Эмбодимент практики что это
Ясно-понятно. Что такое эмбодимент и зачем его практиковать?
Мы привыкли думать, что для разума есть медитация, а для тела — фитнес и йога. Оказывается, это не все: существует эмбодимент — практика, которая объединяет тело и сознание. Основателем эмбодимент-движения в Татарстане стала Анна Фельдман — эмбодимент-фасилитатор, тренер по личной эффективности и креативности, эксперт по трансформационному обучению взрослых и бизнес-консультант. Она рассказала «Инде» о том, как внимание к своему телу помогает улучшить качество жизни и с чего начать развитие телесной осознанности.
Что такое эмбодимент?
С английского языка «эмбодимент» переводится как «воплощение» — это про то, что мы что-то воплощаем своим Телом в жизнь. «Тело» с большой буквы — в эмбодимент-подходе оно рассматривается как субъект, научившись слушать и понимать который, мы можем приобрести отличного друга.
Мне близко определение, что эмбодимент — это наша способность замечать свое состояние с точки зрения телесных проявлений, эмоционального самочувствия и мыслей, которые нас наполняют в данный момент. На основании этого наблюдения можно изменить свое состояние на более ресурсное и эффективное.
Развивая телесную осознанность, мы можем пересматривать и менять наши автоматические программы (паттерны), снижать уровень напряжения, становиться более бережными к себе и своему окружению. Эмбодимент дает возможность выдохнуть и действовать из наилучших стратегий, а не из страха, — это важно для осознанного проживания жизни.
Чем эмбодимент отличается от йоги и медитации?
Эмбодимент — это интегральный подход. Он исходит из традиций боевых искусств (в частности, айкидо), практик внимательности, телесных практик, театральной импровизации и танцевально-двигательной терапии. В нем можно найти инструменты и подходы, свойственные в том числе этим направлениям.
Фитнес и йога тоже могут стать эмбодимент-практикой. Для этого нужно изменить фокус внимания — перевести его от объема мышц или талии на то, как занятия йогой или в зале влияют на нас, какие качества мы приобретаем благодаря этой практике и как это сказывается на нашей жизни в целом.
Например, занятия йогой Айенгара помогают развивать точность и структурность, учат достигать целей. Превращая их в эмбодимент-практику, мы получаем возможность перенести приобретенные навыки с коврика в обычную жизнь — мы начинаем замечать, где и в каких делах нам важно быть более внимательными и точными, планировать и ставить цели.
Если в медитации наша задача — успокоение ума и в процессе мы наблюдаем за мыслями, то эмбодимент позволяет сделать следующий шаг — понять, как это наблюдение влияет на нас и как сохранить обретенное на подушке спокойствие в повседневной жизни. Метта-медитация, например, помогает развивать эмпатию и сострадание по отношению к себе и другим. Применяя эмбодимент-подход, мы тренируемся привносить эти качества в отношения осознанно, а не автоматически.
«Мы есть то, что мы практикуем», — сказал Ричард Строцци-Хеклер, гуру эмбодимента. Я с ним полностью согласна. Закон совершенствования действия распространяется на все, что мы делаем — осознанно или нет. Кто-то каждое утро воюет с будильником, а кто-то успокаивает ум в медитации. И тот и другой практикуют — и та и другая практика что-то в нас развивает. Вопрос только в том, понимаем мы это или нет. Эмбодимент помогает увидеть влияние практик на то, кем мы становимся благодаря им и что воплощаем в жизнь.
С каким запросом можно обратиться к эмбодимент-фасилитатору?
