если чистая прибыль отрицательная что это значит
Что такое чистая прибыль компании?
Инвестпривет, друзья! В финансовых отчетах компании фигурирует такое понятие, как «чистая прибыль». Если говорить простыми словами, то это прибыль, которая осталась у компании после выплаты всех обязательных расходов. Но давайте детально разберемся, как формируется чистая прибыль и чем она отличается от прочих видов прибыли.
Что такое чистая прибыль и как ее посчитать
Что такое вообще прибыль? Это разница между доходами и расходами предприятия. Прибыль бывает положительная – это значит, что доходы больше расходов, и всё в компании нормально. У нее хватает денег для развития и на дивиденды. Если чистая прибыль отрицательная – значит, нужно разбираться, почему так происходит, потому что это не всегда плохо.
Чистая прибыль предприятия – это выручка, очищенная от всех расходов, включая налоги, амортизацию, себестоимость продукции и т.д. Если говорить простыми словами, то чистая прибыль — это деньги компании, которые остались у нее после выплаты всех расходов и формирования денежных резервов.
Что такое выручка? Это все средства, заработанные компанией от своей деятельности. Выручка указывается в отчете о прибылях и убытках в самой первой строке.
Например, вот выручка в отчете Лукойла.
Выручка, в отличие от прибыли, не может быть отрицательной. Я смотрю на выручку в динамике. Рост выручки важен, даже если прибыль сокращается – получается, что компания в целом зарабатывает больше денег. Чистая же прибыль может уменьшаться за счет внешних факторов, переоценки (т.е. бумажных убытков) и по другим причинам. Но если падает выручка, то это катастрофа.
Рост прибыли при падающей выручке – это тоже мало хорошего. Это значит, что компания режет расходы, чтобы показать рост прибыли. Но в будущем это может аукнуться нехваткой средств для развития.
Итак, чтобы посчитать чистую прибыль, нам нужно из выручки вычесть все расходы. По сути структура отчета о прибылях и убытках уже подсказывает, что именно нужно вычитать. Но вот на всякий случай формула:
Чистая прибыль = выручка – себестоимость – амортизация – прочие операционные расходы – доходы от финансовой деятельности – налоги – прочие расходы
Давайте в ней разбираться детально.
Компания заработала определенное количество денег, продав свою продукцию. Но сперва эту продукцию нужно купить (или добыть), затратив на это некую сумму.
Так, Лукойл продал продукции на сумму 5 639 401 млн рублей (это выручка), при этом себестоимость продукции (в которую в том числе входят зарплаты работников) составила 3 000 916 млн рублей. Считаем разницу между выручкой и себестоимостью: 2 638 485 млн рублей.
Эта самая разница между выручкой и себестоимостью называется валовой (или маржинальной) прибылью. Некоторые компании, например, Норникель, показывают валовую прибыль прямо в отчете.
Но себестоимость – это не все расходы на продукцию. Так, Лукойлу нужно было каким-то образом доставить продукцию (нефть) до своих заводов, переработать ее, отвести на заправки или непосредственному покупателю. Кроме того, компании нужно потратить деньги на разведку новых месторождений, ремонт оборудования, оплату коммунальных услуг и связи, на покупку лицензий и разрешений – и много еще чего.
Ну, и конечно, не стоит забывать об амортизации – это средства, отложенные в специальную кубышку (в будущем они понадобятся для замены износившегося оборудования).
Все эти расходы, которые необходимы непосредственно для ведения бизнеса, называются операционными. Посмотрим на примере Лукойла, какие есть у компании операционные расходы (кстати, в число операционных расходов обычно включают себестоимость и амортизацию – но в формуле чистой прибыли выше я отделил их от «прочих операционных расходов» их для лучшего понимания картины).
Как видим, совокупно операционные расходы Лукойла (включая амортизацию и себестоимость) составляют 5 357 747 млн рублей.
Разница между выручкой и операционными расходами называется операционной прибылью.
Некоторые инвесторы смотрят не динамику чистой прибыли, а именно операционной: если операционная прибыль не растет, это значит, что компания неэффективно расходует средства для ведения основной деятельности.
Далее от полученного результата нужно вычесть доходы от финансовой деятельности – расходы на проценты по кредитам, доходы от депозитов и вкладов, доходы от ассоциированных и дочерних предприятий, штрафы, компенсации, курсовые разницы и т.д.
Для нефинансовых компаний финансовая деятельность – побочная, поэтому эти расходы и доходы не включаются в операционную прибыль. А вот для финансовых компаний эти статьи будут включены в подраздел «Операционная прибыль».
Например, так выглядит отчет о прибылях и убытках Сбера.
Итак, если из выручки вычесть себестоимость, амортизацию и прочие операционные расходы, а затем вычесть расходы / прибавить доходы от финансовой деятельности, то мы получим доналоговую прибыль.
Последний шаг – посчитать, сколько налогов на прибыль заплатит компания.
Налог на прибыль бывает текущий (который компания заплатила в этом году) и отложенный (который остался с прошлого года). Для Лукойла налог в 2020 году составил 82 154 млн рублей.
Теперь из доналоговой прибыли Лукойла вычитаем налоги: 98 787 – 82 154 = 16 633 млн рублей. Это и будет чистая прибыль.
Давайте еще раз на примере Норникеля покажу, как считается чистая прибыль.
Из выручки вычитаем себестоимость – это валовая прибыль.
Из валовой прибыли вычитаем амортизацию и операционные расходы – это операционная прибыль.
Из операционной прибыли вычитаем расходы / доходы от финансовой деятельности – это доналоговая прибыль.
Из доналоговой прибыли вычитаем налог – это чистая прибыль.
Некоторые компании корректируют чистую прибыль на курсовые разницы, стоимость опционных программ, вычитают прибыль, относящуюся к держателям неконтролирующим долей (т.е. долю меньшинства) и т.д.
Такая прибыль называется «скорректированной чистой прибылью» или «разводненной чистой прибылью». Разница между ними иногда бывает довольно существенной, но чаще не слишком большая.
Чистая рентабельность
Что еще важно: отношение чистой прибыли к выручке называют рентабельностью продаж (ROS) или чистой рентабельностью (Net Margin).
У Лукойла из нашего примера ROS равно: 16 633 / 5 639 401 * 100% = 0,2% в 2020 году и 642 221 / 7 841 246 * 100% = 8% в 2019 году.
Соответственно, чем больше доля чистой прибыли в выручке, тем больше ROS. У нормальных здоровых компаний ROS должен быть больше 5-10%, в идеале – выше 15%.
При этом у компаний с большими операционными затратами в капиталоемких отраслях (например, добыча и переработка полезных ископаемых) чистая рентабельность будет гораздо ниже, чем у IT или финансовых компаний. Например, у Яндекса чистая рентабельность обычно равна 10-20%.
Поэтому по этом показателю стоит сравнивать компании в одной отрасли.
Отрицательная чистая прибыль
Но прибыль бывает отрицательная – значит, у компании расходы больше доходов. Обычно отрицательную прибыль называют убытком. Если компания систематически терпит убытки, то ее будущее в долгосрочной перспективе туманно. Это значит, что компании для продолжения деятельности нужны постоянные денежные вливания со стороны инвесторов или учредителей.
Для развивающихся компаний, которые активно захватывают рынок, отрицательная прибыль – это в целом нормальное явление. У таких компаний много средств уходит на новые разработки и капитальные вложения, а также они проводят демпинг цен, чтобы отбить клиентов. Например, Amazon или Netflix долгое время были убыточными, но в конце концов вышли в прибыль и сейчас являются крупнейшими представителями в своих сегментах рынка.
Главное, чтобы прибыль росла, даже если она отрицательная (т.е. должно быть сокращение отрицательной прибыли). Ярким примером является AMD: компания до 2017 года была убыточной, но при этом отрицательная прибыль сокращалась одновременно при росте выручки.
За это время акция выросла на 1364,58%.
Сейчас хорошими компаниями с отрицательной прибылью являются Moderna, разрабатывающая лекарство от коронавируса, агрегатор такси Uber, Twitter. В России подобными компания являются Озон и Сегежа.
Пример Ozon: компания убыточная, но выручка почти удваивается ежегодно, поэтому инвесторы согласны покупать акцию и оценивать компанию дорого.
А вот для зрелых компаний постоянная отрицательная прибыль в совокупности с падающей выручкой – это плохой признак. Это свидетельствует о долгосрочной агонии компании. Котировки акций таких компаний будут постоянно падать, поскольку перспектив роста у убыточных компаний далеко не так много. Примеры таких компаний – Lumen Technology, Ford, General Electric, в России – Аптечная сеть 36 и 6, Сафмар, Мостотрест, Медиахолдинг, РБК, Мультисистема и т.д.
Кроме того, некоторые компании временно испытывают падение чистой прибыли в силу внешних причин. Например, в 2020 году снизились доходы от продажи нефти у нефтедобывающих компаний. Chevron, Exxon Mobile, Лукойл, Татнефть, BP, Total – все они показали отрицательную чистую прибыль. Это было спровоцировано падением выручки при сохранении таких же расходов.
Но это временное явление, и в 2021 году многие нефтяники нарастили продажи и получили положительную чистую прибыль. Пример — Total.
Поэтому, если у компании отрицательная чистая прибыль, нужно обязательно разбираться, в чем причина. Не всегда это плохо. Более того, есть целая стратегия выкупа акций с временной отрицательной прибылью, но в целом хорошим фундаменталом.
Различия между чистой прибылью и EBITDA
EBITDA – это прибыль компании до выплаты процентов по кредитам, налога на прибыль и амортизации по основным средствам и нематериальным активам. Вот как ее посчитать:
EBITDA = Чистая прибыль + Процентные расходы + Налог на прибыль + Амортизация
Как видно из формулы, Ебитда восстанавливается из чистой прибыли, т.е. чистая прибыль служит базой для расчета EBITDA. Поэтому EBITDA всегда будет больше чистой прибыли.
Отличия чистой прибыли и FCF
FCF (или свободный денежный поток) – это средства компании, которые остаются у нее после погашения всех необходимых расходов (за исключение платежей по кредитам).
По смыслу FCF довольно близок к чистой прибыли, но считается по другой формуле:
FCF = Чистые денежные потоки, полученные от операционной деятельности – капитальные затраты
По сути дела, чистая прибыль – это «бумажный» показатель, а FCF – фактический. В FCF не включаются, к примеру, амортизация и переоценка валютного долга, разовые списания или переоценка актива.
FCF – это реальный кэш, остающийся на руках компании. Чистая прибыль – номинальный результат. ЧП проще манипулировать, чем FCF. Но в отличие от FCF, чистая прибыль – это бухгалтерский показатель, и его считают все компании. Поэтому данные о чистой прибыли можно взять прямо в отчетности, а FCF придется рассчитывать самим.
Но, если копнуть поглубже, то и FCF, и чистая прибыль – это просто два разных способа посчитать, сколько зарабатывает компания.
Обычно я смотрю в динамике на оба значения. FCF мне показывает, сколько реально денег генерирует компания, а чистая прибыль – насколько успешно она ведет свою деятельность в целом.
Пример, чтобы увидеть разницу между выручкой, чистой прибылью, FCF, EBITDA и операционной прибылью – денежные потоки Apple.
Прибыль на акцию – EPS
EPS (Earnings Per Share) – это прибыль, приходящаяся на одну акцию. Считается EPS по простой формуле:
EPS = чистая прибыль / количество выпущенных акций.
Если у компании есть привилегированные акции, то формула немного другая:
EPS = (чистая прибыль – дивиденды по префам) / количество выпущенных акций.
Компании обычно сами рассчитывают EPS и показывают его в отчетности. При этом вы увидите два значения EPS: базовый и разводненный EPS. Чем отличаются эти два значения, я уже писал выше.
Само по себе значение EPS мало что говорит, поэтому важнее смотреть его в динамике. EPS должно расти – получается, что компания генерирует больше чистой прибыли на акцию. Следовательно, прибыль акционеров растет.
При этом компании могут влиять на EPS, уменьшая или увеличивая количество акций в обращении. Так, если компания проводит байбек, то количество акций уменьшается. В таком случае даже при сокращении чистой прибыли EPS может расти.
Если же компания проводит допэмиссию (например, этим «балуются» REITы), то EPS может существенно снизиться даже при росте чистой прибыли.
На что может быть потрачена чистая прибыль
Чистая прибыль принадлежит компании и может быть распределена по усмотрению менеджмента. Чаще всего чистая прибыль расходуется на следующее:
Выплата дивидендов. Так, российские компании выплачивают от 25% до 75% чистой прибыли в виде дивидендов (государственные компании – не менее 50%).
Проведение байбека (обратного выкупа). Байбек особенно распространен в США, где на байбеки может тратиться до 20% чистой прибыли. Байбек уменьшает количество акций в обращении и увеличивает прибыль на акцию, а также напрямую влияет на дивиденды.
Погашение задолженности. Это тоже оптимальное распределение средств, особенно, если компания набрала долгов. Погашение кредитов и займов значительно оздоравливает компанию, сокращая ее расходы в будущем и улучшая мультипликаторы. Хороший кейс у Мечела в 2021 году: компания получила рекордную прибыль на фоне роста цен на сталь и уголь, которая была израсходована на погашение гигантского долга. В результате акции компании подорожали более чем на 20% за один торговый день.
Формирование резервов. Для компании важно иметь финансовую подушку безопасности. Однако инвесторы воспринимают рост резервов неоднозначно – чаще всего, негативно. Ведь деньги будут просто находиться в кубышке (даже не на депозите) и их будет обесценивать инфляция.
Выплата премий работникам и топ-менеджменту. Это хорошо для работников, но акционерами воспринимается обычно негативно. С другой стороны, если вознаграждение топов привязано к росту чистой прибыли, то это будет только на пользу компании: менеджмент будет повышать эффективность своей работы, что в конечном счете принесет и компании, и акционерам больше денег.
Поглощения, инвестиции и капитальные вложения. Это позволяет компании быть больше. Например, большинство Big Tech’ов растут именно таким образом. Например, выкуп Яндексом доли в российском Uber’е в августе 2021 года подстегнул котировки. Но иногда подобные вложения оказываются не эффективными. Например, покупка непрофильных активов банком ВТБ традиционно воспринимается негативно. В свое время акционеры были настроены против покупки компанией AT&T сервиса DirecTV и голосовали рублем (точнее, долларом). Кстати, что интересно, покупка Google’ом компании Youtube тоже вызвала недовольство акционеров, а в перспективе это оказалось на редкость удачной инвестицией.
Иногда прибыль так и остается нераспределенной. Она аккумулируется на счетах компании (самые знаменитые примеры – «кубышки» Сургутнефтегаза и Интер РАО). Впоследствии компания может инвестировать их куда-нибудь или (что происходит чаще) просто распределяет прибыль среди акционеров, выплачивая сумасшедшие дивиденды.
Яркий пример таких дивидендов – кейс НКНХ в 2019 году, когда была распределена прибыль сразу за 3 года, а дивдоходность составила 27%.
Чистая прибыль и дивиденды
Большая часть российских компаний выплачивают дивиденды именно из чистой прибыли. При этом государственные компании в соответствии с законодательством (соответствующее распоряжение можно почитать тут: http://government.ru/news/42503/) обязаны выплачивать акционерам не менее 50% чистой прибыли по МСФО. К таким компаниям относятся, к примеру, Газпром, Сбер, Роснефть, Газпромнефть, Татнефть, Алроса, Транснефть, Мосбиржа, Совкомфлот, Аэрофлот и ряд других компаний.
Интересен кейс Интер РАО. Де-факто компания является государственной, но формально – нет, поскольку у нее на балансе значится крупный пакет казначейских акций. Поэтому она платит не 50% чистой прибыли по МСФО, а только 25%.
Частные компании определяют дивидендную политику в соответствии со своими задачами. К примеру, TCS Group и Акрон выплачивают не менее 30% чистой прибыли по МСФО, Qiwi – 60-75%, Мечел – 20% (только по префам). Интересна дивполитика М.Видео: компания платит 100% чистой прибыли по МСФО, если долг / EBITDA ниже 2. Подробнее о дивидендных политиках российских компаний — здесь.
Понятно, что дивиденды в соответствии с такими дивидендными политиками выплачиваются, если чистая прибыль есть. Если прибыль отсутствует – дивидендов не будет. Так, Татнефть не платила ежеквартальные дивиденды в 2020 году на фоне падения выручки.
Итак, чистая прибыль – это итог финансовой деятельности компании. Она рассчитывается путем вычитания из выручки всех возможных расходов. Чистая прибыль обязательно указывается в отчете МСФО о прибылях и убытках. Сам отчет является расшифровкой того, как компания получила прибыль (или убыток). Чтобы понять, насколько успешно работает компания, нужно смотреть этот показатель в динамике. Удачи, и да пребудут с вами деньги!
[Общее число голосов: 4 Средняя оценка: 5 ]
Оценка компаний с отрицательной прибылью
В большинстве примеров проведения оценок, аналитики рассматривают фирмы, имевшие положительную прибыль. В этой статье мы изучим подмножество фирм с отрицательной или с чрезвычайно низкой прибылью. Такие фирмы мы будем относить к категории проблемных (troubled firms). Вначале мы рассмотрим, почему фирмы имеют отрицательную прибыль, а затем разберем те способы, которые позволяют адаптировать процесс оценки так, чтобы учесть причины, лежащие в основе проблемы.
Для случая фирм, имеющих проблемы временного характера, такие как забастовки или отмена заказа на продукцию, мы докажем, что процесс корректировки здесь прост: мы вычитаем из текущих доходов часть затрат, связанных с временными проблемами. Для случая «циклических фирм», где отрицательная прибыль вытекает из ухудшения общей ситуации в экономике, а также для случая «товарных фирм», на доходы которых могут влиять циклические изменения на товарных рынках, мы поддержим использование нормализованной прибыли в процессе оценки.
Для случаев же с фирмами, имеющими долгосрочные или операционные проблемы (устаревшее оборудование, плохо обученная рабочая сила, низкие инвестиции в прошлом), процесс проведения оценки усложнится, поскольку нам придется принимать допущения о том, способна ли фирма «пережить» свои проблемы и самостоятельно справиться с реструктуризацией. Наконец, мы рассмотрим фирмы, которые имеют отрицательную прибыль вследствие заимствования слишком крупных средств, и обсудим, как лучше всего избежать этой потенциальной причины для дефолта.
Отрицательная прибыль: последствия и причины
Фирму с отрицательной или чрезвычайно низкой прибылью труднее оценивать, чем фирму с положительной прибылью. В этом разделе мы сначала рассмотрим причины, по которым подобные фирмы создают проблемы для аналитиков, а затем изучим источники возникновения отрицательной прибыли.
Последствия отрицательной или чрезвычайно низкой прибыли
Фирмы, теряющие деньги, фактически создают несколько проблем для аналитиков, пытающихся их оценить. Хотя никакие из этих проблем не относятся к концептуальным, они значимы с точки зрения измерения.
Очевидно, что полученный результат не будет иметь смысла, если фирма улучшит ситуацию с прибылью в следующем периоде. Альтернативный подход к оценке роста прибыли заключается в использовании аналитических оценок прогнозируемого роста прибыли, особенно за ближайшие пять лет. Согласованная оценка этих темпов роста, сделанная всеми аналитиками, исследовавшими актив, является общедоступной для многих американских компаний — как государственная информация — и часто используется в процедурах оценки в качестве ожидаемых темпов роста. Но для фирм с отрицательной прибылью в текущем периоде эта оценка темпов роста не будет доступной или значимой. Третий подход к оценке роста прибыли состоит в использовании фундаментальных переменных. Этот подход также трудно применить для случая фирм, имеющих отрицательную прибыль.
Дело в том, что две фундаментальные входные переменные — доходность, приносимая инвестициями (доходность собственного капитала или капитала) и коэффициент реинвестиций (или коэффициент нераспределенной прибыли) — обычно вычисляются во многом на основе текущей прибыли. Когда же такая прибыль отрицательна, обе эти переменные становятся незначимыми с точки зрения перспектив оценки ожидаемого роста.
В ходе этих вычислений предполагается, что прибыль создает налоговые обязательства в текущем периоде. Хотя обычно дело обстоит подобным образом, фирмы, теряющие деньги, могут перенести эти потери во времени, используя их применительно к прибыли в будущие периоды. Таким образом, аналитики, оценивающие фирмы с отрицательной прибылью, должны следить за чистыми операционными убытками этих фирм и помнить об этом для использования этих данных в целях защиты доходов будущих периодов от налогов.
Предпосылка о том, что предприятие продолжает функционировать, может оказаться неприменимой. Последняя проблема, связанная с осуществлением оценки компаний, имеющих отрицательную прибыль, состоит в следующем: такие фирмы вполне могут оказаться банкротами, если их прибыль остается отрицательной. Кроме того, предпосылка о бесконечной жизни фирмы, лежащая в основе оценки заключительной ценности, в подобных случаях может оказаться неподходящей.
Эти проблемы менее заметны, но все равно существуют для случая фирм, имеющих чрезвычайно низкую прибыль; т. е. текущая прибыль фирмы оказывается гораздо ниже, чем прибыль, которая зарабатывается фирмой исторически. Хотя для этих фирм можно выяснить исторический рост и рост фундаментальных переменных, полученные показатели окажутся, по всей вероятности, малозначимыми, поскольку текущая прибыль занижена. Темпы исторического роста прибыли окажутся отрицательными, а фундаментальные переменные будут давать очень низкие оценки ожидаемого роста.
Причины отрицательной прибыли
Существует несколько причин, почему фирмы имеют отрицательную или чрезвычайно низкую прибыль, причем одна их часть имеет временный характер, а другая — долгосрочный, а есть и такие, которые связаны с пребыванием фирмы в определенной фазе жизненного цикла.
Например, в практике целлюлозно-бумажных комбинатов общим больным местом является прохождение через циклы высоких цен на бумагу (что влечет получение прибыли), за которыми следуют низкие цены на туже бумагу (что приводит к убыткам). В некоторых случаях отрицательная прибыль может возникать из-за нарушения поставок необходимого сырья или же резкого роста цен.
Например, рост цен на нефть будет негативно влиять на прибыль всех авиакомпаний. Что же касается «циклических фирм», то рецессия будет воздействовать на выручку и прибыль. Поэтому неудивительно, что автомобильные компании декларируют низкую или отрицательную прибыль в течение «плохих экономических фаз». Красной нитью через все эти рассуждения проходит идея, согласно которой мы ожидаем, что по мере исчезновения проблемы рост прибыли начнется скорее в ближайшем, чем в отдаленном будущем. Таким образом, мы рассчитываем на то, что прибыль «циклической фирмы» «придет в норму» сразу же после того, как экономика вступит в фазу оживления. Точно так же, мы ожидаем увеличение прибыли авиакомпании сразу же после возврата к прежнему уровню цен на нефть.
Долгосрочные проблемы. Иногда отрицательная прибыль отражает глубокие и более долгосрочные проблемы фирмы. Одни возникают вследствие плохого стратегического выбора, сделанного в прошлом, другие отражают операционную неэффективность, а третьи носят чисто финансовый характер, являясь результатом значительных займов фирмы, которые превышают ее текущие денежные поступления.
Прибыль фирмы может быть отрицательной по причине неверного стратегического выбора в сфере ассортимента выпускаемой продукции или в маркетинговой политике, который мог привести к разрушительным последствиям. Для такой фирмы финансовое благополучие не является легко достижимым и требует значительной реструктуризации, а часто и нового управленческого персонала.
Фирма может иметь отрицательную прибыль из-за неэффективности операционных процессов — например, из-за устаревших машин и оборудования или низкой квалификации рабочей силы. Отрицательная прибыль может также отражать те неблагоприятные решения, которые были приняты ее менеджментом в прошлом, и связанные с ними непрерывные издержки. Например, фирмы, охваченные лихорадкой поглощений и выплатившие в связи с этим большие суммы денежных средств, могут из-за этого в течение нескольких лет получать отрицательную прибыль.
В некоторых случаях фирма, операционный процесс которой находится в порядке, может получать отрицательную прибыль вследствие ее предпочтений финансировать свои операции за счет слишком большого объема долгов. Например, многие из фирм, вовлеченных в 1980-е годы в финансируемые за счет кредитов поглощения, декларировали отрицательную прибыль на протяжении нескольких лет после осуществления этих процедур.
Жизненный ЦИКЛ. В некоторых случаях отрицательная прибыль фирмы может быть обусловлена не проблемами, связанными с ее управлением, а местом ее нахождения в соответствующей фазе своего жизненного цикла. Приведем здесь три примера.
Фирмы, функционирующие в тех видах бизнеса, которые требуют огромных инфраструктурных инвестиций и приносят отдачу через большой промежуток времени, часто теряют деньги до тех пор, пока объекты такого инвестирования не будут возведены (а оборудование не установлено). После того как такие инвестиции осуществлены, и фирма оказывается способной создавать выручку, прибыль становится положительной величиной. Можно доказать, что дело обстояло именно так в ситуациях с телефонными компаниями в начале двадцатого века в США, компаниями кабельного телевидения в 1980-е годы и компаниями сотовой связи в начале 1990-х годов.
Малые биотехнологические или фармацевтические фирмы часто тратят миллионы долларов на исследования, чтобы получить многообещающие лекарства, на которые они будут получать патенты. Но затем эти фирмы годами ждут, пока Управление по контролю над качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств (Food and Drug Administration — FDA) одобрит продажу созданных ими лекарств. Тем временем, они продолжают тратить деньги на НИОКР и несут крупные убытки.
Третья группа включает молодые начинающие компании. Часто такие компании имеют интересные и потенциально прибыльные идеи, но теряют деньги до тех пор, пока не конвертируют их в коммерческие продукты. До конца 1990-х годов такие компании редко получали статус публично торгуемых фирм, и для удовлетворения своих потребностей в собственном капитале они опирались на венчурное финансирование. Одним из поразительных свойств бума новых технологических компаний в период 1997-2000 гг. явилось количество таких фирм, игнорировавших венчурное финансирование и непосредственно обратившихся к фондовым рынкам.
Когда говорят о «деньгах из воздуха» невольно приходят в г.