если прошел электронную регистрацию на рейс что дальше
Online-регистрация на рейс
Один из лайфхаков для комфортной командировки — быстрая онлайн-регистрация на рейс. Даже если вы так никогда не делали, попробуйте. Здесь одни плюсы:
Сроки регистрации
Онлайн-регистрация обычно открывается за 24 часа до вылета и закрывается одновременно с окончанием регистрации в аэропорту — за 40 минут до рейса.
Дополнительно уточните время на сайте авиакомпании, потому что каждый перевозчик устанавливает свои правила. Например, S7 начинает регистрировать онлайн за 30 часов и заканчивает за 50 минут до вылета. А на сайте Emirates можно зарегистрироваться за сутки, крайний срок — за 90 минут до вылета.
Правила регистрации
Зарегистрироваться онлайн можно только на официальном сайте авиакомпании.
После покупки билетов авиакомпания обычно присылает на почту ссылку для регистрации. Если письмо не пришло, зайдите на сайт авиакомпании, найдите свой рейс и сразу переходите к онлайн-регистрации.
На сайте нужно будет ввести персональные данные пассажира и выбрать места в самолёте. После регистрации на электронную почту придёт посадочный талон — он пригодится для прохождения досмотра и при посадке в самолёт.
Дальше всё зависит от вашего багажа и условий аэропорта:
Только оффлайн
Если вы отправляете в полёт детей 5-12 лет без взрослых или пользуетесь специальными услугами (перевозка животных, медицинское сопровождение и т.д), зарегистрироваться можно только лично на стойке регистрации.
Похожие статьи
Авиабилеты для детей
Особенности покупки авиабилетов на детей разных возрастов.
Как справиться с боязнью полётов
Даём несколько советов, как расслабиться на борту самолёта и побороть боязнь летать.
Выбор места в самолёте
Разбираем, в какой части самолёта удобнее сидеть и как решить, какое место выбрать.
Онлайн-регистрация
Когда открывается онлайн-регистрация?
Онлайн-регистрация на прямые регулярные рейсы открывается за 48 часов и заканчивается за 40 минут до вылета, за исключением рейсов, вылетающих из аэропортов Рим, Тель-Авив, Пекин, Харбин, Лондон (в данных аэропортах онлайн-регистрация заканчивается за 1 час до вылета).
Онлайн-регистрацию можно пройти в Личном кабинете или в мобильном приложении.
Подробнее о правилах онлайн-регистрации читайте здесь.
Мне могут отказать в онлайн-регистрации?
Онлайн-регистрация невозможна для следующих категорий граждан:
А также при заказе специальных услуг:
В этих случаях регистрация возможна только в аэропорту.
Как зарегистрировать больше одного пассажира сразу?
Для регистрации двух и более пассажиров на рейс просто укажите номер заказа или номер билета любого из имеющихся. Если билеты на пассажиров были оформлены одним заказом, то получится зарегистрировать всех пассажиров разом.
Зарегистрироваться на рейс можно в Личном кабинете на сайте или в мобильном приложении.
Подробнее о правилах онлайн-регистрации читайте здесь.
Хочу лететь у окна. Где можно забронировать место в салоне?
Забронировать место в салоне можно в процессе онлайн-регистрации.
В зависимости от тарифа выбор места может быть бесплатным или платным, а также стоимость зависит и от расположения места — у аварийного выхода, у окна, в первом ряду находится место или дальше.
Подробнее о правилах выбора места читайте здесь.
Онлайн-регистрация
Когда открывается онлайн-регистрация?
Онлайн-регистрация на прямые регулярные рейсы открывается за 48 часов и заканчивается за 40 минут до вылета, за исключением рейсов, вылетающих из аэропортов Рим, Тель-Авив, Пекин, Харбин, Лондон (в данных аэропортах онлайн-регистрация заканчивается за 1 час до вылета).
Онлайн-регистрацию можно пройти в Личном кабинете или в мобильном приложении.
Подробнее о правилах онлайн-регистрации читайте здесь.
Мне могут отказать в онлайн-регистрации?
Онлайн-регистрация невозможна для следующих категорий граждан:
А также при заказе специальных услуг:
В этих случаях регистрация возможна только в аэропорту.
Как зарегистрировать больше одного пассажира сразу?
Для регистрации двух и более пассажиров на рейс просто укажите номер заказа или номер билета любого из имеющихся. Если билеты на пассажиров были оформлены одним заказом, то получится зарегистрировать всех пассажиров разом.
Зарегистрироваться на рейс можно в Личном кабинете на сайте или в мобильном приложении.
Подробнее о правилах онлайн-регистрации читайте здесь.
Хочу лететь у окна. Где можно забронировать место в салоне?
Забронировать место в салоне можно в процессе онлайн-регистрации.
