если ребенок видит невидимых людей что делать
Мой ребенок видит призраков. Что делать?
Не торопитесь вызывать экзорциста!
Новый текст для нашей новой редакционной рубрики «Вопрос-ответ», где мы отвечаем на вопросы читателей! На этот раз мы перевели для вас статью клинического психолога, кандидата наук Натали Франк, в которой она подробно рассказывает, почему дети говорят, что видят привидений, и что с этим делать.
Кстати, если вы хотите задать вопрос и получить на него ответ, пишите на oy@chips-journal.ru!
Почему так много детей говорят, что видят привидений?
Каждый родитель и каждый, кто работал учителем, бэбиситтером, воспитателем или просто общался с маленькими детьми, хоть раз слышал от них, что они видят привидение. Если ребенок еще слишком маленький и, очевидно, не пытается вас разыграть, то это может изрядно напугать и заставить вас задуматься о том, что, может быть, он и правда видит то, чего не видите вы.
Кроме того, что дети и правда способны коммуницировать с духами из небытия, существует и другое, не менее логичное объяснение подобным заявлениям (особенно в сезон Хэллоуина). В предпраздничное и послепраздничное время дети нередко фиксируются на историях о привидениях: по телевизору показывают больше страшных фильмов, дети чаще читают и пересказывают друг другу страшилки.
Также это объясняется тем, что дети обучаются и усваивают новое посредством своего воображения и подражания в игре, а потому фантазии являются важной частью их мира. Раньше было принято считать, что дети не в состоянии отличать свои фантазии от реальности. Возрастной физиолог Жан Пиаже продвигал идею, что дети до 12 лет часто путают фантазии, притворство и иллюзии с действительностью. Например, они верят, что магия реальна, драконы существуют, а человек, одетый как привидение, является привидением.
Однако более современные исследования показали, что уже в три года дети способны частично осознавать, что является настоящим, а что нет. Хотя дети уже в таком раннем возрасте показали способность отличать фантазии от реальности, они все равно могут неверно интерпретировать некоторые вещи и явления или просто не знать о существовании определенных феноменов, известных взрослым.
Например, когда дети видят что-то периферическим зрением или галлюцинируют в пограничном с засыпанием (или пробуждением) состоянии, они могут поверить, что увиденное ими — это настоящее привидение, фея или лепрекон. Взрослые же склонны просто игнорировать эти явления или объяснять их, исходя из своего опыта восприятия.
«Привидения», которых видят дети, могут возникать в результате ошибок восприятия, когда они не обязательно видят что-то похожее на привидение, а просто видят что-то, не совпадающее с их предыдущим опытом, и интерпретируют это в пределах знакомых им понятий. Также не исключено, что «привидениями» становятся воображаемые друзья, которые есть у двух третей детей.
Что делать, если ребенок говорит вам, что видит привидение?
Самое главное — сохраняйте спокойствие. Многие родители начинают переживать, когда их ребенок рассказывает им о странных событиях или необычных переживаниях. Если ваш ребенок говорит вам о том, что он видит привидения, то, скорее всего, у вас нет поводов для беспокойства.
Узнайте, как выглядит это привидение, и что оно делает в те моменты, когда ребенок его видит. Так вы можете узнать что-то новое об интересах своего ребенка, его желаниях, страхах и заботах. Спросите, видел ли ваш ребенок это привидение раньше, когда и при каких условиях — так вы сможете понять, какую цель выполняет привидение в жизни вашего ребенка.
Например, если окружающие обычно начинают сильно волноваться и переживать, услышав о привидении, можно предположить, что оно нужно ребенку, чтобы привлечь внимание. Это не обязательно означает, что ребенок вас обманывает — он просто мог связать появление привидения и всеобщее внимание к себе и подсознательно стремиться повторить этот опыт.
Спросите, нравится ли ребенку встречаться с привидением, или оно его пугает. Если оно пугает ребенка, вы можете придумать способ превратить страшное привидение в дружелюбное или избавиться от него. Вы сами принимаете решение о том, хотите ли вы поддерживать веру ребенка в привидение или развенчать ее, и вам решать, как вы это сделаете.
Основное правило в том, что если вы поддерживаете ребенка и не говорите ему, что его воображаемого друга не существует, то вам стоит придерживаться такой позиции относительно всех паранормальных явлений, о которых он вам рассказывает. Не забывайте, что дети, сообщающие о встречах с паранормальными явлениями, нередко сами искренне в это верят.
Если вы будете убеждать их, что то, во что они верят, ненастоящее, вы вряд ли сможете их переубедить, зато это может привести к тому, что в следующий раз ребенок не захочет делиться с вами своим необычным опытом. В будущем это может нарушить важную доверительную связь между вами и ребенком и его веру в то, что родитель способен ему поверить даже в самых неординарных случаях.
«В темноте кто-то есть»: мамы вспоминают жуткие вещи, которые рассказывали дети
© Setyaki Irham, unsplash.com
Перед сном это лучше не читать
Более тысячи комментариев в сообществе для родителей Momshare собрал пост о том, какие странные и жуткие вещи говорят иногда маленькие дети. И это не рассказы о бабайке, о нет! Это звучит гораздо страшнее.
Мы выбрали самые впечатляющие комментарии:
«Мне дочка в три года заявила, что у меня внутри мальчик; а я и не знаю. Но он ненадолго. Ну так и оказалось. Сделала тест — беременна. На 12 неделе ребенка потеряла».
«Нашему младшему три годика, до недавнего времени он спал еще с нами в комнате. Был у него как-то период, когда он плакал истерически и говорил, что в зеркале корова. Мы, конечно, смеялись и не обращали внимания, пока посреди ночи собака вдруг не подскочила и не начала лаять на зеркало. Я после этого помыла зеркало святой водой и вроде корова пропала».
«Моя в два года видела мальчика у люстры, который плакал. Дело было в сумерках, и в комнате были я и ее братья. Дочка смотрела периодически на люстру, а потом общалась с нами, и в какой-то момент сказала: ну долго он еще плакать будет? После расспросов показала на люстру и сказала, что там плачущий мальчик. Через несколько дней все повторилось».
«К моему сыну в семь лет начал приходить друг. Зовут его Ганди. Чаще всего он приходит ночью. Сын рассказывает о нем очень спокойно. Говорит, что его вместе с родителями убили, но он как-то остался духом и давно ищет себе друга. Сын согласился с ним дружить. Приходит Ганди редко, и у них есть свой условный знак, когда ребенок может его позвать. Спрашиваю: зачем ты его зовешь? Сын говорит, что он дает ему советы, как поступать в каких-либо ситуациях».
«До трех лет ребенок рассказывал, что родителей выбирал сам, что показывал родителей ему дядя по имени Смотритель».
«Моя постоянно в один угол комнаты смотрела. Играет, играет, потом зависнет и смотрит туда. Периодически пальцем туда показывала и говорила: дядя. После полутора лет такое началось. Тоже жутковато было».
«На старой квартире дочь все время говорила, что какая-то старуха купается в ванной».
«Мой в три года говорил, что в комнате на столе сидит тетя. У нее даже было имя — Марашаба. Однажды я начала допытывать его, как она выглядит. И лучше бы я этого не спрашивала! Сын рассказал, что у этой тети длинные ноги и БЕЛЫЕ глаза. И что она ничего не делает, просто сидит. Мне стало дурно. Это длилось месяца два примерно. Муж тогда хотел имама с мечети позвать, но как-то резко все закончилось».
«У меня дочка (семь лет) иногда рассказывает, что помнит, как ей предложили ТАМ выбрать маму. Были разные, говорит, была даже блондинка одна, но я знала, что выберу тебя. Я тебя еще раньше видела и знала. Будто мне кто-то дал на кнопку нажать на планшете».
«Мне сын в два года про какую-то руку рассказывал. Что у нее нету ротика, животика — одна ручка. Что он ее часто видит и боится. Он с нами до пяти лет спал в одной кровати, боялся этой руки».
«У меня дочка когда спать идем, то смотрит на потолок и начинает улыбаться и смущаться. Я спрашиваю: кто там? Она отвечает: дети».
«Мой ребенок видел мальчика с крылышками и нашего деда, который умер в этой квартире еще до его рождения».
«Я один раз чуть не описалась ночью, когда ребенок разбудил меня тоненьким голоском: мамаааааа, там у двери стоит какая-то тетя!»
«Сын до трех лет в новой квартире видел дядю на кухне в одном и том же месте. Но он его не боялся, и я тоже была спокойна. Значит, это была не плохая сущность»
«Мой сын видел какого-то дядю в комнате. Лет до трех его видел, потом прошло. Первый раз он проснулся с криком и сказал, что его какой-то дядя черный за палец взял. Было очень страшно».
