если хочешь чему то научиться научи этому другого
Название книги
Бог в твоей жизни. Аналитическая психология. Сэлф-маркетинг
Покатаева Оксана Григорьевна
Правило № 5. Если хочешь чему-то научиться – научи этому других!
Это правило совсем не исходит из выше написанного. Это мне когда-то сказал мой друг, московский психолог, крутой НЛП-пист Дмитрий Мельников. Вот те участники, которые приходили ко мне на все мои тренинги и семинары по собственному желанию, а их было огромное количество, я даже сейчас не вспомню точное количество, хотели чему-то научиться или измениться. Научиться можно навыкам, изменить можно качества личности. Хотите научиться чему-то – учите этому других (своих сотрудников, набирайте группы, друзьям рассказывайте). Пока готовитесь, так много узнаЕте! А если хотите изменить себя – работайте над собой, ищите достойные пути. И ищите достойных тренеров (психологов, коучей, Учителей). Когда руководитель только становится руководителем, он хочет научиться качествам руководителя: научиться планировать свой труд и труд своих сотрудников, организовывать себя и своих сотрудников на выполнение этой работы, мотивировать своих сотрудников на более эффективный труд, контролировать правильно их. Вот этому и надо учить своих сотрудников и сами научитесь! Как написано в замечательной книге Кричевского «Эффективный менеджер», что если вы хотите быть эффективным менеджером, то даже контролировать своих сотрудников нужно правильно. Например, вы ставите задачу своим сотрудникам разгрузить грузовик щебенки к 15.00. А сейчас 8.00. Эффективный руководитель не тот, кто придет к 15.00 и увидит, что ничего не сделано, потому что нет лопат, или не хватает людей или найдутся еще масса причин. Эффективный руководитель организует их труд, замотивирует (кому премию пообещает, кого напугает), придёт первый раз проконтролировать через час. Определит, как идёт работа. И ещё два раза проконтролирует, прежде чем за 15 минут придёт принять работу. Когда руководители говорят, что сотрудники взрослые люди и должны выполнять всё без контроля, то они глубоко заблуждаются. Если бы ваши сотрудники были взрослые, ответственные, предприимчивые, инициативные и т. п. люди, то они были бы на вашем месте.
Однажды пришел молодой человек к прославленному мастеру с вопросом: «Что в жизни самое важное для человека?». Мастер, не отрываясь от своего дела, а он писал книгу, сказал: «Служить Богу». Молодой человек снова спросил: «А как?». Мастер также ответил: «Как Бог даст».
Молодой человек ничего не понял, вышел от мастера и сел на крыльцо.
Вдруг он услышал внутри какие-то крики. Это кричал тот самый мастер. Он вдруг понял что-то и стукнул себя по лбу: «Это тебе смирить гордыню. Ты должен учить учеников, а ты пишешь книгу, если хочешь написать правильную книгу как службу Богу, то и научи служить любого ученика».
Так ученик получил ответ: «Служить Богу – самое важное. И этому надо научить других. А сам научишься в дороге». И он пошел учить…
Правило № 5. Если хочешь чему-то научиться – научи этому других!
Правило № 5. Если хочешь чему-то научиться – научи этому других!
Это правило совсем не исходит из выше написанного. Это мне когда-то сказал мой друг, московский психолог, крутой НЛП-пист Дмитрий Мельников. Вот те участники, которые приходили ко мне на все мои тренинги и семинары по собственному желанию, а их было огромное количество, я даже сейчас не вспомню точное количество, хотели чему-то научиться или измениться. Научиться можно навыкам, изменить можно качества личности. Хотите научиться чему-то – учите этому других (своих сотрудников, набирайте группы, друзьям рассказывайте). Пока готовитесь, так много узнаЕте! А если хотите изменить себя – работайте над собой, ищите достойные пути. И ищите достойных тренеров (психологов, коучей, Учителей). Когда руководитель только становится руководителем, он хочет научиться качествам руководителя: научиться планировать свой труд и труд своих сотрудников, организовывать себя и своих сотрудников на выполнение этой работы, мотивировать своих сотрудников на более эффективный труд, контролировать правильно их. Вот этому и надо учить своих сотрудников и сами научитесь! Как написано в замечательной книге Кричевского «Эффективный менеджер», что если вы хотите быть эффективным менеджером, то даже контролировать своих сотрудников нужно правильно. Например, вы ставите задачу своим сотрудникам разгрузить грузовик щебенки к 15.00. А сейчас 8.00. Эффективный руководитель не тот, кто придет к 15.00 и увидит, что ничего не сделано, потому что нет лопат, или не хватает людей или найдутся еще масса причин. Эффективный руководитель организует их труд, замотивирует (кому премию пообещает, кого напугает), придёт первый раз проконтролировать через час. Определит, как идёт работа. И ещё два раза проконтролирует, прежде чем за 15 минут придёт принять работу. Когда руководители говорят, что сотрудники взрослые люди и должны выполнять всё без контроля, то они глубоко заблуждаются. Если бы ваши сотрудники были взрослые, ответственные, предприимчивые, инициативные и т. п. люди, то они были бы на вашем месте.
Однажды пришел молодой человек к прославленному мастеру с вопросом: «Что в жизни самое важное для человека?». Мастер, не отрываясь от своего дела, а он писал книгу, сказал: «Служить Богу». Молодой человек снова спросил: «А как?». Мастер также ответил: «Как Бог даст».
Молодой человек ничего не понял, вышел от мастера и сел на крыльцо.
Вдруг он услышал внутри какие-то крики. Это кричал тот самый мастер. Он вдруг понял что-то и стукнул себя по лбу: «Это тебе смирить гордыню. Ты должен учить учеников, а ты пишешь книгу, если хочешь написать правильную книгу как службу Богу, то и научи служить любого ученика».
Так ученик получил ответ: «Служить Богу – самое важное. И этому надо научить других. А сам научишься в дороге». И он пошел учить…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Правильно объясняем, чего мы от них хотим. и учим этому других людей…
Правильно объясняем, чего мы от них хотим. и учим этому других людей… Это беда взрослых — неумение спокойно объяснить, чего им от ребенка, собственно, нужно. Вроде бы папа или мама хотят, как лучше, а излагают свои мысли слишком эмоционально, что ребенок воспринимает как
2. ЧЕМУ ПСИХОЛОГИ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ У ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ?
2. ЧЕМУ ПСИХОЛОГИ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ У ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ? Если мы посмотрим на экзистенциализм, задавшись вопросом «Что из него может извлечь психолог?», то мы обнаружим, что он, по большей части, весьма туманен и труден для понимания с научной точки зрения (то есть его нельзя
Чему мы можем научиться на этом примере
Чему мы можем научиться на этом примере Совершенно очевидно, что Клер была достаточно компетентной и способной и это служило ей поддержкой нового для нее ощущения того, что она заслуживает. Если бы в действительности все было иначе, то вместо повышения она бы, вероятнее
Глава 13. Чему можно научиться на ледяной горке
Глава 13. Чему можно научиться на ледяной горке В этой главе предметом нашего рассмотрения станут излюбленные места детских прогулок и события, которые там разворачиваются. Первой целью нашей исследовательской экскурсии станут ледяные горки.Катание с гор — это
Чему в детстве можно научиться?
Чему в детстве можно научиться? Ответ на вопрос, вынесенный в название этой главы, на первый взгляд предельно прост: в детстве ребенок должен научиться жить. У животных, например, детеныш переходит на положение взрослой особи тогда, когда начинает самостоятельно
Глава 8 Как научиться читать мысли других… И как не научиться этому
Глава 8 Как научиться читать мысли других… И как не научиться этому Я настолько же глуха, насколько слепа. Проблемы, связанные с глухотой, если и не более важны, чем проблемы, вызванные слепотой, то более глубоки и более сложны. Глухота – намного худшее несчастье. Ибо
Чему можно научиться у продуктового магазина
Чему можно научиться у продуктового магазина Один из методов психологического воздействия, или манипуляций, называется «якорение». Целый ряд исследований выявил интересную особенность: когда человеку нужно принять то или иное решение, он привязывает его к числу –
Чему можно научиться на площадке для отработки ударов в гольфе
Чему можно научиться на площадке для отработки ударов в гольфе Ловушка самонадеянности подстерегает нас повсюду, зачастую там, где мы меньше всего этого ожидаем. Один из моих любимых примеров – площадки для отработки ударов в специализированных магазинах, продающих
Чему еще можно научиться на площадке для отработки ударов в гольфе
Чему еще можно научиться на площадке для отработки ударов в гольфе В целом PGA зарегистрировала 11 060 успешных ударов. (По статистическим причинам 2593 удара, сделанные с расстояния менее восемнадцати дюймов, в анализ не включались.) Из них 272 удара были шестифутовыми. И какой
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ Составные части внимательности — поза, наблюдение и слушание — в помощи являются наиболее важными, поскольку от них зависят все остальные умения. Именно через наше чисто физическое поведение, наше внимание к визуальному невербальному уровню, к
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ Отклик — это вербальный способ донести до собеседника наше участие. Пересказ сообщает прихожанину, что мы его слушаем, — прихожанин не одинок, поскольку его понимают. Уточнение показывает наше стремление понять проблему. Отклик представляет собой
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ Отдельные элементы оценки — обобщение, предположение и выявление — определяют те убеждения, которые лежат в основе чувств и действий, приводящих человека к его проблемам. Они помогают: 1) завершить исследование негативных идей в 1–й стадии разговора
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ Как мы уже говорили в начале этой главы, богословская оценка — это искусство размышлять с точки зрения христианской истины об убеждениях, обусловливающих чувства и поступки прихожанина. Она включает в себя определение тех проблем, в которых вина,
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ Пастор применяет обращение для того, чтобы поделиться с прихожанином своими взглядами и тем самым помочь ему лучше понять его собственные проблемы или радости. Такие приемы обращения, как сообщение, свидетельство, сопоставление и спор, призваны,
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ В этой главе мы обсудили семь религиозных источников как средство, дающее возможность помочь прихожанам изменить свои взгляды, обусловившие негативные чувства и поведение. Речь шла о пасторской теологии перемен, сопутствующих источниках и их
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ Цель прихожанина в 3–й стадии разговора состоит в том, чтобы составить план и разработать пути его выполнения с целью продвижения от того уровня, на котором он находится, к тому, на котором он хочет быть. Пасторы помогают прихожанам выполнить эту
Если хочешь чему то научиться научи этому другого
Хочешь научиться сам – научи другого или пост о преподавании.
Моя старшая заканчивает ВУЗ, моя младшая сдает ЕГЭ, я сама учусь в институте и тема обучения фоном постоянно присутствует в нашей жизни. Сессии, репетиторы, вебинары, книги, задания, тесты и т.д. Все эти мероприятия так или иначе ведут к обсуждению преподавателей.
Я думаю, что многие сейчас недовольны сложившей ситуацией, недовольны самими учителями, а тревога по поводу будущего образования только усиливается. Я не хочу критиковать учителей. Им сейчас очень непросто. Что касается школьного образования, то педагоги загнаны в угол системой и им также приходится перестраиваться, а это сложно. Среди педагогов есть талантливые преподаватели, а есть лишние люди, как в любой профессии.
Раньше учителей называли педагогами и учили педагогике. Эта наука никуда не делась. Более того, она активно развивается. Появились новые инновационные методы обучения. И я сейчас не только онлайн имею в виду, хотя и в этой сфере есть свои качественные решения. Чтобы создать программу онлайн, которая бы работала, надо владеть методологией. Это не просто перенести содержание учебника и сделать тест на его основе, это действительно наука, чтобы там не утверждали продавцы программ для создания онлайн-школ. Для создания качественной школы требуются знания, опыт и время. Я думаю, что все уже это понимают.
Меня же заинтересовало слово преподаватель. Вот их у нас становится все меньше и меньше. Как бы умны мы не были, как бы не начитаны и сколько бы образований мы не получили – невозможно обойтись без преподавателей.
Я поискала значение этого слова и нашла следующее. «Преподаватель» является древним сложносоставным фразеологизмом и образовано от славяно-русских, а в частности:
Не берусь судить о верности данного разъяснения, но то что преподаватель – это человек дающий или передающий знания, я уверена. Отсюда вопрос – это происходит в наших школах? И да и нет, зависит от предмета и учителя. Моя дочь рассказывала, что пару лет их гоняли на написание тестов, а на третий удивились, что у них в головах нет теории. А если нет теории, то дети не могут писать осмысленные тексты. С одной стороны это требование системы образования, с другой вопрос: что делал учитель, если у детей в голове нет основ?
Есть иллюзия, что можно обойтись без преподавателей. Я с уверенностью заявляю – нельзя! Если бы можно было учиться только по книгам, то тогда и образования бы не было. Преподаватель готовит нас к информации, объясняет и проясняет ее. В этот момент он думает вместе с нами и, действительно, учится сам, каждый раз по-новому осмысляя тему. Он делится своим опытом и точкой зрения, которая может быть неверной, и мы можем не соглашаться, но это дает возможность шире взглянуть на предмет изучения, учесть больше информации и выработать свою, особенную точку зрения. Вот что такое настоящее образование.
Ответственность учителя, преподавателя, педагога – расширить наши знания, а не просто вдолбить для теста, научить думать и критически относиться к огромного потоку информации, который валится на нас со всех сторон. Преподаватель формирует ценности учащегося и неважно, какого возраста этот ученик. И об этом надо помнить, если человек считает себя преподавателем.
Но и мы несем ответственность за обучение, за то, усердны ли мы, стараемся ли освоить, задаем ли вопросы, пытаемся ли понять ценность того, что нам дают.
Сейчас столько взаимных претензий у обеих сторон, что невольно грустно от того, что за всей этой мишурой, не видят главного – Человека. Человека, желающего получить знания, и человека, желающего ими поделиться!
Желаю всем нам чаще зрить в корень и беречь друг друга!
Хватит учиться: почему важно разучиваться и как это делать
Об эксперте: Оксана Селендеева — IT-предприниматель и идейный вдохновитель Школы программирования для детей CODDY. Соорганизатор благотворительного проекта помощи детям Donate-Codding. Основательница групп Sell Your Head в соцсетях. Ex-Head of Marketing Московского банка и Сбербанка.
Многие выбирают пассивную позицию в обучении — запасают слои «информационного жира», превращая образование в еще один способ развлечения и прокрастинации. Но в модели lifelong learning гораздо важнее не накапливать новые знания, а избавляться от бесполезных старых.
Что такое unlearning
Разучивание или unlearning — процесс энергозатратный. Это активный пересмотр имеющихся знаний, способов мышления, привычек и формирование новых — более эффективных. Разучивание всегда начинается с критического взгляда на уже сформировавшееся мышление.
Марк Бончек, основатель компании Shift Thinking, которая помогает лидерам обновлять способы мышления в цифровую эпоху, в статье на Harvard Business Review акцентирует внимание на различиях накопительного обучения и разучивания.
«Когда мы учимся, то добавляем новые навыки или знания к тому, что мы уже знаем. Когда разучиваемся — выходим за пределы ментальной модели, чтобы выбрать другую», — объясняет Марк.
Соответственно, чтобы разучиться, нам нужно решить три последовательные задачи: распознать неэффективный подход, создать лучший, и укрепить его.
Почему нам сложно разучиваться
Чтобы разобраться в трудностях разучивания, сначала нужно понять, как мы учимся. Если описать процесс максимально просто: когда мы повторяем определенные действия несколько раз, в мозгу формируются нейронные связи. Чем больше повторений — тем они прочнее. Так умение переходит в навык. Финальная точка процесса обучения — переход знания на уровень подсознания, а навыка — на автомат. Например, во время ходьбы мы не задумываемся о том, куда ставить ногу, потому что в результате осознанных усилий освоили этот навык в раннем детстве. Так же формируются ментальные установки и стереотипы, которые определяют наше поведение.
Интересное начинается, когда мы хотим изменить устоявшиеся нейронные связи. С эволюционной точки зрения они помогали адаптироваться к изменениям в жизни. Нейронаука считает, что изменения — это угроза к существованию, мозг переходит в защитный режим.
В 2016 году журнал Scientific Reports опубликовал исследование реакции людей на контраргументы. Результаты показали, что когда человека заставляют менять свои убеждения, он воспринимает это, как физическую опасность — реагирует тревогой и беспокойством. Особенно, если речь об установках, которые успели стать ядром личности.
Так же и наш мозг сопротивляется изменениям. Для перехода в осознанный режим, ему нужно потратить больше энергии, чем на автоматическую неосознанную реакцию.
Нейробиологи условно делят мозг на две системы: реактивную и рефлексивную. Профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Мэтт Либерман объясняет, что первая энергоэффективна, работает автоматически и быстро. Вторая — управляет мышлением более высокого порядка, постоянно корректируя первую. Она работает медленно и потребляет много энергии.
Чтобы изменить устоявшиеся нейронные связи, требуется даже больше времени и усилий, чем для освоения нового навыка. При малейшем отвлечении мозг сразу перейдет с осознанного режима на энергоэффективный автопилот. Это особенно заметно в эксперименте с велосипедом с перевернутым рулем.
Переучивание езде на «обратном велосипеде» заняло восемь месяцев. Это гораздо дольше, чем обучение езде на велосипеде с нуля. Этот эксперимент подтверждает трудоемкий процесс разрушения устоявшихся нейронных связей. Нужно быть уверенным в том, что вы учитесь полезным вещам. Иногда выгоднее не учиться совсем, чем учиться неправильно или ненужному.
Как эффективно разучиваться
Главное в разучивании — отказаться от мышления с позиции «кто прав». В такой позиции человек концентрируется на защите своего убеждения, а не на эффективных действиях. Например, использует устаревшую программу для работы и воспринимает критику как личное оскорбление, ставит цель переспорить оппонента, а не извлечь пользу.
Знания — это инструменты, которые помогают достигать конкретных целей, а не способ самоидентификации. Такой подход избавит вас от внутреннего протеста против изменений и мотивирует искать лучшие решения.
Выключите автопилот
Утилизировать убеждения помогает размышление о том, о чем вы думаете (метакогниция) и обращение внимания на то, на что вы обращаете внимание (метаосознанность). Результаты МРТ это подтверждают. Привычка, закрепленная в древних отделах мозга, ослабевает из-за наблюдения за собственным мышлением — мозг активирует префронтальную кору, которая не позволяет реагировать на происходящее автоматически.
Включение «независимого наблюдателя» помогает даже при лечении обсессивно-компульсивного расстройства. Например, когда человек хочет избавиться от привычки постоянно мыть руки.
Практика. Наблюдайте за собственным мышлением в сфере, в которой вы осознали необходимость изменений, и следуйте принципу «question everything» — сомневайтесь во всем. Задавайте себе вопросы, которые помогают лучше понять механизмы мышления и переосмыслить задачу:
На конкретном примере это может выглядеть так: вы владеете магазином и хотите повысить качество сервиса, чтобы увеличить продажи. Вы просмотрели десятки видео и прочитали несколько книг по клиентоориентированности, но это не помогло. Тогда задайтесь вопросом: «Как я думаю о решении этой задачи?» Возможно, дело не в сервисе, а в закрытии человеческих потребностей из пирамиды Маслоу. Тогда можно придумать лаконичное решение — предложить посетителям напитки, которые задержат их лучше скидок и обойдутся дешевле рекламы.
Не консервируйте ментальные модели
Американский ученый, старший преподаватель Массачусетского технологического университета Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» определяет ментальные модели так: «Глубоко укоренившиеся убеждения, обобщения или даже представления и картины, которые влияют на понимание мира и наши действия». То есть, ментальная модель дает упрощенное понимание устройства мира.
Люди взаимодействуют с миром с помощью «прозрачных» для самих себя шаблонов, выработанных в течение жизни. Например, по опыту общения вы можете не сомневаться в том, что всем нравятся комплименты внешности. Чтобы расположить к себе людей, будете часто делать их не к месту, не задумываясь над другими способами влияния. Поэтому ментальные модели важно корректировать.
Шотландский философ и психолог Кеннет Крейк писал: «Если у каждого есть своя мелкомасштабная модель внешней реальности и способы действия в ней, то возможно выбирать из различных альтернатив и понимать, какие из них лучше».
Но ментальные модели — это не обычные убеждения, а скорее «фреймворки» мышления, рамочные системы. Поэтому сразу распознать и подвергнуть их критике может быть довольно трудно.
Практика. Исследовать и исправлять то, что под капотом мышления, эффективнее с помощью обладателей других ментальных моделей. Попробуйте три метода:
Обозначьте триггеры нежелательного мышления
«Тенденция возвращаться к старому образу мышления и старому образу действий останется», — уверен основатель Shift Thinking Марк Бончек. Полезно создавать триггеры, которые предупредят вас о том, с какой мыслительной моделью вы работаете. Например, это могут быть характерные слова или выражения.
Практика. Например, вы менеджер и осознали важность win-win подхода для мотивации коллектива. Отслеживайте моменты, когда вы думаете о сотрудниках как о «подчиненных». Пускай это будет триггером для переключения на образ мышления, который учитывает интересы членов команды и помогает поддерживать их внутреннюю мотивацию.
Еще в 2008 году средний американец потреблял 34 Гб информации в день. Такой объем невозможно обработать без когнитивных искажений. При этом мир меняется очень быстро — от необходимости разучиваться не застрахует ничего. Поэтому следует скорее начать пользоваться научным подходом по отношению к собственному мышлению. Иначе оно будет работать в чужих интересах или просто расходовать ресурсы впустую.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Супернавык, о котором почти никто не знает: почему важно не только учиться, но и разучиваться
Многие ставят себе цель: научиться чему-то новому каждый день, неделю или месяц. Редко кто-то стремится к противоположному — разучиться тому, что знает. Важность образования и саморазвития очевидна для всех, но способность избавляться от полученных знаний — это тоже суперсила, которую мы недооцениваем.
Американский футуролог и философ Элвин Тоффлер, один из авторов концепции постиндустриального общества, утверждал: в XXI веке неграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.
Люди учатся всю жизнь. От семьи, школы, культуры мы получаем инсайты о том, как нужно себя вести и как не нужно, что считается успехом, счастьем и так далее. Мы формируем представления о том, как устроены общества, религии, правительства, отношения и вообще реальность, которая нас окружает.
Вся информация, которую усваивает человек, склеивается в линзу, через которую он видит мир. Обычно чем больше мы узнаем, тем более фиксированной становится картинка: какие-то явления становятся более понятными, какие-то — менее возможными.
Но некоторые из полученных инсайтов не соотносятся с личным, внутренним «я». Иначе говоря, те самые глубоко засевшие знания и идеи, которые когда-то помогали нам (иначе мы не дотянули бы до этого дня), могут стать помехой для дальнейшей счастливой жизни.
Это происходит не только с информацией, но и с навыками и деятельностью. Ольга Скиппер, консультант по организационному поведению, приводит в пример руководителей и основателей бизнеса.
Они настолько привыкают работать 24/7, постоянно проверять рабочую почту и мессенджеры, принимать решения и руководить людьми в определенной манере, что не могут разглядеть момент, когда привычный образ действий начинает приносить больше вреда, чем пользы, и не дает удовлетворения от работы и жизни.
Вот почему так важно научиться разучиваться (unlearn) — прекращать использовать те знания, привычки, ожидания, модели, которые были усвоены когда-то в прошлом, а сейчас перестали быть актуальными и мешают нам развиваться дальше.
Умение разучиваться помогает взглянуть на мир и нерешенные задачи по-новому, стимулирует креативность, позволяет стать гибче и любопытнее — то есть в конечном итоге получить новые знания и возможности. Кроме того, оно важно для психологического самочувствия: когда выученные ожидания от мира не совпадают с внутренними ощущениями, это может привести к разочарованию, апатии и депрессии.
При этом разучиваться — не то же самое, что учиться новому. Усваивая новые знания, мы воспринимаем их через ту же имеющуюся линзу, и некоторые наши взгляды диктуют, чему именно мы пытаемся или не пытаемся (не хотим) учиться.
Чтобы разучиться, нужно разрушить фундамент, на котором стоят наши мысли, пристрастия, отношение к чему-то, пишет психолог Мариана Плата. Для этого важно привыкнуть задавать себе вопросы. Например:
Одна дзэнская притча учит, что нельзя налить чай в полную чашку. Разучиться чему-то — лучший способ заменить то, что мы считали истиной, на то, что сейчас кажется истиной в еще большей степени. Это сложно и некомфортно, потому что с привычным всегда нелегко расставаться. Доказано, что переживания об утраченном воспринимаются острее, чем радость от приобретенного.
Вот основные принципы, которых нужно придерживаться, чтобы разучиться.
Большая часть того, что человек знает, зашита глубоко внутри него и проявляется в автоматических реакциях в поведении и суждениях. Чтобы нарушить автоматизм, необходимо сознательно искать старые навыки, которые лучше отпустить.
В привычных условиях воспроизводятся знакомые паттерны мышления и поведения. Помещая себя в новые — возможно, менее комфортные — ситуации, мы учимся видеть вещи с новой перспективы. Путешествия — отличный способ реализовать этот принцип.
Американский журналист Стивен Котлер, автор бестселлеров и исследователь персональной эффективности, выделяет 22 триггера, помогающих ввести человека в «состояние потока» и максимизировать его продуктивность. Некоторые из них также полезны для построения правильного отношения к переменам:
Дети постоянно задают вопросы и не успокаиваются, получая ответ, — они спрашивают снова и снова. Взрослея, мы перестаем так себя вести и привыкаем принимать все как есть. Но это необязательно. Известный блогер Тим Феррис составил список из 17 неловких вопросов, которые, как он утверждает, изменили его жизнь. Многие из них вполне помогают разучиваться:
Физик Ричард Фейнман писал: «Мы стараемся как можно быстрее доказать, что были неправы, потому что только так можно понять, как двигаться вперед». Чтобы сделать это, подвергайте сомнению свои убеждения и собирайте информацию, которая может развенчать их. Можно начать со списка убеждений, которые тормозят вас, и видов деятельности, которые не улучшают жизнь.
Предприниматель Адео Ресси, сооснователь и глава Founder Institute, говорит, что в его сфере — он готовит офисных работников к роли предпринимателей — процесс «забывания» старой модели поведения и формирования новой занимает около 3,5 месяца.
Часто хорошим мотиватором оказывается страх — перед задачами, которые человек раньше никогда не выполнял. Например, в рамках обучения Ресси просит начинающих предпринимателей создать сайт, привлечь 2000 человек и продать 50 продуктов за ограниченное время — многие считают это невозможным, а когда все-таки достигают таких целей, отказываются от привычных моделей мышления.
Статья подготовлена онлайн-изданием Reminder, которое посвящено здоровью, психологии и практической философии. Больше полезной информации можно найти на наших страницах в Facebook, Telegram или в рассылке.