Эмбодимент фасилитатор что это
«Почему бы вам не влюбиться в тело, если вы спите с ним всю жизнь?» Кто такие эмбодимент-фасилитаторы и где на них учиться
Телесный интеллект, осознанность и регулярная практика
Сегодня все больше людей стараются заботиться не только о физическом здоровье, но и ментальном: к занятиям в спортзале добавились встречи с психологом, коучем или ментором. Эмбодимент-подход позволяет объединить оба процесса. «Цех» поговорил с эмбодимент-фасилитаторами Антониной Осиповой и Татьяной Новоселовой и выяснил, в чем заключается их работа и где этому можно научиться.
Казалось бы, только мы взялись осваивать майндфулнес, как стало ясно, что он отвечает не на все вопросы. Невозможно быть «осознанным», не принимая во внимания свои телесные проявления. Все, что происходит с телом, влияет на то, как мы воспринимаем себя и жизнь вокруг. Хотя мы, как правило, вспоминаем о нем только когда у нас что-то болит, хочется есть или размножаться. Эмбодимент-подход помогает настроить связь между физическим состоянием и ментальным.
Эмбодимент — это методика, направленная на работу с сознанием через тело с помощью самых разных практик. Основная идея эмбодимента — интегральное восприятие человека через неразрывную связь тела и ума.
Эмбодимент отвечает на многие запросы жителей мегаполисов: учит расслабляться и справляться со стрессом, переключаться между множеством разных ролей от родителя и супруга до лидера, а также помогает справиться с состоянием, когда вроде бы всё есть, а «шарики не радуют».
Научиться работать с сознанием через тело помогают эмбодимент-фасилитаторы (фасилитатор — посредник, обеспечивающий успешную коммуникацию). Процесс совместной работы с фасилитатором может быть похож на коучинг, консультирование или даже терапию в зависимости от выбранного подхода. При этом цель всех эмбодимент-практик одинакова: помочь человеку понять, как его физическое состояние связано с внутренним самоощущением и, если нужно, изменить его.
Эмбодимент-подход берет свое начало в восточных традициях, где вместо противостояния разума и тела говорится о единстве духовного и телесного. Позже о неразрывности тела и сознания рассуждали и многие философы: Спиноза, например, воспринимал человека как единое целое, отрицая деление на «ментальное» и «физическое».
Идеи современного эмбодимент-подхода сформировались в 70-е годы благодаря распространению медитаций, йоги, восточных боевых искусств, телесно-ориентированной и танцевально-двигательной терапии. В русском языке понятие «эмбодимент-практик» появилось сравнительно недавно, благодаря Александре Вильвовской, которая открыла в Москве представительство английской программы Embodied Facilitator School. Практики быстро стали популярны, и уже в конце 2017 года The Village внес «эмбодимент» в словарь популярных слов.
Татьяна Новоселова
Руководитель программы «Развитие эмоционально-телесного интеллекта/эмбодимент-коучинг» в Московской школе практической психологии
По образованию я психолог, в 2003 году защитила диссертацию, а затем начала заниматься обучением и развитием персонала. Параллельно я осваивала профессии бизнес-тренера, коуча и фасилитатора, продолжала преподавательскую деятельность в вузах и занималась разными хобби, связанными с телом: тхэквондо, йогой, сальсой, танго, контактной импровизацией. Я прошла программу «Психосоматика и телесная терапия» в ИГиСП и первую ступень «Невербального коучинга», а затем два года была членом команды и коучем программы эмбодимент-фасилитаторов в России.
Саму идею эмбодимента — единство ума и тела — сложно назвать революционной, при этом практики эмбодимента чрезвычайно созвучны нашему времени. Кроме того, практики очень простые, большинство можно освоить за несколько минут без всякой предварительной подготовки. Правда, чтобы достичь заметного результата в продуктивности и качестве жизни, потребуется время и регулярные занятия.
Ключевые принципы эмбодимент-подхода — это осознанность и выбор. Если я могу осознать, что происходит в моем теле в определенной ситуации, я могу это изменить. Дима Зицер (педагог, основатель школы НО «АПЕЛЬСИН» и Института Неформального образования INO — Прим.ред) в одном из своих выступлений говорил про родителя, который замечает, как сжимаются его кулаки, когда он злится на ребенка. Разжать кулаки и включить другой режим мыслей, чувств и действий — одна из возможностей, которой учит эмбодимент-подход.
Как эмбодимент может выглядеть на практике? Подумайте о какой-то умеренно неприятной ситуации, обратите внимание, что происходит при этом в вашем теле. Теперь расслабьте язык. Если у вас развит навык телесного самонаблюдения, вы заметите, что у вас при этом расслабляются другие мышцы головы и лица, например, мышцы вокруг глаз и мышцы лба и челюсти. Сделайте мягкий медленный вдох и такой же выдох через нос. Снова подумайте о той же ситуации и обратите внимание на разницу в отношении к ней и в собственных телесных реакциях. В лице и передней части тела собирается максимальное число эмоциональных мышечных зажимов. Если научиться регулярно поддерживать в себе более спокойное расслабленное состояние, вы сможете лучше владеть собой и ситуацией.
Сейчас навыки эмбодимента можно получить на длительной практико-ориентированной программе при Московской школе практической психологии института психоанализа. На нашу программу приходят люди с двумя типами задач: получить инструменты для помощи себе и другим в решении различных проблем, а также пройти через кризис смыслов и заново найти себя.
Главное отличие запросов к эмбодимент-коучу — желание решить свою задачу или проблему «не через голову». Содержание запросов может быть совершенно любым: от бизнес-запросов на развитие компетенций, планирование и принятие решений до личных запросов на отношения, творчество и счастье.
Обучение на программе «Развитие эмоционально-телесного интеллекта / Эмбодимент-коучинг» в Московском институте психоанализа стоит 150.000 рублей за 8 модулей обучения, с возможностью помодульной оплаты. Персональная консультация эмбодимент-коуча в среднем обходится в 1500-2000 рублей у начинающего специалиста и до 4000-5000 рублей у опытного.
Американский профессор, автор популярного курса «Невербальный коучинг. Система 5 колец» Стюарт Хеллер часто говорит: «Я ещё не встречал человека без тела». Через тело можно найти ключ к решению любого запроса, сделать это аккуратно, этично и безопасно.
Антонина Осипова
Эмбодимент-фасилитатор, директор по развитию и тренер в проекте « Тело — в дело »
Я работала в маркетинге, занималась рекламой, но параллельно продолжала своё психологическое образование. Мой коллега и близкий друг Андрей Пентин рассказал мне об эмбодименте, я прошла несколько консультаций с Александрой Вильвовской, которая открыла в Москве представительство английской программы Embodied Facilitator School, и в 2016 году пошла туда учиться. Для меня это был переломный момент: на курсе мне удалось вернуть себе личные смыслы, стать более устойчивой и уверенной, возобновить практику с клиентами.
Я пришла повышать свою квалификацию как специалист, работающий с людьми. Тогда я воспринимала эмбодимент не как профессию, а как дополнительный полезный навык. В процессе я увидела, что это делает меня счастливее во всех областях моей жизни. После прохождения курса я как фасилитатор присоединилась к команде «Тело — в дело». Сейчас это моя основная работа. Даже если я занимаюсь каким-то бизнес-проектом как предприниматель, то все равно работаю в эмбодимент-парадигме.
Главная идея эмбодимент-подхода — это осознанная телесность. Мы часто отделяем тело от себя самого, а ведь оно с нами каждый день и каждое мгновение участвует во всех процессах. Из последних любимых цитат: «Почему бы вам не влюбиться в тело, если вы спите с ним всю жизнь?» Стюарт Эмери. В эмбодименте мы говорим об интегральном отношении к себе, без разделения на тело и сознание.
Замечу, что эмбодимент-подход не изобретает велосипед. Основатели программы EFC Russia Марк Уолш и Александра Вильвовская собрали все существующие сегодня на Востоке и Западе знания о телесных практиках и базовые принципы работы с телесностью. Люди, которые занимается йогой или боевыми искусствами, скажут: «Мы это уже делали». Но, скорее всего, это было неосознанно и мало связано с жизнью. Любую эмбодимент-практику отличает осознанное формирование намерения. Я замечаю «как я сейчас» и формирую намерение «как я хочу быть».
Через внимательность к телу эмбодимент-принципы и инструменты, которые мы используем, развивается телесный интеллект. Начиная с работы со своим состоянием и заканчивая способностью влиять на состояние другого. Это касается профессиональной фасилитации. Если я работаю в офисе с командой, то могу своей телесностью, дыханием, голосом, взглядом в хорошем смысле влиять на других людей. Я говорю не о манипуляции, а об управлении процессами.
В рамках эмбодимент-подхода есть более узкий инструмент — эмбодимент-йога. Я представляю и развиваю этот метод в России. На занятиях мы воплощаем архетипичные позы, замечаем свои телесные ощущения и отношение к ним, делаем выводы о своем состоянии и его связи с жизненными контекстами, обсуждаем или записываем в дневник наблюдения и намерения на практику. Всего в эмбодимент-йоге 26 базовых поз, которые можно использовать для разных тем и целей. Например, вчера я проводила мастер-класс по целеполаганию. Мы работали с тайм-менеджментом, с помощью эмбодимент-йоги учились ставить цели и следовать к их реализации.
Все это легко интегрируется в жизнь. Бывает, ты приходишь в йога-зал, там происходит что-то особенное, но потом выходишь на улицу и все твое спокойствие остается в зале. Значит, ты ничего не вынес. Задача эмбодимент-фасилитации — непрестанная связка с жизнью, чтобы человек действительно менял качество своей жизни.
Эмбодимент подходит для всех, кто готов пробовать и проживать новый опыт, осознанно и возможно с переменами. Это позиция любопытствующих людей. В телесные практики точно не нужно идти тем, кто скептически настроен к чему-то новому, не готов взглянуть на техники саморазвития с другой стороны.
Телесная работа противопоказана также людям, которые переживают какие-то острые перемены в жизни или потери — это ещё сильнее расшатывает эмоциональный фон. Это базовая этика и безопасность нашей практики. Даже когда ты в устойчивом состоянии начинаешь практику осознанности и эмбодимента, чувствительность повышается, и ты замечаешь все, что на тебя влияет: от складочки одежды до архитектуры города. В то же время помимо развития чувствительности мы даем инструменты, как ей управлять и уметь приводить себя в устойчивое состояние.
Сейчас на эмбодимент большой спрос. Я консультирую индивидуально и провожу групповые занятия: занимаюсь эмбодимент-образованием помогающих специалистов. Если работаю онлайн, то всегда с камерой: важно видеть телесные проявления друг друга. Иногда на консультациях мы выходим на прогулки, не сидим в кабинете, а двигаемся.
Что такое эмбодимент и зачем учиться управлять телесными реакциями
Современный человек разобщен со своим телом в силу разных причин: плохая экология, перенаселенность городов, стрессы, диджитализация. Люди сосредоточены на своих мыслях, редко обращают внимание на эмоции и совершенно забывают о своем отражении в зеркале. Более того, тело воспринимается как источник сложностей: его нужно кормить, лечить, одевать, ублажать, а оно в ответ болит, устает и вообще мешает быть высокоэффективным и многозадачным. Это больше не безопасное место и не источник новых ресурсов. Адепты эмбодимент-движения утверждают, что практики, включенные в их подход, помогают найти потерянный контакт с телесностью, научиться «присутствовать» в теле, сделав его местом отдыха и перезарядки, что в итоге поможет существенно изменить качество жизни. В Москве проводником в эту сферу выступает Татьяна Новоселова, руководитель программы «Эмбодимент-коучинг. Развитие эмоционально-телесного интеллекта» при Московском институте психоанализа (ранее Институте практической психологии НИУ ВШЭ). Она помогла нам разобраться в том, как некоторым удается отыскать в себе телесную природу и обнаружить в этом новые смыслы.
В 1960 –1970 годах XX века начал возрождаться интерес к индивидуальности и личностному развитию, главным образом в США. Распространение восточных практик на Западе, возвращение к идеям гуманизма, интерес к телу как объекту, научные исследования в области мозга и сознания слились в одну отправную точку эмбодимент-движения. Кстати, ростки социальных течений феминизма, бодипозитива или всецелого интереса к личностному росту и саморазвитию произрастают из той же самой лунки.
Ричард Строцци-Хеклер тренировал американский спецназ морской пехоты с помощью айкидо. Занятия были призваны усилить не только боевое и физическое, но и интеллектуальное превосходство элитных войск. Таким образом он стал одним из основоположников эмбодимент-направления, основав Институт Строцци. Экс-супруга психолога Венди Палмер придумала собственный подход «leadership embodiment», в рамках которого помогает формировать лидерские качества — психологическую устойчивость, целеустремленность, креативность — и налаживать социальные связи, работая со стресс-паттернами (стрессовыми телесными реакциями). Пол Линден — еще один основатель движения, мастер айкидо — занимается преодолением «застрявших» в теле психологических травм и решением конфликтов в рамках подхода «Being in Movement».
В России первую школу эмбодимента открыл Стюарт Хеллер, автор метода невербального коучинга «Система пяти колец». Отцы-основатели оригинального подхода долгое время занимались какими-либо традиционными восточными практиками, исследовали, как они помогают формировать свою личность и лидерские компетенции. Главным их открытием было то, что основным приемам можно обучить других. То есть человеку не обязательно проводить месяцы и годы на тренировках — вместо этого можно освоить определенные элементы и получить нужный для жизни эффект, например, стать более стрессоустойчивым и энергичным. Такая методика и легла в основу современного подхода.
Эмбодимент эклектичен, он подпитывается множеством практик. Это также обусловлено тем, что у каждого свой темперамент и разная степень контакта с собственной телесностью. Тем не менее существует некий стандартный набор, в который входит несколько техник. Первая — «сканирование тела». Участнику предлагается включить внутреннее внимание и последовательно «обозревать» все части своего тела и внутреннего пространства — от пальцев ног до макушки головы. Вторая — «центрирование». Это комплекс способов, помогающих вернуть внимание внутрь себя, уйти от стрессовых реакций, которые включаются автоматически и ограничивают наш спектр возможностей. Так можно научиться замечать и осознавать стрессовую реакцию и управлять ей. Третья техника — «самонаблюдение», то есть ведение дневника. Нам свойственно многое забывать, что вызывает ощущение безрезультатности. Но, взглянув на собственные записи, практикующий может оценить значительность изменений. Четвертый метод дает возможность самостоятельно подобрать для себя какую-либо телесную практику, будь то йога, айкидо, танец, театральный перформанс и другие. Для расширения своих возможностей и в качестве способа познать непривычную телесную репрезентативность рекомендуется выбирать практику по модели «инь-ян», то есть что-либо нетипичное для темперамента. Например, мягкому человеку — бокс, скромному — зажигательные танцы, слишком активному — контактную импровизацию или флоатинг (процедура тотального расслабления). Для формирования новых привычек в выбранных практиках важна регулярность.
Эмбодимент и наука
Телесность и ее роль в нашей жизни не раз подвергались естественно-научным, философским и культурологическим исследованиям. В целом история изучения эмбодимента представляет собой попытку переосмыслить природу человека и найти ответы на вечные вопросы вроде «Кто мы есть?», «Что есть сознание?» или «Как стать счастливым?». Существуют интересные работы в области психологии познания, обращающие внимание на одну из фундаментальных проблем — как соотносятся материальное (психика) и нематериальное (сознание). Например, двухаспектная теория сознания, которую активно продвигал Спиноза в противовес дихотомии «разум-тело» Декарта, говорит о том, что это две стороны одной медали. То есть все, что происходит с телом, влияет на то, как человек воспринимает себя и жизнь вокруг, как думает и принимает решения, и наоборот, экология сознания будет влиять на физическое состояние. Большой трехтомник «История тела» — интереснейшее антропологическое исследование, которое рассматривает телесные практики Европы от Ренессанса до нашего времени. В издании описывается, как менялось отношение к телу на протяжении веков; как ему следовало манифестировать себя; какие социальные и сексуальные практики поощрялись, а какие были под запретом, и так далее. Профессор Гарварда Тальма Лобель в книге «Теплая чашка в холодный день» собрала сотни научных работ про взаимосвязь между нашим познанием, способностью думать, воспринимать и физическими аспектами: цветом, температурой, расстоянием, освещенностью. Например, нашла ответ на вопрос, почему в красном платье вас будут воспринимать не так, как в белом или голубом, и почему на деловой встрече хорошо поить собеседника горячим чаем или кофе. Многие вещи здесь могут показаться очевидными, но это эмпирическая база, которая лишь подтверждает наши интуитивные догадки о неделимой связи сознания с физической реальностью.
Эмбодимент в психотерапии
На Западе, как и в России, элементы эмбодимента уже используются в психотерапевтической практике. Это распространено не только в бизнес- и лайф-коучинге, но и в терапии травмы, где клиенту шаг за шагом помогают войти в контакт с замороженными в теле эмоциями и выразить их. Симбиоз терапии и эмбодимент-методик может научить управлять стрессом — одной из главных проблем XXI века, а также лучше понимать и осознавать, как возникают эмоции и как они связаны с физическим состоянием, как заключить гармоничный союз между телом и самосознанием. Многие практики достаточно просты. Например, перед важными переговорами рекомендуется отжиматься от пола или от стены. На уровне тела — это умение отталкивать и удерживать границы, а на уровне сознания — умение отстаивать свою позицию. Через подобные упражнения человек овладевает эмоционально-телесным языком, который у большинства развит плохо.
Где и как примкнуть к движению
Одной из первых в Россию пришла Школа невербального коучинга Стюарта Хеллера, которую на данный момент ведут его сертифицированные российские коллеги. В Великобритании Марк Уолш и Френсис Брайерс организовали открытую программу Embodied Facilitator Course (EFC) для обучения эмбодименту. В России этот курс EFC в 2015 году открыла Александра Вильвовская. Проект Boddy.pro проводит курсы в корпоративном контексте с уклоном в область лидерства и коммуникаций. Ключевые знания о теле предлагает российское отделение школы американского психолога Кристин Коул «Somatic body». На уровне образовательных институций пока существует единственная программа профессиональной переподготовки «Эмбодимент-коучинг» в Московском институте психоанализа. Она предназначена не только для коучей, но и для тех, кому хочется найти контакт со своим телом и лучше понять себя. Занятия проходят по модульной системе — один уик-энд раз в месяц. Студенты впитывают информацию в течение двух дней, затем практикуются самостоятельно и обсуждают процесс с другими участниками, а через месяц приходят на следующий модуль. Для практики используются большие, светлые пространства, что считается очень важным в обучении.
Но для того, чтобы сделать первый шаг, достаточно попробовать заняться тем, что никогда не приходилось делать раньше. Например, почаще обращать внимание на свои ощущения, спрашивать себя: «Что я чувствую?», вести дневник и отмечать, что меняется в отношении с миром, людьми, делами или проектами. Благо, количество литературы об эмоционально-телесном подходе достаточно для открытия книжного клуба. Для начала можно пройтись по основным вехам: «Мудрость незнания. Айкидо — искусство интуитивных решений» Венди Палмер, «Измененные черты характера. Как медитация меняет ваш разум, мозг и тело» Дэниела Гоулмана и Ричарда Дэвидсона, «Городской монах» Педрама Шонжая, «Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа» Давида Серван-Шрейбера. Также можно посетить ознакомительные однодневные сессии или открытые уроки, например независимый воркшоп Татьяны Новоселовой «Как хотеть и делать», где обсуждается стратегия достижения целей, применяются телесные метафоры: модель «ведение — следование», «треугольник поддержки» и другие практики.
Интерес корпораций к философии «well-being» / «work-life balance», то есть хорошего самочувствия / баланса между работой и личной жизнью, имеет тенденцию возрастать. В недавнем отчете Минздрава РФ появилась информация о корпоративных программах, в которых наравне со стандартом ДМС уделяется внимание психологическому просвещению и антистрессовым методикам. Люди хотят быть счастливыми, получать удовольствие от работы и личной жизни, но не владеют необходимым инструментарием, потому что счастье — это что-то из области философии, и как измерить его уровень применительно к собственной жизни, никто не знает. Некоторые другие компетенции, которыми люди жаждут овладеть, также слишком абстрактны: креативность, успешность, смелость. Вопрос «Что мне нужно сделать, чтобы стать более уверенным в себе?» приводит в тупик. Как утверждают адепты эмбодимента, этот подход конкретно объясняет, каким образом с помощью своего тела человек может раскрыть в себе тот или иной потенциал. Как стоять, смотреть, дышать, какую позу принимать и с какой интонацией говорить — эмбодимент раскладывает неуловимую, абстрактную компетенцию счастья, уверенности в себе на конкретные составляющие, помогает найти этим понятиям телесное измерение и применить его в жизни.
Андрей Анучин
бизнес-тренер, сертифицированный коуч
Руководителям и лидерам важно уметь подавать правильные невербальные сигналы и замечать их же у своих подчиненных. Люди доверяют тем руководителям, которые ясно заявляют о своих целях, и облик которых — поза, жесты, эмоциональное состояние — внушает доверие. Использование практик эмбодимента позволяет обрести лидеру нужное для успешного руководства физическое и эмоциональное состояние, а также усилить чувствительность к невербальным сигналам других людей. Например, руководитель поручает что-либо подчиненному, который говорит «да», но тело его выражает обратное. Если руководитель способен заметить это и прояснить причину сопротивления, то качество управления значительно возрастет.
Елена Симульман
психолог, юрист, бизнес-тренер по телесному и интегральному интеллекту
Даже если говорить о деятельности, где одни люди минимально контактируют с другими, то и там способность управлять телесными реакциями позволяет лучше рассчитывать свои силы, регулировать нагрузку, распределять приоритеты, поддерживать баланс «работа — отдых». Эмбодимент доступен всем, кто в принципе способен управлять своим вниманием. Вовлеченными в практику остаются те, кто замечает от нее эффект. Если человек не воспринимает и не наблюдает эффект, то он, скорее всего, перестанет продолжать. Поэтому важно, кто и как сопровождал его на начальном этапе. Минус практик может быть в том, что когда человек обращает внимание на свое тело, ему становится сложнее игнорировать его сигналы, потребности, не замечать ряд ценностей — как своих, так и других людей. Те, кто не готов учитывать эту информацию в повседневной жизни, могут столкнуться с внутренним конфликтом интересов.