В зависимости от тарифа выбор места может быть бесплатным или платным, а также стоимость зависит и от расположения места — у аварийного выхода, у окна, в первом ряду находится место или дальше.
Подробнее о правилах выбора места читайте здесь.
Что делать, если вы опаздываете на самолет
За сколько нужно приехать в аэропорт
Регистрация в аэропорту начинается за 2–3 часа и заканчивается за 40–60 минут до вылета по расписанию — и на внутренних и на международных рейсах. Изредка за 30 или 75–90 минут.
Онлайн-регистрация, как правило, заканчивается раньше обычной:
Посадка в самолет заканчивается за 15–30 минут до вылета. Потом гейт (выход на посадку) закрывают и в самолет вас, скорее всего, не пустят, даже если он еще не улетел.
Время вылета и прилета в авиабилете — местное.
Я не успеваю на регистрацию. Что делать?
Если точно опаздываете, то позвоните в авиакомпанию и скажите, что не полетите этим рейсом, но будете использовать остальные перелеты по этому билету. Если не прийти на рейс до конца регистрации и не уведомить об этом авиакомпанию, то в большинстве случаев билет сгорит, а вместе с ним — обратный перелет и все стыковочные.
Спросите у оператора, можно ли обменять билет, и сразу по телефону переоформите его на другое время или дату. Если обменять нельзя даже с доплатой, значит, придется купить новый, но хоть обратные и стыковочные не пропадут.
Телефон службы поддержки быстрее всего найти в авиабилете. Если не можете дозвониться, напишите в чат на сайте авиакомпании или в соцсетях — ссылки должны быть в маршрутной квитанции в вашем имейле.
Если еще можно успеть, читайте дальше 👇
Что делать, если вы опаздываете на самолет
🚗 По дороге в аэропорт
Зарегистрируйтесь на рейс в интернете. Лучше всего зарегистрироваться в мобильном приложении авиакомпании и получить мобильный посадочный талон.
Мобильный посадочный талон — это электронная версия обычного посадочного, адаптированная для смартфона. Распечатывать его не нужно — показывайте прямо с экрана. В аэропорту на мобильном посадочном просканируют QR-код, в котором содержится вся информация о вас и вашем маршруте (кстати, не выкладывайте фото QR-кода в соцсетях).
Другой вид посадочных, которые выдают при онлайн-регистрации, — обычные, как в аэропорту. Они не адаптированы под смартфон, поэтому их нужно распечатывать.
При регистрации на рейс в мобильном приложении вам, скорее всего, выдадут мобильный посадочный талон.
При регистрации на сайте часто предлагают на выбор два варианта посадочных: обычный и мобильный. Но бывает, что на сайте доступен только обычный — например, у Wizzair и в десктопной версии «Аэрофлота» (при этом на мобильном сайте «Аэрофлота» можно получить мобильный посадочный).
Посадочные талоны при онлайн-регистрации
Мобильный посадочный талон
В мобильном приложении посадочный, скорее всего, сохранится автоматически. При регистрации на рейс на сайте вам придет имейл или смс со ссылкой на посадочный в формате jpg (сохраните его на смартфоне) или pkpass (сохраните в приложении PassBook или Wallet на айфоне или PassWallet на андроиде).
Обычный посадочный талон
Распечатайте посадочный дома на листе А4 или получите дубликат в аэропорту на стойке регистрации или в киоске саморегистрации (дубликат может быть платным).
Внимание! Если зарегистрировались, но точно опаздываете, позвоните в авиакомпанию и отмените регистрацию.
Переложите необходимый минимум вещей в ручную кладь, а чемодан оставьте дома или друзьям, которые вас провожают. Это нужно, чтобы в аэропорту не тратить время на сдачу багажа. Успеть на свой рейс бывает важнее, чем взять десять комплектов одежды.
Перепроверьте, из какого аэропорта и терминала вылет, и, если уже зарегистрировались, то узнайте, куда бежать к выходу на посадку. Вот схемы Шереметьево, Домодедово, Внуково и Пулково.
Днем добирайтесь до аэропорта на метро, электричке или аэроэкспрессе — чтобы не встрять в пробки. Если в ваш аэропорт они не ходят и вы едете на автобусе или такси, то заранее узнайте, как дойти от остановки до входа в нужный терминал.
🏃 В аэропорту, если еще можете успеть
Заранее убедитесь, что в ручной клади нет воды в бутылке объемом больше 100 мл, ножниц и другой запрещенки, чтобы избежать заминки на досмотре.
В очередях просите пропустить вас вперед. Если застряли в очереди на регистрацию, подойдите к сотруднику авиакомпании: опаздывающих регистрируют без очереди. На контроле и досмотре, если вы вежливо объясните, что опаздываете, другие пассажиры наверняка пойдут навстречу. За границей можно сказать: “I’m so sorry, my flight is boarding right now”. В крупных аэропортах перед контролем стоят служащие, которые регулируют очередь — обратитесь к ним, и вас пропустят вперед. Если летите с детьми, вы в любом случае имеете право быть в первых рядах.