«Дети видят то, что мы не можем. Когда моему сыну было полтора года, я родила дочку, но она в пятимесячном возрасте умерла. И до 40 дней сын просыпался каждую ночь в три часа и с кем-то разговаривал. Поворачивался ко мне и говорил: „Мама, не плачь, ляля улыбается“. Было жутко»
«А моя дочь себя все зовет другим именем с полутора лет. Ей скоро четыре. И все время говорит, я буду большая, а ты маленькая и я тебя буду тоже в колясочке катать».
«Мои дети до двух лет примерно оба рассказывали мне, что видят кого-то за окном, на потолке, в углу и т.д. К трем годам я перестала это слышать. Списывала на детскую фантазию. Узнавала только хороший ли это человек или плохой? Боится его ребенок или нет. Мои не боялись».
Впервые текст был опубликован 21 сентября 2018 года.
Мой ребенок общается с воображаемым другом. Это нормально?
Иногда это даже полезно, но держать ситуацию под контролем не помешает.
У Chips Journal накопилось очень много вопросов, которые родители присылают в редакцию. А потому мы запускаем рубрику ответов, в которую будем приглашать экспертов. Наш первый вопрос мы получили от читательницы, которая волнуется: нормально ли, что ее сын общается с воображаемым другом. Кто такие воображаемые друзья, почему они появляются, нормально ли это, и как себя вести — отвечает детский клинический психолог, игротерапевт Ирина Катин-Ярцева.
В каком возрасте обычно у ребенка появляются воображаемые друзья?
Воображаемые друзья обычно появляются у детей в возрасте 3-5 лет. В том или ином виде они есть примерно у 65% детей, согласно опросам.
В какой форме обычно ребенок их «видит» — он представляет какого-то реального человека или сказочного героя? А разговоры с любимой игрушкой — это тоже форма общения с воображаемым другом?
Воображаемые друзья появляются в жизни детей в самой разной форме: это и образы людей, животных, сказочных героев, живущие в детской голове, и персонажи компьютерных игр и фильмов, и игрушки вроде собачки из мультфильма «Варежка», а иногда это друзья, с которыми и за которых ребенок ведет переписку.
Почему воображаемые друзья вообще появляются? Это что-то более-менее нормальное для психики ребенка или родителям стоит беспокоиться?
Если мы обратимся к более ранним временам, можно вспомнить, что схожую роль играл в жизни ребенка «ангел-хранитель». Не так давно — во времена Спока — считалось, что воображаемые друзья — признак какой-то серьезной нехватки в жизни ребенка, или проявления неприспособленности к реальной жизни, стремления уйти в мир грез. Поэтому у многих родителей они вызывают беспокойство. Некоторые, узнав о воображаемом друге, даже тревожатся, не является ли это признаком или предвестником психического расстройства.
Но на самом деле все совсем не так. Воображаемые друзья — один из вариантов здоровой нормы. Сейчас детские психологи считают их проявлением символической, игровой активности ребенка, чем-то вроде «тренировки» эмоциональной и социальной компетентности, свидетельством развитой и творческой фантазии. Помимо того, что такая игра приносит ребенку много удовольствия, так же, как и другие формы ролевой игры в этом возрасте, игра с воображаемыми друзьями очень полезна, способствует лучшему разделению реальности и воображения, а в травмирующих обстоятельствах, при стрессе, усталости и вовсе способна серьезно поддержать малыша. Воображаемый друг позволяет взглянуть на многие неприятности со стороны, справиться с эмоциями, переживаниями, а также часто играет роль вынесенной вовне взрослой, компетентной части личности, которая со временем интегрируется и принимает форму индивидуальной стратегии преодоления трудностей.
В какой ситуации родителям все же стоит насторожиться?
Проблемные взаимодействия с воображаемыми друзьями тоже бывают. Если ребенок жалуется на то, что воображаемый друг не оставляет его в покое, навязывает ему что-то, заставляет делать что-то, чувствовать себя плохим, пугает, то, возможно, ребенок столкнулся с какими-то серьезными трудностями, и ему нужна помощь психолога или психиатра.
Иногда заигравшийся ребенок просит родителей относиться к его другу как к реальному (как Малыш просил оставить Карлсону тефтелек), и нет ничего вредного в том, чтобы подыграть ему.