Эмбодимент-подход дает возможность разобраться со своими автоматическими программами, реакциями на стресс и, как следствие, выгоранием и усталостью. Он позволяет бережно работать с травмой, теневыми проявлениями. Запросы бывают разные — от проблем постановки цели, выбора и гиперконтроля до потери смысла жизни, отсутствия желания что-либо делать или травматического опыта, который блокирует те или иные сферы. Сейчас особенно актуальны запросы, связанные с проживанием ситуаций неопределенности и поиском баланса, развитием устойчивости, поддержкой и заботой о себе. На самом деле можно прийти с любым вопросом. Для меня эмбодимент — это эффективный способ выйти из сложной ситуации, не тратя на это годы терапии. Конечно, это возможно не всегда, но динамика значительно выше, если в работе специалиста с клиентом используется этот подход. Порой именно так вскрываются истинные причины проблем.
С каких практик начать, если эмбодимент — совершенно новое понятие?
Можно начать с двух практик: замечание и центрирование. В первой нужно всего лишь взять на вооружение вопрос «Как я сейчас?». В начале освоения этой практики и развития телесной осознанности я предлагаю поставить себе напоминание на 59-ю минуту каждого часа. И посвящать следующие 60 секунд тому, чтобы понять, что с вами происходит, что вы сейчас делаете и чувствуете, о чем ваши мысли. Это просто и при регулярности дает сильный результат — так мы возвращаем себя в собственную жизнь. Мы там, где наше внимание. Как часто оно бывает возвращено нам лично? Как показывает моя многолетняя практика работы с осознанностью и внимательной жизнью, крайне редко. Попробуйте замечать себя в настоящем.
Вторая практика — это центрирование. Она помогает вернуть себя в нейтральное состояние осознанности в ситуациях стресса. Попробуйте сейчас, читая эти строки, изменить положение тела следующим образом. Найдите опору под стопами и дайте им возможность более плотно соприкоснуться с полом. Отметьте качество этого контакта. Затем сядьте так, чтобы появилось ощущение, что вы сидите на копчике, позволяя расслабиться позвоночнику, убрав напряжение и выстроив вертикаль. Расслабьте лицо, лоб, челюсть, направьте взгляд прямо. Переведите внимание на дыхание и просто заметьте, что вы дышите. Как вы сейчас? Отметьте, как изменилось ваше ощущение тела.
Это самый простой способ центрирования в три шага: опора — расслабление вертикали тела — дыхание. В сложных ситуациях он позволяет вернуться в реальность и сделать осознанный выбор — определить, как действовать наилучшим для себя и других людей образом в сложившихся обстоятельствах.
Реакция на стресс — это напряжение, которое часто влияет на дыхание. Остановку дыхания мозг воспринимает как реальную угрозу жизни. Центрируясь, мы подключаем префронтальный кортекс (лобные доли) к процессу выбора, то есть сообщаем мозгу, а именно его рептильной части, что с нами все в порядке, нам ничего не грозит, мы живы и такими планируем остаться. Из этого состояния мы принимаем более взвешенные решения, которые не влекут за собой сожалений и чувства вины, возникающих в результате автоматических реакций.
Как практики эмбодимента помогают в отношениях с другими?
Телесный интеллект состоит из четырех частей. Первое умение — замечать («как я сейчас?»), второе — понимать («как я хочу быть?») и изменять свое состояние благодаря практикам (например, центрированию). Третье — замечать состояние других, а четвертое — влиять на состояние окружающих, изменяя свое. Эмбодимент-практики делают нас более внимательными к себе и к людям — мы начинаем больше видеть и замечать. При этом у нас развивается уважение к другим: учимся верифицировать то, что видим, через вопросы, а не основываясь на домыслах и стереотипах. Начинаем замечать истинных людей, а не наши проекции на них. Для меня это про чистоту взаимоотношений и бережность, про уважение своих и чужих границ, про верховенство диалога и любви. Пол Линден, один из основоположников эмбодимент-подхода, у которого я имею счастье учиться, говорит, что любовь и сила — это то, что позволяет нам улучшать мир. При этом любовь без силы — это слабость, а сила без любви — это жестокость. Быть сильным и любящим — это то, что нам помогает обрести эмбодимент.
Как проходят занятия по эмбодименту?
На каждое занятие есть один фокус — в прошлый раз это был выбор. Вместе с участниками разбирались в том, как мы делаем выбор, чем руководствуемся в процессе, как он у нас выстроен. Участники работали в парах, давали друг другу соматическую обратную связь — о том, что они замечают в теле партнера в процессе эксперимента. Пробовали наблюдать за тем, как меняется качество выбора, когда мы практикуем центрирование, анализировали, как мы можем использовать знания о себе и своих моделях поведения в ситуациях выбора.
Все занятия направлены на более тонкое познание себя, развитие телесного интеллекта и привнесение в жизнь позитивных изменений. Для меня это возможность помогать людям открывать новых себя, вдохновлять их на исследование и укрепление состояния счастья и успеха каждый день.
«Тело — это не такси для мозга»: что такое эмбодимент и как он поможет нам быть осознанней
Эмбодимент подразумевает неразрывный союз телесности и сознания. Тело влияет на наши мысли и восприятие себя, а изменить свои внутренние качества можно, только если научиться им управлять. Мы поговорили с телесным терапевтом Александрой Вильвовской об эмбодимент-практиках, о том, зачем лечить травмы через тело и где в России можно этому научиться.
У слова «эмбодимент» в русском языке нет аналога, а описать его значение коротко и просто — сложно. Но мы попытаемся. Люди, занимающиеся эмбодимент-практиками, утверждают, что тело и сознание человека — единое целое. Чувства и переживания могут быть вызваны состоянием нашего тела (например, когда мы болеем или не выглядим так, как нам хотелось бы себя видеть), или, наоборот, тело может выдавать наши эмоции — например, неуверенность и тревожность (мы сутулимся, когда нам некомфортно, или быстро перебираем пальцами, когда нервничаем). Эмбодимент-специалисты учат обращать внимание на свои внешние признаки — позу, жесты, скорость движения, — чтобы человек мог понимать, что именно он чувствует в данный момент.
«Эмбодимент — это не что, а как»
— Начну с главного, что значит слово «эмбодимент»?
— Эмбодимент — это не новая практика, это подход и сонм разных практик?
— Да, эмбодимент — это не конкретная практика. Эмбодимент — это и йога, и разные боевые искусства, и танцы: множество практик, в которых работают через тело. Как правило, это те практики, подходы и методы, которые занимаются, скажу педагогически, переносом навыков. Вот, например, человек медитирует. Сейчас это уже можно, и нужно, и модно.
— И социально одобряемо.
— Да, все больше людей это делает. Как человек медитирует? Он находит время и место, садится и каким‑то образом медитирует. Кто‑то делает это, чтобы взять паузу и ни о чем не думать, кто‑то духовно растет, а кто‑то регулирует уровень стресса. Я не специалист в теме майндфулнес-практик, но часто встречала в классических текстах про медитацию и слышала от учителей, что медитация — это способ развития мышцы внимательности. Можно назвать это внимательностью, а можно — осознанностью. И тогда что получается: я могу быть осознанным и внимательным, только когда сижу на подушке для медитации? А потом я встал и ушел в несознанку?
То же самое бывает с разными телесными практиками. Вот я стою на коврике для йоги, завязанный в узел, у меня полнейший «ом», и я весь такой просветленный, наполненный любовью и красотой, а потом я с коврика сошел — и иду дальше жить свою жизнь. И как будто забываю о том, что я это умею.
— Или чтобы почувствовать свою границу и держать ее.
— Да, или лучше ощущать собственные границы или границы других людей. Я могу развивать плавность, и какие‑то определенные школы йоги для этого больше подходят. Или развивать точность, аккуратность, тогда я пойду на йогу Айенгара, где не дай бог повернуть пятку не в ту сторону. То есть я могу ходить на йогу, чтобы через расширение доступных телесных форм — в данном случае поз или асан — развивать другие, новые для себя, состояния и качества. Когда учитель йоги помогает мне это увидеть и проследить, тогда этот йога-класс превращается в эмбодимент-йога-класс.