В большом аэропорту, если зарегистрировались впритык перед закрытием стоек и до полета осталось 40 минут, можно воспользоваться услугой Fast Track. Это быстрый проход через контроль, часто с сотрудником аэропорта. Вы попадете в зону вылета через отдельный коридор без очередей — так же, как пассажиры бизнес-класса и участники некоторых программ лояльности. Если опаздываете, то услугу Fast track лучше забронировать онлайн или по телефону, пока едете в аэропорт или стоите в очереди на регистрацию. Иногда перед контролем стоят автоматы по оплате Fast track, например, в аэропорту Будапешта. В Домодедове быстрый проход через контроль стоит 25 долларов, в Пулкове на внутренних перелетах — 1499 рублей. В Шереметьеве и Внукове можно воспользоваться быстрым проходом, только заплатив за услуги VIP-за
В зоне вылета перепроверьте номер гейта по табло. В посадочном талоне указан выход на посадку и время, до которого вы должны к нему прибыть. Гейт могут в любое время поменять, поэтому на табло лучше посматривать регулярно. Учтите, что по громкой связи об изменениях объявляют не всегда.
Не расслабляйтесь, пока не дойдете до гейта. Если у вас 87-й гейт и вы, видя указатель Gates 65–95, решите перекусить, то рискуете обнаружить, что до нужного выхода еще 10 минут бегом. Лучше сначала добраться до гейта, а уже потом выпить кофе в соседнем кафе.
Я опоздал на посадку из-за очередей в аэропорту. Кто виноват
Если пассажир зарегистрировался, но опоздал на посадку, чаще всего это его ответственность
Если вы получили посадочный талон, но опоздали на посадку из-за очередей на досмотре, то самолет с большой вероятностью улетит без вас и ни авиакомпания, ни аэропорт не будут нести за это ответственность. В России обязанность пассажира вовремя прийти на гейт установлена пунктами 90 и 91 Федеральных авиационных правил. Суды прямо отмечают, что длительная процедура прохождения паспортного и таможенного контроля не является уважительной причиной опоздания.
Но! Если были по-настоящему аномальные очереди и вы опоздали, хотя приехали за 2–3 часа до вылета, то можете обратиться в суд с иском на авиакомпанию за медленную регистрацию или на аэропорт за медленное обслуживание на контроле и досмотре и требовать возмещения убытков. В суде исследуют доказательства, в том числе записи с видеокамер, и решат, есть ли в произошедшем вина авиакомпании или аэропорта. Одновременно можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и прокуратуру.
Что будет, если посадка заканчивается, а вы не пришли? Вашу фамилию могут (но не обязаны) несколько раз объявить по громкой связи. Изредка вас могут поискать в ближайших к гейту магазинах и ресторанах. Когда выход на посадку закроется, авиакомпания начнет снимать с рейса багаж опоздавших пассажиров. Если придете через 5–10 минут, то есть шанс, что вас еще пустят на рейс. Особенно если летите с багажом и отвезти вас на борт будет проще, чем искать и возвращать чемоданы.
Если вы опоздали на посадку, и сотрудники авиакомпании говорят, что сделать уже ничего нельзя, это считается неявкой на рейс.
Екатерина Кузнецова, старший юрист коммерческой практики Goltsblat BLP:
«Пассажир не прошел регистрацию на рейс и не предупредил авиакомпанию, что не летит, или пассажир зарегистрировался на рейс, но не явился на посадку — последствия при обоих сценариях будут одинаковые: никаких компенсаций от авиакомпании не полагается. За исключением случая, если у него есть соответствующая страховка и причина неявки подпадает под страховой случай».
Куда бежать в аэропорту, если вы опоздали регистрацию или посадку
Если опоздали на регистрацию на 5–10 минут, бегите на «свою» стойку и попробуйте зарегистрироваться. Если говорить вежливо и улыбаться, то есть шанс, что вас зарегистрируют немного позже положенного времени. Решение, регистрировать ли опоздавшего, зависит от кучи факторов: далеко ли гейт, нужно ли сдавать багаж, переданы ли уже диспетчеру списки пассажиров. Поэтому кому-то выдают посадочный после конца регистрации, а кому-то отказывают.
Если зарегистрироваться уже нельзя, как можно быстрее узнайте в представительстве авиакомпании в аэропорту или по телефону в кол-центре, можно ли обменять или сдать билет.
Если вы не пришли на регистрацию или посадку и заранее не сообщили о своих планах авиакомпании, это расценивается как no-show — неявка на рейс. Что произойдет с вашим билетом при no-show, написано в правилах тарифа. Билеты эконом-класса, скорее всего, сгорят. Билеты бизнес-класса обычно можно обменять или сдать без потерь (учтите, что деньги не придут на карточку сами по себе — вы должны обратиться в авиакомпанию и оформить возврат). Бывает, что билет нельзя сдать, но можно обменять с доплатой.
Следующий дедлайн — время вылета. Если в ваши билеты можно вносить изменения после конца регистрации, то после вылета они могут сгореть или вырастет доплата за изменения.
К примеру, у вас билет «Аэрофлота» из Турции в Москву, тариф Эконом-Оптимум, вы опоздали на регистрацию и хотите улететь другим рейсом. Если переоформите билет до вылета самолета, на который опоздали, то, кроме разницы с ценой нового билета, доплатите 40 долларов, а если после вылета — то 85 долларов.
Штраф за неявку на рейс
Неявка на рейс (no-show) — это когда пассажир не пришел до конца регистрации или посадки и не уведомили об этом авиакомпанию.
Штраф за неявку на рейс — это не штраф как таковой, а сбор, который берет авиакомпания, если опоздавший на регистрацию пассажир хочет сдать или обменять авиабилет.
Если вы перебронируете билет после закрытия стоек регистрации, то с вас возьмут разницу в тарифах с новым билетом + сбор за переоформление + штраф за неявку. Или сбор будет вдвое дороже — суть та же. Если просто не прийти, то рискуете сгоревшими билетами туда и обратно, но дополнительный счет авиакомпания вам не выставит.
Сообщите авиакомпании, что вы хотите сохранить оставшиеся перелеты — стыковочные и обратные. Если пассажир не пришел и не позвонил в авиакомпанию до конца регистрации, то остальные перелеты по этому бронированию аннулируются. Это значит, что, если у вас билеты Москва — Архангельск — Москва, и вы пропустили рейс Москва — Архангельск и не сообщили авиакомпании, что не полетите, то рейс Архангельск — Москва сгорит.
Чтобы следующие полетные сегменты не аннулировались, нужно заранее позвонить в авиакомпанию и сказать, что вы не полетите первым рейсом, но хотите сохранить стыковочные и обратные билеты. Если понимаете, что опаздываете, сразу звоните или пишите в чат службы поддержки — хоть из очереди на регистрацию.
Если позвонили после окончания регистрация, то все будет зависеть от тарифа. Обратные билеты по дорогим тарифам часто можно восстановить. Бывает, что билет можно за доплату обменять до времени вылета и если успеть это сделать, то обратный перелет сохранится. Чтобы сделать максимум возможного, как можно быстрее обращайтесь в авиакомпанию.
Если из-за задержки первого рейса вы опоздали на стыковочный
Если оба рейса по одному билету и первый задержался, то авиакомпании бесплатно предложит вам другой стыковочный. Если новый рейс вылетает позже оригинального, вы имеете право на обслуживание в аэропорту и денежную компенсацию за опоздание — как при обычной задержке рейса. Если перелеты по одному билету выполняют разные авиакомпании, то предлагать вам обед и искать другой борт должна авиакомпания — виновница задержки.
Кто выплачивает денежную компенсацию за задержку второго рейса, зависит от правил страны и авиакомпании. Европейская авиакомпания, у которой вы купили стыковочный билет, с июля 2019 года несет ответственность за оба рейса. Это значит, что если второй рейс выполняет другой перевозчик, в том числе неевропейский, то компенсацию за его задержку все равно выплачивает авиакомпания ЕС, у которой вы забронировали билет.
Если два рейса по разным билетам, даже одной авиакомпании, то первая авиакомпания отвечает за опоздание своего вылета, но не обязана пересаживать вас на другой стыковочный рейс — она не имеет к нему отношения.
Что тогда делать:
1) Сдайте или обменяйте второй билет по обычным правилам тарифа или купите новый;
2) Сохраните чеки и квитанции, подтверждающие расходы, которые вы понесли из-за переноса первого рейса. У российской авиакомпании потребуйте штамп, что самолет вылетел не по расписанию;
3) Когда вернетесь домой, подайте досудебную претензию в первую авиакомпанию, чтобы она выплатила компенсацию за задержку своего рейса, а также за все понесенные расходы — в том числе за сгоревший стыковочный авиабилет и покупку нового.
Лукавить не будем: шансы вернуть деньги за стыковочный перелет далеки от 100% и доказывать свою правоту, скорее всего, придется через суд. Но не все потеряно: и в России, и в Европе бывают случаи, когда суды становятся на сторону пассажиров. В Европе требовать компенсации за сгоревший стыковочный билет нужно по Монреальской конвенции — Регламент 261/2004 такой компенсации не подразумевает.
Что будет с багажом, если вы опоздали на посадку
Прямой рейс
Если вы опоздали на посадку, то ваш багаж почти наверняка снимут с рейса — таковы нормы безопасности. В России это прописано в пункте 91 Федеральных авиационных правил. Чтобы получить багаж, обратитесь в авиакомпанию.
Рейс с пересадкой
Если вы отстали от второго рейса при пересадке, при этом оба перелета — по одному билету и багаж зарегистрирован до конечного пункта, то, скорее всего, авиакомпания отдаст вам багаж в стыковочном аэропорту. Если чемодан улетел со вторым рейсом, то вы заберете его в конечном аэропорту в представительстве авиакомпании или в службе Lost and Found, либо там же оставите заявку с вашим именем и адресом, куда нужно доставить багаж. Если решили дальше не лететь, то сообщите авиакомпании о своем желании получить багаж в аэропорту стыковки.
Учтите, что если чемодан потерялся и вы возвращаетесь из зарубежной поездки без него, то на границе нужно задекларировать несопропровождаемый багаж, — чтобы не пришлось платить пошлину, когда его найдут и привезут по вашему адресу.
Я вернул деньги за платную регистрацию на рейс
Из-за технических проблем у авиакомпании
Я год судился с одной известной авиакомпанией и в итоге выиграл суд.
В декабре 2018 года мы с приятелем купили авиабилеты из Грузии в Россию с бесплатной онлайн-регистрацией. Из-за технической неисправности на сайте авиакомпании мы не смогли зарегистрироваться на рейс бесплатно и были вынуждены оплатить регистрацию в аэропорту.
На судебные разбирательства ушел почти год. Вот как все было.
Что за неисправность на сайте авиакомпании
Мы должны были лететь из Тбилиси в Казань. По правилам авиакомпании бесплатная онлайн-регистрация на рейс для пассажиров, которые вылетают из аэропортов иностранных государств, открывается за 24 часа и заканчивается за 4 часа до вылета.
Примерно за 19 часов до вылета я безуспешно пытался зарегистрировать себя и друга. Постоянно возникали ошибки: то регистрация вообще была недоступна, то свободное место было только для одного из нас, а зарегистрировать одного пассажира из двух было невозможно — кнопка «Продолжить» не нажималась. Зато была возможность выбрать платные места.
Мы с другом не стали регистрироваться на платные места: потом было бы практически невозможно доказать, что мы сделали это вынужденно. Оплата услуги подтверждала бы наше согласие с условиями регистрации. Поэтому мы решили сделать скриншоты, которые подтверждали техническую неисправность на сайте, и направить их на электронную почту авиакомпании с требованием зарегистрировать нас на рейс.
Электронная почта — единственный бесплатный способ связаться с авиакомпанией-лоукостером. Цена за звонок варьируется от 55 до 60,17 Р за одну минуту в зависимости от региона и оператора связи. С учетом времени ожидания и разговора с оператором сумма получилась бы немаленькая
Раздел онлайн-регистрации на сайте авиакомпании. Автоматическое бесплатное место выбрано только для одного пассажира, для второго самостоятельно выбрать место было невозможно. Без выбора мест кнопка «Продолжить» недоступна
В день вылета зарегистрироваться на сайте мы так и не смогли. На письмо авиакомпания не ответила. Поэтому мы заранее приехали в аэропорт, чтобы зарегистрироваться на рейс бесплатно. До вылета оставалось больше 4 часов.
Сотрудники аэропорта и представители авиакомпании знали о технической неисправности: зарегистрироваться на сайте не смог почти весь самолет. Несмотря на это, сотрудники отказались зарегистрировать пассажиров бесплатно — вместо этого они выдали бланк заявления на возврат денег за платную регистрацию. Мы должны были направить его в авиакомпанию после прибытия в Казань.
Мне пришлось заплатить 155 ₾ (3914 Р ) за регистрацию. Нас с другом зарегистрировали на места, которые на сайте авиакомпании были со статусом «место занято», и мы полетели.
Заявление на возврат
Когда я прилетел домой, написал на электронную почту авиакомпании письмо с просьбой вернуть деньги. К письму приложил заполненный бланк заявления на возврат за платную регистрацию.
В заявлении указал реквизиты счета для перечисления денег и приложил к нему чек об оплате регистрации.
После этого началась странная переписка. Сотрудники авиакомпании писали, что я представил скриншот из приложения, а не с сайта. Что «ошибка при бронировании» в сообщении из приложения не подтверждает мою попытку зарегистрироваться на рейс. На самом деле я направил скриншоты как с сайта, так и из мобильного приложения.
Меня просили уточнить реквизиты банковской карты, хотя в заявлении на возврат я уже указал реквизиты своего счета. В итоге я решил продублировать реквизиты и указал данные карты, которой платил за регистрацию.
Потом мое обращение передали в некий «отдел для рассмотрения возврата денежных средств за оплаченную услугу регистрации в аэропорту». Срок рассмотрения — 30 календарных дней.
На протяжении 5 месяцев я обращался в авиакомпанию около 12 раз — каждый раз мне отвечали, что возврат денежных средств одобрен, но занимает длительное время.
Досудебная претензия
В итоге я устал ждать и направил авиакомпании досудебную претензию с требованием вернуть деньги за вынужденную платную регистрацию.
Я написал, что не смог воспользоваться услугой онлайн-регистрации, которая по умолчанию бесплатна для всех билетов авиакомпании, из-за технической неисправности на сайте. Потребовал вернуть 3914,31 Р за платную регистрацию в течение 10 календарных дней с даты получения претензии. Такой срок предусмотрен законом. Других сумм не требовал.
В претензии я также сразу указал реквизиты банковского счета для перечисления денег.
На претензию представитель авиакомпании ответил на следующий же день. Он в очередной раз подтвердил, что возврат денег за регистрацию в иностранном аэропорту одобрен, и отметил, что он занимает много времени.
Суд в Казани
После ответа на претензию я ждал возврата почти полгода. А потом решил обратиться в суд.
Чтобы составить иск, я пошел к юристу. Он помог с формулировками, а собирал и направлял все документы я самостоятельно.
В иске я требовал взыскать с авиакомпании:
Я подал иск 25 апреля 2019 года в мировой суд по месту своего жительства, так как спор был имущественный, в сфере защиты прав потребителей, а сумма иска — меньше 100 тысяч рублей.
К исковому заявлению я приложил копии документов, подтверждающих мои требования:
Также я приложил копии своего паспорта, договора с юристом и квитанции об оплате его услуг. Иск подал лично в канцелярию суда, на нем поставили штамп о принятии.
Спустя месяц — 24 мая 2019 года — я по почте получил обратно исковое заявление и определение суда о том, что с моим иском следует обратиться к мировому судье по месту нахождения авиакомпании. Судья аргументировал свою позицию тем, что иски к перевозчикам предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика.
Мне показалось, что доводы судьи неверны и их можно обжаловать: мое дело связано с защитой прав потребителей, а у потребителя по закону есть право выбрать место рассмотрения иска. Но я не стал подавать частную жалобу на определение суда, потому что мне часто приходится подавать иски именно в этот участок мирового судьи по другим делам. Там у меня сложились нормальные отношения с работниками суда: мне дают комментарии по телефону, готовят документы в срок. Я не хотел портить эти отношения.
Суд в Москве
Я составил новый вариант иска с незначительными изменениями: добавил требование о взыскании почтовых расходов в размере 102 Р и попросил рассмотреть гражданское дело без моего участия, так как не хотел тратиться на поездки в Москву.
Иск направил 25 мая 2019 года Почтой России с уведомлением о вручении в суд по месту нахождения авиакомпании. Им оказался судебный участок мирового судьи № 432.
К заявлению приложил те же документы, которые получил обратно от казанского суда, и еще добавил оригинал квитанции Почты России о направлении иска в суд Москвы.
Судебный процесс длился два месяца: сначала была досудебная подготовка, затем два основных судебных заседания. Первое было отложено из-за неявки авиакомпании. За рассмотрением дела я следил на сайте суда.
На все заседания я получал судебные повестки с требованием явиться в суд и представить все имеющиеся доказательства по делу. Судебные повестки отличались от тех, что я получал в Казани, — мне их направляли в электронном виде через портал госуслуг.
После каждой повестки я звонил секретарю суда и напоминал, что в иске просил рассмотреть дело без моего участия. Она делала себе пометки, и в итоге проблем не возникло.
Решение суда и исполнительный лист. Последнее заседание состоялось 4 июля 2019 года. По его итогам статус дела на сайте суда изменился на «завершено». На следующий день я позвонил в судебный участок, чтобы уточнить информацию по делу. Сотрудница суда подтвердила, что решение по делу принято: все мои требования суд удовлетворил.
Когда выносится судебное решение, сторонам дается месяц на его обжалование. Если за этот месяц никто из сторон не подал апелляционную жалобу, решение вступает в законную силу. Уже на следующий день после этого можно просить выдать исполнительный лист.
Я отправил заявление о выдаче исполнительного листа в суд по электронной почте 5 августа 2019 года. Просил направить лист по адресу моей регистрации в Казани. На этом этапе столкнулся с проблемами, с которыми ранее сам не сталкивался, но слышал от разных знакомых.
В течение месяца я так и не получил исполнительный лист. Когда позвонил в судебный участок, мне ответили: «Ждите, секретарь в отпуске». Еще через месяц ответ был: «Ожидайте, сотрудник канцелярии в отпуске». На третий месяц пошли уже стандартные отмазки — в суде не отвечали на звонки и сообщения по электронной почте, а если у меня получалось дозвониться, мне говорили: «У нас очень много дел — не успеваем», «Мы самый большой судебный участок Москвы — ожидайте», «Дело находится у судьи — на нее повлиять не можем».
В конце концов мое железное терпение лопнуло — 7 ноября 2019 года я направил жалобу на бездействие сотрудников судебного участка в управление по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы.
Я не рассчитывал, что это даст результат, но в итоге на следующий же день на сайте опубликовали мотивированное решение суда. При этом не очень понятно, почему именно так произошло: мировой судья обязан составить мотивированное решение, только если от сторон поступит заявление о его составлении. Я такое заявление не подавал. Маловероятно, что оно поступило от авиакомпании.
суд взыскал с авиакомпании
Я допускаю, что мог не вложить документы по оказанным юридическим услугам, но вот квитанции почтовых расходов точно приобщил: мне пришлось просить сотрудника почты сначала взвесить документы, потом распечатать квитанцию и засунуть в конверт. Скорее всего, сотрудники суда попросту потеряли мои документы и в итоге не приложили их к делу.
Я позвонил секретарю суда и изложил свое недовольство. У нее был стандартный, монотонный и безразличный ответ: «Если не согласны с решением суда, вы вправе его обжаловать. В таком случае мы не станем направлять вам исполнительный лист».
Подавать апелляционную жалобу из-за 4602 Р у меня не было ни времени, ни желания — поэтому я вежливо попросил отправить мне все полагающиеся по делу документы.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Исполнение решения суда
Я получил решение суда 15 ноября 2019 года, а исполнительный лист — 19 ноября. Но и здесь сотрудники московского суда умудрились накосячить.
Решение суда мне направили по ошибочному адресу: неверно был указан номер дома. Номер моего дома — 100, а на конверте был указан дом 10. В ответе судебного управления на мою жалобу были указаны трек-номера писем с решением и исполнительным листом, поэтому я самостоятельно отслеживал их на сайте Почты России. Там появилась надпись о неудачной попытке вручения, хотя я целый день был дома. После этого я обратился в почтовое отделение, где письмо хранилось. В итоге письмо забрал.
ч. 8 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»
Кроме того, дата решения была указана с ошибкой: вместо 2019 был указан 2018 год. Я подумал, что это несущественно: главное, чтобы в исполнительном листе все было верно. Так и получилось.
Дальше я действовал по инструкции. Для подстраховки 19 ноября 2019 года направил запрос в налоговую службу для раскрытия сведений обо всех счетах авиакомпании. По закону взыскатель, у которого на руках есть исполнительный лист с неистекшим сроком, вправе обратиться в налоговую с заявлением о предоставлении этих сведений.
После налоговой, в этот же день, я передал заявление о взыскании со своими реквизитами и оригинал исполнительного листа в банк, где у авиакомпании был открыт счет. Банковские реквизиты авиакомпании нашел в интернете. Мне перечислили 14 743 Р на мой банковский счет через три дня — 22 ноября 2019 года.
Что в итоге
Для удовлетворения моих требований понадобилось 352 календарных дня — без 13 дней год. Я сообщил авиакомпании о технической ошибке на сайте 5 декабря 2018 года, иск подал 25 мая 2019 года. Решение суд вынес 4 июля, а получил я его 15 ноября 2019 года. Деньги поступили на мой счет 22 ноября 2019 года.
Запомнить
Как на скриншотах логотип не замазывай, все равно Победа остается поБЕДОЙ :))
Георгий, только сейчас заметил, что еще и в ссылке на статью Т—Ж заботливо проинформировал читателей о названии авиакомпании 🙂
Может, конечно, имелась ввиду победа в суде, но каламбур в точку!
Георгий, еще а одном скриншоте to:pobeda@aero интересно какой это авиакомпании.
Андрей, да, это тоже очень важно) так же, как победа во время игры в футбол, шахматы и т.д.
Ох, моя любимая «Победа», мой любимый 432й участок. Ничего не поменялось за год с лишним, всё также исполнительные листы по жалобам выдают.
Очень рад, что у Вас хватило терпения и сил на суд ради морального удовлетворения, которое бесценно! Поздравляю с победой над победой! 🙂
Еще не зайдя в статью поняла, что речь пойдет о Победе
Dinara, в чём именно выражается нелюбовь к победе? На нее жалуются только те, кто перед полетом не читал правил компании. Сколько раз летал, никогда не возникало проблем. Да, правила жёсткие. Но они четко прописаны в условиях и я про них знал. Зато у Победы самые новые самолёты на рынке, потому что это лоукостер и им нужна максимальная загруженность рейсов.
Егор, отвечу за Dinara и за себя: «нелюбовь» заключается в том, что при возникновении технической ошибки сотрудники авиакомпании не предприняли попыток моментально отреагировать на обоснованные жалобы клиентов, направленные по нескольким каналам обратной связи (по электронной почте, по телефонному звонку, при непосредственном обращении к представителю).
Егор, автор прав. Онлайн регистрация у них вечно не работает из иностранных аэропортов. У меня было то же самое. Но в суд идти было лень.
Егор, вы точно читали статью?
В окт, 2019 г. Победа оказывается уже отменила платные регистрации в заруб. аэропортах. Мне вернули деньги за платную регистрацию без суда, где-то за 2 месяца. Написал письмо в авг, 19 деньги вернули в сент, 19.
Совет. В журнале на борту судна дают журнал Победа, там находите почту ген. дира и переписываетесь с ним по поводу возврата. Конечно с тобой общается секретарь, но скорость ответов порадовала.
Антон, логично. Аппарат ГД вполне может ускорить линейные департаменты, пообещав довести до шефа, как они их косяки разгребают, их покрывая зачем-то 🙂
Евгений, это называется ручное управление. На самом деле это показывает отсутствие системной работы в компании.
Авторы подобных исков к авиакомпаниям стараются не ради своих четырёх тысяч рублей. А ради справедливости, ради того, чтобы там услышали: «Вы слишком обнаглели, если будете продолжать так вести себя и дальше, то исков будет больше, чем вся ваша прибыль.»
Чтобы больше такого не было.
Можно сказать, что автор нашёл время судиться за миллион рублей, которые потенциально будут за пару рейсов брать с пассажиров в будущем. Они не достанутся автору. Но мы живём в едином обществе друг ради друга, а не только ради личной выгоды. Гораздо хуже, если этот миллион достанется авиакомпании практически за мошенничество.
Универсальная схема подготовки документов для суда: направляется обращение с изложением требований, далее форматируется под претензионную форму с последующим редактированием под исковое заявление.
Откуда у вас у всех столько времени.
тьфунатебя, думаю, для автора это был принципиальный момент
Ох уж эта сраная Победа. :))) Такая же фигня была с ней и тоже в Тбилиси. Они специально это делают (проблемы на сайте), чтобы разводить пассажиров на бабки. Возмущался весь самолет, но не думаю, что кто-то пошел в суд. Автору респект.
Vlad, я писала им письмо с претензией по электронной почте. Дали сертификат на сумму покупки нового билета. Но там больше наш косяк был, не их.
Minerva, ок, спасибо! Уже 3 раза написал им за 12 дней.
Поздравляю с Победой 🙂
Вы молодец! Если бы почаще люди бы подавали такие иски и суды бы штрафовали такие компании, такого бы беспредела не было. Да, я готова судиться с авиакомпанией.
Наконец то и нашей стране люди начинают использовать суды в спорах за свои права.
Ранис поздравляю с выигранным делом, Вы молодец что пожертвовали своим временем ради справедливости.
Да.Уважаю упорство автора.Молодец!
Лучше с ними не летать. Меньше времени и нервов
Alexey, из-за одного случая не нужно обижаться на весь мир:)
Вот поругаетесь с соседом, не квартиру же продавать?)
Все правильно. Это дело принципа! Если плевать, не связываться, не отстаивать. в конечном итоге законы станут пустым местом и их нарушение станет безнаказанным.
Наслаждалась каждой буквой статьи. Ранис, вы мой герой!)
Была такая же ситуация с Wizzair в Будапеште. Претензию не приняли. И как я читала на форумах, у них такое бывает. Пусть поперхнутся моими 25 евро 😠
Anastasiya, нужно отправить претензию через форму обратной связи (https://wizzair.com/ru-ru/informatsiya-i-uslugi/polozhitelnye-otzyvy-i-zhaloby/)
Я думаю отсуженные деньги авиакомпания с лихвой окупила платой за регистрацию других (менее принципиальных) пассажиров, которые не пошли в суд. Тут сразу вспомнил историю про прокурора, который после своего путешествия требовал от победы отменить платную регистрацию в иностранных аэропортах.
Интересно. Конечно, нужно иметь желание и терпение. Полагаю, что в следующий раз в подобной ситуации никто не станет ждать полгода «у моря погоды». Спасибо за информацию.
По поводу авиакомпании. Летала много. Правила читала. Проблем не было. Но удивляют люди, не читавшие правил, «попадающие на деньги» из-за этого и ругающие не себя, а перевозчика. Однажды со мной сидела в самолете дама, полтора часа ругала Победу за то, что ей пришлось (не помню сколько) заплатить за багаж. Билет у дамы был безбагажный. Её самый главный аргумент был «неужели непонятно, что не все летают с рюкзаками?»
ирина, отвечу по порядку:
1) ждать полгода «у моря погоды»
2) Правила читала. Проблем не было.
Повторюсь с ответом на аналогичный комментарий пользователя выше:
3) Но удивляют люди, не читавшие правил, «попадающие на деньги» из-за этого и ругающие не себя, а перевозчика.