Нужно ли что-то делать в таких случаях — водить ребенка к психологу, например. Или «само пройдет»?
Если в остальном поведение ребенка не вызывает тревоги, то можно не предпринимать никаких дополнительных действий. Воображаемые друзья появляются тогда, когда они нужны для развития ребенка и исчезают сами, когда их роль выполнена.
Сыктывкарский психолог объяснил, почему дети видят жутких «призраков» в квартирах
Антон Антушев / PG11.ru / Дети видят людей в квартирах
Малыши видят, и даже разговаривают с «призраками» в домах, потому что развиваются
Недавно в соцсети Twitter появился тренд. Люди рассказывали, как их дети как их дети видели необъяснимое. Портал PG11.ru опросил сыктывкарцев и выяснил, случались ли похожие ситуации у жителей столицы Коми. Психолог Илья Соболев рассказал, что вызывает такие «видения», и как к этому стоит относиться родителям.
Психолог Илья Соболев заверил, что никакой мистики в детских видениях нет:
— Дети, которые наблюдают в темных углах квартиры странные образы, объекты и существ причудливой формы, на самом деле выполняют важнейшую в их возрасте задачу: развивают свой мозг. До 7 лет у ребенка формируются нейронные связи в лобных долях. Это участки мозга, определяющие когнитивные, социальные и эмоциональные функции человека. Есть два вида развития: рациональный и эмоциональный. Рационализации реальности ребенок учится при помощи контакта с внешним миром и при выполнении логических задач. Он приучается к чистоте и порядку, учится разделять съедобное и несъедобное, задавать маме и папе правильные вопросы, уважать чужое пространство и другим важным навыкам.
Психолог отметил, что развивать воображение – необходимость для детей:
Специалист объяснил, что вызывает в голове ребенка образы, которых не замечают взрослые:
— Маленький ребенок не всегда в состоянии контролировать мыслительный поток. Его сознание развивается бешеными темпами и движется вперед со стремительной скоростью. Многое из того, что увидел или услышал ребенок, должно перевариться и осмысляться, превратившись в твердые конструкции сознания. И как раз для этого ему на помощь приходит фантазия. Только ребенок еще мал и не всегда в состоянии определять, где реальность, а где вымысел. Например, мама рассказывает папе, как у них на работе подрались два водителя в коридоре. А ребенок находится неподалеку и все слышит. Мама, конечно же, описывает ситуацию в красках и в подробностях, наивно предполагая, что ребенок «ничего пока не понимает». А дитя, удивляясь полученной информации, пытается ее осмыслить и переварить. Малыш уходит в другую комнату, чтобы никто не мешал, начинает пытаться представить, как выглядели эти страшные мужчины.
Илья Соболев не видит повода для переживаний, ведь такие видения – знак нормального развития фантазии у детей:
— В результате, фантазия в виде злого драчливого мужчины превращается в конкретный образ, который ребенок увидел в углу комнаты. Плюс, картину дополняет приглушенный свет, большой свернутый ковер, тень от окна, быстро и громко пробежавший мимо кот завершает картину. И вот, в результате разыгравшаяся фантазия нарисовала образ страшного мужчины. И не надо удивляться, если ребенок потом увидит этот образ еще не раз. Все нормально, это его фантазия пытается осмыслить происходящее. Аналогичным образом видения могут появиться после просмотра мультфильма, после посещения гостей с непривычной для ребенка обстановкой или после ссоры мамы и папы. Таким образом, ничего ужасного и страшного в таких видениях нет, этому нужно разрешить случаться. Ваш ребенок растет и развивается. Разговаривайте с ним и спокойно объясняйте происхождение этих видений.
Подпишитесь на PG11.ru в «Яндекс.Новостях» или «Яндекс.Дзен»
А что видели ваши дети, пока росли? Пишите в комментариях
«Мой ребенок боится чужих людей»
Психолог рассказывает, почему дети боятся малознакомых и чужих людей, как действовать родителям, и чего делать нельзя.