— То есть телесные практики (йога, айкидо, танцы) — это еще не эмбодимент, а вот замечать, как работа с телом влияет на ощущения, чувства, мысли, и применять потом эти знания «вне коврика» — эмбодимент? Важно ли, как учитель проводит в эти замечания?
— Важны человек, практика и этика. Но нужно также понимать, что сделать любую практику эмбодимент-практикой может либо тот, кто ведет ее, либо сам практикующий. Когда я хожу в спортзал, а фитнес не относится к ярко выраженному виду эмбодимент-практик, я могу как пользователь сама сделать его эмбодимент-практикой. Или массаж, или баня, или неважно что. Это может сделать другой человек для меня — или я сама для себя.
— Как сейчас коротко вы объясняете, что такое эмбодимент, в личной беседе?
— Очень красиво.
— Это я только сейчас придумала.
«Если я хочу обнять кого‑то, понимаю ли я, что я не тело обнимаю, а всего человека?»
— Мне очень понравилось, как вы сказали на одном из занятий, что Пол Линден, мастер айкидо, которого все так любят в эмбодимент-среде, не прошел бы у вас экзамен, потому что завалил бы этику. Что это за этика такая в эмбодимент-подходе?
— Когда мы готовим специалистов, у нас есть некоторый свод правил, на которые мы рекомендуем опираться. Но при этом этика для нас — это не просто правила. Чтобы этика работы выросла изнутри, нужно некоторое время для развития собственной телесной осознанности. Наши этические стандарты — это не правила, а «я все время помню, что тело другого человека — это не просто тело, это он сам». Я не могу просто схватить человека за руку, если это не случай, связанный с его жизнью и здоровьем. Если я хочу обнять кого‑то, понимаю ли я, что я не тело обнимаю, а всего человека?
— Или они не хотят с тобой [контактировать].
— Да, или с тобой не хотят. А с кем‑нибудь другим вполне себе. Но это обидно.
— А может, наоборот, пронесло.
«Работать с травматическими сюжетами не через тело — это прошлый век»
— Запрос к эмбодимент-фасилитатору Человек, обучающий эмбодимент-практикам. может быть как психологический, так и связанный с неким поведением. А может быть запрос про тело — про сутлость, например? Хотя с этим, наверное, сложнее прийти, ведь люди не замечают, что они делают своим телом в пространстве, еще больше, чем свои чувства и ощущения. Эмбодимент-подход помогает увидеть, как это работает?
— Да, может помочь понять, про что это.
— И человек может в процессе такой работы с эмбодимент-специалистом раскопать из некой конфигурации своего тела целую историю?
— Да, так и происходит. Но при этом, раскопав или обнаружив это, у него всегда есть выбор, что с этим делать.
— Оставить как есть или начать менять что‑то в жизни.
— Есть ли цена моей не-сутулости? А если эта цена — пересмотр отношений со всеми людьми, в которые я когда‑либо вступал в своей жизни? И человек такой: «Ой, ребят, знаете, я лучше пойду в зал, мне там чего‑нибудь закачают, и я перестану сутулиться».
— А это что, работает — закачивание мышц?
— Закачал и перестал сутулиться. Но куда это упало дальше, если вопрос не решен? Я так понимаю, что проблема остается в теле, хоронится глубже?
— Что значит «я сутулюсь»? Это значит, что в определенных жизненных обстоятельствах я принимаю такую позу. Потом она становится привычной, создает определенную конфигурацию позвоночника и мышц. И, может быть, я не буду больше этого делать. Часто когда люди начинают заниматься практиками, которые связаны с выравниванием чего бы то ни было — в йоге, в танцах, там, где люди помешаны на осанке (хотя осанка — дурацкое слово и ничего не значит), — в процессе этого выравнивания в жизни они начинают чаще быть с открытой грудной клеткой. Как это влияет на существование, на самоощущение, на то, что я делаю или не делаю? Некоторым образом влияет.
