Эриксоновский коучинг основан на следующих принципах:
МЕТОДЫ: В основе всех обучающих программ Международного Эриксоновского Университета лежат методики системного мышления, технологии, направленные на результаты, новейшие исследования в области психолингвистики и управления.
Мы используем модели, основанные на творческом видении, которые дают ключи к открытию, поддержанию и развитию этого видения.
Наши методики интегрированы, цельны и наглядны. Они помогают исследовать поведение людей и помогают создать наиболее эффективное направление для личного и корпоративного развития. Мы даем возможность людям изменить взгляд на окружающий мир, на существующие ситуации. Понятие «коучинг личной эффективности», технологии, лежащие в основе наших программ, стимулируют стремительный рост творчества и выводят на новый уровень коммуникацию и качество взаимодействия в командах.
Уникальность коучинга
Психотерапия и коучинг
В отличие от терапии и консультирования, коучи не фокусируются на детском или прошлом негативном опыте, который может быть причиной того, как живёт или что чувствует человек.
Консалтинг и коучинг
Задача консультанта – определить проблему человека или организации и предложить свои решения, основываясь на знаниях и опыте решения проблем; часто они сами и реализуют эти решения. Задача коуча – использовать техники и инструменты, чтобы помочь клиенту сгенерировать собственные решения, а затем поддерживать клиентов в их исполнении.
Спортивный тренер и коуч
Когда человек, не знакомый с коучингом, слышит слово “coach”, то начинает думать о футболе, но задача спортивного тренера – ставить задачи и вести к победе. Те навыки, которые используют спортивные тренеры во всём мире – обучение, корректировка и управление. Профессиональный лайф, бизнес-коучинг или коучинг топ-менеджеров – это совсем иное; здесь клиент сам ставит перед собой цели.
Результаты обучения коучингу в Международном Эриксоновском Университете Коучинга
Это совместная работа человека с коучем над решением его жизненных задач и достижением жизненных целей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАЙФ – КОУЧИНГА
КОУЧИНГ В УПРАВЛЕНИИ. EXECUTIVE COACHING
КОУЧИНГ В КОМПАНИИ (БИЗНЕСЕ)
Что дает управленцам (топ-менеджерам) работа с коучем.
Что дает руководителям среднего звена работа с коучем.
Если кратко, то смысл принципов Милтона Эриксона такой:
Задача коуча – уважать своеобразие личности человека, помочь клиенту раскрыть внутренние ресурсы и таланты, осознать свои сильные стороны и найти оптимальный путь развития.
Развитие человека является важной его потребностью. Когда что-то мешает полноценному росту и развитию личности, у человека возникают трудности в самореализации, проявлении себя, отношениях с другими людьми, сложности в определенных областях своей жизни или жизни в целом.
Благодаря тактичному и уважительному отношению коуча, который фокусирует внимание не на недостатках, а на сильных сторонах личности клиента, человек освобождается от внутренних ограничений и начинает успешно реализовывать свои планы и достигать поставленных целей, а значит, развиваться эффективно и всесторонне.
2. У каждого человека есть все необходимые ресурсы для достижения цели.
Смысл в том, что если человек к чему-то стремиться, то у него есть внутренние ресурсы и способности для достижения этого. Если ваше желание истинное, т.е. идущее от ваших потребностей и внутренних ценностей, оно вам по силам. Даже если цель кажется недостижимой на сегодняшний день, со временем, прилагая усилия, человек будет способен реализовать ее.
Таким образом, коуч помогает клиенту перенаправить внимание на поиск возможностей для осуществления задуманного, определить, какие ресурсы – внешние и внутренние (материальные и нематериальные) – потребуются для этого и составить план. Когда человек начинает видеть этапы своего пути к цели, понимает, что необходимо сделать и что для этого понадобиться, какова бы ни была цель, она становится достижимой. Коуч помогает клиенту раскрыть внутренние ресурсы и начать мыслить с позиции возможностей, тем самым преодолеть страх и сомнения в себе.
3. Изменения происходят постоянно и они неизбежны. Люди учатся
Мир вокруг меняется, и мы постоянно получаем новую информацию и ощущения, новый опыт. А значит, мы тоже меняемся. И не так важно, каким ты был раньше, важно, каким ты становишься.
Даже если кажется, что вы застряли на месте, вокруг вас находятся различные возможности, и важно их суметь разглядеть. Вы постоянно учитесь. Сейчас, в информационный век, люди учатся все быстрее.
Коуч помогает человеку осознавать опыт, извлекать максимум пользы из доступной ему информации и ситуации. Самому создавать позитивные изменения в своей жизни, ставить цели и двигаться вперед, постоянно фокусируясь на желаемом результате и на возможностях для его достижения.
Пока вы читаете эту статью, изменения уже происходят.
4. За каждым действием стоит позитивное намерение
За каждым нашим поступком и решением стоит позитивное намерение. Если сделать отмотку назад, вы осознаете его. Это намерение будет связано с вашими ценностями, и само по себе оно очень позитивно, т.е. ведет к росту и развитию. Но способы реализации данного намерения могут быть как позитивными, так и деструктивными.
Часто люди, стремясь улучшить отношения, начинают спорить между собой, и каждый стремиться склонить к своему мнению другого, изменить его. Родители, желая блага своим детям и заботясь об их будущем, начинают читать им нотации, ругать, идти путем запретов и силы. Понятно, что таким образом взаимопонимание и доверие в отношениях теряется. И таких примеров тысячи, зачастую люди, стремясь сделать как лучше, только усугубляют ситуацию.
Коуч помогает осознать человеку истинное намерение и определить, какие способы его реализации являются эффективными, а какие – нет. Благодаря вопросам и приемам коучинга, клиент находит наилучшие пути решения и осуществляет желаемую цель способом, который удовлетворяет и его самого, и окружающих.
Это факт. Проблема состоит не в том, что человек делает не правильный выбор, а в том, что человек не видит позитивных возможностей и других вариантов. Человек подсознательно выбирает то, что для него будет наилучшим в данный момент. Если осознать и сравнить все варианты, которые человек видел перед собой, вы убедитесь, что он выделил лучшие из них.
Коуч помогает клиенту увидеть максимум позитивных возможностей, выйти за узкие рамки прежних привычек и опыта, расширить границы мышления и по-настоящему широко, творчески решать свои задачи. Коучинг способствует раскрытию внутреннего потенциала человека, а значит, возможностей у него становится гораздо больше!
Таким, образом, Эриксоновский коучинг предполагает следование принципам Милтона Эриксона и процесс трансформационной работы, меняющей мышление и восприятие клиента. Важным моментом в этом процессе становится раскрытие потенциала человека. Активизация его внутренних ресурсов, талантов и способностей, а также развитие нужных качеств личности. И достижение поставленных целей, конкретных видимых результатов. Проводником принципов и идей Милтона Эриксона в коучинг стала Мерилин Аткинсон, основатель Международного Эриксоновского университета. Мерилин является мастером НЛП, опытным коучем и одним из гуру мирового коучинга.
В Академии Коучинга Virtus Coach вы можете глубже познакомиться с трансформационным коучингом, основанным на принципах Милтона Эриксона. А также узнать об этом на наших вебинарах: Все о коучинге.
Каждый человек стремиться к успеху в отношениях, карьере, жизни, но не каждый достигает желаемых результатов. Наукой доказано – каждый человек знает на подсознательном уровне как решить проблему, ведь эта проблема (какая бы они ни была) находится в самом человеке. Но человек не склонен копаться и разбираться в себе, ему проще найти этот ответ извне.
Важно помнить, что если человек застрял на месте, ему нужно разглядеть вокруг различные возможности. Он умеет это делать на подсознательном уровне.
В нашем современном мире появились услуги коучей, которые могут помочь человеку понять, что мешает ему достичь своей мечты, для этого они применяют специальные вопросы. Эти вопросы разработаны с учётом особенностей человеческой психики, функционирования мозга.
Коучинг — вид психологического консультирования, при котором специалист подталкивает клиента разными сильными вопросами к нужной мысли.
Такими исследованиями человеческой психики занимался американский психотерапевт Милтон Эриксон. Он провел 140 научных, разработал методики гипноза, основал клинический гипноз. Он разрабатывал обучение возможности контролировать свою жизнь и осуществлять свои мечты и цели.
Основные принципы, выдвигаемых Эриксоном:
Эриксоновский коучинг состоит из четырёх-квадратной модели, в которой сосредоточены искусство и наука, материальное и духовное, отношения и планы, стратегии и инновации.
Коучнг очень прост и очень эффективен, что каждый желающий может воспользоваться. Он помогает преодолеть ограничения и возражения клиентов. Руководителям поможет повысить профессиональную эффективность.
Пройдя 4 модуля Эриксоновского коучинга человек отлично достигает поставленные цели и становится гораздо лучше видеть наперед свои шаги.
Работа коуча по методу Эриксона:
Результат работы с коучем:
Если при прочтении текста Вы хотели бы решить свою проблему, обращайтесь ко мне – психологу, психоаналитическому терапевту Андрею Филиппову. Я буду рад быть Вам полезным.
История создания Эриксоновского Университета Коучинга
МЭРИЛИН АТКИНСОН
Мэрилин является автором многих работ, с 1985 года ведет преподавательскую и консультативную деятельность в ведущих корпорациях мира, является основателем и президентом Международного Эриксоновского Университета (Канада) и по сей день.
Мэрилин является автором книг: «Пошаговая система Коучинга» и «Внутренняя Динамика Коучинга», которые в 2009 г. были опубликованы на русском языке. Подробнее о Мэрилин Аткинсон по ссылке >>>
МИЛТОН ЭРИКСОН
Написал более 140 работ по психотерапии. В 1923 г. разработал ряд методик гипнотерапии, в том числе метод «поднятия руки».
С 1948 г. жил и работал в г. Феникс, шт. Аризона. После 1967 г., в результате осложнений, вызванных полиомиелитом, оказался прикованным к инвалидной коляске.
Мэрилин Аткинсон, д-р психологии и основатель Международного Эриксоновского Университета, в 60-е годы принимала активное участие в развитии гештальтпсихологии и сотрудничала с Фритцем Перлзом, а в 70-е – с Вирджинией Сатир. Мэрилин также изучала различные духовные направления, включающие суфийские и буддистские учения. Она разделяла основные взгляды того времени, ей было интересно исследовать все методы, которые позволяют человеку учиться тому, чтобы брать под контроль свою жизнь и двигаться вперед. Особенно д-р Аткинсон интересовалась работой д-ра Милтона Эриксона, Американского психиатра и гипнотерапевта. Он обладал блестящим пытливым умом и был, прежде всего, авторитетным терапевтом, чью работу изучали студенты из НЛП сообщества. Эриксон выделил несколько принципов, которые удивляли многих людей, а в некоторых контекстах поначалу даже шокировали, хотя действительно нашли свое подтверждение в практике. Многие принципы Эриксона, которые применялись в гипнотерапии, оказались эффективны в консультировании.
В те годы Мэрилин Аткинсон начала проводить свои авторские семинары, работая в направлениях НЛП и гипнотерапии, развивая методы, направленные на поиск решения, и методы ускоренного обучения, которые стали основными обучающими принципами и методами ее работы.
В 1980 году, в Ванкувере, она открыла первый в Британской Колумбии Институт НЛП и стала первым человеком, который принес НЛП в Канаду. Далее она открыла НЛП Институт в Торонто и Онтарио, где проводила различные открытые и закрытые курсы. С 1985 года Мэрилин Аткинсон начала вести преподавательскую и консультативную деятельность в крупных корпорациях мира. М. Аткинсон делала большие проекты с такими корпорациями, как IBM. Впервые ее пригласили в Россию в 1989 году для проведения тренинга по НЛП.
Также д-р Аткинсон открыла, что в процессе обучения людей навыкам, так называемых гениев, у студентов не было места для продолжения последовательной практики этих навыков, для их глубокой интеграции. Чтобы удовлетворить эту потребность, в 1995 году д-р Аткинсон открыла Эриксоновский Университет как место, где студенты могли бы иметь достаточно времени для интеграции навыков, необходимых для их продолжающегося развития.
Поэтому она разработала двухгодичный дипломный курс под названием «Консультирование, направленное на поиск решения». Первый год обучения был посвящен основам Эриксоновской гипнотерапии, основам НЛП и практике консультирования. Во второй год обучение было сконцентрировано на таких специализациях, как семейное консультирование, терапия зависимостей, консультирование последствий сексуального насилия, терапевтические вмешательства. В 2000 году Международный Эриксоновский Университет получил аккредитацию в качестве образовательного учреждения.
В 1995 года д-р Аткинсон начала проводить обучающую коучинговую программу. Она включала в себя наиболее эффективные методы консультирования, направленного на поиск решения и переносила фокус внимания на будущее с помощью особых моделей задавания вопросов, направленных на поиск решения проблем, а не на их обозначение. Эта авторская модель с акцентом на визуализации будущего, использующая техники НЛП, структуру построения вопросов, основанную на принципах функционирования человеческой психики, была радушно принята начинающими и действующими коучами, как значительный вклад в коучинговое движение.
В апреле 2000 года д-р Аткинсон запустила курс «Наука и искусство коучинга», базирующийся на этой первоначальной модели, который был направлен на удовлетворение потребности растущего коучингового движения. В 2003 году программа «Наука и искусство коучинга» была аккредитована Международной Федерацией Коучинга (ICF) и является аккредитованной тренинговой программой (ACTP).
В данной статье речь пойдет об Эриксоновской методике коучинга, отличающейся от коуч-менторного механизма (о нем поговорим уже в другой раз)
Так кто же такой коуч и какая от него польза?
Первым делом этимология. Меня, как человека, предпочитающего пользоваться русскими словами, слово «коучинг» поначалу раздражало. Но по сути, оно вполне корректно. В английском языке есть слова Trainer и Coach, несущие разную смысловую нагрузку и берущие начало из спорта. Тренер – это человек, который помогает натренировать конкретные навыки. Коуч… в назначении коучинга я и хотел бы разобраться в данной статье.
Для начала, рассмотрим утрированный пример:
Вы голодны. Вы хотите есть сейчас и знаете, что завтра вам тоже понадобится еда. Вы ищите информацию – «как прокормить себя?» Привлекаете консультанта, который говорит: «вы знаете, жители деревни Виллариба int. corporation отлично решили данную проблему, сформировав матричную систему рыбной ловли; я лично был задействован в этом проекте, и теперь они не только всегда сыты, но и продают излишки местным аборигенам!».
Услышав о столь позитивном опыте, вы тут же смекаете, что рядом с вашим домом немало водоемов и вы, обрадовавшись такой перспективе, тратите время, деньги, силы и прочие ресурсы на обучение мастерству рыбалки себя и своих домочадцев (кстати, это работа тренера – научить, как изготовить удилище, как использовать наживку, как выбирать место для ловли и т.п.). После, закупив снаряжение и приступив к ловле, вы обнаруживаете, что в одних доступных вам водоемах рыбы мало, в других ее запрещено ловить, при этом вы понимаете, что рыба – это далеко не самое удачное блюдо именно для вашего повседневного рациона.
Вы потратили ресурсы сначала на обучение, а затем на то, чтобы на практике осознать бесполезность этих затрат, т.к. ваша главная цель, стабильно кормить себя, не может быть достигнута в вашем конкретном случае, в отличие от успешного опыта Виллариба int. corp. (о чем тренер, учивший вас рыбалке, вряд ли мог быть полностью в курсе; он честно выполнил свою работу). Но тут вы видите предложение – научим профессионально охотиться.
Рядом с вашим домом полно лесов и заводей, где водится дичь. Вы, наученный опытом, заранее озаботились разрешениями, а также отведали разных лакомств из дичи. Предвкушая отличный результат, вы снова тратите свои ресурсы на обучение, закупаете снаряжение, приступаете к практическим действиям, а потом понимаете, что денежные и временные затраты на сам процесс охоты выше, чем стоимость дичи, которую вам удается добыть. Плюс сезонность, плюс зависимость от вашего состояния здоровья.
Но самое главное, реально убив пару невинных зверушек, вы осознаете, что морально для вас такой способ просто неприемлем и у вас больше рука не поднимется. Снова цель не достигнута, а время, деньги и силы потрачены. В конечном итоге вы понимаете, какой способ был на самом деле подходящим именно для вас (например, земледелие), но к этому моменту у вас уже не осталось средств на полноценное внедрение этого метода, вас лихорадит, вы перебиваетесь, сидите в кредитах и т.д. При этом понимаете, что если бы сразу приняли актуальное решение, то достигли бы успеха гораздо раньше и с меньшими затратами. «Если бы молодость знала, если бы старость могла».
В бизнесе, да и в личных делах, подобные ситуации случаются достаточно часто, при этом факты и информация гораздо более размыты, неоднозначны и сложны.
Что мы тогда делаем? Для начала, мы обдумываем дальнейшие действия. Кто-то тратит на это минимум времени, быстро предпринимает действия и несет при этом риск споткнуться или пойти не в ту сторону. Кто-то бесконечно рефлексирует, переосмысливает одно и тоже, сомневается до такой степени, что рискует так и не перейти к действиям. Особенно, скорость важна в современном мире, когда некоторая информация устаревает уже в момент своего появления. Кто-то старается выдержать золотую середину. Кстати говоря, попытка привлечь кого-то к принятию решения за нас, например, нанять консультанта, это тоже действие, к которому нас приводит предшествующий мыслительный процесс.
Таким образом, наша первая задача — это быстро и взвешенно принять решения о действиях, которые направлены на достижение наших личных целей и соответствуют нашим истинным ценностям.
На этом моменте мы как раз можем сформулировать определение, кто же такой коуч:
Коуч — это ваш профессиональный инструмент в определении целей и их достижении.
При чем, не имеет особого значения, что это за цели — ремонт в квартире или постройка многомиллиардной финансовой компании. У каждого человека свои ценности и ресурсы, свой размах деятельности, а механизм решения определенной выше задачи достаточно универсален.
Задача коуча — помочь человеку последовательно и разносторонне проработать информацию, чтобы тот самостоятельно выявил приоритетные для себя ценности, расширил понимание своих возможностей, определил соответствующие цели, преодолел сомнения, поставил конкретные задачи и решил их.
Коуч знает, что никто не сможет понять, чего именно вы хотите и как этого добиться, лучше, чем вы сами. Тот маршрут, который вы рассчитаете и проложите самостоятельно — это ваше решение, не навязанное кем-либо, а потому наиболее приемлемое для дальнейшей реализации вами. Именно поэтому, коуч не дает субъективных советов, не настаивает на конкретных действиях и решениях. Он помогает вам структурировать ваши собственные мысли, сосредоточиться на важных для вас моментах и выстроить логические взаимосвязи. И что немаловажно, делает это быстро.
Если бы в примере с рыбной ловлей вы обратились не к тренеру, а к коучу, он бы первым делом спросил – «а зачем вам учиться ловить рыбу?» и «почему получение данного навыка является для вас важным?» Вы бы ответили, что вам нужно стабильно кормить себя и семью. Дальше последовала бы цепь различных вопросов и заданий, благодаря которой, вы бы, во первых, проработали несколько вариантов помимо рыбалки, во-вторых, определили бы наиболее значимые факторы, которые лично вам надо учитывать при принятии решения.
С высокой вероятностью, менее чем через час вы бы не только осознали, что земледелие является для вас наилучшим выбором, но и видели бы план реализации этого метода, осознавали бы свою роль в реализации. При этом, у вас остались бы сэкономленные ресурсы, которые вы направили бы на закуп семян и привлечение экспертов по земледелию, а не по рыбалке и охоте, с покупкой крючков и ружей. В более сложной ситуации, вам, возможно, понадобилось бы больше времени. В стратегическом планировании, коучинговая проработка ситуации может занять, например, 5-10 часов суммарно из нескольких сессий, иногда и больше, в зависимости от масштаба целей. В любом случае, такие временные затраты ничтожны по сравнению с их влиянием на результат.
Что ценно, работая с коучем, вы достаточно быстро учитесь самостоятельно пользоваться теми технологиями целеполагания и планирования, которые он применяет. Вы учитесь в любой непредвиденной ситуации, при любой дилемме или сложной задаче мгновенно, самостоятельно выстраивать алгоритм своей работы так, чтобы в короткий срок определить наилучший для вас возможный результат и спланировать его достижение, учитывая те ключевые нюансы, которые при хаотичном подходе вы могли не заметить или сбросить на второй план.
Главное достижение – своевременная осознанность. Никакой магии, никаких карточных фокусов. Вы получаете навык адаптации к любым деловым и жизненным ситуациям. Учитесь организовывать свою деятельность так, как вы сами того хотите и считаете правильным.
Также, сама по себе работа с коучем – это очень благоприятный процесс для выгрузки и структурирования мыслей, когда вам помогают сосредоточиться и расширить рамки для анализа ситуации. Само по себе проговаривание в слух, помогает сформулировать новые идеи и решения.
Важно понимать, что коуч – это не психолог. Главное отличие в том, что психолог работает в основном с вашим прошлым. Иногда, к сожалению, помощь психолога бывает необходима, если груз прошлого не позволяет двигаться в будущее, но это уже не работа для коуча. Т.е., если бы вы сказали психологу, что хотите научиться ловить рыбу, он спросил бы вас: «ходили ли вы в детстве с отцом на рыбалку и каковы были ваши с ним отношения?».
Коуч же руководствуется другой технологией. Он работает с вашим будущим, при этом для коуча вы – «чемпион», человек, который делает для себя наилучший выбор и у которого изначально есть все ресурсы для достижения своих целей (модель Милтона Эриксона). Он делает ставку на вас, также как спортивный коуч помогает своему чемпиону двигаться к олимпийской медали. Его приоритет — ваша свобода делать то, что вы сами решили и спланировали, ваше собственное развитие.
Кстати говоря, благодаря универсальности и результативности, коучинговые механизмы хорошо интегрируются и в решение командных задач. Они отлично модернизируют совещания и дебаты, направляя их в конструктивное русло. Когда руководитель, при взаимодействии с подчиненными, использует коучинговые механизмы, ему лучше удается формировать у них единое понятийное поле, а также выявлять тех сотрудников, у которых цели и ценности больше совпадают с целями и ценностями компании в целом или для конкретной должности. Также, за счет повышения уровня осознанности, у сотрудников повышается самостоятельность, что делает последующее делегирование результативнее.
Тимоти Голви, признанный гуру спортивного, а затем и бизнес-коучинга, предложил простую и логичную формулу:
Исходя из нее, эффективное решение любой задачи зависит от того, насколько полно мы:
проработаем свой потенциал, увидим имеющиеся ресурсы и возможности, поймем, как их использовать (Голви использовал коучинг, чтобы раскрыть потенциал человека и таким образом помочь ему достичь максимальной эффективности); устраним надуманные препятствия (страх, сомнения, неопределенность, стереотипы) которые иногда оказываются страшнее реальных (Голви, работая со спортсменами, ставил своей задачей помочь им устранить или смягчить внутренние препятствия); проработаем варианты преодоления реальных препятствий (рыночная среда, ограниченность ресурсов и т.п.), где, помимо логики, огромное значение имеет наша воля осознанно идти на преодоление. Коуч – это профессиональный проводник в работе на каждом этапе.
Наш мир уже настолько глобализован, что влиять на него в одиночку практически никому не под силу. Но, правильно осмыслив локальную среду, возможности, ходы и выходы, можно гораздо эффективнее адаптироваться, принимать своевременные решения и предпринимать верные действия, чтобы в непоколебимом мире, тем не менее, прокладывать себе путь к собственной цели. При этом, придется полагаться на свои собственные решения, т.к. обещания сделать всё за нас и привести нас к успеху со стороны – это всего лишь красивая обертка чужих целей. Да, консультации и тренировки очень важны, но они лишь инструмент, который изначально должен быть правильно выбран для решения ваших собственных задач.
Коуч помогает людям самостоятельно, профессионально продумывать и принимать решения. Он не советник, не наставник, не тренер и не учитель. Коуч, как мы выше определили — это помощник в целеполагании и достижении целей. Сначала, он будет проводником. Затем, вы сможете перенять его технологии и действовать самостоятельно.
Это первая часть статьи, в которой я постарался дать первоначальное определение коучингу. В следующей части я постараюсь подробнее рассказать о самих его механизмах и поделиться некоторыми приемами, которые можно применять в работе.
В завершении хочу сказать, что на сегодняшний день, при решении любой сложной задачи я применяю, как бы ни звучало их название, эти самые коучинговые механизмы. Жаль лишь, что не овладел ими раньше.