Электростатические наушники что это
История STAX: электростаты против конъюнктуры рынка
Мне редко хочется написать хвалебную оду какому бы то ни было бренду, как правило, меня интересуют личности, которые создали компанию или внедряют передовые технологии. Именно для людей я не скуплюсь на эпитеты. Однако, в данном материале будет исключение из правил. В очередном материале нашего исторического цикла пойдет речь о компании, имя которой стало синонимом словосочетания электростатические наушники — это компания STAX. Об основателе компании есть совсем немного сведений, а об инженерах — вовсе ничего.
Между тем, продукты Stax очень серьезно зацепили меня. Технические решения, которые реализуются в устройствах этого бренда, остаются популярны не благодаря законам рынка, но скорее вопреки им. Создается впечатление, что в этой компании не знают или не хотят знать, что в вопросах сколько-нибудь массового аудио компромиссы и маркетологи победили еще в середине восьмидесятых годов прошлого столетия. Почти везде, но не в STAX. Итак, под катом история истинных самураев электростатического звуковоспроизведения — компании STAX.
Неизвестные годы и внезапный старт
Годом основания STAX стал 1938-й. Компанию организовал Наотаке Хаяши, которому удалось из небольшого семейного предприятия создать фирму с мировой известностью. В это время Япония вела ожесточенную войну с Китаем, которая началась в 1937-м году, плавно перетекла во Вторую мировую и завершилась в 1945-м году.
Об устройствах, которые выпускала компания в этот период, практически ничего неизвестно. Я предполагаю, что ни одному предприятию Японии в тот момент не удалось увильнуть от работы на оборонку. Японская промышленность в те годы следовала принципу «Всё для фронта, всё для победы императора Хирохито». Учитывая профиль послевоенных разработок STAX, предполагаю, что компания занималась созданием гарнитур для японской военной авиации, например, той, что представлена ниже.
С электроникой для профессионалов не военного профиля название компании связывают уже в послевоенный период. Официально первыми устройствами STAX считаются: конденсаторный микрофон, уникальная электростатическая головка звукоснимателя CP-20 и не менее уникальный изогнутый тонарм LA-24. Все эти устройства появляются почти одномоментно в 1950-м году, через 12 лет после основания.
Продукты запускают сразу в нескольких вариантах, есть модификации для премиум сегмента, а также устройства немного попроще. Так, например, картриджи CP-20AD / N выпускаются с алмазной иглой, а CP-20AN с сапфировой.
Иными словами, STAX, как карту из рукава, достали несколько линеек востребованных и уникальных по принципу премиальных девайсов, которые могли конкурировать с лучшими образцами известных в то время мировых производителей. Создается впечатление, что в компании 12 лет занимались фундаментальными исследованиями в области электроакустики, материаловедения, физики электричества, и десятилетиями вели разработки, чтобы внезапно стать, если не лидерами рынка, то просто занять нишу премиального аудио.
Уже в тот момент компания выбрала направление развития — электростатические устройства в электроакустике. Все выпущенные головки звукоснимателей CP-20 были электростатическими.
Они имели запредельно широкий для того времени диапазон воспроизводимых частот от 20 до 18000 Гц, что немало для того времени. Логичным продолжением линейки CP, стал один из самых известных продуктов STAX напрямую не связанный с наушниками, электростатический картридж CP-X.
Название STAX также недвусмысленно намекало на профиль предприятия. К слову, точно неизвестно, когда именно компания получила это имя. При этом ясно, что название ス タ ッ ク ス (Yugen-gaisha Sutakkusu) изначально задумывалось, как нечто связанное с электростатикой.
Хорошо забытое новое
Ещё ближе к будущему узкому профилю STAX толкнула очередная разработка в 1954 году. Компания выпустила электростатические твитеры. Следует отметить, что электростатический принцип звукового излучения пытались использовать для акустических систем с 20-х годов прошлого столетия.
Особенно часто электростатические драйверы применялись в акустике для кинотеатров, но излучатели такого типа в то время были ненадежны в связи с отсутствием подходящих полимерных материалов, и к середине 30-х электростатическую технологию почти полностью вытеснили динамические громкоговорители. Можно сказать, что STAX своей разработкой 1954-го года воскресили эту технологию и предопределили её развитие.
В 1960-м происходит эпохальное для STAX событие, компания выпускает первые в мире электростатические наушники — SR-1. По сей день электростатический принцип считается эталонным для обеспечения максимальной верности воспроизведения у наушников. Наотаке Хаяши отказывается от общеупотребимого “headphones” и называет устройство принципиально новым термином “Earspeakers”, который можно дословно перевести как “колонки для ушей”.
Такие наушники требуют собственного усилителя, и компания в 1960-м успевают выпустить сразу две модели SRD-1 и SRD-2. Обе с регулированием тока смещения. Усилители — ламповые со сравнительно мощными выходными трансформаторами. Для их выходного сигнала характерна высокая разница потенциалов, что необходимо для реализации электростатического звукоизлучения. Интересно, что инженеры начинают со сравнительно небольшого для электростатов напряжения 150 В. С очередными модификациями напряжение повышают до 230 В, дабы увеличить амплитуду излучающей поверхности.
Для мембраны наушников использовали полимерную пленку толщиной около 6 микрон. На тот момент это была самая тонкая в мире мембрана звукового излучателя. Во многом благодаря этой особенности первые в мире электростатические наушники получили следующие характеристики:
Компания делает разработку и производство электростатических наушников своим основным видом деятельности. Параллельно инженеры STAX стремятся создать излучатели для полноразмерной напольной АС. Так в 1964 появляется серия широкополосных электростатических АС ESS, в линейку входят системы ESS-3A, ESS-6A, ESS-12.
Устройства обладают впечатляющими для своего времени характеристиками, а именно:
Золотой период
С конца 60-х для STAX начинается период интенсивного развития и роста. Их наушники становятся востребованными за пределами Японии, что приводит к резкому росту производства и интенсификации исследований в области электростатической технологии. Так с 1968-го по 1970 годы появляется около 40 серийных продуктов, среди которых практически вся гамма продукции, необходимая среднестатистическому аудиофилу 70-х. В частности, наушники, обособленные электростатические ВЧ-секции, головки звукоснимателей, тонармы (в частности, с деталями из карбона, например, UA-9), усилители (в том числе в классе А, а также одни из первых интегральных систем, построенных по принципу двойное моно).
Особенно богатым на новинки стал 1979 год. Именно тогда компания выпустила сдвоенный моноблочный усилитель CA-X PRO, легендарный звукосниматель CP-Y/TYPE 2, специальный адаптер для подключения электростатических наушников к стандартной стереосистеме — SRD-X.
Также именно в 1979-м появляются легендарные наушники панорамного звучания SR-Lambda. Мембрана наушников была выполнена из плёнки толщиной 3 микрона, а тщательно спроектированное акустическое оформление позволило добиться панорамного звучания и устранения эффекта “звук внутри головы”.
Наушники, которые стали началом одной из самых популярных серий, существующих по сей день, воспроизводили звук в частотном диапазоне от 8 Гц до 35 кГц, имели чувствительность 102 дБ/100 В rms и были способны развивать звуковое давление до 109 дБ.
Улучшеная версия SR-Lambda PRO 1986-го года
Еще более насыщенными для STAX стали 80-е годы. Компания сумела разработать и подготовить к серийному запуску более 75 продуктов. Среди прочих была выпущена студийная версия наушников SR-Lambda, названная Stax SR-Lambda Pro. Помимо уже ставших традиционными электростатических наушников, Stax стали одними из пионеров цифрового аудио, выпустив CD-проигрыватель CDP Quattro.
Продолжились разработки устройств для воспроизведения виниловых дисков, в отдельное направление были выделены усилители. Всего за 1980-е годы было спроектировано и запущено в серию 76 устройств, среди которых 12 моделей электростатических наушников.
Традиционализм на грани фола
С середины 1990-х компания начинает испытывать финансовые сложности. Дело в том, что именно в 90-е основные аудиофильские тренды, а именно представления о верности воспроизведения, дали трещину и видоизменились под информационным прессингом маркетологов и “всесильных” аудио СМИ. В моду вошли доступность и утилитарность, а продукты STAX на фоне того, что ежегодно выбрасывали на рынок гиганты вроде Philips и Panasonic, казались чем-то избыточным и неоправданно дорогим.
Элементная база многих устройств STAX не менялась десятилетиями, например в POD-X (разработка 70-х) хорошо заметна разнообразная недешевая аудифильская «рассыпуха» и легендарные лампы компании Telefunken 12AU7
В связи с описанным выше, к началу нулевых компания пришла финансовому истощению и находилась на грани банкротства. Несмотря на тяжелое экономическое положение, большинство подразделений продолжали разрабатывать новые продукты. В 1996-м году компания подверглась реорганизации и продолжила деятельность с обновленной структурой. В чем именно заключались изменения, корпоративные ресурсы умалчивают, руководить фирмой, как и прежде, продолжал Наотаке Хаяши. Однако во всех официальных источниках период после 1996-го года называется New Stax. Вероятно, дело в упразднении всех подразделений компании, которые не работали на наушники.
Реорганизация не очень помогла компании и финансовые трудности STAX усилились, достигнув своего пика в середине нулевых. Титаническими усилиями за этот период компания запустила в серию 64 продукта, в основном это были наушники, усилители для них, адаптеры и прочие аксессуары. Характерным примером инноваций 90-х являются первые в мире внутриканальные электростатические наушники с портативным усилителем, STAX SR-001. Новинки не спасли, серии уменьшились, доходы продолжили падать.
STAX SR-001 mk2 — усовершенствованная модификация
Спасительное поглощение
Немногочисленные сведения говорят о том, что основатель и бессменный руководитель колмпании Наотаке Хаяши покинул свой пост в конце 90-х. Из отрывочных данных, доступных в сети, известно, что в 1991-м году ему было 84 года, и он по прежнему руководил предприятием. Очевидно, что его уход не способствовал улучшению дел в компании.
В декабре 2011 года STAX была поглощена китайским производителем акустических систем Edifier. Китайская компания сообщила, что приобрела 100% акций Stax за символическую цену в 120 000 000 ¥, что немногим больше одного миллиона долларов. Новые владельцы решили продолжить выпуск электростатических наушников, усилителей и ЦАПов для них. Дальнейшие инвестиции в компанию спасли её от разорения и дали возможность продолжать разработки и серийный выпуск продукции.
В прошлом году компании стукнуло 80 лет. К юбилею STAX выпустили лимитированную серию легендарных наушников SR-009BK, которые вышли тиражом всего в 180 экземпляров.
Прочие продукты компании сегодня выпускаются сериями по несколько тысяч штук. Несмотря на пережитые сложности в финансовом положении и переход под контроль более крупного Edifier, STAX, как говорят в Японии, не потеряли лицо. Они не пошли на поводу у рынка и нашли возможности, чтобы плыть против течения.
Сегодня они верны направлению, выбранному много лет назад, а интерес к их продуктам, как и к самому электроакустического принципу, возвращается. Интересно, что на предприятии есть мастерская, которая занимается ремонтом и берется даже за модели, выпускавшиеся 20 лет назад — это многое говорит, как о качестве их продукции, так и о подходе к делу.
Джинса
В нашем каталоге есть наушники, много, разных, в числе прочих STAX.
Shuoer Tape Pro: доступные электростатические внутриканальные наушники
Давненько уже я хотел познакомиться с электростатическими наушниками и наконец-то это случилось. Сегодня мы будем говорить не просто о внутриканальной реализации этой схемы. Shuoer Tape Pro метят куда выше. Это гибриды, сочетающие в себе 10 мм. динамический драйвер с тем самым желанным электростатом. Поход вполне оправдан, ведь для низких частот ничего лучше динамика до сих пор так и не придумали, а на верхах — главенствует электростатика. Плюс, у данных наушников есть еще встроенная система тюнинга звука при помощи сменных фильтров. В общем, очень любопытная моделька — должно быть интересно.
Характеристики
Видеоверсия обзора
Упаковка и комплектация
Приходят наушники в плотной картонной коробке с наименованием с одной стороны и подробными техническими характеристиками — с другой.
Здесь же производитель любезно обозначил их график АЧХ. Мои измерения, конечно, отличаются, но где-то близко.
Из характеристик стоит обратить внимание на 16 ом импеданса и 105 дБ/мВт чувствительности. Что вроде как и немного, но электростаты всегда были требовательны к выходной мощности. Поэтому, к аналоговому выходу смартфона героя обзора лучше даже не рассматривать. Как минимум понадобится мобильный ЦАП с 60 мВт на 32 ома нагрузки. Имейте это в виду.