— Сегодня если человек планирует обратиться к психологу, для него есть много статей и советов, куда именно пойти и какой вид терапии выбрать. А на эмбодимент кому идти?
— Зона эмбодимента — это все, в чем играет большую роль тело. Все, что связано со стрессовыми реакциями. Все, что касается травматизации. Сегодня если вам предлагают работать с травматическими сюжетами, не работая через тело, — это прошлый век. Также эмбодимент хорош для развития прикладных навыков. Фокус эмбодимент-работы очень быстро и эффективно работает с вопросами вроде «Как бы так сделать, чтобы перестать бояться разговаривать с людьми?».
— Как быть с тем, если человек говорит: «Я ничего не чувствую»? Тебе больно? Ну, нормально. А как ты себя чувствуешь? Нормально. Нет возможности почувствовать то же самое, что он или она, нет возможности назвать чувства. Эмбодимент подойдет тому, кто совсем не может это извлечь и заметить?
— Подойдет, конечно. Стивен Хокинг был одним из наиболее ярких эмбодимент-воплощенных людей. У него были глаза. Если человек может каким‑то образом что‑то про свое тело заметить, например, стоит он или сидит…
— Тело есть — уже можно работать?
— Да. У тебя сейчас голова опущена скорее вниз или запрокинута назад? Скорее вниз. И с этим уже можно начать работать.
«Добавьте присутствия в свою левую лопатку»
— Как лично вы пришли к эмбодименту?
— По основному виду деятельности я специалист в обучении. И все 90-е проработала в образовании. Потом начала писать тексты и стала главным редактором. В 2000-м году сижу в кофейне на Дмитровке, пью кофе с толпой известных ныне людей, и вдруг приходят какие‑то люди, раздвигают столики, ставят свой диск и начинают танцевать.
— Средь бела дня?
— Ближе к вечеру. У меня отвалилась челюсть, потому что они танцевали танго, и я захотела так же. Я пару раз за всем за этим наблюдала, потом набралась смелости и пошла учиться танцевать танго. До этого я никогда ничего не танцевала.
— Как устроено это обучение, есть ли официальные дипломы?
— Это официальные программы, официальные дипломы. К сожалению, у меня базовое педагогическое, а не психологическое и не медицинское образование, поэтому у меня нет документа о втором высшем или переквалификации. Но есть все документы о том, что я обучилась. Я продолжала танцевать и начала работать как телесный специалист, вела танцевально-двигательные и телесно-развивающие занятия. У меня уже была собственная консультационно-терапевтическая практика.
Моя практика развивалась, и в какой‑то момент я почувствовала, как нарастает неудовольствие. По двум причинам. Первый дискомфорт был связан с языком. Сейчас мы странные слова и выражения из области телесной терапии называем «единороги». Я, особенно как ведущий танцевально-двигательных занятий, могла давать такие инструкции: «Добавьте присутствия в свою левую лопатку». Было сложно объяснить обычному человеку, что же мы такое делаем.
Второй — пока человек танцует в зале, все супер, а потом он уходит, и почти ничего не меняется. Переноса навыка не происходит. Это меня скребло. Я полезла в ютьюб в поисках вдохновения, и мне на первой странице вылетел молодой человек приятной наружности (Марк Уолш — один из создателей EFC), который говорил про все эти тонкие ощущения и переживания на чертовски понятном языке.
