Электронная подпись в чем опасность
Росреестр разъяснил, как защититься от сделок по ЭЦП
В последние дни на Хабре активно обсуждают фиктивные сделки, для которых мошенники используют электронные цифровые подписи (ЭЦП), оформленные на других граждан. В России действуют сотни центров сертификации, многие из которых предлагают быструю процедуру оформления цифровой подписи за 30 минут без личного посещения офиса. Достаточно прислать сканы паспорта через интернет. Этим пользуются злоумышленники, имеющие доступ к персональным данным граждан. Здесь особых проблем нет. Например, если ваша девушка работает в паспортном столе, в исполкоме, в зелёном банке, у сотового оператора, в администрации общежития, в отделе кадров любой компании, то вы без труда получите качественные сканы любого количества паспортов, вместе с другими личными данными жертв.
Как показал эксперимент, получить электронный ключ на любого человека действительно несложно. По нынешнему законодательству удостоверяющие центры РФ сами устанавливают регламент своей работы, поэтому имеют полное право проверять личность человека через интернет.
Главные вопросы: как защититься от такого мошенничества? Как узнать, что на ваше имя получена ЭЦП? Где увидеть список фирм, которые официально зарегистрированы на вас?
Неделю назад всех облетела новость о первом случае продажи квартиры мошенниками с помощью ЭЦП и подделки документов. Владелец квартиры в Москве по имени Роман обнаружил, что в очередной квитанции за коммунальные услуги у квартиры указан уже новый владелец. Гражданин обратился в Росреестр и выяснил, что осенью он подарил свою квартиру некоему жителю Уфы. Причём сделал это дистанционно, подписав документы своей электронной цифровой подписью.
Журналисты «Российской газеты» обратились за комментарием в Росреестр. Тот подтвердил информацию о сделке по квартире, расположенной по адресу: Москва, ул. Олонецкий проезд. В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) действительно есть сведения о том, что 22 октября 2018 года был совершен переход права на квартиру на основании договора дарения от 28 сентября 2018 года, составленного в простой письменной форме. Документы были поданы в Росреестр в электронном виде и удостоверены электронными подписями как со стороны дарителя, так и со стороны одаряемого. Правовая экспертиза, которую производит регистратор, показала «подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи, а также статуса сертификата».
«Согласно полученной информации, усиленная квалифицированная подпись дарителя и одаряемого выданы удостоверяющим центром ЗАО «Национальный удостоверяющий центр», аккредитованным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Договор дарения квартиры подписан обеими сторонами в пределах срока действия сертификатов электронной подписи и практически в одно время. Таким образом, полномочия дарителя и одаряемого были подтверждены в установленном порядке», — сообщил Росреестр.
Нужно заметить, что ЗАО «Национальный удостоверяющий центр» (НУЦ) — не какая-то фирма-однодневка. Компания работает уже 15 лет и входит в топ-10 крупнейших розничных УЦ (по её собственному заявлению).
Как же защититься от использования ЭЦП, оформленной на ваше имя? Хабраюзер PaulZi в статье «Мошенники и ЭЦП — всё очень плохо» рассказывает о собственном опыте, где он с супругой без их ведома стали директорами нескольких ООО. Автор рекомендует воспользоваться так называемой «38-й формой», то есть формой 38001. Её нужно заполнить и лично отвезти в регистрирующий орган (в Москве это 46 налоговая). Она запрещает регистрацию юридических лиц без личного присутствия (возможно, только в Москве).
Чтобы уберечься от сделок с недвижимостью, Росреестр рекомендует гражданам принести заявление о невозможности проведения сделок с их недвижимостью без личного участия. После получения такого заявления в ЕГРН вносится специальная запись. Эта запись — основание для возврата без рассмотрения заявления с просьбой зарегистрировать недвижимость на другого человека, даже если у него на руках имеется нотариально заверенная доверенность.
Такое заявление можно подать в электронном виде в личном кабинете Росреестра. Обратиться с заявлением также можно лично в офисы МФЦ на всей территории России. И если квартира в одном регионе, а гражданин находится в другом, то сейчас это не проблема, так как ведомство работает экстерриториально. Услуга предоставляется Росреестром бесплатно. Срок внесения записи в ЕГРН — не более пяти дней.
Подделка электронной подписи: какие риски и как ее защитить
Подделка электронной подписи — это компрометация ключевого носителя информации. Фальсификация ЭЦП практически невозможна, но есть много других вариантов мошенничества с цифровой КЭП.
Можно ли подделать ЭП
Электронная подпись — защищенный носитель ключевой информации, на котором зашифрованы данные владельца. Документы, подписанные квалифицированными электронными подписями (КЭП), признаются полностью юридически значимыми и соответствуют бумажным регистрам, завизированным физлицом (ч. 1 ст. 6 63-ФЗ от 06.04.2011).
В этом и заключаются основные риски электронной подписи — умышленное использование ЭП без ведома владельца приводит к незаконному обогащению и другим правонарушениям.
По сути, ЭП соответствует по значимости паспорту. Использование цифровой подписи подтверждает не только личность физлица, но и его согласие на определенные действия. Если подписали документ, провели удаленную сделку с ЭЦП, эти операции признаются юридически значимыми. И фактически не важно, кто их выполнял — владелец или другой человек: доказать в суде умышленное использование ЭЦП третьим лицом очень сложно.
В 63-ФЗ определено, что подделать электронную подпись нельзя. ЭП создают с применением криптотехнологий, взломать или подделать ее не получится. Мошенничество с ЭЦП заключается в другом — краже ключевого носителя, подборе PIN-кода к закрытой части цифровой подписи.
Любая ЭП состоит из открытой и закрытой частей. Открытая часть — это сертификат ЭЦП: он доступен для просмотра всем получателям документа. А вот закрытую часть знает только владелец: она хранится на ключевом носителе (токене) или записывается на ПК. Закрытую часть ЭП защищают PIN-кодом, который и пытаются узнать мошенники.
Раньше, чтобы получить поддельные электронные подписи, мошенники фальсифицировали личные документы физлица и передавали их в удостоверяющий центр для получения ЭЦП на имя этого человека. Но с 01.07.2020 правила изменились: чтобы получить ЭП, владельцу сертификата необходимо посетить удостоверяющий центр и подтвердить свою личность.
Случаи мошенничества с ЭЦП
Возможных случаев мошенничества с электронной подписью много: с ЭЦП другого лица подписывают документы, переводят деньги и даже заключают сделки с недвижимостью. Как пример:
В 2018 году случился прецедент: у москвича отобрали квартиру, оформив сделку с использованием ЭЦП. Владелец жилья узнал о том, что его недвижимость передали по договору дарения, в квитанции на оплату ЖКХ — там сменился собственник квартиры. Более того, у него не было ЭЦП — мошенники подделали его документы и оформили цифровую подпись вместо него. Сейчас получить ЭЦП без владельца нельзя. А с 2019 года и Росреестр не проводит сделки по недвижимости физлиц без согласия собственника на процедуру с ЭП.
Бывают и такие махинации: сотрудника увольняют и забывают отозвать его ЭП. Он берет займы или покупает товары от имени организации, после чего исчезает. С образовавшейся задолженностью расплачивается организация.
С 01.07.2021 многие удостоверяющие центры потеряли права на выдачу ЭП физлицам — они не прошли переаккредитацию по новым правилам. Проверьте аккредитацию вашего УЦ: если центр не переаккредитовали, то подпись, выданная до 01.07.2021, действительна только до 01.01.2022 (ч. 4 ст. 3 476-ФЗ). А с 01.01.2022 придется получать новую ЭП в аккредитованном удостоверяющем центре.
Что делать, если ЭЦП украли
Если украли электронную подпись, действуйте по инструкции:
1. Отзовите сертификат в УЦ. То же самое необходимо сделать сразу же после увольнения сотрудника.
Процедура довольно проста: следует написать заявление на отзыв в тот центр, в котором оформляли сертификат ЭП. Если вы не оформляли электронную подпись, но узнали, что кто-то оформил ее за вас, проследите цифровой путь ЭП — найдите площадку, где использовали сертификат, и посмотрите, кто его выпустил. Обратитесь в этот удостоверяющий центр и отзовите ЭЦП.
Кроме того, запросите в УЦ копии документов, по которым оформляли ЭП, — они понадобятся для заявления в полицию.
2. Подайте заявление в полицию.
Укажите в нем, что мошенники использовали электронную подпись без моего ведома, предоставьте все копии подтверждающих документов. Если в полиции не возбуждают дело, обратитесь в прокуратуру или Минкомсвязь.
3. Обратитесь в суд для аннулирования сделки.
Если с помощью украденной ЭЦП совершили юридически значимые действия (подписали документы, договор, провели операцию с недвижимостью), подайте заявление в судебный орган для признания документов или сделки недействительными. По аналогии, обратитесь в ИФНС, если от имени организации подали недостоверную декларацию или иные сведения, зарегистрировали или ликвидировали компанию.
Для аннулирования декларации подайте заявление и корректировочный отчет. Для признания недействительными регистрационные действия узнайте по выписке из ЕГРЮЛ адрес фиктивной компании и отправьте в территориальную инспекцию заявление в произвольном виде.
Как обезопасить ЭП
Ни в 63-ФЗ, ни в других нормативах нет прямого ответа, в чем опасность электронной подписи, но как и у любого документа (цифрового инструмента), у ЭП высока вероятность ее незаконного использования. Если вы никогда не оформляли ЭЦП и не знаете, делали ли это за вас, проверьте действующие ЭП на портале Госуслуги. Зайдите в личный кабинет, а затем в профиль — в раздел «Электронные подписи». Если оформленных ЭЦП нет, то и беспокоиться не о чем.
Из практики понятно, чем опасна электронная подпись для физических лиц, — тем, что ее используют без ведома владельца для подписания бумаг, проведения сделок и регистрации юрлиц для незаконного обогащения. Если вы зарегистрированы на общественных площадках (Госуслугах, официальном сайте ФНС), периодически контролируйте раздел с действующими ЭЦП. К примеру, на Госуслугах доступна проверка последних действий, там отображается информация о подаче заявлений, регистрации компании или ИП. А на сайте ФНС, в личном кабинете налогоплательщика, проверяйте, не отправил ли кто-то отчет или обращение в ИФНС за вычетом вместо вас.
Вот как обезопасить электронную подпись физлицу:
Какая ответственность за подделку и незаконное использование ЭП
Отдельной уголовной статьи за то, что подделали электронную подпись, нет. Но в Уголовном кодексе РФ есть другая статья — 327 «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов». По этой ст. 327 наказывают ограничением свободы на срок до двух лет за подделку подписи в официальных документах — предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ч. 1 ст. 327 УК РФ). По логике 63-ФЗ, ЭЦП является аналогом рукописной, но в цифровом формате.
Следовательно, уголовное наказание за мошенничество с бумажными регистрами распространяется и на электронные документы.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Мошенничество с электронной подписью. Как обезопасить себя от проблем
За последний год в СМИ много писали о событиях, связанных с мошенничеством на фоне цифровизации. Люди в мгновение ока лишались недвижимости или, сами того не подозревая, становились собственниками бизнеса. Что это? Реальный повод для паники или хайп, на волне которого журналисты пытаются привлечь посетителей на сайты?
Собственное расследование провела бизнес-аналитик Synerdocs Татьяна Жигалова. Разобраться в теоретических аспектах работы с электронной подписью помог Павел Лушников, преподаватель Института права Удмуртского государственного университета.
Столь пристальное внимание к этой теме имеет искусственное происхождение. Оно навязано СМИ и связано лишь с новизной таких преступлений. По факту суть злодеяний осталась той же, просто появился другой способ их совершения – с использованием интернет-технологий. В этой статье рассмотрим правила защиты пользователя от несанкционированного доступа к его электронной подписи (далее – ЭП). Как говорится, предупрежден – значит вооружен.
Безопасность электронной подписи и уловки злоумышленников
Перед тем как рассмотреть проблему подделки или незаконного использования ЭП, ответим на вопрос: а можно ли без согласия владельца подписи произвести противоправные действия?
Подделать собственноручную подпись любого человека можно, если есть образец оригинала. А вот использовать её без ведома владельца сложнее. Необходимо, чтобы была высокая степень доверия к сотруднику.
Рассмотрим пример. Руководитель организации перед уходом в отпуск на всякий случай подписал пустой бланк. Некоторые подчинённые могут оценить этот неосторожный поступок как карт-бланш и использовать его в ущерб компании.
При разработке цифровой модели ЭП перед Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ были поставлены высокие требования по защите от подделок. Реализовали их посредством криптошифрования информации. Наиболее уязвимым и опасным в данном случае оказалось пространство вне интернета.
Например, в организации штатный сотрудник может воспользоваться ЭП не только для решения рабочих задач, но и в своих личных целях. И вполне возможно, он нанесёт вред организации.
Другая опасность – похищение закрытого ключа. Это делается с использованием инсайдерской (внутриорганизационной) информации о способе его хранения.
Конечно, электронная среда тоже не защищена на 100 %. Но если вы не обладаете знаниями в программировании, завладеть электронной подписью крайне сложно.
Для чего злоумышленникам ваша электронная подпись?
В основном – для хищения денежных средств и товарно-материальных ценностей. Лица, получающие доступ к ЭП, могут совершать юридически значимые действия от имени организации и в личных целях. Например, подписать финансовые документы, получить деньги в банке или перечислить их злоумышленникам.
4 распространенных способа, как злоумышленники могут завладеть электронной подписью:
1. Владелец сам передает подпись лицу, которое злоупотребляет его доверием.
2. Мошенник похищает носитель ключа ЭП.
3. Менее распространенный способ, но самый трудоёмкий и требующий знаний в сфере информационных технологий – взлом корпоративной системы на предприятии.
4. Выпуск электронной подписи путём обмана Удостоверяющего центра (далее – УЦ). Мошенники могут получить ЭП, предоставив подложные документы. В этой ситуации человек или представитель организации даже может не знать о её существовании.
Сотрудник УЦ, принимающий документы, должен быть внимательным и наблюдательным, а в идеале ещё и владеть знаниями в области криминалистики и криминологии, быть тонким психологом. И всё это для того, чтобы распознать перед собой мошенника.
Защита электронной подписи. Система несовершенна?
Причина сомневаться – наличие большого количества УЦ, деятельность которых слабо согласована между собой. Может быть, поэтому законодатель внёс ряд глобальных изменений в Федеральный закон № 63 «Об электронной подписи» относительно выдачи ЭП.
Ещё один недостаток – отсутствие единого реестра выданных подписей, который бы позволил вести их учёт.
Как добиться совершенства? Необходимо создать систему, которая даст возможность удостоверяющим центрам уведомлять заявителя о статусе выпуска ЭП. Например, это можно реализовать через портал ЕСИА.
Советы экспертов: как обезопасить электронную подпись
В идеале необходимо ввести внутренний порядок использования ЭП. Лучше его оформить в виде локального правового акта и ознакомить с ним всех заинтересованных сотрудников. В этом документе следует указать цели, способ и время применения ЭП, место хранения ключа, а также расписать алгоритм предоставления сотруднику подписи, случаи ограничения такой возможности или отзыва у работника. Пропишите также порядок прекращения полномочий владельца и уничтожения ключей. Кроме того, можно предусмотреть меры финансовой ответственности для провинившегося сотрудника.
Полный курс на цифровизацию. Что делать в будущем?
Развитие интернет-технологий не остановить. Но не стоит подвергаться панике. Преступные схемы были и раньше – с бумажными документами. Просто по мере того как меняется мир, появляются новые, более изощренные виды мошенничества. А значит, стоит усилить меры безопасности и не пренебрегать дополнительными средствами защиты от несанкционированных действий с вашим имуществом или собственностью организации.
Государство тоже не стоит на месте и разрабатывает меры поддержки граждан в сфере использования ЭП. Так, согласно последним изменениям в ФЗ № 63 «Об электронной подписи», запрещается требовать внесение в квалифицированный сертификат информации, которая не является обязательной по закону. А это значит, что электронные площадки больше не смогут предъявлять свои требования.
Ещё одна мера поддержки – обеспечение граждан на безвозмездной основе средствами криптографической защиты информации для того, чтобы идентификация в аккредитованном удостоверяющем центре проводилась на основе предоставления биометрических персональных данных. Причём без личного присутствия граждан.
Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на наш блог и аккаунты в соцсетях.
Как получить электронную подпись
И в каком случае какой вид пригодится
Электронная подпись (ЭП) — то же самое, что обычная подпись, но в электронном виде. Она приравнивает любой электронный документ к бумажному оригиналу.
Что такое электронная подпись
По сути подпись — это специально сгенерированный файл с цифрами, который крепится к электронному документу. Этот файл отвечает на три главных вопроса:
Раньше еще использовали термин «электронная цифровая подпись», но сегодня он устарел — в законе теперь пишут «электронная подпись»
Электронная подпись гарантирует, что документ подписал владелец электронной подписи. А неквалифицированная и квалифицированная подписи покажут, изменился ли документ после подписания.
Зачем нужна электронная подпись
Электронная подпись понадобится тем, кто собирается использовать в работе электронные документы, сдавать отчетность и получать услуги в интернете.
Вот как используют электронную подпись юридические лица:
А вот что могут сделать с электронной подписью обычные граждане:
Обычно физлица делают электронную подпись, чтобы передавать документы госслужбам — например, удаленно подают заявление на регистрацию по месту жительства или отправляют иск или доверенность в суд. Но на самом деле электронная подпись может заменить рукописную в любых случаях. Вот как, к примеру, ее можно использовать:
О том, как еще обычный человек может использовать электронную подпись на практике, мы рассказывали в другой статье.
Как устроена ЭП
Просмотреть подпись можно с помощью сертификата открытого ключа — электронного документа, в котором есть следующая информация:
Программа СКЗИ проверяет хэш-сумму и сравнивает ее с содержанием документа. Если все совпало, документ не меняли и подпись цела. Несовпадения означают, что документ изменили после того, как подписали. Тогда подпись автоматически считается недействительной и документ теряет юридическую силу.
Виды ЭП и их отличия
В законе описаны несколько видов электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная.
Простая электронная подпись самая доступная. Это логин и пароль, которые подтверждают, что пользователь авторизовался в системе. C помощью этой подписи можно подтвердить обращение в органы власти или подписать заявку на услугу. Еще ей можно пользоваться во внутреннем документообороте компании и подписывать служебные письма.
Например, вы заходите в мобильный банк при помощи логина и пароля или подтверждаете оплату в интернете кодом из смс. По условиям договора с банком такая подпись равнозначна обычной подписи.
Простая электронная подпись уязвима, поэтому ее применяют не везде. Если вы работаете с имущественными и финансовыми документами, то лучше ее не использовать. Она подтвердит, что документ подписали, но не гарантирует, что его не меняли и что его подписал нужный человек. Это будет проверять арбитражный суд, если возникнет спорная ситуация.
Эту подпись используют в электронном документообороте. Ей подписывают договоры, контракты и агентские отчеты, но только если стороны заключили соглашение о доверии таким подписям и электронным документам.
Неквалифицированные подписи можно генерировать внутри компании или сервиса с помощью бесплатных инструментов. Государство не может контролировать неквалифицированную подпись: ее может выдать кто угодно, ей может владеть кто угодно и она не защищена средствами, которым доверяет государство. Именно поэтому в судебных инстанциях не принимают такие подписи.
Целостность подписи проверяют двумя способами:
Так определяют, что подпись не была утеряна, украдена или просрочена, когда ее использовали.
Сертификат квалифицированной подписи необходимо обновлять каждый год: помнить, когда она перестает действовать, и вовремя заказывать перевыпуск.
У квалифицированной подписи есть два важных преимущества.
Взломать квалифицированную подпись практически невозможно — это потребует слишком больших вычислительных ресурсов. Если вы потеряете закрытый ключ, по вашему сигналу удостоверяющий центр отзовет сертификат — подписывать документы с его помощью будет нельзя.
Ее можно использовать в любых операциях с электронными документами. Ей доверяют арбитражный суд и налоговая служба, поэтому чаще всего ей подписывают электронные счета-фактуры, налоговые декларации и договоры.
Где можно использовать электронную подпись
Простая | Неквалифицированная | Квалифицированная | |
---|---|---|---|
Внешние и внутренние электронные документы | + | + | + |
Документооборот с физическими лицами | + | + | + |
Госуслуги | + | — | + |
Документы для ИФНС в личном кабинете налогоплательщика | — | + | + |
ПФР и ФСС | — | — | + |
Арбитражный суд | — | — | + |
Как начать работать с квалифицированной электронной подписью
Чтобы начать работать с электронной подписью, необходимо подготовить свое рабочее место и приобрести сертификат подписи. Сертификат выдают быстро — в течение часа.
Еще для работы с квалифицированной подписью надо будет установить программу для криптозащиты информации (СКЗИ). Самые распространенные средства криптозащиты в России — это «Криптопро CSP», Signal-com CSP, «Лисси CSP», Vipnet CSP. Все они примерно одинаковые.
Какое конкретно СКЗИ потребуется и какие настройки будут нужны, вам скажут в удостоверяющем центре или МФЦ.
Как приобрести подпись юридическому лицу и ИП
Юридические лица получают квалифицированные сертификаты подписи в удостоверяющем центре или МФЦ.
Найти удостоверяющий центр можно в списках аккредитованных центров на сайте Минкомсвязи или на сайте e-trust.gosuslugi.ru. Выбирайте тот центр, у которого есть филиал в вашем городе. Удаленно электронную подпись получить нельзя, придется идти за подписью лично.
Чтобы получить электронную подпись, вам потребуются следующие документы:
Если подпись получает представитель, ему дополнительно потребуются:
Когда вы подпишете заявление, надо будет оплатить счет. Лучше платить наличными или банковской картой. Если будете платить банковским переводом, вам придется ждать, когда оплата пройдет. Срок ожидания зависит от того, как быстро банк обработает платеж: можно прождать несколько минут, а можно и несколько дней.
Как приобрести подпись физическому лицу
Обычные граждане могут пользоваться любой подписью — простой, неквалифицированной и квалифицированной. Как правило, простая подпись используется для авторизации на госуслугах, где можно заказывать информационные услуги в электронном виде. Неквалифицированной подписью можно пользоваться по договоренности для обмена документами с юридическими лицами. А с помощью квалифицированной подписи получают госуслуги, связанные с имущественными операциями. Например, ею можно подписать договор купли-продажи квартиры и подать его на государственную регистрацию. Или оформить юрлицо без посещения налоговых органов, назначить его директора и других должностных лиц.
Физическим лицам проще всего получить подпись в ближайшем МФЦ: рядом может не быть удостоверяющих центров, а МФЦ найдется всегда. Для этого надо записаться на прием и подготовить следующие документы:
Расходы на электронную подпись в Москве для физических лиц — 2150 Р
Токен | 1200 Р разово |
Электронная подпись | от 950 Р в год |
Программа СКЗИ | 0 Р |
Расходы на электронную подпись в Москве для юридических лиц — 2700—3600 Р
Токен | 1200 Р разово |
Электронная подпись | от 1500 Р в год |
Программа СКЗИ | 0 Р или коммерческая СКЗИ на выбор от 900 Р |
Как подписать документ электронной подписью
Например, так работает процесс подписания с помощью программы « Крипто-АРМ »:
Документы « Микрософт-офис » подписать еще проще:
Инструкция по установке ЭП на сайте поддержки Микрософт
Документы можно подписывать в электронной почте и облачных хранилищах — например, в «Дропбоксе» и на «Яндекс-диске». Для этого нужно установить специальное расширение для браузера. Такое расширение добавляет в интерфейс вашего файлового хранилища кнопку «Подписать».
В « Гугл-докс » плагины для электронной подписи можно найти во вкладке «Дополнения».
Как проверить подлинность подписи
Чтобы проверить подлинность подписи и неизменность документа, воспользуйтесь любым из бесплатных сервисов:
Можно ли передать подпись другому
Теоретически можно. По закону вы должны не допускать того, чтобы подпись попала в чужие руки без вашего согласия. Получается, другой человек может использовать вашу подпись, если вы согласились на это. Но ответственность за любой подписанный документ все равно несет владелец подписи.
Что делать, если потеряли электронную подпись
Если вы потеряли ключ от подписи или его украли, сразу обратитесь в удостоверяющий центр или МФЦ, который выдавал вам сертификат. Центр отзовет ваш сертификат, чтобы его не могли использовать мошенники. Еще обязательно сообщите об этом контрагентам, чтобы они знали, что вашей утерянной подписью могут воспользоваться злоумышленники.
Восстановить утерянный сертификат или ключ ЭП невозможно. Нужно получать новый: собирать документы и идти в удостоверяющий центр.
Как перевыпустить сертификат
Срок действия сертификата электронной подписи — год. Когда он подойдет к концу, выпустите новый сертификат. Для этого обратитесь с заявлением в удостоверяющий центр или МФЦ. Если в документах ничего не изменилось, нести их снова не нужно. Если какие-то документы поменялись, нужно принести оригиналы только этих документов.
Минутка технического занудства (слабонервным лучше сразу в конец пролистать, там чуть веселее):
> «В итоге она создаст уникальное сочетание данных документа — хэш-сумму. Уникальным оно будет благодаря закрытому ключу — особой последовательности символов, которая формирует файл подписи.»
Теперь немного про ключи и зачем нужны:
(Увы, весь пост не влез, продолжение ниже)
Итак, как все таки работает электронная подпись?
Parmigiano, это самое понятное описание принципов криптографии открытого ключа, которое я видел. Спасибо огромное!
Parmigiano, отличный сторителлинг. И спасибо за разъяснение! Немного поправим текст в части описания закрытого ключа. А то в ходе редакторских правок и попыток написать все понятным языком чуть упустили техническую точность.
Павел, да вы жёстко всё упустили. После этого начинаешь сомневаться, а корректны ли статьи ТЖ по другим тематикам, где я не специалист. Умилительно наблюдать столь скромную оценку труда Parmigiana, который является лучшим описанием принципов работы ключей для шифрования и контроля целостности простыми словами 😐