Электрические машины и аппараты специальность что это
Профессиональная траектория
Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области
Профессиограмма «Техник (Электрические машины и аппараты)»
Содержание труда
Организация и проведение работ по изготовлению электрических машин, аппаратов и установок. Определение материалов, комплектующих, технологического оборудования для изготовления электрических машин и аппаратов. Участие в разработке технологического процесса изготовления деталей и узлов изделия. Выполнение расчета элементов электрических машин и аппаратов. Определение электроэнергетических параметров электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем, наладка электрического и электромеханического оборудования, эксплуатация электрического электромеханического оборудования.
Требования к индивидуальным особенностям человека
Медицинские противопоказания
Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ограничивающими подвижность пальцев рук); органов зрения ( исключающие повышенную нагрузку на зрение).
Должен знать
Родственные профессии
Обмотчик элементов электрических машин, слесарь-сборщик электрических машин, электрослесарь по ремонту электрических машин, слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, сборщик полупроводниковых приборов, сборщик радиодеталей.
Эту профессию вы можете получить в:
По большому счету, профессия сборщика электрических машин и аппаратов заключатся в обеспечении электромашиностроения и электроаппаратостроения высокоточным, мощным и продуктивным оборудованием.
Чему в училищах учат будущих сборщиков
Если задуматься, то даже немного странно, что всего десяти месяцев бывшим одиннадцатиклассникам хватает, чтобы стать на тропу, ведущую к вершинам мастерства сборщиков электрических машин и аппаратов. Колледжи на все занятия времени больше не отводят, посему программа очень насыщена практическими уроками, а преподают уроки настоящие мастера. В процессе учебы молодые люди осваивают:
Кроме этого, будущий сборщик электрических машин и аппаратов постигает:
Таких умений можно достичь лишь в случае соблюдения учебной дисциплины и совершенствования обретенных знаний в процессе саморазвития. Главное для будущих специалистов – разведать где учиться. Тогда юному сборщику электрических машин и аппаратов останется следовать за преподавателем.
Что делает сборщик электроприборов и машин
Завершение учебного процесса характеризуется приходом в отдел кадров какого-либо предприятия, где в новенькой трудовой книжке появится первая рабочая запись: 140446.02 «Сборщик электрических машин и аппаратов». В начале карьеры молодым специалистом будет руководить опытный мастер, проработавший на одном месте уже много лет. Новоиспеченного сборщика ждут элементарные операции и даже не совсем приятные миссии, вроде уборки верстака и подметания пола. Но все проходили через это, пока достигли хотя бы третьего разряда из шести. Только тогда сотруднику выдаются некоторые самостоятельные задания на:
Позднее сборщику электрических машин и простых аппаратов поручают более ответственные задачи.
В чем суть работы испытателя электрических устройств
Людям, окончившим учебу по специальности сборщика разнообразных электрических аппаратов и машин, приходится задумывать над тем, кем работать. Все потому что у сборщика достаточно много смежных профессий. Например, такая профессия, как испытатель электрических машин, высокоточных аппаратов и приборов включает в себя следующие обязанности:
При этом он обязан понимать:
Функции контролера сборки электромашин
Специальность СПО позволяет ее обладателю заниматься не только сборкой разнообразных электрических машин и емких аппаратов, но и выполнять функции ревизора, то есть следить за тем, чтобы с конвейера сходили исключительно функционирующие агрегаты и выбраковывать несоответствующие определенному стандарту. А более конкретно:
Контролер сборки стандартизованных электрических машин, аппаратов и точных приборов должен обладать определенными знаниями по устройству электроагрегатов и правилам приемки. Специалист должен отличать допуски от посадок, разбираться в шероховатостях, знать требования к деталям, прибывшим на сборку и порядок оформления техдокументации.
Что входит в обязанности электрообмотчика
Специальность сборщика электрических машин и аппаратов предусматривает много разнообразных умений, среди которых очень важное место занимают манипуляции с порванной или пробитой обмоткой роторных частей электродвигателя. Хотя статор представляет собой также в определенном порядке сложенный провод для создания магнитного поля при подаче тока на обе части электроустройства, чаще все же «лопаются» витки у подвижной части агрегата. И вот тут в дело вступает обмотчик элементов электрических машин. И неважно, какого он разряда, так как ему приходится выполнять монотонную, но очень ответственную работу – перематывать электродвигатели. По ходу дела он готовит пазы к обмотке, закрепляет обмотки клиньями, соединяет их по элементарным схемам, рихтует лобовые части обмоток, крепит междукатушечные и межполюсные соединения специальной лентой или шнуром, а по завершении операции готовит обмотки к тестированию.
Будущая профессия – электрические машины и аппараты
Не бойтесь сомневаться, не бойтесь рисковать! Бойтесь лишь одного: жить, не принимая решений.
Я с детства любил компьютеры, особенно любил компьютерные игры. Думаю, что не я один. Когда играл, то все время мечтал: когда вырасту, я обязательно стану программистом и буду создавать компьютерные программы или игры.
С этой мечтою я закончил школу. И вот пришло время выбирать профессию. Мои родные – люди практичные. Дед всегда меня учил, что мужчина должен иметь профессию, которая всегда будет востребована и сможет прокормить.
Например, пара моих старших друзей имели диплом программиста, но так и не смогли найти себя в этой жизни. Но у меня была мечта, и я жил этой мечтой.
Итак, пришло время поступать в колледж. Воодушевленный, я пришел подавать документы. Помню, что женщина на приеме сказала мне, что программист – профессия модная среди парней, но в жизни она может, вовсе, не пригодиться, так и останется хобби, и будет мой диплом пылиться в шкафу.
Женщина на приеме предложила мне получить другую специальность “Электрические машины и аппараты”. Здесь было много плюсов: небольшой конкурс, перспективность, индивидуальный подход к каждому студенту. И я решил: почему бы и нет?
В конце концов, если мне не понравится, я могу уйти. Я посоветовался с родными. Мой дед был очень за меня рад, сказал, что это для меня подходит, что я смогу добиться успеха в той области, которая еще не очень освоена.
Знаете, прошло почти три года, и я ни разу не пожалел о том, что выбрал эту специальность! Я узнал столько нового и интересного! Вдобавок, я изучил и компьютерную графику, и программирование, т. е. все, о чем мечтал! Я расширил свои знания.
Более того, я точно знаю, что моя специальность будет востребована, а значит, я не останусь без работы.
Свою любовь к компьютерам я не забыл, даже наоборот, мои навыки плюс те предметы, которые я изучил на курсе – все это помогло мне! Я, как программист, только лучше! Конечно, мне очень повезло, в первую очередь, с преподавательским составом. Таких преподавателей еще нужно поискать!
Я шел к ним, если что-то не получалось, если что-то не мог понять и не боялся, что на меня косо посмотрят. Они передавали нам свой опыт, каждый день, даря частичку своей души. В этом колледже я обрел настоящих друзей, людей, с которыми у нас общие интересы, и которые одержимы идеей, сделать мир чуточку лучше.
В будущем я планирую продолжить обучение в ВУЗе по этой же специальности. Ведь теперь я просто не представляю своей жизни без этой профессии. Я точно знаю, что мой диплом не будет лежать в шкафу.
Я знаю, что смогу стать успешным, смогу послужить для кого-то примером и принести пользу людям.
Жизнь – сложная штука. Иногда мы живем иллюзиями. Столкновение с реальными проблемами заставляет нас пересмотреть свои идеалы.
Но, все же, хочется верить в то, что все получится. Машины есть везде. Но, все же, почти каждая машина управляется человеком, так или иначе. Значит, все взаимосвязано.
Иногда разочарование приводит к великому открытию. Иногда нужно отступить, чтобы выбрать правильный путь. Возможно, я когда-то отступил, выбрав эту специальность, но я не пожалел об этом. Потому что чувствую, что стою на верном пути, который приведет меня к счастью.
Я хочу, чтобы каждый из нас выбрал свой путь, тот самый путь, который приведет человека к процветанию и успеху.
