Элитарное образование что это такое
Элитное образование: что с ним (не) так
Вы когда-нибудь задумывались, почему Гарвард считается престижным вузом? Как сказал бы классик: «Что в имени его?». Давайте разбираться, что такое элитное образование и чем оно отличается от обычного.
Элитное образование направлено на поиск талантливых людей и раскрытие их потенциала. Причем не просто так, а на благо общества. Главные слова в элитном образовании — качество и доступность. Последнее означает, что учиться может каждый вне зависимости от социального бэкграунда. Другие критерии:
С элитным образованием разобрались. Теперь перейдем к его теневой стороне — элитарности. Она подразумевает:
В тоже время есть университеты, которые стремятся разнообразить состав студентов. Стоит отдать должное Лиге Плюща. Гарвард, Принстон и Йель предоставляют учащимся need-based стипендии со 100% покрытием обучения. А в странах, где образование бесплатное, например в Германии, стоимость года в престижном TUM будет не выше, чем в неизвестном университете Оттерсберга.
Вообще элитное образование — это большой плюс. Престиж вуза дает студенту:
Из недостатков обучения в элитных вузах:
Поделиться в
Помощь в поступлении за границу с UniPage
UniPage организует поступление в зарубежные вузы, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет. Мы также помогаем:
Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Элитарное образование что это такое
ЧТО ТАКОЕ ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
В печати, в выступлениях часто говорят и пишут об «элитарном образовании». При этом чаще всего имеются в виду платные школы, гимназии, Вузы, где учащихся и студентов возят на автобусах, кормят черной икрой, освобождают от трудных предметов, например, математики и т.д. Но это вовсе не элитарное образование – это лишь способ воспитания новорусских хамов и бар. Настоящее элитарное образование – это совсем другое. Попробуем разобраться – что же оно собой представляет?
Чем же отличаются элитарные учебные заведения от обычных? Таких отличий можно насчитать, пожалуй, десять:
С одной стороны, всегда есть возможность ошибки в выборе критериев профессионального отбора. Так например, длительное время считалось, что важным профессиональным качеством шофера является быстрая реакция. Но, как показали исследования психологов, водители с быстрой реакцией как раз значительно чаще совершают аварии, чем водители с медленной реакцией. Первые рассчитывают на свою быструю реакцию, едут быстро и попадают в дорожно-транспортные происшествия. Вторые, зная свои индивидуальные особенности, ездят осторожнее. Как показал своими детальными исследованиями Е.А.Климов люди с разными типами нервной системы по-разному, но сравнительно одинаково успешно адаптируются к той или иной профессиональной деятельности.
С другой стороны, из теории систем известно, что любая специализация сложной системы, каковой, в частности, является человек, приводит к сужению ее функциональных возможностей. И если людей к какой-либо профессиональной деятельности отбирать с определенными четко очерченными способностями, то коллективы таких профессионалов смогут успешно выполнять свои функции только в определенных конкретных и неизменяющихся постоянных условиях. Любое изменение производственной, экономической, социальной ситуации для такого сообщества окажется катастрофой.
Существенную роль для отбора молодежи в элитарные учебные заведения играют различные формы подготовительной работы: заочные школы, например, физико-математические, олимпиады, подготовительные курсы и т.п. Они не только позволяют подтянуть «ЗУНы» до требуемого уровня, но и демонстрируют молодежи «планку», которой каждый обучающийся в данном элитарном учебном заведении должен будет соответствовать. Особую социальную роль играют при этом заочные школы и олимпиады – они позволяют привлечь молодежь из глубинки.
Кроме того, обязательные занятия спортом, в крайнем случае физкультурой – для того, чтобы выдерживать большие интеллектуальные нагрузки необходимо физическое здоровье.
Причем, важно отметить, что в процессе обучения в элитарном учебном заведении не делается никакого различения по «степени важности» между естественнонаучными, техническими и гуманитарными предметами. Все одинаково важны! И это важнейшая отличительная черта элитарных учебных заведений.
Но помимо внешней стороны жизни техногенная культура, в частности, естественные, математические и технические науки существенным образом изменяют и менталитет человека. Как только естествознание, математика, основы техники и технологии вошли в структуру образования, они стали менять человеческое мышление, создавая его критическо-аналитическую рациональность. Именно она приучает людей к анализу явлений, к поиску альтернативных решений, к относительности систем отсчета, к четкости понятий и логических операций, к критическому восприятию суждений.
К тому же российское (точнее, советское) естественно-математическое образование в течении многих десятилетий имело мировой приоритет, терять который сегодня было бы крайне нежелательно.
При всем при том, ни в коей мере не следует умалять значения гуманитарного образования. Более того, в новых социально-экономических условиях, требующих от каждого человека самостоятельности в выборе профессии или смене ее, в поисках работы или вообще ответственности за свою судьбу, роль гуманитарного образования, формирующего широту кругозора, гибкость мышления, гражданственность, духовность еще больше возрастает.
С другой стороны и инженерное дело все больше вовлекается в управление наукой и технологиями, в решение различных социальных, экономических и экологических проблем, все больше поворачивается в сторону социологии и психологии, превращаясь тем самым в своего рода гуманитарную деятельность. А появление и развитие компьютерных средств, средств мультимедиа превращает по сути дела информационную сферу в гуманитарную область деятельности.
Аналогично строилось курсовое проектирование: преподаватели – как правило научные сотрудники институтов АН СССР – силами студентов проводили предварительные, прикидочные исследования. Студент должен был начитаться научной литературы, рассчитать, сконструировать и изготовить своими руками прибор, провести соответствующие эксперименты и представить отчет. Естественно, все это вырабатывало способность к полностью самостоятельной деятельности. А, кроме того, вырабатывало умение не только «генерировать идеи», но и воплощать их своими руками. Вспомним знаменитую фразу из фильма М. Рома «девять дней одного года»: «физик должен паять лучше лудильщика».
5.Четкая профессиональная ориентация, формирование профессионального самосознания обучающихся, когда им и до поступления – абитуриентам – и в течении всего процесса обучения буквально на каждом уроке, лекции, во всех внеурочных мероприятиях постоянно внушается мысль: «вы будущие ученые», или «вы будущие конгрессмены», или «вы будущие офицеры Генерального штаба» и т.д. «От вас требуется соответствующее поведение, всегда и везде на вас лежит высокая ответственность, а также от вас требуется то-то и то-то и то-то ( в зависимости от профиля элитарного учебного заведения).
6. Методологическая подготовка. Напомним, что методология – учение об организации деятельности – как вообще любой, так и, в частности, соответствующей профессиональной деятельности – ученого, юриста, врача и т.д. Подобная подготовка достигается посредством чтения литературы по истории развития той или иной профессии, а также встреч с профессионалами высокого уровня, которые рассказывают о своей профессиональной жизни. В профессиональных учебных заведениях к преподаванию на старших, специализированных курсах привлекаются по совместительству высококвалифицированные специалисты, работающие в соответствующей области – ведь они ближе к конкретной профессиональной жизни, чем академическая профессура.
8. Общение с выдающимися людьми. Это также особенность элитарных учебных заведений. Например, лекции читает знаменитый академик. Конечно, в дидактическом отношении лекции обычного вузовского профессора как правило будут понятнее для студентов. Но обаяние личности крупного ученого, широта кругозора, масштабность его проблематики – все это производит неизгладимое впечатление на молодежь, демонстрирует высшую планку профессионализма, задает «эталон» для подражания.
9. Развитие лидерских качеств, умения работать в команде. Эта особенность больше свойственна английским и американским элитарным школам и университетам. В значительно меньшей степени, к сожалению, российским учебным заведениям. В американских и английских элитарных учебных заведениях каждый класс, каждая группа одновременно является спортивной командой и постоянно участвует в разнообразных состязаниях, что способствует сплочению коллектива. Кроме того, «должность» капитана команды сменная – ее по очереди исполняют все члены команды. Кроме того, в учебном процессе в последнее время там широкое распространение получили такие формы учебной работы как работа в группах, в командах. В том числе и на состязательной основе. Причем лидеры групп, команд также поочередно сменяются. Насколько такие состязательные формы будут приемлемы для Российского образования, думается, покажет время.
10. Традиции. Элитарные учебные заведения сильны своими традициями. Во-первых, учебное заведение становится элитарным не сразу, «вдруг». Необходимы хотя бы несколько блестящих выпусков, чтобы заработать себе «славу» элитарного, а затем эту славу постоянно поддерживать, «держать планку». Во-вторых, с годами формируются собственные, внутренние традиции: в постановке учебного процесса, в режиме и т.д. вплоть до атрибутики – герба, гимна, формы учащихся и учителей и т.п.
Причем, сильный учительский, преподавательский состав также формируется постепенно. И здесь, судя по всему, дело не только и, скорее всего не столько в более высокой заработной плате, чего зачастую не бывает. Ведь известно, что в наших традиционных российских спецшколах – английских, физико-математических и т.п. сильный учительский состав по всем предметам, хотя зарплата такая же, как и везде – просто в таких школах работать интереснее и учителя охотно туда идут, а школа имеет возможность их отбора.
Что такое элитное образование и кому оно необходимо
Что такое элитное образование
В первую очередь «элитная школа» и «элитный вуз» подразумевают высокое качество образования. В таких заведениях обучаются люди, которые стремятся в будущем занимать высокие должности или работать в престижных, а следовательно — высокооплачиваемых сферах.
Также под «элитным образованием» часто понимают образование, направленное на рекрутирование интеллектуальной элиты. Выходцы из элитных образовательных учреждений, покидая свою альма-матер, имеют значительно больше шансов и возможностей пробиться в «сливки общества».
Главная цель такого образования — предоставление лучших условий для высококлассного обучения для способных и одаренных детей.
Отношение к элитному образованию — по крайней мере, в России — варьируется от неприятия и скептицизма до восхищения и признания его необходимости. Чтобы понять, какое мнение наиболее приближено к правде, необходимо разобраться, чем элитарное образование отличается от обычного и каковы его изначальные преимущества.
Преимущества элитного образования
Для начала, рассмотрим его плюсы.
1. Высокий уровень преподавания
Первое — и самое логичное, что приходит на ум при мысли об элитном образовании — высокие требования к студентам и уровень преподавания. Обучаясь в элитном заведении у студента, помимо всего прочего, есть возможность учиться у высококвалифицированных и опытных специалистов (ведь преподаватели при устройстве на работу в такие места также проходят жесткий отбор), заниматься с лучшими научными руководителями.
В отличие от обычных вузов и школ, где молодым людям приходится самостоятельно восполнять пробелы в своем образовании и читать дополнительную литературу для закрепления знаний, в элитных заведениях учащемуся не приходится постоянно беспокоиться о повышении своего уровня — за него это делает учебный комитет и профессора.
Зная это, можно сразу же отказаться от стереотипа о том, что элитное образование создано для ленивых и неспособных учеников. На самом же деле учеба в таких заведениях редко дается людям легко и требует от студента полной включенности в учебный процесс и заинтересованности в специальности.
2. Разностороннее образование
Большинство элитных учебных заведений заинтересовано в разностороннем развитии учащихся — по этой причине в таких местах обычно не делается сильный упор только на технические или гуманитарные науки.
Даже если человек выбирает в качестве сферы обучения математику или физику, это вовсе не означает, что можно забыть о философии, английском языке или литературе. Разумеется, степень “многогранности” варьируется от вуза к вузу, но не стоит забывать, что универсальное образование всегда было прерогативой элиты — еще со времен античности.
Кроме того, некоторые эксперты убеждены, что одновременное обучение нескольких непохожих друг на друга предметов (например, древнегреческого языка и алгебры) способны связывать оба полушария человеческого мозга и, тем самым, повышать его обучаемость.
3. Высокая степень самостоятельности студентов
Программа обучения в таких местах обычно сильно отличается от обычной не только сложностью, но и подходом к студентам. Если в обычных заведениях, как правило, больше внимания уделяется развитию дисциплины и повышению уровня ответственности учащегося, то элитные вузы стремятся развить индивидуальность студентов.
Поскольку сам уровень образования в подобных местах выше, и преподавательский состав относится к студентам гораздо ответственней, встает вопрос о развитии не только интеллектуальных, но и личностных качеств студентов.
Поэтому учащиеся, как правило, имеют высокий уровень самостоятельности по сравнению с обычными студентами. У них более широкий выбор дополнительных занятий и различных обучающих мероприятий. При желании студент элитарного учебного заведения может углубиться в любую интересную ему научную сферу и получить все необходимые инструменты, чтобы стать в этой сфере специалистом.
Такой подход способствует развитию не только личностных качеств студента — например, креативного мышления, лидерских качеств и умения работать в команде — но еще и формирует его индивидуальность.
4. Общение с выдающимися специалистами
Еще одно неоспоримое преимущество элитного образования — возможность знакомиться и общаться с влиятельными и опытными членами научного сообщества. Доктора наук и академики в таких местах — нередкое явление.
Помимо того, что такого рода специалисты гораздо лучше разбираются в своей сфере — а следственно, и лучше преподают, они еще и задают некую планку учащимся. Общаясь с такими людьми, студенты узнают много так называемого “инсайта” — информации, которую трудно получить, не вращаясь в этих кругах.
Кроме того, студенты всегда стремятся быть похожими на своих любимых преподавателей, по этой причине у них появляется мотивация и стремление работать над собой и учиться упорнее.
Кому подойдет элитное образование
Чаще всего молодые люди получают негласное право на элитное образование по праву происхождения, относясь к так называемой “элите крови”. Однако, начиная с самых древних времен, с продвижением демократических ценностей и развитием сферы образования все больше становилось понятно, что искать талантливых людей из подрастающего поколения нужно не только среди элиты.
Даже ученые-представители аристократии в Древней Греции, имевшие свои собственные элитарные школы — такие как Пифагор и Аристотель, придерживались мнения, что перейти из низшего сословия в высшее возможно благодаря качественному образованию.
Сегодня элитное обучение формально открыто для молодых людей из всех слоев общества. Конечно, пробиться в такие места после общеобразовательных учебных заведений будет гораздо труднее, чем после такого же элитного среднего образования, однако шанс есть всегда.
Главное, что требуется для обучения в элитном заведении — выдающиеся интеллектуальные или творческие способности и талант в определенной области.
По этим причинам элитарное образование подойдет не только “сливкам общества”, а всем, кто обладает способностями и при этом нацелен на серьезное глубокое обучение в конкретной сфере.
Разумеется, элитное образование нужно далеко не всем. Например, люди, которые хотят заниматься более прикладными вещами или работать по большей части руками, скорее всего, даже не задумываются о такой возможности.
Кроме того, необходимо помнить, что обучение в элитных образовательных учреждениях предполагает полную вовлеченность в учебных процесс и требует от студента много сил и времени. Вряд ли такое обучение подойдет студентам, которым необходимо зарабатывать деньги или заниматься семьей одновременно с учебой.
Несмотря на то, что элитное образование считается прерогативой состоятельных и влиятельных людей — особенно в российских реалиях — получить такое образование можно, если изначально на него нацелиться. Да, для этого необходимо обладать незаурядными способностями и тягой к изучению нового — а это скорее врожденные качества, чем приобретенные — но это не означает, что элитные учебные заведение обязательно похожи на частные закрытые общества для вип-персон.
ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Смотреть что такое «ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» в других словарях:
Экономический факультет БГУ — Экономический факультет Белорусский Государственный Университет … Википедия
Экономический факультет БГУ (экономика) — Экономический факультет БГУ. Республика Беларусь, г. Минск, ул. К.Маркса 31. Смотреть карту Экономический факультет БГУ фак … Википедия
СУБКУЛЬТУРА — особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри… … Энциклопедия культурологии
Права человека в СССР — Права человека в СССР комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР… … Википедия
Женский педагогический колледж «Бет-Хана» — Международный гуманитарно педагогический институт «Бейт Хана» (Бейт Хана) Девиз Соблюдая традиции, постигая мудрость Год основания … Википедия
Гордон (телепередача) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гордон. Гордон Жанр Научно популярные и философские беседы Автор(ы) Александр Гордон Режиссёр(ы) Леонид Гюне Производство НТВ Ведущий(е) … Википедия
Сочинский филиал Российского университета дружбы народов — Российский университет дружбы народов по праву входит в пятерку лучших вузов страны. Сочинский филиал Российского университета дружбы народов широко известен своими достижениями, победами, профессиональным и творческим потенциалом студентов. В… … Википедия
НЬЮ-ЙОРК — крупнейший город США, ядро самой густонаселенной в мире зоны урбанизации. Нью Йорк расположен на юго восточном краю штата Нью Йорк, в месте впадения р. Гудзон в Атлантический океан. Это культурная, финансовая, деловая и информационная столица США … Энциклопедия Кольера
Культура — У этого термина существуют и другие значения, см. Культура (значения). Марк Порций Катон Старший (234 149 г. до н.э), слово cultura впервые встречается в его трактате о земледелии De Agri Cultura (о … Википедия
Нью-Йорк — город в штате Нью Йорк; США. Основан голл. переселенцами в 1626 г. и назван Новый Амстердам в честь главного города их родины. В 1664 г. захвачен англичанами и переименован в Нью Йорк (New York) новый Йорк в честь герцога Йоркского, будущего… … Географическая энциклопедия
Элитарное образование что это такое
На этот гамлетовский вопрос пытаются сегодня ответить государственные и общественные деятели, педагоги, родители, обсуждая будущее элитных школ. Школы в условиях подушевого финансирования стараются привлечь учеников различными способами, декларируя «лучшие условия для лучшего образования»: индивидуальный подход в обучении, инновационные гибкие основные и дополнительные образовательные программы, высококвалифицированные, креативные педагоги, современная материально-техническая база, возможность получения различных престижных сертификатов и продолжения обучения в рейтинговых вузах и пр. Нередко встречаются объявления о наборе обучающихся в элитные школы, включая специальную подготовку к поступлению в них. В СМИ публикуется множество дискуссионных статей, репортажей о школах, которые вызывают далеко не однозначные реакции россиян — от «классового» неприятия до признания их абсолютной необходимости. Как правило, камнем преткновения этих дискуссий является вопрос о социальной справедливости элитного образования.
Действительно, очень многих если не пугает, то настораживает, что элитное образование не предполагает стопроцентного охвата детей и распространяется лишь на тех, кто показывает высокие результаты в интеллектуальном или творческом плане. Чтобы поступить в элитную школу, ребёнок вынужден заниматься с репетиторами, а родители, соответственно, должны изыскивать средства на их оплату.
Эгалитаристские критики элитного образования видят в этом вызов справедливости и демократии, социальный атавизм аристократических времён. По их мнению, элитные школы вредны, поскольку ставят детей в неравное положение, вызывают социальное напряжение. Необходимо, чтобы все школы соответствовали статусу лучших и давали возможность всем учащимся получать качественное образование. Безусловно, эти аргументы не лишены некоторых оснований. Ими, например, руководствуются представители управления образования, принимающие решения о реструктуризации школ. Они присоединяют «более слабые» образовательные учреждения к «сильным» и предполагают, что добьются таким образом не просто выравнивания образовательной ситуации, а её значительного улучшения.
Сторонники элитного образования говорят о том, что «среднее» (массовое) образование плодит серость, единообразие, подавляет индивидуальность и уникальность личности. Поэтому наряду с массовыми государственными школами должны существовать альтернативные (инновационные) учебные заведения, которые, максимально учитывая потребности семьи и детей, обеспечат «фундамент» будущей жизненной и профессиональной успешности своих выпускников. Против опасений, что таланты не смогут пробить себе дорогу, не имея возможности оплатить своё обучение, существует следующий аргумент: такие дети могут получать дотации (гранты, стипендии) от государства, благотворительных фондов.
Кроме того, элитные школы часто позиционируются как «маяки» для массовых школ, площадки для апробации и продвижения новых прогрессивных образовательных технологий и методик.
Видимо, можно признать некоторые из приводимых аргументов идеалистичными. Тем не менее их можно принимать в качестве целевого ориентира в развитии образования, который нашёл своё отражение в федеральном проекте «Успех каждого ребёнка», направленном на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности, нацеленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что одна из причин негативного отношения к элитному образованию имеет семантическую природу и заключается в неоднозначности и порой даже разных смыслах, вкладываемых в это понятие, а также в отождествлении понятий «элитное» и «элитарное» образование.
С одной стороны, под элитным понимают образование высокого качества. С другой — подготовку элиты (интеллектуальной, политической и т. п.). Вместе с тем термин «элитное образование» часто используют в отношении школ для привилегированных слоёв общества. Однако в этом случае речь идёт всё-таки об элитарном образовании для детей знатных, высокопоставленных родителей («элита крови») или наиболее состоятельных семей («элита богатства»). Основное отличие такого элитарного образования заключается в его закрытости. По этому поводу А. М. Новиков заметил: «…часто говорят и пишут об элитарном образовании. При этом чаще всего имеются в виду платные школы, гимназии, вузы, где учащихся и студентов возят на автобусах, кормят чёрной икрой, освобождают от трудных предметов, например математики, и т. д. Но это вовсе не элитарное образование — это лишь способ воспитания новорусских хамов и бар». Наглядно, так сказать на бытовом уровне, различие между элитной и элитарной школами можно увидеть в том, что нередко дети из богатых семей, поступив в элитные школы за немалые деньги, вынуждены их оставить, поскольку «не тянут» предложенных образовательных программ, отличающихся часто более сложным и глубоким содержанием по сравнению с массовыми школами.
Справедливости ради следует отметить, что институт образования исторически возник именно как элитарное образование. Так, в древнейших государствах — Шумере, Египте, Китае — элитарной была подготовка писцов, жрецов. Известны, например, шумерийские глиняные таблички, которые содержат отповедь отца-писца сыну, который ленится учиться. Он призывает отпрыска заниматься, а не слоняться без дела. Укоряет его за то, что тот вырос хуже, чем сыновья других отцов, не хочет идти по стопам родителя и быть писцом, чтобы жить безбедно.
В ходе исторического развития институты образования становятся более открытыми, демократичными, допускают к обучению выходцев из обычных семей.
Пожалуй, одну из самых логичных и целостных систем элитного образования, до сих пор влияющую на культуру Китая, создал Конфуций. Согласно его учению цель системы — воспитание «благородного мужа», имеющего глубокое образование, высокие моральные качества, стремление к добродетели и знаниям. Только пройдя строгий отбор и сдав экзамены, он получает возможность занять высокий пост. А это означает, что путь в элиту открыт и для выходцев из незнатных семей, главное — обнаружить большие способности, много и усердно трудиться. По сути дела, в образовательной системе Конфуция были впервые заложены признаки принципа равных возможностей в образовании.
Процессы демократизации образования достаточно ярко проявились в истории Древней Греции, где города-полисы сделали обучение свободных граждан массовым. Тем не менее элитарное образование там имело место быть: это Ликей Аристотеля, Академия Платона, школа Пифагора и др. Но хотя Платон и считал, что его философия не для толпы, не подлежит массовому тиражированию и предназначена для подготовки аристократии духа, он не отрицал возможность перевода более способных людей из низших слоёв в высшие посредством воспитания и обучения. Причём особое значение философ придавал подготовке будущих правителей, которые должны обладать высокими интеллектуальными и моральными качествами гражданина, человека долга и чести, способного взять ответственность на себя за судьбу страны и отрешиться от родственных чувств и симпатий, отбирая претендентов на новую элиту исключительно только по их способностям [2].