Он называл это словом «эмбодимент». Я подумала, что хочу научиться так же разговаривать, это была моя первая задача. Я подписалась на рассылку, а через полгода пришло письмо от Марка, что они открывают учебную программу. Несколько месяцев я думала: «Попустись, женщина, тебе уже 43 года, ты никогда в жизни не училась на чужом языке, в чужой стране, и вообще это для молодых». Я уж молчу, сколько денег это стоило. Это был персональный вызов. Я боролась с собой, а потом нашла поддержку, подала заявку и поехала учиться в Лондон. А пару недель назад мы выпустили пятый курс программы Embodied Facilitator Course Russia, в России она работает уже шесть лет.
«90% глобальных проблем человечества — из‑за отсутствия контакта с собственной телесностью»
— Можно подробнее про Embodied Facilitator Course?
— [Придумали] это два человека — Марк Уолш и Фрэнсис Бриерс, они оба бизнес-тренеры, оба люди с большим бэкграундом разных практик. Фрэнсис — актер, профессионально обучался и работал в театральных проектах, ведущий практики «Пять ритмов» и тренинга «Самурайская игра», замечательный поэт и философ. Марк Уолш тоже специализировался изначально на работе с бизнесом, много чему учился, получил черный пояс в боевых искусствах и так далее.
В какой‑то момент они подумали, что нужно сделать программу подготовки разных специалистов, которые уже что‑то делают, неважно что именно (психологи, коучи, учителя йоги, тренеры по вокалу), с точки зрения эмбодимента. Программу, которая включит в практику для людей из разных подходов внимание к телу.
Особенность программы в том, что она не говорит, что существует единственный правильный способ работы или существует какая‑то единственно правильная практика. «Приходите на цигун — он решит все ваши проблемы». Нет! В этой программе им удалось вытащить значимые принципы, которые есть в любой хорошей эмбодимент-работе, и этим принципам мы учим: ощущать себя и свою телесность, видеть телесность другого человека и все время про нее помнить.
В середине своего обучения в Лондоне я четко поняла: нам это надо! Прямо жизненно необходимо. И начала обсуждать с Марком возможность открыть программу в России. Через год мне удалось его убедить. В России есть люди, которым это интересно, а я могу быть надежным бизнес-партнером. Мы ударили по рукам в декабре 2014-го, мне оставалось надеяться, что среди 146 миллионов я найду тех двадцать смельчаков, которые откликнутся на мой призыв.
За пять лет у нас выпустилось около 90 сертифицированных специалистов. Еще порядка 150 человек прошли обучение на наших онлайн-курсах. Цифры небольшие, конечно. Но когда понимаешь, что каждый выпускник программы за год доносит эти идеи и инструменты до сотен, а то и больше, спасибо интернету, людей, — много это или мало?
— Тут, думаю, добавить бы нам, как вы, Александра, стали матерью эмбодимента в России, что думаете?
10 эмбодимент-упражнений, которые учат расслабляться, отстаивать личные границы и доверять другим
Тактика работы с разумом через тело
Культовый британский эмбодимент-тренер Марк Уолш определяет наше общество как «движениефобное». Попробуйте танцевать на улице или заняться йогой в аэропорту — как на это отреагируют окружающие? Как сами будете себя при этом чувствовать? Сравните с тем, как свободно, без всякого стеснения движутся собаки или маленькие дети. Эмбодимент-подход отказывается от «взрослого» взгляда на тело. Его особенность — идея, что тело и разум постоянно друг на друга влияют, внимательность ко всему телесному и попытки через эту внимательность воздействовать на чувства и мысли. Такой взгляд соответствует результатам нейробиологических исследований. Даже просто размышление об объекте (яблоке, например) вызывает в мозге активность, связанную с прошлыми телесными реакциями на него (тяжесть плода в руке). Поэтому жесты помогают усваивать знания, улыбка, даже фальшивая, поднимает настроение, а упражнения с акцентом на связь тела и духа уменьшают стресс и самокритику.
Reminder собрал самые интересные эмбодимент-практики: для борьбы со стрессом и бодрости, развития любви к себе и доверия к партнеру, сохранения здравомыслия во время конфликта и отстаивания личных границ.
