленькая. Допустим, Анадырь, Чукотка. И вот, система распределяет нагрузку. Декларации из Москвы и равномерным слоем раскидывают по всей России. Тем, у кого работы меньше.
Т.е, если АСК НДС выявила в Москве разрыв, то отрабатывать его могут послать чукчам. Или в любой другой регион страны.
Уверен, все вы уже получали множество требований по НДС: «вне рамок КНП». И запросы из других инспекций, в других городах. Такие запросы и есть результат работы экстерриториальной отработки. Это чукчи пытаются понять, что это вы там такое делали и запросить у вас дополнительные сведения.
Внешне кажется, что распределить нагрузку — это разумное решение. На практике — совсем нет. Объясняю почему.
В августе 19 года всем региональным инспекциям отключили возможность пользоваться деревом связей АСК НДС по юрлицам, зарегистрированным за пределами своего региона. Т.е, инспектор из Чукотского края, которому прислали на отработку разрыв из Москвы, просто не может построить по этому юрлицу дерево связей. Единственная его возможность — это получать информацию из 8-9 разделов а АИСе. Это очень неудобно, отнимает массу времени и не дает полноты информации.
Сейчас, потихоньку, региональным управлениям ФНС начали давать доступ к дереву связей. Но по моим оценкам, подключили меньше 10% всех контрольно-аналитических отделов страны. А вот 90% уже почти год абсолютно слепые.
Дальше. Уровень некоторых схематозников в Москве достаточно высок. Ребята тренировались на высокоинтеллектуальных врагах. Они научились строить такие деревья связей, что вскипает мозг. А теперь представьте, когда что-то очень большое и сложное падает на отработку сотруднику на Чукотку. Или в СКФО. Или во многие другие регионы России. Сотрудники просто не знают, что с этим делать.
Никакой финансовой мотивации отрабатывать чужие разрывы у сотрудников КАО ФНС сейчас нет. В теории, за отработку чужих разрывов должны давать премию. В налоговой эта премия называется «смс». На практике, смс по экстерриториалке нифига не платят.
Самое замечательное. Некоторые города вообще не принимают материал, который им готовят и присылают сотрудники других городов. Однозначный рекордсмен тут город Санкт-Петербург. Где, кстати, уже месяц проходит переобучение сотрудников КАО со всей страны. Они туда летают, слушают лекции, сдают экзамены.
При этом, питерские налоговики просто игнорируют все труды своих коллег. Длится это всё уже, как минимум, несколько кварталов. В Питерское управление уже строчили десятки жалоб. Но реакции никакой. Питер не акцептует отработанные по экстерриториалке документы.
Ещё одно новшество: в регионах начали внедрять центры компетенции ФНС. Чаще, просто переименовывают старые ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. В теории, в Центрах компетенции должны сидеть самые опытные ребята по НДС и давать советы территориалкам, как отлавливать врагов-нарушителей. На практике этого не происходит. Никакой помощи и обучения от них не поступает. Более того, они только тормозят систему, т.к. многие документы требуют их обязательной подписи. У многих складывается ощущение, что Центры компетенции просто оттягивают на себя крупнейших налплатов по НДС, чтобы отрабатывать их самостоятельно.
Какой можно сделать вывод?
Фактически, отработка НДС по экстерриториальному распределению захлебнулась. Причины:
1. Сложной работой нагрузили сотрудников, которые не имеют нужных навыков. Они у себя в регионах никогда в жизни не видели ни схемы 2014, ни журналов, ни ликвидашек, ни других схематозов. Центральный аппарат иногда присылает инструкции по разным схемам. Но инструкции написаны убогим, сухим языком и не имеют конкретных примеров, в мозг рядового сотрудника КАО они просто не ложатся.
Вот прилетает сотрудницу на Кузбасс разрывов на 2 млрд рублей. Юриков 50 сразу. Цепи сложнейшие. Дерева связей нет. И чего он с этим делать должен?
2. В регионах КАО припахали к выездам и к опросам. Отделы нагружают множеством функций, которыми должны заниматься другие ребята. Потому, что в регионах особо сложных схем нет. И вот, сотрудникам КАО в один момент присылают по 30-50 юридических лиц из других регионов. А весь отдел состоит из 1-2 человек, которые загружены своей текучкой. У них просто нет времени на отработку. Самый элементарный выход для них: дать формальные ответы, под копирку. Посмотрели, ничего не нашли, не мучайте нас.
3. Питер и куча территориалок Москвы не акцептуют документы, которые присылают по экстерриториалке из регионов. Документы висят в обработке уже по 6-8 месяцев. Центральный аппарат, настучите Питеру по голове. Из-за них в регионах у сотрудников премии сгорают, кушать нечего будет.
4. Экстерриториальная работа по регламенту должна проходить в полном взаимодействии налоговых. Той, откуда выслали и другой, куда попал разрыв на отработку. Но это в теории, в регламенте. А что на практике? На практике, в 90% случаев, если региональный инспектор просит прислать ему дерево из АСК НДС, расширенную ИКН (индивидуальная карта налплата) и другую документацию, его просьбы просто игнорируют. Это всё равно, что послать сапера искать мины на поле, из инструментов дав ему только палочку.
Честное слово, все регионы уже начали ненавидеть Москву и Питер. Центральный аппарат, объясните инспекторам в столицах, что они должны соблюдать регламент. Вам же НДС в итоге нужен в бюджет?
5. Налплаты вообще не знают, как реагировать на эти требования «вне рамок камеральных проверок». А реагировать в текущей ситуации можно максимально формально, отписками. Всё это улетит в другие города, сотрудникам, которые совершенно не заинтересованы отработке ваших разрывов. Но отвечать, естественно, надо.
6. Хитрые схематозники свои цепи мониторят на предмет разрывов. Вот прилетел из Питера разрыв в дальний регион. Только декларации. Дерева связей нет. А схематозник уже увидел по дереву, что там у него разрыв, подал корректировку. Декларацию уже обнулил сам. Расхождения, естественно, уже закрылись.
И вот, в этот момент у инспектора из региона нет вообще ничего, с чем можно было бы работать: ни дерева, ни декларашки. А время для формирования протокола первичной оценки у него капает. Что делает инспектор? Конечно же, формальную отписку.
Я начинал этот текст, чтобы рассказать об изменениях по части отработки НДС. Но, в итоге, высказал всю боль и страдания региональных сотрудников КАО. Не в моих интересах помогать налоговикам, но тут просто слезы наворачиваются. И речь не о каком-то отдельном регионе. Такая ситуация по всей стране.
Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?
Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?
Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.
Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.
Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?
Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.
На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».
Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля
Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.
Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.
Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.
Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.
Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:
Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.
Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.
Как выявляются «технические» компании
Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.
Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.
Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).
Какая информация собирается по «техническим» компаниям
В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.
Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.
«Сущностные» компании: кто к ним относится
В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.
Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.
В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.
Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю
В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.
За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.
Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.
Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.
Быстрая смена контрагента становится невозможной
Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.
Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.
Ликвидация как повод для проверки
Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.
И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.
Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.
Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.
Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.
Направление требований
На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.
Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.
Вызов на комиссию
Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.
Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».
С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.
Направление информационных сообщений
Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.
В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.
Как избежать проблем при налоговых проверках
Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.
Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.
Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.
Какие ошибки совершают налогоплательщики
1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.
Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.
2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.
Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.
3. Идете на допрос или комиссию без юриста.
4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.
Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.
Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.