Related posts:
Испытатель электрических машин, аппаратов и приборов: особенности работы, уровень зарплаты, востребованность на рынке
Народное хозяйство в XXI веке электрифицировано практически на сто процентов. Редкая отрасль обходится без всевозможных механизмов и приборов, питаемых электрической энергией. Испытание таких механизмов – наиболее ответственная и необходимая часть производственного цикла
Суть работы испытателя электрических машин, аппаратов и приборов
Из названия профессии понятно, что специалист по испытанию электрических машин, аппаратов и приборов занимается тестированием всевозможных механизмов на пригодность к работе.
Его основные задачи:
проверка безопасности работы механизма;
проверка бесперебойности работы в различных режимах;
устранение мелких неисправностей и недочетов в случае обнаружения;
подготовка отчетов о работе механизма
Специалисты по испытанию электрических приборов широко востребованы в хозяйстве. Они занимаются пусконаладкой турбин и генераторов, обслуживанием электровозов на железной дороге, тестируют бытовые электрические приборы (в том числе проверяют на работоспособность опытные партии), ремонтом и обследованием трансформаторов ЛЭП, занимаются диагностикой и настройкой контрольно-измерительных приборов (вольтметров, амперметров, потенциометров и др.) и т.д.
При этом испытатели электрических машин, аппаратов и приборов в идеале должны уметь проводить полный цикл диагностики:
Сборка контрольно-измерительных схем любой сложности;
Прозвонка электрических цепей;
Испытания высоковольтных конденсаторов под напряжением;
Измерение сопротивления обмоток, электрических катушек;
Проведение сложных расчетов по испытаниям цепей и многие другие задачи.
Всё это делает испытателя электрических машин, аппаратов и приборов – одним из наиболее квалифицированных рабочих специалистов. В отличие от электрика он должен знать не только схемы устранения неисправностей, но и уметь прогнозировать, как себя поведет тот или иной агрегат при различной нагрузке.
Источник фото prostooleh/freepik
Личностные качества испытателя электрических машин, аппаратов и приборов
Специфика работы накладывает особые требования к качествам такого работника. Профессиональный испытатель электрических приборов, разумеется, должен прекрасно разбираться в электротехнике, знать правила сборки испытательных схем и принцип работы электрических приборов, с которыми ему приходится работать.
Крепкие познания в области физики (в частности, электромеханики), химии – обязательное условие для такого специалиста. Сюда же следует отнести внимательность, скрупулезность при тестировании приборов, а также неукоснительное соблюдение техники безопасности при работе с электричеством.
Профессия испытателя электрических машин, аппаратов и приборов хорошо подходит людям с техническим складом ума, любознательностью, любящим вдумчивую аналитическую работу.
Квалификационные разряды профессии Испытатель электрических машин, аппаратов и приборов
Согласно ЕТКС рабочих профессий, у специальности Испытателя электрических машин, аппаратов и приборов есть пять разрядов. Молодому специалисту, недавно пришедшему на производство, присваивается второй разряд. Максимальный разряд – шестой.
Испытатель электрических машин, аппаратов и приборов 2 разряда. По сути это простой рабочий, которому доверяют лишь несложные операции: сборку простейших схем, транспортировку и установку изделия на испытательный стенд и т.д.
Испытатель электрических машин, аппаратов и приборов 3 разряда получает возможность самому проводить некоторые испытания: нагрев, механические или электрические испытания, юстировка электрических узлов, сборка несложных схем испытаний и проч.
Испытатель электрических машин, аппаратов и приборов 4 разряда имеет право проводить высоковольтные испытания, самостоятельно проводить сборку схем средней сложности, настраивать измерительные установки, проводить нагрузочные испытания мотор-генераторов, крупных масляных выключателей и т.д.
Испытатель электрических машин, аппаратов и приборов 5 разряда проводит все виды испытаний сложных электрических устройств, типовые испытания высоковольтных конденсаторов, проверяет взаимодействие всех узлов и механизмов. Также он умеет измерять различные параметры: омическое сопротивление, коэффициент трансформации, КПД прибора и т.д.
Испытатель электрических машин, аппаратов и приборов 6 разряда. Наивысшая квалификация, при которой специалист имеет право проводить диагностику всех видов электрического оборудования, включая опытные, уникальные и предсерийные образцы перед запуском в производство.
Источник фото pvproductions/freepik
Обучение на испытателя электрических машин, аппаратов и приборов
Выучиться профессии Испытатель электрических машин, аппаратов и приборов можно в учебных заведениях среднего профессионального образования профильного направления (электромашиностроительные колледжи). В курс обучения входят такие дисциплины как материаловедение, техническое черчение, электротехника, основы технической механики и слесарных работ и т.д. Срок обучения составляет три года.
Также при наличии базовой специальности в смежной сфере (электромонтера, электротехника) возможно пройти курсы профессиональной переподготовки.
Средняя зарплата испытателя электрических машин, аппаратов и приборов в России
В России наблюдается нехватка высококвалифицированных рабочих кадров. Поэтому специалисты по испытанию электроприборов в России весьма востребованы на рынке труда.
Однако наблюдается явный перекос в сторону специалистов с высшим образованием. Поэтому рабочие с профильным СПО не могут конкурировать по уровню зарплат с выпускниками технических вузов. Так, инженер-испытатель с высшим образованием и опытом работы от 3 лет в среднем получает 50 тысяч рублей. Техник-испытатель с аналогичным опытом и квалификацией может претендовать лишь на 20 – 27 тысяч.
Плюсы и минусы профессии испытателя электрических машин, аппаратов и приборов
У профессии испытателя есть очевидные преимущества:
интересная техническая работа;
узкая специализация и потому высокая востребованность;
оклад и официальное трудоустройство.
Минусы в общем тоже имеются:
сильный разброс зарплат из-за конкуренции со специалистами, окончившими вуз;
высокая степень ответственности;
работа с электричеством, высокая опасность получить травму или погибнуть.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И АППАРАТЫ
Бабёр А. И. Электрические машины. Пособие для учащихся средних учебных заведений специализации автоматика.
Электрическая машина представляет собой электромеханическое устройство, служащее для преобразования механической энергии в электрическую и обратно. Если вырабатывается механическая энергия за счет электрической, машина называется электродвигателем, если за счет механической энергии вырабатывается электрическая энергия, машина называется электрогенератором. Генераторы работают, в основном, на электростанциях (тепловых, атомных, гидро, ветро, приливных и других). В большинстве случаев энергия источника используется для перемещения ротора генератора, вырабатывающего электроэнергию. Существуют и другие способы выработки электроэнергии, например, путем прямого преобразования солнечного излучения в напряжение (солнечные батареи). Но они пока в промышленности используются мало, да и к электрическим машинам вряд ли могут быть отнесены.
Около 70% электроэнергии используется в промышленности и на транспорте для создания механической работы. В настоящее время электродвигатель используется значительно чаще других благодаря его уникальным качествам: хорошая управляемость, большой диапазон мощностей и скоростей, относительная простота, а следовательно, дешевизна и т. д. В настоящее время, благодаря успехам промышленности, в состав электрических машин вошли микромашины, мощность которых может быть от долей до сотен Вт. Использование микромашин значительно упрощает конструкцию устройства. К электрическим машинам относят и такие микромашины, которые связаны с преобразованием информации и в устройствах являются датчиками. К ним относятся тахогенераторы, сельсины, вращающиеся трансформаторы, индуктосины и т.п.
Классификация электрических машин производится по различным признакам.
По назначению—силовые (энергетические) и информационные. К силовым относятся, в основном, исполнительные двигатели (асинхронные, постоянного тока, шаговые). К информационным—тахогенераторы, сельсины, вращающиеся трансформаторы и другие.
По принципу действия—коллекторные и бесколлекторные. К коллекторным относятся двигатели постоянного тока, универсальные и др. К бесколлекторным—асинхронные, синхронные.
По способу возбуждения—с обмоткой возбуждения, с постоянными магнитами возбуждения и
т.д. Внутри каждого вида двигателей существует своя классификация—по конструктивным и другим признакам. Например, асинхронные двигатели могут быть одно и многофазные, могут быть с короткозамкнутым или с фазным ротором и т.д.
1 Коллекторные машины
1.1 Коллекторные двигатели постоянного тока (ДПТ)
Принцип действия электродвигателя основан на законе электромагнитной индукции: если проводник длины l внешней силой перемещается перпендикулярно вектору магнитной индукции В со скоростью , то в проводнике возникнет электродвижущая сила (ЭДС)
Е= В l
1.1
Рисунок 1.1 Проводники в магнитном поле
Эту силу необходимо преодолеть, чтобы передвигать проводник со скоростью . Так получается элементарный генератор. Внешняя сила F1 передвигает проводник, совершая работу по его перемещению. Часть работы уходит на нагрев проводника—I 2 R.
Поступательное движение проводника ограничено в пространстве. Поэтому большинство двигателей изготавливают вращающимися. Электрические двигатели, построенные на описанном принципе, обладают обратимостью, т.е. одна и та же электрическая машина может работать в режиме двигателя или генератора. Для получения двигателя вращения в магнитное поле помещают два проводника, токи в которых равны и противоположны. За счет этого на проводники действуют равные противоположно направленные силы, создающие вращающий момент вокруг оси. На практике такие проводники создаются рамкой (рис.1.1б), торцы которой находятся вне магнитного поля и потому на работу двигателя влияния не оказывают.
Взаимодействие рамки с магнитным полем в процессе вращения различно. Когда проводники движутся перпендикулярно полю, сила, действующая на каждый из проводников максимальна и равна F= В l I. Когда проводники движутся параллельно полю, сила (а, следовательно, момент) равна нулю. Сила зависит от угла поворота рамки и равна
F= В l I sin 1.3
Если число секций невелико, движение будет неравномерным, а работа неустойчивой. Для увеличения устойчивости число секций и пластин коллектора берут большим.
1.2 Устройство коллекторного двигателя (рис.1.3)
Рисунок 1.3 Устройство коллекторного двигателя.
1—статор, 2— обмотка возбуждения, 3— полюсной наконечник, 4—якорь, 5—щётки, 6— коллектор, 7— лапы крепления
Неподвижная часть машины называется статором, подвижная—якорем. Статор состоит из станины, на которой устанавливаются полюса и лапы для крепления машины на месте установки. В малых машинах лапы не применяются. Станину изготавливают из стали с большой магнитной проницаемостью . Полюсаслужат для создания в машине магнитного потока возбуждения. Полюс состоит из сердечника, закрепленного на статоре, и катушки.. Сердечник изготавливают из листовой холоднокатаной электротехнической стали. Такие пластины обладают большей магнитной проницаемости вдоль проката по сравнению с магнитной проницаемостью поперек проката, что способствует уменьшению потока рассеяния и других недостатков двигателя. Для создания необходимой магнитной индукции в зазоре между полюсом и якорем служат полюсные наконечники. Количество пар полюсов машины –не мене одной.
Катушку изготавливают из медного намоточного провода. В малых машинах катушки делаются бескаркасными, в больших—на каркасе. В некоторых машинах катушки делают секционными для увеличения поверхности охлаждения.
Якорь это подвижная часть машины. Он состоит из шихтованного сердечника, набранного из пластин изотропной электротехнической стали, напрессованных на вал, и якорной обмотки.. На поверхности якоря имеются продольные пазы для укладки обмотки. Обмотка выполняется медным проводом круглого или прямоугольного сечения.. Чтобы под действием центробежных сил провода не расходились, их закрепляют в пазах либо гетинаксовыми или текстолитовыми клиньями, либо нетокопроводящим бандажом.
Электрический контакт коллектора с источником напряжения осуществляется посредством щеток, расположенных в щеткодержателях. Щетки изготавливаются из материала на основе графита. Добавки определяют электрическое сопротивление, износостойкость, переходное сопротивление щеток. Щетки не должны изнашивать пластины коллектора. Одно из условий надежной работы машины—плотный контакт между щетками и коллектором. Недопустимо как слабое, так и чрезмерное усилие прижатия щеток. Якорь устанавливается в подшипниках, которые располагаются в переднем (со стороны коллектора) и заднем подшипниковых щитах.
Обмотку якоря выполняют в виде секций, концы которых присоединены к двум коллекторным пластинам. К каждой пластине присоединяют конец одной и начало другой секции. Схемы обмоток делают развернутыми. Существует два основных вида якорных обмоток. В петлевой обмотке каждая секция присоединена к двум лежащим рядом коллекторным пластинам. В волновых обмотках последовательно соединяют секции, расположенные под разными парами полюсов.
Кроме указанных обмоток применяют сложные петлевые и сложные волновые обмотки, а также их комбинации.
При вращении якоря на нем возникает ЭДС. При нахождении щеток на геометрической нейтрали ЭДС наибольшая, при смещении щеток в параллельных ветвях окажутся секции с противоположным направлением ЭДС, что вызовет уменьшение общей ЭДС. Так как ЭДС уравновешивает внешнее напряжение, смещение щеток увеличивает ток нагрузки при той же мощности двигателя, вызывая его нагрев. Между пластинами коллектора имеется напряжение, которое существенно влияет на работу машины. Чем оно меньше, тем лучше.
1.3 Магнитная цепь электрической машины
В воздушном зазоре между полюсным наконечником и якорем возникает индукция
В. Магнитный поток проходит по станине, полюсным наконечникам, зазору между наконечником и якорем и якорю. Магнитная индукция в зазоре пропорциональна магнитному потоку Ф. Машины работают в режиме, близком к насыщению.
В режиме холостого хода ток в якоре отсутствует. Магнитный поток создается только обмотками возбуждения и располагается симметрично относительно якоря (рис. 1.4а). График индукции В в зазоре имеет вид, близкий к трапеции ( рис. 1.4 б).
Если по обмотке течет ток, он создает свое магнитное поле, вектор магнитного потока Ф которого направлен по нейтрали. Силовые линии этого поля показаны на рис. 1.4 в, а график индукции— на рис. 1.4г. Это поле суммируется с основным полем катушек возбуждения. Результирующая картина показана на рис 1.4 д. Там, где поля суммируются, индукция выше, вычитаются—ниже. Один край полюса подмагничивается, другой размагничивается. Результирующий магнитный поток поворачивается на угол к геометрической нейтрали. То же можно сказать и о повороте физической нейтрали. Чем больше ток якоря, т.е. нагрузка машины, тем больше угол смещения физической нейтрали. В двигателе физическая нейтраль смещается против вращения якоря. Неравномерность магнитной индукции под полюсными наконечниками приводит к к неравномерности возникающей в якоре ЭДС, увеличению разности межу максимальным и минимальным значениями, к увеличению разности потенциалов между соседними пластинами коллектора. Увеличивается искрение, которое при наличии токопроводящих частиц графита от щеток может привести к мощной дуге.
При насыщенной магнитной системе влияние реакции якоря не столь критично. Это связано с тем, что в насыщенной стали магнитная индукция практически не возрастает в месте сложения полей (заштрихованная область 4 на рис. 1.4д), и уменьшается в месте вычитания. Но результирующая мощность падает.
Рисунок 1.4 Магнитное поле машины.
Подобное действие оказывает смещение щеток с геометрической нейтрали, так как вместе со щетками поворачивается и вектор МДС якоря. МДС помимо поперечной составляющей приобретает и продольную, направленную вдоль полюсов. При смещении щеток по направлению вращения продольная составляющая подмагничивает машину.
Устранение вредного влияния реакции якоря осуществляют двумя способами: применением компенсационной обмотки и увеличением воздушного зазора над главными полюсами.
Так как магнитное поле якоря направлено по геометрической нейтрали и величина магнитного потока пропорциональна току якоря, можно на станине разместить обмотку, по которой пропустить ток якоря. Направление магнитного потока ее должно быть противоположно потоку якоря. Такая обмотка называется компенсационной. Выполняют ее распределенной. Укладывают ее в пазы полюсных наконечников и включают последовательно с обмоткой якоря. Компенсационные обмотки применяют в машинах большой мощности (свыше 150 кВт) в связи с удорожанием машины.
В машинах малой и средней мощности ослабление влияния реакции якоря осуществляют путем увеличения воздушного зазора под полюсами. Это вызывает увеличение магнитного сопротивления магнитной цепи. Однако, увеличение зазора требует увеличения МДС полюсов намагничивания машины.
Реакция якоря уменьшается при применении анизотропной стали для изготовления полюсов возбуждения. Пластины располагают так, чтобы большая магнитная проницаемость была вдоль полюса, а малая –поперек. Так как большая часть магнитного потока якоря проходит по полюсам в поперечном направлении (рис. 1.4 в), она значительно ослабляется. В то же время основной поток проходит без ослабления.
1.4 Двигатели постоянного тока параллельного возбуждения
В зависимости от способа подключения обмотки возбуждения, ДПТ разделяются на двигатели параллельного возбуждения ( ДПТ ПрВ), двигатели последовательного возбуждения (ДПТ ПсВ) и двигатели смешанного возбуждения. К двигателям параллельного возбуждения можно отнести двигатели независимого возбуждения (ДПТ НВ), в которых обмотка возбуждения подключается к отдельному источнику, либо выполнена с помощью постоянного магнита. В двигателях малой мощности возбуждение постоянными магнитами применяется преимущественно. Схема ДПТ ПрВ показана на рис. 1.5.
Рисунок 1.5 Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения
ПротивоЭДС ЕЯ пропорциональна числу оборотов якоря n и магнитному потоку возбуждения Ф, т.е.
где СЕ—коэффициент пропорциональности.
Двигатель развивает момент М. который пропорционален току якоря и магнитному потоку возбуждения, т.е.
где СМ—коэффициент пропорциональности.
Используя 1.5 и 1.4, можно получить выражение для числа оборотов двигателя:
n = =
=
=n0 –
n. 1.7
n0 = скорость идеального холостого хода (при IЯ =0),
n=
-изменение скорости в зависимости от тока якоря.
Выражение 1.7 представляет собой электромеханическую характеристику ДПТ ПрВ—зависимость числа оборотов двигателя от тока якоря.
n=
. 1.9
При постоянном потоке возбуждения Ф и постоянном напряжении обе характеристики представляют собой семейство отрезков прямых, исходящих из одной точки n0 с наклоном, зависящим от добавочного сопротивления rД в цепи якоря (рис. 1.6).
Рисунок 1.6 Механические характеристики ДПТ ПрВ.
. Одной из характеристик двигателя является жесткость его механической характеристики, определяемая величиной наклона ее к оси М. Жесткость характеризует сохранение частоты вращения при изменении нагрузки. Использование характеристик и способы регулирования скорости ДПТ ПрВ изучаются в курсе электропривода
В результате умножения обеих частей равенства 1.4 на IЯ получается следующее равенство:
U IЯ= r+ЕЯIЯ 1.10
В выражении 1.9 слева –мощность, получаемая двигателем от сети. Первое слагаемое в правой части—падение напряжения на омических нагрузках внешней цепи и якоря. Эта энергия уходит на нагрев.
Второе слагаемое представляет собой электромагнитную мощность двигателя. Это легко показать, подставив выражения для ЕЯ и IЯ из 1.5 и 1.8.
ЕЯIЯ= СЕФn =
. Более детальное рассмотрение коэффициентов СЕ и СМ показывает, что СЕ=2
СМ. Исходя из этого,
U IЯ=2 n М=
, 1.11
где —круговая частота вращения якоря, а
электромагнитная мощность двигателя.
Часто эксплуатационные свойства двигателя определяются его рабочими характеристиками—зависимостью частоты вращения n, тока I, полезного момента М2,от мощности на валу двигателя Р2 при Ф=Const и U= Const.
1.5 Двигатель постоянного тока последовательного возбуждения
Так как обмотка возбуждения двигателя включена последовательно с якорем, по ней протекает полный ток якоря (рис. 1.7).
М=СМIЯ кIЯ=СМк . 1.11
Рисунок 1.7 Двигатель постоянного тока последовательного возбуждения
Таким образом, момент ДПТ ПрВ при ненасыщенном состоянии магнитной системы, пропорционален квдрату тока.
Выражение для механической характеристики приобретет вид
Из выражения 1.12 следует, что электромеханическая характеристика ДПТ ПсВ представляет собой гиперболу (рис. 1.12). Механическая характеристика так же представляет собой гиперболу. При больших rД характеристики проходят ниже. При изменении нагрузки частота вращения значительно меняется. Характеристика называется мягкой.
Используются двигатели смешанного возбуждения, в которых имеется последовательная и параллельная обмотки возбуждения. Двигатели смешанного возбуждения занимают промежуточное положение между ДПТ ПрВ и ДПТ ПсВ.
1.6 Универсальные двигатели
Рисунок 1.8 Универсальный двигатель
Надо отметить, что характеристики двигателя при работе на постоянном и переменном токах отличаются. Магнитные потери на переменном токе выше, значит, и КПД ниже.
1.7 Бесколлекторные двигатели постоянного тока
Рисунок 1.9 Принцип действия бесколлекторного двигателя
На рис.1.9а катушка показана в виде витка, внутри которого размещен постоянный магнит, и последовательные фазы поворота магнита.
В положении 1 на магнит действует максимальный момент, если по по вертикальной катушке течет ток. Магнит повернется на 90 0 и остановится в положении 2, так как момент в этом положении равен нулю. Магнит по инерции может пройти это положение. Если в момент перехода через положение равновесия ток в катушке переключить на противоположный, то магнит повернется через положение 3 с максимальным моментом в положение 4 и т.д.
Рисунок 1.10 Вращающие моменты, создаваемые обмотками бесколлекторного двигателя
Величина вращающего момента М в зависимости от угла поворота показана на рис 1.10а. Для продолжения вращения должна быть еще одна обмотка, перпендикулярная первой, и ток в нее должен быть подан, как показано на рисунке в положении 2. Ток в первой обмотке в положении 2 должен быть выключен. Положения 3 и 4 показывают дальнейшую работу двигателя.
Рисунок 1.11 Схема управления обмотками БДПТ.
Применяются и другие конструкции БДПТ, например, такие, как показано на рис. 1.11б. В ней обмотки включаются поочередно. Конструкция близка к конструкции синхронного двигателя. В обеих конструкциях имеется существенный недостаток. В первом случае обмотка работает только половину периода, во втором—одну треть, т.е. обмотки используются недостаточно. Имеются двигатели с тремя реверсивными обмотками, что улучшает их использование.
КПД БДПТ выше по сравнению с коллекторными двигателями постоянного тока., что объясняется отсутствием электрических и механических потерь в щеточно-коллекторном узле. У них выше надежность, они могут работать в различных средах, где недопустима работа коллекторных двигателей. Недостатком является высокая стоимость, сложность схемы управления. В настоящее время выпускаются микросхемы-драйверы по управлению БДПТ.
Вопросы для самопроверки
1 Как разделяются коллекторные машины по способу возбуждения?
2 Как понимать термин обратимая машина? Какие машины обратимы?
3 Какую функцию выполняет коллектор?
4 Что понимают под механической характеристикой? Какова механическая характеристика ДПТ НВ?
5 Для чего используется механическая характеристика? Можно ли ее построить экспериментально?
6 Что понимают под скоростью идеального холостого хода? Каким выражением она может быть определена?
7 Как устроены ДПТ? Чем отличаются обмотки якоря и обмотки возбуждения двигателей параллельного и последовательного возбуждения?
8 Почему при несомненном прогрессе в области полупроводников бесколлекторные двигатели не вытеснили коллектоные?
2.1 Принцип действия
Трансформаторы преобразуют одну систему тока (напряжение, ток) в другую. Действие трансформатора основано на явлении электромагнитной индукции.
Рисунок 2.1 Устройство (а ) и принципиальная схема трансформатора (б ).
При подключении к первичной обмотке переменного напряжения U1 в ней возникает ток i1, который создает переменный магнитный поток Ф, пропорциональный току. В каждой из обмоток поток создает ЭДС, пропорциональную количеству витков w.