Внутри находим каталог от производителя, небольшую инструкцию на английском и китайском языках, приятный во всех отношениях плотный кейс и прозрачную коробочку с дополнительными ништяками, которые, похоже, просто не влезли в кейс.
Комплект и правда королевский. В кейсе я обнаружил кабель, L-образный переходник с балансного 2.5 мм. на обычный стерео 3.5, фирменную смоточку и комплект черных силиконовых амбушюр.
В коробочке же лежал второй набор из серых насадок, щеточка для чистки, плоская отвертка, пара запасных фильтров и две сменные сеточки на звуководы.
И если суть с отверткой и фильтрами для меня очевидна, то сменные звуководы — очень спорный и непонятный шаг. Ведь они не дают, по-сути, ничего. Ну да ладно, положили и хорошо. Пригодятся.
Кабель же хочется исключительно хвалить. Он по-аудиофилски толстый, гибкий, с металлическим штекером и аналогичным делителем. Его сопротивление стабильно определяется как 0.18 ом. Что очень круто, как для аудиокабеля.
Заушины, естественно, выполнены из термоусадки, а соединение с чашечками осуществляется на классическом 2-штырьковом коннекторе 0.78 мм.
Посадка у модели надежная, удобная, с хорошей пассивной звукоизоляцией на любом из двух видов имеющихся амбушюр. Из уха они не выпирают, что я считаю как дополнительный плюс.
Кстати, если внимательно присмотреться, то на коробке можно рассмотреть текстуру в форме чашечек модели. Которая, в свою очередь, напоминает старую добрую аудиокассету. Хотя, ровно о том же нам прямо говорит и наименование Tape Pro. То есть производитель всеми силами пытается кинуть мостик между нами и тем самым аналоговым звуком, который нам и предлагала магнитная лента.
Дизайн/Эргономика
Корпуса здесь компактные и полностью металлические.
С внутренней части расположился довольно толстый звуковод со сменными сеточками. Открутив которую, можно лицезреть два отдельных канальца от разных типов излучателей. Это, на мой взгляд, единственно правильный способ приготовления гибридов.
С внешней стороны находится сеточка с компенсационным отверстием и два кругляша фильтрации. Вернее один из них действительно является фильтром, а второй — просто хранилище для быстрой замены. Это очень удобно, так как не нужно таскать их с собой в кармане. Все всегда под рукой. Главное, отверточку подобрать. О том как эти фильтры работают я предлагаю поговорить немного позже, когда перейдем к измерениям.
Измерения
Импульс у наушников показал стандартные 100 мс. Странно, так как обычно электростаты хвалят за их невероятную скорость. Здесь лично я ничего подобного не заметил. Возможно из-за гибридной схемы. Водопад идеально чистый, причем с любыми типами насадок.
Искажения тоже от амбушюр не зависят и составляют менее 1% в пиках. То есть в среднем еще ниже. Вот это уже реально круто.
Ну и АЧХ столь же безразлична к вашему выбору насадок. Здесь мы имеем подъем низких частот на 8 Дб., нечувствительный для уха прогиб в середине на 2 Дб., выделение области разборчивости, довольно глубокую компенсационную яму, уходящую вниз аж на 12 Дб. После чего сделали вполне логичный подъем от 8.5 до 12 кГц. Оправдано это тем, что верхние частоты давно стали визитной карточкой электростатических излучателей и убирать их ну никак нельзя. Поэтому нам и выделили их такой протяженностью.
По итогу, все в графике корректно с точки зрения психоаккустики, естественно, с учетом использованных излучателей. Ну, возможно, кроме той ямы. Слишком уж сильно решили подавить область от 5 до 9.5 кГц. Я бы сократил прогиб раза эдак в два. Хотя и в этом есть свой логический смысл, вложенный инженерами компании.
По поводу сменных фильтров я слышал разные мнения. В основном все сходились на увеличении низких частот. Это, вообще говоря, правильно. Но только есть два важных нюанса. На самом деле низкие частоты остаются на месте, а понижается все остальное. Ну и разница в уровне составляет около 2 Дб., что человеческое ухо вообще не в силах различить. То есть по АЧХ разницы с фильтрацией или без нет от слова совсем.
Но на слух то она чувствуется, как быть? Из моих измерений я вынес только изменение уровня гармонических искажений, подскочивший с красным фильтром аж на 5 Дб., причем с любыми насадками. По цифрам мы получаем максимум 1% THD без фильтра и 1.5% с фильтрацией. Вот такое мне удалось получить различие. К слову, возможно есть и другие отличия на неисследованным мною параметрах, этого я не знаю.
Попробовал также поменять кабель на 5N UPOC. В измерениях, конечно, все осталось на прежнем уровне, а вот звук стал заметно мягче. Такой вот тюнинг, на мой взгляд, куда сильнее ощутим. Ну и насадками можно чуток подправить АЧХ.
Общую подачу Shuoer Tape Pro можно описать как довольно массивную, цельную, с легким углом в бас и заметно прижатыми верхами. По высоким все, в принципе, понятно из графика. Глубокая яма давит частоты, в которых обычно вырисовываются тарелочки и разная другая перкуссия. Так, что она немного проваливается в трек и звучит со всем остальным в таком едином балансе. Где-то это бывает не к месту, хочется чуть больше резкости, но в большинстве случаев наоборот, тем самым больше украшает звук. Тем более, что верхняя часть высоких частот со всем их послезвучиями и тонкими переливами здесь сохраняется в целости и передается с достойной протяженностью и даже некоторыми элементами слоистости. Вдобавок ко всему, нижняя часть получается мягко подводит нас к той самой лучшей половине верхних частот, которая значительно выше по уровню и тоньше по восприятию. Будь они на одном уровне, то грубые удары по хэтам маскировали бы от нас этот диапазон. Так что везде есть свои плюсы и все оказалось продумано акустически.
Низкие частоты немного выделяются на фоне остального диапазона, но какой-то излишне басовитой модель я бы не назвал. Всего здесь в меру. Живой, текстурный и в меру глубокий бас отлично передается в контрабасе, бас гитаре и виолончели. Мужской и женский джазовый вокал, в связи с этим, наполнен телесностью и такой естественной мелодичностью. Инструменты тоже звучат широко и плотно, но с сохранением разнообразных нюансов и оттенков звучания. Просто это, в отличии от арматуры, не бросается в лицо, сильно отделяя тембры друг от друга, а плавно вписывается в основную канву произведения. Лишь немного, на самых верхах сохраняя искристость и резкость. Никакой колкости, сибилянтов или высокочастотного мусора тут не просматривается. А значит, мы получаем такое литое, очень чистое и немного смягченное звучание.
Стилистически ни к чему придраться не могу. Тяжелая музыка дает довольно хорошее мясо на нижней части средних частот, чуть давит резкость на крэшах и, на мой вкус, шикарно строит музыку в смысле планов и их проработки. Но чтобы столь же легко их разделять в классической или достаточно сложной джазовой музыке — придется чуть напрягать внимание. Все есть, но не то чтобы прям совсем на поверхности. Электроника играет приятно, даже можно сказать благородно. Думаю, именно на ней и производилась настройка наушников. Ну, по крайней мере, мне так показалось. Сцена чуть приближена к слушателю, тембры точны и узнаваемы.
По источникам я опять же не рекомендую использовать модель с чем-то слабым по выходной мощности (не менее 60 мВт на 32 ома) и лучше избегать через-чур музыкальных, особенно дешевых, источников. Звук тут насыщенный, плотный и дополнительное его утолщение может стать уже избыточным. Ушки шикарно отыграли на моем мобильном свистке iBasso DC03, его выхлопа хватает, и стационарном плеере SMSL DP5. Чем чище и детальнее источник тем, на мой взгляд, бесподобнее звучит эта моделька. Замена кабеля тут, конечно, тоже приветствуется, но она еще больше смягчит звук. Вдруг вам именно это и нужно. А по мне, комплектный кабель намного интереснее, так как подчеркивает яркость и чуть добавляет приятной такой резкости. Вот прям до уровня «как надо».
Сравнить их можно разве что с Senfer MT300, но отличия больше вкусовые. В них чуть проще бас и сильнее выделен диапазон с тарелочками.
Выводы
Итогом, наушники Shuoer Tape Pro меня очень приятно порадовали своим богатым комплектом: шикарный кабель, кейс, возможность использовать сразу с обычным 3.5 и балансным 2.5 мм. джеком, сомнительный, но все-таки, тюнинг сменными фильтрами и реально удобная посадка. Ну и, естественно, тем самым особенным звучанием электростатического излучателя с утонченными верхами, низким динамическим басом и просто потрясающим частотным балансом. Сделано все реально отлично и с хорошим вкусом. Гонял ушки эквалайзером, выправляя частотку и каждый раз приходил к мнению, что если бы я что-то и исправил, то чисто косметически, вот прям на чуть-чуть. А следовательно, да, все в Tape Pro замечательно. Любителям комфортной настройки и той самой аналоговости, что предлагают электростаты, прям настоятельно рекомендую послушать. Очень интересные ушки, а в свою цену так вообще замечательные.
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Изодинамические наушники или ортодинамические или динамические или электростатические?
Изодинамические наушники или ортодинамические или динамические или электростатические?
тдс 5М переделанные
Вы стоите на перепутье и не знаете какие наушники выбрать изодинамические наушники или динамические или электростатические наушники, а может ортодинамические наушники, но давайте поговорим о фактической конструкции наушников и о том, как они работают, а уж потом какие для вас нужны и почему?
Изодинамические наушники или ортодинамические или динамические или электростатические?
В настоящее время есть 3 стандарта:
Эти типы категории наушников основаны на типе технологии, используемой для создания их звука. Разница между этими типами заключается в используемом принципе преобразователя; то есть, как наушники преобразуют электрический сигнал от усилителя для наушников в звуковые волны, которые можно услышать.
Немного истории…
В середине семидесятых годов наушники с качественным звуком стали востребованным продуктом не только в США и Европе, но и в Японии. До 1976 года наиболее популярными наушниками были классические динамические.
Ряд компаний, в том числе STAX в Японии, KOSS в США и Sennheiser в Европе, также создали небольшие серии экзотических электростатических наушников для узкого рынка аудиофилов. Качество звука в динамических наушниках того периода оставляло желать лучшего, а качество воспроизведения электростатических было хорошо, но очень дорогим удовольствием для подавляющего большинства потенциальных потребителей. Вакуум между динамическими наушниками и финансово неадекватными электростатическими 70-х годов должен был быть занят ортодинамикими/ изодинамическими.
Изодинамический принцип этого акустического излучения был хорошо изучен в 50-х годах и был признан не очень-то многообещающим из-за нехватки тогда подходящих материалов для мембран. Появление прочных и довольно тонких полимерных пленок в 60-х годах изменило представление об ортодинамических драйверах, однако создание таких устройств было скорее экспериментальным, чем серийным.
Рынок не был испорчен высоким качеством звука, а его требования были полностью удовлетворены динамическими излучателями. Узкий сегмент аудиофилов покрывал электростатику, но они были дорогими, несовершенными и требовали обязательного усиления, что затрудняло их эксплуатацию. Ортодинамические наушники были еще более непонятными, а отдельные попытки компаний создать успешные и популярные изодинамические наушники потерпели крах в конце 60-х годов.
Однако инженеры YAMAHA решили решить эту сложную задачу, и в 1972 году была сформирована спецификация для ортодинамических наушников, YAMAHA HP-1 или YAMAHA YH-1.
Проблемы развития и пути их решения
Основная проблема создателей этих наушников была не принципиально теоретической, а технологической. Сотни материалов были испытаны в качестве мембранных материалов. Во время разработки HP-1 (YH-1) впервые использовалась полиэфирная пленка толщиной 12 мкм, которая уже использовалась при производстве кассет с лентой.
1. Динамические наушники
Самые распространённые – это динамические наушники, они работают как две миниатюрные колонки. Сигнал передается через соединение на стандартный разъем 3.5, XLR, 6.3, и т.д. Как только электрический сигнал достигает динамиков этих наушников, то магнит заставляет звуковую катушку быстро вибрировать внутри диафрагмы — бумажного, волокнистого или пластикового предмета в форме конуса. Эта быстрая вибрация вызывает движение воздуха и создает вибрации, называемые звуковыми волнами, которые затем улавливаются нашими барабанными перепонками.
Динамические наушники на сегодняшний день являются наиболее распространенным типом, используемым обычным слушателем музыки, музыкантами и профессиональными студийными микшерами. Самые популярные производители музыкальной индустрии все делают динамические наушники. Они могут стоить от 500 руб. или 50 000 руб. и могут быть как проводными или беспроводными, открытыми или закрытыми наушниками или студийными.
2. Изодинамические наушники / Ортодинамические наушники
Если вы думаете, что изодинамические наушники предназначены для каких-то особенных людей, нет эти технологии динамиков для наушников не так уж известны. Возможно, из-за относительной стоимости этого типа драйвера.
Ортодинамический: технический термин, разработанный / популяризированный компанией Yamaha Headphones в 1976 году, для описания их линейки наушников с использованием типа драйвера, известного как изодинамический, планарно-магнитный или магнитостатический, включающий в себя характеристики как динамического, так и электростатической конструкции драйвера.
В России тоже делали изодинамические наушники и ортодинамические — это ТДС-5 и ТДС-7, клоны Ямахи, вполне неплохие особенно после доработки.
ЦАП 11.38 + ТДС 5
За последнее десятилетие ортодинамические (также называемые плоскими) и изодинамические наушники произвели впечатление на мир качественного звука. Просто несколько новых пионеров звука вышли на сцену с некоторыми из первых новых плоских магнитных наушников, которые действительно подтолкнули эти две другие категории динамиков к доминированию.
Ортодинамические наушники и изодинамические наушники были очень популярны во всем мире в 1970-х годах. Несколько компаний изготавливали такие наушники или их части, а многие другие заключали контракты с производителями оригинального оборудования (OEM) на изготовление деталей или комплектных наушников для продажи под названиями своих моделей.
Амфитон ТДС-15
На сегодняшний день наиболее распространенными являются OEM Fostex и PMB. Изодинамические магнитные системы существуют в многочисленных типах устройств. Например, изодинамические сепараторы могут сортировать потоки порошков смешанных материалов, имеющих различную магнитную проницаемость.
Таким образом, в мире наушников ортодинамические, изодинамические и плоские магнитные означают одно и то же.
Производители: Audeze, ТДС, Fostex, Ямаха, Hifiman, Kenwood, Dual и т.д. Кстати у нас в России изодинамические наушники тоже делают – Snorry isodynamic, но мы их еще не тестировали. Если повезет, то появится обзор на эти наушники изодинамические.
3. Электростатические наушники
Из всех методов преобразования звука, пожалуй, наиболее дорогим является электростатический метод, при котором большая тонкая мембрана подвешена в магнитном поле, на которое воздействует электрический импульс, проходящий через нее.
Преимущества этого — очень быстрая атака, поскольку мембрана может быть тонкой и легкой, практически без инерции. С другой стороны, технология ужасно дорогая и ей трудно управлять; только стационарное прослушивание, если интересует портативная прослушка, то вероятно, потребует рюкзак для усилителя для наушников!
Электростатические наушники имеют фантастичные СЧ/ВЧ детали, вокал, но им трудно воспроизводить очень низкие и также есть проблемы в самых высоких частотах.
Немного про плюсы и минусы и какие вам нужны наушники…
Нет лучших наушников, есть те и только те, что подходит вам как слушателю в данный конкретный момент времени.
Изодинамические наушники имеют драйверы с гибкой пластиковой пленочной диафрагмой, в которую встроена или наклеена плоская звуковая катушка (в форме спирали или серпантина) для равномерного распределения движущей силы. Таким образом, диафрагма приводится в движение более или менее равномерно по всей ее поверхности одновременно, устраняя необходимость в том, чтобы сделать диафрагму жесткой, чтобы она могла быть настолько легкой, подвижной и нерезонансной, насколько это возможно. Изодинамические диафрагмы либо слегка натянуты, либо гофрированы для обеспечения восстанавливающей силы.
Магнитные узлы (стержневые магниты или перфорированные дисковые магниты) на обеих сторонах диафрагмы создают магнитное поле, на которое реагирует переменное магнитное поле звуковой катушки, что вызывает вибрацию диафрагмы.
Изодинамические диафрагмы являются более массивными, чем электростатические диафрагмы, но принцип привода с одинаковым усилием позволяет им двигаться очень быстро и согласованно, равномерно, поэтому при наличии достаточного механического демпфирования изодинамические наушники дают превосходную переходную реакцию и качество звука даже лучше, чем у электростатических наушников.
Некоторые преимущества ортодинамических наушников перед их динамическими аналогами включают плоский драйвер с звуковой катушкой, контролирующей всю его поверхность. Поскольку мембрана реагирует по всей поверхности одновременно, она не должна быть жесткой, что снижает вес и инерцию. В результате получается очень быстрый драйвер, который особенно хорошо воспроизводит широкую звуковую сцену с большим разделением инструментов.
Наушники, электростатика Stax, известны своим превосходным звуком, вероятно, благодаря более плоскому волновому фронту, который они предоставляют вашему уху.
Низкое искажение наушников. В отличие от динамических драйверов, которые приводятся от точки, в которой звуковая катушка прикреплена (обычно около центра), плоские магнитные драйверы вынуждены перемещаться по всей своей поверхности. Это означает, что они не страдают от модального разрушения, обнаруженного в традиционных драйверах, когда поверхность конуса начинает колебаться нежелательным образом на более высоких частотах.
Большая и мощная диафрагма наушников. Получение мощного, жесткого отклика низких частот затруднительно для большинства электростатических и даже динамических наушников, поскольку площадь поверхности динамика относительно мала, и им придется совершать большие экскурсии для перемещения объема воздуха, необходимого для хорошего отклика низких частот.
тдс 5М переделанные
Мощность используемая в электростатических приводах относительно слабая по сравнению с электромагнитной силой в плоских магнитных приводах. У электростатических наушников возникают проблемы с этой мощности, необходимой для больших низких частот. Большая площадь поверхности плоского магнитного привода в сочетании с мощным приводом электромагнитной силы позволяет перемещать большие объемы воздуха с достаточной мощностью.
Отзывчивость, быстрота, точность звука. Диафрагма в ортодинамических наушниках очень легкая, а электромагнитная сила очень сильная, поэтому способность сигнала ускорять диафрагму очень и очень хорошая. Как и электростатические динамики, изодинамические наушники имеют тенденцию звучать очень согласованно и воздушно.
наушники Focal Stellia
Хороший и мощный усилитель для наушников. В отличие от спиральной обмотки динамического драйвера, который создает индуктивные пики в характеристиках импеданса наушников, современные плоские магнитные наушники используют змеевидный для своей звуковой катушки, что делает их характеристики сопротивления практически чисто резистивными. Хотя им иногда требуется немало напряжения, чтобы управлять ими, это совсем не сложная нагрузка.
Недостатки плоских магнитных наушников
Демпфирование наушников. В электростатических наушниках статоры, несущие заряд, по обе стороны от диафрагмы могут быть очень тонкими и конечно прозрачными для звука. Плоские магнитные приводные диафрагмы с обеих сторон окружены относительно крупными структурами. Магниты довольно большие, и противодействующая сила, которую они оказывают друг на друга, значительна, поэтому прочные металлические конструкции удерживают магниты на месте. Существует значительное количество захваченного воздуха в объемах различных размеров, которые должны быть перемещены, прежде чем звук будет излучаться из динамика. Резонансы, которые могут существовать в этом захваченном объеме воздуха, и могут вызвать проблемы.
Высокое напряжение — ВНИМАНИЕ ОПАСНО. На электростатические наушники подается напряжение от 100 В до более 1 кВ, и они находятся в непосредственной близости от головы прослушивающего – ВНИМАНИЕ ОПАСНО!! Можно ограничить возможный ток повреждения низким и безопасным значением с помощью резисторов, но качество звука снижается!
Вес наушников. Есть одно НО!! Неодимовые магниты, все еще тяжелые. Вес и размер плоского магнитного драйвера наушников делает данные наушники потенциально неудобными и конечно же тяжелыми.
Звук плоских магнитных наушников
Высокий отклик, кажется, проблема у плоских магнитных наушников – это конечно проблемы демпфирования. На этих наушниках также очень хорошо получается звуковая стерео сцена, но есть проблема высоких частот и они не могут сдерживать их.
Электростатические наушники Jecklin Float
Итоги. У каждого типа наушников есть свои плюсы и минусы. Изодинамические наушники и орто могут превзойти вес этой доли рынка. Но мой лучший совет – это исходить от жанров прослушивания, например, изодинамические наушники и ортодинамические наушники хороши для живых инструментов, вокала, хотя многие треки поп и «электронщина» неплохо воспроизводят – это касается и электростатов.
НО! именно здесь динамические наушники выигрывают благодаря более низкому соотношению цены и качества звука + жанровая универсальность.
Конечно, выбор за вами, и у вас есть платформа для любого бюджета. Но в более дорогом уровне цен все становится очень конкурентоспособно между этими 4 стандартами и только тогда вы получите реальное разделение с точки зрения отличных качеств каждого типа.