Экзюпери цитадель про что

Книга «Цитадель»

Год издания книги: 1948

Книга Антуана де Сени-Экзюпери «Цитадель» по праву относят к величайшим произведениям одного из лучших французских писателей. И это, несмотря на то, что книга «Цитадель» была опубликована лишь 1948 году, почти через четыре года после смерти писателя. Эта книга является последним опубликованным произведением Антуана де Сент-Экзюпери, которое по словам самого писателя он все равно не смог бы завершить.

Сюжет книги «Цитадель» кратко

Экзюпери цитадель про что. Смотреть фото Экзюпери цитадель про что. Смотреть картинку Экзюпери цитадель про что. Картинка про Экзюпери цитадель про что. Фото Экзюпери цитадель про чтоВ книге «Цитадель» Экзюпери читать можно о жизни молодого врача Эндрю Мэнсона. В 20-30-х годах прошлого столетия он прибывает в небольшой шахтерский городок в Великобритании. Там он становится помощником доктора Пэйджа. Но учитывая, что доктор Пэйдж парализован, ему приходится самостоятельно взяться за работу. Его знания и рвение позволяют ему в скором времени заслужить уважение в городе. Здесь же он сводит знакомство с еще одним помощником доктора – Филиппом Денни, а также знакомится со своей будущей женой – учительницей Кристин Бэрлоу. Но жизнь в этом городке для Эндрю не складывается. Из-за жадности жены Пэйджа он вынужден перебраться в еще один шахтерский городок – Эберло. Его рвение и принципиальность и здесь не позволяют ему задержаться, но его авторитет растет. Вскоре он перебирается в Лондон, где становится одним из ведущих врачей. Забыв о своих принципах, он зарабатывает деньги, пока в один трагичный день не становится свидетелем врачебной ошибки – которая унесла жизнь пациента.

Этот случай для главного героя книги Экзюпери «Цитадель» становится переломным. Он вспоминает с каким рвением он учился и что его целью в жизни была помощь людям. Вместе со своими друзьями он решает организовать собственную больницу. Но прошлое не отпускает так просто. Ему придётся доказать, что медицина — это не деньги, а человеческие жизни.

Что касается по книге Сент-Экзюпери «Цитадель» отзывов, то они носят преимущественно положительный характер. Нет, не оконечность произведения, как в книгах Франца Кафки накладывает свой отпечаток. При этом книгу «Цитадель» сложно назвать увлекательным произведением, а если добавить сюда достаточно рваный сюжет, то и вовсе для многих она покажется просто непроходимой. С другой стороны, произведение продумано до мелочей, каждый шаг главных героев осмыслен, даже второстепенные герои очень яркие и понятные, а язык автора просто зачаровывает. Именно поэтому книгу Экзюпери «Цитадель» скачать можно посоветовать всем тем, кто готов познакомится, может и не с самым увлекательным, но действительно достойным произведением классика французской литературы.

Книга «Цитадель» на сайте Топ книг

Книгу «Цитадель» Экзюпери читать настолько популярно, что она заняла высокое место среди лучших книг зарубежной классики. И учитывая высокий интерес к произведению, она еще не раз будет представлена среди лучших книг классики.

Источник

Главное произведение Экзюпери, без которого писателя не понять

Экзюпери цитадель про что. Смотреть фото Экзюпери цитадель про что. Смотреть картинку Экзюпери цитадель про что. Картинка про Экзюпери цитадель про что. Фото Экзюпери цитадель про что

«Все это загадочно и непостижимо. Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем, совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел не знакомую нам розу.

Взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел?» И вы увидите: все станет по-другому…

И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно».

Если внимательно вчитаться в биографию самого Экзюпери, отчетливо понимаешь, что он и есть этот самый Маленький принц, с его робостью и одновременной решимостью, с умением любить, ничего не ожидая взамен, и беспредельным чувством ответственности за весь мир.

«Маленький принц» был создан в 1942 году в Нью-Йорке, в вынужденной эмиграции из родной Франции, оккупированной фашистскими войсками. Для абсолютного большинства читателей знакомство с Экзюпери начинается именно с этой книги. К сожалению, на ней оно часто и заканчивается. А ведь есть еще «Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей», «Письмо заложнику»…

И главное произведение Экзюпери, без которого понять писателя просто невозможно – «Цитадель». Это самое противоречивое его создание. Самое большое по объему (причем не законченное), самое длительное по срокам работы и вызвавшее самые ожесточенные споры. Над этой книгой Антуан работал всю пору своей зрелости, начиная с 1936 года. Она должна была подвести итог всему его жизненному опыту, всем его размышлениям.

Кто-то очень метко заметил: «Цитадель» – это рассуждения Маленького принца, вынужденного жить на Планете людей».

«Есть лишь одна проблема, – говорил Экзюпери, – одна-единственная в мире – вернуть людям духовное содержание, духовные заботы». Именно этой цели подчинено все содержание его главной книги.

Сложная простота

«Цитадель» – непростая книга. Одни считают ее вершиной творчества Сент-Экзюпери, другие – громким провалом. Всякий раз, когда Антуан принимался читать своим близким друзьям наброски, он слышал скептические усмешки и уверения, что движется не той дорогой. Но в своем замысле Экзюпери был непреклонен. «Меня не уязвляет, что кому-нибудь это покажется банальным, – говорил он. – Быть может, я обольщаюсь насчет своей книги; быть может, это будет всего лишь толстенный посредственный том, мне совершенно все равно – ведь это лучшее из того, чем я могу стать».

Временами сквозь смысловую плотность текста приходится буквально продираться. Вряд ли получится прочитать «Цитадель» залпом, на одном дыхании. Зато при неторопливом чтении, с остановками на каждой мысли, книга не отпустит до последней страницы. И не раз заставит к себе вернуться, даря новые, не замеченные ранее смыслы.

Жанр произведения определить крайне сложно. Это неспешный разговор-рассуждение с близким по духу человеком. Одни сравнивают ритмичность книги с Кораном, другие – с напевностью и глубиной притч Соломона и книги Екклесиаста.

Экзюпери цитадель про что. Смотреть фото Экзюпери цитадель про что. Смотреть картинку Экзюпери цитадель про что. Картинка про Экзюпери цитадель про что. Фото Экзюпери цитадель про что

Экзюпери в письме жене говорил: «Хочу закончить свою книгу. Вот и все. Я меняю себя на нее. Мне кажется, что она вцепилась в меня, как якорь. В вечности меня спросят: «Как ты обошелся со своими дарованиями, что сделал для людей?» Поскольку я не погиб на войне, меняю себя не на войну, а на нечто другое».

Как известно, на войне Экзюпери все же погиб. Но среди ужасов Второй мировой, как смерч втянувшей в себя миллионы жизней, Сент-Экс создал очень светлую книгу об основах бытия, о проблемах этики и морали. И оставил ее нам. Как напоминание, предостережение и урок.

В восемнадцатилетнем возрасте Антуан писал матери: «Я только что немного читал Библию. Какая это прелесть! Какая простота и сила стиля! И сколько поэзии! А заповеди, занимающие добрых двадцать пять страниц, – шедевры законодательства и здравого смысла. И всюду нравственные законы раскрываются в их неизбежности и красоте: и это великолепно!» Именно к такой содержательной поэтической простоте стремился Экзюпери, работая над «Цитаделью».

«Тебе надо сбыться»

То, что труд над этой книгой станет трудом всей его жизни, и то, что ему не суждено будет ее закончить, он ясно понимал. Перед Экзюпери было семьсот страниц необработанного текста, а мысль не обрывалась.

«Книга выйдет в свет, когда я умру, потому что мне никогда не довести ее до конца. У меня семьсот страниц. Если бы я просто разрабатывал эти семь сотен страниц горной породы, как для простой статьи, мне и то понадобилось бы десять лет, чтобы довести дело до завершения. Буду работать не мудря, покуда хватит сил. Ничем другим на свете я заниматься не стану. Сам по себе я не имею больше никакого значения и не представляю себе, в какие еще раздоры меня можно втянуть. Я чувствую, что мне угрожают, что я уязвим, что время мое ограничено; я хочу завершить свое дерево».

Экзюпери цитадель про что. Смотреть фото Экзюпери цитадель про что. Смотреть картинку Экзюпери цитадель про что. Картинка про Экзюпери цитадель про что. Фото Экзюпери цитадель про что

Антуан де Сент-Экзюпери

Вообще идея становления человека через осуществление того лучшего, что вложил в него Господь, идея «прорастания» человека («жить – это постепенно рождаться», – писал Экзюпери) – ключевая для «Цитадели».

«Смерть садовника не подкосит дерева. Но сруби плодоносящее дерево, и садовник будет убит».

«Тебе надо сбыться, подняться вверх по крутому склону. Рожденная дробным миром целостность, которую ты обретешь, будет не разгадкой ребуса, а преодолением противоречий и исцелением кровоточащих ран. Обретая эту целостность, ты ощутишь и ее могущество».

Для чего дана человеку жизнь, в чем смысл существования? На эти вопросы, не дающие покоя человечеству тысячи лет, у Экзюпери есть ответ: «смысл жизни в том, на что она потрачена». «Тот, кто не тратит себя, становится пустым местом».

Власть должна быть разумной

На страницах «Цитадели» Сент-Экзюпери перевоплощается во властителя крепости и строит свой мир. Единственный его собеседник, а иногда и оппонент – немного таинственный и всемогущий старец, его отец. Этот старец олицетворяет собой всю историю человечества с накопленным опытом и мудростью. Сам властитель – его духовный сын и наследник.

Помните, на одной из планет Маленький принц встретил Короля. Король был очень гордым, не замечал очевидных вещей и умел только повелевать. Но даже ослепленный своим величием, Король изрекал мудрые мысли:

Экзюпери цитадель про что. Смотреть фото Экзюпери цитадель про что. Смотреть картинку Экзюпери цитадель про что. Картинка про Экзюпери цитадель про что. Фото Экзюпери цитадель про что– Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват – он или я?

– Вы, ваше величество, – ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.

– Совершенно верно, – подтвердил король. – С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны.

Властитель «Цитадели» – именно такой мудрый правитель, лишенный при этом тщеславия и самолюбования и поглощенный идеей отеческой любви и ответственности за свой народ. Его рассуждения то касаются конкретных случаев из жизни царства, то сводятся к поучениям, но в сущности выходят далеко за рамки прикладных советов и приобретают универсальное звучание.

«Я не вижу, в чем принуждение противоречит свободе, – говорит правитель. – Чем больше я проторил дорог, тем свободнее ты в выборе. Хотя каждая из дорог – принуждение, потому что я оградил ее дорожными столбами. И что ты имеешь в виду, говоря «свобода» и не видя перед собой ни одной дороги? Или ты называешь свободой блуждание наугад в пустоте? Поверь, принуждение новой дороги увеличит твою свободу».

Глупость, зависть, закостенелость в праздности – вот с чем борется мудрый правитель.

«Я видел вырождающиеся народы: они не пишут стихов, они их читают, пока рабы обрабатывают для них землю. Скудные пески Юга из года в год взращивают племена, жаждущие жить, – наступает день, и эти племена завладевают мертвыми сокровищами мертвого народа. Я не люблю людей с омертвелым сердцем».

Главной задачей правителя становится создание условий для самореализации народа и поиск объединяющей идеи.

«Заставь их строить башню, – сетует он, – и они почувствуют себя братьями. Но если ты хочешь, чтобы они возненавидели друг друга, брось им маковое зерно».

Поражает разнообразие лиц и сюжетов, чередой сменяющих друг друга в выдуманном царстве. «Дотошные и недалекие» генералы, немногословные друзья-садовники, берберы-беженцы, больной ребенок, вышивальщицы, расшивающие пелены, и чеканщики, украшающие медные кувшины – все эти фигуры глубоко архетипичны и создают красочное полотно человеческого бытия.

Шаги к Господу

Цитадель – это крепость, защищающая город от набегов беспощадных завоевателей. Помните евангельскую притчу о злых духах?

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43–45).

Пожалуй, «Цитадель» Экзюпери – это та крепость, которую он воздвигал в защиту души от происков врага рода человеческого. Эта удивительная книга, конечно, не может претендовать на догматичность и бесспорность. Это не свод вероучительных истин. Но для христианского сердца она безусловно даст богатую пищу для размышлений.

Сквозь неспешное течение мысли на страницах «Цитадели» отчетливо проступают слова молитвы. Легко представить себе, как они зарождались в долгих полетах над поверхностью такой маленькой и такой уязвимой Планеты людей.

«Господи! Я хочу преисполнить моих воинов благородством, а храм, на который люди тратят себя и который для них смысл их жизни, переполнить красотой. Но сегодня вечером, когда я шел с пустыней моей любви, я увидел маленькую девочку. Она плакала. Я повернул ее к себе и посмотрел в глаза. Горе ее ослепило меня. Если, Господи, я пренебрегу им, я пренебрегу одной из частичек мира, и творение мое не будет завершено. Я не отворачиваюсь от великих целей, но не хочу, чтобы плакала и малышка. Только тогда мир будет в порядке. Маленькая девочка – тоже крупица Вселенной».

Экзюпери никогда не искал места поуютнее и поспокойнее, где бы можно было «отсидеться» и переждать «бурю». Напротив, везде он был в самом эпицентре событий, там, где труднее всего. И когда началась война – ни у кого не было сомнений, что Сент-Экс не окажется в стороне. И не потому, что был авантюристом или сорвиголовой. Просто он не мог находиться вдали от страданий, от слез «маленькой девочки».

«Видя, как счастлив мой садовник дружбой со своим другом, мне хочется порой покориться божеству садовников и тоже сделаться садовником в моем царстве. Ведь и мне случается не спеша спуститься по ступеням моего замка в предрассветный сад и навестить свои розы. Я оглядываю их так внимательно, наклоняюсь к неловко изогнувшемуся стеблю, я, который в полдень будет решать: казнить или миловать, воевать или жить в мире. Быть или не быть царствам. И, с трудом разогнувшись, потому что я уже стар, я говорю в своем сердце слова, что слышны и понятны всем садовникам на свете, живым и мертвым: «Этим утром и я подрезал мои розы» (…)

Я окончу свой труд, облагородив душу моего народа. Мой возлюбленный враг окончит свой и облагородит свой народ. Я думаю о нем, и он думает обо мне, хотя нет у нас общего языка, чтобы мы с ним встретились, ибо по-разному мы с ним и милуем, и казним, разные у нас уклады и разные суждения, но мы можем сказать, он мне, я – ему: «Этим утром и я подрезал мои розы…»

Ибо Ты, Господи, общая для нас мера. Ты – узел, что связал воедино несхожие деяния!»

Именно этой мыслью заканчивается «Цитадель». Мир, в котором люди лишь винтики в огромном государственном механизме – не для Экзюпери. И вместе с тем он убежден: для того, чтобы «сбыться», человек должен преодолеть свою обособленность и стать частью того, что больше него. И тогда все события и совпадения, казавшиеся случайными, обретут истинный смысл.

Экзюпери цитадель про что. Смотреть фото Экзюпери цитадель про что. Смотреть картинку Экзюпери цитадель про что. Картинка про Экзюпери цитадель про что. Фото Экзюпери цитадель про что

Антуан де Сент-Экзюпери

«Цитадели» не суждено быть законченной никогда. Но это не говорит о ее неполноценности или недоработанности. О такой незавершенности очень точно сказано в самой книге. Когда правитель говорит: «Стихотворение я написал. Осталось его поправить», мудрый отец ему отвечает: «Поправки и есть мои шаги к Господу».

Такие поправки, дополнения и уточнения вносит каждый, соприкасающийся с «Цитаделью».

Рассказать об Экзюпери не читавшим его произведений невозможно. С чем сравнить силу слова, находящуюся в нераздельной связи с жизнью? Тем, кто читал его, кажется, и рассказывать не о чем. Все есть в его строках. Или между ними. Как проницательно заметил К.Кедров, «трудно найти писателя, который был бы так похож на самого себя. На свою рыцарскую родословную и на свою рыцарскую, героическую жизнь. Но прежде всего – на свою принципиальную прозу».

В истории литературы были писатели более плодотворные и более титулованные. Но сдвинуть мир с мертвой точки злобы и безразличия способны лишь единицы. Экзюпери это удалось.

«Ах, Господи! Перейдут времена, Ты станешь складывать в житницу сотворенное. Ты отворишь дверь болтливому человеческому роду, чтобы навек поместить его у Себя в хлеву, и, как от болезни, разрешишь нас от всех вопросов. Ибо я понял: продвинуться вперед – значит узнать, что вопрос, который тебя мучил, потерял смысл. Я спросил своих ученых, а они – нет, не то чтобы они ответили на свои прошлогодние вопросы, они – о Господи! – рассмеялись, потому что истина явилась перед ними как ненужность этих вопросов».

Особым кажется тот факт, что его земной путь окончился именно в полете, а тело так и не было найдено. Вечно мятущийся и сомневающийся благородный рыцарь XX века словно отлетел на иную планету, где царствуют так желанные им покой и тишина.

Экзюпери цитадель про что. Смотреть фото Экзюпери цитадель про что. Смотреть картинку Экзюпери цитадель про что. Картинка про Экзюпери цитадель про что. Фото Экзюпери цитадель про что

«Собирая в житницу сотворенное, открой нам, Господи, створки Твоих ворот, позволь войти туда, где не понадобятся ответы, где вместо ответов будет блаженная безмятежность, которая и есть конец всех вопросов и полнота удовлетворения, – ключ свода, прекрасное лицо.

Вошедшему откроется чистейшая гладь воды, куда просторнее морских гладей, он смутно догадывался о ней, когда, болтая ногами, сидел с любимой на ограде сада, и любимая его была похожа на газель, остановленную на бегу, и слегка задыхалась.
Тишина – гавань для корабля. Тишина Господня – гавань всех кораблей».

Источник

Рецензии на книгу « Цитадель » Антуан Сент-Экзюпери

Экзюпери цитадель про что. Смотреть фото Экзюпери цитадель про что. Смотреть картинку Экзюпери цитадель про что. Картинка про Экзюпери цитадель про что. Фото Экзюпери цитадель про что

Экзюпери цитадель про что. Смотреть фото Экзюпери цитадель про что. Смотреть картинку Экзюпери цитадель про что. Картинка про Экзюпери цитадель про что. Фото Экзюпери цитадель про что

Ни одна книга не читалась мной ТАК. Как сухая тряпка плохо впитывает воду, так дались мне первые страницы. Потом восприятие изменилось: читаю абзац, проникает в ум и душу, завлекает, очень хочу дальше. но и сознание, и тело отказываются, требуют осмысления и проживания этого абзаца хотя бы день, или полдня, или час.

Читая много разных насыщенных или тяжелых текстов, порой я ловила себя на том, что думаю о предыдущем предложении, механически читая следующее.

Порой я соглашалась с главным героем всем сердцем. А порой негодовала, как может один и тот же человек (персонаж) транслировать взаимоисключающие постулаты. Я росла и мудрела вместе с Правителем Цитадели, наблюдала за эволюцией его взглядов и коррелирующих с ней изменениями во мне.

Я так медленно и при этом вовлечённо продиралась первую треть книги, что уже смирилась с этим и думала, так будет до конца; а тут она в меня хлынула. Я вернулась к самому началу, чтобы понять, как так произошло, за счёт чего? А книга теперь с первых строк оказалась легка к прочтению и неимоверно глубока и логична. Текст не изменился. Это я настроилась на книгу? Но нет, я себя не настраивала. Это гениальная книга меня на себя настроила.

Прочитав «Цитадель» несколько месяцев назад и уже «остыв» от ошеломляющего впечатления, теперь я могу утверждать, что она меня «перепрошила»: не могу сформулировать ощущения. Слова вообще плохо годятся для передачи глубоких смыслов, да. Экзюпери часто сетует на это устами своего героя, и я, психолингвист, согласна с ним.

О чем книга.
О дружбе, в том числе о дружбе с тем, с кем воюешь на поле боя. О Боге, вере, религии, церкви и Храме. О любви. О любви к женщине, к ребёнку, к другу, к народу и к государству. О благодарности и долженствовании, О менталитете правителя. Об эволюции понятий честности, порядочности и справедливости и в жизни человека.

О формировании морали в сознании отдельного человека. Об ответсвенности.

Источник

…Ибо слиш­ком часто я видел жалость, кото­рая заблуж­да­ется, но нас поста­вили над людьми. Мы не вправе тра­тить себя на то, чем можно пре­не­бречь. Мы должны смот­реть в глубь чело­ве­че­ского сердца. Я отка­зы­ваю в сочув­ствии ранам, выстав­лен­ным напо­каз, — они тро­гают сердца жен­щин, — отка­зы­ваю уми­ра­ю­щим и мёрт­вым. И знаю почему.

Были вре­мена в моей юно­сти, когда я, видя гной­ные язвы нищих, жалел их, нани­мал им цели­те­лей, поку­пал при­ти­ра­ния и мази. Кара­ваны везли ко мне золо­той баль­зам с даль­них островов.

Но потом я уви­дел, что нищие рас­ко­вы­ри­вают свои болячки, сма­чи­вают их навоз­ной жижей, — так садов­ник уна­во­жи­вает землю, выпра­ши­вая у неё баг­ря­ный цве­ток, — и понял: смрад и зло­во­ние — сокро­вище попро­шаек. Нищие гор­ди­лись друг перед дру­гом сво­ими язвами, бахва­ли­лись выруч­кой, и тот, кто полу­чал больше дру­гих, воз­вы­шался в соб­ствен­ных гла­зах, чув­ствуя себя вер­хов­ным жре­цом при самой пре­крас­ной из куми­рен. Только из тще­сла­вия при­хо­дили нищие к моему цели­телю, пред­вку­шая, как пора­зится он оби­лию их зло­вон­ных язв. Защи­щая своё место под солн­цем, они трясли изъ­язв­лён­ными обруб­ками, попе­че­ние о себе почи­тали поче­стями, при­мочки — покло­не­нием. Но выздо­ро­вев, ощу­щали себя ненуж­ными, не питая собой болезнь, — бес­по­лез­ными, и во что бы то ни стало стре­ми­лись вер­нуть себе свои язвы. И вновь сочась гноем, само­до­воль­ные и ник­чём­ные, выстра­и­ва­лись они с плош­ками вдоль кара­ван­ных дорог, оби­рая пут­ни­ков во имя сво­его зло­вон­ного бога.

Все, кто живы, — я знаю, — боятся уме­реть. Они зара­нее напу­ганы пред­сто­я­щей встре­чей. Но поверьте, я ни разу не видел, чтобы уме­реть боялся уми­ра­ю­щий. Так за что же мне жалеть его? О чём пла­кать у его изголовья?

Мне известно и пре­иму­ще­ство мёртвых.

Слу­чи­лось это в про­кля­тый год, кото­рый назвали потом годом «сол­неч­ных пир­шеств». Пируя, солнце раз­дви­гало пустыню. На сле­пя­щем глаза рас­ка­лён­ном песке седела вер­блю­жья трава, чер­нела колючка, белели ске­леты, шур­шали про­зрач­ные шкурки яще­риц. Солнце, к кото­рому прежде тяну­лись сла­бые стебли цве­тов, губило свои тво­ре­нья и, как ребё­нок сло­ман­ными игруш­ками, любо­ва­лось рас­ки­дан­ными повсюду останками.

Дотя­ну­лось оно и до под­зем­ных вод, выпило ред­кие колодцы, высо­сало жел­тизну пес­ков, и за мерт­вен­ный сереб­ря­ный блеск мы про­звали эти пески «зер­ка­лом». Ибо и зер­кала бес­плодны, а мель­ка­ю­щие в них отра­же­ния бес­те­лесны и мимо­лётны. Ибо и зер­кала ино­гда больно сле­пят глаза, будто солончаки.

Сбив­шись с тропы, кара­ваны попа­дали в плен зер­кала. Зер­кало нико­гда не выпус­кало своей добычи, но откуда им было знать об этом? Вокруг ничего не меня­лось, только жизнь пре­вра­ща­лась в при­зрак, в тень, отбро­шен­ную бес­по­щад­ным солн­цем. Кара­ван тонул в белом мерт­вен­ном блеске, но верил, что дви­жется; пере­се­лялся в веч­ность, но счи­тал, что живёт. Погон­щики пого­няли вер­блю­дов, но разве сла­дить им с бес­ко­неч­но­стью? Они торо­пи­лись к колодцу, кото­рого нет, и радо­ва­лись вечер­ней про­хладе. Они не знали, что про­хлада — только отсрочка, кото­рая ничем не помо­жет. А они, про­сто­душ­ные дети, верно, жало­ва­лись, что долго ждать ночи… Нет, ночи реяли над ними, как быст­рые взмахи рес­ниц. Они гор­танно него­до­вали на мел­кие тро­га­тель­ные неспра­вед­ли­во­сти, не ведая, что послед­няя спра­вед­ли­вость уже воз­дана им.

Тебе кажется, кара­ван идёт? Вер­нись посмот­реть на него через два­дцать столетий.

— Здесь, — ска­зал мне отец, — был когда-то колодец.

К узкому жерлу, как к пупо­вине, тесно при­льнули вер­блюды и люди, тщетно наде­ясь на живо­твор­ную влагу зем­ного чрева. Нашлись смель­чаки и добра­лись до дна коло­дез­ной без­дны, но что толку цара­пать заско­руз­лую корку? Бабочка на булавке блек­нет, осы­пав шел­ко­ви­стое золото пыльцы, выцвел и кара­ван, при­гвож­дён­ный к земле пусто­тою колодца: истлела упряжь, раз­ва­ли­лась кладь, алмазы рас­сы­па­лись реч­ной галь­кой, булыж­ни­ками — золо­тые слитки, и всё это при­по­ро­шил песок.

Я смот­рел, отец говорил:

— Ты видел сва­деб­ный зал, когда ушли моло­дые и гости. Что, кроме бес­по­рядка, открыл нам блед­ный утрен­ний свет? Черепки раз­би­тых кув­ши­нов, сдви­ну­тые с места столы, зола в очаге и пепел гово­рят, что люди здесь ели, пили и суе­ти­лись. Но, глядя на после­празд­нич­ный бес­по­ря­док, что узна­ешь ты о любви?

Подер­жав в руках и пере­ли­став книгу Про­рока, — про­дол­жал отец, — посмот­рев на бук­вицы и золото мини­а­тюр, негра­мот­ный мино­вал глав­ное. Суть книги не в тщете зри­мого — в Гос­под­ней муд­ро­сти. И не воск, кото­рый оста­вит следы, глав­ное в свече — сия­ние света.

Но меня устра­шил пир­ше­ствен­ный стол Гос­пода Бога с остат­ками Его жерт­вен­ной тра­пезы. Отец ска­зал мне:

— Прах — это только прах, не ищи в нём сути. Не медли над мерт­ве­цами. Повозки навек увязли в грязи, потому что их оста­вил вожатый.

— Но где она, эта суть? — закри­чал я отцу.

— Ты пой­мёшь суть кара­вана, уви­дев его в пути. Забудь тщету слов и смотри: на пути кара­вана про­пасть, он обхо­дит её, скала — он оги­бает её. Если песок слиш­ком мелок, нахо­дит песок плот­нее, но все­гда кара­ван идёт туда, куда идёт. Вер­блюды завязли в солон­чаке, погон­щики суе­тятся, выз­во­ляют их, отыс­ки­вают почву пона­дёж­ней, и снова кара­ван идёт туда, куда шёл. Пал вер­блюд, кара­ван оста­но­вился, погон­щик свя­зал узлом лоп­нув­шую верёвку, пере­вя­зал кладь, нагру­зил дру­гого вер­блюда, и опять кара­ван идёт, не изме­няя сво­ему пути. Слу­ча­ется, уми­рает вожа­тый. Погон­щики соби­ра­ются вокруг него. Выка­пы­вают в песке могилу. Спо­рят. И выбрав на его место дру­гого, вновь сле­дуют за своей звез­дой. Сво­ему пути под­чи­ня­ется кара­ван, направ­ле­ние — вот для него опор­ный камень на неви­ди­мом склоне.

Город­ские судьи вынесли при­го­вор моло­дой пре­ступ­нице: пусть солнце бичует неж­ную обо­лочку её плоти, и пре­ступ­ницу при­вя­зали к столбу в пустыне.

— Сей­час ты пой­мёшь, что для чело­века глав­ное, — ска­зал мне отец.

И я опять у него в седле.

Мы ехали, а солнце, совер­шая днев­ной путь, каз­нило винов­ную, иссу­шая кровь, слюну, пот моло­дого тела. Выпило оно и влаж­ное сия­ние глаз. Опус­ка­лась ночь с мимо­лёт­ным своим мило­сер­дием, когда мы с отцом подъ­е­хали к порогу запрет­ной рав­нины. Там, на тём­ной скале, белела нагота юного тела, словно гиб­кий сте­бель в раз­луке с пита­ю­щей вла­гой вод, так весомо мол­ча­щих в зем­ных глу­би­нах. Пере­плетя руки, — точь-в-точь лоза, уже потрес­ки­ва­ю­щая в пла­мени, — винов­ная взы­вала к мило­сер­дию Господа.

— Послу­шай её, она гово­рит о глав­ном, — ска­зал отец.

Но я был мал и потому малодушен.

— Как она муча­ется! — ска­зал я. — Как ей, навер­ное, страшно…

— Муча­ется и стра­шится стадо, укры­тое в хлеве, — отве­тил отец. — Она пре­воз­могла эти две болезни и теперь пости­гает истину.

Я вслу­шался в её плач.

Зате­рян­ная в бес­край­ней ночи, она молила о свете лампы, о сте­нах дома вокруг неё, о плотно запер­той двери. Одна посреди без­ли­кой Все­лен­ной, звала ребёнка, кото­рого цело­вала перед сном и кото­рый был для неё сре­до­то­чием этой Все­лен­ной. Во вла­сти любого про­хо­жего здесь, на пустын­ной рав­нине, сла­вила зна­ко­мые, успо­ко­и­тель­ные шаги мужа, он вер­нулся к вечеру домой и под­ни­ма­ется по сту­пе­ням. Празд­ная, зате­рян­ная в бес­пре­дель­но­сти, молила вер­нуть ей буд­нич­ные тяготы, без кото­рых насту­пает несу­ще­ство­ва­нье: шер­стя­ную кудель для пряжи, гряз­ную миску, чтобы её вымыть, ребёнка, чтобы уло­жить его спать, её соб­ствен­ного ребёнка, а не чужого. Она взы­вала к спа­си­тель­ной надёж­но­сти дома. Она моли­лась, и её молитва сли­ва­лась с вечер­ней молит­вой всей деревни.

Голова осуж­дён­ной поникла, и отец поса­дил меня к себе в седло. Мы помчались.

— Вече­ром в шат­рах ты услы­шишь ропот и воз­му­ще­ние моей жесто­ко­стью, — ска­зал он мне. — Но я вобью им обратно в глотки их жал­кое воз­му­ще­ние: я кую человека.

Я знал, мой отец добр.

И вот что он говорил:

— Я хочу, чтобы они любили говор­ли­вые род­ники. Ров­ную зелень ячменя, укрыв­шую рас­трес­кав­ше­еся от зноя поле. Хочу, чтобы сла­вили сме­ня­ю­щи­еся вре­мена года. И созре­вали сами, подобно пло­дам, бла­го­даря тишине и нето­роп­ли­во­сти. Пусть они долго носят траур и пом­нят своих усоп­ших: мед­ленно пере­те­кает насле­дие одного поко­ле­ния к дру­гому, и я не хочу, чтобы мёд рас­то­чился в пути. Я хочу, чтобы каж­дый ощу­тил себя вет­вью боль­шого дерева — щед­рой оливы. Вет­вью, кото­рая ждёт. Тогда каж­дому ста­нет понятно, что колеб­лет его мощ­ное дыха­ние Гос­пода, словно ветер, испы­ту­ю­щий древо на проч­ность. Гос­подь ведёт их впе­рёд и пово­ра­чи­вает вспять: из тьмы к рас­свету и от рас­света опять в потёмки, к лету от зимы и от зимы к лету, от нивы к зерну в жит­нице, от юно­сти к ста­ро­сти, а от ста­ро­сти вновь к младенцам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *