Экзегетика что это в православии

Экзегетика

Экзеге́тика (от греч ἐξήγησις тол­ко­ва­ние, изъ­яс­не­ние; ἐξηγητικά — книги, объ­яс­ня­ю­щие раз­лич­ные рели­ги­оз­ные пред­меты) – раздел бого­сло­вия, зани­ма­ю­щийся истол­ко­ва­нием смысла Свя­щен­ного Писа­ния.

Необ­хо­ди­мость экзе­ге­тики свя­зана со смыс­ло­вой мно­го­мер­но­стью биб­лей­ского текста. Глу­бо­кое пони­ма­ние биб­лей­ского текста тре­бует чет­кого выяв­ле­ния его сим­во­ли­че­ских, алле­го­ри­че­ских, бук­валь­ных и иных смыс­лов.

Если Гер­ме­нев­тика изу­чает сами методы истол­ко­ва­ния этих смыс­лов, то экзе­ге­тика сосре­до­та­чи­ва­ется на самом содер­жа­нии текста, на воз­мож­ных вари­ан­тах тол­ко­ва­ния. При этом пони­ма­ние биб­лей­ского текста под­ра­зу­ме­вает не при­дачу тексту новых смыс­лов, а пра­виль­ную рекон­струк­цию исход­ных, сооб­щен­ных чело­ве­че­ству Боже­ствен­ным Откро­ве­нием.

Экзе­ге­тика пред­по­ла­гает пости­же­ние Свя­щен­ного Писа­ния в его глу­бине и свя­то­сти. Поэтому выда­ю­щи­мися экзе­ге­тами Цер­ко­вью при­знаны Святые Отцы, засви­де­тель­ство­вав­шие истин­ность своего ком­мен­та­рия Библии высо­кой духов­ной жизнью в Боге. Осно­ва­ние пра­во­слав­ной экзе­ге­тики – свя­то­оте­че­ская тра­ди­ция истол­ко­ва­ния биб­лей­ского текста, в связи с чем экзе­ге­тика тесно свя­зана с пат­ри­сти­кой. Пра­во­слав­ная экзе­ге­тика явля­ется свя­то­оте­че­ской (пат­ри­сти­че­ской) экзе­ге­ти­кой.

Основ­ные прин­ципы пат­ри­сти­че­ской экзе­ге­тики заклю­ча­ются в сле­ду­ю­щих момен­тах:

Есть вещи, кото­рые мы можем понять лишь в свете учения Церкви: Свя­щен­ное Писа­ние сле­дует пони­мать разу­мом Церкви, разу­мом Хри­сто­вым, потому что Цер­ковь не меня­ется; в своем внут­рен­нем опыте она про­дол­жает жить той же жизнью, какой жила в первом веке; и слова, ска­зан­ные в Церкви Павлом, Петром, Васи­лием или дру­гими, всегда сохра­няют свое зна­че­ние.
Так, после пред­ва­ри­тель­ного вос­при­я­тия на нашем соб­ствен­ном, совре­мен­ном языке мы должны обра­титься к тому, что пони­мает под этим словом Цер­ковь; только тогда мы можем быть уве­рены в смысле дан­ного текста и имеем право начать думать и делать выводы”.
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний

Много в Свя­щен­ном Писа­нии встре­ча­ется таких мест, кото­рые истол­ко­вы­ва­ются даже вели­кими мужами разума и рас­суж­де­ния разно, однако не в уни­чи­же­нии свя­щен­ным пред­ме­там, а по слож­но­сти жизни и обсто­я­тельств.
прп. Нек­та­рий Оптин­ский

Источник

Святооте́ческая экзеге́за

Святооте́ческая экзеге́за, или патристическая, толкова­ние Библии св.отцами и учителями Церкви.

В православной традиции отцами и учи­телями принято называть священномучеников, святителей и подвижни­ков, в своих трудах наиболее полно вы­разивших сущность церковного*Предания. В большинстве своем это писатели древнехристианского и раннесредневекового времени, хотя к числу св.отцов относят и некоторых писателей последующих эпох. Святоотеческое наследие является ос­новополагающим в области православной догматики, аскетики, *богослужения, каноники и библеистики.

Хронологически история Святоотеческой экзегезы делит­ся на два больших периода: античный (1–5 вв.) и византийско-русский (6–19 вв.). В свою очередь, в ан­тичном периоде различают две эпохи: доникейскую, или раннехристианскую (конец 1– начало 4 в.), и классическую, или «золотой век» церк. письменности (начало 4 – начало 5 в.). Существуют и дру­гие периодизации истории святоотече­ской литературы. Так, например, архиепископ *Филарет (Гумилевский) насчитывает 5 ее пе­риодов:

а) время Мужей Апостольских и апологетов (70–312),

б) время христологических споров (312–620),

в) время ико­ноборчества (620–850),

г) поздневизан­тийский период (850–1453),

д) время после падения Византии.

Следует отметить, что в православной традиции отцами Церкви называются святые писатели, а учителями – те, кто не был канонизирован. В католической же традиции отцами называют христианских пи­сателей до 8 в., а последующие имену­ются учителями Церкви. Обычно в богословской и исторической науке термином «патристика» обозначают творения св. отцов и учителей античного перио­да. Ниже будет дан обзор Святоотеческой экзегезы именно этого времени, а о других периодах см. статьи: *Греческая библеистика; *Русская библеистика.

Отцы Церкви не были первыми тол­кователями Писания. В какой-то мере они использовали труды иудейских комментаторов (в частности, *Филона и *Иосифа Флавия) и экзегетические прие­мы античных авторов, толковавших древнюю греко-римскую литературу (см. об этом в труде *Хэтча «Влияние греческих идей и обычаев на христианскую Цер­ковь»). Но главными источником Святоотеческой экзегезы был ду­ховный опыт св. отцов, мысль которых была просвещена молитвой и подви­гом.

Кроме непосредственно экзегетиче­ского, герменевтического, догматиче­ского и назидательного значения, на­следие Святоотеческой экзегезы играет немалую роль и в текстологии Священного Писания. Библей­ские цитаты из творений отцов и учи­телей Церкви важны для изучения ис­тории священного текста и его передачи, по­скольку эти творения могут быть точно датированы и помогают устано­вить древние варианты чтения. В библейской текстологии принято пользоваться критическими изданиями св.отцов, посколь­ку в прочих изданиях их цитаты часто перефразированы. Примером собра­ния ранних святоотеческих цитат является «Синопсис» Четвероевангелия *Аланда (1964). Однако полного собрания всех патристических цитат из Библии еще не существует. Даже 16-томный рукописный «Index Patristicus» английского богослова Уильяма Бэргона (1814­88), хранящийся в Британском музее, не может считаться исчерпывающим, хотя и содержит 86 489 цитат.

1. Доникейский период. Отцы и учители Церкви, жившие в период, не­посредственно примыкающий к веку апостолов, именуются *Мужами Апо­стольскими, или Апостольскими отца­ми (конец 1– 1-я половина 2 в.). От них не дошло последовательных толкований библейских книг, но в полемике с язычест­вом, гностицизмом и *иудаизмом они затрагивали многие экзегетические проблемы. Их творения содержат древнейшие сведения о происхождении священных книг и их канонизации (свт.*Климент Рим­ский, сщмч.*Игнатий Антиохийский, *Гегезипп, *Папий, сщмч.*Поликарп Смирнский и другие).

Полемический характер носили и писания апологетов 2–3 вв. (св.*Иустин Мученик, *Татиан, свт.*Феофил Антиохийский, свт.*Ириней Лион­ский и другие), которые боролись с гности­цизмом, учением *Маркиона и другими ере­сями. Важные сведения о *каноне со­держатся в уцелевших фрагментах апологета *Мелитона Сардийского.

Отдельным библейским темам посвящены труды *Климента Александрийского и сщмч.*Мефодия. Одним из первых комментаторов Писания, толкования которого дошли до нас, был свт.*Ипполит Римский. Основу научной (историко-филологической, текстуальной и бого­словской) Святоотеческой экзегезы заложил преемник Кли­мента Александрийского *Ориген. От него ведет начало *критика библей­ская, и его труды оказали большое влияние на ее дальнейшее развитие. Ориген был представителем *александрийской школы экзегезы, отдававшей первенство *аллегорическим методам толкования Библии. На­против, *антиохийская школа экзегезы, основанная сщмч.*Лукианом, предпочитала историческое, бук­вальное толкование.

2. Классический период. В этот период антиохийское направление имело наибольшее число сторонников. Среди них *Диодор Тарсийский, *Евсевий Эмесский, *Полихроний Апамейский, свт.*Иоанн Златоуст, свт.*Кирилл Александрийский, блж.*Феодорит Киррский, прп.*Исидор Пелусиот и другие. К той же школе отно­сится и *Феодор Мопсуестский, бого­словские теории которого были позднее осуждены Церковью. По своим исход­ным установкам к антиохийской шко­ле близки сирийские школы Нисибина и Эдессы (прп.*Ефрем Си­рин, *Раббула и другие. Первый труд по введению в Священное Писание принадле­жит сирийскому монаху *Адриану Антиохий­скому, автору самого термина *«исагогика».

Классиком латинской Святоотеческой экзегезы счи­тается блж.*Иероним, усвоивший филологические и критические методы Оригена. Элементы аллегорической экзегезы были введены на Западе свт.*Иларием Пиктавийским, свт.*Амвросием Медиоланским и *Евхерием Лионским. Итог античной латинской Святоотеческой экзегезы был подведен блж.*Августином, который предпринял попытку точно сформулировать пра­вила библейской герменевтики.

3. Основные принципы Святоотеческой экзегезы. С начала 2 в. перед отцами и учителями Церкви встали две задачи: а) сформулировать догматические и нравственные истины христиан­ства на языке своего времени и б) рецептировать элементы тогдашней гре­ко-римской культуры для толкования церковного вероучения и Библии. Выполне­нию этих задач немало способствова­ли энциклопедические знания, которыми об­ладало большинство св.отцов. Будучи выдающимися представителями античной культуры 3–4 вв., они своим образованием значительно превосхо­дили современных им языческих фи­лософов и писателей.

Несмотря на различие школ, мето­дов, интерпретаций текста и частных мнений св. отцов, можно выделить 10 основных принципов, свойствен­ных Святоотеческой экзегезе.

а) Вера в *боговдохновенность Библии является общим и незыбле­мым убеждением всех св. отцов. Уже первый по времени из Мужей Апо­стольских, свт. Климент Римский, на­зывает Писание «истинными глагола­ми Духа Святого» (1-е Послание к Коринфянам 45).

б) *Богочеловеческий характер Священного Писания. Это понятие утверди­лось в святоотеческой библеистике не сра­зу. Ранние церковные писатели еще склоня­лись к *вербализму. Но уже в 3 в. свт.*Дионисий Великий, сравнивая Ин. и Откр., недвусмысленно указал на роль священных писателей как авторов, со свойственными им особенностями языка и способами выражения. С 4 в. св. отцы более не сомневались в том, что Библия есть одновременно и Сло­во Божье, и слово человеческое. В частности, блж. Иероним замечал, что «Иеремия кажется грубым в сравне­нии с Исайей и Осией», т.е. признавал зависимость литературной формы библейских книг от индивидуальных особенностей их ав­торов.

в) Библия как часть Священного Преда­ния Церкви. Для Святоотеческой экзегезы Евангелие явля­ется церковной книгой по преимуществу, которой предшествует живое апостоль­ское слово, восходящее к Самому Гос­поду Иисусу. Так, отвергая спекуляции гностицизма, свт. Ириней Лионский ссылался на «предание, которое проис­ходит от апостолов и сохраняется в церквах чрез преемство пресвитеров» (Против ересей, III,2,2). От Иисуса Христа и апостолов Церковь принима­ет и авторитет Ветхого Завета. Для того чтобы от­делить подлинное Предание от «пре­даний человеческих», необходимо, по учению св. отцов, ориентироваться на Библию. Свт. Кирилл Иерусалимский в связи с этим писал: «Не верь даже мне, когда говорю тебе просто, если не будешь иметь доказательств моих слов из Писания» (Огласительное поуче­ние, IV, 17), а свт. Иоанн Златоуст в 4-й Беседе о Лазаре восклицает: «Хо­тя бы мертвый воскрес, хотя бы ангел сошел с неба – более всего должно ве­рить Писанию».

г) *Единство Библии. На попытки иудаизма, гностицизма и Маркиона от­сечь Новый Завет от Ветхого, Святоотеческая экзегеза от­вечает исповеданием веры в единство Духа Божьего, вдохновившего авторов обоих Заветов. Различие Заветов, со­гласно св. отцам, обусловлено посту­пательным характером *истории спа­сения, в ходе которой христианская Церковь ста­новится новым Народом Божьим. Ветхий Завет был преддверием, *прообразом, подго­товительной ступенью к Откровению Богочеловечества. По словам блж. Августина, оба Завета связаны генетиче­ски и типологически. «Новый Завет сокрыт в Ветхом, Ветхий – раскрыва­ется в Новом» (Беседа на 1Кор.6 ).

д) Христоцентризм Святоотеческой экзегезы. Отцы Церк­ви всегда руководствовались словами Христа Спасителя: «Исследуйте Писа­ния, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Это свидетельство св. отцы находили во всей Библии, от первых ее страниц до последних. Оно выражалось не только в описании жиз­ни и учения Христа, но и в ветхозаветных пророчествах, прообразах, в приготов­лении людей к приходу Избавителя.

е) Нераздельность познания Биб­лии и духовной жизни. Все св. отцы учат, что чтение и изъяснение Слова Божьего требует молитвенного подви­га и очищения сердца. Значительная часть патристических толкований есть за­пись бесед и проповедей, имевших це­лью пробудить и укрепить в людях ве­ру и желание жить по вере (нередко эти беседы предназначались для гото­вящихся к крещению). Святоотеческая экзегеза никогда не ограничивалась историческими или литературными ас­пектами Писания: она была продолже­нием апостольского благовестия, хотя и не пренебрегала научной стороной экзегетики.

ж) *Полисемантизм Библии. Почти все св. отцы, к какой бы школе они ни принадлежали, настаивали на том, что библейский текст многопланов, что он имеет несколько смысловых измерений. Если од­ни толкователи делали ударение на иносказательном смысле, а другие – на прямом, это не значило, что они ис­ключали другие семантические пласты Писания. В Беседе на 46 псалом свт. Иоанн Златоуст подчеркивал: «Иное в Писании должно понимать так, как говорится, а иное в смысле пе­реносном; иное же в двояком смысле, чувственном и духовном».

з) *Жанры литературные и особен­ности *поэтики библейских книг от­мечались преимущественно св. отцами классического периода, но еще Ориген определил литературную форму Песн. как «эпиталаму», т.е. брачный гимн. Блж. Иероним пытал­ся связать библейскую поэзию с законами ан­тичной поэзии («Предисловие к Книге Иова»). Свт. Григорий Назианзин, бу­дучи сам поэтом, отмечал в Библии на­личие многообразных литературных приемов. Так, он подчеркивал, что «Писание часто олицетворяет многие даже и без­душные вещи, например: “говорит мо­ре” то-то и то-то (Исайя.23:4), и “безд­на говорит: не во мне она” ( Иов.28:14 ); также “небеса” представлены “пропо­ведующими славу Божию”» (Слово 30. О богословии).

и) Плюрализм святоотеческой исагогики. Отцы Церкви не догматизиро­вали вопросы о датировке и *авторстве священных книг. На этот счет они выска­зывали самые разнообразные предположения. Например, если Ориген относил Книгу Иова к домоисеевой эпо­хе, то блж. Иероним приписывал ее са­мому Моисею. В *Синопсисе свт. Афа­насия Великого сказано: «Начиная с книги Навина даже до книги Ездры, не вся теми написана суть, их же надписанию имут». Свт. Дионисий Великий сомневался в происхождении Ин. и Откр. от одного свящ. писателя. *Тертуллиан приписывал Евр. апостолу Варнаве, а Ориген считал его *атрибуцию во­просом открытым.

к) Применение научных данных и методов в библеистике также ведет свое начало со святоотеческого периода. Многие св. отцы и христианские писатели их времени обращались к историческим внебиблейским источникам, в т.ч. к трудам Фи­лона Александрийского, Иосифа Фла­вия, греко-римских писателей (Евсе­вия Кесарийского, блж. Августина и других). Ориген и блж. Иероним использо­вали в библейской текстологии и филологии результаты античной науки. При осве­щении космогонических проблем, связан­ных с *Шестодневом, свт. Василий Ве­ликий и другие комментаторы обращались к исследованиям древних естествоис­пытателей и философов.

Святоотеческая экзегеза стала источником для византийской и русской православной библеистики, а на За­паде – для *схоластической средневековой экзегезы. Начиная с раннего Средне­вековья толкователи создавали об­ширные компиляции из патристических комментариев (см. статью *Катены). Многие элементы святоотеческой экзегезы вошли в христианское бо­гослужение. Основные герменевтиче­ские принципы, выработанные в пат­ристике, и поныне остаются фундаментом православного богословия, в т.ч. и *православной библеистики.

■ Начиная с 1843 МДА стала издавать «Творения Святых Отцев в русском пере­воде»; КДА с 1891 издавала «Библиотеку творений Св. Отцев и Учителей Церкви Западных». Подвижнические писания, со­бранные в «Добротолюбии», в пер. свт.*Феофана (Говорова), вышло несколько изданий в 5 томах с указателем (М.,1895–1913 3 ) и одно зарубежное. Кроме этих собраний, на рус. языке существует несколько антологий: прот. Благоразумов Н.В., Святоотеческая хрестоматия, М.,1895; *Ловягин Е.И., Избранные места из греческих писаний св. Отцев Церкви до IX в., СПб.,1884–1885, ч.1–2; Памятники византийской литературы IV-IX веков, под ред. Л. А. Фрейберг, М.,1968; Памят­ники средневековой латинской литературы IV-IX веков, под ред. М.Е.Грабарь-Пассек и М.Л.Гаспарова, М.,1970; Писания Св. Отцев и Учите­лей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, СПб., т.1–3, 1855­-1857; Писания Мужей Апостольских, пер. прот. П.Преображенского, СПб.,1895; Раннехристианские Отцы Церкви, Брюссель, 1978; Сочинения древних христианских апологетов, пер.П.Преображенского, СПб.,1895 2 ; Классическими западными изданиями отцов Церкви на языках оригиналов являются Греческая и Латинская Патрологии *Миня; «Сирийская патрология» под ред. Р.Граффена (Р.,1894–1926, t.1–3); «Грече­ские христианские писатели первых ве­ков» («Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte»), издание, начатое Берлинской Академией в 1897 (издание еще продолжается); «Христиан­ские источники» («Sources chrétiennes»), выходящие в Париже с 1942 под редакцией А.Любака и *Даниелу (это критическое издание с франц. пер. еще продолжается). Перечень изда­ний, выходивших под редакцией *Гарнака и других исследователей, а также переводы на но­вые европейские языки см. в «Патрологии» Дж. Квастена (Quasten J., Patrology, vol.1–3, 1962–1966).

● *Аверинцев С.С., Поэтика ранневизантийской литературы, М.,1977; его же, Византийская литература, ИВЛ, М.,1984, т.2; его же, Судь­бы европейской культурной традиции в эпоху пе­рехода от античности к Средневековью, в кн.: Из истории культуры Средних веков и Возрождения, М.,1976; он же и Соколов В., Патристика, ФЭ, т.4; Библейская космогония по учению Отцев и Учителей Церкви, СПб.,1898; Бычков В.В., Ви­зантийская эстетика, М.,1977; его же, Эстетика поздней античности II-III вв., М.,1981; Вильскер Л.Х., Сирийская литература, ИВЛ, М.,1984, т.2; Гусев Д., Чтения по патроло­гии, Каз.,1895, вып.1; Добросмыслов Д., Мнения Отцев и Учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея, Каз.,1893; Дьяконов А.И., Типы высшей богословской школы в древней Церкви III-VI ве­ков, ХЧ, 1913, №4–5; Карсавин Л.П., Святые Отцы и Учители Церкви, Париж 1926 ; архим. Киприан (Керн), Золо­той век святоотеческой письменности, Париж, 1966; свящ. Колоссовский П., Патри­стика, ЖМП, 1977, №5; *Корсунский И.Н., Новозаветное толкование Ветхого Завета, М., 1885; Лосский В.Н., Очерк мистического богосло­вия Восточной Церкви, БТ, 1972, сб.8; Майоров Г.Г., Формирование средневековой философии. Латинская патристика, М.,1979; прот. Мейендорф И.Ф., Введение в святоотеческое богословие, Нью-Йорк, 1985 2 ; Н.И., Толкование ветхозаветных книг в период Мужей Апостольских, ЧОЛДП, 1893, кн.9; *Олесницкий А.А., Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых Отцев и Учителей Церкви, СПб.,1894; Писарев Л.И., Очерк из истории христианского ве­роучения патристического периода, Каз.,1915, т.1; прот. Поликарпов Д.В., Толкова­ния Св. Отцев и Учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии, СПб.,1914, вып.1; Попов И.В., Конспект лекций по патрологии, Серг.Пос.,1916 3 ; *Протопопов В.И., Библейские ветхозаветные факты по толковани­ям св.Отцов и Учителей Церкви, Каз.,1896; Сагарда Н.И., Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в пе­риод расцвета (IV-V вв.), СПб.,1910; Скворцов К.И., Философия Отцов и Учителей Церкви, К.,1868; прот. Соколов П.И., История ветхозаветных писаний в христианской Церкви от начала христианства до Оригена включительно, М.,1886; *Фаррар Ф., Жизнь и труды св. Отцев и Учителей Церк­ви, пер. с англ., т.1–2, СПб.,1902–1903; архиеп.*Филарет (Гумилевский), Историческое учение об Отцах Церкви, т.1–3, СПб.,1859; прот. Флоровский Г., Восточные Отцы IV века, Париж, 1931; его же, Византий­ские Отцы V-VIII веков, Париж, 1933; Altaner B., Patrologie, Freiburg, 1958; Chadwick H., The Early Church, Grand Rapids (Mich.), 1968; Collins T.A., Patristic Exegesis, NCE, v.2, p.499–501; Frend W., The Early Church, Phil.,1966; Kelly J.N.D., Early Christian Doctrines, L.,1958; Margerie B., Introduction à l’histoire de l’exégèse, t.1, Les Pères grecs et orientaux, P.,1980; Wiles M., The Christian Fathers, L.,1966; прочую иностранную библиографию см. в указанных обобщающих трудах; см. также статьи: *Александрийская школа; *Антиохийская школа; *Эдесская школа и статьи об отцах и учителях Церкви, указанных в дан­ной статье.

Источник

Экзегетика

По экзегетике понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения.

Содержание

Христианство

Среди христиан есть множество различных взглядов на толкование Библии. В основном они сводятся к двум главным концепциям:

Комментарии к Библии

Наиболее популярной формой библейской экзегетики являются комментарии к Библии. Обычно они издаются многотомниками наподобие энциклопедии, где каждый том посвящен одной или двум книгам Библии и толкуют книги в том-же порядке, в котором они расположены в Библии. Каждый комментарий обычно состоит из введения, за которым следует детальный разбор текста. До начала 20 века комментарии обычно писались одним автором, который детально излагал свой взгляд на Священное писание. Сейчас обычно практикуют написание комментариев к Библии коллективом авторов, где каждый дает комментарий к отдельным книгам. Комментарии обычно различаются способом интерпретации, в частности авторы, принадлежащие к разным конфессиям по разному комментируют Библию, также комментарии различаются по глубине, аккуратности, силе теологической и критической мысли.

В Католической традиции существуют специальные центры библейской экзегетики, École Biblique в Иерусалиме, и Pontificio Istituto Biblico в Риме.
Протестантской экзегетикой занимаются в университетах, преимущественно в Германии и США.

Иудаизм

Традиционная экзегетика в Иудаизме представлена раббанистической литературой, в которую входят Мишна, два Талмуда и Мидраш. В иудаизме экзегетика называется мефоршим (ивр. מפורשים ‎), что означает комментаторы.

Мишна

Талмуд

Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) одновременно в Палестине и Вавилонии, поэтому имеются два Талмуда — Иерусалимский Талмуд (Талмуд Ерушалми) и Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавли).

Мидраш

Мидраш является гомилетическим методом экзегетики, собранием комментариев к Танаху, толкованием параграфов Пятикнижия Моисея, относящихся к иудейским законам. Мидраш делится на два больших раздела, свод правовых и ритуальных законов, называемый Галаха, которая является экзегетикой письменного закона Торы, и незаконодательная Аггада, экзегетика тех отрывков Торы, которые не связаны с законами иудаизма, но являются поучительными историями на все случаи жизни.
В галахических а также в аггадических толкованиях толкователь стремится не столько искать первоначальный смысл текста, сколько найти подтверждение в Библии собственных концепций и идей, правил поведения и учения, для которых он хотел бы найти Библейские основания. Этому способствовала, с одной стороны, вера в то, что слова Библии многозначны, и, с другой стороны, серьезной интерпретации подвергались малейшие особенности текста. Из-за этого в своих толкованиях Мидраш отклонялся всё дальше и дальше от первоначального смысла писания.

Таннаи

Амораи

Вавилонские Амораи были первыми, кто использовал выражение «Пшат»(«простой») для обозначения первичного смысла писания, противопоставляя его «Драш», глубинному смыслу, выявленному толкователями. Эти два уровня стали позже важными особенностями в истории еврейского толкования Библии. В Вавилонии был сформулирован важный принцип, что толкование мидрашей не может отменить первичный смысл. Этот принцип впоследствии стал лозунгом толкования Библии с точки зрения здравого смысла.

Масореты

В седьмом веке масореты посвятили себя тому, чтобы сохранить первоначальный смысл писания, добавив огласовки и пунктуацию для правильного прочтения текста, с одной стороны они способствовали сохранению первоначального смысла, с другой стороны породили новую ветвь экзегетики, толкующую их нововведения.

Еврейская экзегетика не закончилась написанием Талмуда и продолжалась на протяжении всех веков в различных центрах изучения писания по всему миру. До сегодняшнего дня продолжается изучение и толкование Танаха, и экзегетика считается важной для понимания смысла священного писания.

Индийская философия

Миманса это школа индийской философии, также называемая пурва-миманса, серьёзно занимающаяся экзегетикой древних индийских текстов, она дала серьёзный толчок развитию филологии и философии языка. В трудах Бхартрихари излагается учение о неразрывной связи звука и его значения (обозначающего и обозначаемого).

Ислам

Тафсир (араб. تفسير ‎‎, «интерпретация») арабское обозначения экзегетики, или комментария Корана. Автор тафсира называется муфассир (араб. ‘مُفسر ‎‎, множественное число: араб. مفسرون ‎‎, муфассирун).

Тафсир не включает в себя эзотерические и мистические интерпретации, которые называютася Тавил. Эзотерические интерпретации обычно не противоречат общепринятым, они обсуждают более глубокие уровни понимания Корана. Хадисы пророка Мухаммада провозглашают, что у Корана есть более глубокий уровень понимания, а у этого уровня ещё более глубокий, и таких уровней семь [1] Некоторые исламские секты налагают прямой запрет на эзотерические интерпретации Корана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *