если экспорт превышает импорт это означает что

Как импорт и экспорт влияют на экономику

Опубликовано 30.06.2021 · Обновлено 30.06.2021

В сегодняшней глобальной экономике потребители привыкли видеть продукты со всех уголков мира в своих местных продуктовых магазинах и магазинах розничной торговли. Эти зарубежные продукты – или импорт – предоставляют потребителям больше возможностей для выбора. А поскольку они обычно производятся дешевле, чем любые аналоги, произведенные внутри страны, импорт помогает потребителям управлять напряженными семейными бюджетами.

Ключевые выводы

Когда в страну поступает слишком много импорта по сравнению с ее экспортом, который представляет собой продукцию, отправляемую из этой страны в зарубежный пункт назначения, это может исказить торговый баланс страны и обесценить ее валюту. Девальвация валюты страны может иметь огромное влияние на повседневную жизнь граждан страны, поскольку стоимость валюты является одним из важнейших факторов, определяющих экономические показатели страны и ее валовой внутренний продукт (ВВП). Поддержание соответствующего баланса импорта и экспорта имеет решающее значение для страны. Импорт и экспорт страны могут влиять на ВВП страны, ее обменный курс, уровень инфляции и процентные ставки.

Влияние на валовой внутренний продукт

Валовой внутренний продукт (ВВП) – это широкое измерение общей экономической активности страны. Импорт и экспорт являются важными компонентами расходного метода расчета ВВП. Формула ВВП выглядит следующим образом:

если экспорт превышает импорт это означает что. Смотреть фото если экспорт превышает импорт это означает что. Смотреть картинку если экспорт превышает импорт это означает что. Картинка про если экспорт превышает импорт это означает что. Фото если экспорт превышает импорт это означает что

В этом уравнении экспорт минус импорт (X – M) равен чистому экспорту. Когда экспорт превышает импорт, показатель чистого экспорта положительный. Это указывает на то, что у страны положительное сальдо торгового баланса. Когда экспорт меньше импорта, показатель чистого экспорта отрицательный. Это указывает на то, что у страны есть торговый дефицит.

Положительное сальдо торгового баланса способствует экономическому росту в стране. Когда увеличивается экспорт, это означает, что существует высокий уровень выпуска продукции на фабриках и промышленных предприятиях страны, а также большее количество людей, нанятых для того, чтобы эти фабрики продолжали работать. Когда компания экспортирует большое количество товаров, это также означает приток средств в страну, который стимулирует потребительские расходы и способствует экономическому росту.

Когда страна импортирует товары, это означает отток средств из этой страны. Местные компании являются импортерами и производят платежи зарубежным организациям или экспортерам. Высокий уровень импорта свидетельствует об устойчивом внутреннем спросе и растущей экономике. Если этот импорт представляет собой в основном производственные активы, такие как машины и оборудование, это даже более благоприятно для страны, поскольку производственные активы в долгосрочной перспективе повысят производительность экономики.

Здоровая экономика – это экономика, в которой наблюдается рост как экспорта, так и импорта. Обычно это указывает на экономическую мощь и устойчивое положительное или отрицательное сальдо торгового баланса. Если экспорт растет, но импорт значительно сократился, это может указывать на то, что иностранные экономики находятся в лучшем состоянии, чем внутренняя. И наоборот, если экспорт резко падает, а импорт растет, это может указывать на то, что внутренняя экономика живет лучше, чем зарубежные рынки.

Например, торговый дефицит США имеет тенденцию к ухудшению, когда экономика растет высокими темпами. Это уровень, на котором импорт США превышает экспорт США. Однако хронический торговый дефицит США не помешал им продолжать оставаться одной из самых производительных экономик в мире.

Однако в целом растущий уровень импорта и растущий торговый дефицит могут отрицательно повлиять на одну ключевую экономическую переменную, которой является обменный курс страны, уровень, на котором их национальная валюта оценивается по сравнению с иностранными валютами.

Влияние на обменные курсы

Взаимосвязь между импортом и экспортом страны и ее обменным курсом усложняется, поскольку существует постоянная обратная связь между международной торговлей и тем, как оценивается валюта страны. Обменный курс влияет на положительное или отрицательное сальдо торгового баланса, что, в свою очередь, влияет на обменный курс и так далее. Однако в целом более слабая национальная валюта стимулирует экспорт и удорожает импорт. И наоборот, сильная внутренняя валюта препятствует экспорту и удешевляет импорт.

Например, рассмотрим электронный компонент по цене 10 долларов в США, который будет экспортироваться в Индию. Предположим, что обменный курс составляет 50 рупий за доллар США. Если пренебречь транспортными и другими операционными издержками, такими как импортные пошлины, то электронный компонент в 10 долларов будет стоить индийскому импортеру 500 рупий.

Если доллар укрепится по отношению к индийской рупии до уровня 55 рупий (к одному доллару США), и если предположить, что экспортер из США не повысит цену компонента, его цена увеличится до 550 рупий (10 x 55 долларов США). для индийского импортера. Это может вынудить индийского импортера искать более дешевые компоненты из других мест. Таким образом, повышение курса доллара по отношению к рупии на 10% снизило конкурентоспособность американского экспортера на индийском рынке.

В то же время, снова предполагая обменный курс 50 рупий за один доллар США, рассмотрим экспортера одежды в Индии, основной рынок которого находится в США. Рубашка, которую экспортер продает на рынке США за 10 долларов, приведет к получению им 500 рупий. при получении экспортной выручки (без учета транспортных и других расходов).

Если рупия ослабеет до 55 рупий за один доллар США, экспортер теперь может продать рубашку за 9,09 доллара, чтобы получить такое же количество рупий (500). Таким образом, снижение курса рупии по отношению к доллару на 10% повысило конкурентоспособность индийского экспортера на рынке США.

В результате повышения курса доллара по отношению к рупии на 10% экспорт электронных компонентов из США стал неконкурентоспособным, но импортные индийские рубашки стали дешевле для американских потребителей. Обратной стороной является то, что снижение курса рупии на 10% повысило конкурентоспособность индийского экспорта одежды, но сделало импорт электронных компонентов более дорогим для индийских покупателей.

Когда этот сценарий умножается на миллионы транзакций, колебания валют могут иметь решающее влияние на импорт и экспорт страны.

Влияние на инфляцию и процентные ставки

Инфляция и процентные ставки влияют на импорт и экспорт, прежде всего, через их влияние на обменный курс. Более высокая инфляция обычно приводит к более высоким процентным ставкам. Неясно, приведет ли это к укреплению или ослаблению валюты.

Теория традиционной валюты утверждает, что валюта с более высоким уровнем инфляции (и, следовательно, более высокой процентной ставкой) будет обесцениваться по сравнению с валютой с более низкой инфляцией и более низкой процентной ставкой. Согласно теории непокрытого паритета процентных ставок, разница в процентных ставках между двумя странами равна ожидаемому изменению их обменных курсов. Таким образом, если разница в процентных ставках между двумя разными странами составляет два процента, то ожидается, что валюта страны с более высокой процентной ставкой обесценится на два процента по сравнению с валютой страны с более низкой процентной ставкой.

Однако среда с низкими процентными ставками, которая была нормой для большей части мира после глобального кредитного кризиса 2008-09 годов, привела к тому, что инвесторы и спекулянты стали искать более высокую доходность, предлагаемую валютами с более высокими процентными ставками. Это привело к укреплению валют, предлагающих более высокие процентные ставки.

Конечно, поскольку эти инвесторы должны быть уверены, что обесценивание валюты не компенсирует более высокую доходность, эта стратегия обычно ограничивается стабильными валютами стран с сильными экономическими основами.

Укрепление национальной валюты может отрицательно сказаться на экспорте и торговом балансе. Более высокая инфляция также может повлиять на экспорт, оказывая прямое влияние на производственные затраты, такие как материалы и рабочая сила. Эти более высокие затраты могут оказать существенное влияние на конкурентоспособность экспорта в международной торговой среде.

Экономические отчеты

Отчет о балансе товарной торговли страны – лучший источник информации для отслеживания ее импорта и экспорта. Этот отчет выпускается ежемесячно большинством крупных стран.

Отчеты по торговому балансу США и Канады обычно публикуются в течение первых десяти дней месяца с задержкой в ​​один месяц Министерством торговли США и Статистическим управлением Канады, соответственно.

Эти отчеты содержат большой объем информации, в том числе подробные сведения о крупнейших торговых партнерах, крупнейших товарных категориях для импорта и экспорта, а также о тенденциях во времени.

Источник

Экспорт сельхозпродукции из России в 2020 году впервые превысил импорт

Экспорт сельскохозяйственной продукции из России в 2020 г. впервые в новой истории страны превысил импорт, заявила замминистра сельского хозяйства Оксана Лут в ходе парламентских слушаний в Госдуме.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

Наши проекты

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Источник

Как не допустить ошибки при экспорте товара

10 советов начинающим экспортерам от специалиста по ВЭД

Благодаря интернету и развитию маркетплейсов российские производители выходят на зарубежный рынок.

Чаще всего предприниматели экспортируют одежду, обувь, домашнюю мебель, кондитерские изделия авторского изготовления, мед, макаронные изделия, товары рыболовной и охотничьей тематики, автомобильные аксессуары, игрушки.

Я более 10 лет занимаюсь импортом и экспортом, и вижу, какие ошибки повторяют начинающие экспортеры. Расскажу, что это за ошибки и как их не допустить.

Что вы узнаете

Проблема. Экспортеры часто заполняют контракт формально, не вдумываясь в его суть и содержание пунктов. Они не описывают подробности сделки — что именно будут поставлять, в какой таре, массе, в какие сроки, кто и как будет принимать товар, как будут происходить расчеты. Это приводит к разночтению положений — поставщики видят в документе одни условия, покупатели другие. Из-за этого стороны спорят и нередко судятся.

Решение. Подробно описывайте в контракте все условия сделки. Покажу на примере. В таблице ниже — выдержки из контракта одного российского экспортера туалетного и хозяйственного мыла.

В левой части шаблонные условия. В правой — пример, как можно их конкретизировать.

Примеры как конкретизировать условия в договоре

ШаблонКонкретные условия
1 Предмет контракта.
1.1. Поставщик продает, а Покупатель приобретает на условиях FCA Рязань, Россия (Инкотермс 2020) косметическую продукцию «туалетное мыло», именуемую в дальнейшем Товары, в соответствии с Инвойсами к настоящему Контракту.
1 Предмет контракта.
1.1. Поставщик продает, а Покупатель приобретает на условиях FCA Рязань, Россия (Инкотермс 2020) продукцию «твердое туалетное мыло для мытья рук и тела» кусковое в розничной фасовке 90 и 190 граммов, именуемую в дальнейшем Товары, в соответствии с Инвойсами, оформленными на каждую товарную партию к настоящему Контракту.
5. Упаковка и маркировка.
5.1. Товар поставляется в упаковке, соответствующей условиям транспортировки, требуемым в стране Покупателя.
5.2. Упаковка должна соответствовать характеру поставляемого товара. Поставщик обеспечивает упаковку, которая должна предохранять товар от всякого рода механических повреждений и коррозии при его перевозке в приспособленных для этого транспортных средствах.
5. Упаковка товара.
5.1. Товар поставляется в индивидуальной бумажной и групповой картонной упаковке, соответствующей условиям транспортировки в закрытом грузовом отсеке транспортного средства, требуемым в стране Покупателя. Упаковка обеспечивает защиту от пыли, но не обеспечивает влагозащиты от атмосферных осадков.
5.2. Упаковка соответствует наименованию и количеству поставляемого товара. Поставщик обеспечивает индивидуальную и групповую упаковку каждой партии товара, которая должна предохранять товар от всякого рода механических повреждений и утери товарного вида изделий в розничной единичной упаковке при перевозке в приспособленных для этого транспортных средствах.
5.3. Упаковка товара (картонные короба и деревянные палеты) не являются возвратной тарой.

Рассмотрим шаблонные условия и примеры, как можно их конкретизировать.

1 Предмет контракта.
1.1. Поставщик продает, а Покупатель приобретает на условиях FCA Рязань, Россия (Инкотермс 2020) косметическую продукцию «туалетное мыло», именуемую в дальнейшем Товары, в соответствии с Инвойсами к настоящему Контракту.

5. Упаковка и маркировка.
5.1. Товар поставляется в упаковке, соответствующей условиям транспортировки, требуемым в стране Покупателя.
5.2. Упаковка должна соответствовать характеру поставляемого товара. Поставщик обеспечивает упаковку, которая должна предохранять товар от всякого рода механических повреждений и коррозии при его перевозке в приспособленных для этого транспортных средствах.

1 Предмет контракта.
1.1. Поставщик продает, а Покупатель приобретает на условиях FCA Рязань, Россия (Инкотермс 2020) продукцию «твердое туалетное мыло для мытья рук и тела» кусковое в розничной фасовке 90 и 190 граммов, именуемую в дальнейшем Товары, в соответствии с Инвойсами, оформленными на каждую товарную партию к настоящему Контракту.

5. Упаковка товара.
5.1. Товар поставляется в индивидуальной бумажной и групповой картонной упаковке, соответствующей условиям транспортировки в закрытом грузовом отсеке транспортного средства, требуемым в стране Покупателя. Упаковка обеспечивает защиту от пыли, но не обеспечивает влагозащиты от атмосферных осадков.
5.2. Упаковка соответствует наименованию и количеству поставляемого товара. Поставщик обеспечивает индивидуальную и групповую упаковку каждой партии товара, которая должна предохранять товар от всякого рода механических повреждений и утери товарного вида изделий в розничной единичной упаковке при перевозке в приспособленных для этого транспортных средствах.
5.3. Упаковка товара (картонные короба и деревянные палеты) не являются возвратной тарой.

В контракт добавили информацию о виде, массе товара, его упаковке, то есть условия стали конкретными. После подписания контракта покупатель не сможет предъявить претензии, например, из-за отсутствия пластиковых боксов для групповой упаковки товара, или из-за того, что товар оставили ночевать под дождем и упаковка испортилась. Поэтому шаблон договора нужно дополнять конкретными условиями при каждой сделке.

Чем подробнее и детальнее расписаны условия в контракте, тем меньше у покупателя будет оснований что-то предъявить поставщику.

Пример паспорта качества, который в международной торговле называется MSDSPDF, 160 КБ

Источник

Как малому бизнесу продавать товары за границу

Базовые знания для начинающего экспортера

Более 10 лет я занимаюсь импортом и экспортом.

Я работал в мелких и крупных производственных фирмах — в отделах продаж и внешнеэкономической деятельности. Мы продавали за границу мебель, строительные материалы, косметику, товары для дома и продукты питания. Отправляли грузы в Европу, страны СНГ и Средней Азии, Китай, Корею, Турцию, Иран и Египет. Доставляли товары фурами, поездами, морскими судами и самолетами.

Расскажу, как малому бизнесу найти покупателей за рубежом, правильно оформить документы, промаркировать товар, пройти экспортные и импортные таможенные процедуры.

Как согласовать и зафиксировать условия сделки

Продавец и покупатель во время переговоров обсуждают условия сделки и фиксируют их в договоре, который называется контрактом. Обычно за оформление контракта отвечает продавец — то есть экспортер.

Расскажу о существенных условиях экспортной сделки, которые необходимо согласовать с покупателем и отразить в контракте.

Стороны сделки. Обычно у экспортной сделки две стороны: российский поставщик и зарубежный покупатель. Причем покупателем может быть как компания, так и физлицо.

Бывают более сложные сделки, когда товар поставляется не напрямую покупателю, а в грузовой терминал аэропорта, логистическому оператору или на склад посредника. Тогда в контракте надо указать, что покупатель и фактический получатель — это разные лица.

Допустим, по документам продавец обязан передать груз покупателю, но по факту его принимает посредник, который даже не упомянут в контракте. Это создает следующие сложности:

Предмет контракта. Укажите, что именно вы продаете иностранному партнеру. Для этого в тексте контракта опишите:

Некоторые недобросовестные компании проворачивают такой фокус: получают товар, забирают к себе на склад, а потом оспаривают его тип и качество, требуют провести уценку. Продавец ждет денег за поставку, а вместо этого получает претензию: «Вы привезли не то, о чем мы договаривались. Так что заплатим на 40% меньше». Поэтому не жалейте букв: чем подробнее описание, тем безопаснее сделка.

Количество товара и тип упаковки. Обязательно указывайте размер партии — в штуках, килограммах, тоннах или литрах. Пропишите в контракте, как будет расфасован и упакован товар, чтобы для покупателя не было сюрпризов.

Сумма контракта и цена единицы товара. В международных сделках важно договориться и зафиксировать:

Например, вы прописали цену в рублях, но покупатель расплатится чешскими кронами. Тогда нужно указать, что валютой контракта признается российский рубль, покупатель оплачивает товар в чешских кронах по официальному курсу ЦБ РФ на день оплаты.

Осторожно: валютный контроль

Мы уже писали, что такое валютный контроль и как он работает. Если кратко, то внешнеэкономические сделки иногда маскируют вывод денег из страны. Поэтому государство поручило банкам следить за такими операциями.

Чем крупнее экспортная сделка, тем серьезнее контроль. Например, если сумма превышает 6 млн рублей, то контракт нужно регистрировать в банке, где открыт ваш валютный счет. Банк берет крупные контракты на карандаш: присваивает им уникальный номер, следит за сроками платежей и поставок.

За нарушение валютного законодательства предусмотрены санкции. Чтобы не получить штраф, советую заранее обратиться в свой банк и узнать, какие документы нужны и куда их подавать.

Условия и сроки оплаты — в каком порядке покупатель вносит платежи, сколько будет этапов оплаты, есть ли предоплата или отсроченный платеж. В контракте необходимо указать, как выставляется платеж: обычно это делается на основании документа, который называется инвойсом.

Если предусмотрены авансовые платежи, то нужно прописать порядок и сроки их возврата. Это условие пригодится, если поставка сорвется.

Условия поставки согласовывают с помощью базисов Инкотермс — мы уже подробно рассказывали о них. Кратко повторю матчасть. Базисы распределяют права и обязанности сторон сделки, а также фиксируют момент перехода ответственности за товар от продавца к покупателю.

Каждый базис — готовый комплект из условий поставки. Покупателю и продавцу не нужно обсуждать и прописывать в контракте каждую деталь, достаточно выбрать один подходящий комплект.

Базисы разбиты на четыре группы — по мере нарастания обязанностей продавца. Например, в группу E входит один базис — EXW. Это самовывоз, когда покупатель приезжает к продавцу и забирает товар. После этого считается, что продавец уже выполнил свои обязанности.

Группа F не такая вольготная для продавца: он должен обеспечить прохождение экспортных таможенных процедур, но доставка все равно на покупателе.

Базисы группы С предусматривают, что продавец организует доставку, но отвечает за груз только до тех пор, пока не передаст его перевозчику.

Группа D — самая сложная для продавца: на нем почти все риски и обязанности. Например, базис DDP — это поставка под ключ. Если выберете его, то вам придется:

Есть несколько редакций базисов: их выпускают каждые 10 лет. Каждая следующая версия не отменяет предыдущую, поэтому можно выбрать базис из любой редакции.

Базис поставки нужно прописать и в контракте, и в инвойсе. Например, запись может выглядеть так: EXW Beijing China (Incoterms 2020). Здесь:

Срок поставки можно указать в привязке к дате заключения контракта или ко дню получения авансового платежа. Второй вариант безопаснее для экспортера: нет денег — нет поставки.

Условия приемки товара. Этот пункт особенно важен в случае с поставками без предоплаты. Если не прописать условия приемки товара, то покупатель сможет уклоняться от оплаты, ссылаться на брак и требовать скидку.

Я работал в российской компании, которая фурами поставляла фанеру и строительные плиты в Чехию и Польшу. Мы всегда фиксировали в контракте, что 5% листов могут быть повреждены при перевозке и перегрузке: это неизбежно. Даже при этом хитрые чехи и поляки каждый раз пытались списать в брак хотя бы несколько листов и требовали уценки. Но безуспешно: нас защищали условия контракта.

Мы наотрез отказались и ответили: «Не уверены — не берите». В итоге нашли компромисс: снизили цену, но договорились о предоплате. Товар отправили во Францию в конце февраля — кто знает, чем бы все закончилось, если бы покупателю удалось протащить свою формулировку.

В разделе об ответственности сторон советую прописывать одинаковую пеню для продавца и покупателя — 0,01% от стоимости груза за каждый день просрочки исполнения обязательств.

Рассмотрение споров. При согласовании контракта хочется верить, что все будет хорошо и судиться не придется. Однако важно предусмотреть даже самые негативные варианты развития событий и подстраховать себя на этот случай.

Срок действия контракта. Традиционно контракт поставки заключают на год, но делают приписку «до полного исполнения сторонами своих обязательств».

Реквизиты сторон сделки с наименованием банков, адресами и способами связи.

Рекомендую зафиксировать в контракте адреса электронной почты продавца и покупателя, с которых вы будете переписываться и обмениваться электронными версиями документов. Обязательно укажите ФИО, название должности и номер телефона человека, который от лица иностранного партнера будет присылать заказы и принимать товары.

Все общение и переписку старайтесь сохранять. В международных сделках что угодно может пойти не так — тогда вам понадобятся доказательства. Это особенно важно, если вы работаете с теми государствами, где присутствует «философский взгляд» на обязательства.

Например, российский поставщик подписал контракт с иностранным покупателем. Но при реализации сделки возникает множество вопросов, которые нужно оперативно решать: по срокам отгрузки заказов, оформлению документов, конфигурации и очередности загрузки товара в контейнер, изменению упаковки и тары.

Российский поставщик обсуждает эти вопросы с представителями покупателя. А потом вдруг оказывается, что договоренности не имеют силы, так как эти люди не вправе были принимать решения. В худшем случае выясняется, что переписка велась с посторонним человеком, мошенником или разгильдяем.

Статьи в интернете не заменят эксперта

Например, раньше внешнеэкономический контракт можно было скачать в интернете и заполнить. Но сделки становятся все сложнее и запутаннее, а покупатели — все «мудрее». Поэтому обязательно консультируйтесь с юристом и не пользуйтесь универсальными шаблонами. Описывайте в документе все ситуации, которые могут возникнуть при передаче груза и таможенных процедурах, распределяйте риски и обозначайте пределы ответственности. Помните, что своя специфика есть у каждого товара, способа транспортировки, схемы оплаты, отрасли и страны.

Какие документы нужны экспортеру

Перечень документов зависит от выбранного базиса. Для поставки на условиях базисов групп E и F нужен контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная и декларация на товары — ДТ.

Инвойс — это счет на оплату. На основании этого документа покупатель перечисляет деньги продавцу. Инвойс содержит:

Если выставляете инвойс покупателю из Европейского союза, то старайтесь указывать в нем код HS. Это цифровое обозначение товара, которое помогает однозначно определить, что именно вы продаете.

Harmonized System, HSPDF, 207 КБ

Коды HS — это аналог наших кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, сокращенно ТН ВЭД. Товарная номенклатура — это специальный справочник, где каждому виду продукции присвоен код. Например, код ТН ВЭД для шоколадных конфет с начинкой — 1806 90 310, а без начинки — 1806 90 390.

Упаковочный лист составляется на каждую партию отгружаемого товара. В этом документе фиксируются:

На основании упаковочного листа перевозчик рассчитывает стоимость транспортировки.

Транспортный документ — это доказательство, что перевозчик принял груз от продавца и пообещал доставить его покупателю. Название и форма этого документа зависят от вида транспорта. Например, если груз доставляется по морю, то составляется коносамент, если поездом — железнодорожная накладная международного сообщения, она же SMGS, если на фуре — международная товарно-транспортная накладная, сокращенно CMR.

За оформление транспортного документа отвечает перевозчик.

Декларация на товары, ДТ. Во всех базисах, кроме EXW, именно продавец отвечает за декларирование товаров на российской таможне.

Есть три способа подать ДТ:

Задекларировать товары на экспорт проще, чем на импорт: как правило, нет таможенных пошлин, а ставка НДС нулевая. Причем таможенная стоимость вывозимых товаров обычно не контролируется, а значит, не придется доказывать инспекторам, что цена справедлива.

Дополнительные документы. Обязательно уточните у иностранного покупателя, какие документы еще нужны. Например, он может запросить:

Если вы продаете товар на условиях базиса группы C или D, то в ваши обязанности входит доставка. В этом случае могут потребоваться дополнительные документы, например договор с перевозчиком и справка о размере транспортных расходов. Такую справку иногда запрашивает таможня в стране покупателя.

Как экспортеру маркировать товары

Мы уже рассказывали о системе обязательной маркировки кодами Data Matrix, которая действует в России. Вот на что она распространяется:

Производители обязаны маркировать товары из этого списка, даже если собираются продавать их только за границей. Для разных видов продукции есть отдельные правила, которые прописаны в постановлениях правительства. Например, требования к маркировке табачной продукции указаны в постановлении № 224 от 28.02.2019, а шин — в постановлении № 1958 от 31.12.2019.

Если товар подлежит обязательной маркировке, то информацию о ней нужно внести в декларацию. Таможенные инспекторы могут проверить маркировку: если найдут нарушения, то груз не выпустят.

Внутрироссийский код Data Matrix не интересует зарубежного покупателя: ему важно, чтобы маркировка соответствовала требованиям его государства.

Например, маркировка товаров в Евросоюзе должна содержать такие сведения:

ст. 19 регламента № 1223/2009 «О косметической продукции»PDF, 453 КБ

Вся информация приводится на языке той страны, куда ввозится товар. В некоторых государствах распространено несколько языков — это важно учитывать при маркировке.

Допустим, вы экспортируете партию шампуня в Чехию. Тогда на каждую упаковку и бутылочку шампуня стоит наклеить этикетку на чешском и немецком языках. На ней укажите состав ингредиентов в процентном соотношении, способ применения, предостережение для детей, условия хранения, срок годности и адрес уполномоченного лица — так называемого Responsible Person — в стране Евросоюза.

Если поставляете товары в Южную Корею, то оформляйте этикетку на корейском и английском. Для стран ЕС подходит комбинация национального языка с немецким или английским. В государствах Северной Европы распространен шведский — его можно использовать в качестве второго языка.

Чтобы сделать корректный перевод, советую обратиться к профессиональному переводчику. Если все же решите обойтись своими силами, то хотя бы предварительно покажите макет этикетки покупателю. Не стесняйтесь просить о помощи: покупатель найдет ошибки и подскажет, какой информации не хватает.

Экспортер успел переделать этикетки. Но если бы ошибка обнаружилась после отправки, то все закончилось бы большими финансовыми потерями. Пришлось бы возвращать партию в Россию либо размещать товар на транзитном терминале в ЕС и оплачивать маркировку по европейским ценам.

Как оформить разрешительные документы на товар

Экспортный контроль мягче импортного: государство больше беспокоится из-за качества и безопасности ввозимых товаров, ведь ими будут пользоваться местные потребители.

Для экспорта большинства товаров народного потребления вообще не нужно документально подтверждать их качество и безопасность. Это, например:

В таком случае вы просто заключаете сделку с иностранным контрагентом, оформляете экспортную таможенную декларацию и представляете российской таможне базовый пакет документов: контракт, инвойс, упаковочный лист и транспортную накладную.

Если вы экспортируете продукцию животного или растительного происхождения, то дополнительно могут потребоваться ветеринарные или фитосанитарные сертификаты. Эти документы запрашивают не на таможне, а в пунктах пропуска на границе.

Еще бывают товары двойного назначения, которые могут использоваться в военных целях. К таким товарам применяют дополнительные меры экспортного контроля.

А вот с ввозом товаров в страну назначения бывают сложности. На примере Евросоюза расскажу, как иностранные надзорные органы защищают местный рынок от некачественной продукции.

Вся продукция, которая ввозится в ЕС, должна соответствовать требованиям безопасности. Для разных видов товаров есть свои регламенты.

Прежде чем отправлять товар, разберитесь в системе регулирования и контроля качества в стране назначения. Советую бесплатный сервис Российского экспортного центра «Навигатор по барьерам и требованиям рынков». Он работает так: выбираете страну, а сервис показывает, какие в ней ограничения и требования к ввозимой продукции.

Вот что важно выяснить до поставки:

Не стесняйтесь обсуждать с покупателем эти вопросы и не ограничивайтесь устными договоренностями: обязательно фиксируйте в контракте разграничение ответственности и обязанностей.

Российская фирма заключила договор поставки в Финляндию трех еврофур с плитами МДФ — их используют для внутренней отделки помещений. При прохождении финской таможни возникли сложности: таможенный комиссар потребовал документы с информацией о материалах, химическом составе клея, способе производства и сертификации производителя по системе ISO. Российскому экспортеру пришлось экстренно собирать эти документы, переводить на английский язык и высылать в Финляндию.

Другой случай. Российская компания поставляла на Украину канцелярские товары — тетради, ежедневники, глобусы, письменные принадлежности. С бумагами все было в порядке: производитель получил «дозвiл» — главный санитарный документ на ввоз. Но проблема пришла откуда не ждали: украинские таможенники досмотрели товары и обнаружили тетрадку с картой Европы, на которой Крым был отмечен как часть России. В результате товар не пустили на Украину, а на покупателя завели административное дело. Вывод: экспортеру важно учитывать национальную специфику и политические моменты.

Как происходит декларирование товара на иностранной таможне с точки зрения экспортера

Как правило, распределение обязанностей такое: вы разбираетесь с российской таможней при вывозе, а иностранный покупатель — со своей таможней при ввозе.

Но есть исключение: при использовании базиса DDP экспортер поставляет товар под ключ и отвечает за декларирование и при вывозе, и при ввозе. Если это ваш случай, то советую воспользоваться помощью посредников. Например, ввозить товары в Евросоюз удобно через эстонские фирмы-посредники. У них есть номера VAT и EORI, которые нужны для таможенного декларирования на территории ЕС. Эти посредники готовы выступить складским или таможенным хабом для вашего бизнеса.

Если вы отправляете небольшие партии товаров за границу не компаниям, а обычным физлицам, то декларирование на таможне — как отечественной, так и иностранной — возьмет на себя курьерская служба. Нужно только предоставить ей полный пакет документов и доплатить за услугу: в большинстве случаев это обойдется в 10—12 тысяч рублей.

Расскажу про некоторые нюансы декларирования, которые полезно знать экспортеру.

Документы по транспортным расходам. Допустим, продавец поставляет товар на условиях базиса группы C или D, то есть берет на себя доставку.

Сначала груз привезут в транзитный терминал для прохождения таможенных процедур. Если компания-перевозчик не из Евросоюза, то у продавца могут потребовать документы, которые подтверждают транспортные и страховые расходы.

Причем эти документы должны быть переведены на язык той страны, куда прибыл груз. Особых проблем здесь нет: транспортные расходы легко подтвердить договором с перевозчиком и счетами на оплату. Нужно только заранее подготовить документы, чтобы не затягивать таможенные процедуры.

Право продавца заниматься международной торговлей. Если по условиям сделки вы отвечаете за доставку, то до подписания контракта нужно выяснить, зарегистрирован ли покупатель в качестве участника внешнеэкономической деятельности.

Например, в Европе факт регистрации подтверждает код EORI — запросите его у покупателя и проверьте через специальный сервис. А в Китае, чтобы заниматься международной торговлей, надо получить лицензию участника ВЭД. Есть способ проверить китайского покупателя: попросите его продемонстрировать любую таможенную декларацию, которую он когда-либо подавал. Если у него нет лицензии, то и показать декларацию он не сможет.

Если не проверить контрагента, можно попасть в неприятную ситуацию. По условиям базисов групп С и D доставку организует экспортер. Вот он привез товар, а выгрузить или передать на терминал не может: товар не принимают, поскольку покупатель не зарегистрирован как участник ВЭД. В результате транспортное средство стоит с грузом, а перевозчик выставляет экспортеру пени за простой.

Таможенные режимы. Если вы поставляете товары по контракту, то при ввозе в ЕС ваш покупатель заявляет таможенный режим «Импорт» и оформляет таможенную декларацию.

Но бывает, что у экспортера в принципе нет покупателя: например, когда товар везут на выставку. В таком случае порядок отличается: нужно заявлять таможенный режим «Временный ввоз» — с обязательством обратного вывоза или без него. Услуги по оформлению таких деклараций оказывают европейские таможенные представители. Обычно в этих компаниях есть ребята из России, Украины или Беларуси, которые на русском языке объяснят, что и как делать.

Как найти покупателя за границей

Универсального рецепта нет, но я расскажу о способах, которыми сам пользовался.

Международные выставки. Во многих европейских столицах время от времени проходят профильные выставки. Можно выкупить стенд, привезти туда образцы товаров, презентовать их и найти оптовых покупателей.

А после мероприятия выставочные образцы можно:

В начале 2000-х годов я работал в компании, которая производила корпусную мебель. Мне поставили задачу: найти покупателей в Киеве, Минске и Кишиневе. Я ездил в командировки по этим городам, искал торгующие организации, знакомился с директорами, вел переговоры.

В Минске и Кишиневе сразу удалось договориться о поставках: покупатели посмотрели наши каталоги и приняли решение. А вот в Киеве мебелью заинтересовались, но хотели посмотреть ее вживую — не рискнули заказывать по картинкам. Тогда я выяснил, когда состоится мебельная выставка, познакомился с выставочным комитетом, забронировал и оплатил площадь в павильоне.

Мы с коллегами выбрали подходящие модели и сформировали первую партию. Наша мебель стоила дорого, поэтому не хотелось бросать ее в Киеве после выставки. При экспорте из России я указал таможенный режим «Временный вывоз» с обязательством обратного ввоза. А на Украине нанял таможенного брокера, который оформил временный ввоз с обязательством обратного вывоза. Затем нашел перевозчика и оплатил доставку мебели туда и обратно.

Расскажу еще одну историю. Пару лет назад российский производитель косметики для тела и рук решил выйти на европейский рынок, а я как раз сопровождал этот процесс.

Чтобы продемонстрировать покупателям продукцию, мы решили привезти тестовые образцы на выставку «Космопроф» в Болонье. После изучения европейских нормативных документов выяснилось: чтобы ввезти продукцию в ЕС, нужны доказательства ее безопасности.

Поэтому мы нашли европейскую лабораторию, которая согласилась нотифицировать нашу косметику — то есть подтвердить, что она соответствует требованиям безопасности. Это платная услуга, стоимость зависит от специфики товара и количества исследований — от 800 € за каждое наименование продукции.

Лаборатория запросила физические образцы косметики для изучения — мы отправили их курьерской службой. Затем оплатили исследования и через пару недель получили положительное заключение. В нашем случае оно выглядело как выписка из CPNP — реестра косметической продукции, которая разрешена к обороту на территории ЕС.

Но это был не конец: следующий этап — таможенные процедуры в Европе. Нам предстояло ввезти образцы продукции для проб и презентаций — более 200 штук каждого наименования.

Мы связались с дирекцией выставки и взяли контакты таможенных агентов, которые ее обслуживают. В итоге договорились, что агент примет и растаможит косметику, а потом выдаст ее нам прямо на выставке. Мы подготовили образцы, провели экспортные таможенные процедуры в России, передали партию перевозчику и получили уже растаможенный груз в Болонье.

Участие в выставке обошлось недешево: за 50 м² пришлось отдать 7000 €. Но оно того стоило: мы заключили несколько контрактов, распродали все образцы, завели много полезных знакомств.

Платная версия «Линкед-ина» позволяет быстро наработать базу потенциальных партнеров за рубежом. Вот как это сделать:

Способ рабочий: именно так я нашел несколько клиентов из мелкого и среднего бизнеса.

«Инстаграм». Если у вас мелкий, но уже международный бизнес, то «Инстаграм» — неплохой источник привлечения клиентов. У него есть важный плюс: можно торговать прямо со страницы.

Но, как мне кажется, для серьезных продаж он не подходит: большинство руководителей западных и азиатских компаний — консерваторы. Они предпочитают деловые встречи, контакты на выставках и переписку по электронной почте.

Кто поможет начинающему экспортеру

За поддержкой обращайтесь в Российский экспортный центр — его представительства работают во многих городах страны. Вот на какую помощь можно рассчитывать:

Обратите внимание на программу Министерства промышленности и торговли «Международная кооперация и экспорт». Она направлена на поддержку несырьевых экспортеров и позволяет компенсировать расходы на сертификацию продукции.

Рекомендую почитать телеграм-канал «Агроэкспорт», который поддерживается Министерством сельского хозяйства. В этом канале появляются свежие новости о допусках российской продовольственной продукции на зарубежные рынки, проведении сертификаций, межправительственных соглашениях о содействии продвижению российской продукции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *