Электронная таможня это что
Центральная электронная таможня
Становление Центров электронного декларирования началось после Решения коллегии ФТС РФ от 29.05.2018 г. С этого момента один за одним были введены в строй 36 ЦЭДов, расположенных по всей территории России.
Создание ЦЭлТ
В соответствии с приказом ФТС России от 7 февраля 2020 года №145 «О создании Центральной электронной таможни» был образован главный управляющий центр – первая Центральная электронная таможня. Если сравнивать с ЦЭДом, то это вышестоящий орган, который имеет более высокую компетенцию и его решения более значимы. В ЦЭДе таможенный инспектор фактически не принимает самостоятельных решений, потому что действует в соответствии со строгой инструкцией. В ЦЕлТ сотрудники выполняют более тщательный контроль деклараций. Они же будут принимать решение, если по какой-либо причине в ЦЭД возникнут проблемы с выпуском груза.
Структура центра таможенного оформления
В структуру Центральной электронной таможни входит пять отделов:
отдел государственной службы и кадров;
отдел документального обеспечения;
отдел таможенных процедур и таможенного контроля;
отдел таможенных платежей.
Здесь будут работать порядка 1000 сотрудников, и обслуживать они будут всю Россию.
Контактные данные ЦЭлТ
Центральная электронная таможня или ЦЕлТ расположена по адресу:
г. Москва, Комсомольская площадь, д. 1, строение 3, индекс 107140.
Реальность и риски
Создание нового таможенного органа, подчинённого Центральному таможенному управлению, проводится в рамках цифровизации и автоматизации таможенного декларирования. Это одно из направлений масштабного реформирования, нацеленного на преобразование таможни и задействование искусственного интеллекта. Внедрение новейших технологий необходимо для быстрого и удобного информационного взаимодействия с внутренними и внешними партнерами. Считается, что данное преобразование создаст более комфортные условия для работы бизнеса, обеспечит прозрачность работы таможни, сокращение сроков выпуска товаров и единообразие совершения таможенных операций, избавит от необходимости перевозки нерастаможенных грузов вглубь страны.
Таким образом, создавая ЦЭлТ, руководство ФТС обещает оптимизацию работы таможни, но на деле непонятно, как именно будет достигнут этот прогресс. Пока, особенно на этапе становления и преобразований, велики риски задержек и неразберихи при экспорте и импорте товаров. И на то есть причины. Главная из них – отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров. Если в Москве прогноз достаточно благоприятный, то в регионах ситуация по этому вопросу складывается менее оптимистично. Кадров не хватает. Не способствует заполнению вакантных мест высокая ответственность должностных лиц и сравнительно низкая оплата труда. ЦЭлТ укомплектовывают кадрами из таможенных органов Центрального федерального округа. Последние сокращаются.
После перехода ЦЭДов в ведение ЦЭлТ ожидаемо замедлится оформление документов. К инновациям и изменению бизнес-процессов нужно будет привыкнуть, возможно, переобучить сотрудников на местах. На стабилизацию работы потребуется какое-то время. Особенно остро проблема будет заметна в отраслевых ЦЭДах и ЦЭДах в крупных городах. Справедливости ради, нужно сказать, что обучение персонала на местах уже проводится на виртуальных тренажерах, что должно обеспечить адаптацию к реальному режиму работы и снизить вероятность возникновения проблем.
Поскольку информация из ЦЭДов теперь будет передаваться в ЦЭлТ и для этого задействуют дополнительные мощности, есть вероятность на начальном этапе технических и программных сбоев, что также негативно скажется на скорости таможенного оформления.
Потенциальные риски существуют, и участникам ВЭД нужно быть готовыми к задержкам таможенного оформления грузов. Радует, что эта проблема временная. Если ориентироваться на опыт запуска Авиационного ЦЭДа, то примерно через полгода после запуска ЦЭлТ заработает в постоянном ритме.
Основные тренды реформирования
Вместе с образованием нового таможенного органа с 29 июня 2020 года по 1 марта 2021 года в соответствии с распоряжением ФТС №228-р проводится эксперимент по разделению компетенции в сфере совершения таможенных операций.
С 31 июля 2020 года в ведомстве находится Центральный таможенный пост Центр электронного декларирования (101 310 10), телефон – (495) 276 36 62. Планируется включить в ведение ЦЭлТ и некоторые отраслевые столичные ЦЭДы. Свои электронные таможни будут и в регионах. Ориентировочно они появятся уже до конца 2020 года. Помимо существующих Уральской, Сибирской, Северо-Кавказской, Приволжской, заработают Южная, Северо-Западная, Дальневосточная таможни.
В целом, основные тренды реформирования – объединение некоторых СВХ и ЦЭДов, разделение полномочий и сужение компетенции, подчинение региональных таможенных постов Главному центру. Это значит, что в регионах уже нельзя будет самостоятельно растаможить или затаможить груз. Необходимо будет отправлять информацию в ЦЭлТ по открытым каналам связи. В данном случае все взаимодействие между региональными таможенными брокерами, таможенными постами, логистическими участками и Москвой происходит по электронной почте.
Если ЦЭДы подчиняются ЦЭлТ, то таможенные посты фактического контроля теперь не могут выпустить грузы без участия ЦЭДов. Другими словами, оформить региональный груз, подготовить необходимую документацию на месте уже скоро будет невозможно. Оформление теперь будет происходить с помощью Центра электронной таможни. Региональные тампреды с помощью почты связываются с сотрудниками этого центра, подают соответствующие запросы. А сотрудники, находящиеся в Центре электронной таможни, оформляют необходимую документацию в электронном и бумажном виде, делают всю подготовительную формальную работу. Чтобы импортный груз разгрузить на таможенной территории РФ, должно поступить одобрение именно из Главного Центра. Когда все это совершено, можно уже далее совершать растаможку/затаможку.
В данный момент происходит полная перестройка всей системы, разрушение старых связей и создание новых. Все это вносит разлад в привычные отлаженные схемы, что конечно же негативно сказывается на скорости таможенного оформления. Если раньше количество участников процесса таможенного оформления было минимизировано, и все они могли свободно взаимодействовать между собой, решая самостоятельно те или иные спорные вопросы, то теперь это не в их компетенции: все процессы проходят через Москву, а взаимодействие становится максимально прозрачным.
Помощь СБ Карго
Наша компания позитивно оценивает происходящие изменения. СБ Карго предоставляет услуги таможенного оформления в Москве и Московской области, является участником «Хартии добросовестных участников ВЭД» и соблюдает законодательство. Мы готовы помочь региональным компаниям, региональному бизнесу и производствам в таможенном оформлении грузов. У нас есть в этом положительный опыт, и мы в курсе всех последних нововведений.
Региональный таможенный брокер с помощью электронного взаимодействия с Центром электронной таможни может оформить всю необходимую документацию, но таможенные брокеры Москвы и Московской области находятся в непосредственной близости к Центру, поэтому специфические ситуации, проблемы в Москве обрабатываются намного оперативнее. Если будет какое-то нововведение в работе ЦЭлТ, наши представители смогут быстрее изменить свою тактику и оперативно оформить груз.
Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися собственниками/отправителями/получателями грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.
Чтобы получить консультацию, необходимо предоставить: подписанный внешнеторговый контракт, инвойс, упаковочный лист и заключить с нами договор таможенного представительства.
Просьба формировать запросы с корпоративной почты компании. Обращения с почтовых адресов зарегистрированных на бесплатных почтовых сервисах, в соответствии с политикой безопасности компании, попадают в СПАМ.
Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе «Полезная информация», воспользовавшись поиском.
Электронная таможня – дальнейшая реализация
Центральными положениями нового Таможенного кодекса, по которому мы начали жить с 01.01.2018 года были обозначены:
Заканчивается первый год жизни по новому Кодексу. Особого прорыва, пожалуй, не получилось. При этом, надо заметить, что по некоторым моментам стало действительно лучше: например, введение ЕЛС значительно ускорило зачисление денежных средств на счет таможенного органа, упростило уплату таможенных платежей, контроль за расходованием и движением средств, появилась возможность внесения денег по единому коду (10000010), в ближайшем будущем возврат обеспечения, и излишне уплаченных, излишне взысканных платежей будет также осуществляться без лишней волокиты. ФТС обещает, что переход к использованию ЕЛС всеми участниками ВЭД закончится до конца текущего года.
Набирает обороты автоматическая система регистрации и выпуска товаров: за 2018 год доля автоматически регистрируемых деклараций увеличилась в 1,7 раза, а доля автоматически выпускаемых деклараций в 1,3 раза по сравнению с 2017 годом (правда, что касается выпуска, то речь идет об участниках ВЭД низкого уровня риска).
Что же касается электронного декларирования, как вы помните, в России поэтапно создается единая сеть электронных таможен, которая будет насчитывать 16 мест декларирования: 8 региональных, 7 специализированных – две из них отличаются видами оформляемых товаров (Центральная энергетическая таможня и Центральная акцизная таможня), и 1 электронная авиационная таможня (московский узел).
Часть из этих таможен уже работает: в Приволжском, Уральском и Северо-Кавказском таможенных управлениях, в Калининградской, Московской областных таможнях, во Владивостокской и Новороссийской таможнях. Все остальные таможни, после создания 16 ЦЭДов будут преобразованы в таможни фактического контроля. Между таможнями будут распределены полномочия: за электронными таможнями закрепят оформление таких процедур, как экспорт, импорт и свободная таможенная зона. Таможни фактического контроля будут заниматься вопросами, связанными с фактическим контролем: открытие / закрытие процедуры транзита, проверка документов, осмотр / досмотр товаров и транспортных средств, оформление других процедур и т.д. ФТС обещает, что к концу 2020 года в автоматическом режиме будет регистрироваться 99% всех деклараций и не менее 64% деклараций выпускаться в автоматическом режиме. Но таможня говорит, что от участников ВЭД здесь тоже много чего зависит: относится или нет компания к низкому уровню риска, насколько правильно заполнена декларация на товары, все ли документы, подтверждающие сведения в ДТ есть в наличии, и правильно ли они формализованы, каждая мелочь может сыграть против автовыпуска. Давайте посмотрим, что же изменилось что еще будет меняться.
Начнем, пожалуй, с регистрации ДТ: срок регистрации (отказа в регистрации ДТ) сокращен до 1 часа. И это работает.
Пополнился список оснований для отказа в регистрации:
На выпуск товаров теперь дается 4 часа. Но если у вас запросили документы из перечня в гр. 44, назначен таможенный досмотр, или, например вы сами обратились в таможенный орган с внесением изменений или дополнений сведений, заявленных в ДТ, либо не выполнили вовремя требование таможенного органа о внесении (дополнении) сведений, заявленных в ДТ (причем в первые 4 часа с момента получения такого требования), то срок выпуска продлевается на 1 рабочий день. Дальше больше, срок выпуска по определенным основаниям может быть продлен до 10 дней и более.
Как будет осуществляться диспетчеризация деклараций на товары? На Международном таможенном форуме первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов, наглядно продемонстрировал, по каким критериям и параметрам декларации будут распределяться по ЦЭДам:
На первом этапе ДТ будет проверена на наличие в ней энергетических и акцизных товаров, они подпадают под компетенции энергетической и акцизной таможен и такие декларации автоматически будут уходить в эти таможенные органы.
Далее по месту налогового учета декларанта. Т.е., если декларант на учете в налоговом органе Московского региона, то его декларация будет отправляться на обработку в Центр электронного декларирования, который обслуживает Московский регион. Будут, конечно, учитываться и место нахождения товара, и нештатные ситуации, но в целом предполагается именно такая схема.
Бизнес уже несколько раз обращался к таможенным органам с запросом по расширению возможности электронного декларирования, например, при помещении товаров под процедуры переработки (пока это будет осуществляться в таможнях фактического контроля). Руководство ФТС обещает в будущем проанализировать востребованность этих процедур и возможность их перевода в формат электронных таможен.
Что касается пожеланий бизнеса и его ожиданий от электронного декларирования, которые были озвучены в ходе Международного таможенного форума 2018:
По мнению бизнеса-сообщества, реализация этих ожиданий позволит в дальнейшем сократить издержки, связанные с таможенным оформлением и снизить влияние человеческого фактора на принимаемые решения.
Зачастую наше мышление оказывается не готовым оценить преимущества перспективных технологий, но как показывает практика – научно-технический процесс способствует улучшению качества жизни людей. Так технологии, внедряемые ФТС России, в ближайшем будущем позволят оптимизировать, и сделать более прозрачными процессы, связанные с таможенным оформлением товаров.
Первая электронная таможня откроется в России 25 октября
Увольнять не будем
Руслан Валентинович, вы не раз говорили о создании электронных таможен. Когда и где появятся первые из них?
Руслан Давыдов: 25 октября запустится первая электронная таможня в Приволжье. А до конца года они появятся на Урале, Северном Кавказе, в Московской и Калининградской областях, а также в Новороссийске и Владивостоке.
И как выглядит электронная таможня?
Руслан Давыдов: Это офис, в котором работают сотрудники таможенных органов двух категорий. Это инспекторы, которые занимаются выпуском деклараций, не попавших в автоматический режим обработки. И функциональные отделы, которые работают по отдельным направлениям: контроль таможенной стоимости, код товара, запреты и ограничения. Повторюсь, это, прежде всего, офис, в котором идет работа с документами в электронном виде, где нет присутствия участников внешнеэкономической деятельности. Нет их контакта с таможенниками и никакой коррупции. Всего же будет 16 Центров электронного декларирования, которые разместятся в основном в региональных центрах страны.
Грядут ли сокращения в связи с таким активным внедрением автоматизации?
Руслан Давыдов: Что касается кадрового состава, то численность таможни уже сократилась почти на треть за последние годы. Правда, этого никто не заметил. Сегодня речь о сокращении не идет. Основной упор мы хотели бы сделать все-таки на переквалификацию сотрудников. Например, перевести их на другие направления, например, на контроль после выпуска товаров, усилить пункты пропуска на границе. В любом случае мы предполагаем делать маневр штатной численностью.
Однако все еще есть жалобы на сбои в работе таможни из-за отказов оборудования.
Кроме этого, у нас создана круглосуточная служба технической поддержки по всем таможенным органам в России. Мы стремимся к тому, что все должно работать как часы.
Дотянуться до «облака»
Теперь речь идет о создании глобального информационного «облака»?
Руслан Давыдов: Да. Оно позволит объединить информационные возможности всех контролирующих органов: ФТС, ФНС, Россельхознадзора и Роспотребнадзора, транспортного и пограничного контроля. По идее, все эти ведомства должны будут как давать информацию, так и брать оттуда все то, что им нужно.
Сейчас создание такого единого окна находится в процессе разработки, но с налоговой службой у нас такое «облако», по сути, уже есть. Пилотный совместный проект будет запущен в этом году, а вообще это перспектива ближайших нескольких лет.
Как в эти планы впишется международное сотрудничество?
Руслан Давыдов: Действительно, мы хотели бы создать всемирную, или, если хотите, глобальную таможенную сеть.
Это когда таможенные службы разных стран обмениваются информацией о движении товаров и выпущенных таможенных декларациях. Сейчас мы ведем переговоры с китайскими коллегами, учитывая, что 18 процентов нашей внешней торговли на сегодня приходится на долю КНР.
Схема проста: экспортная декларация, которую представил китайский поставщик в китайскую таможню, должна соответствовать импортной декларации, которую представляет наш импортер в ФТС России.
С одной стороны, все просто, но как движется дело?
Руслан Давыдов: Переговоры длятся уже несколько лет. Решена большая часть возникающих вопросов. Но одна проблема остается: китайская таможня упорно не желает озвучивать цену товара, поступающего к нам, ссылаясь на коммерческую тайну. Обо всем договорились, кроме цены.
То есть китайский продавец заявляет своей таможенной службе достоверные данные. Причина понятна: потом в налоговой надо подтвердить льготу по уплате НДС с экспортного товара. А нам импортер зачастую показывает уже заниженную стоимость, чтобы меньше платить таможенных платежей.
Справедливости ради стоит отметить, что это касается не только Китая. Страны ЕС вроде бы законопослушные, но тоже не торопятся давать ценовую информацию. А это уже около 40 процентов нашего внешнеторгового оборота. Никто не хочет даже косвенно мешать своему экспорту. И если при таких условиях импортному товару легче заходить в Россию, то на это закрывают глаза.
Вверх по Doing Business
Как вы думаете, перемены на таможне помогут нам подняться в рейтинге Doing Business?
Руслан Давыдов: Решение экспертов Всемирного банка по этому вопросу мы узнаем в конце октября. Я боюсь сглазить, но полагаю, что оно должно быть довольно позитивным.
На чем основана такая надежда?
Руслан Давыдов: В новом письме, присланном нам Всемирным банком, впервые за последние шесть лет признано сразу восемь наших реформ в области таможенного администрирования. Это огромный скачок в их понимании, за которым должны последовать выводы.
И какое же место нас может ждать в новой табели о рангах?
Дни стали минутами
Десять лет назад на таможне появилась первая электронная декларация. Как она изменила ситуацию?
Руслан Давыдов: Если бы десять лет назад вы пришли на таможенный пост, то увидели бы примерно такую картину: кишит толпа народа, битва за место «у окошечка», толстенная пачка документов, которые люди пытаются протиснуть, и инспектор, который еле успевает всем ответить. Тогда сроки оформления документов исчислялись днями.
Внедрено автоматическое категорирование компаний. Для того, чтобы компании попасть в низкий уровень риска, компьютер автоматически обсчитывает ее по 38 параметрам, оценивает ее историю. И в итоге, присваивает определенный балл. Причем абсолютно беспристрастно.
И сколько сегодня в стране «низкорисковых» компаний?
Руслан Давыдов: Более 8,2 тысячи из 70-80 тысяч участников внешнеэкономической деятельности.
Понятие электронной и цифровой таможни
ТЕМА 3. ЦИФРОВАЯ ТАМОЖНЯ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ
1. Цифровая экономика
2. Понятие электронной и цифровой таможни
3. «Большие данные» как элемент цифровой таможни
Понятие электронной и цифровой таможни
Согласно видению ВТамО, понятие «электронная таможня» включает в себя следующие элементы:
1) электронная обработка, упрощение и дематериализация документов для таможенных целей;
2) автоматизация работы таможни по принципу «24/7» (термин 24/7 используется для описания всех служб, предоставляющих свои услуги вне зависимости от текущего времени и дня недели);
3) электронная уплата пошлин и налогов;
4) электронный калькулятор пошлин;
5) мобильные услуги участникам внешнеэкономической деятельности;
6) электронный возврат товаров и уплаченных за них таможенных платежей;
7) досмотр и другие служебные проверки на территории торгового оператора;
8) подача предварительной дополнительной информации до погрузки товара;
9) электронные версии таможенных деклараций форм CN22 и CN23на товары, перемещаемые в международных почтовых отправлениях;
10) система таможенного декларирования;
11) установление минимальных и пороговых показателей стоимости товаров для применения к ним упрощенных процедур таможенной очистки.
Таким образом, в понятие «электронная таможня» входят элементы, охватывающие важнейшие процессы таможенной очистки, производимые с помощью ИКТ. Подобный комплекс стал ответом на значительное увеличение объема трансграничной электронной торговли.
Появление парадигмы «Цифровая таможня» связанно с возрастающим объемом интернет-торговли и необходимостью контроля перемещения таких товаров. «Цифровая цепь поставки товаров – это сфера, в которой мир торговли трансформируется, так как потребители и предприятия переходят на цифровые средства информатизации, цифровые товары и интернет-торговлю вместо физических товаров, покупаемых прямо на заводах. Новые платформы для торговли товарами в Интернете, а также на «сером сетевом рынке», новые видов транспорта автоматического управления (такие, как беспилотные летательные аппараты), а также новые методы цифрового проектирования и производства (такие как 3D-печать) значительно меняют международные цепи поставок товаров, которые основаны на движении физических товаров». Такая «эволюция» создает значительные трудности для таможенных и пограничных органов, побуждая их строить виртуальные связи с новыми заинтересованными сторонами и партнерами, чтобы продолжать успешно защищать свои страны и граждан от незаконного перемещения запрещенных товаров.
Для поддержки государств-членов в их усилиях по дальнейшему внедрению «цифровой таможни» Секретариатом ВТамО была произведена классификация по целевому назначению существующих документов и инструментов ВТамО, относящихся к ИКТ. Среди них: Справочник по «единому окну»; Типовое двустороннее соглашение о взаимной административной помощи в таможенных делах; Таможенная правоохранительная сеть (Customs enforcement Network), Модель данных ВТамО; Рекомендация по использованию справочника уникального обозначения грузов; Руководства и Рекомендации по использованию личной информации о пассажирах авиаперелетов и их регистрационных данных; Руководство по управлению цепями поставок и т.п.
Каждый из этих инструментов и документов влияет на функции таможни по-разному и предоставляет многочисленные возможности для сотрудничества таможенных администраций, торговых операторов и пограничных ведомств.
Таким образом, таможенные органы могут отслеживать цифровые цепочки поставок товаров, предупреждая изменения в привычных цепях поставок товаров и проводя мониторинг интернет-активности (анализ социальных сетей для выявления рисков незаконной торговли, сотовых сетей для мониторинга местонахождения беспилотных транспортных средств, сотрудничество с интернет-провайдерами и силовыми структурами).
Термин «Цифровая таможня» подразумевает использование информационно-коммуникационных технологий, баз данных, облачных технологий, объединяя информацию, полученную посредством технологий электронной таможни, а также глобальной сети Интернет, СМИ и сотовых сетей.
Проведенный сравнительный анализ содержания понятий «электронная таможня» и «цифровая таможня» позволяет сформулировать следующие выводы:
1. «Электронной таможне» и «цифровой таможне» присущи ниже представленные квалифицирующие признаки:
а) электронная таможня: электронная обработка, упрощение и дематериализация документа; электронная оплата пошлин и налогов; система таможенного декларирования (для целей электронной коммерции); предварительная дополнительная информация до погрузки товара; автоматизация работы таможни по принципу «24/7»; электронный калькулятор пошлин; мобильные услуги (информация о статусе товара); электронный возврат товаров;
б) цифровая таможня: гиперсвязность; обработка больших данных (Big Data); использование Интернета и СМИ (в том числе социальных сетей); телематика; транспортная телематика (спутниковый мониторинг транспорта); автоматизация зданий (организация производства); телематика услуг (бизнес, коммерция, логистика, правительство); облачные технологии; Интернет вещей; мобильные технологии и сотовые сети (для мониторинга местонахождения беспилотных транспортных средств).
2. Электронная таможня представляет собой первоначальный этап, а цифровая таможня последующий этап, соответствующий стадиям эволюции «от электронной экономики к цифровой».
3. Эволюцию исследуемых понятий условно можно представить следующим образом: «безбумажный» (таможенная очистка посредством подачи электронной таможенной декларации) –«электронный» (сбор, аккумулирование, анализ рисков в электронном виде) – «цифровой» (обработка больших данных, отслеживание новейших беспилотных транспортных средств, практически полная автоматизация с минимальным участием должностного лица таможенного органа).
4. Суть электронной таможни заключается в обмене данными по принципу АСУ-АСУ для эффективного скоординированного управления границами, формирования устойчивого функционирования системы «единого окна» и сотрудничества с другими пограничными ведомствами.
5. Суть цифровой таможни раскрывается через использование ИКТ, больших данных, телематики, облачных технологий и интернета для эффективного контроля цепи поставки товаров, а также для взаимодействия с другими таможенными администрациями.
Таким образом, можно представить исследуемые понятия так же, как и модель «единого окна», разработанную ВТамО, в формате «яйца». Такая модель начиналась бы с «безбумажной» таможни в качестве ядра, накладывая последующие слои: «электронный» и «цифровой», которые бы охватили все признаки предыдущих слоев соответственно, добавляя новые признаки.
Стоит также отметить, что указанные понятия объединяют в себе общее предназначение и цель внедрения в работу таможни: улучшение глобальной экономической ситуации и содействие международной торговле, увеличение эффективности и скорости работы таможенных администраций, противодействие нарушению таможенного и иного законодательства.