Элитарное образование что это такое

Элитное образование: что с ним (не) так

Элитарное образование что это такое. Смотреть фото Элитарное образование что это такое. Смотреть картинку Элитарное образование что это такое. Картинка про Элитарное образование что это такое. Фото Элитарное образование что это такое

Вы когда-нибудь задумывались, почему Гарвард считается престижным вузом? Как сказал бы классик: «Что в имени его?». Давайте разбираться, что такое элитное образование и чем оно отличается от обычного.

Элитное образование направлено на поиск талантливых людей и раскрытие их потенциала. Причем не просто так, а на благо общества. Главные слова в элитном образовании — качество и доступность. Последнее означает, что учиться может каждый вне зависимости от социального бэкграунда. Другие критерии:

С элитным образованием разобрались. Теперь перейдем к его теневой стороне — элитарности. Она подразумевает:

В тоже время есть университеты, которые стремятся разнообразить состав студентов. Стоит отдать должное Лиге Плюща. Гарвард, Принстон и Йель предоставляют учащимся need-based стипендии со 100% покрытием обучения. А в странах, где образование бесплатное, например в Германии, стоимость года в престижном TUM будет не выше, чем в неизвестном университете Оттерсберга.

Вообще элитное образование — это большой плюс. Престиж вуза дает студенту:

Из недостатков обучения в элитных вузах:

Поделиться в

Помощь в поступлении за границу с UniPage

UniPage организует поступление в зарубежные вузы, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет. Мы также помогаем:

Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

Источник

Элитарное образование что это такое

ЧТО ТАКОЕ ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

В печати, в выступлениях часто говорят и пишут об «элитарном образовании». При этом чаще всего имеются в виду платные школы, гимназии, Вузы, где учащихся и студентов возят на автобусах, кормят черной икрой, освобождают от трудных предметов, например, математики и т.д. Но это вовсе не элитарное образование – это лишь способ воспитания новорусских хамов и бар. Настоящее элитарное образование – это совсем другое. Попробуем разобраться – что же оно собой представляет?

Чем же отличаются элитарные учебные заведения от обычных? Таких отличий можно насчитать, пожалуй, десять:

С одной стороны, всегда есть возможность ошибки в выборе критериев профессионального отбора. Так например, длительное время считалось, что важным профессиональным качеством шофера является быстрая реакция. Но, как показали исследования психо­логов, водители с быстрой реакцией как раз значительно чаще совершают аварии, чем водители с медленной реакцией. Первые рассчитывают на свою быструю реакцию, едут быстро и попадают в дорожно-транспортные происшествия. Вторые, зная свои индивиду­альные особенности, ездят осторожнее. Как показал своими де­тальными исследованиями Е.А.Климов люди с разными типами нерв­ной системы по-разному, но сравнительно одинаково успешно адаптируются к той или иной профессиональной деятельности.

С другой стороны, из теории систем известно, что любая специализация сложной системы, каковой, в частности, является человек, приводит к сужению ее функциональных возможностей. И если людей к какой-либо профессиональной деятельности отбирать с определенными четко очерченными способностями, то коллективы таких профессионалов смогут успешно выполнять свои функции только в определенных конкретных и неизменяющихся постоянных условиях. Любое изменение производственной, экономической, со­циальной ситуации для такого сообщества окажется катастрофой.

Существенную роль для отбора молодежи в элитарные учебные заведения играют различные формы подготовительной работы: заочные школы, например, физико-математические, олимпиады, подготовительные курсы и т.п. Они не только позволяют подтянуть «ЗУНы» до требуемого уровня, но и демонстрируют молодежи «планку», которой каждый обучающийся в данном элитарном учебном заведении должен будет соответствовать. Особую социальную роль играют при этом заочные школы и олимпиады – они позволяют привлечь молодежь из глубинки.

Кроме того, обязательные занятия спортом, в крайнем случае физкультурой – для того, чтобы выдерживать большие интеллектуальные нагрузки необходимо физическое здоровье.

Причем, важно отметить, что в процессе обучения в элитарном учебном заведении не делается никакого различения по «степени важности» между естественнонаучными, техническими и гуманитарными предметами. Все одинаково важны! И это важнейшая отличительная черта элитарных учебных заведений.

Но помимо внешней стороны жизни техногенная культура, в частности, естественные, математические и технические науки существенным образом изменяют и менталитет человека. Как толь­ко естествознание, математика, основы техники и технологии вошли в структуру образования, они стали менять человеческое мышление, создавая его критическо-аналитическую рациональ­ность. Именно она приучает людей к анализу явлений, к поиску альтернативных решений, к относительности систем отсчета, к четкости понятий и логических операций, к критическому воспри­ятию суждений.

К тому же российское (точнее, советское) естественно-ма­тематическое образование в течении многих десятилетий имело мировой приоритет, терять который сегодня было бы крайне неже­лательно.

При всем при том, ни в коей мере не следует умалять значения гуманитарного образования. Более того, в новых соци­ально-экономических условиях, требующих от каждого человека самостоятельности в выборе профессии или смене ее, в поисках работы или вообще ответственности за свою судьбу, роль гумани­тарного образования, формирующего широту кругозора, гибкость мышления, гражданственность, духовность еще больше возрастает.

С другой стороны и инженерное дело все больше вовлекается в управление наукой и технологиями, в решение различных соци­альных, экономических и экологических проблем, все больше по­ворачивается в сторону социологии и психологии, превращаясь тем самым в своего рода гуманитарную деятельность. А появление и развитие компьютерных средств, средств мультимедиа превраща­ет по сути дела информационную сферу в гуманитарную область деятельности.

Аналогично строилось курсовое проектирование: преподаватели – как правило научные сотрудники институтов АН СССР – силами студентов проводили предварительные, прикидочные исследования. Студент должен был начитаться научной литературы, рассчитать, сконструировать и изготовить своими руками прибор, провести соответствующие эксперименты и представить отчет. Естественно, все это вырабатывало способность к полностью самостоятельной деятельности. А, кроме того, вырабатывало умение не только «генерировать идеи», но и воплощать их своими руками. Вспомним знаменитую фразу из фильма М. Рома «девять дней одного года»: «физик должен паять лучше лудильщика».

5.Четкая профессиональная ориентация, формирование профессионального самосознания обучающихся, когда им и до поступления – абитуриентам – и в течении всего процесса обучения буквально на каждом уроке, лекции, во всех внеурочных мероприятиях постоянно внушается мысль: «вы будущие ученые», или «вы будущие конгрессмены», или «вы будущие офицеры Генерального штаба» и т.д. «От вас требуется соответствующее поведение, всегда и везде на вас лежит высокая ответственность, а также от вас требуется то-то и то-то и то-то ( в зависимости от профиля элитарного учебного заведения).

6. Методологическая подготовка. Напомним, что методология – учение об организации деятельности – как вообще любой, так и, в частности, соответствующей профессиональной деятельности – ученого, юриста, врача и т.д. Подобная подготовка достигается посредством чтения литературы по истории развития той или иной профессии, а также встреч с профессионалами высокого уровня, которые рассказывают о своей профессиональной жизни. В профессиональных учебных заведениях к преподаванию на старших, специализированных курсах привлекаются по совместительству высококвалифицированные специалисты, работающие в соответствующей области – ведь они ближе к конкретной профессиональной жизни, чем академическая профессура.

8. Общение с выдающимися людьми. Это также особенность элитарных учебных заведений. Например, лекции читает знаменитый академик. Конечно, в дидактическом отношении лекции обычного вузовского профессора как правило будут понятнее для студентов. Но обаяние личности крупного ученого, широта кругозора, масштабность его проблематики – все это производит неизгладимое впечатление на молодежь, демонстрирует высшую планку профессионализма, задает «эталон» для подражания.

9. Развитие лидерских качеств, умения работать в команде. Эта особенность больше свойственна английским и американским элитарным школам и университетам. В значительно меньшей степени, к сожалению, российским учебным заведениям. В американских и английских элитарных учебных заведениях каждый класс, каждая группа одновременно является спортивной командой и постоянно участвует в разнообразных состязаниях, что способствует сплочению коллектива. Кроме того, «должность» капитана команды сменная – ее по очереди исполняют все члены команды. Кроме того, в учебном процессе в последнее время там широкое распространение получили такие формы учебной работы как работа в группах, в командах. В том числе и на состязательной основе. Причем лидеры групп, команд также поочередно сменяются. Насколько такие состязательные формы будут приемлемы для Российского образования, думается, покажет время.

10. Традиции. Элитарные учебные заведения сильны своими традициями. Во-первых, учебное заведение становится элитарным не сразу, «вдруг». Необходимы хотя бы несколько блестящих выпусков, чтобы заработать себе «славу» элитарного, а затем эту славу постоянно поддерживать, «держать планку». Во-вторых, с годами формируются собственные, внутренние традиции: в постановке учебного процесса, в режиме и т.д. вплоть до атрибутики – герба, гимна, формы учащихся и учителей и т.п.

Причем, сильный учительский, преподавательский состав также формируется постепенно. И здесь, судя по всему, дело не только и, скорее всего не столько в более высокой заработной плате, чего зачастую не бывает. Ведь известно, что в наших традиционных российских спецшколах – английских, физико-математических и т.п. сильный учительский состав по всем предметам, хотя зарплата такая же, как и везде – просто в таких школах работать интереснее и учителя охотно туда идут, а школа имеет возможность их отбора.

Источник

Что такое элитное образование и кому оно необходимо

Элитарное образование что это такое. Смотреть фото Элитарное образование что это такое. Смотреть картинку Элитарное образование что это такое. Картинка про Элитарное образование что это такое. Фото Элитарное образование что это такое

Что такое элитное образование

В первую очередь «элитная школа» и «элитный вуз» подразумевают высокое качество образования. В таких заведениях обучаются люди, которые стремятся в будущем занимать высокие должности или работать в престижных, а следовательно — высокооплачиваемых сферах.

Также под «элитным образованием» часто понимают образование, направленное на рекрутирование интеллектуальной элиты. Выходцы из элитных образовательных учреждений, покидая свою альма-матер, имеют значительно больше шансов и возможностей пробиться в «сливки общества».

Главная цель такого образования — предоставление лучших условий для высококлассного обучения для способных и одаренных детей.

Отношение к элитному образованию — по крайней мере, в России — варьируется от неприятия и скептицизма до восхищения и признания его необходимости. Чтобы понять, какое мнение наиболее приближено к правде, необходимо разобраться, чем элитарное образование отличается от обычного и каковы его изначальные преимущества.

Преимущества элитного образования

Для начала, рассмотрим его плюсы.

1. Высокий уровень преподавания

Первое — и самое логичное, что приходит на ум при мысли об элитном образовании — высокие требования к студентам и уровень преподавания. Обучаясь в элитном заведении у студента, помимо всего прочего, есть возможность учиться у высококвалифицированных и опытных специалистов (ведь преподаватели при устройстве на работу в такие места также проходят жесткий отбор), заниматься с лучшими научными руководителями.

В отличие от обычных вузов и школ, где молодым людям приходится самостоятельно восполнять пробелы в своем образовании и читать дополнительную литературу для закрепления знаний, в элитных заведениях учащемуся не приходится постоянно беспокоиться о повышении своего уровня — за него это делает учебный комитет и профессора.

Зная это, можно сразу же отказаться от стереотипа о том, что элитное образование создано для ленивых и неспособных учеников. На самом же деле учеба в таких заведениях редко дается людям легко и требует от студента полной включенности в учебный процесс и заинтересованности в специальности.

2. Разностороннее образование

Большинство элитных учебных заведений заинтересовано в разностороннем развитии учащихся — по этой причине в таких местах обычно не делается сильный упор только на технические или гуманитарные науки.

Даже если человек выбирает в качестве сферы обучения математику или физику, это вовсе не означает, что можно забыть о философии, английском языке или литературе. Разумеется, степень “многогранности” варьируется от вуза к вузу, но не стоит забывать, что универсальное образование всегда было прерогативой элиты — еще со времен античности.

Кроме того, некоторые эксперты убеждены, что одновременное обучение нескольких непохожих друг на друга предметов (например, древнегреческого языка и алгебры) способны связывать оба полушария человеческого мозга и, тем самым, повышать его обучаемость.

3. Высокая степень самостоятельности студентов

Программа обучения в таких местах обычно сильно отличается от обычной не только сложностью, но и подходом к студентам. Если в обычных заведениях, как правило, больше внимания уделяется развитию дисциплины и повышению уровня ответственности учащегося, то элитные вузы стремятся развить индивидуальность студентов.

Поскольку сам уровень образования в подобных местах выше, и преподавательский состав относится к студентам гораздо ответственней, встает вопрос о развитии не только интеллектуальных, но и личностных качеств студентов.

Поэтому учащиеся, как правило, имеют высокий уровень самостоятельности по сравнению с обычными студентами. У них более широкий выбор дополнительных занятий и различных обучающих мероприятий. При желании студент элитарного учебного заведения может углубиться в любую интересную ему научную сферу и получить все необходимые инструменты, чтобы стать в этой сфере специалистом.

Такой подход способствует развитию не только личностных качеств студента — например, креативного мышления, лидерских качеств и умения работать в команде — но еще и формирует его индивидуальность.

4. Общение с выдающимися специалистами

Еще одно неоспоримое преимущество элитного образования — возможность знакомиться и общаться с влиятельными и опытными членами научного сообщества. Доктора наук и академики в таких местах — нередкое явление.

Помимо того, что такого рода специалисты гораздо лучше разбираются в своей сфере — а следственно, и лучше преподают, они еще и задают некую планку учащимся. Общаясь с такими людьми, студенты узнают много так называемого “инсайта” — информации, которую трудно получить, не вращаясь в этих кругах.

Кроме того, студенты всегда стремятся быть похожими на своих любимых преподавателей, по этой причине у них появляется мотивация и стремление работать над собой и учиться упорнее.

Кому подойдет элитное образование

Чаще всего молодые люди получают негласное право на элитное образование по праву происхождения, относясь к так называемой “элите крови”. Однако, начиная с самых древних времен, с продвижением демократических ценностей и развитием сферы образования все больше становилось понятно, что искать талантливых людей из подрастающего поколения нужно не только среди элиты.

Даже ученые-представители аристократии в Древней Греции, имевшие свои собственные элитарные школы — такие как Пифагор и Аристотель, придерживались мнения, что перейти из низшего сословия в высшее возможно благодаря качественному образованию.

Сегодня элитное обучение формально открыто для молодых людей из всех слоев общества. Конечно, пробиться в такие места после общеобразовательных учебных заведений будет гораздо труднее, чем после такого же элитного среднего образования, однако шанс есть всегда.

Главное, что требуется для обучения в элитном заведении — выдающиеся интеллектуальные или творческие способности и талант в определенной области.

По этим причинам элитарное образование подойдет не только “сливкам общества”, а всем, кто обладает способностями и при этом нацелен на серьезное глубокое обучение в конкретной сфере.

Разумеется, элитное образование нужно далеко не всем. Например, люди, которые хотят заниматься более прикладными вещами или работать по большей части руками, скорее всего, даже не задумываются о такой возможности.

Кроме того, необходимо помнить, что обучение в элитных образовательных учреждениях предполагает полную вовлеченность в учебных процесс и требует от студента много сил и времени. Вряд ли такое обучение подойдет студентам, которым необходимо зарабатывать деньги или заниматься семьей одновременно с учебой.

Несмотря на то, что элитное образование считается прерогативой состоятельных и влиятельных людей — особенно в российских реалиях — получить такое образование можно, если изначально на него нацелиться. Да, для этого необходимо обладать незаурядными способностями и тягой к изучению нового — а это скорее врожденные качества, чем приобретенные — но это не означает, что элитные учебные заведение обязательно похожи на частные закрытые общества для вип-персон.

Источник

ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Смотреть что такое «ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» в других словарях:

Экономический факультет БГУ — Экономический факультет Белорусский Государственный Университет … Википедия

Экономический факультет БГУ (экономика) — Экономический факультет БГУ. Республика Беларусь, г. Минск, ул. К.Маркса 31. Смотреть карту Экономический факультет БГУ фак … Википедия

СУБКУЛЬТУРА — особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри… … Энциклопедия культурологии

Права человека в СССР — Права человека в СССР комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР… … Википедия

Женский педагогический колледж «Бет-Хана» — Международный гуманитарно педагогический институт «Бейт Хана» (Бейт Хана) Девиз Соблюдая традиции, постигая мудрость Год основания … Википедия

Гордон (телепередача) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гордон. Гордон Жанр Научно популярные и философские беседы Автор(ы) Александр Гордон Режиссёр(ы) Леонид Гюне Производство НТВ Ведущий(е) … Википедия

Сочинский филиал Российского университета дружбы народов — Российский университет дружбы народов по праву входит в пятерку лучших вузов страны. Сочинский филиал Российского университета дружбы народов широко известен своими достижениями, победами, профессиональным и творческим потенциалом студентов. В… … Википедия

НЬЮ-ЙОРК — крупнейший город США, ядро самой густонаселенной в мире зоны урбанизации. Нью Йорк расположен на юго восточном краю штата Нью Йорк, в месте впадения р. Гудзон в Атлантический океан. Это культурная, финансовая, деловая и информационная столица США … Энциклопедия Кольера

Культура — У этого термина существуют и другие значения, см. Культура (значения). Марк Порций Катон Старший (234 149 г. до н.э), слово cultura впервые встречается в его трактате о земледелии De Agri Cultura (о … Википедия

Нью-Йорк — город в штате Нью Йорк; США. Основан голл. переселенцами в 1626 г. и назван Новый Амстердам в честь главного города их родины. В 1664 г. захвачен англичанами и переименован в Нью Йорк (New York) новый Йорк в честь герцога Йоркского, будущего… … Географическая энциклопедия

Источник

Элитарное образование что это такое

На этот гамлетовский вопрос пытаются сегодня ответить государственные и общественные деятели, педагоги, родители, обсуждая будущее элитных школ. Школы в условиях подушевого финансирования стараются привлечь учеников различными способами, декларируя «лучшие условия для лучшего образования»: индивидуальный подход в обучении, инновационные гибкие основные и дополнительные образовательные программы, высококвалифицированные, креативные педагоги, современная материально-техническая база, возможность получения различных престижных сертификатов и продолжения обучения в рейтинговых вузах и пр. Нередко встречаются объявления о наборе обучающихся в элитные школы, включая специальную подготовку к поступлению в них. В СМИ публикуется множество дискуссионных статей, репортажей о школах, которые вызывают далеко не однозначные реакции россиян — от «классового» неприятия до признания их абсолютной необходимости. Как правило, камнем преткновения этих дискуссий является вопрос о социальной справедливости элитного образования.

Действительно, очень многих если не пугает, то настораживает, что элитное образование не предполагает стопроцентного охвата детей и распространяется лишь на тех, кто показывает высокие результаты в интеллектуальном или творческом плане. Чтобы поступить в элитную школу, ребёнок вынужден заниматься с репетиторами, а родители, соответственно, должны изыскивать средства на их оплату.

Эгалитаристские критики элитного образования видят в этом вызов справедливости и демократии, социальный атавизм аристократических времён. По их мнению, элитные школы вредны, поскольку ставят детей в неравное положение, вызывают социальное напряжение. Необходимо, чтобы все школы соответствовали статусу лучших и давали возможность всем учащимся получать качественное образование. Безусловно, эти аргументы не лишены некоторых оснований. Ими, например, руководствуются представители управления образования, принимающие решения о реструктуризации школ. Они присоединяют «более слабые» образовательные учреждения к «сильным» и предполагают, что добьются таким образом не просто выравнивания образовательной ситуации, а её значительного улучшения.

Сторонники элитного образования говорят о том, что «среднее» (массовое) образование плодит серость, единообразие, подавляет индивидуальность и уникальность личности. Поэтому наряду с массовыми государственными школами должны существовать альтернативные (инновационные) учебные заведения, которые, максимально учитывая потребности семьи и детей, обеспечат «фундамент» будущей жизненной и профессиональной успешности своих выпускников. Против опасений, что таланты не смогут пробить себе дорогу, не имея возможности оплатить своё обучение, существует следующий аргумент: такие дети могут получать дотации (гранты, стипендии) от государства, благотворительных фондов.

Кроме того, элитные школы часто позиционируются как «маяки» для массовых школ, площадки для апробации и продвижения новых прогрессивных образовательных технологий и методик.

Видимо, можно признать некоторые из приводимых аргументов идеалистичными. Тем не менее их можно принимать в качестве целевого ориентира в развитии образования, который нашёл своё отражение в федеральном проекте «Успех каждого ребёнка», направленном на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности, нацеленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что одна из причин негативного отношения к элитному образованию имеет семантическую природу и заключается в неоднозначности и порой даже разных смыслах, вкладываемых в это понятие, а также в отождествлении понятий «элитное» и «элитарное» образование.

С одной стороны, под элитным понимают образование высокого качества. С другой — подготовку элиты (интеллектуальной, политической и т. п.). Вместе с тем термин «элитное образование» часто используют в отношении школ для привилегированных слоёв общества. Однако в этом случае речь идёт всё-таки об элитарном образовании для детей знатных, высокопоставленных родителей («элита крови») или наиболее состоятельных семей («элита богатства»). Основное отличие такого элитарного образования заключается в его закрытости. По этому поводу А. М. Новиков заметил: «…часто говорят и пишут об элитарном образовании. При этом чаще всего имеются в виду платные школы, гимназии, вузы, где учащихся и студентов возят на автобусах, кормят чёрной икрой, освобождают от трудных предметов, например математики, и т. д. Но это вовсе не элитарное образование — это лишь способ воспитания новорусских хамов и бар». Наглядно, так сказать на бытовом уровне, различие между элитной и элитарной школами можно увидеть в том, что нередко дети из богатых семей, поступив в элитные школы за немалые деньги, вынуждены их оставить, поскольку «не тянут» предложенных образовательных программ, отличающихся часто более сложным и глубоким содержанием по сравнению с массовыми школами.

Справедливости ради следует отметить, что институт образования исторически возник именно как элитарное образование. Так, в древнейших государствах — Шумере, Египте, Китае — элитарной была подготовка писцов, жрецов. Известны, например, шумерийские глиняные таблички, которые содержат отповедь отца-писца сыну, который ленится учиться. Он призывает отпрыска заниматься, а не слоняться без дела. Укоряет его за то, что тот вырос хуже, чем сыновья других отцов, не хочет идти по стопам родителя и быть писцом, чтобы жить безбедно.

В ходе исторического развития институты образования становятся более открытыми, демократичными, допускают к обучению выходцев из обычных семей.

Пожалуй, одну из самых логичных и целостных систем элитного образования, до сих пор влияющую на культуру Китая, создал Конфуций. Согласно его учению цель системы — воспитание «благородного мужа», имеющего глубокое образование, высокие моральные качества, стремление к добродетели и знаниям. Только пройдя строгий отбор и сдав экзамены, он получает возможность занять высокий пост. А это означает, что путь в элиту открыт и для выходцев из незнатных семей, главное — обнаружить большие способности, много и усердно трудиться. По сути дела, в образовательной системе Конфуция были впервые заложены признаки принципа равных возможностей в образовании.

Процессы демократизации образования достаточно ярко проявились в истории Древней Греции, где города-полисы сделали обучение свободных граждан массовым. Тем не менее элитарное образование там имело место быть: это Ликей Аристотеля, Академия Платона, школа Пифагора и др. Но хотя Платон и считал, что его философия не для толпы, не подлежит массовому тиражированию и предназначена для подготовки аристократии духа, он не отрицал возможность перевода более способных людей из низших слоёв в высшие посредством воспитания и обучения. Причём особое значение философ придавал подготовке будущих правителей, которые должны обладать высокими интеллектуальными и моральными качествами гражданина, человека долга и чести, способного взять ответственность на себя за судьбу страны и отрешиться от родственных чувств и симпатий, отбирая претендентов на новую элиту исключительно только по их способностям [2].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *