Элементом социальной структуры общества является что является
Социальная структура: понятие, основные элементы, функции
Приветствую Вас, друзья!
В состав любого современного общества входит множество социальных, профессиональных, этнических и других групп, тесно связанных между собой и выполняющих собственные функции. Система взаимоотношений между ними построена на политике, экономике, социальной и духовной основах, совокупно образующих структуру конкретного общества.
Что такое социальная структура?
Социальная структура (от латинского слова structure, т.е. строение, расположение) — это логически упорядоченное сообщество, состоящее из отдельных социальных групп, общностей, институтов и людей, которые объединены определенными взаимоотношениями и связями, но имеют различное положение в экономике, политике и иных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, социальная структура представляет собой само внутреннее общественное устройство, в которое входят тесно связанные между собой индивиды, классы, социальные институты, а также общности, сформированные по территориальному, профессиональному, национальному и демографическому признакам.
Описываемое понятие охватывает два аспекта: стратификационный и системно-организационный. Основное содержание социальной структуры образуется под влиянием социальных институтов, к каковым относят политику, науку, экономическую сферу, образование и семью как основные несущие конструкции общества. Именно на них возлагаются функции по контролю и регулированию поведения индивидуумов во всех значимых сферах общественной жизнедеятельности, они же призваны определить статус отдельного индивидуума в различных социальных организациях.
Элементы социальной структуры
К основным элементам социальной структуры относят:
Социальным статусом называют позицию, занимаемую человеком внутри общественной иерархии. На данную позицию влияют его происхождение и место рождения, пол, семейное положение, наличие детей, возраст, профессия и др.
Виды социальной структуры
Во внутреннем устройстве общественной структуры выделяют несколько составляющих:
Как правило, члены любого общества разделены на десятки категорий по целому ряду признаков, основные из которых соответствуют главным общественным подсистемам.
Характеристика социальной структуры
Ключевыми особенностями, характеризующими общественную структуру, являются:
Ни одна из приведенных выше характеристик не способна стопроцентно отнести какого-либо человека к определенной категории, поскольку каждая личность уникальна, а один и тот же индивидуум может и входить в состав сразу нескольких категорий, и не соответствовать ни одной из них.
Типы социальных отношений
Социальные отношения подразделяются на несколько типов в зависимости от их состава. В соответствии с данной типологией выделяют:
Функции социальной структуры
На общественную структуру возлагается несколько важных и значимых функций, а именно:
Основные элементы социальной структуры
Основные элементы, социальной структуры, представляющие интерес для социологической науки, следующие:
— социальные группы, составляющие основу социальной структуры общества;
— социальные организации и социальные институты, взаимодействующие между собой и обществом в целом;
— социальные нормы и ценности, регулирующие отношения внутри групп и между ними;
— социальная деятельность, в рамках которой формируются социальные отношения;
— социальные статусы и социальные роли, которым соответствуют субъекты этой деятельности.
Всякая социальная группа имеет свои отличительные особенности:
— символы, значки, униформа, удостоверение личности и другие знаки различия;
В каждой группе имеется «ядро», которое составляют те ее члены, которые в наибольшей степени соответствуют характеристикам данной группы.
Социальную структуру общества составляют различные групповые общности людей:
1. Социальные классы и слои. К ним относят рабочих, крестьян, предпринимателей, интеллигенцию, служащих и другие группы людей с большой численностью составляющих их членов.
3. Территориальные образования. Это жители города или деревни, области или административного района, субъекта федерации или страны в целом.
4. Профессиональные группы. К ним причисляют группы врачей, учителей, юристов, водителей автомобилей, рабочих-станочников, представителей других профессий и специальностей.
5. Социально-демографические группы. Например, молодежь, женщины, пенсионеры.
6. Политические группы. Это массовые движения, политические партии, другие общественно-политические формирования.
7. Социокультурные группы. Среди них: любители кино, рок-музыки, коллекционеры, другие поклонники культуры или субкультуры.
8. Семейно-бытовые общности. К ним можно отнести семью и быт в их различных видах и формах.
9. Религиозные группы. Сюда причисляют различные секты, группы людей, посещающих храмы или только соблюдающих отдельные обряды, и др.
Перечисленные выше группы далеко не исчерпывают все многообразие сложившихся групповых общностей. Однако именно эти социальные образования чаще попадают в поле зрения социолога, являются объектом социологического исследования.
Социальные группы также подразделяют по характеру связей между их членами:
Группы принято классифицировать по уровню официальности их формирования:
— формальные создаются и регулируются специальными законами, инструкциями, приказами, постановлениями;
— неформальные складываются стихийно, на основе общих интересов и авторитета лидеров.
Отношения в обществе координируют социальные организации. Каждая организация обычно стремится к тому, чтобы ее члены могли удовлетворить свои базисные потребности. Это стремление выливается в определенную практику, которая закрепляется через конкретные социальные институты.
Иерархия- распределение власти внутри организации. Предполагает наличие лидеров и подчиненных, взаимодействующих между собой. Лидерство в организации может быть формальное (официальное) и неформальное (основанное только на авторитете).
Управление предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на организацию, побуждающее ее членов к эффективному решению стоящих задач. Среди объектов управления могут быть как структурные элементы самой организации (например, предметы и средства труда), так и внешние факторы (взаимодействие с другими организациями).
Организации часто подразделяются на виды по способам их образования:
Иногда выделяют простые организации (имеют одну цель) и сложные организации (имеют несколько взаимосвязанных целей).
Можно назвать общие для всех социальных институтов признаки:
1) специально созданные учреждения (организации), в рамках которых развивается деятельность социальных институтов;
2) наличие материальных ресурсов, с помощью которых обеспечивается функционирование социального института;
3) набор социальных норм, правил, предписаний, с помощью которых контролируется соответствие поведения граждан интересам общества;
4) существование системы ценностей, принятых для идеологического обоснования желаемого поведения граждан;
5) использование санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках социального института.
Существуют основные группы потребностей, на базе которых формируются социальные институты:
— воспроизводство и воспитание новых членов общества;
— развитие социально-профессиональной структуры общества;
— сохранение жизни и поддержание здоровья людей;
— производство и распределение товаров и услуг;
— регулирование политических отношений в обществе;
— сохранение культурных ценностей и норм;
— удовлетворение религиозных потребностей.
Соответственно перечисленным выше потребностям образуются социальные институты: семья, образование, здравоохранение, экономические институты, политические институты, социально-культурные институты, религиозные институты.
Социальных институтов в любом обществе много. Они часто подразделяются на формальные (создаются официально, обычно в рамках государства, имеют строго очерченные границы) и неформальные (не имеют жесткой регламентации, предполагают определенную свободу выбора из возможных вариантов поведения).
Социальная структура общества
Современное общество состоит из социальных групп, слоёв населения и национальных общностей, которые неизбежно выполняют свои функции и связаны между собой. Они взаимосвязаны между собой экономическими, социальными, политическими и духовными отношениями. Вся эта система взаимоотношений образует в совокупности структуру общества.
Базу для социальной структуры общества составляют общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. Основу общественного разделения труда формируют социальные группы: классы, профессиональные группы, группы людей одного населённого пункта, а также одного вида умственного или физического труда. Отношения собственности на основе экономических принципов закрепляют внутреннюю разрозненность общества, которая образуется в социальную структуру внутри самого общества.
Основные элементы социальной структуры общества
Среди основных элементов социальной структуры общества выделяют:
Социальные группы и национальные общности имеют неоднородный состав. В силу этого внутри определённой социальной группы происходит деление на слои и группы, которые схожи по конкретным характеристикам. Это могут быть политические или социальные интересы. Это факт хорошо изучен западными социологами, которые выдвигают теорию стратификации, которая, по их мнению, делит общество на различные слои («страты»), основываясь на различных факторах, например, уровень дохода или политические воззрения, профессиональная деятельность или духовная принадлежность.
Множество западных социологов работают над вопросом и проблематикой малых социальных групп, которые формируются на основе регулярных и близких контактов между несколькими людьми. Чаще всего такие группы складываются внутри крупных социальных групп и слоёв общества, даже классов, профессиональных и этнических группах. Таким образом, они могут оказывать определённое воздействие на социальную структуру обществ, тем самым давать предпосылки для формирования свойственных мотивов поведения людей, которые относятся к той или иной группе.
Социальные группы и национальные общности находятся в определённой взаимосвязи, эта связь имеет динамический характер. Её вовсе нельзя отнести к статической, потому что это взаимодействие происходит в активном режиме постоянно изменяющихся потребностей потребителя, а также возможности реализации этих потребностей.
Кроме всего прочего группы и общности состоят в постоянных отношениях между собой. Имеются в виду социальные отношения посредством работы общественной структуры. Такие отношения характерны субъектам, которые занимаются удовлетворением своих потребностей, например, нормальных условиях труда, потреблении материальных благ, получении достойного образования, доступе к объектам духовной культуры, а также улучшения качества быта и отдыха. Проще говоря, удовлетворение потребностей, которые имеют отношение к социальной сфере общественной жизни, а также фактах самоутверждения в той или иной социальной группе.
В современном мире вполне логично, что свои потребности стараются реализовать и получить право на их исполнение не только рабочие, крестьяне, предприниматели или интеллигенция, но и такие социальные группы, как молодёжь, люди преклонного возраста, женщины и пр. Кроме того, вместе с тем, как меняется и обновляется мир, многие национальные меньшинства и отдельные этнические группы также стремятся реализовать свои экономические, политические и духовные интересы. Более того, каждая социальная группа старается упрочить своё положение и получить определённые гарантии в этом отношении.
Социальная мобильность
Одним из важных факторов, который влияет на нормальное функционирование социальной структуры, значится социальная мобильность.
Социальная мобильность – это переход людей из одной социальной группы в другую или перемена слоя общества.
Пример социальной мобильности прост. В случае, когда крестьянин меняет место жительство и род занятий он выполняет акт социальной мобильности. Так, из сельского жителя он превращается в городского, и вместе с тем, из крестьянина превращается в рабочего завода. Еще один пример социальной мобильности выглядит так: ребёнок рабочих может стать интеллигентом, а, скажем, дети крестьян, могут выбрать путь предпринимателей. Этот же процесс происходит, когда, например представитель предпринимательской среды начинает деятельность на политическом поприще.
Процессы социальной мобильности изучаются на государственном уровне, это имеет важное значение для общества. Государство должно представлять процессы, которые происходят в обществе, и знать о социальных перемещениях населения. Кроме того, устанавливать причины, по которым происходят акты социальной мобильности и основные направления. Это помогает регулировать эти процессы и оказывать вспомогательное действие в интересах государственной социальной политики, сохранения равновесия и стабильности.
Гражданское общество непосредственным образом связано с взаимодействием различных социальных групп. Поэтому проблемы функционирования социальной структуры, так или иначе, тоже связаны с проблемами гражданского общества. Впервые об этом заговорил Гегель. ОН выдвинул идею по решению данной проблемы. По его мнению, гражданское общество – это независимая сфера личных потребностей и интересов, которая основана на частной собственности и достаточно формальном равенстве всех людей.
Гражданское общество основывается на праве и частной собственности, таким образом, можно говорить, что это система отношений личностей и сословий.
Гегель писал: «Собственность и личность обладают в гражданском обществе признанием закона и значимостью. В свою очередь, право выступает в форме закона и должно одновременно обладать значением».
Поясним, идея Гегеля о том, что право обладает общезначимостью, лежит в основе правового гражданского общества. Гегель в своих трудах часто объяснял беспрекословную связь социально-экономической политики и правовой стороны гражданского общества.
О гражданском обществе много рассуждал и к. Маркс. Он выдвигал своё мнение о том, что именно исторический процесс вплотную привязан к действиям в гражданском обществе, что эти два понятия неразрывны между собой. Это видение К. Маркса вполне логично, ведь согласно учению марксизма именно социально-экономическая сфера лежит в основе общественной жизни людей. Помимо всего прочего именно отношения собственности, которые характерны социально-экономической сфере, являются основой развития гражданского общества.
Рассуждая на тему проблем гражданского общества, можно говорить о том, что философы всех времён и народов оставили современникам огромный багаж знаний, но не стоит при этом забывать о том, что реальность нынешнего времени отлична от других и взгляды на проблематику могут значительно меняться. С одной стороны весьма логично рассматривать гражданское общество как единый организм, в котором взаимодействуют большие и малые социальные группы. При этом различные формы собственности, развивающиеся свободно, являются экономической основой такого взаимодействия. В силу этого, стоит предположить, что защита интересов производится посредством правовых органов государства, где всё подчиняется законам.
С другой стороны, реалии таковы, что в истинном гражданском обществе, где права и свободы отдельных граждан являются основой существования, каждый имеет право и возможности проявлять себя в разный ипостасях. При этом он удовлетворяет свои потребности и приносит пользу обществу и людям. Важный момент: ему доступны все блага социальной и правовой защиты.
Социальная структура России
Социальная структура современной России сформировалась под воздействием исторических событий недавних лет. Судить, насколько она полноценна или оптимальна достаточно сложно. Поскольку исторические события тридцатилетней давности показали обществу, насколько несовершенна может быть любая структура. Дело обстоит следующим образом: во времена СССР, когда социальный состав в большинстве своём был представлен рабочим классом, крестьянством и интеллигенцией, не был обеспечен достаточный уровень динамического развития социальной структуры.
То ли дело современное общество, когда различные социальные группы, которым характерно активное участие в общественной жизни добавляют обществу динамизма, но при этом зачастую их интересы не совпадают с интересами других социальных групп и обществ. Отсюда и берёт своё начало проблема формирования гармоничных отношений между различными слоями населения и социальными группами.
Основные тенденции развития социальной структуры
Всего выделяют две тенденции в развитии социальной структуры современного общества:
В силу этого, можно говорить о том, что системно пересекаются интересы разных социальных групп и обществ, что приводит к их сближению и пересечению интересов. Таким образом, происходит формирование новых условий жизни, потребностей и интересов.
Любое государство не должно пропустить момент формирования новых социальных групп, и уж тем более учитывать эти тенденции в своей политике. Такая политика должна предполагать регулирование интересов и отношений между всеми социальными группами. Основная задача, которая стоит перед государством – создать необходимые условия для нормальной жизни, при этом повышая их благосостояние, соблюдая принципы социальной справедливости.
Стоит заметить, что решить данные проблемы достаточно непросто. Даже беспрекословно следуя всем правилам и учитывая реальные тенденции развития, наладить порядок и гармонию в социально-экономической сфере нелегко. Российское общество вступило в переходный период своего развития в переломный момент от прежних социально-экономических отношений и становление, без прикрас, достаточно непростое, которое должно функционировать по законам рыночной экономики.
На наглядном примере реальных условий жизни, можно увидеть, насколько серьёзное восстановление требуется после сложившегося ранее положения социальной нестабильности. Здесь стоит отметить тот факт, что во времена распада СССР, общество резко поделилось на бедный и богатых, между которыми была насколько огромная пропасть, что всё это повлекло за собой неустойчивое положение многих социальных групп.
Все эти факты способствуют тому, что общество требует повышения уровня социальной защищенности ввиду того, что возникают острые социальные противоречия между различными социальными группами. Здесь имеется в виду то, что государство должно выстраивать свою социальную политику таким образом, чтобы уязвимые социальные группы и общества имели возможность получения помощи. Это не только финансовая поддержка в определённых условиях, а также помощь в освоении новых профессий, помощь при желании осуществлять ту или иную производственную или предпринимательскую деятельность. Основной критерий для государства – полезность для общества такой деятельности. Такие меры должно принимать государство, которое заботится о стабильность и гармоничном развитии общества.
Элементы социальной структуры общества
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные элементы социальной структуры
Социальной структурой общества называют совокупность различных общностей и групп, а также социальных институтов, носителей социальных статусов и ролей, а также их взаимоотношения.
К основным элементам структуры относятся следующие:
Структура социума строится из различных групповых общностей людей. К ним относятся социальные классы и слои – это рабочие, крестьяне, бизнесмены, ученые, военные и другие группы людей с внушительной численностью. К ним также относятся этнические общности – различные этносы, малые народы, многонациональные сообщества. Территориальные образования в лице жителей городов и деревень, областей или района, субъекта федерации, также относятся к групповым общностям. Сюда же можно отнести профессиональные группы, такие, как врачи, учителя, юристы, сварщики, и другие. К социально-демографическим группам можно отнести такие категории, как молодежь, мужчины, студенты пенсионеры. Не менее важны социокультурные группы. Среди них: киноманы, рокеры, коллекционеры. Нужно также отметить семейно-бытовые общности и религиозные группы. Все эти группы выше не могут вобрать в себя все многообразие существующих групповых общностей. Однако именно они чаще попадают в поле зрения социологических исследований.
Институты социальной структуры
Готовые работы на аналогичную тему
Институциональную систему общества можно изобразить в виде матрицы, ячейки которой являются определенными людьми или организациями из данных общественных групп. Люди в этой матрице могут занимать и освобождать свои ячейки, а сама матрица при этом будет обладать относительной стабильностью. Родители стареют и умирают, и их статусы занимают новые поколения. Генерального директора благотворительной сменит другой, а сама организация при этом будет вести свою деятельность дальше. Можно перечислить все признаки социального института:
Однако социальный институт является многофункциональной системой. По этой причине один институт может принимать участие в выполнении одновременно нескольких функций в разнообразных общественной деятельности, и наоборот, несколько институтов могут вести свою деятельность в выполнении одной какой-либо функции. Институт брака регламентирует брачные отношения, участвует также в регулировании семейных отношений и наряду с этим способствует регулированию отношений собственности, наследования и других вопросах.
ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС
А 2. К малой социальной группе можно отнести
2) людей либеральных взглядов
А 3. Социальная группа, члены которой обладают правами и обязанностями, передающимися по наследству
А 4. Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по
1) территориальному признаку
2) этническому признаку
3) демографическому признаку
4) профессиональному признаку
А 5. Отношение к собственности, величина доходов, фактор пользования властью — это признаки
1) поведение, ожидаемое от индивида
2) положение человека в обществе
3) форма поощрения индивидов
4) форма осуществления социальных функций
А 8. Что из перечисленного относится к предписанному статусу?
1) национальная принадлежность
2) уровень образования
А 9. Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?
1) правовой статус личности
2) политический статус личности
3) предписанный социальный статус личности
4) достижимый социальный статус личности
А 10. Экономическая дифференциация проявляется в
1) сращивание политической власти и крупного капитала
2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества
3) появлении у отдельных групп новых источников дохода.
4) создании новых производств
А 11. Тот факт, что представители разных социальных слоев получают неодинаковые доходы, отражает дифференциацию
А 12. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются
1) социальной мобильностью
2) социальным статусом
3) социальным неравенством
4) социальными отношениями
А 13. Одно из проявлений социального неравенства — различие в
4) духовных запросах
1) повышение по службе
2) занятие предпринимательской деятельностью
3) понижение по службе
1) горизонтальной социальной мобильности
2) вертикальной социальной мобильности
3) социальной стратификации
4) социальной адаптации
А 16. Преподаватель становится старшим преподавателем, старший преподаватель — доцентом, доцент — профессором. Это пример
1) социальной стратификации
2) социальной адаптации
3) социальной мобильности
А 17. Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот
1) горизонтальной социальной мобильности
2) вертикальной социальной мобильности
3) социальной стратификации
4) социальной адаптации
2) моральными нормами
3) эстетическими нормами
1) нравственные нормы возникли позже правовых норм
2) правовые нормы не существуют в писаной форме
3) нравственные нормы отражают представления о добре и зле
4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством
1) закрепляют привычные образцы поведения
2) обеспечиваются силой государственного принуждения
3) имеют формальный характер
4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном поведении людей
А 21. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются
1) социальным статусом
2) социальной мобильностью
3) социальной нормой
4) социальным порядком
А 22. Эстетические нормы
1) закрепляются в государственном законодательстве
2) обеспечиваются силой государственного принуждения
3) основаны на вере в сверхъестественные силы
4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном
А 24. Вера в сверхъестественные силы — основа
2) религиозных норм
4) эстетических норм
А 25. Верны ли следующие суждения?
А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.
Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах,
политических принципах, моральных нормах.
4) оба суждения неверны
А 26. Отклоняющееся поведение всегда нарушает
3) социальные нормы
4) обычаи и традиции
А 27. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения?
4) коллекционирование марок
1) наносит ущерб обществу
2) причиняет вред личности
3) нарушает нормы права
4) не соответствует социальным нормам
А 29. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?
А. Социальный контроль — это особый механизм пол держания общественного порядка.
Б. Нормы и санкции — это элементы социального контроля
4) оба суждения неверны
А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие самоконтроля.
Б. Совесть является одним из механизмов самоконтроля.
4) оба суждения неверны
А 32. Семья в отличие от других малых групп характеризуется
1) высокой политической активностью
3) общими увлечениями
4) профессиональным ростом
1) в истории общества существовали разные виды семьи
2) семейные отношения нормами права не регулируются
3) современная семья включает всех родственников
4) семейные отношения нормами морали не регулируются
А 34. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?
1) главенствующее положение отца семейства
2) возрастание роли женщины в семье
3) взаимное уважение между супругами
4) активное участие женщин в общественном производстве
1) совместным проживанием как минимум трех поколений
2) справедливым разделением домашних обязанностей
3) экономической зависимостью женщины от мужчины
4) главенствующей ролью мужчины в семье
1) социализация личности
2) определение минимального размера оплаты труда
3) установление системы школьного образования
4) определение размеров коммунальных платежей
А 38. Один из признаков нации —
1) наличие конституции
2) общность исторического пути
3) единое гражданство
4) общность идеологии
1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами
2) рост уровня образованности населения
3) повышение рождаемости
4) образование правового государства
А 40. Преодолению национальных противоречий способствует
1) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра
2) государственная поддержка малого бизнеса
3) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности
4) переход к рыночным методам ведения хозяйства
1) отказ от национального насилия во всех его формах
2) оказание военной помощи сепаратистам
3) курс на ослабление многонациональных государств
4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение
А 42. Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует
А. Развитию национальной культуры
Б. Преодолению национальной ограниченности
4) оба суждения неверны
Часть 2. Задания уровня В.
В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:
В 2. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Род, племя, каста, народность, нация.
В 7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.
Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль.
В 8. Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из этого ряда и образованную по другому признаку.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
Религия, государство, образование, абитуриенты, семья. производство.
В 10. Установите соответствие (социальные группы — критерий), для этого к каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:
1) мужчины А) демографический
2) племена Б) этнический
КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА
1) национальность А) достигаемый
2) профессия Б) предписанный
5) социальное происхождение
В12. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ
СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ СТАТУСОВ
1) маргинал А) приобретенный
2) белорус Б) предписанный
3) председатель профкома
5) 16-летний человек
1) премьера телесериала А) массовая
2) конкурс фольклорных коллективов Б) народная
3) празднование дня Ивана Купалы
4) скандал с участием поп-звезды
5) переиздание детектива-бестселлера
В 14. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) организация предпраздничной торговли 1) экономическая
Б) проведение референдума 2) политическая
В) принятие закона об общественных 3) духовная
Г) написание приключенческого романа
Д) производство товаров массового спроса
Е) проведение научного исследования
В 15 Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ
А) государство 1) экономика
Б) религия 2) политика
В) образование 3) духовная культура
Г) производство 4) социальные отношения
В 16 Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.
4) следование требованиям моды
5) уважение к родителям
6) семейное положение
В 17 Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам
2) материальная поддержка близких
3) распределение домашнего труда
4) наделение наследственным статусом
5) организация досуга
6) семейное предпринимательство
В 18 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) принадлежность к определенной социальной группе
2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества
3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни
4) связь с традиционной национальной культурой
5) адресованность самым различным слоям населения
В 19 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к социальным нормам регулирования и обведите цифры, под которыми они указаны.
(1)В социологическом опросе приняли участие 2000 домохозяек моложе 45 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (З)Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
(1) В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят
характер оценочных суждений
«Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число _______ (2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.
А) исследование Г) общение Ж) роль
Б) различие Д) учение 3) статус
В) труд Е) стереотип И) группа
В 23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци альных ________ (3). В-третьих, способствуют _______ (4)
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помнив что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов Выбирайте последовательно одно слово,за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
А) санкция Г) идеал Ж) правило К) развитие
Б) группы Д) контроль З) управление
В) интеграция Е) эталон И) стабильность
Прочитайте текст и выполните задания
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
С 5. Прочитайте текст и выполните задания к нему
Наукой принято называть систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований.
Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом.
(И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.)
1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
2 Как по мнению авторов, изменилась структура науки?
3 Опираясь на знания курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение; по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия об ществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).
3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм». (И.Н. Шевелев)
4 « Люди существуют друг для друга» ( Марк Аврелий)
5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)
6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).
7. « Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).
8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)
10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)