— Как Маша чужих боится, это просто ужас какой-то, — делилась мама Аня в очереди с подругой. — Если кто незнакомый ей хоть слово скажет, все! Истерика! Раньше еще ничего было, но становится все хуже и хуже. Гулять невозможно. В поликлинике мне за спину прячется и орет. Я как в клетке. А куда деваться-то, мне скоро на работу. Как она в сад пойдет, такая вот — не знаю. Недавно отмечали ей два, свекровь в гости пришла. Бабушка к Маше: «Родная моя!», а та от нее под диван и в слезы. Свекровь мне такого наговорила! Мол, я ребенка испортила совсем, как это так — дите родную кровь не признает! Она тоже хороша, «родненькая», полгода внучку не видела и еще бы три не приходила. Муж тоже говорит, что ненормально, что ребенок так чужих чурается. Что делать?
— А может, свекровь и права, — вмешалась соседка по очереди. — Нечего дочке потакать. Подумаешь, рева-корова. Когда Ваньке год был, он тоже чужих боялся. Это что за жизнь — ни с кем не встретиться, никуда не уйти. Я на его нюни внимания не обращала. Так ему и сказала: «Мне трус не нужен, я тебя тут оставлю». Отучился реветь как миленький. Оставь на полдня у свекрови, быстро бояться перестанет!
Спор разгорался нешуточный. Мама Аня готова была провалиться под землю. «Зря я, конечно, начала все это, да только у кого спросить? Кто прав?»
Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей
Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.
Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо. » — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.
Маме Ане нужно в первую очередь разобраться с собой, а не с дочкой. Как же родителю остановить дурные мысли? Попробуйте минуту не думать о желтом медведе. Что, именно о нем ваша последняя мысль? А теперь подумайте о полосатом слоне. Теперь вас занимает полоски на слоне или его хобот, но уж точно не желтый медведь! Так же и в жизни. Маме Ане стоит переключить внимание на другие темы:
Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.
Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».
Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.
Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.
Почему дети боятся чужих людей
Многие годовалые малыши боятся чужих. В семь-десять месяцев ребенок начинает различать «своих», а к остальным проявляет настороженность. С близкими уж точно безопасно и комфортно, а с остальными — неизвестно. Поэтому малыши при виде незнакомца жмутся к матери, ловят ее реакцию. Если новый взрослый ведет себя доброжелательно, не настаивает на быстром отклике малыша, ребенок постепенно привыкает и начинает общаться. А если взрослый (как свекровь героини) — обижается, требует немедленного ответа, ребенок может закрыться. Более того, будет бояться и других «чужих».
По статистике больше всего этот страх беспокоит в возрасте год-полтора, а к двум-трем годам постепенно проходит. Малыш понимает, что общаться с другими взрослыми может быть интересно и полезно.
Нормальный страх может перерасти в «ненормальный», если взрослые ведут себя неправильно. Советы соседки по очереди вредны для малыша. Вполне возможно, что проблема не видна сейчас, но даст о себе знать в будущем.
Чтобы помочь дочери, героине нужно выяснить причину проблемы. Найти ее помогут ответы на следующие вопросы:
Перечислим самые распространенные причины страха:
Прошлый опыт ребенка. Этот страх появляется после конкретной ситуации. Может быть, ребенка напугал незнакомый человек, и теперь он боится повторения. В таком случае причина на поверхности, о ней легко догадаться. Важно объяснить ребенку, что произошло и что делать, если подобное вдруг повторится.
Например, малыша напугал клоун на дне рождения, и теперь он боится мужчин. Можно сочинить небольшую историю, как мальчик встретился с ярко одетым шумным клоуном. Мальчик испугался, спрятался на руках у мамы. Но потом увидел, что артист раздает мороженое, пускает мыльные пузыри, всем весело, а вовсе не страшно, и пошел играть к ребятам. Пусть ребенок нарисует картинки к вашей истории или устроит настоящее театральное представление, используя любимые игрушки.
Особенности ребенка, данные от природы. Еще одна причина, почему ребенок боится чужих людей, — особенности ребенка. В этом случае ребенок всегда ведет себя с чужими одинаково. Страх появился, как только малыш научился отличать чужих. С возрастом становится чуть легче, но проблема не исчезает.
Поразмышляйте, какой он — ваш малыш? Кто-то болтает без умолку, а кто-то с достоинством и по делу. Один легко меняет партнеров по игре, другой строит прочные отношения. Один прячется от незнакомых, другой готов уйти с первым встречным.
Увы, мы не в силах изменить данное природой, но можем недостаток превратить в достоинство. Боязливые дети часто чувствительны. Они видят в мире то, что другой сверстник и не заметит. Например, не будет общаться с гостем из-за едва уловимого неприятного аромата. Родителям нужно внимательно относиться к таким «причудам» детей. Не ругать, а постараться понять. Учить, на что действительно следует обращать внимание, а на что нет.
Одни дети изучают новое сами, другие — наблюдая за другими. Дети первого типа легко начинают играть в новой компании, но правила часто узнают лишь случайно нарушив их. Вторые сначала наблюдают, кто какой, что здесь разрешено, а что — запрещено. И потом играют уже по правилам. Обе стратегии имеют свои плюсы и минусы. Но взрослые часто не дают маленьким «зрителям» вдоволь насмотреться. Тогда они входят в игру внутренне не готовые, и это может спровоцировать страх. Родителям нужно дать малышу время освоиться.
Ситуация в семье. Страх то усиливается, то ослабевает, в зависимости от происходящего между родственниками. Эта причина скорее всего привела к страху у девочки Маши.
Вряд ли это первая стычка мамы со свекровью. Родственники мужа лезут куда не просят. Чтобы противостоять им, мама закрывается от всех и мало выходит «в свет» с ребенком. Вот дочь и боится новых людей.
Общие советы тут не работают, потому что у каждого конкретного ребенка своя причина. Выявить ее бывает непросто. Во-первых, родители вовлечены в ситуацию, поэтому им сложно увидеть происходящее со стороны. Во-вторых, причин, почему ребенок боится чужих людей, обычно несколько. Одно «накладывается» на другое, сложно разобраться, с чего же начать. Грамотный психолог подскажет родителям, почему ребенок боится, и научит общаться с чужими.
Что нельзя делать, если ребенок боится других людей
Недопустимо наказывать ребенка за то, что он плачет и прячется — ведь малыш не хочет «насолить взрослому». Он хочет общаться и радовать маму. Он не специально, он по-другому не может. Поэтому наказывать его не за что.
Некоторые могут, как Ваня, вести себя хорошо, опасаясь наказания. Но в этом случае проблема «уйдет внутрь»: ребенок будет капризничать без повода, грызть ногти, часто болеть, плохо спать. Не все родители поймут, что эти неприятности появились из-за «задавленного» страха. Большинство детей от насилия взрослых начинают бояться еще больше и вести себя еще хуже.
Относитесь к «плохому» поведению спокойно, а за маленькие шаги в борьбе со страхом хвалите. Плакал, а потом затих на секунду: «О, как я рада тишине!». Повернулся, чтобы рассмотреть незнакомца: «Ура! Как приятно дяде видеть твои глазки!». Дети стремятся повторить то, что радует взрослых. Используйте эту особенность.
Когда дети боятся чужих людей, не стоит их стыдить, называть трусом, говорить: «Это совсем не страшно». К страху прибавляется вина, с двумя чувствами справиться еще сложнее. Взрослому, который любит стыдить, ребенок перестает рассказывать о проблемах. Он старается решить все сам, опасаясь получить очередную «порцию» нравоучений.
Если с повзрослевшим Ваней случится что-то действительно страшное, например, его будут травить или вымогать у него деньги, мама не узнает об этом и не сможет помочь. Важно донести до ребенка, что иногда боятся все, даже взрослые. Смелый человек отличается от труса тем, что может признать проблему и перебороть страх.
Не стоит силой заставлять общаться с незнакомыми, а тем более оставлять с тем, кого ребенок боится. Проявите доброжелательность к чужому, дайте ребенку время присмотреться. Дождитесь, пока малыш сам пойдет на контакт. Полезно рассказать незнакомцу об особенностях ребенка. Начните с комплимента, чтобы расположить к себе собеседника, а затем попросите подождать, пока чадо освоится. Мама Аня могла бы ответить свекрови следующее: «Благодарю вас за внимание к воспитанию нашего ребенка. Вы, наверное, знаете, что память у детей короткая. Подождите чуть-чуть, она освоится и начнет общаться с вами, а пока прошу к столу».
Когда лучше обратиться за помощью
В случае мамы Ани страх нарушает всю жизнь семьи и становится все сильней. Это ненормально, само не исчезнет. Дочери нужна помощь специалиста.
К психологу нужно обратиться в следующих случаях:
Подведем итоги. Если ребенок боится чужих людей, родителю нужно:
А вы, уважаемые читатели, как думаете, что делать маме Ане?