Заземление для релаксации
Центрирование — это практики, которые помогают регулировать эмоции: быстро остановить реакцию «бей или беги» и успокоиться, когда стресс излишне будоражит. Одна из таких техник, заземление, также развивает внимательность к телу и способность понимать его сигналы. Ее можно практиковать при любом удобном случае. Вот как это делать.
Разминка для бодрости
Не все техники центрирования направлены на релаксацию. Некоторые, наоборот, помогают взбодриться и почувствовать себя более энергичным, если ваша реакция на стресс — не «бей или беги», а «замри». Одна из таких техник активирует симпатическую нервную систему с помощью пары простых движений.
Упражнение для телесной осознанности
Если связь с телом нарушена, мы переедаем или перегружаем себя работой. Лекарство — развитие внимательности к телу, ключевого компонента эмбодимента. На самом деле эмбодимент-практикой может быть что угодно: танцы, йога, ходьба по лестнице или даже лежание в кровати — если включает телесную осознанность. Вот упражнение автора метода развития такой осознанности Being In Movement Пола Линдена.
Асана для прощения себя и других
Смысл эмбодимент-йоги — не в улучшении физической формы, а в развитии новых состояний и качеств. Движением можно отвечать на самые разные вопросы. Например: «В какой позе я чувствую себя уверенным/радостным/свободным? Как говорить «нет» или «да» своим телом?» Следующая асана, «Отпускание», подойдет тем, кто хочет отпустить негативные мысли, простить обиды и двигаться дальше.
Асана для развития любви к себе
Еще одна простая поза из эмбодимент-йоги, «Забота о себе», помогает оценить отношения с самим собой и наладить их. Как и любое движение в эмбодименте, ее важно выполнять не механически, а погрузиться в смысл движения: направить всю любовь, сострадание, заботу, нежность, которые вы чувствуете, к себе. Если асана вызовет эмоциональный отклик, это нормально, вы все сделали правильно. Этим движением спрашиваете себя: «Достаточно ли я к себе добр?» Если ответ категорическое «нет», если вы склонны себя постоянно критиковать, вы можете почувствовать грусть и даже заплакать.
Медитация для спокойствия и энергии
Порой внимание фокусируется на негативных мыслях, что истощает. Чтобы выйти из порочного круга руминации и почувствовать себя спокойным и энергичным, эмбодимент-эксперт по борьбе с телесными реакциями на стресс и мастер айкидо Венди Палмер предлагает «Медитацию спирального дыхания» — дыхательное упражнение с акцентом на визуализацию и легким эзотерическим флером.
Тренировка самоконтроля во время конфликта
Техника для выстраивания личных границ
Что происходит, когда вы чувствуете давление? Как мы уже выяснили, обычно во время конфликта люди как будто сжимаются. Некоторые, наоборот, проявляют агрессию. Обе реакции не оптимальны, а секрет эффективной самозащиты — в неагрессивной силе и стойкости. Чтобы чувствовать их внутри и выражать на уровне тела в момент напряжения, для начала нужно ощутить себя уверенно и выстроить границы в повседневной жизни. Вот еще одна практика из арсенала Пола Линдена, которая этому научит.
Упражнение для лечения страха близости
Ходьба для открытости к переменам
Упражнение из книги «Интуитивное тело», в которой мастер айкидо Венди Палмер описывает простые практики для развития лидерских способностей и контроля реакций на стресс. Вот суть. Ходьба назад — то, что автоматически вызывает чувство напряжения и скованности. Мы воспринимаем такое движение негативно, связывая его с удалением от цели. Но разрешая себе двигаться только вперед и никогда — возвращаться назад, мы обрекаем себя на стресс и эмоциональное выгорание. После длительных тренировок обратная ходьба перестанет приносить дискомфорт, что на эмоциональном уровне Палмер приравнивает к открытости к переменам.